Николай воронов марфа (рассказ). Воронов николай павлович Николай воронов рассказы

Известный советский писатель Николай Павлович Воронов родился в семье железнодорожного рабочего 20 ноября 1926 года. О себе и о своей семье он пишет: « Начало жизни на станции Золотая сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна. Из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в Гражданскую войну. Отец, Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из Полтавской губернии » .

Детство Николая Воронова связано с Кизильским районом. Конкретных данных об этом периоде его жизни на земле кизильской мы не найдем ни в одном источнике. Все оказалось делом случая: читая его автобиографический роман «Юность в Железнодольске», посвященный строительству Магнитогорского металлургического комбината, я с удивлением встретила на его страницах названия наших поселков - Ершовки и Кизила. А так как я уже не один год занималась поисковой работой по краеведению, любопытство взяло верх, и я написала письмо с массой вопросов автору этого романа. Адреса, конечно, у меня не было, и я написала на конверте коротко: г. Москва, Союз писателей СССР, Н.П.Воронову. Каково было мое удивление, когда через две недели мне пришло письмо от Николая Павловича! Вот так с января 1990 года началась наша переписка с известным писателем, которая переросла в дружбу и привела к ряду встреч с ним на земле кизильской.

Уже в первом письме Николай Павлович поделился своими воспоминаниями: «Уважаемая Светлана Викторовна! Ваше письмо я получил из Союза писателей СССР. Конечно же, я обрадовался весточке с земли моего раннего детства. Ершовку я запомнил лишь зимней, белоснежной. Наша семья: отец- Павел Анисимович, мама- Мария Ивановна, я, - квартировала в доме возле Урала. Я ходил на прорубь за водой. Что теперь поражает, а тогда было обычным, на реке меня встречали зайцы, резвились вокруг, приманивали побегать за ними, ты пускался то за одним, то за другим….В Кизиле отец председательствовал, вполне вероятно, что там он создавал колхоз; у него бухгалтером, да, да, сперва в Ершовке, потом в Кизиле, был Рябов- отец живописца Николая Петровича Рябова, магнитогорца….Ваш поиск земляков нельзя не приветствовать: быть может, чья-то судьба, кто сейчас ребенок или юноша, разовьется в судьбу, подобную рябовской или моей.»

Из последующих писем стало ясно, что в Ершовке Вороновы «квартировали» в семье Сердюковых, в Кизиле у Мурзиковых. Когда Коле было 6 лет, его семья переехала в город Магнитогорск на строительство металлургического комбината. Но родители развелись. Николай воспитывался матерью и бабушкой. Мать, еще молодая и красивая женщина, посвятила себя сыну. Он очень любил свою мать, много писал о ней в своих книгах. Жили Вороновы в бараке, очень бедно, впрочем, как большинство приехавших на стройку комбината.

В 1942 году Николай Воронов окончил школу-семилетку, в 1944 г. ремесленное училище. Подростком он пошел работать на комбинат электрощитовым доменной подстанции. Окончил школу рабочей молодежи, а в 1946 году поступил на литературный факультет магнитогорского пединститута. Но после 2 курса стал учиться в Московском литературном институте им. Горького. Окончил его в 1952 году и вернулся в город Магнитогорск.

Писать Николай Павлович начал рано: еще в начальной школе сочинил свои первые стихи. Первый его рассказ « Обида» был напечатан в 1953 году в альманахе «Молодая гвардия». Он получил первый гонорар - огромные для него деньги - 5 тысяч рублей(при зарплате 120р.) Почти все их потратил на подарки родным и на первый костюм себе. Через два года вышла его первая книга рассказов «Весенней порой». В 1958 году Воронов был принят в Союз писателей СССР. Николай Павлович был разъездным корреспондентом «Огонька», обозревателем «Литературной газеты», возглавлял литературное объединение Магнитогорска.

В 1963 году он уехал из Магнитки, работал в Калуге, где 10 лет руководил областной писательской организацией. С 1973 года живет в Москве, писательском поселке Переделкино. Из письма в Кизил от 21 февраля 1990 года: «….Городок писателей более чем столичный район Юго-запада, приспособлен для нашей работы. Обретаюсь на той же улице, где живут Леонид Леонов, Георгий Марков, Егор Исаев, Роберт Рождественский, Анатолий Жигулин, где жили Валентин Катаев, Корней Чуковский…» . Словом, вся плеяда советских писателей, людей творческого склада, так или иначе, переплетаются с судьбой Воронова. Именно об этом идет речь в воспоминаниях Николая Павловича под названием « Истина о самом себе», написано более тысячи страниц.. Часть из них опубликована на страницах газеты «Магнитогорский металл» в 2010 -2011г.г.

Почти все творчество Воронов посвятил рабочей теме, людям труда. В 1968 году вышел его роман «Юность в Железнодольске» (так во всех книгах он называет Магнитогорск), который стал уже историческим. А вот в 1968 году этот роман очень даже нашумел и снискал разные отклики, так как документальная его правда не всем нравилась, не все были готовы принять ее. После разразившегося вокруг романа скандала, автору пришлось заниматься переработкой некоторых глав. Роман был напечатан в журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Он первым взял ответственность за роман, приняв к сердцу его «чистую правду»: «…А.Т.: Я знал, что мы с Вороновым хлебнем всякого. Он написал чистую правду, а кому из чиновников это может понравиться» . Твардовский не просто спас роман, он помог и устоять, и утвердиться Воронову, как писателю, в то литературное время, когда требовалось сглаживать многие жизненные шероховатости. Зато читателями роман был принят очень хорошо, переведен на разные языки.

Н.П. Воронов очень плодотворный писатель. Ко времени нашего с ним знакомства в 1990 году, им было написано пять романов, ряд повестей, рассказов и очерков. Несколько книг Николай Павлович написал специально для школьников: «Голубиная охота», «Мальчик, полюбивший слона», «Смятение», «Побег в Индию» и т. д.

В 1999 году Академия российской словесности наградила Воронова медалью «Ревнителю просвещения». В 2001 году ему присвоено почетное звание академика Академии литературы.

Несмотря на столичную прописку, Николай Павлович не забывает своей малой родины и почти ежегодно посещает г. Магнитогорск. Помимо встреч с читателями и коллегами, у него тут редакторская работа: он возглавляет «Вестник Российской литературы».

Осенью 2003 года, когда Николай Павлович в очередной раз приехал в Магнитку по своим литературным делам, мы пригласили его к себе в гости. Так состоялась долгожданная встреча с писателем на земле кизильской.

В стенах Кизильской районной библиотеки были организованы встречи Академика отечественной литературы с его коллегами - пишущей братией, членами литературных клубов « Лира» и « Рифма»; со старшеклассниками, которые с большим интересом слушали его увлекательные истории, ведь Николай Павлович – прекрасный рассказчик.

