Памятник Александру II в Кремле. Рубль на открытие памятника императору Александру II в Московском Кремле Памятник александру ii в кремле

Кандидат искусствоведения Илья Печёнкин.

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Санкт-Петербург, набережная Екатерининского канала. Фото Натальи Домриной.

Малый Николаевский дворец в Московском Кремле. Открытое письмо начала ХХ века.

Строительство памятника Александру II в Московском Кремле. 1890-е годы.

Н. В. Султанов, П. В. Жуковский, А. М. Опекушин. Памятник императору Александру II в Московском Кремле. Открытое письмо начала ХХ века.

Вид Кремля с памятником Александру II со стороны Москвы-реки. Открытое письмо начала ХХ века.

А. М. Опекушин. Статуя Александра II для памятника в Московском Кремле. Рисунок М. М. Перетятковича.

Первого марта 1881 года в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала был смертельно ранен самый либеральный из российских монархов царь-реформатор Александр II (1818-1881). Насильственная кончина императора, случившаяся двадцать лет спустя после обнародования акта, отменившего крепостное право, стала мрачным предзнаменованием кровавых потрясений будущего столетия.

Убийство императора вызвало колоссальный резонанс. Общественные и административные круги в Петербурге и Москве практически одновременно выступили с инициативой создания всенародного памятника личности и делам покойного самодержца. В Санкт-Петербурге на месте рокового покушения было решено построить православный храм-памятник. В конкурсе на лучший проект принял участие весь цвет российской архитектуры.

Реализованный проект храма Воскресения Христова, разработанный А. А. Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым) и подражающий многоцветностью и сложностью декорации московскому собору Василия Блаженного, справедливо считается манифестом русского стиля времени Александра III. Судьба храма-памятника, получившего неофициальное, но ёмкое название «Спас на Крови», в ХХ веке складывалась драматично. Однако жестокое время пощадило его, и сегодня храм на Екатерининском канале - одна из жемчужин Северной столицы, привлекающая потоки туристов.

Гораздо менее известен московский памятник Александру II, более скромный по замыслу, но в не меньшей степени отразивший масштаб личности императора и его деяний.

Восьмого марта 1881 года на экстренном заседании Московской городской думы городской голова С. М. Третьяков сообщил о решении создать памятник Александру II. Как и в Петербурге, памятник возводили на народные деньги. Крупнейшими жертвователями выступили Московская городская дума, губернское земство, купеческая управа, великие князья Сергей, Владимир и Павел Александровичи, представители богатейших купеческих фамилий. Около миллиона было собрано по подписке, а общая сумма составила более 1,7 миллиона рублей. Вопрос о том, каким будет монумент, стал предметом живой общественной дискуссии.

В апреле 1881 года объявили открытый конкурс на составление проекта. В жюри вошли крупные художники и архитекторы - А. И. Резанов, М. П. Боткин, К. М. Быковский, Р. А. Гедике, С. В. Дмитриев, Е. С. Сорокин, скульптор М. В. Харламов, инженер А. А. Семёнов, представители общественности (в частности, М. Н. Катков) и церковной иерархии - епископ Дмитровский Амвросий. Условия конкурса давали большую творческую свободу художникам, ограничивая их лишь указанием места будущего монумента («в Кремле, против Малого Николаевского дворца, на плац-параде»), материалов («граниты, порфиры, мраморы и бронза») и довольно общим требованием, чтобы памятник служил «верным и ясным изображением личности, великих дел и событий славного царствования почившего Государя». Добавим, что к участию в состязании допускались не только российские, но и зарубежные авторы, причём необязательно из Европы. Газета «Неделя строителя» сообщала в 1882 году о проекте, представленном в российское посольство в Лондоне художником Трекарамом из Калькутты.

