Николай — самый народный святой.

Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λαός», что значит «народ». Таким образом, Николай ни кто иной, как «победитель народов». Личное имя — всегда знак. Знак принадлежности его носителя к определенному кругу и миру. И если сейчас для нас в имени Николай не слышны ни лязганье оружия, ни победный клич, оно само по себе не рождает образов и примеров доблести, чести и справедливости, это не значит, что их там нет. Называя ребенка именем Николай, наши предки всегда имели это в виду. Впрочем, в России имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, все-таки ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. И хотя в церковном календаре дней памяти святого Николая Мирликийского не так много: 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) — Успение, 22 мая (9 мая) — Перенесение честных мощей в Бари, 11 августа (29 июля) — Рождество святого Николая, тем не менее, младенцев в России нарекали Николаями с завидной регулярностью.

По статистике, в дореволюционной России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I.

Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию. Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник. Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами.

Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один — Николай.

Житие святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай. Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.

Святитель Николай был из богатой семьи, поэтому, когда его родителей не стало, он получил большое наследство. Однако все его раздал на дела благотворительности. Рассказывают, что однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери. Случайно он узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданного. Святитель Николай спас семейство от гибели: под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом. Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь, затем среднюю и младшую. Дело в том, что святитель Николай несколько раз тайно приходил к дому несчастной семьи с дарами. Узнав в своем благодетеле святителя Николая, бедняк искренне его благодарил не только за деньги, которые спасли его детей от поругания, но и за удержание от греха, на который он был готов пуститься.

Через некоторое время святитель Николай попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это же время в Мирах скончался архиепископ. И на совете епископы тщетно пытались избрать нового. По молитвам одному из старцев было видение, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полуночнице в храм. Им и оказался смиренный и кроткий святитель Николай. Весть об избрании архиепископа быстро облетала город.

Новый архиепископ святитель Николай — радушный и открытый, щедрый и добрый, строгий в посте и молитве, — стал настоящим заступником нищих и обездоленных. С большой любовью он заботился о своей пастве. При императоре Диоклетиане, гонителе христиан, святитель Николай был заключен в тюрьму, но и там проповедовал и заботился о заключенных.

В 325 году, уже при императоре Константине, архиепископ Мир Ликийских среди прочих был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее. Там святитель Николай не только обличил еретическое учение Ария, но даже ударил его по щеке за богохульство. Присутствовавшие сочли это за излишнюю ревность, и святитель был отправлен в тюремную башню и лишен сана. Впрочем, вскоре святителя Николая вернули на собор, убедившись в его правоте.

Святитель прославился многими чудесами: спас Ликию от голода, во время вспыхнувшего мятежа во Фригии, помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казне трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача. Многим и знавшим его лично, и не видевшим никогда, но призывавшим его в своих молитвах, он оказывал помощь и благодеяние. Скончался святитель Николай 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) 342 года в городе Миры. Святой Андрей Критский сказал о нем: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»

Николай — покровитель моряков

Джентиле да Фабриано. Спасение моряков. Ок. 1425

Святой Николай особенно почитается среди моряков. Вероятнее всего это связано с несколькими чудесами, описанными в житии святителя Николая. Однажды он плыл на корабле. Во время путешествия святитель Николай предсказал морякам страшную бурю, которая должна была вот-вот обрушиться на судно. Так и случилось. Шторм был чудовищным. Спутники святителя Николая в отчаянии просили его молиться Богу об избавлении от смерти. Святитель всех утешил, велел мужаться и надеяться на Бога. Буквально сразу по его молитве ветер стих и море успокоилось. Тогда же случилось другое чудо. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Святой Николай Чудотворец воскресил его своей молитвой на глазах у удивленных спутников. После чего корабль благополучно пристал у берегов Александрии.

История о помощи святителя Николая морякам во время шторма в житии повторяется дважды. Второй раз в повествовании говорится о моряках, которые из Египта направлялись в Ликию и также попали в бурю. Зная о прославленном архиерее и не надеясь на спасение, они мысленно призвали святителя Николая молиться о них. Случилось чудо. Вдруг у корабельного руля все увидели святителя Николая, который управлял судном. Именно его несколькими днями позже моряки узнали в архиерее в церкви города Миры, куда причалил корабль.

Безусловно, сюжет о чудесном спасении моряков не мог остаться без внимания художников. В Пинакотеке Ватикана хранится полотно Джентиле да Фабиано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем» (1425 год). В национальной галерее Умбрии в Перудже — работа Фра Беато Анджелико 1447 года «Святой Николай спасает корабль». Даже в гербах некоторых европейских городов (по административному делению коммун) святитель Николай Чудотворец изображается на корабле. Так в гербе швейцарского Туггена (Кантон Швиц) он стоит на носу корабля. На гербе французского Фор-Мардика (кантон Дюнкерк в регионе Нор-Па-Де-Кале) он изображен воздевающим руки к небесам с сидящими у его ног в лодке моряками.

Николай Чудотворец — покровитель детей

Для многих не секрет, что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец. Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото.

Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в X веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей. Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей. Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в X веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости. Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги.

Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего, мы обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество. Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст.

Деревянная скульптура: Николай Можайский

Никола Можайский. Деревянная скульптура.

