Опыт и ошибки раневская. Опыт и ошибки на примере романа «Война и мир» и повести «Очарованный странник

Урок литературы в 11 классе

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Опыт и ошибки».

Цели урока:

Обучающая:

закрепить умение работать над сочинением-допуском,

научить самостоятельно конструировать свои знания,

излагать мысли устно и письменно,

систематизировать свои знания,

аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений

Развивающая:

развивать познавательные навыки учащихся,

развивать критическое и творческое мышления,

развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задача: научиться писать сочинение на одну из предложенных тем.

Ход урока:

I. Введение в тему

1.Лексическая работа

Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению, которое вам предстоит писать 7 декабря. И на сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление «Опыт и ошибки»

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт», «ошибки»?  Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

Ошибки - Неправильность в действиях, мыслях.

2. Комментарий ФИПИ:

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока . Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

3. Выражения на тему ошибок и опыта

Афоризмы и высказывания известных людей:

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель

Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер

Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн

Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг

Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд ПопперС. Сухоруков)

5. Варианты тем к направлению «Опыт и ошибки»:

1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь. (Конфуций)

2. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

3. Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)

4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки»?

5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу) 6. Так ли нам нужен собственный опыт?

7. Почему нужно анализировать свои ошибки?

8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?

9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

10. Скучно ли жить, не ошибаясь?

11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

12. Какой опыт даёт человеку война?

13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Аргументация:

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!" Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у 28 нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения. Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни. После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт 29 его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие – душевная подлость». (Л.Н. Толстой)

«Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею». (Л.Н. Толстой)

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим 31 собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Жизненные взгляды и утверждения Евгения Базарова, высказанные в начале романа, опровергаются к финалу и героем, и автором.

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё … - Базаров чуть было не произнёс своего любимого слова "романтизм", да удержался и сказал: - вздор». «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». «- Сила-то, сила, - промолвил он, - вся ещё тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Старая штука смерть, а каждому внове».

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия - Смидович; 1867- 1945) - русский писатель, переводчик, литературовед, врач.

В 1888 году окончил историко- филологический факультет Санкт- Петербургского университета. В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил к медицинской деятельности. Был призван на военную службу в качестве военного врача в 1904 году, во время русско-японской войны и в Первую мировую войну. Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» - биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении молодого врача с чудовищной реальностью. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. «Записки» породили буквально взрыв интереса к медицинской этике, поскольку именно ее проблемы лежали в центре внимания автора.

А.С. Пушкин «Полтава»

После победы под Полтавой Петр во время праздничного застолья поднял тост: «За здоровье учителей, за шведов!» Царь имел в виду поражение под Нарвой в 1700 году, когда русские войска были разбиты шведскими. После этого в русском войске были проведены преобразования, принесшие Петру окончательную победу.

«Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царской пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает».

Д/з: написать сочинение на одну из предложенных тем.

Опыт - самый лучший учитель, но плата за учение слишком велика.

(Т. Карлейль.)

Каждому человеку свойственно ошибаться. Что же такое ошибка? Ошибка-это неправильность в действиях, поступках, мыслях, высказываниях. Это то, чего не хотелось бы повторять, ведь воспринимается как отрицательное. Но, к сожалению, ошибки делаются снова и снова. Всегда ли плохо совершать ошибки? Нет. С одной стороны, совершение ошибок является необходимым для человека. Важно проанализировать опыт каждой ошибки, чтобы в будущем их избежать, иначе ошибки ничему нас не научат. С другой стороны, череда одних и тех же ошибок может привести к тяжёлым последствиям.

В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" князь Андрей отправляется на войну 1905 года.

Причиной этого поступка стало стремление князя к "своему Тулону", к славе, подобной Наполеону. Андрей желает власти и поклонения ему. На поле сражения князь Андрей совершает геройский поступок- поднимает знамя и ведёт за собой солдат вперёд. Но получает ранение, перед ним открывается небо Аустерлица ("Как же я прежде не видал этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. <...>Всё обман кроме этого бесконечного неба").Вкусив смерть и глядя на высокое небо, князь осознаёт, что совершил ошибку, и менять свою жизненную позицию. В дальнейшем Андрей продолжает свои жизненные искания. Он также совершит ряд ошибок, но эти ошибки станут для него опытом для поиска правильного пути: чувство христианской любви к Наташе, сближение с народом("Наш князь?").