И всё же конкурс не дал удовлетворительных результатов. В 1883 году была сделана вторая попытка выбрать надлежащий проект путём свободной конкуренции. Кроме того, вне конкурса рассматривались предложения скульпторов М. М. Антокольского и Д. Н. Иенсена, архитектора Глезера и некоего «г. Куприянова». Монумент Александру II большинство участников конкурса предлагали соорудить в виде статуи на более или менее сложном постаменте со скульптурной декорацией.

Оригинальный проект представил известный московский зодчий А. С. Каминский. Архитектор решил включить монумент в композицию уже существовавшего здания - Малого Николаевского дворца, построенного в 1770-х годах М. Ф. Казаковым. В этом дворце 17 (29) апреля 1818 года родился будущий император Александр II. По мысли Каминского, классицистические фасады здания надлежало полностью перестроить в русском стиле, а собственно памятник разместить в угловой полуротонде. Статую императора (не бронзовую, а беломраморную) предполагалось установить внутри центрического павильона, пышно декорированного и увенчанного куполом, изображающим шапку Мономаха. На внутренней стене павильона автор хотел бы начертать полный текст Манифеста об освобождении крестьян, а в куполе - поместить живописное изображение «Появление императора Александра II среди народа на Адмиралтейской площади в день объявления освобождения крестьян 5 марта 1861 года». Таким образом, проект, представленный Каминским, был призван увековечить в равной степени личность монарха и событие, неразрывно связанное с его именем.

Однако эклектичный по формам и предполагавший вторжение в ансамбль Малого Николаевского дворца замысел Каминского вызывал впечатление скорее графической фантазии, нежели проекта архитектурного сооружения. Ни он, ни более традиционные композиции других конкурсантов не убедили членов жюри. Выплатив соответствующие премии (первая досталась М. А. Чижову, вторая - А. М. Опекушину, третья - тандему М. О. Микешина и Н. И. Баринова, четвёртая - мюнхенскому скульптору А. Гессу), жюри было вынуждено признать, что ни один из проектов не годится для воплощения «как недостаточно выражавший славную, вечной памяти достойную деятельность в Бозе почившего Монарха».

Круг участников третьего конкурса, объявленного в 1887 году, был очерчен заранее. Письменные приглашения разослали академикам А. Р. фон Боку, Н. А. Лаверецкому, А. М. Опекушину, М. А. Чижову и М. М. Антокольскому, которые вне зависимости от результатов конкурса должны были получить за свои проекты по 5000 рублей серебром. Несмотря на привлечение столь маститых представителей художественного цеха, результаты на этот раз получились ещё более скромными.

Назначение следующего конкурса было признано совершенно бесполезным. Бесплодность творческих исканий серьёзно обеспокоила императора Александра III. Осенью 1889 года один из ближайших к нему царедворцев художник П. В. Жуковский - сын поэта В. А. Жуковского, бывшего воспитателем будущего царя-освободителя, - создал эскиз памятника, демонстрирующий знакомство автора с конкурсными проектами прежних лет, но в то же время обладающий качествами, которые не встречаются ни в одном из них. Основополагающий эстетический принцип композиции, нарисованной Жуковским, был сформулирован самим Александром III в частной беседе с художником: «Просто и священно». Для более детальной разработки проекта император посоветовал Жуковскому обратиться к видному архитектору, реставратору и знатоку древнерусского зодчества Н. В. Султанову, который в итоге и стал основным автором и строителем монумента. Третьим участником творческого коллектива пригласили знаменитого своим памятником А. С. Пушкину (1880) скульптора А. М. Опекушина. Он и создал статую императора.

14 мая 1893 года в присутствии Александра III и членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония закладки памятника. Надо сказать, что в ходе подготовительных земляных работ на плац-параде перед Малым Николаевским дворцом были раскрыты фундаменты древних Приказов и обнаружено большое количество предметов старины. Это послужило причиной для начала полноценных археологических раскопок. Все выявленные артефакты передали в Исторический музей. Завершили строительство памятника уже в царствование Николая II, летом 1898 года.