Из Кизила Н.П.Воронов возвратился в Магнитогорск, где провёл работу по созданию ежегодного сборника « Вестник Российской литературы», издание которого он давно вынашивал в своих замыслах. Мечта сбылась. Уже в 2004 году в Москве издательство « Глобус» выпустило первый номер сборника. Его издание осуществлялось при содействии Международного сообщества писательских Союзов, Московской городской организации Союза писателей России, Магнитогорского государственного университета и т д. Главным редактором становится Н.П.Воронов, в редколлегию и общественный совет вошли как известные в стране писатели и поэты- Ю. Бондарев, В.Сорокин, В.Боков, Ч.Гусейнов и т.д., так и знакомые нам имена представителей литературы, СМИ, сотрудников МАГУ г. Магнитогорска: Романов В.Ф., Павлов А.Б., Рухмалев С.А….Многие из них являются авторами произведений, опубликованных в первом номере сборника. Его презентация состоялась осенью 2004 года в Магнитогорске, затем в Кизиле, куда он был приглашен вместе со своей сподвижницей, поэтессой, кандидатом филологических наук МАГУ Еленой Кулаковой (кстати, тоже наша землячка, родом из п. Гранитный).

Вот что пишет Николай Павлович об этом визите в одной из своих статей: «…Вместе с Карсаковой и Егоровой мы выступали перед читателями разных возрастов, а также слушали их выступления, проникнутые неослабным интересом к литературе, глубиной суждений. Встречались с поэтами, прозаиками, журналистами, приехавшими сюда из деревень и местечек района. Произведения, читаемые ими, их высказывания, зачастую отличались языковой привлекательностью, жизненным серьезом, меткими подробностями, остроумием» .

Большим соблазном для Николая Павловича стало наше предложение съездить в Ершовку. С каким огромным волнением он ступил на землю своего раннего детства! Как всматривался в старые, полуразвалившиеся дома, пытаясь отыскать взглядом хоть что-то знакомое. Но прошло слишком много времени, более 70 лет, как Вороновы уехали из поселка. А вот речку вспомнил. Очень долго мы бродили с ним по берегу Урала, любуясь осенней красотой, слушая удивительные зарисовки из его далекого детства. А затем состоялась встреча с учащимися Новоершовской школы, для которых общение с «живым» писателем из Москвы стало огромным жизненным событием.

Потом была поездка на Аркаим совместно с сотрудниками Кизильской районной библиотеки и с «главным экскурсоводом района» А.И.Черных.

Переполненный новыми впечатлениями, свежими материалами, Воронов возвратился Москву, где продолжил работать над составлением очередного номера «Вестника Российской литературы», в который вошли произведения и кизильских авторов: А.В Павлова, Д.Смагина, Т.Иванниковой, Г.Третьяка, С.Кадочникова, В.Вандышева. Кроме этого, в данном номере «Вестника» Николай Павлович опубликовал свою статью о Кизильской районной библиотеке и ее сотрудниках – «Земля библиотекарей и книгочеев» ! А заканчивается она такими словами: «Общаясь с библиотекарями, с деятелями культуры района, литераторами, учителями, краеведами…мы с чувством преклонения и счастья относили их к истинным интеллигентам, которыми высится, держится, спасается стержневая, вещая провинциальная наша Родина – Родина высокой чести, бескорыстия, благородства, неустанных сил во имя ее укрепления и процветания».

Несмотря на преклонный возраст, Николай Павлович продолжает плодотворно работать. В последние годы вышли в свет его новые книги: сборник стихов «Цунами», «Моя крылатая родня», «Сон о боге», «Приговоренный Флерушка». В 2008 году Воронову присвоено звание «Почетного профессора МаГУ», в 2009 году он удостоен премии имени Антона Чехова. На 12 Ассамблее писателей Урала, которая проходила в ноябре 2011 года в г. Магнитогорске, Николаю Павловичу вручена очередная Премия имени Мамина-Сибиряка. Именно здесь произошла наша очередная встреча с Вороновым, которому мы подарили целую подборку книг и брошюр о Кизильском районе.

Мы гордимся литературными заслугами Н.П. Воронова и по праву считаем его своим земляком, ведь «Кизил , - вспоминает он, - место моего раннего счастья и горя. Он дал мне огромные природные силы» .

Воронов Николай Павлович [Электронный ресурс] / Н. А. Капитонова. — ЧОДБ: Челябинск. — Режим доступа: http://chodb.uu.ru/site/index/podrost (1.09.2008)


Воронов Николай Павлович (20.11.1926)
Известный российский писатель, детство и юность которого прошли в Магнитогорске. Николай Павлович писал: "Душой магнитогорец я...". Родному городу он посвятил основные свои труды. Несколько книг он написал для детей.

Николай Павлович Воронов родился в семье железнодорожного рабочего. О себе и своей семье он пишет: "Начало жизни на станции Золотая сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна. Из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в Гражданскую войну. Отец Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из... Полтавской губернии". Отец писателя был одно время председателем колхоза.

Когда мальчику было 6 лет, его семья приехала на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Но родители развелись. Николай воспитывался матерью и бабушкой. Мать, еще молодая и красивая женщина, посвятила себя сыну. Он очень любил свою мать, много писал о ней в своих книгах. Жили в бараке, очень бедно.

В Магнитогорске Николай Воронов окончил школу-семилетку (1942), потом ремесленное училище N 1 (1944). Подростком пошел работать на комбинат. Работал электрощитовым доменной подстанции. Окончил школу рабочей молодежи. В 1946 поступил на литературный факультет магнитогорского пединститута. Но после 2 курса стал учиться в Московском литературном институте им. Горького. Окончил его в 1952 году и вернулся в Магнитогорск.

Писать Николай Павлович начал рано: еще в начальной школе сочинил свои первые стихи. Первый его рассказ "Обида" был напечатан в 1953 году в альманахе "Молодая гвардия" Он получил первый гонорар — огромные для него деньги — 5 тысяч рублей (при зарплате 120 р.) Почти все их потратил на подарки родным и на первый костюм себе. Через два года в Свердловске вышла первая книга рассказов "Весенней порой". В 1958 году Воронов был принят в Союз писателей СССР. Николай Павлович был разъездным корреспондентом "Огонька". Обозревателем "Литературной газеты", возглавлял литературное объединение Магнитогорска.

В 1963 году Н. Воронов уехал из Магнитки, работал в Калуге, где 10 лет руководил областной писательской организацией. Потом стал жить и работать в Москве (живет в поселке Переделкино). Избирался секретарем Московской писательской организации. В нашей стране и за рубежом вышло больше 30 книг Николая Воронова. Это романы, повести, сборники рассказов, очерки.

Почти все свое творчество Николай Павлович посвятил рабочей теме, людям труда. Еще в детстве он был очарован "жаропламенным заводом и огненной работой родителей" на Магнитке. В 1968 году вышел роман Воронова "Юность в Железнодольске" (так во всех своих книгах он называет Магнитогорск). Роман автобиографичен. В нем описано детство, отрочество и юность писателя в предвоенные и военные годы. Прототипами были и его мать, и жена, которая тоже выросла в Магнитогорске. Роман вызвал тогда большую полемику в прессе, он был слишком правдив по тому времени. Пришлось автору заниматься переработкой некоторых глав. Зато потом роман был хорошо принят читателями, переведен на разные языки.

К сложным проблемам детства и отрочества Николай Павлович обращался в своих произведениях не раз. Несколько книг он специально написал для школьников. Отдельно и в сборниках издавалась его повесть "Голубиная охота", написанная в 1971 году. В повести очень многое из его детства: барачный поселок, безотцовщина, увлечение голубями, становление характеров, проверка этих характеров войной... Не случайно "Голубиная охота" вошла в сборник "Война и дети", где помещены лучшие рассказы и повести о войне и детях: "Судьба человека" Шолохова, "Уроки французского" Распутина...

