Олег олегович павлов: интервью. Олег олегович павлов: интервью Олег олегович павлов: интервью

Писателя и литературного критика Игоря Кузнецова, за эти годы «он успел все».

Олег Олегович Павлов родился в 1970 году в Москве. Он окончил заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького — и поступал туда, уже имея публикацию в солидном журнале «Литературное обозрение» и даже заслужив некоторую известность, что было по тем временам неслыханной редкостью.

Срочную воинскую службу Олег Павлов проходил в конвойных частях в Узбекистане и Северном Казахстане — этот факт важен для понимания прозы Олега Павлова, поскольку служба стала темой его творчества на долгие годы. По крайней мере, его громкий литературный дебют, удостоенный публикации в «Литературном обозрении» — цикл рассказов «Караульные элегии», — был посвящен именно этой специфической службе.

Павел Басинский, писатель, литературный критик:

Яркий, ни на что не похожий стиль молодого писателя был тогда замечен многими. Пожалуй, проза начинающего писателя поражала именно своим стилем, а не столько темой, к тому же уже освоенной Сергеем Довлатовым. О прозе Олега Павлова высоко отзывались Алла Марченко и Андрей Немзер, критики разных поколений и эстетических пристрастий.

Это цитата из статьи в «Российской газете» — Павел Басинский написал ее ровно год назад, когда выпал другой, куда более радостный повод поговорить о творчестве Олега Павлова. В октябре 2017-го Олег Олегович получил престижную европейскую премию Angelus, которая вручается администрацией города Вроцлава за выдающееся произведение, переведенное на польский язык. Виктор Длуский, который перевел трилогию «Повести последних дней» на польский язык и также получил за свой перевод премию Angelus, назвал книгу «продолжением великой русской прозы».

Вот еще одна важная цитата из упомянутой статьи Павла Басинского:

Ранний яркий дебют не обманул ожиданий критиков и читателей. В скором времени Олег Павлов «выстрелил» потрясающей, написанной в постплатоновской манере повестью «Казенная сказка ». Я убежден, что эта вещь уже навсегда останется в русской литературе. Она была написана в удивительном жанре — смесь сказки, реализма, бешеного гротеска и трогательно-надрывной русской мелодии.

В 1995 году «Казенная сказка» попала в шорт-лист (очень короткий, всего 3 книги!) «Русского Букера» — и уступила лишь эпохальному роману Георгия Владимова «Генерал и его армия », который позже получил и «Русского Букера десятилетия». По словам Павла Басинского, «на церемонии премии Георгий Владимов горячо поздравлял „проигравшего“ собрата по литературе и прочил ему большое литературное будущее».

Большое будущее наступило — в 2002 году Олег Павлов все-таки получил «Русского Букера» за книгу «Карагандинские девятины ». И боролся с ней за звание второго «Русского Букера десятилетия», который вручался в 2011-м — тогда победил Александр Чудаков и его роман-идиллия «Ложится мгла на старые ступени ». Олег Павлов был единственным обладателем «Русского Букера», который попал в шорт-лист «Букера десятилетия» — все остальные его участники были из коротких списков последних десяти лет. Сама концепция «Русского Букера десятилетия» — «пересмотр» коротких списков — предполагала, что кто-то из финалистов предыдущих лет недополучил признания. Выходит, «Карагандинские девятины» посчитали произведением настолько достойным, что одного «Русского Букера» ему мало.


Творчество Олега Павлова высоко оценил и Александр Солженицын . Более того, он доверил Олегу Олеговичу публикацию и комментарии к части писем, приходивших в его фонд в начале 1990-х годов. Прав Павел Басинский, присуждение в 2012 году Олегу Павлову премии Александра Солженицына было вполне закономерным — но здесь, как и во многих других случаях, важны формулировки: премия вручается за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах.

