Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности доо. Организация подвижных игр

Елена Иванцова
Консультация для педагогов «Приемы эффективного руководства подвижной игрой»

Подбирая игру, необходимо прежде всего обратиться к Программе. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр , для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект . Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия .

Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении . Важно также учитывать время года и состояние погоды.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы , проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков .

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта . Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков , уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть : подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Методика проведения подвижной игры включает в себя :

Сбор детей на игру, создание интереса,

Объяснение правил игры,

Распределение ролей, выбор водящего,

- руководство ходом игры ,

- подведение итога .

Сбор детей на игру создание интереса. Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек (Раз, два, три! Играть скорей беги) Эффективны и сюрпризные моменты : играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.

Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм .

Поэтому руководитель привлекая внимание малышей, должен сам начать с увлечением играть, таинственным голосом предлагает.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей . Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам : "Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром. "

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку : "Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть. ".

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение правил. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям . Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации .

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий .

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников это учить их планировать свои действия. Последовательность объяснения : назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия .

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.

Распределение ролей. Ведущая роль - всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием . Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. "Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница. " Все дети в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока , победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т. п.

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты : на кого выпало последнее слово, тот будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям : за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле .

Распределить роли можно при помощи "волшебной" палочки, всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др., при помощи перехваток и т. д.

Руководство игрой . В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов .

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников : поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, подсказать действия растерявшемуся, подать необходимые сигналы, не допускать статических поз (сидение на корточках, регулировать физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же касается и правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (помочь воспитателю - подержать второй конец веревочки)

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре , который чаще всего сам выполняет главную роль.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, хороши также речитативы.

Подведение итога . Большое воспитательное значение имеет подведение итогов , оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности . При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме.

Варьирование и усложнение подвижных игр . По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно :

– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры) ;

– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают) ;

– изменить размещение играющих на площадке;

– сменить сигнал;

– усложнить правила старшей группе пойманных можно выручать)

К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации , проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4, роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий , красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.

Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап - это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Выбор игры. Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней, особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. подвижная игра дисциплинированность ребенок

Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Объяснение правил. Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.

Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Руководство игрой. В целом, руководство воспитателя подвижной игрой состоит в контроле за ходом игры и направлен на выполнение ее программного содержания.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Большинство старших дошкольников хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой -- в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др.

Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например, придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных»; затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других. Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте.

Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, соблюдал правила, а затем анализирует причины нарушения правил. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Следует отметить, что дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. Желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.

в подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»); в основной части, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй - убегай» и с увертыванием;

игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно, и лишь изредка - в сочетаниях.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут. Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.

Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Как организовать подвижную игру. Функции педагога в организации игры. Выбор игры. Подбор инвентаря и определение функций и назначения игры.

Функции педагога, руководителя игры . Важнейшими обязанностями педагога-профессионала, применяющего подвижные игры как средство целенаправленного организованного физического воспитания, являются: выполнение комплекса организационных действий; проведение подвижной игры с реализацией комплекса воздействий общеразви- вающего телесно-двигательного и воспитательного характера. К общеорганизационным действиям педагога относятся: выбор игры и факторы эффективности ее проведения; анализ системной и структурной сущности игры; подготовка места проведения игры, инвентаря и вспомогательного оборудования. К организации детей для осуществления игры относятся: объяснение содержания игры; размещение играющих с уточнением индивидуальных функций и правил; определение водящих (если необходимо); формирование команд; выбор капитанов; назначение помощников педагога и объяснение их обязанностей, назначение судей, если необходимо. Проведение игры включает в себя непосредственное управление игровым процессом, в том числе: наблюдение за ходом игры, соблюдением правил; личное осуществление судейства; корректировка нагрузки; завершение игры; подведение итогов игры.

Выбор игры и условия успешного ее проведения. Содержание избранной подвижной игры определяется фактором цели и основными задачами урока, или другой формой занятий, в рамках которой предполагается ее проведение. Для педагога важно то обстоятельство, что проведение игры только ради игры — это достаточно расточительное времяпрепровождение исходя из стратегической цели физического воспитания — формирования физической культуры личности ребенка . Как отмечалось ранее, подбор игры основывается, прежде всего, на основных задачах занятия и психофизиологических особенностях возраста участников игры, обобщенном уровне их физического развития и двигательной подготовленности, количественного соотношения мальчиков и девочек в командах.