В рассказе "Морфий" М.А.

Булгаков показывает, как врач Сергей Поляков, который совершил ряд одних и тех же ошибок, становится наркозависимым. Всё началось с того, как врач почувствовал сильную боль в области желудка. Тогда доктору были вынуждены ввести инъекцию морфия. На следующий день Сергей сделал это ещё раз самостоятельно ("Я сам себе впрыснул в бедро один сантиграмм"). Это вызвало привыкание, но врач только утешал себя("четыре укола не страшны"). Потребность в морфии растёт всё больше и больше, меняется поведение врача("Я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться... кричать на людей..."). Изначально этот человек понимал, что употребление наркотиков может привести к необратимым последствиям, но состояние эйфории заставило его принимать морфий снова и снова. Доктор осознаёт, что страдает морфинизмом("я- несчастный доктор Поляков, заболевший <...> морфинизмом"), но не теряет надежды на выздоровление, хотя эта надежда была отчаянной. Состояние врача постепенно ухудшалось, он уже чувствует близкую смерть. Отчаявшись, доктор вскоре совершает самоубийство.

Таким образом, опыт без ошибок не бывает, эти понятия взаимосвязаны, но иногда ошибки могут привести к тяжёлым последствиям.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-10-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. ФИПИ

Это направление нацеливает на рассуждения о важности знаний, умений и навыков, приобретенных в практической деятельности, и о значении тех выводов, которые мы делаем в результате совершенных ошибок.

Обратимся к словарям

Опыт (Словарь С.И. Ожегова)

1. - отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания. Пример: Чувствительный о.

Опыт (Словарь синонимов)

испытание, проба, эксперимент; квалификация; попытка, (первый) дебют; компетенция, исследование, умение, опытность, школа, искушенность, умудренность, навык, практика, сноровка, знакомство, знание, зрелость, квалифицированность, натренированность, бывалость.

Опыт (Словарь эпитетов)

О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практический, реальный, сгущенный, серьезный, скромный, сложившийся, собственный, солидный, социальный, субъективный, фундаментальный, чужой, широкий.

Об оценке опыта . Бесценный, высокий, горький, драгоценный, жестокий, замечательный, мрачный, мудрый, неоценимый, передовой, печальный, плачевный, полезный, положительный, поучительный, сокровенный, творческий, трезвый, трудный, тяжелый, хладный (устар.), холодный, ценный.

Ошибка (Словарь Т.Ф. Ефремовой)

Ошибка (Словарь синонимов)

Грех, погрешность, заблуждение, неловкость, оплошность, опечатка, описка, отступление, промах, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, провес, промер, просмотр, просчет.

Ошибка (Словарь эпитетов)

Большая, гибельная, глубокая, глупая, грубая, губительная, детская, досадная, жестокая, закономерная, извинительная, исправимая, коренная, кричащая, крупная, легкомысленная, маленькая, мальчишеская, мелкая, невероятная, невинная, незаметная, незначительная, неисправимая, нелепая, непоправимая, непростительная, несущественная, нечаянная, обидная, опасная, основная, очевидная, печальная, позорная, поправимая, постыдная, простительная, распространенная, редкая, роковая, серьезная, случайная, стратегическая, страшная, существенная, тактическая, теоретическая, типичная, трагическая, ужасная, фатальная, фундаментальная, чреватая (разг.), чудовищная, явная. Голая, легкомысленная. Арифметическая, грамматическая, логическая, математическая, орфографическая, орфоэпическая, психологическая, пунктуационная...

Для вдохновения

ПРИТЧА

У одного французского крестьянина был сын, который отличался дурным нравом. Тогда крестьянин решил забивать гвоздь в столб после каждого проступка своего чада. Вскоре на столбе не осталось живого места: всё было покрыто гвоздями. Увидев это, мальчик начал исправляться, и после каждого доброго поступка отец выдёргивал из столба по гвоздю. Наступил знаменательный день, когда был выдернут последний гвоздь. Однако мальчик не испытывал радости, он плакал! Увидев удивление на лице отца, мальчик сказал: «Гвоздей-то нет, но дырки остались!»

Возможные темы сочинения

1. Может ли опытный человек ошибаться?

2. «Опыт - самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).

3. «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

4. Всегда ли неопытность ведёт к беде?

5. Источник нашей мудрости - наш опыт.