Также Олег Павлов в разные годы становился лауреатом премий журналов «Новый мир», «

Русский писатель и публицист (1970 - 2018)

После окончания школы призвался в армию, проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья. Первые рассказы опубликованы в 1990 году. Был принят в Литературный институт и окончил его заочное отделение (семинар прозы Н.С. Евдокимова). В 1994 году в журнале «Новый мир» в возрасте двадцати четырех лет Олег Павлов опубликовал свой первый роман «Казённая сказка» - и сразу же был замечен и критикой, и старшими собратьями по перу Виктором Астафьевым и Георгием Владимовым: с этого времени имя писателя получает известность. Автор (1998), повести «Школьники» (1999), трилогии «Повести последних дней» (2001), романов (2001), (2009). Как публицист заявил свою тему остро-социальными очерками: „Нелитературная коллекция» (1997), «Из дневника больничного охранника» (1998), «Русские письма» (2000), «Русская литература и крестьянский вопрос» (2005). В то же время выступал как литературный критик: полемические выступления и литературно-критические статьи публиковались на страницах ведущих отечественных изданий - и вошли в сборник «Антикритика». Эссе о творчестве Солженицына, Шаламова, Платонова, Пришвина вошли в книгу «Русский человек в XX веке». Переводился на французский, итальянский, испанский, китайский, норвежский, чешский, словацкий, сербский языки в составе антологий современной русской прозы. Произведения писателя вошли в национальные литературные антологии «Проза новой России», «Современная литература народов России» и другие.

Видеовыступление писателя:

Награды и премии:

Олег Павлов стал обладателем Литературной премии ANGELUS-2017 Поздравляем нашего автора! Павел Басинский, "Российская газета": На прошлой неделе случилось, на мой взгляд, важное литературное событие. Российский прозаик стал обладателем Литературной премии ANGELUS 2017 года

Лауреат литературной премии "Русский переплет" (2002)

Лауреат премии «Русский Букер» за (2002)

Премия журнала «Новый мир» за роман (1995)


Премии журнала «Октябрь» за роман (1997), (2001), работу «Русская литература и крестьянский вопрос» (2004)

Премия журнала «Знамя» за роман (2009)

7 октября не стало писателя , автора , романа «Карагандинские девятины» и других произведений. По просьбе «Горького» его вспоминает

Я считаю главным не рассказывать, а изображать. Повествовать о чем-то, дожидаясь потом чего-то от кого-то, – я это не понимаю… Если я хочу, чтобы читатель плакал – он заплачет. Хочу рассмешить – он будет смеяться. Так должно быть. Да, я хочу, чтобы человек, прочитавший мой роман, задумался о себе самом...

Мой роман - это не диагноз. И герою я сам, как автор, не вынес приговора: он будет жить, я в это верю. То есть даже этот вопрос требует веры, поэтому всё так написано и вроде бы нет конца, нет ясности - пусть каждый, кто читает, решает, как верит.

В новом проекте портала OpenSpace «Живая книга» писатель читает отрывок из своей новой книги , совсем недавно вышедшей в издательстве «Время».

"Знамя", №3, 2012: В критической полемике о творчестве заметны две основные тенденции - ироническая и сентиментальная. Одни критики посмеиваются над пафосом страдания и упрекают писателя в отсутствии чувства юмора. Вторые - видят в произведениях этого автора лишь беспросветную тоску да свинцовые мерзости жизни.

Интервью Олега Павлова "Российской газете"

РГ, №5714 (41) "Это дневниковые записи, которые я вел пять лет, без мысли, что это может стать книгой, но для того, чтобы запомнить. Надо было выживать, и я работал больничным охранником

Лиза Новикова,

Предлагаемая беседа состоялась в эфире радио «Культура» в мае этого года, когда писатель стал лауреатом премии им. Солженицына. Речь в этом интервью идет о современной литературе и современном читателе, о том, как меняются Россия и русский народ. О русофобии, либерализме и фашизме… В контексте последних политических событий и некоторых публицистических выступлений этот разговор приобретает все большую актуальность.