"Голубиная охота", "Мальчик, полюбивший слона" — повести, доступные среднему школьному возрасту. Старшим ребятам адресованы повесть Воронова "Смятение" и роман "Побег в Индию" (1999). У Сережи Анисимова — главного героя романа "Побег в Индию" — очень много общего с Николаем Вороновым и его сверстниками. Время действия 1937 год. Аресты, беспризорничество, тяга к бродяжничеству, путешествиям. Первая влюбленность. Мальчишки бегут в Индию, но открывают не далекую страну, а своих близких, свой род, свой край, свою душу. В своем детстве сам Воронов дважды убегал в Индию, но попал туда уже взрослым человеком. Предисловие к роману писатель назвал "Странствие к себе и негаданным людям", которое закончил мыслью о сходстве тех времен и сегодняшних: "Отчего же теперь бегут мальчишки из дома, и у каждого ли есть этот дом?.. Думаю, очень пригодится мой роман сегодняшним читателям". Роман написан очень ярким, образным языком. К 80-летию писателя издатели "Путеводной звезды" выпустили сборник Николая Воронова "Теплые монеты". В сборнике уже знакомые повести "Смятение", "Мальчик, полюбивший слона", и новая повесть для юношества "Теплые монеты", в которой он возвращается к важным моральным вопросам: чести, достоинства, настоящей любви, дружбы

В 1999 году Академия российской словесности наградила Воронова медалью "Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина". В 2001 ему присвоено Почетное звание академика Академии литературы. В 2002 Воронов был участником Всемирного форума поэзии, проходившего в Магнитогорске. Магнитогорский университет присвоил Воронову звание "Почетный доктор МаГУ" (2008).

Писатель встречается с детьми, которым очень интересны его рассказы. Воронов увлекается астрономией (у него в доме два телескопа), коллекционированием камней. Когда он приезжал в Магнитогорск (2003), встречался с читателями — детьми в Кизильской районной библиотеке. С этой библиотекой Николай Павлович дружит. В Москве продолжает писать рассказы, пишет воспоминания о замечательных людях, с которыми был знаком: Корнее Чуковском, Валентине Катаеве, Александре Твардовском и др. Творческие поиски Николая Павловича продолжаются.

Воронов Николай Павлович

р. 20.11.1926

Писатель

Известный российский писатель, детство и юность которого прошли в Магнитогорске. Николай Павлович писал: «Душой магнитогорец я...». Родному городу он посвятил основные свои труды. Несколько книг он написал для детей.

Николай Павлович Воронов родился в семье железнодорожного рабочего. О себе и своей семье он пишет: «Начало жизни на станции Золотая сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна. Из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в гражданскую войну. Отец Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из... Полтавской губернии». Отец писателя был одно время председателем колхоза.

Когда мальчику было 6 лет, его семья приехала на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Но родители развелись. Николай воспитывался матерью и бабушкой. Мать, еще молодая и красивая женщина, посвятила себя сыну. Он очень любил свою мать, много писал о ней в своих книгах. Жили в бараке, очень бедно.

В Магнитогорске Николай Воронов окончил школу - семилетку (1942), потом ремесленное училище N 1 (1944). Подростком пошел работать на комбинат. Работал электрощитовым доменной подстанции. Окончил школу рабочей молодежи. В 1946 поступил на литературный факультет магнитогорского пединститута. Но после 2 курса стал учиться в Московском литературном институте им. Горького. Окончил его в 1952 году и вернулся в Магнитогорск.

Писать Николай Павлович начал рано: еще в начальной школе сочинил свои первые стихи. Первый его рассказ «Обида» был напечатан в 1953 году в альманахе «Молодая гвардия». Он получил первый гонорар - огромные для него деньги - 5 тысяч рублей (при зарплате 120 р.) Почти все их потратил на подарки родным и на первый костюм себе. Через два года в Свердловске вышла первая книга рассказов «Весенней порой». В 1958 году Воронов был принят в Союз писателей СССР. Николай Павлович был разъездным корреспондентом «Огонька» обозревателем «Литературной газеты», возглавлял литературное объединение Магнитогорска.

В 1963 году Н.Воронов уехал из Магнитки, работал в Калуге, где 10 лет руководил областной писательской организацией. Потом стал жить и работать в Москве (живет в поселке Переделкино). Избирался секретарем Московской писательской организации.

В нашей стране и за рубежом вышло больше 30 книг Николая Воронова. Это романы, повести, сборники рассказов, очерки.

Почти все свое творчество Николай Павлович посвятил рабочей теме, людям труда. Еще в детстве он был очарован «жаропламенным заводом и огненной работой родителей» на Магнитке. В 1968 году вышел роман Воронова «Юность в Железнодольске» (так во всех своих книгах он называет Магнитогорск). Роман автобиографичен. В нем описано детство, отрочество и юность писателя в предвоенные и военные годы. Прототипами были и его мать, и жена, которая тоже выросла в Магнитогорске. Роман вызвал тогда большую полемику в прессе, он был слишком правдив по тому времени. Пришлось автору заниматься переработкой некоторых глав. Зато потом роман был хорошо принят читателями, переведен на разные языки.

К сложным проблемам детства и отрочества Николай Павлович обращался в своих произведениях не раз. Несколько книг он специально написал для школьников. Отдельно и в сборниках издавалась его повесть «Голубиная охота», написанная в 1971 году. В повести очень многое из его детства: барачный поселок, безотцовщина, увлечение голубями, становление характеров, проверка этих характеров войной... Не случайно «Голубиная охота» вошла в сборник «Война и дети», где помещены лучшие рассказы и повести о войне и детях: «Судьба человека» Шолохова, «Уроки французского» Распутина…

«Голубиная охота», «Мальчик, полюбивший слона» - повести, доступные среднему школьному возрасту. Старшим ребятам адресованы повесть Воронова «Смятение» и роман «Побег в Индию» (1999). У Сережи Анисимова - главного героя романа «Побег в Индию» - очень много общего с Николаем Вороновым и его сверстниками. Время действия 1937 год. Аресты, беспризорничество, тяга к бродяжничеству, путешествиям. Первая влюбленность. Мальчишки бегут в Индию, но открывают не далекую страну, а своих близких, свой род, свой край, свою душу. В своем детстве сам Воронов дважды убегал в Индию, но попал туда уже взрослым человеком. Предисловие к роману писатель назвал «Странствие к себе и негаданным людям», которое закончил мыслью о сходстве тех времен и сегодняшних: «Отчего же теперь бегут мальчишки из дома, и у каждого ли есть этот дом?.. Думаю, очень пригодится мой роман сегодняшним читателям». Роман написан очень ярким, образным языком. К 80 - летию писателя издатели «Путеводной звезды» выпустили сборник Николая Воронова «Теплые монеты». В сборнике уже знакомые повести «Смятение», «Мальчик, полюбивший слона», и новая повесть для юношества «Теплые монеты», в которой он возвращается к важным моральным вопросам: чести, достоинства, настоящей любви, дружбы.