Одна из самых больших коллекций деревянной скульптуры (400 экспонатов XVII-XIX века) в России принадлежит Пермской государственной художественной галерее. Эта коллекция (часть ее до 1 марта 2014 года выставляется в Историческом музее в Москве) поражает и красотой, и образностью, и техникой. Самобытность северной храмовой пластики отчасти даже шокирует. Ведь в восточной христианской традиции объемные изображения святых были под запретом Святейшего синода. И то, что деревянные скульптуры сохранились до наших дней, стоит считать скорее чудом и исключением. Кстати, обязаны мы этой коллекцией тоже Николаю. Искусствовед Николай Серебренников, сын священника, организовывал в 20-е годы XX века научные экспедиции в Пермский край, надеясь сохранить уникальные памятники старины. Николай Серебрянников собирал деревянные скульптуры из закрываемых советской властью пермских церквей. Его активно поддерживал директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Благодаря последнему удалось издать книгу, посвященную пермской деревянной скульптуре.

Одной из самых популярных тем в деревянном зодчестве, — и это только подтверждают экспонаты Пермского музея, музеев Москвы, Мурома, других городов, — был образ Николая Чудотворца, или Николая Можайского. В полный рост, с распростертыми руками, святитель Николай в правой руке сжимает меч, в левой на открытой ладони держит город-храм. По легенде святитель Николай явился жителям осаженного города Можайска в облаке, чем страшно испугал неприятеля. Враг бежал. Горожане в память о спасителе и защитнике города вырезали скульптуру. Так образ Николая Можайского с XIV века получил широкое распространение не только в деревянной скульптуре, но даже в иконописи.

Сегодня отношение к скульптуре, изображающей святого, изменилось. Это не значит, что в православных храмах стали появляться скульптуры. Однако с 2002 года существует и продолжает развиваться проект по установке памятников святителю Николаю Чудотворцу «От Калининграда до Чукотки». Они уже есть в Перми, Тамбове, Омске, Калининграде, Майкопе, Тольятти, Анадыре и даже на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.

Образ Николая Чудотворца в живописи

Репин И. Е. Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных. 1888

Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей.

Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно. И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей? Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов».

Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни.

В 1886 году в Верхо-Харьковском Николаевском монастыре Репин посетил свою двоюродную сестру. Монахиня Одимпиада передала Репину просьбу от настоятельницы обители написать образ Николая Чудотворца. Художник даже списывался со Стасовым и получил от него материалы о святителе Николае, с которыми много работал. В итоге из -под его кисти вышла не икона, а сразу три картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Одна из них, написанная первой, в 1888 году, находится в Русском музее в Санкт-Петербурга. Две другие, авторские повторения — в картинных галереях Киева и Харькова.

Первая церковь святого Николая на Руси

По преданию, первый храм в честь святого Николая Мирликийского Чудотворца был возведен в Киеве равноапостольной княгиней Ольгой над могилой князя Аскольда. Аскольд был первым из киевских князей, принявших святое крещение с именем Николай. Его крестил святой Патриарх Фотий в Царьграде, о чем сообщают нам византийские источники.

Случилось это примерно в 866 году, когда Аскольд во главе флотилии из 360 кораблей подошел к Царьграду. Испуганные греки, видя, как Аскольд сжигает одно за другим селения, уничтожает церкви, предложили мир. А заодно — показали святыни города, и прежде всего храм Софии Премудрости Божией. Аскольд был потрясен как красотой богослужения, так и общением с греком-философом Кириллом.

Но вскоре князь не просто заболел, а ослеп. Надеясь, что исцелится и, пообещав, что уверует во Христа, Аскольд крестился с именем Николай. По преданию, он действительно прозрел и воскликнул, что «узрел Бога истинного». Впрочем, вернувшись на родину, Аскольд прожил недолго. Он был вскоре убит князем Олегом. Только в 957 году княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда трехглавую церковь во имя Николая Чудотворца. Вероятно, она любила здесь бывать, потому что завещала похоронить себя у этого храма. В XV веке на месте Аскольдовой могилы существовал Киевский-Пустынно-Никольский монастырь. В 1809 году, когда монастырь был переведен в более удобное место, здесь была возведена новая каменная Никольская церковь, которую от сноса спас Николай I, посетивший ее в 1847 году. Храм существует и по сей день. Впрочем, в 1992 года он был передан Украинской греко-католической церкви.

Храмы в честь Николая Чудотворца в Москве

Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве

Сотни и даже тысячи храмов в России освящены в честь святого Николая Чудотворца. До революции помимо крупных приходов существовало немало домовых храмов при больницах, богадельнях, приютах, гимназиях. В Москве на сегодня действующими считают двадцать девять храмов, освященных в честь святого Николая Чудотворца. Многих из них, хотя и не всех, не коснулась ни революция, ни война. Как, например, храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве. Известный с XV века, храм несколько раз перестраивался (в 1625, 1683, 1805 годах), но никогда не закрывался. Для прихожан Никольского храма это сродни чуду.

Храмы в честь святого Николая в Европе

Немало храмов принадлежат Русской Православной Церкви в Европе. Почти все они, за немногим исключением, были построены до революции. Храмы есть в столице Австрии — Вене; в Бельгии — в Брюсселе; в Болгарии — в Софии; в Англии — в Оксфорде и в Ливерпуле, где находится миссия святителя Николая Чудотворца; в Венгрии — в городах Дьондьош и Токай; в Германии — в Гифхорне, Ингольштадте, Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Зальцгиттере, Кемптене, Ландскухте и Нойсе; в Дании — в городе Хобро, а также домовая церковь в Орхусе. Домовая церковь есть и в ирландском городе Голуэй. В Исландии церковь во имя святителя Николая была построена в 2011 году в Рейкьявике. В Италии Никольские храмы есть в Бари, Мерано, Риме, Флоренции, домовые церкви в Алессандрии и Вероне, Виченце, Новаре. Также есть православный храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме.