Организационная форма занятий, или мероприятие, в рамках которых предполагается проведение игры, оказывает определяющее влияние на ее подготовку и проведение. Наиболее приемлема в образовательном и воспитательном аспектах форма академического урока, одним из элементов которого планируется подвижная игра. Именно в регламент урока можно планировать и целенаправленно решать поставленные задачи, поскольку урочная форма определяет и возраст, и пол, и время, отводимое на занятие.

Другие формы, к примеру занятия в летнем лагере, в условиях перерыва между занятиями, накладывают на педагога, проводящего игру дополнительную профессиональную ответственность в связи с возможным разным возрастом участников, разной исходной физической подготовленностью, лимитом времени проведения игры и другими привходящими факторами.

Наиболее приемлемым местом проведения подвижных игр является летняя спортивная площадка или спортивный зал, что позволяет в полной мере проявлять детям их двигательную активность. Проведение игр в условиях школьной рекреации требует от проводящего проявления творчества, неординарных организационных решений, в целом — достаточно высокого профессионализма.

Время года и погодные условия, безусловно, влияют на выбор игры и ее содержание. В летнее теплое время и при жаркой погоде необходимо планировать проведение игр с небольшой двигательной активностью во избежание перегрева организма ребенка. И наоборот, в зимних погодных условиях избранная игра должна быть насыщена активными движениями, перемещениями.

В содержание выбранной игры можно вносить изменения в соответствии с возникшими организационными ситуациями (большое и слишком малое количество участников, нехватка инвентаря и др.). Достаточно эмоциональной положительно воспринимаются детьми изменения в игре, правилах по их предложению, тем более если это приводит к лучшей организации игры и качеству ее проведения.

Анализ системности и структурности игры осуществляется педагогом в процессе личной подготовки к ее проведению. Создание представления об игре как системе позволяет выделить ее главные элементы, их функции в ходе игры, продумать особенности непосредственных и опосредованных связей между элементами. Процесс игры есть нечто иное как реализация связей между ее составляющими, например взаимодействие педагога и команды, капитана и команды, реализация функций помощников и участие в этом педагога, влияние судей на управление игрой.

В процессе подготовки к игре педагог должен представить игру в структурном аспекте, то есть определить для себя место, роль и значение каждого из компонентов игры в качестве системы. Руководитель игры должен представить себе все возможные ситуации, вызванные ходом игры, продумать возможные решения. Важно предусмотреть вероятные негативные проявления и представлять себе пути их устранения. В системе подвижной игры главными элементами являются игроки и педагог-руководитель. Каждый участник игры есть индивидуальность, по-разному относящийся к игре и проявляющий себя в ней. Задача педагога — создать условия, при которых все игроки, включая пассивных, слабо подготовленных, в конечном счете, активно участвовали бы в ней.

Предварительный анализ игры предполагает выбор педагогом и назначение помощников, наделение их функциями, соответствующими содержанию и условиям игры. При этом помощники должны по возможности подробно ознакомиться с игрой, правилами ее проведения.

Предварительная подготовка места проведения игры является непременным условием ее успешного проведения. Важно знать, что участники игры тонко чувствуют наличие предварительной подготовки, что проявляется в их положительных эмоциях, желании играть, а в ином случае — в безразличии к предстоящей игре.

Примерами подготовки места проведения игры могут быть соответствующая разметка площадки с применением различного рода ориентиров; нанесение ограничительных линий, размещение инвентаря и вспомогательных средств в связи с содержанием игры; расчистка площадки от снега, устранение дождевых луж и др.

При подготовке места проведения игры следует убрать все посторонние предметы, препятствующие ходу игры. Необходимо учесть при играх с мячом в помещении возможные его удары по стеклам, а с этим и травмы, и материальные траты. Окна должны быть защищены упругой или жесткой сеткой. Если условия игры достаточно просты, то подготовительные действия целесообразно проводить вместе с участниками игры, что повышает их организационный и эмоциональный настрой на игровые действия.