Алевтина Терпугова , филолог, поэт, член СП России, представитель Всероссийского «Рубцовского творческого союза» на Южном Урале, о стихотворениях Олега Павлова :

«Всегда поражалась удивительному сплаву языческих и православных представлений о мире в творчестве поэта. Считаю Олега Павлова ещё непрочитанным, неоцененным по достоинству автором. Разумеется, он «не тянет» на модного поэта – не таков набор, провозгла-шаемых им ценностей. Ключевые, точнее, корневые, ценности поэзии Павлова: Россия, родной язык, русский лес с его обитателями, родники, хлеб насущный, дети, старики, славянский мир, небесный Свет да солнышко. Тем более, автор не произносит никаких деклараций, избегает пафоса, «не рвёт рубаху на груди», не умствует, говорит с нами на прекрасном русском языке:

А без солнышка небу дождь не лить.
А без дождичка Земле не родить,
А без хлебушка людям дня не жить…

Это «Рассветная». Может, песня, может, молитва с явно фольклорными интонациями. Признаюсь, моё сердце дрогнуло ответно. Таким же «простым», на первый взгляд, представляется стихотворение «Родники» - размышление о вековых традициях, сохранении русского мира, Родины. Но какая боль в каждой строке!

Во деревне Родники
Брошены избы…
Кабы жили мужики,
Детки повелись бы.

Во деревне Родники
Ни креста, ни храма…

Позабудут Родники,
Как забыли детство,
Только родинке с руки
Никуда не деться.

У Павлова – приоритет жизни, облекаемый в поэтическое слово, а не первенство словесного образа, подчиняющего себе реальные явления и события, как у иных авторов.

Поэта удручает, что в России всё больше «Иванов, не помнящих родства», забросивших могилы предков, потерявших связь с ними. Для него это признак утраты исконных народных корней:

До костей пробирает дождь
Позаброшенное кладбище.
Здесь никто никого не ищет,
Строй оградок редок и тощ…

У Непомнящего родства
Морок долог, а век короток.
Он дедов-то помнит едва
Но эстрадных помнит трещоток…

День за днём угасает мощь
Наших пращуров в крае рая.
До костей пробирает дождь
Мощи с болью перебирая. («Дождь»)

Автора тревожат судьбы мироздания и «смертельно раненой в Пушкина России. В стихотворении «Планета» поэт тревожится за судьбы мироздания и «смертельно раненой в Пушкина» России. Благодаря поэтическому мастерству, Павлову удаётся вложить в короткое стихотворение глубочайший смысл. В одном тропе сливаются метафора, эпитеты, олицетворение. Чего стоит эпитет – «голубая Жизни жемчужка»! У поэта ощущение, что «откуда-то смертью дунуло» на планету, «оживлённую Негасимым Господним светом»:

И не друга ей, ни подружки нет
И давно болит ЕвразИя,
Где смертельно ранена в Пушкина
Умирает моя Россия.

Любовь к родной земле, кровная связь с ней пронизывает поэзию Павлова Поэт едет в поезде дальнего следования, в окно созерцает Россию, которая раскрывается перед ним, как «вещая книга или складень-иконостас»:

А под крышей – изба лубяная,
Тоже наш заприметив вагон,
Развернётся, сирень подминая,
Будто тотчас готова вдогон…

И откуда та сладкая мука,
Из каких докатилась времён? –
Мы как будто узнали друг друга,
Да не можем припомнить имён…

Вдруг раздумчивость вдруг взрывается неистовой любовью-прозрением:

Задохнусь, отвернусь от соседей,
Лоб – к стеклу, а глаза – в синеву:
Бог ты мой, мы же Родиной едем!
Бог мой, я же в России живу!

Какая перекличка с национальными русскими поэтами – Рубцовым, Есениным, Лермонтовым, Тютчевым!

Для поэта родное Слово священно, оно служит спасению славянского мира, народа. А значит - и России. Вот строки из стихотворения «Поэты»:

На Русь приходят вековать поэты –
Во славу, может быть, одной строки
Господь даёт им страждущую душу,
Природа – слух, а Родина – язык.