В 1999 году Академия российской словесности наградила Воронова медалью «Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина». В 2001 ему присвоено Почетное звание академика Академии литературы. В 2002 Воронов был участником Всемирного форума поэзии, проходившего в Магнитогорске. Магнитогорский университет присвоил Воронову звание «Почетный доктор МаГУ» (2008).

Писатель встречается с детьми, которым очень интересны его рассказы. Воронов увлекается астрономией (у него в доме два телескопа), коллекционированием камней. Когда он приезжал в Магнитогорск (2003), встречался с читателями - детьми в Кизильской районной библиотеке. С этой библиотекой Николай Павлович дружит.

В Москве продолжает писать рассказы, пишет воспоминания о замечательных людях, с которыми был знаком: Корнее Чуковском, Валентине Катаеве, Александре Твардовском и др. Творческие поиски Николая Павловича продолжаются.

Н. Капитонова

Произведения Н. Воронова детям:

Голубиная охота: Повести. - М., Современник. 1980. - 95 с.- (Отрочество).

Юность в Железнодольске: Роман. - М.: Сов. Россия, 1982. - 383 с.

Человек - эхо: Повести, рассказы. - М., Сов.писатель. 1985. - 576с.

Голубиная охота. М., Дет. лит.,1985. - 174 с.

Голубиная охота //Война и дети. (Школьная роман - газета). - 2000.- N 7 (55). - С. 51 - 63.

Побег в Индию: Роман (журн. вариант) //Путеводная звезда. Школьное чтение. - М.,2001. - N 10-11. - 91 с.

Теплые монеты //Путеводная звезда. Школьное чтение. - М., 2006. - N 11. - С. 2 - 95.

Драцова И. (О детских повестях Н.Воронова) // Дет. лит. - 1982. - N 5.- С.45 – 46.

Сахаров В. Добывая свою правду: Штрихи к портрету Н. Воронова // Урал. - 1991. -N 6. - С. 168 – 172.

Воронов Николай Павлович //Писатели Челябинской области: Биобиблиогр. справочник. - Челябинск, 1992. - С. 37 – 41.

Николай Воронов // Писатели России: Автобиографии современников. - М., Гласность,1998. - С. 118 – 123.

Николай Воронов. «Голубиная охота»: (Отзывы чит. о повести) // Большая перемена: Прил. к журн. «Путеводная звезда», 2001. - N 4. - С. 6 - 7. - (Конкурс школьных сочинений).

Капитонова Н. Воронов Николай Павлович // Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 5 - 9 класс. - Челябинск: «Взгляд», 2002. - С. 274 – 285.

Николай Воронов // Международный форум поэзии. 2002. - М., Магнитогорск, 2002. - 12 с.: порт.

Баканов В., Троицкая Н. Воронов Николай Павлович // Челябинская область: Энциклопедия. - Челябинск, «Каменный пояс», 2003. - Т. 1. - С. 720.

, поэт , публицист , автор более трёх десятков книг. Член Союза писателей России , академик Академии литературы , главный редактор журнала «Вестник Российской литературы ».

Биография

  • , 20 ноября - родился на станции Золотая сопка близ Троицка . Отец, Павел Анисимович - двадцатипятитысячник, председатель колхоза. Мать, Мария Ивановна - родом из казачьей семьи Коноваловых.
  • - пятилетний Николай с матерью переезжают в Магнитогорск (Челябинская область) и поселяются в бараке на 13-м участке. Воспоминания детства впоследствии легли в основу автобиографического романа «Юность в Железнодольске», повести «Голубиная охота» и многих других произведений.
  • - после окончания школы-семилетки поступил в ремесленное училище № 1
  • - по окончании ремесленного училища был назначен электрощитовым на доменной подстанции Магнитогорского металлургического комбината и поступил в 9-й класс Школы рабочей молодёжи
  • - поступил в Магнитогорский педагогический институт (ныне - государственный университет)
  • - проучившись два курса в пединституте, оставил учёбу и уехал в Москву . Поступил в , приёмной комиссии которого представил собственные стихи, пьесы, рассказы, исследовательскую работу «Что такое поэзия?» и исследование по «Цементу» Ф. Гладкова .
  • - - учился в литературном институте, в котором посещал семинары В. Катаева и К. Паустовского . Дипломная работа - 1-я часть повести «Испытание на прочность».
  • - вступил в КПСС
  • - вернулся в Магнитогорск , в котором являлся на тот момент единственным профессиональным писателем
  • - - руководил магнитогорским литературным объединением
  • - из печати вышла первая книга «Весенней порой». В этом же году вступил в Союз писателей СССР
  • - первая научно-фантастическая публикация: очерк «Несущие огонь»
  • - - работал ответственным секретарем Калужской областной писательской организации
  • - в журнале «Новый мир» (№ 11-12) опубликована первая часть романа «Юность в Железнодольске»
  • - закончил роман «Юность в Железнодольске». Переехал в Москву , где был избран в правление Союза писателей РСФСР и секретариат московской организации Союза писателей СССР и возглавлял совет по прозе молодых
  • - написал роман «Макушка лета»
  • - написал роман «Котёл»
  • - удостоен премии «Северянка» Череповецкого металлургического комбината за лучшее произведение о труде металлургов
  • - написал первый роман с элементами антиутопии - «Похитители Солнца»
  • - написал второй роман с элементами антиутопии - «САМ»
  • - подписал «Письмо 74-х ».
  • - награждён медалью «Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина », присуждаемой Академией Российской словесности
  • - написал автобиографический роман «Побег в Индию», удостоен почётного звания академика Академии литературы
  • - вместе с В. Сорокиным - почётный гость Ручьёвских чтений, посвящённых 70-летию Магнитогорского металлургического комбината; участник в Магнитогорске Всемирного форума поэзии
  • с - главный редактор журнала «Вестник Российской литературы »
  • - выпустил свой первый стихотворный сборник «Цунами»
  • с - член редакционного совета книжной серии «Литература Магнитки. Избранное»
  • - от имени министерства культуры награждён орденом «За вклад в просвещение»
  • - удостоен Золотой Есенинской медали, учрежденной издательством газеты «Литературное Подмосковье» и Союзом писателей России), и ордена «За вклад в просвещение» Министерства образования Российской Федерации
  • с - член редакционного совета книжной серии «Литература Магнитки. Контекст»
  • - удостоен звания «Почётный профессор МаГУ »
  • - награждён медалью имени Антона Чехова , учреждённой Союзом писателей г. Москвы
  • - на XII конференции Ассоциации писателей Урала (г. Магнитогорск) награждён за совокупное художественное творчество и значительный вклад в литературу о рабочем классе Урала
  • , 19 июня - скончался в г. Москве

Романы

  • Юность в Железнодольске ()
  • Макушка лета ()
  • Котёл ()
  • Похитители Солнца ()
  • Побег в Индию ()

Повести

  • Гибель такси
  • Голубиная охота
  • Гудки паровозов
  • Испытание на прочность
  • Карл Нетерпеливый
  • Лягушонок на асфальте
  • Мальчик, полюбивший слона
  • Не первая любовь
  • Приговорённый Флёрушка
  • Смятение
  • Тёплые монеты

Поэма

  • Зяблик

Циклы стихов

  • Вечное и хрупкое
  • Внучка с бабушкой
  • Время «пик»
  • Женщина
  • Жертвоприношение
  • Наш дом
  • Перемены
  • Родня