Подготовка инвентаря и вспомогательного оборудования может осуществляться самим педагогом и его помощниками. Но особо ценна та созданная ситуация, при которой в подготовке активно участвуют все игроки. Наиболее востребованным инвентарем в подвижных играх являются мячи, гимнастические палки и скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки и повязки. В качестве вспомогательного оборудования могут использоваться гимнастические снаряды, особенно в эстафетах, кубы из дерева.

Инвентарь и вспомогательное оборудование подбирается, а если необходимо, то и специально создается учащимися- активистами в соответствии с содержанием и условиями игры. Вес и размер инвентаря должен соответствовать физическим возможностям игроков. Хранение инвентаря, как правило, осуществляется в специально отведенном месте. Но перед игрой его целесообразно расположить в местах, удобных для их быстрого размещения в соответствии с условиями игры.

Объяснение сущности игры целесообразно проводить в том построении или ролевом расположении учеников, с которого начинается игра. Успех объяснения и восприятия сути и условий игры зависит от того, насколько сам педагог ясно, точно и профессионально представляет ее себе сам. Объяснение должно быть последовательным, логичным, кратким, за исключением случая с играми детей дошкольников и младших школьников. В этом возрасте требуется подробное, без спешки объяснение в связи со спецификой восприятия информации детьми этого возраста.

В теории, методике и практике подвижных игр сложилась и действует достаточно простая и надежная схема объяснения сути игры. Она состоит: из названия игры, ее главной отличительной особенности; содержания игры; роли играющих и их расположения на площадке; функций помощников; правил игры; условий определения победителей; ответов на вопросы участников игры, которые адресуются всем детям. Особое внимание следует обращать на правила игры с тем, чтобы не делать вынужденные остановки по ходу игры на их уточнение. Объяснение должно быть четким, с ясной дикцией, с умеренными эмоциями, но не монотонно, на доступном для детей языке. В редких случаях в качестве обострения внимания к содержанию игры, правилам и условиям педагог может применить прием краткого выборочного опроса слушателей.

Целесообразно использовать каждую возможность для одновременного рассказа и показа двигательных фрагментов игры. Объяснение сущности игры и правил следует осуществлять при достижении максимального внимания учеников к действиям учителя. Объяснение содержания игры и условий должно быть последовательным, логичным, стройным. При этом целесообразно руководствоваться следующим планом рассказа: название игры; роль играющих и места их расположения; последовательность игровых действий; правила и другие условия игры. При объяснении игры следует учитывать общее настроение детей, общий психологический фон коллектива. При снижении внимания детей во время рассказа необходимо сократить объяснение, по возможности без ущерба для его смысла и эмоциональной стороны предстоящей игры. Завершается объяснение ответами на вопросы учеников, если они появились, при этом ответ следует адресовать всем играющим. В случаях повторного проведения игры, как правило, обращается внимание на ее ключевые моменты и на уточнение правил. Эффективным педагогическим приемом является выборочный опрос учеников о смысле и содержании игры, об особенностях правил ее проведения.

Размещение играющих с определением индивидуальных функций и правил игры . Объяснение сущности игры может осуществляться в организованном построении детей, реже при произвольном, но сгруппированном их размещении. Наиболее рациональным способом объяснения является рассказ, осуществляемый в том расположении играющих, в котором начинается игра. Важно при разных вариантах размещения играющих, чтобы преподаватель видел всех детей, а они, в свою очередь, видели бы преподавателя.

Если игра начинается с перемещения детей бегом врассыпную, то для объяснения игры и стартовых действий дети размещаются в шеренге или группируются возле учителя, но с условием хорошего взаимного обзора. При проведении игры в круге учитель занимает место для объяснения в ряду играющих, что обеспечивает хороший обзор для всех и такое же восприятие рассказа. Учителю не следует располагаться в центре круга и даже в некотором отдалении от него, поскольку для большого числа играющих смысл объяснения сути игры и правил может быть не услышен. Если игра носит командный характер, и стартовое расположение предполагает шеренгу или колонну, то преподаватель должен для объяснения сблизить участников команд, расположиться в середине между играющими, обязательно повернуть их лицом к себе. При объяснении учитель должен без излишних акцентов поочередно обращаться к игрокам одной и другой команды.