Как воды вечно катятся на сушу,
Так вечен ропот нерождённых книг.
Далее автор сетует, что «граждане»
не чтут поэтов, каркают над ними:

Мол, что их жизнь - безумна и хмельна!

Но, может, их молитвами чудными
Земля пока ещё и спасена?

О непрочитанных книгах, непонятых поэтах стихотворение «Воскреси!»:

Нет поэту страшнее мести,
Чем забвенья пустая пасть.
Для поэта – пропасть без вести –
Всё равно. Что в пропасть упасть.

Нет поэту желанней чести,
Чем восславиться на Руси…
Отыщи пропавших без вести
И прочтением воскреси!

Некоторые критика высказывают сомнение, православный ли поэт Павлов. Конечно, да. Но он не идёт по лёгкому пути пересказа библейских сюжетов или заповедей из Евангелия. Крайне редко и осторожно включает фразы из этих текстов там, где без этого не обойтись. Пример:

Хлеб наш насущный, данный нам днесь,
Зёрен пшеничных тёплая взвесь –
Я тебя сталью не оскорблю.
Я как Учитель тебя преломлю…

Семеро душ, что доверены мне,
Вызреют, встанут, как рожь на стерне
Вырастут дети и в семьях своих
Хлебы преломят на семерых…

Поразительно по силе воздействия стихотворение «Имена». Оно о стариках, сетующих, что жизнь «прожили ни к чёрту», а «жизнь за гробом отменил партком», но

Они не знают, что на самом деле
На самом-самом горнем небе –
Законе Божьем – ангелы как дети
Зубрят на память все их имена.

У Олега Павлова отнюдь не каноническое, не ортодоксальное отношение к Богу. Для него Бог – есть Любовь:

Оттого и порхает вновь
Белый голубь по голубому,
Чтоб напомнить и нам, и Богу
То, что Бог – это есть Любовь.

Наполнены любовью к людям строки поэта: «Будь сторож брату твоему – не отпускай его во тьму». Кто после таких строк посмеет сказать, что Олег Николаевич Павлов – не православный поэт?

Избегая модернистского экзистенциального отчуждения, автор близко к сердцу принимает проблемы отдельного человека и человечества. В «Балладе об окруженце», он говорит от лица русского солдата, который думает, что «из окруженья вышел я один», добирается в родные места, видит в окне мать пред иконой, которая «обернулась, дверь перекрестив».

И от креста мне стало так легко,
Что я воссел с улыбкой на пороге,
И видел как, мурлыча, старый кот
Проходит сквозь мои в обмотках ноги.
Я ахнул от догадки: - Боже мой!
И мать привстала, ахнув от догадки.
И концовка, как удар в сердце:
Из окруженья вышел только я,
Но вышло так, что я не вышел тоже.

В поэзии Павлова ощутимая связь с душами и ушедших, и приходящих. Так в стихотворении «Радуница» лирический герой «у Пречистого порога» обращается к Господу, но не просит «ни пары лишних дней, ни внеочередного воскрешенья» Он просит сил и смелости, чтобы «поднять и крест любви, и цепь воспоминаний, чтоб можно было вечность коротать наедине с родными именами». В последнем катрене поэт продолжает:

Чтоб силою любви – не ведовства –
нам воскресать из Радуниц грядущих,
где радуги – как мостики родства
души пришедшей с душами идущих.

Особняком, на первый взгляд, стоит его «Полночный гость». Но только – на первый. Оно тоже о душах «ушедших и приходящих». Этот гость чем- то подобен есенинскому Чёрному человеку, который «водит пальцем по мерзкой книге». Он тычет пальцем в одногодков поэта на фотографиях альбома, ударяя то в грудь, то в живот, будто определяя их судьбы».

Это только часть из статьи Алевтины Терпуговой . Полностью статья

Российский писатель Олег Павлов умер в воскресенье вечером на 49-м году жизни, сообщил в Facebook публицист Платон Беседин.

Причина смерти писателя Олега Павлова

Причиной смерти стал инфаркт.