В Голландии, во фрисландской деревне Хемелюме, также находится мужской Никольский монастырь. Он был основан в 1999 году двумя братьями-монахами и освящен в 2001 году в честь святителя Николая чудотворца. Монастырь расположен в реконструированном здании XIX века, принадлежавшем протестантской церкви. Надо сказать, что на этом месте монастырь существует с XII-XV веков. Правда тогда он был католическим, но так же как и нынешний православный монастырь, был освящен в честь Николая Чудотворца.

Русской православной церкви принадлежит приход во им святителя Николая в норвежском Тромсё. Церковь есть в Румынии — в Бухаресте; в Финляндии — в Хельсинки; во Франции — в Лионе и Ментоне, Нильванже, Ницце, Сент-Женевьев-де-Буа, Южин, а так же в швейцарском Базеле. Домовая церковь святого Николая существует в шведском городе Уппсала.

Другие святые с именем Николай

В церковном календаре мы находим 159 святых, которые носят имя Николай. 134 из них — новомученики: от дьякона до протоиерея, от иеромонаха до архимандрита и архиепископа. Замученные, убитые, расстрелянные в годы советской власти в самых разных городах и селах страны от Москвы до Екатеринбурга. Они погребены в общих могилах. Многие из них были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Песни Святому Николаю

Святитель Николай всегда был народным святым. В народном сознании он оставался очень близким, родным, понятным и отзывчивым. В фольклоре существует даже сказка о святых Касьяне и Николае. Будто бы гуляя по земле, они как-то встретили крестьянина, у которого телега завязла в грязи. Касьян отказался помогать, боясь запачкать свои белоснежные ризы. А святитель Николай охотно подтолкнул телегу и помог выбраться крестьянину из трясины. Как говорится в сказке, представ перед престолам Божиим, святителю Николаю пришлось держать ответ за свои испачканные одежды. А узнав, почему у одного ризы белоснежные, а другого — покрыты грязью, Господь установил поминать в храме святителя Николая дважды в году — 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) и 22 мая (9 мая), — а Касьяна раз в четыре года 29 февраля.

В народном календаре день 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) был знаковым. Это было время, про которое говорили «на Николу зима с гвоздем ходит». Имея в виду, что наступало время таких снегопадов и холодов, которые льдом как смолой латают крыши домов. Снегом укутывало дома, прикрывало щели, дыры, морозом их сковывало, будто бы сам Николай Чудотворец заботливо помогал сохранять драгоценное тепло. С Николиного дня начиналась подготовка к святкам и молодежные посиделки, на которых готовили костюмы ряженым и конечно же пели. Один из таких широко известных духовных стихов приводит в книге «Зарайская святыня» отец Василий Изюмский:

(М)икола, (М)икола, (М)икола Святитель,

(М)икола Можайский, Святитель Заряйский,

Морям проходитель, землям исповедник.

А знают Николу неверные орды,

А ставят Николе свечи (с) воску яры,

А ставят Николе кануны медвяны.

Ему Свету слава и слава Державе,

Во всю ему землю, во всю (Подселенну)

И слава доныне, во веки аминь!

Тропарь святителю Николая

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак святителю Николая

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Изображение 4 —
Изображение 5 — Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве. Фото с сайта www.patriarchia.ru

«Воззри на нас с выси небесной
Молитве нашей ты внемли
Зажги в сердцах огонь чудесный –
Огонь божественной любви!»

22 мая Православная Церковь чтит память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Святой Николай является одним из самых почитаемых на Руси святых. Чудеса, связанные с его именем, не имеют границ. Он помогал людям при жизни, помогает и после смерти. Огромное количество верующих нашли свое спасение и исцеление благодаря своим горячим молитвам, возносимым в его честь. В этот день прихожане Свято-Ильинского храма с радостным праздничным настроением отметили праздник. Служба прошла в торжественно-молитвенном состоянии.

Накануне, в красиво украшенном храме, прошло всеношное бдение. На аналой была возложена празднично украшенная цветами икона Николая Чудотворца с частичкой мощей. Верующие с радостью и благодарностью в сердце пришли молитвенно поклониться перед ликом Святого Николая.







Во время чтения канона Святому Николаю, протоиерей Евгений Задорожный помазывал верующих елеем. Люди подходили к иконе, благоговейно кланялись и молились – особое состояние радости и благодарности было на их лицах.

По завершении всеношного бдения отец Евгений кратко познакомил пришедших с житием Святого Николая Чудотворца.



В сам день памяти Святого Николая праздничную Божественную Литургию и молебен с водосвятием совершил протоиерей Евгений Задорожный. На утренней службе было много прихожан. Ведь сегодня почитается один из самых великих святых Церкви – Николай Чудотворец. В честь его было построено много храмов, само имя его часто встречается в христианских семьях. Обычно на этот праздник детям дарят подарки или сладости, потому что в народе и в памяти церковной сохранилось предание о доброте и милости святого.

Праздник в честь Святителя Николая Чудотворца стал настоящим детским праздником для всех детей пришедших сегодня в наш Храм. После Божественной Литургии, стараниями матушки Таисии и прихожанки — предпринимателя Елены, всем детям были вручены подарки от Святителя Николая с напутственным словом.