Книги

  1. - Весенней порой (рассказы). - Свердловск , Свердловское книжное издательство, 174 с. Тираж: 15000 экз.
  2. 1957 - Кассирша (рассказы). - М., Правда
  3. - Бунт женщины (рассказы). - Челябинск ., Кн. изд., 184 с.
  4. - Ожидание (рассказы). - Москва , «Молодая гвардия», 253 с. Тираж: 55000 экз.
  5. 1961 - Просто Иван (рассказы). - М., Правда
  6. - Гудки паровозов (повесть и рассказы). - Челябинск ., Кн. изд., 232 с.
  7. - Кормилец (рассказы). - Пермь , Пермское книжное издательство, 47 с. Тираж: 60000 экз. Серия «Рассказы о советских людях».
  8. 1962 - Человек-эхо (рассказ). - Свердловск, Кн. изд.
  9. - Бег в ночи (повести и рассказы). - Москва , «Советская Россия», 196 с. Тираж: 100000 экз.
  10. 1965 - Спасители. - Тула, Приокское кн. изд.
  11. - Братья Занадворовы (очерки). - Пермь , Пермское книжное издательство, 32 с. Тираж: 15000 экз.
  12. - Человек-эхо. - Тула , Приокское издательство, 176 с., 30 000 экз.
  13. - Женское счастье (повести и рассказы). - Пермь , Пермское книжное издательство, 215 с. Тираж: 15000 экз.
  14. - Просто Иван (повести, рассказы). - Москва , «Советская Россия», 236 с. Тираж: 50000 экз.
  15. 1972 М., Советский писатель
  16. - Закон души (повести и рассказы). - Свердловск , Средне-Уральское книжное издательство, 328 с. Тираж: 50000 экз. Серия «Уральская библиотека».
  17. - Непокой (письма с заводов и фабрик). - Москва , «Советская Россия», 95 с. Тираж: 75000 экз. Серия «Писатель и время».
  18. 1974 - Юность в Железнодольске (роман). - М., Советский писатель
  19. - Лягушонок на асфальте (рассказы и повести). - Москва , «Современник», 576 с. Тираж: 150000 экз.
  20. - Макушка лета (опыт публицистического романа). - Москва , Профиздат, 384 с. , 75 000 экз. «Библиотека рабочего романа».
  21. Москва , «Советская Россия», 176 с., 100 000 экз.
  22. - Макушка лета (роман, повесть). - Москва , «Современник», 462 с. Тираж: 100000 экз.
  23. 1979 - Юность в Железнодольске. - М., Советская Россия
  24. - Макушка лета (роман). - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, 376 с. Тираж: 50000 экз.
  25. - Голубиная охота (повести). - Москва , «Детская литература», 176 с., 100 000 экз.
  26. - Голубиная охота (повести). - Москва , «Современник». - 96 с., 500 000 экз.
  27. - Котёл (роман и повесть). - Москва , «Советский писатель», 352 с. Тираж: 30000 экз.
  28. - Юность в Железнодольске (роман). - Москва , «Советская Россия», 384 с., 100 000 экз.
  29. - Избранные произведения (в 2 томах). - Москва , «Современник», по 526 с. Предисловие Л. Вуколова. Тираж: 100000 экз.
  30. - Человек-эхо (повести и рассказы). - Москва , «Советский писатель», 574 с. Тираж: 200000 экз.
  31. 1985 - Голубиная охота (повести). - Москва , «Детская литература», 176 с.
  32. - Крик о помощи (рассказы). - Москва , «Правда», 48 с., 80 000 экз. Серия: Библиотека «Огонёк».
  33. - САМ (роман-фантазия). - Москва , «Советский писатель», 478 с. Тираж: 30000 экз. ISBN 5-265-00108-5
  34. - Юность в Железнодольске (роман). - Москва , «Современник», 528 с. Тираж: 100000 экз. ISBN 5-270-00446-1. Серия «Библиотека российского романа»
  35. - Похитители солнца (роман, повесть, рассказы). - Москва , «Московский рабочий», 476 с. Тираж: 30000 экз. ISBN 5-239-00390-4
  36. Калуга , «Каменный мост», 28 с., 30 000 экз.
  37. - Биси-Миси-Карандака (сказка). - Калуга , «Золотая аллея», 29 с., 100 000 экз.
  38. - Цунами (стихотворения). - Москва , Московская городская организация Союза писателей России, 128 с. Тираж: 500 экз.
  39. - Моя крылатая родня (стихи и повесть для детей). - Магнитогорск , Магнитогорский Дом печати, 184 с. Тираж: 500 экз. ISBN 5-7114-0299-4
  40. - Сон о Боге (рассказы, сказки, повесть). - Москва , Московская городская организация Союза писателей России, 142 с. Тираж: 150 экз.
  41. - Приговорённый Флёрушка (записки деда). - Магнитогорск , «Алкион», 120 с. Редактор: С. Рухмалёв . Тираж: 1000 экз. ISBN 978-5-88311-039-8. Серия «Литература Магнитки. Контекст» (выпуск 2).

Публикации

  1. Ветер (стихотворение). - «Магнитогорский рабочий », 13 марта .
  2. Несущие вечный огонь (очерк). - «Уральский следопыт» (Свердловск), , № 2, с. 40-47.
  3. Несущие вечный огонь. - Верь людям (повести, рассказы, очерки). - Челябинск , Южно-Уральское книжное издательство, , с. 335-348.
  4. Мальчик, полюбивший слона (повесть). - «Урал» (Свердловск), , № 1.
  5. Юность в Железнодольске (роман). - «Новый мир » (Москва), , № 11-12.
  6. Похитители Солнца (роман-фантазия). - «Урал» (Свердловск), , № 7 (с. 3-63), № 8 (с. 3-61), № 9 (с. 77-117).
  7. Бочка (скорее реалистическая, чем фантастическая сценка из трудовых будней). - «Техника - молодёжи» (Москва), , № 12. -
  8. Побег в Индию (роман, журнальный вариант). - «Путеводная звезда» (Москва), , № 10-11.
  9. Юность в Железнодольске (отрывки). - VI Ручьёвские чтения (сборник материалов межвузовской научной конференции). - Магнитогорск , , т. I, с. 24-25.
  10. Огненная ковка (из Новомирской хроники). - «Берег А» (Магнитогорск), , № 1, с. 88-120.
  11. Магнитка - светоч России. - «Вестник Российской литературы » (Москва), , № 1, с. 3-4.
  12. Юность в Железнодольске (отрывки). - «Вестник Российской литературы » (Москва), , № 1, с. 29-33, 34-35.
  13. Фигура времени (рассказы). - «Берег А» (Магнитогорск), , № 1, с. 52-85.
  14. Земля библиотекарей и книгочеев. - «Вестник Российской литературы » (Москва), , № 2-3, с. 52-56.
  15. Моя крылатая родня (стихи). - «Вестник Российской литературы » (Москва), , № 2-3, с. 200-203.
  16. Огненная ковка (из новомирской хроники). - «Вопросы литературы» (Москва), , № 1.
  17. Вестник Российской литературы » (Москва), - , № 4-5, с. 5-29.
  18. Театр мироздания Елены Евгеньевой. - «Вестник Российской литературы » (Москва), , № 6-7, с. 201-203.
  19. Братья Занадворовы (очерк). - «Магнитогорский металл », 2 марта , 6 мая . - ,
  20. Тёплые монеты. Смятение. Мальчик, полюбивший слона (повести). - «Путеводная звезда» (Москва), , № 11, с. 1-40, 57-95.
  21. Карл нетерпеливый (повесть). - «Роман-журнал XXI век» (Москва), , № 11, с. 46-56.
  22. Гвардейцы магнитогорского тыла (главы из романа «Юность в Железнодольске»). - «Вестник Российской литературы » (Москва), , № 8-9, с. 15-28.
  23. Солнышко в женской душе (отрывок из повести «Приговорённый Флёрушка»). - «Магнитогорский металл », 31 мая , с. 10.
  24. Истина о самом себе (о подмосковном Переделкине, Магнитке, Калуге, Оптиной пустыни, Москве и о тех, кто был оклеветан). - «Магнитогорский металл », май 2010 - октябрь 2011
  25. Потаённый Шолохов. - «Магнитогорский металл », 19 ноября , 22 ноября , 24 ноября . - , ,
  26. «Унесу я рябиновый вкус твоих губ». - «Магнитогорский металл », 23 марта . -
  27. На изгибах судьбы (о С. Мелешине). - «Магнитогорский металл », 30 марта . -