«Олег Павлов - возможно, больше, чем кто-либо в современной русской литературе - защищал человеческое достоинство, бережно, но непоколебимо», - написал он.

«Просто помните: был, есть выдающийся русский писатель Олег Павлов - один из тех немногих, кто блестяще продолжил исконную традицию русской литературы», - поведал Беседин.

Прощание с Павловым прошло 9 октября в 12:00 в Больничном храме святого благоверного царевича Димитрия в Москве.


Биография и творчество Олега Павлова

После окончания школы работал, был призван в армию и проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья.

Литературный дебют - во многом автобиографический цикл рассказов «Караульные элегии», опубликованный в 1990 году журналом «Литературное обозрение»: история о жизни зоны, взгляд со стороны охранника.

О том, что побудило его писать, Павлов говорит в своей автобиографии:

«Духовно повлиял Андрей Платонов. Повлияло то, что читая „Архипелаг Гулаг“ Солженицына, который открыт был тогда для прочтения „Новым миром“, наткнулся на описание Карабаса, того лагеря, где служил…».

Был принят в Литературный институт и окончил его заочное отделение (семинар прозы Н. С. Евдокимова).

В 1994 году в журнале «Новый мир» опубликовал свой первый роман «Казённая сказка», который принёс молодому автору громкий литературный успех и признание старших собратьев по перу, «живых классиков» Виктора Астафьева и Георгия Владимова. Вышедший тремя годами позже роман «Дело Матюшина» подвергся критике. История лагерного охранника, ставшего убийцей, рассказанная с предельной психологической достоверностью, была воспринята как вызов «культурному обществу» с его новой интеллектуальной свободой и моралью. То, о чём писал Павлов, и до этого вызывало немало споров, хотя писатель был далёк от какой бы то ни было идеологии, призывая только к состраданию. Ещё ранее «Литературная газета» опубликовала на своих страницах рассказ «Конец века» о тех, кто «обречён в современном обществе только на смерть». Основой рассказа послужил реальный случай: работая в обыкновенной больнице, Павлов видел своими глазами, как погибали на санобработке бездомные, которых привозили с московских улиц. Однако христианский пафос его прозы и публицистики, обнажавших до предела мир страданий человеческих, звучал как протест, в котором одни видели правдивое свидетельство о жизни, а другие «чернушный пасквиль».

После публикации в 1998 году в газете «Завтра» статьи «Тотальная критика», в которой Павлов более чем резко высказался о тех, «у кого не хватило таланта, ума, совести, чтобы быть художниками, но кто судит художников», в литературной среде произошла показательная переоценка его творчества.

Писатель обращался к автобиографическим темам. В эти годы опубликованы его рассказы «Сны о себе», «Яблочки от Толстого», повесть «Школьники», роман «В безбожных переулках». Новым поводом для споров о его творчестве стала повесть «Карагандинские девятины», опубликованная в 2001 году, - заключительная часть трилогии «Повести последних дней» (в переводах на иностранные языки «Русская трилогия»). За это произведение Олегу Павлову единогласным решением жюри под председательством Владимира Маканина присуждена литературная премия «Русский Букер». Но выдвижение писателя на Государственную премию было блокировано.

Как публицист, после Солженицына, опубликовавшего «Россию в обвале», в своих первых же остросоциальных очерках Олег Павлов не побоялся поставить перед собой ту же задачу: «запечатлеть, что мы видели, видим и переживаем». Александр Исаевич Солженицын доверил Павлову публикацию и комментарии к части писем, адресованных в его фонд в начале 1990-х годов - а он увидел и показал эту трагическую панораму народной жизни в своей работе «Русские письма». Эти очерки и эссе вошли в книги «Русский человек в XX веке» и «Гефсиманское время». В то же время Павлов выступал с литературной критикой, став автором таких работ, как «Метафизика русской прозы», «Русская литература и крестьянский вопрос», сборника «Антикритика».

Но с 2004 года писатель отстранился от участия в литературной жизни, почти не публиковался в периодической печати, а его имя было окружено молчанием.