При стартовом размещении важно учитывать направление лучей солнца и предвосхищать их действие на слушающих. В ином случае внимание детей будет рассеяно лучами солнца. Это же относится и к учителю при его расположении перед учениками.

Определение индивидуальных функций играющих может заключаться: в распределении детей на команды; выборе водящих; назначении помощников.

Создание команды играющих может осуществляться рядом способов. Если необходимо создать равносильные команды, то это организует сам учитель как наиболее ориентированный в подготовленности детей. Такой способ приемлем в тех случаях, когда проводятся достаточно сложные по содержанию подвижные игры, как правило, с элементами спортивных игр, что соответствует возрасту старших классов.

Существует гимнастический способ распределения на команды по расчету. При этом дети сначала выстраиваются в шеренгу построением «мальчики-девочки», и путем заданного расчета «на первый-второй», или «первый-второй-третий» и т.д. каждый играющий получает номер своей команды. Такой способ позволяет быстро, чаще всего в условиях урока по физической культуре, подготовиться к игре.

Распределение на команды может происходить и путем применения приемов фигурной маршировки, например дроблением. Но такой способ, как и любой другой, применим при условии, если учащиеся владеют элементами фигурной маршировки и общее количество играющих составляет четное число с равным количеством девочек и мальчиков.

Для распределения на команды возможно применение организационного способа «по договоренности». Он заключается в том, что дети выбирают капитанов в парах, в которые они объединились предварительно и желательно по примерно равной подготовленности. При этом дети в парах договариваются о том, в команде какого капитана они будут играть. Капитан путем вызова игрока определяет его в свою команду. Этот способ эмоционален, учитывает индивидуальность ребенка, носит еще до игры характер игры и достаточно популярен среди детей и организаторов.

Существует способ создания команд «по выбору капитанами». Выбранные игроками капитаны по очереди выбирают детей в свою команду. Такой способ отличается быстротой создания достаточно равноценных команд. Однако капитаны должны быть готовы к тому, что среди детей имеются и слабоподготовленные, чтобы не оставить их без внимания, а лучше — специально пригласить такого ребенка в команду, тем самым оказав ему доверие и предоставив возможность полноценно проявить себя в коллективных действиях. В реализации этого способа несомненна роль учителя в подготовке детей к роли капитана. Такой способ также наиболее приемлем для старшеклассников, уже способных не только определять сторонников по уровню подготовленности, но и совершать личностные поступки, проявляя внимание к недостаточно подготовленным детям.

Выделение водящих, капитанов является действием, достаточно тонким с психологической и педагогической точек зрения. Поскольку существует авторитарный способ, когда водящего назначает педагог или руководитель игры, а также коллективный способ — самими игроками, то имеется ряд особенностей, которые важно учитывать при организации игры. Так, если капитанов назначает только учитель, а зачастую одних и тех же учеников, то есть опасность выделения таких детей в приближенные, любимые учителем, что, безусловно, неприемлемо. С другой стороны, также малоприемлем постоянный выбор детьми самого подготовленного капитана, поскольку таким образом не создаются условия для проявления лидерских качеств у менее подготовленных детей. Поэтому учитель должен иметь в своем арсенале ряд способов выбора капитанов, водящих, учитывающих психологические особенности детей определенного возраста и возможности проявления и формирования качеств лидера.

Капитана или водящего может назначить и сам учитель. В этом способе имеется одно достоинство — быстрая организация игры, но не принимается во внимание воля коллектива детей. Этот недостаток может быть снивелирован при объяснении учителем мотивов своего решения, и таким образом будет ослаблен негатив волевого (неигрового) решения.

Распространенным способом выбора лидера игры является жребий. Выбор по жребию может осуществляться путем расчета, срочного разгадывания загадки, быстрой викторины и самым простым способом — метанием монетки. Таким же способом можно определять и составы команд. В качестве жребия можно применять гимнастическую палку, которую конкуренты перехватывают снизу доверху кистью, с определением победителя по полному, всей кистью последнему хвату сверху.