6. Ошибка одного - урок другому.

7. Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

8. Опыт учит только тех, кто на нем учится.

9. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

10. Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.

11. Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

12. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

13. Самая плохая черта, которая есть во всех людях - это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.

14. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

15. Могут ли ошибаться мудрецы?

16. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

17. Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

19. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

20. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?

21. "...Опыт, сын ошибок трудных..." (А.С. Пушкин)

22. Путь к истине лежит через ошибки.

23. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

24. Почему нужно анализировать свои ошибки?

25. Какие ошибки невозможно исправить?

26. Что такое заблуждения?

27. Какой опыт дает человеку война?

28. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

29. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

(Выделены курсивом темы из пособия "Итоговое выпускное сочинение в 11 классе". А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич. 2016 г. )

Хорошо сказано!

Цитаты и афоризмы

"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж

"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу

"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе

"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд

"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу

"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак

"Некоторых людей ничего не учит, даже собственный опыт." С.Кинг

"Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт." Л. Гумилев "Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опытжизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев

"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций

"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее. Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик

"Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше

Пословицы и поговорки

Человек не ангел, чтобы не согрешить.

Человек не знает, гда найдет, где потеряет.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Как пошатнулся, так и свихнулся.

Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза.

Ошибся что ушибся - вперед наука.

Не бойся первой ошибки, избегай второй.

Ошибка красна поправкой.

Раз ошибся - на всю жизнь памятно.

- "Повесть о Петре и Февронии";

Д.И. Фонвизин "Недоросль" (ошибки в воспитании и их последствия);

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза" (непоправимая ошибка Эраста, предательство, совершенное им по отношению к самому себе, - и последствия неверного выбора);

А.С. Грибоедов "Горе от ума" (Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Ошибки Чацкого и их последствия.)

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения Онегина привел его к хандре, встреча

Татьяны с Онегиным дала ей опыт любви и разочарования); "Дубровский" (Является ли ошибкой отказ Маши Троекуровой бежать с Дубровским, который не успел спасти ее от замужества и остановил свадебный кортеж лишь на обратном пути из церкви?)

А.Н. Островский "Гроза", "Бесприданница";

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни, путь проб и ошибок: женитьба на Элен, неудачные преобразования в южных имениях, разочарование в масонстве, сближение с народом во время войны 1812 г., уроки Платона Каратаева; Андрей Болконский, опыт ошибок и обретения смысла жизни);

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" (ошибочность теории Раскольникова, "освобождение" от нравственных преград, которое ведет к разрушению личности, страданию, душевным мукам; путь к осознанию ошибки и духовному прозрению);

А.П. Чехов "Крыжовник", "О любви", "Ионыч" (духовная деградация героев, совершивших непоправимые ошибки на пути к своему счастью); "Вишневый сад";

М. Горький "На дне" (ошибался или был прав Лука в том, что человек может исправить свои ошибки, потому что каждый хранит в себе возможности, еще не открытые миру);

М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена); "Собачье сердце" (в чем ошибка профессора Преображенского);

Л.Н.Андреев, рассказ «Кусака»;

К.Г. Паустовский "Телеграмма" (горькая и непоправимая ошибка Насти, опоздавшей на похороны матери и не пожелавшей облегчить ее одинокую и беспросветную жизнь);

В. Астафьев "Царь-рыба";

Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;

Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);

Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга), "И грянул гром".

Опыт приобретается каждым человеком. Проживая жизнь, мы учимся не только школьным предметам, но и опыту общения с друзьями, учителями, родителями. Ощущая горечь поражения, завязываем узелок на память, запоминая, что сделали не так. Получив разочарование в первом опыте влюблённости, пытаемся избежать подобных проблем при очередной встрече. Так идёт жизнь. Мы учимся на собственных ошибках, и эмоции сберегают в памяти островки определённых правил жизни.