Награды

  • Премия «Северянка» Череповецкого металлургического комбината за лучшее произведение о труде металлургов ()
  • Медаль «Ревнителю просвещения. В память 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина » Академии Российской словесности ()
  • орден «За вклад в просвещение» Министерства образования Российской Федерации ()
  • Золотая Есенинская медаль ( , учреждена издательством газеты «Литературное Подмосковье» и Союзом писателей России)
  • медаль имени Антона Чехова , учреждённая Союзом писателей г. Москвы ()
  • Премией имени Д. Н. Мамина-Сибиряка за совокупное художественное творчество и значительный вклад в литературу о рабочем классе Урала ()

Звания

  • Академик Академии литературы ()
  • Почётный профессор МаГУ ()

Отзывы современников

  • Член Союза писателей России Валентин Сорокин ():

Николай Воронов - прекрасный рассказчик, мастер короткой повести, публицист, главная его песня - роман, многоплановый и многострадальный, «Юность в Железнодольске», привлёк к себе внимание не только народа, но и прежде всего ЦК КПСС: долбили, учили, дёргали, отлучали, винили…

Напишите отзыв о статье "Воронов, Николай Павлович"

Литература

  1. Баканов В. Воронов Николай Павлович. - Магнитогорск (краткая энциклопедия). - Магнитогорск , Магнитогорский дом печати, , с. 347-348.
  2. Беликов Ю. Вокруг горы Магнитной (беседа с «писателем чести» и «фантазитором» Николаем Вороновым). - «Литературная газета », 28 июля . -
  3. Беликов Ю. Запрещённый с юности, или Байрон из Магнитогорска (беседа с Николаем Вороновым). - «День и ночь» (Красноярск), 2011, № 1. -
  4. Богухвал Н. Патриархи пишут стихи. - «Магнитогорский металл », 20 ноября , с. 12. -
  5. Борюшкина Л. Творческая совесть Магнитки. - «Магнитогорский металл », 20 января . -
  6. Варламов И. В тени крыла Воронова (очерк). - «Магнитогорский металл », 24 сентября , 1 октября . - ,
  7. Геллеверя Т., Юдина О. «Магнитогорск в дымке времени…» (по произведениям Н. П. Воронова). - VI Ручьёвские чтения: Сборник материалов межвузовской научной конференции. Магнитогорск , , т. I, с. 101-102.
  8. «Душой магнитогорский я…». - «Западно-Восточный Альянс » (Магнитогорск), , № 1, с. 41-43.
  9. Книга жизни Николая Воронова. - «Магнитогорский металл », 21 июня . -
  10. Кожевников А. Весенняя пора. - «Литература и жизнь» (Москва), 16 января .
  11. Козырева Е. Воскрешающая сила добра (о книге «Моя крылатая родня»). - «Магнитогорский металл », 13 октября , с. 12.
  12. Кондратковская Н. Зов к добру! (о книге «Гудки паровозов»). - «Магнитогорский рабочий », 1 февраля .
  13. Краткая литературная энциклопедия (Москва), , т. 9, с. 199.
  14. Нилов С. Слово о Воронове (выставка к 80-летию Н. Воронова в Калужском краеведческом музее). - сайт Museum.Ru (Москва), декабрь . -
  15. Новое дело писателя Воронова (москвич из Магнитки стал почётным профессором МаГУ). - «Магнитогорский металл », 26 января , с. 12.
  16. Павелин В. Сердцем с Магниткой. - «Магнитогорский рабочий », 21 июля , с. 3.
  17. Павелин В. Им всегда не хватало друг друга (о Н. Воронове и С. Мелешине). - «Магнитогорский металл », вкладка «Магнитогорск литературный», 6 сентября , с. 4.
  18. Павлов А. Ветрам наперекор (80-летие Николая Воронова в Магнитогорском краеведческом музее). - «Магнитогорский металл », 23 ноября . -
  19. Петренко В. Яблоко по кругу (о праздновании 81-летия Н. Воронова в Музее-квартире Бориса Ручьёва). - «Магнитогорский металл », 30 ноября , с. 12.
  20. Петренко В. Суровые уроки прошлого. - «Магнитогорский металл », 1 февраля . -
  21. Писатели Москвы: библиографический справочник. - «Московский рабочий», , с. 91-92.
  22. Писатели Южного Урала: библиографический справочник (Челябинск), , с. 61-66.
  23. Рухмалёв С. Желание Льва Толстого (разменяв девятый десяток лет, Николай Воронов написал «Записки деда»). - «Магнитогорский металл », 31 мая , с. 10. -
  24. Рухмалёв С. Желание Льва Толстого. - Воронов Н. Приговорённый Флёрушка. - Магнитогорск , «Алкион», , с. 3-4.
  25. Сахаров В. Добывая свою правду (штрихи к портрету Н. Воронова). - «Урал» (Екатеринбург), , №?, с. 168-172.
  26. Сокол Е. Николай Воронов: «Идёт похищение Отечества, а мы бездействуем». - «Свой взгляд» (Магнитогорск), 28 мая . -
  27. Сорокин В. Слово про Николая Воронова. - «Молоко» (онлайн), 2003 г. -
  28. Сорокин В. Уральский самородок. - «Литературная Россия», , № 47, с. 11.
  29. Сорокин В. Его поздравили друзья. - «Литературная Россия», , № 49.
  30. Сорокин В. Слово про Николая Воронова. - «Магнитогорский металл » (онлайн), 28.07.2014 -
  31. Твардовский А. Рабочие тетради 60-х годов. - «Знамя» (Москва), , № 4. -
  32. Троицкая Н. Душой магнитогорец я. - «Магнитогорский рабочий», 21 ноября .
  33. Троицкая Н. Город и «жаропламенный завод» в творчестве Николая Воронова. - «Вестник Российской литературы » (Москва), , № 8-9, с. 124-129.
  34. Троицкая Н. Притяжение (город и «жаропламенный завод» в творчестве Николая Воронова). - «Магнитогорский металл », 22 мая . -
  35. Урал литературный (краткий библиографический словарь). - Южно-Уральское книжное издательство (Челябинск), , с. 65.
  36. Шевелева И. Человек из огненной пещи (к юбилею классика русской литературы Николая Воронова). - Москва , Московская городская организация Союза писателей России, , 12 с. ISBN 5-89049-035-4
  37. Шевченко Е. Планета Николая Воронова. - «Магнитогорский металл », 19 ноября . -
  38. Шубина В. Мастер и педагог. - «Литературная Россия» (Москва), 21 ноября .
  39. Энциклопедия фантастики. - ООО «Международный центр фантастики» (Москва), , CD-ROM (HTML).
  40. Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. - ИКО «Галаксиас» (Минск), , с. 149.