22 мая - праздник Николая Чудотворца.

Великий праздник для всех православных. Однако Николин день отмечают не только православные, но и люди, далекие от. Праздник Николая Чудотворца также называется Николин день и праздник Николая Угодника.

Церковный праздник 22 мая 2014 год - Николин день, день Николая Угодника. Народный календарь напоминает нам, что по традиции отмечают два дня в честь Николая Угодника: первый - зимой, 19 декабря (этот день носит названия праздник Николая Угодника зимнего) и весной - Никола весенний, 22 мая.

Николай Чудотворец - великий святой. Его знают и почитают не только в России, но и в Западной Европе. Есть мнение, что Николай Чудотворец - самый почитаемый на Руси святой. Не случайно память святителя Николая Чудотворца Русская православная чтит каждый четверг.

Николай Угодник (Чудотворец) славился великим милосердием. Он прощал даже тех людей, которые совершили страшный грех. Главное, чтобы человек глубоко раскаялся в совершенном поступке. Святой Николай не случайно получил имя Чудотворца. Все дело в том, что он прославился как чудотворец. Какие же чудеса сотворил он? Святой Николай давал молитвы и по его молитвам происходили чудесные исцеления от самых страшных болезней. Православные, хорошо знакомые с историей жизни Николая Чудотворца, утверждают, что он был способен оживлять мертвых.

Как гласят разные писания, Николай Угодник был способен усмирить бурю на море. А моряки, которые читали молитвы Николая Угодника, спасались от кораблекрушения. И даже, когда Святой Николай умер, молитвы к нему обращались для молящихся чудесами.

Вот самые яркие эпитеты, которые используют православные в России, говоря о Николае Угоднике: скорый и милосердный помощник страждущих, бессребреник и благотворитель. Николай Угодник не только прощал всех, тем самым проявляя свое безграничное милосердие, но и вступался за обиженных и угнетенных, восставал против несправедливости.

Если сегодня будет идти дождь, то это к удаче. Такая примета есть в народном календаре, связанная с Николиным днем. Она часто сбывается. Считается, что Николин день 22 мая - хоть еще и календарная весна, но символ наступления лета.

В Николин день 22 мая принято готовить особую еду: печь оладьи и варить утиный суп. Обязательно оставьте кусок оладьи и киньте его за окно птицам. Птицы должны склевать крошки, тогда к вам точно придет удача.

Если в Николин день 22 мая будет дождь, то лето в городе будет теплое. Во всех православных храмах вашего города в Николин день пройдут богослужения.

Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

До глубокой старости они не имели; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».

Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должностьтребуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для ЦерквиХристовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!» До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь.

К Николаю Чудотворцу обращаются с самыми разными просьбами:

*об исцелении
*о покровительстве семейного очага
*за детей
*о помощи в бедности и нужде
*о помощи во всех трудных обстоятельствах
*о самых заветных надеждах

Даже молитвы, обращенные к Николаю Угоднику сами по звучанию какие-то теплые и добрые.

У них свой особенный внутренний строй, мягкий и вкрадчивый.

Величание. Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца.

Тропарь, глас 4.

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Тропарь, глас 4.

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

Молитва святому Николаю.

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святителю Николаю Мирликийскому.

О, Святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим, но по Своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей на ших. Моли, Святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай Чудотворец продолжает помогать людям молитвой и чудесами.

Рассказывает священник Димитрий Арзуманов.

Не имея дерзновения пересказывать вам уже не раз описанные известные и литературно оформленные чудеса, хочу рассказать вам о чуде, которое произошло с моей семьей по молитвам Святителя Николая, таком же скором и ярком, как и все совершенные им чудеса. Об этом чуде знают некоторые близкие мне люди, и прошлой зимой я рассказал о нем в день памяти Святителя, на проповеди, в дорогом моему сердцу храме Трех Святителей на Кулишках. Надеюсь, и вы с интересом и пользой прочтете о нем.
Дело было в 1993 году. Трудное и нищее время так и не перестроившейся перестройки и неускоренного ускорения. Мы с супругой снимали дачу в Ильинке на осень-зиму. Это было гораздо дешевле, чем даже самое захудалое жилье в Москве, я еще не был священником и служил пономарем и чтецом в одном из вновь открывшихся монастырей. Жили мы более чем скромно, и минтай-кормилец был нашей изысканной праздничной трапезой. У нас родился второй ребенок, денег не хватало катастрофически, возвращаться на светскую работу и оставлять храм тоже не хотелось. Как-то на исповеди я посетовал духовнику на жизнь и он сказал мне:
- Помолись Святителю Николаю, почитай акафист, все будет хорошо.
Я приехал домой и рассказал об этом супруге, и мы стали читать акафист.
На третий буквально день мне звонит один старый приятель и говорит:
- Димитрий, слушай, ты как, все еще в церкви работаешь?
- В церкви - говорю.
- И денег, конечно, у тебя нет.
- Конечно, нет.
- Слушай, тут такое дело, приятельница, главбух банка, сводила баланс, и у нее каким-то образом повисли 40 тысяч, ни туда, ни сюда, как бы лишние они, не возьмешь ли? Она хотела кому-нибудь из верующих пожертвовать, чтобы помолились.
- Возьму, - говорю, - конечно возьму, с большой радостью возьму.
И взял. И принес домой. Сорок тысяч рублей по тем временам деньги очень большие. Мы с женой были потрясены. Невероятно, немыслимо! Святитель Христов Николай, великий Угодник Божий, слава тебе, добрый и скорый помощник. Половину денег решили мы отдать в помощь одному Никольскому монастырю в Калужской области, а на другую половину безбедно прожили не помню уж какое, но длительное время. Однако деньги имеют свойство заканчиваться, и мы опять было приуныли, но решили вновь взяться за акафист. И вот на второй уже день опять звонит мой товарищ:
- Димитрий, ну как, все еще в церкви?
- В церкви.
- Слушай, опять такая же история, только на сей раз 50 тысяч, возьмешь?
О наших с женой переживаниях, чувствах я, наверное, не смогу написать. Над этим нужно долго думать, как над стихами. Деньги мы опять ополовинили по тем же направлениям и прожили безбедно еще значительный отрезок времени, а там я стал дьяконом, потом священником и жизнь приняла совсем иной оборот. Но по сей день и, надеюсь, до смерти мы с матушкой с любовью, страхом, трепетом и восторгом относимся к великому и святейшему имени Николая Чудотворца. Его же молитвами и вам всем желаю в день его святой памяти и во все дни - спасения и помощи от Бога, заступления и утешения во всех скорбях, печалях и невзгодах. Верую, что утрет великий Святитель своим омофором каждую пролитую вами слезу, поддержит десницей своей каждого, занесшего ногу над погибельной пропастью, согреет огнем своего сердца простывшие на холодных ветрах века сего наши грешные, слабые, но верные Богу души.