Удачной стороной замысла Жуковского, претворённого в проекте Н. В. Султанова, можно считать решение расположить памятник на бастионе, выступающем над склоном кремлёвского холма. В результате город получал превосходную смотровую площадку для обзора панорамы Замоскворечья. Сень, решённая в виде остроконечного шатра, визуально перекликалась с завершениями кремлёвских башен. В окончательном проекте, датированном 1895 годом, квадратная в плане сень покоилась на четырёх устоях в виде сгруппированных колонн. С трёх сторон её обрамляла невысокая галерея, которая заканчивалась двумя шатровыми павильонами меньшего размера, симметрично фланкирующими главный объём. Своды галереи украшали 33 мозаичных портрета русских князей и царей. Сама фигура императора, изображённого в полном генеральском мундире и порфире, с выразительным жестом правой руки, была установлена на гранитном постаменте с надписью «Императору Александру II любовию народа».

Роковым для этого памятника, как, впрочем, и для многих других кремлёвских зданий, стал 1918 год, когда Кремль превратился в резиденцию большевистского правительства. Монумент царю-освободителю пал одной из первых жертв новой государственной политики.

Уничтожен в 1918 г.

История

После трёхлетних земляных работ 14 мая 1893 г. произошла закладка первого камня. Строительство длилось пять лет, и 16 августа 1898 г. в присутствии императора Николая II состоялось торжественное открытие.

Создавали памятник скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов. Надзор за сооружением памятника осуществлял архитектор В. П. Загорский.

Памятник представлял собой мемориальный комплекс, состоявший из статуи императора, шатровой сени над ней и колоннады.

Статуя из тёмной бронзы изображала Александра II в рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром. На прямоугольном постаменте была надпись «Императору Александру II любовию народа».

Шатровая сень была облицована финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой. Кровля была сделана из вызолоченных бронзовых листов, залитых тёмно-зелёной эмалью и увенчана двуглавым орлом. В куполе сени была помещена летопись жизни царя.

Alexander Opekushin (1838-1923, sculpture), category:Nikolay Sultanov (1850-1907) , Public Domain

С трёх сторон статуя была окружена арочной галереей. На её сводах были расположены 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I.

Портреты были выполнены по эскизам П. В. Жуковского. По фризу колоннады было написано:

«Сооружен доброхотным иждивением русского народа».

Память

В ознаменование открытия памятника 16 августа 1898 г. император Николай II подписал указ, согласно которому право на ношение медалей, учреждённых в связи с проведением крестьянской реформы становилось наследственным - старшие прямые потомки награждённых, исключительно по мужской линии, получили право носить эти медали как собственные. В случае, если прямых наследников не оставалось, медаль должна была оставаться на хранении у иных потомков этих лиц. Таким образом дополнялся порядок ношения следующих медалей: «За труды по освобождению крестьян», «За труды по устройству удельных крестьян», «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения».

В память об открытии памятника были отчеканены специальная настольная медаль и жетон, а также монета номиналом 1 рубль и тиражом 5000 экземпляров.

Памятник пользовался популярностью у москвичей. Газета «Московские ведомости» писала:

«Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него всё те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».

Вот что говорил об этом памятнике один из его авторов Н.В. Султанов:

«Всякая статуя терялась бы между двумя исполинами: Иваном Великим и Спасской башней. Русский народ, отучаемый в продолжении девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновенно ничего не говорит его уму и сердцу, чем только и можно объяснить унылую безлюдность наших памятников».

В то же время граф А. А. Игнатьев, принимавший участие в церемонии открытия памятника, в своих мемуарах указывает, что накануне открытия кто-то оставил надпись на прилегавшем заборе:

«Безумного строителя бездарный выбран план - Царя-Освободителя поставить в кегельбан»

Весной 1918 г. статуя императора была убрана, в 1928 г. памятник был уничтожен окончательно.