Так было всегда. Даже во времена Раневской из комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Бывшая помещица, хозяйка имения с прекраснейшим вишнёвым садом, практически разорена своим молодым парижским любовником. Она всё время прячется от действительности, не умея совершать правильные, продиктованные разумом поступки. Она живёт в прошлом. Вспоминая своего погибшего сына, умершую няню, она буквально демонстрирует спокойствие. Жизнь потрепала её, но, даже потеряв сына, она оставляет свою несовершеннолетнюю дочь под присмотром падчерицы не намного старше Ани. Пять лет «страдает» в Париже, успев растратить все сбережения и продать недвижимость. Семнадцатилетняя Аня находит блудную мать в какой-то прокуренной комнате на пятом этаже, в окружении чужих людей. Молодой человек её бросил, и она вновь страдает. По приезде домой она принимает решение разорвать с парижским любовником и решительно рвёт первые две телеграммы, не прочитав, со словами: «С Парижем кончено...», но в каждом новом действии мы видим, как постепенно меняется её решение: сначала она всё-таки рвёт телеграммы, хотя прочитывает их, потом уже не рвёт их, в итоге принимает решение вернуться в Париж. Что ждёт эту стареющую, не приспособленную к жизни женщину в этом городе? Она словно создана страдать и упиваться наслаждением от этих страданий. Она имеет опыт разорения, потерь, но опыт ей ничего не даёт, она не хочет учиться на своих ошибках.

В эпоху сталинских репрессий почти весь многомиллионный народ Советского Союза прошел через лагеря ГУЛАГа. Герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» – заключённый Щ-854 – бывший крестьянин, попавший в лагерь, как и многие солдаты в военные годы, как предатель. А вина его была в том, что, оказавшись в немецком плену, он не скрыл этого, а честно рассказал на допросе. За восемь лет заключения он набрался опыта, научился терпеть, беречь себя, умудрялся вставать каждое утро за полчаса до подъёма, что создавало иллюзию некой свободы. Каждый шаг он сверяет с правилами поведения на зоне. Приём пищи в общей столовой превращает в процесс: старается «…получать удовольствие от того, что долго жевал и мял языком во рту тяжелый сырой хлеб…», это помогало насыщаться организму постепенно, создавало эффект сытости. Никогда не стрелял бычки, а терпеливо ждал, когда оставшийся окурок предложат, не мешал процессу: «Он глядел мимо и как будто равнодушно… ..Цезарь повернулся к Шухову и сказал: «Возьми, Иван Денисыч!» А ещё он жалеет всех, кто окружают его, потому что понимает, что многие шакалы не дотянут до конца срока, что бывшие командиры умрут от заболеваний, полученных в карцере, так как не терпят напраслины, невежливого обращения, бунтуют против системы. Но он знает, как выживать в нечеловеческих условиях ГУЛАГа, опыт помогает ему проживать день за днём, ожидая своего теперь уже скорого возвращения домой.

Опыт – дело наживное, так говорят пожилые люди. Но опыт даётся каждому, а вот воспользоваться им умеют немногие. Я считаю, что следует быть умнее, учиться не повторять ошибок, а пользоваться не только своим опытом, но и опытом других людей, создающих произведения, этот опыт передающих.

Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Итоговое сочинение по направлению Искусство и ремесло

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Искусство – это чувственный способ познания мира.
Этимология этого слова происходит от английского art или от латинского ars , что означает мастерство.
Но это не объясняет того, что такое искусство и чем оно является в жизни людей.

Что может быть искусством? Это один из самых труднообъяснимых феноменов человеческой культуры. Об этом велись долгие споры и рассуждения, которые сводились лишь к мысли, что искусством может стать обдуманная композиция в любой области. Однако ранее произведениями искусства назывались лишь те, которые были направлены на стремление человека к прекрасному, т.е. только те, которые относились к эстетически красивым предметам или вещам. Но уже сейчас обычный бытовой предмет может быть назван произведением искусства, если он был избран объектом любования художника, а та же "Джоконда" великого Леонардо да Винчи, растиражированная на футболках молодёжи, уже называется китчем. Огромное количество исследовательской литературы и горячих дискуссий среди философов и литераторов, культурологов и искусствоведов лишь подчеркнуло неуловимость и необъяснимую сущность этого явления. Так что же это? Способ выражения идей и чувств; авторская оценка жизненных проявлений окружающего мира; фантазии, нацеленные на духовный диалог с творцом и людьми…

В наше время понятие искусства расширило свои рамки и называет искусным любое мастерство, тем самым, возвращаясь к истокам самого слова.

История позволяет легко проследить, как развивалось искусство. Первые произведения искусства появились одновременно с Homo sapiens, это наскальная живопись и магические обряды, ритуальные танцы. Мы можем обратить внимание, что все они были направлены на комфортное существование древнего человека в мире, и тогда искусство имело практическое назначение.