Святитель Николай спасает геолога.

На Соловецких островах поздней осенью море уже покрывается льдинами.
Геолога, девушку Е., в составе геологической экспедиции, обследовавшей острова, ночью ветром и льдинами унесло на лодке и прибило к незнакомому берегу.
Она была с детства верующая и все время молилась святителю Николаю о спасении.

Решила идти вдоль берега, пока не встретит чье-либо жилье.
Идет, ей встречается старичок, спрашивает:
- Куда ты идешь, девушка?
- Иду вдоль берега, чтобы найти чье-либо жилище.
- Не ходи. Ты за сотни верст тут никого не найдешь. А ты видишь вон там вдалеке горку... пойди туда, взберись на нее и тогда увидишь, куда тебе дальше идти.
Она посмотрела на горку, а затем обернулась к старичку. Но его уже не было перед ней. Она поняла, что сам святитель Николай указал ей путь, и пошла к горке. С нее она заметила вдалеке домик и пошла на него. Там была хижина рыбака и его семьи. Рыбак очень удивился ее появлению в этом совершенно безлюдном месте. Он подтвердил, что, действительно, на сотни километров по берегу она не нашла бы жилья и наверняка погибла бы от голода и холода.
Так святитель Николай спас неосторожную геологиню от смерти. Спас потому ли, что она была благочестива? Но известно много случаев, когда Господь спасает и неблагочестивых, поэтому Господь и именуется и есть Человеколюбец, праведных любящий и грешных милующий.

Святитель исцелил солдата, и он остался в монастыре.

Святитель Христов Николай иногда является не один, а купно с другим святым или святыми. Приводим один из таких случаев, когда святитель явился купно с Божией Матерью.
Дня за 4 до Рождества Христова 1887 года пришел в Николо-Бабаевский монастырь крестьянин Костромской губернии Буйского уезда отставной рядовой Филимон Васильевич Отвагин, страдавший расслаблением всей правой стороны тела, причем не мог владеть правой рукой и волочил правую ногу, - он ходил при чужой помощи. В свидетельстве, выданном ему из вологодской земской больницы, значилось, что он находился там на излечении от "полупаралича правой половины тела, происшедшего от эмболии головно-мозговых сосудов, болезни совершенно неизлечимой и препятствующей ему заниматься личным физическим трудом". В ночь с 25 на 26 декабря, передает Отвагин, в видении во сне он увидел стоящих у его изголовья святителя Николая Чудотворца, а поправее Царицу Небесную, Пресвятую Богородицу. Святитель сказал ему:
- Потрудись и помолись у меня, тебе Господь дарует исцеление.
Царица Небесная сказала ему то же самое.
Когда он проснулся, то стал чувствовать силу в невладеемых прежде членах, и правую руку донес до головы, чего прежде не мог делать, и крестился левою рукою. Придя 26 утром к ранней литургии, он смог уже свободно правой рукой осенять себя крестным знамением. Теперь он чувствует себя исцеленным, и пожелал навсегда остаться в монастыре.

Спасение Патриарха.