Торжество открытия памятника императору Александру II состоялось 16-го августа в Высочайшем присутствии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, изволивших прибыть в Москву вместе с Августейшими Детьми накануне торжества, 15-го августа, в 6 часов вечера.
16-го августа, в 8 часов утра, пять пушечных выстрелов с Тайницкой башни Кремля возвестили Москве о наступлении торжества открытия памятника императору Александру II. Но уже до выстрелов началось сильное движение народа вокруг Кремля. Особенно много народа собралось на Софийской набережной против Кремля, откуда видна ограда памятника и верхняя часть-голова статуи императора под величественною сенью. Главный фасад всего сооружения обращен к кремлевским соборам.

Памятник императору Александру II, сооруженный по Высочайше одобренному проекту Н. В. Султанова и Н. В. Жуковского, представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это вполне русское сооружение, а по деталям — это здание в стиле Возрождения, согласованное по формам и по цвету своих материалов с общим характером итальяно-русского, белокаменного, златоглавого Кремля. Памятник построен по южному склону кремлевского холма, против Малого Николаевского дворца, занимая площадь в 323 кв. саж. Если смотреть на памятник с Замоскворечья или со стороны Спасских и Боровицких ворот, то все сооружение представляется как бы вырастающим из нижнего кремлевского сада, примыкая верхней своей площадью к внешнему краю плаца. По боковым сторонам памятника спускаются от плаца по склону холма две высокие каменные лестницы, заканчивающиеся общей площадкой и широким сходом, ведущим в сад близ церкви св. Константина и Елены (рис. на стр. 700).


Памятник по внешнему своему виду состоит из поднимающегося над склоном кремлевского холма выступа в 8 саж. высоты, обрамленного вверху с трех сторон сквозной галерейкою, со статуей императора помещенной посредине под высоким балдахином или сенью с шатровым верхом. Арки и своды галереи поддерживаются 152 колоннами, расположенными в два ряда. По фризу галереи, начиная с левой ее стороны, высечена надпись: "Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893 великим Государем нашим Императором Александром Александровичем и окончен при великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898". В галерею ведут два входа, в виде сеней; над крышей правого входа помещен герб дола Романовых, представляющий грифона с мечом и щитом, а над левой входной сенью — герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. Своды галереи украшены мозаичным золоченым орнаментом в стиле итальянского ренессанса, в виде розеток и звезд. Эта мозаика служит узорным фоном, на котором расположены, в самой середине сводов, большие медальонные мозаичные портреты русских государей, начиная с св. Владимира и кончая императором Николаем I; всего 33 портрета. По бокам портретов изображены года начала и конца царствования каждого государя. Эскизы портретов и орнаментов свода галереи написаны художником П. Б. Жуковским. По этим эскизам мозаика портретов и всей галереи сделана в Венеции. В боковых входах и в углах галереи подвешены к своду четыре бронзовых вызолоченных канделябра для электрического освещения памятника.

Высоко поднимающаяся над галереей сень сделана из темнорозового финляндского гранита и убрана украшениями из темнозеленой бронзы с золотой бликовой.
Четырехсторонняя кровля главной сени, круто поднимающаяся кверху, сделана из бронзовых листов чеканной работы, вызолоченных чрез огонь и украшенных слаборельефным орнаментом с заливкою фона темнозеленой эмалью. По общему своему виду кровля представляет собою как бы колоссальный парчовой шатер. Шатер главной сени увенчан большим бронзовым золоченым двуглавым орлом. Высота сени от поверхности площади до вершины орла- 17 сажен. В центре купола средней сени — изображение Императорской короны в золотых лучах. По краям купола сделана следующая надпись золотыми буквами: "Родился 17 апреля 1818 г. Вступил на престол 19 февраля 1855 г. Венчался на царство 26 августа 1856 г. В Бозе почил 1 марта 1881 г.".