Эмоциональным способом определения капитана или водящего является жребий, основанный на вытаскивании соломинок, зажатых в руке учителя. Вытащивший самую короткую соломинку становится лидером игры.

При организации игры применяют способ выделения водящего по лучшему, дальнему метанию доступного снаряда. Наряду с определенными достоинствами этот способ может не позволить слабо подготовленному ребенку почувствовать себя в роли лидера.

Существует способ назначения водящим игроком победителя в предыдущей игре. Такой подход стимулирует игровую активность детей, но и в этом случае вне зоны лидерского внимания могут остаться средне и слабо подготовленные дети.

Самым справедливым способом назначения выбора капитанов или водящих является установленная очередность выполнения таких функций. Во избежание самоотказов учителю следует разъяснять функции водящего или капитана, значимость этой роли в определении жизненной позиции каждого ученика, в формировании организаторских и управленческих умений.

Выделение помощников осуществляется учителем для наблюдения за соблюдением правил игры, определения ее результата, размещения инвентаря, обусловленного содержанием игры. Роль помощника важна и для формирования его социальной активности. Поэтому весьма целесообразно, чтобы в роли помощников побывали все играющие и возможно чаще в течение учебного года.

Учитель объявляет участникам игры о назначенных помощниках без объяснения причин своего выбора. Помощники могут быть назначены и по их собственной инициативе, по желанию ребенка. Количество помощников зависит от содержания игры, условий ее проведения и сложности правил. Помощники назначаются, как правило, после объяснения сущности игры и выбора капитанов или водящих. На роль помощников могут быть назначены дети с ослабленным физическим развитием или освобожденные врачом от двигательной активности. Если подвижная игра проводится на открытой площадке, на местности, то помощников следует назначить заблаговременно, с тем, чтобы осуществить добротную подготовку к игре в усложненных условиях.

Опыт работы на тему

« русские народные игры»

«Маленькие дети… играют, как птица поет». Эти слова емко и образно выделяют главное: игра – естественное состояние ребенка, его основное занятие. Принадлежат они Н.К.Крупской, взгляды которой на сущность игры легли в основу дошкольной педагогики.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.

Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Подвижные игры:

Собственно подвижные: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки, хоккей.

Но я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка русских народных подвижных игр.

Я поставила перед собой задачи:

1.Провести анализ литературы.

2.Определить взаимосвязь физического воспитания с возможностями народных традиций.

3.Изучить имеющийся опыт.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наряду с изучением методических новинок изучила подвижные игры, их организацию. Моей настольной книгой стали «Русские народные подвижные игры» М.Ф.Литвиновой.

Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой целью были переоборудованы игровые уголки в группах, продумано их эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала.

Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, я рассказываю им об истории ее создания.

Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для этого я старалась побольше рассказывать о повадках животных - персонажах игр, таких, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и т. д. Воспитатели читали вслух сказки, народные потешки, вместе с детьми мастерили все необходимые атрибуты.

В старших группах, разучивая с детьми игры, рассказывала о разных народах населяющих Россию, знакомила с историей и традициями этих народов.

Народные подвижные игры выбирала в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работала в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Только после этого начал работу кружок «Русские народные подвижные игры». Я поставила перед собой задачу:

Вызвать у детей интерес к народным играм. Научить самостоятельно их организовывать.

Т.к. игра является основным видом деятельности детей, то при составлении плана я решила более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях я подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, метание, подлезание. Весь игровой материал старалась распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений.

В период освоения детей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве (игра «Пятнашки обыкновенные»).

В дальнейшем я старалась подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывала, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучаю детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач, прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру я старалась эмоционально и выразительно и принимала непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями детей. Все это помогло активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, я не только подсказывала, как нужно двигаться, но и показывала образец правильного выполнения движений.

Так в игре « Петушиный бой» показывала, как нужно прыгать на одной ноге и толкать друг друга плечом, поощряя при этом детей, наиболее удачно выполняющих движение.

Учитывая, что двигательные возможности старших детей большие, в игре предлагала каждому поупражняться в движениях. Старалась не ограничивать пространство для движений. Не сокращать время активных действий, увеличила дозировку бега и подпрыгиваний в играх.

Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило меня более серьезно подходить к варьированию игр.

Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения и т.д. Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Например, всем знакома игра «Хитрая лиса». А варианты у нее могут быть такие:

    Ведущий дотрагивается до 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими.

    Вводится ограничение для лисы: салить левой рукой.

    В игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи и так далее, - поэтому двигаться они во время игры должны в соответствии с образами.

Интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини - сказки мной был позаимствован у преподавателя МПГУ Э.Я.Степаненковой. Основными требованиями к таким мини - сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действия.

Например, для игры «Совушка» сказка может быть такая.

« На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки: зайчата, медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили - кто, как умел, и всем было весело. А в дупле дерева жила совушка - сова. Днем она спала, а по ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» - и летит за добычей. Услышат зверюшки ее уханье и скорей бегут в домики. А когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть».

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Выделить детей на определенные роли можно различными приемами: поручить кому-то роль, выбрать считалкой и др. Чтобы дети не использовали случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием, мы разучиваем считалки на занятии в кружке. Кроме этого используем считалки с вопросом, сговорки, жребий, угадывание. Провожу конкурс на лучшую считалку к игре. Такие конкурсы позволяют обогащать знания детей о народных играх, воспитывают вкус, фантазию, развивают чувство ритма, столь необходимое в народных подвижных играх. Был оформлен альбом с самыми любимыми и интересными считалками.

Большое внимание уделяю использованию в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек. Поощряю использование народных игр и в свободной деятельности.

Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.

Видеть красивого, умного и здорового ребенка – желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Современные дети в своем большинстве испытывают двигательный дефицит. Они, как правило, большую часть времени проводят у телевизора или монитора компьютера. При этом снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития; нарушения быстроты, ловкости, координации движений; гибкости и силы.

Подвижная игра имеет большое значение в жизни детей и рассматривается педагогами как важнейший элемент воспитания и физического развития. В игре ребенок осмысливает и познает окружающий мир, у него развивается интеллект, фантазия, воображение, речь, формируются социальные качества. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость.

Исходя из этого, цель работы – привить детям интерес и любовь к подвижным играм, чтобы закрепить двигательные навыки и укрепить здоровье детей.

Для реализации этой цели определены следующие задачи:

  1. Закрепить навыки основных движений посредством подвижных игр с правилами.
  2. Вызвать интерес к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать.
  3. Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
  4. Повысить уровень своих знаний о подвижных играх с правилами и методике их проведения.

1. Влияние подвижных игры с правилами на гармоничное развитие детей.

Игра – основной вид деятельности дошкольников

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

При организации подвижных игр у детей вырабатываются правильные элементарные представления об окружающем мире, закладываются основы последующего формирования мировоззрения, воспитываются трудолюбие, формируются коммуникативные качества, умение играть и работать в команде, сообща, развивается любовь к родному краю и своей Родине. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в подвижной игре ту или иную роль, ребенок должен перевести свое представление в игровое действие. Иногда представление ребенка оказывается недостаточным, возникает потребность в пополнении его знаний, он задает вопросы педагогу. Отвечая на них, педагог прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить договоренность и взаимопонимание. Таким образом, игра не только закрепляет уже имеющиеся знания и представления детей, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством педагога овладевают новыми знаниями.

Педагог использует игру как средство физического воспитания. Двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты.

Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. Радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме, повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата.

При знакомстве с играми у детей формируются знания и умения, развиваются их умственные способности, художественный вкус, нравственные качества.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т.п. Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.

П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более, повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.

Классификация подвижных игр с правилами

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил. Наиболее значимой для развития моторики является классификация, в основу которой положены особенности содержания подвижных игр.

Можно выделить следующие виды подвижных игр с правилами:

  1. Сюжетные игры

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей.

  1. Игры без сюжета

Эти игры очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Это игры типа разнообразных ловишек – основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей.

Для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах педагог объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед ее началом.

Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке, проводятся во всех режимных моментах, входят в состав физкультурных занятий.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, педагог учитывает соответствие требуемого ею характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя требуемые игровые движения, не допуская излишней двигательной активности, которая может вызвать их утомление.