При греческом царе Льве и Патриархе Афанасии однажды в полночь явился в видении некоему благочестивому старцу именем Феофану святитель Николай и повелел ему не медля идти к иконописцу Аггею и просить его написать три иконы: Господа Иисуса Христа, Пречистой Госпожи Богородицы и Николая, архиепископа Мирского. По написании образов Феофан должен будет показать их патриарху.
Когда иконы были готовы и принесены в дом Феофана, хозяин приготовил трапезу и пригласил в свой дом патриарха со всем собором. Увидев священные изображения, патриарх похвалил образа Спасителя и Божией Матери, а об иконе святителя сказал, что не следовало изображение святого ставить рядом с другими двумя, так как он происходил из поселян, был сыном простых людей Феофана и Нонны. С печалью повинуясь патриарху, вынес Феофан образ святителя из горницы, поставил на почетном месте и попросил одного церковнослужителя во все время трапезы патриарха стоять перед иконою и молитвенно прославлять святителя. Во время трапезы недостало вина. Боясь позора, Феофан пал перед образом на колени и просил Чудотворца Николая о помощи. После, подойдя к тому месту, где стояли пустые сосуды, он с удивлением обнаружил их наполненными прекрасным вином.
Следующим утром некий вельможа молил патриарха приехать к нему, чтобы прочитать над его одержимою бесами дочерью святое Евангелие. Когда они плыли в открытом море, начался страшный шторм, корабль опрокинулся и все оказались в воде, моля о спасении Бога, Пречистую Богородицу и Святого Николая. Внезапно явился святитель Николай. Шествуя по морю, как по суше, он приблизился к патриарху и взял его за руку со словами: "Афанасий, или тебе понадобилась помощь от меня, происходящего от простых людей?" Вытащив всех из воды и поставив на корабль, святой стал невидим. Корабль быстро приплыл в Константинополь, патриарх, сойдя на берег, тут же пошел к Церкви святой Софии и послал за Феофаном, веля принести ему икону святителя Николая. Когда икона была принесена, он пал перед ней на колени и со слезами сказал: "Согрешил я, прости, святой Николай, меня грешного". Облобызав честный образ, патриарх и все соборяне торжественно отнесли ее в Церковь святой Софии. На следующий день они заложили новый храм в Константинополе в честь святителя Николая. Когда он был построен, его освятили в самый день праздника памяти святого. В тот день святитель Николай исцелил 40 болящих мужчин и женщин. Многие после этого приходили сюда: слепые, хромые, прокаженные, и, прикоснувшись к иконе святителя, уходили здоровыми, славя Бога и чудотворца Его.

Спасение утонувшего младенца.

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына - еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо, чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе.
На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют "Никола Мокрый".

Спас… Николай Чудотворец.

«В январе 1996 года от нечего делать взялась я перебрать старые бумаги и фотографии, хранившиеся в коробке. Взяла в руки свой комсомольский билет. Как-то сразу нахлынули воспоминания юности. В январе 1956 года меняли билеты на новые, и было это в день Рождества Христова. Жила я тогда в Тульской области, и было мне всего 14 лет.
Райком комсомола находился от нашего поселка в 17 километрах. Рано утром привезли нас, школьников, в райцентр на автобусе. Мы с подругой получили новые билеты первыми. Мне не очень хотелось ждать, пока билеты обменяют всем, и я предложила Люсе (так звали мою подругу) пойти к моей родственнице, жившей в 4 километрах от городка. Мы очень быстро добрались до нее. Она нас накормила, и мы с Люсей буквально «впились» в книги. У тети было полное собрание «Всемирной истории» и Большой советской энциклопедии. По тому времени - огромная редкость.

За чтением мы не заметили, как пролетел день. Быстро оделись и отправились на автобусную остановку по краю поселка. Темнело. На автобус мы опоздали; ждать следующий - очень холодно, а пешком идти - и холодно, и уж очень далеко, более 12 километров. Можно было сократить путь втрое, если пересечь водохранилище. Я не помню, кому пришла в голову эта мысль, однако мы свернули на тропу, ведущую к нему. Я обратила внимание, что по тропе в этот день никто не проходил - следы были припорошены снегом. Люся меня успокаивала: мол, тропа-то видна, и на водохранилище она будет такая же.

Но когда мы подошли ближе, нас охватил ужас: лед был голый, с темными разводами трещин, зловеще блестел под рождественским небом, никаких следов тропы не было. Мы стояли молча и не знали, что делать. Автобус ушел, пешком - и далеко и холодно, через лед - страшно, можно угодить в полынью.

О чем думала Люся, я не знаю. А я стояла и силилась вспомнить хоть какую-либо молитву, которым учила меня бабушка. Ничего я не смогла вспомнить, кроме: «Николай угодник, спаси и сохрани нас». Я повторяла и повторяла эти спасительные слова. Тем временем стало совсем темно.

И вдруг метрах в 20-30 от нас на льду мы увидели мужчину преклонных лет, в старомодном коротком пальто, с посохом. Он махал нам: что, мол, стоите, ведь вам надо на другой берег. Идите! И мы пошли за ним, дрожа от страха и холода, прижимаясь друг к другу. Наш проводник шел впереди, не давая приблизиться к нему, разгоняя нас в стороны, говоря, что если мы будем идти кучей, то обязательно угодим под лед. Так мы и шли, дрожа как осиновые листочки, перепрыгивая через трещины. А проводник нас вел только ему ведомой дорогой, в полной темноте, обходя полыньи. Ширина водохранилища в том месте более 2 километров!

Когда до берега осталось метров 50, мы бросились бежать, обогнав нашего проводника. Выскочив на берег, я остановилась, чтобы поблагодарить того, кто нас спас от верной гибели. Но... ни на льду, ни на берегу его не было. Мы онемели от страха. Постояв еще какое-то время, бросились бежать в поселок. Молча разошлись по своим домам. Когда на следующий день нас спросили, как мы добирались домой, мы с Люсей не сговариваясь отвечали - автобусом. Ни дома, ни друзьям не рассказали мы об этой истории ни слова. Вспомнив спустя 40 лет, я не сомневаюсь, что подарил нам спасение Николай Чудотворец. Спасибо ему за наши спасенные души».

Галина Мартынова.

Вместо тебя Святитель Николай стоит.

Это были тяжелые годы гражданской войны. В.П. - тогда молодая девушка - стояла в саду у своего дома, и в нее целился из ружья мужик (тогда по всей России крестьяне расправлялись с помещиками). Девушка с трепетом прижала руки к груди и с великой верой и надеждой горячо твердила:

Батюшка, Святитель Христов Николай, помоги, защити.