Фундамент для развития искусства в нашем сегодняшнем понимании этого слова заложили цивилизации древних греков и египтян, индийские и китайские представления о красоте, философия римлян и аравийцев. В зависимости от времени и эпохи менялись представления о ценностях и художественном эталоне произведения искусства. И если древние греки превыше всего считали красоту тела и подчеркивали это в картинах, скульптурах, то в средние века, когда на первый план выходила теория Божественности запредельного мира, фигуры людей изображались плоскими, так как они не должны были отвлекать зрителя от размышлений о красоте духовного мира. Восточные страны не изображали человека, считая, что это граничит с созданием идола, поэтому там развивались другие виды искусства, прежде всего декоративное и прикладное.

Уже с появлением идей классицизма, понимания всемирной закономерности вещей, в искусство приходит рациональность, физическая точность, предметность. С развитием общества, появлением большого количества образованных людей, стили в искусстве начинают менять один другой с феерической скоростью. В ХХ столетии художники не могли обойти мимо явления разрушительных и бесчеловечных войн. Усложнение сознания и мышления современного человека привело к размываниям границ между видами искусств и созданию синтетического целого.

Именно потому, что искусство балансирует на грани красивости и истинности изображения реальности, существует так много разветвленных классификаций его произведений, где в конечном итоге им может быть назван любой вид деятельности, если он подлежал предварительному обдумыванию: от фотографии до боевых искусств, от компьютерных игр до эротики.

Зачем человеку искусство – можете спросить вы? Это то, что отличает его от животных, поскольку никто, кроме человека, не стремится создавать и любоваться произведениями искусства. Искусство нужно для того, чтобы направить человека в пути достижении гармонии, к которой он стремится, помочь донести свои идеи до больших масс; искусство заставляет нас стремиться разгадать загадку мира и может излечить, может развлечь, а может погрузить в ритуальный транс; произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.

Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь о разрешении отправить прощальное письмо. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.


Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Искусство это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. Многие люди посвящают себя полностью одному из загадочных явлений в мире, а некоторые считают его священной религией. История искусства, как такового, начинается с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. Вскоре человек открыл письменность, но он даже не догадывался, каким сильным толчком это явилось для развития искусства. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком.
Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания.
Искусство это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни и в жизни молодежи, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.
Искусство, как большая религия, сочетающая в себе разные веры, состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино.
Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Искусство можно ставить на одну ступень с наукой, возможно, даже выше, потому что в первую очередь человек должен научиться чувствовать окружающий мир, видеть и осознавать себя неотъемлемой его частью.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким.
Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, живопись это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются памятниками они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития.
Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.


Итоговое сочинение по направлению: Искусство и ремесло

Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека.
Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Благодаря искусным умениям наших предков, мы и сегодня восхищаемся произведениями классиков: литературой, живописью, поэзией, вышивкой, кружевоплетением, деревянным зодчеством и многими-многими другими, неповторимыми по мастерству и неописуемыми по красоте, шедеврами.

Далеко не каждый человек может свои чувства облачить в красивые и грамотные фразы, чтобы силой слова выразить накал страстей, присущих людям разных эпох и поколений. Мировая литература - это кладезь человеческих чувств и свершений, которые общаются с нами сквозь века, находя родственные души в среде современного поколения.

Картинные галереи полны уникальных полотен, раскрывающих нам тайный смысл далекого прошлого, пронесенный сквозь века, но по сей день не утративший своей актуальности. Великие живописцы смотрят на нас глазами своих картин, словно стремятся передать мудрость бытия.

Сколько талантливых поэтов оставили нам свое наследие в прекрасных и мудрых строках стихотворений, любимых и востребованных далекими потомками. Глубокий смысл слова каждой рифмованной строфы несет в себе тайное знание человеческой души со всеми ее достоинствами и пороками.

Узоры искусных рукодельниц до сих пор радуют глаз хитросплетениями ажурных шалей и кружевных салфеток. Вышитые рушники и сорочки сегодня не только в почете, но и в моде. Ювелирно обработанные драгоценные камни и металлы покоряют женские сердца, как прошлых, так и новых поколений. Архитектурные шедевры минувших лет достойно украшают улицы и площади, гармонично разбавляя урбанистический стиль современных городов.

Все прекрасное, что нас окружает - это искусство, без которого наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением счастья.