Ссылки

Произведения Николая Воронова

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • в «Журнальном зале »

Информация о Николае Воронове

Отрывок, характеризующий Воронов, Николай Павлович

И вот она, его милая и единственная жена, явилась ему такой, какой он помнил её всегда, и подарила ему чудесный шанс – подарила прощение, а тем же самым, подарила и жизнь...
Тут только я по-настоящему поняла, что имела в виду Стеллина бабушка, когда она говорила мне, как важен подаренный мною «ушедшим» такой шанс... Потому что, наверное, ничего страшнее на свете нет, чем остаться с не прощённой виной нанесённой обиды и боли тем, без кого не имела бы смысла вся наша прошедшая жизнь...
Я вдруг почувствовала себя очень усталой, как будто это интереснейшее, проведённое со Стеллой время отняло у меня последние капельки моих оставшихся сил... Я совершенно забыла, что это «интересное», как и всё интересное раньше, имело свою «цену», и поэтому, опять же, как и раньше, за сегодняшние «хождения», тоже приходилось платить... Просто все эти «просматривания» чужих жизней являлись огромной нагрузкой для моего бедного, ещё не привыкшего к этому, физического тела и, к моему великому сожалению, меня пока что хватало очень ненадолго...
– Ты не волнуйся, я тебя научу, как это делать! – как бы прочитав мои грустные мысли, весело сказала Стелла.
– Делать, что? – не поняла я.
– Ну, чтобы ты могла побыть со мной дольше. – Удивившись моему вопросу, ответила малышка. – Ты живая, поэтому тебе и сложно. А я тебя научу. Хочешь погулять, где живут «другие»? А Гарольд нас здесь подождёт. – Лукаво сморщив маленький носик, спросила девочка.
– Прямо сейчас? – очень неуверенно спросила я.
Она кивнула... и мы неожиданно куда-то «провалились», «просочившись» через мерцающую всеми цветами радуги «звёздную пыль», и оказались уже в другом, совершенно не похожем на предыдущий, «прозрачном» мире...
* * *

Ой, ангелы!!! Смотри, мамочка, Ангелы! – неожиданно пропищал рядом чей-то тоненький голосок.
Я ещё не могла очухаться от необычного «полёта», а Стелла уже мило щебетала что-то маленькой кругленькой девчушке.
– А если вы не ангелы, то почему вы так сверкаете?.. – искренне удивившись, спросила малышка, и тут же опять восторженно запищала: – Ой, ма-а-амочки! Какой же он красивый!..
Тут только мы заметили, что вместе с нами «провалилось» и последнее «произведение» Стеллы – её забавнейший красный «дракончик»...

Светлана в 10 лет

– Это... что-о это? – аж с придыхом спросила малышка. – А можно с ним поиграть?.. Он не обидится?
Мама видимо мысленно её строго одёрнула, потому что девочка вдруг очень расстроилась. На тёплые коричневые глазки навернулись слёзы и было видно, что ещё чуть-чуть – и они польются рекой.
– Только не надо плакать! – быстро попросила Стелла. – Хочешь, я тебе сделаю такого же?
У девочки мгновенно засветилась мордашка. Она схватила мать за руку и счастливо заверещала:
– Ты слышишь, мамочка, я ничего плохого не сделала и они на меня совсем не сердятся! А можно мне иметь такого тоже?.. Я, правда, буду очень хорошей! Я тебе очень-очень обещаю!
Мама смотрела на неё грустными глазами, стараясь решить, как бы правильнее ответить. А девочка неожиданно спросила:
– А вы не видели моего папу, добрые светящиеся девочки? Он с моим братиком куда-то исчез...
Стелла вопросительно на меня посмотрела. И я уже заранее знала, что она сейчас предложит...
– А хотите, мы их поищем? – как я и думала, спросила она.
– Мы уже искали, мы здесь давно. Но их нет. – Очень спокойно ответила женщина.
– А мы по-другому поищем, – улыбнулась Стелла. – Просто подумайте о них, чтобы мы смогли их увидеть, и мы их найдём.
Девочка смешно зажмурилась, видимо, очень стараясь мысленно создать картинку своего папы. Прошло несколько секунд...
– Мамочка, а как же так – я его не помню?.. – удивилась малышка.
Такое я слышала впервые и по удивлению в больших Стеллиных глазах поняла, что для неё это тоже что-то совершенно новенькое...
– Как так – не помнишь? – не поняла мать.
– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
– О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
– Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
– О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
– Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
– А куда же они идут? – удивилась я.
– Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...
– А что там – ниже? – заинтересованно спросила я.
– Там уже не так приятно, поверь мне. – Лукаво улыбнулась Стелла.
– А это море, оно только одно или таких здесь много?
– Ты увидишь... Оно всё разное – где море, где просто «вид», а где просто энергетическое поле, полное разных цветов, ручейков и растений, и всё это тоже «лечит» души и успокаивает... только не так-то просто этим пользоваться – надо сперва заслужить.
– А кто не заслужит? Разве они живут не здесь?– не поняла я.
– Живут-то живут, но уже не так красиво... – покачала головой малышка. – Здесь так же, как на Земле – ничто не даётся даром, только вот ценности здесь совсем другие. А кто не хочет – тому и достаётся всё намного более простое. Всю эту красоту нельзя купить, её можно только заслужить...
– Ты говоришь сейчас точно как твоя бабушка, будто ты выучила её слова...– улыбнулась я.
– Так оно и есть! – вернула улыбку Стелла. – Я многое стараюсь запомнить, о чём она говорит. Даже то, что пока ещё не совсем понимаю... Но ведь пойму когда-нибудь, правда же? А тогда, возможно, уже некому будет научить... Вот и поможет.
Тут, мы вдруг увидели весьма непонятную, но очень привлекательную картинку – на сияющей, пушисто-прозрачной голубой земле, как на облаке, стояло скопление сущностей, которые постоянно сменяли друг друга и кого-то куда-то уводили, после опять возвращаясь обратно.
– А это, что? Что они там делают? – озадачено спросила я.
– О, это они всего лишь помогают приходить «новичкам», чтобы не страшно было. Это где приходят новые сущности. – Спокойно сказала Стелла.
– Ты уже видела всё это? А можем мы посмотреть?
– Ну, конечно! – и мы подошли поближе...
И я увидела, совершенно захватывающее по своей красоте, действие... В полной пустоте, как бы из ничего, вдруг появлялся прозрачный светящийся шар и, как цветок, тут же раскрывался, выпуская новую сущность, которая совершенно растерянно озиралась вокруг, ещё ничего не понимая... И тут же, ждущие сущности обнимали «новоприбывшего» сгустком тёплой сверкающей энергии, как бы успокаивая, и сразу же куда-то уводили.
– Это они приходят после смерти?.. – почему-то очень тихо спросила я.
Стелла кивнула и грустно ответила:
– Когда пришла я, мы ушли на разные «этажи», моя семья и я. Было очень одиноко и грустно... Но теперь уже всё хорошо. Я к ним сюда много раз ходила – они теперь счастливы.
– Они прямо здесь, на этом «этаже»?.. – не могла поверить я.
Стелла опять грустно кивнула головкой, и я решила, больше не буду спрашивать, чтобы не бередить её светлую, добрую душу.
Мы шли по необычной дороге, которая появлялась и исчезала, по мере того, как мы на неё ступали. Дорога мягко мерцала и как будто вела, указывая путь, будто зная, куда нам надо идти... Было приятное ощущение свободы и лёгкости, как если бы весь мир вокруг вдруг стал совершенно невесомым.
– А почему эта дорога указывает нам, куда идти? – не выдержала я.
– Она не указывает, она помогает. – Ответила малышка. – Здесь всё состоит из мысли, забыла? Даже деревья, море, дороги, цветы – все слышат, о чём мы думаем. Это по-настоящему чистый мир... наверное, то, что люди привыкли называть Раем... Здесь нельзя обмануть.
– А где же тогда Ад?.. Он тоже существует?
– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.