И что же? Крестьянин бросает ружье в сторону и говорит:
- Сейчас же уходи куда хочешь и на глаза не попадайся.

Девушка забежала домой, взяла кое-что, побежала на станцию и уехала в Москву. Там родные устроили ее на работу.

Прошло несколько лет.

Однажды - звонок в дверь. Соседи открывают - стоит худой, оборванный деревенский мужик, весь трясется. Спрашивает, здесь ли живет В.П. Ему отвечают, что здесь. Приглашают войти. Пошли за ней.

Когда она вышла, этот человек повалился ей в ноги и с плачем стал просить прощения. Она растерялась, не знала, что делать, стала его поднимать, говоря, что не знает его.

Матушка В.П., ты меня не узнаешь? Я тот самый, который хотел тебя убить. Поднял ружье, прицелился и только хотел выстрелить - вижу, что вместо тебя стоит Святитель Николай. В него я не мог стрелять.

И опять повалился ей в ноги.
- Вот сколько времени я болел и решил тебя отыскать. Пешком пришел из деревни.
Она ввела его к себе в комнату, успокоила, сказала, что все простила. Накормила его, переодела во все чистое.

Он сказал, что теперь спокойно умрет.

Он сразу ослаб и слег. Она позвала священника. Крестьянин исповедался и причастился. Через несколько дней он мирно отошел ко Господу.

Как же она над ним плакала.

Ты не ангел ли Божий?

Прихожанка нашего храма Екатерина рассказ

Престол

Главный - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (19 декабря, 22 мая).

Левый придел - в честь священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского (20 сентября).

Храм на территории прихода - в честь мученицы Татианы (25 января).

Святыни

Ковчеги с частицами мощей:

  • святого мученика Вифлеемского младенца;
  • великомученицы Анастасии Узорешительницы;
  • святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси;
  • святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, преподобных Александры и Марфы Дивеевских, преподобного Феодора Санаксарского; старцев оптинских - преподобных Моисея, Амвросия, Нектария, Макария, Анатолия, Иллариона, Антония, Иосифа, Исаакия, Анатолия (Зерцалова), Льва, Варсонофия.

Иконы с частицами мощей:

  • преподобного Серафима Саровского;
  • преподобного Макария Желтоводского и Унженского;
  • святителя Иннокентия, епископа Иркутского и всея Сибири чудотворца.

Точная копия Животворящего Креста Господня, по преданию, привезенного Дмитрием Пожарским в 1606 году из Соловецкого монастыря «ради избавления от морового поветрия и нашествия гетман» и впоследствии переданного на хранение в Спасо-Преображенский храм села Пурех Нижегородской области, с частицей этого креста.

История

Приход организован в 1996 году. На следующий год общине было передано здание детского сада, в котором стали совершаться службы и требы. Впоследствии в этом помещении была обустроена домовая церковь в честь преподобного Серафима Саровского.

К Пасхе 1998 года был построен деревянный храм в честь святой мученицы Татианы. В этом же году общине передали недостроенное здание кинотеатра «Север», которое было переоборудовано в Автозаводский православный центр.

21 августа 1999 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно освятил место закладки будущего храма в честь святителя Николая Чудотворца с воздвижением креста. В основании собора заложены кирпичи, купленные на средства работников ГАЗа, воспитателей автозаводских детских садов, простых жителей района. Активное строительство началось летом 2006 года, а регулярные богослужения - с июля 2012 года.

Никольский храм уникален по своим размерам и проекту. Собор имеет высоту 68 метров. В ходе его строительства используется опыт возведения храма Христа Спасителя в Москве и собора в честь праведного Феодора Ушакова в Саранске. В верхнем храме три престола: главный – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, левый – в честь священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, правый планируется освятить в честь священномученика Лаврентия, епископа Балахнинского, сейчас находится в стадии строительства. Нижний храм планируется быть крестильным. В настоящее время внутри собора завершена роспись алтаря и северной стены, ведутся отделочные работы южной и западной стен.

Сегодня собор в честь святителя Николая - это храмовый комплекс, в который входит также благоустроенный православный культурно-просветительский центр «Свято-Никольский» с конференц-залом на 300 посадочных мест и оборудованием для презентаций и просмотра фильмов.

На базе культурно-просветительского центра функционируют православная библиотека, воскресная школа, иконописная мастерская, школа молодого иконописца, певческие курсы для взрослых. Здесь также проводятся концерты духовной музыки, детские праздники, выставки и презентации.

17 сентября 2012 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Свято-Никольском культурно-просветительском центре начал работу Центр изучения Библии (ЦИБ), дающий возможность православным мирянам любого возраста получить начальное духовное образование в объеме богословского минимума.

С 2016 года в Свято-Никольском культурно-просветительском центре еженедельно проходят беседы для людей, страдающих алкоголе- и наркозависимостью.

В 1993 году жители Новосибирска отметили вековой юбилей города. К этой дате историки постарались расставить все точки над i. Споров было много. Кого же считать основателем города? В каком году он был основан и в честь кого назван? Дискуссии велись на конференциях, на страницах газет. Комиссия горсовета по истории представила свои материалы. Согласно официальной точке зрения, город был основан 12 мая (30 апреля по старому стилю), когда на строительство железнодорожного моста через Обь прибыли первые мостостроители. Этот день и стали считать днем рождения города. Хотя были, как говорится варианты. Одни называли 1891 год, когда в районе Кривощекова появились изыскатели железной дороги, другие - день открытия первого «универсального магазина Жернакова» в поселке, третьи вели отсчет от 20 июля 1894 года - дня закладки железнодорожного моста.