Только через несколько лет его книги начали выходить в издательстве «Время», в котором с 2007 года издаётся авторская серия «Проза Олега Павлова». После долгого перерыва в ней же в 2010 году увидел свет новый роман Олега Павлова «Асистолия». По мнению критиков, наполненный множеством трагических жизненных ситуаций, роман вызывает эмоциональный шок, но тем не менее стал одним из главных литературных событий и привлёк внимание читателей, выдержав сразу же несколько изданий. Продолжила эту серию изданная почти через 16 лет после написания книга «Дневник больничного охранника» - хроника приёмного отделения обыкновенной московской больницы, через которое, как пишется в аннотации, «перед глазами её автора прошли, наверное, тысячи человеческих судеб».

Лауреат литературных премий журналов «Новый мир» (1994), «Октябрь» (1997, 2001, 2007), «Знамя» (2009).

В 2012 году «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах» Олегу Павлову присуждена премия Александра Солженицына.

В 2017 году награждён литературной премией «Angelus», присуждаемой авторам из Центральной Европы, чьи работы берутся за темы, наиболее актуальные для сегодняшнего дня, чтобы побудить к размышлению и углублению знаний о мире других культур.

Произведения писателя переводились на английский, французский, китайский, итальянский, голландский, польский, венгерский, хорватский языки.

Член ПЕН-Клуба (Word Association of Writers PEN Club). Преподавал на кафедре литературного мастерства Литературного института им. А. М. Горького.

Писательский мир скорбит из-за смерти Олега Павлова

В комментарии Царьграду писатель, журналист и общественный деятель Сергей Шаргунов признается: проза Павлова была острой и для многих неудобной.

«Он был замечательным русским писателем, который хорошо сумел передать русскую жизнь в прозе. Его творения об армии и обо всех тяготах, сопровождавших службу, сделали его знаменитым, видным писателем», — отмечает он.

И действительно – тогда, в свои 24 года, Олега Павлова называли новым классиком.

«Его проза была важна для становления современной русской литературы. Он, как настоящий писатель, был очень искренним и прямым. И как раз это делало его неудобным для многих других. Печать одиночества всегда была на его челе», — подчеркивает Шаргунов.

Отметим, что и сам Павлов не скрывал, что многое из его жизни было перенесено в литературу. Так, как объяснял он в своей автобиографии, творения Солженицына, Платонова побудили его встать на писательскую стезю.

Олег Олегович Павлов - русский писатель и публицист. Родился 16 марта 1970 года в Москве. После окончания школы призвался в армию, проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья.
Первые рассказы опубликованы в 1990 году. Был принят в Литературный институт и окончил его заочное отделение (семинар прозы Н.С. Евдокимова).

В 1994 году в журнале «Новый мир» в возрасте двадцати четырех лет Олег Павлов опубликовал свой первый роман «Казённая сказка» - и сразу же был замечен и критикой, и старшими собратьями по перу Виктором Астафьевым и Георгием Владимовым: с этого времени имя писателя получает известность.

Автор «Cтепной книги» (1998), повести «Школьники» (1999), трилогии «Повести последних дней» (2001), романов «В безбожных переулках» (2001), «Асистолия»(2009).
Как публицист заявил свою тему остро-социальными очерками: „Нелитературная коллекция» (1997), «Из дневника больничного охранника» (1998), «Русские письма» (2000), «Русская литература и крестьянский вопрос» (2005). В то же время выступал как литературный критик: полемические выступления и литературно-критические статьи публиковались на страницах ведущих отечественных изданий - и вошли в сборник «Антикритика». Эссе о творчестве Солженицына, Шаламова, Платонова, Пришвина вошли в книгу «Русский человек в XX веке».

Переводился на французский, итальянский, испанский, китайский, норвежский, чешский, словацкий, сербский языки в составе антологий современной русской прозы. Произведения писателя вошли в национальные литературные антологии «Проза новой России», «Современная литература народов России» и другие. Лауреат премий российских литературных журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». Лауреат Букеровской премии в 2002 году.