2. Использование подвижных игр с правилами в детском саду.

Подвижные игры с правилами включаются в различные формы работы по физическому воспитанию: во время проведения физкультурных занятий (в физкультурном зале и на воздухе), утренней гимнастики, праздников и развлечений, на прогулке, во всех режимных моментах.

Во второй младшей группе подвижная игра отличается несложным сюжетом и простыми правилами. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение педагога. Оно дается эмоционально, выразительно, с использованием образного сюжетного рассказа. Педагог играет вместе с детьми, выполняет одновременно главную и второстепенную роль. При выполнении детьми игровых движений, педагог объясняет и показывает их.

В средней группе немалое место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Педагог сообщает детям название игры, излагает ее содержание, уточняет правила, подчеркивает особенности и смысл действий каждого персонажа. В игре педагог действует наравне с другими игроками, оценивает правильность и точность выполнения движений, регулирует физическую нагрузку.

В старшей и подготовительной группах увеличивается количество игр без сюжета. Однако часто используются и игры сюжетного характера, т.к. сюжет захватывает внимание ребенка, в них ярче проявляются эмоции. Перед детьми ставится задача быстро реагировать на изменение игровой ситуации, действовать в соответствии с интересами команды. При объяснении игры педагог раскрывает ее содержание от начала и до конца, с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет знания стихотворных текстов.

В зависимости от характера игры, игровых действий, желания детей, степени их подготовленности, подвижная игра организуется со всей группой или подгруппами.

Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре, большее желание играть.

Проводя игру, нужно, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и интересы детей: помочь неавторитетным, робким детям укрепить свой авторитет, неактивным – проявить в игре активность, недисциплинированным – стать организованными, необщительным – быть коммуникабельными, сдружиться с другими детьми.

Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например «Полоса препятствий», «Цветные автомобили» или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результативность игры – «Точный удар», «В руке ложка – в ложке картошка». При проведении игры необходимо привлечь внимание к ее содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать положительное эмоциональное настроение и взаимоотношение играющих.

Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости «Коршун и наседка», от концентрации внимания «Ястреб и утки». Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение педагога, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.

Для пассивных детей можно выбрать игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений «Не отдам!».

В таблице 1 приведены примеры подвижных игр с правилами для всех возрастных групп с учетом основных движений.

Таблица 1

Основное движение Названия подвижных игр по возрастным группам
2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Бег «Огуречик»,

«Куры в огороде»,

«Найди свой домик»,

«Карусель»,

«Мыши и кот».

«Догони голубя», «Цветные автомобили», «Найди себе пару»,

«Мы веселые ребята», «Совушка», «Один-двое», «Поезд».

«Горелки с платком», «Физкульт-ура!»,

«Найди свое место», «Лошадки», «Караси и щука», «Ястреб и утки», «Перемени предмет».

«Уголки»,

«В руке ложка-в ложке картошка»,

«Салки со скакалкой», «Полоса препятствий»,

«Коршун и наседка»,

«Будь внимателен»,

«Салки-не попади в болото».

Прыжки «Прыгай-хлопай!»,

«Не отдам!»,

«Не замочи ног»,

«Лягушки».

«Кони»,

«Вороны»,

«Достань до мяча»,

«Прыгни-повернись».

«Прыгуны»,

«Кто скорее по дорожке»,

«Лягушки в болоте»,

«Положи скорее камешки».

«Сильный удар»,

«Пингвины с мячом»,

«Загони льдинку»,

«Волк во рву»,

«Прыжковая эстафета».

Катание, бросание и ловля, метание «Мяч в кругу»,

«Попади в воротики»,

«Сбей кеглю»,

«Шарики и столбики»,

«Лови-бросай»,

«Скользкая цель».

«Шмель»,

«Сбей городок»,

«Мяч сквозь обруч»,

«Ловкая пара»,

«Кати в цель», «Подвижная мешень».

«Точный удар»,

«Сбей обруч»,

«Защита крепости»,

«Выстрел в небо»,

«Мишень-корзинка»,

«Волейбол с воздушными шарами».