О, вещая душа моя,
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Федор Тютчев

Почему лежит путь его вне дороги?
Зачем он спешит?
И почему он держит путь одиноко?

Николай Рерих

Чтобы далось ви́дение человеческих свойств, сложившихся на планете, необходим интерес к вселенской истории и, конечно же, к ее результату: современности. Под результатом подразумеваю не подведение окончательных итогов (их, убежден, делать рано), а то, что получилось у людей и с людьми на Земле. Сколько мудрых, благородных, изумительных затей было у них! Сколько совершено прекрасных дел! Сколько чудовищного возникло в противоток им. И вот то, чему сегодня мы наследники, свидетели, чего участники, разрушители, спасатели… Если минувшее в душе и уме литератора взаимодействует с теперешним только ради суда над действительностью, где люди стали всем или почти всем, а природу превратили в рабыню (правда, время от времени, с годами все чаще, она протестует, обороняясь, припугивая, поднимаясь до яростного возмездия), то сейчас этого уже недостаточно. Взаимодействие прошлого и настоящего для сохранения будущего - такую духовную задачу писатель не может не решать, ибо сегодня мерило ценности бытия - сохранение его грядущего.

Говоря так, я стремлюсь подчеркнуть свою приверженность гуманистическим идеалам свободы, равенства, братства. Из них я исходил, работая над романом «САМ».

Писался роман долго: больше двадцати пяти лет. Шел он к читателю трудно: не совпадал для некоторых рецензентов с другими вещами автора, якобы определившими раз и навсегда его лицо. Тенденция к замораживанию писательского лица, увы, существует. Причины ее кроются в циркулярно-бюрократических воззрениях, внедрившихся в «эстетическую» практику.

Эпоха нового мышления убыстрила понимание романа «САМ». Собственно, оно было и раньше, но перекрывалось наличием разноречий.

Хочу обратить внимание читателей на соображения оценщиков «САМОГО». С их помощью, предполагаю, будет проще входить в роман. Прозаик, доктор филологических наук, профессор, определил роман «САМ» как антиутопию. Рождение антиутопии он выводит из убеждения, будто бы пора утопий прошла, идеалы добра, справедливости, народного самоуправления в той или иной степени материализовались… Распространение антиутопии возбудило и то, что планета, испытала и испытывает кризисы духа, идей, нравственных ценностей, что в XX веке демонстрируют себя деспотические системы, возможность которых не мыслилась прежде, что мощный технический прогресс легко сошелся, переступив через «незыблемые», казалось, нравственные «принципы», с фашиствующими деспотиями, геноцидами, массовым истреблением людей, «опытами» над человеком… При всем желании согласиться с ним я не нашел с собой согласия. Действительность не исчерпала себя, человечество остается, присущая его сознанию и практике утопичность - тоже, следовательно, и в литературе она будет продолжаться.

Критик и эссеист не пытался определять родовую принадлежность «САМОГО»: он лишь подчеркнул, что Н. Воронов - реалист «по строчечной» сути, на этот раз выступает как фантаст, философ, иносказатель, причем остросовременный. Критик выделил в романе присутствие фантасмагории, мифа, политического памфлета, лирики, восточных и иных легенд, а также поверий далеких нам народов. Роман, по его мнению, драматичен и едок, очень серьезен. Это не чтиво, а чтение, побуждающее к размышлениям всякого толка, но непременно актуальным.

Сексрелигию, введенную в Самии дворцовыми сержантами, совершившими смещение Главного Правителя, он воспринял как превращение мысли в чувственность. Аналога, близкого этому роману, он не видит в нашей литературе.

Для прозаика, публициста-международника «САМ» - «роман будущего». Он пишет: «…такими именно - мыслительными, мне думается, станут романные книги, возможно даже в недалеком будущем. Николай Воронов, пожалуй, первым демонстрирует новое мышление в литературе в нашу переломную эпоху - перед возможностью всемирной катастрофы, в любом случае перед неизбежностью победы научно-технической революции, которая, безусловно, радикально переменит мир и человеческое сознание…» Им подчеркнуто, что автор размышляет о двадцатом веке - прежде всего. «Но время в романе значительно протяженней - на всю памятную историю; протяженнее и пространство: это и глубины океана и запредельность Космоса. Но и человек в романе-фантазии «САМ» присутствует, если так можно выразиться, в глубинах и запредельности, отчего, кстати, не перестает быть реальным человеком».

Я не фантаст, а фантазер. Без выдумки изображаемая литературой жизнь не была бы способна оборачиваться человеческими типами и метафорами социального существования. Этот роман несет в себе попытки подобного свойства. Проза, больше всего проза, еще с молодости притягивала меня своей пытливостью. Уже один метод аналитических проб на добро и зло, на вину и бесстыдство, на правду и ложь, снимаемых прозой с личности, классовой среды, общественной формации, создавал предпосылки для понимания человека и человечества, а также, что не менее важно, для образования собственной души. Методом таких проб стремился идти автор. Отчасти он пытался установить через проявления характеров пределы веры и кощунства, благородства и беззастенчивости, истины и обмана…

В форме романа «САМ» я различаю сплав не только разных жанров, но и видов литературы… Утопия соседствует в нем с антиутопией, реалистическое с фантазийным и романтическим… Ничего тут необычного нет. В словесном творчестве нашего века за счет увеличения веса его мыслительности стихийно, подспудно, да и сознательно совершаются слияния стилевых, жанровых, видовых признаков.

Благие умозаключения оценщиков приятны, пожалуй, большинству писателей, однако они и страшны им, в особенности тем, кому не удалось привыкнуть к расточительству критических похвал.

Что еще скажу о романе «САМ»? Для чего? Для затравки? Пускай для затравки.