Статуя императора помещается под сенью на четырехстороннем пьедестале из красного гранита. Исполненная профессором скульптуры А. М. Опекушиным, статуя отлита из темнозеленой бронзы; высота ее 7 аршин. Император Александр II изображен в одеянии, в котором венчался на царство, в полной генеральской форме и в Императорской порфире. На лицевой стороне. пьедестала; сделана надпись: "Императору Александру II любовию народа" (рис. на стр. 697)…

Благодаря реформам в военной сфере Россия получила мощную и хорошо оснащённую армию. При Александре II удалось вернуть утраченное положение на международной арене: в ходе Балканской войны 1877-78 годов было нанесено сокрушительное поражение Турции, присоединением ряда стратегически важных территорий завершилась многолетняя Кавказская война, началась подготовка к активному продвижению российских интересов в Центральную Азию.

Жизнь императора трагически оборвалась 1 марта 1881 года в результате организованного против него террористического акта. На месте его убийства в Санкт-Петербурге возвышается собор Спаса-на-Крови.

Памятник императору

Памятник Александру II в Москве был открыт в 2005 году в сквере между улицей Волхонкой, Всехсвятским проездом и Пречистенской набережной возле храма Христа Спасителя. Создан по инициативе общественности при непосредственном участии Правительства Москвы. Авторы памятника — скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров.

В Московской городской Думе в Комиссии по монументальному искусству несколько раз обсуждали, на какое место в городе установить памятник. Изначально это планировалось сделать в Александровском саду, но установить скульптуру высотой более шести метров на территории Московского Кремля и в его окрестностях оказалось невозможным. Тогда было решено установить памятник там, где он находится сейчас.

Торжественное открытие состоялось 7 июня 2005 года. Монумент освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В церемонии приняли участие министр культуры России Александр Соколов, мэр Москвы Юрий Лужков, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Омский и Тарский Феодосий, архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр, а также государственные, политические и общественные деятели, представители творческой интеллигенции.

Александр II изображён в полный рост в военной форме и с царской мантией. Царь-освободитель смотрит на храм Христа Спасителя со стороны Всехсвятского проезда. Бронзовая фигура императора высотой более шести метров и весом семь тонн установлена на трёхметровом мраморном постаменте, где перечислены его заслуги перед Россией.

Биография знаменитого скульптора Опекушина под катом:

Опекушин Александр - (1838-1923) русский художник, скульптор-монументалист, скульптор-патриот.
Родился д. Свечкино, ныне Ярославской области, сын крепостного, скульптора-самоучки и потомственного
лепщика-декоратора.
В 1860 г. Александр, скопив с большим трудом 500 руб., откупился от помещицы, получив вольную.
В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Е. Гуськиной.
Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. Иенсена в Петербурге. Действительный член петербургской АХ (1895 г.).
Вначале завоевал признание как портретист. Участвовал в создании (по проектам М. Микешина) памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (вылепив для него фигуру Петра I, открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А. Орлова и В. Чичагова) по собственным эскизам.
Совместно с М. Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А. Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 г.
Наиболее значительное произведение Опекушина - памятник А. Пушкину в Москве (бронза, гранит), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. который по праву стал самым популярным русским монументом XIX в.
1875 г. - оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А. Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей.
Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Опекушиным и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).
Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению
М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля".
Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882 г.) совместно с М. Микешиным создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах.
Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.
Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898 г., не сохранился) и Александру III возле храма Христа Спасителя (создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования, бронза, 1912 г., не сохранился).
Не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники К. Бэру в Дерпте (1886 г.) и Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г., уничтожен в 1925 г.).
Опекушин создал также памятники А. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884 г.), М. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 г.) - все бронза, гранит.
Опекушиным выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других.
После 1917 г. - заработанные Опекушиным многолетним трудом деньги, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы.
Дом - экспроприирован.
Опекушин совершенно забыт всеми, живет в крайней нужде. Умер Опекушин в с. Рыбница, ныне Ярославской области.