Ползание и лазанье «Котята и ребята»,

«Проползи по мостику»,

«Не задень»,

«Крутая горка».

«Проползи в тоннель»,

«Не опоздай!»,

«Кролики»,

«Перелет птиц».

«С мячом под дугой»,

«Медведи и пчелы»,

«Пожарные на учении»,

«Кто скорее».

«Веселые соревнования»,

«Проползи-не урони»,

«Смелые верхолазы».

Во время объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, которая будет способствовать активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ.

При объяснении игры без сюжета раскрывается последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывается местоположения играющих и игровых атрибутов.

В конце игры обязательно проводится анализ. Положительно оцениваются поступки детей, проявивших ловкость, выносливость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Также необходимо дать положительную оценку тем, кто правильно и точно выполнял движения, не нарушая правила игры.

Решить вопросы гармоничного, всестороннего развития детей, вырастить их здоровыми возможно только совместными усилиями педагогов и родителей. В связи с этим ведется активная работа в этом направлении: оформление папок-передвижек в родительский уголок «Русские народные подвижные игры», «Играем вместе. Подвижные игры для общения и сближения» и т.д. Проведение консультаций «Создание условий в семье для развития игровой деятельности», «Подвижные игры как средство снижения агрессивного поведения у детей», «Значение подвижной игры в жизни ребенка».

Заключение

Подвижные игры в детском саду – важнейший элемент воспитания и развития ребенка. В игре ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их взаимоотношения, познает окружающий мир. Педагог, организуя подвижную игру, воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником, ребенок сталкивается с необходимостью подчиняться правилам, согласовывать свои действия с другими детьми. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость, подчинение правилам воспитывает у детей организованность, умение управлять своими движениями.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения педагога с детьми. Педагог рассказывает, объясняет им содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, следовательно, обогащается словарный запас.

Именно игры формируют характер, развивают умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении игровых упражнений способствует улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. Игра доставляет ребенку истинную радость, которая глубоко проникает в его душу.

Таким образом, грамотная организация педагогом подвижных игр в ДОО помогает снизить заболеваемость детей, повысить их физическую подготовку, психологическое состояние.

Список литературы:

1. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.

3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.

5. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.

6. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные /Сост. Мудрова А.Ю.- М.: Центрполиграф, 2011.- 220 с.

7. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.

8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / Рунова М.А. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 212 с.

9. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для педагогов дошкольных учреждений - Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.

Приложение

Примерные подвижные игры с правилами

Основное движение – бег

Подвижная игра «Догони голубя»

Средняя группа

У водящего голубь или стрела из бумаги (лист размером 15 на 20 см). Играющие становятся за линию впереди водящего. Он командует: «Марш!»- и бросает стрелу вперед. Дети бегут и стараются поймать ее.

Правила: не оглядываться назад, бежать по сигналу; поймавший стрелу становится водящим.

Основное движение – прыжки

Подвижная игра «Пингвины с мячом»

Подготовительная группа

Дети стоят в 4-5 звеньев. Напротив каждого звена (на расстоянии 4-5 м) ориентир – высокий кубик, палочка. Первые в звеньях получают мячи. Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4-5 детей.

Правила: прыгать, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начинать прыжки с того места, где был потерян мяч.

Усложнение: прыгать с мячом до ориентира и обратно; играть командой – выигрывает та, игроки которой быстрее сумели закончить дистанцию.

Основное движение - метание

Подвижная игра «Попади в круг»

Вторая младшая группа

Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя они бросают мешочки в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.

Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

Основное движение – лазанье

Подвижная игра «Медведи и пчелы»

Старшая группа

Гимнастическая стенка или вышка – улей, на противоположно стороне – луг, в стороне – берлога. Несколько детей – медведи, они в берлоге. Остальные дети – пчелы – влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны убежать в берлогу. Не успевших вовремя слезть пчелы жалят – дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями. Участвует в игре столько ребят, чтобы они все свободно размещались на лестнице.

Правила: слезать с лестницы до конца, спрыгивать нельзя; пчелы жалят тех, кто находится на лестнице, слегка дотрагиваясь до них рукой.