Разногласий по поводу отца-основателя Новосибирска было еще больше. Все привыкли считать им писателя и инженера Гарина-Михайловского. Однако комиссия горсовета сделала другие выводы: «К выбору кривощековского варианта мостового перехода он имел косвенное отношение, в 1891 году Н. Г. Михайловский не был в районе будущего города Новосибирска. Нет объективных данных для того, чтобы считать основателем города, тем более единоличным, Н. Г. Михайловского».

Так кто же сыграл решающую роль в выборе места пересечения Оби с Транссибирской железнодорожной магистралью и от кого зависело будущее Новониколаевска? До сих пор в городе нет памятника основателям Новосибирска. Даже к столетнему юбилею у городских властей не нашлось денег. Но время еще есть, считает почетный железнодорожник, доцент НИИЖТа Василий Кириленко . По его мнению, вековой юбилей город должен отмечать в 2003 году.

«ВН»: Значит, Новониколаевск был основан в 1903 году?

В. К.: Я выделю три этапа в истории основания города Новониколаевска. Первый - возведение поселений россиянами, начавшими строительство Приобской части Великого Сибирского пути, то есть будущего Обского моста возле речки каменки и железнодорожной станции Обь, весной 1893 года.

Второй – образование Новониколаевского поселка в результате завершения строительства Приобской части Великого сибирского пути, то есть после окончания строительства Обского железнодорожного моста (31 марта 1897 года).

И третий этап – основание города Новониколаевска. После сооружения Великого Сибирского пути, который завершили 13 июля 1900 года. После установления железнодорожной и речной связи центра России (Николаевский поселок) с западной и восточной государственными границами. После установлении транспортных связей России с Атлантическим и Тихим океанами, 19 декабря 1903 года.

«BH»: Почему днем рождения города Вы считаете именно 19 декабря 1903 года?

В. К.: 19 декабря - православный праздник святого Николая Чудотворца. В России только три имени, которым поклоняется народ: Христос, Александр Невский и Николай Чудотворец. Наш город назван не в честь Николая II, а в честь святого Николая. Ему дали имя Новониколаевск, потому что в России уже был Николаевск-на-Амуре. А два одинаковых города иметь было не положено. 16 декабря 1903 года (ввиду того, что скоро был день рождения Николая Чудотворца) Кабинет министров России за подписью Витте принял решение о переименовании, поселка Николаевского в город Новониколаевск. 28 декабря 1903 года решение правительства одобрил Николай II и утвердил положение Кабинета министров о том, чтобы поселок «возвести на степень безуездного города» Томского уезда с упрощенным городским управлением. Каждый год с 1904 года жители Новониколаевска отмечали день рождения города 19 декабря.

«BH»: Может быть, город назван все-таки в честь Николая II?

В. К.: Николай II не заслуживает плохого отношения. Он очень много сделал для строительства Сибирской железной дороги: был председателем комиссии по ее строительству, давал деньги. Но город назван не в его честь. Так же как Петербург назван не в честь Петра I, а в честь святого Петра, Екатеринбург - не в честь Екатерины П, а в честь святой Екатерины. Эти города уже вернули свои православные имена. Остались одни мы. Мы тоже должны и обязаны вернуть городу имя Новониколаевск, Красному проспекту - Николаевский проспект, площадь Ленина назвать площадью Святого Николая, а площадь Свердлова - площадью Александра Невского.

Доказательством тому, что в городе очень почитали Николая Чудотворца, - присвоение его имени церквам. На левом берегу Оби с 1885 года действовала церковь св. Николая на пути к обской паромной переправе. Первая деревянная поселковая церковь в 1898 году возле железнодорожной станции Обь тоже носила имя святого Николая. В 1910 году была построена Никольская церковь. А 6 декабря 1915 года в Новониколаевске состоялось торжественное освящение часовни в честь святителя и чудотворца Николая, построенной в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.

«ВН»: В связи со столетием открытия железнодорожного моста через Обь в одной из газет промелькнула фраза: «Путейцы по сей день благодарят инженера Гарина-Михайловского за идеальный выбор места для постройки моста». Как железнодорожник Вы согласны с этим высказыванием?

В.К.: Выбор места действительно идеальный. Высокие берега способствовали постройке высокого моста, чтобы пропускать суда. Прямолинейный участок реки, небольшой разлив, гранитное ложе реки делали кривощековский переход более выгодным, чем другие направлении. А вот Николай Гарин-Михайловский тут ни при чем. Он не построил ни одного сантиметра Великого Сибирского пути, а мы его сделали строителем. Он находился на изысканиях в Сибири около двух месяцев, но трассу прокладывал, около Томска. В районе Кривощекова в 1891 году был только проездом. Посмотрел на Обь и снова уехал. Изыскания здесь вел отряд В. Роецкого. А Гарин-Михайловский вообще был против строительства мостов на пути пересечения железной дорогой больших рек.

В пояснительной записке, поданной на имя председателя комиссии по западносибирским изысканиям инженера Константина Михайловского (однофамильца) 11 ноября 1891 года, Гарин-Михайловский высказал предположение: «...сплошной Сибирский железнодорожный путь не может быть готов, принимая во внимание финансовые затруднения страны, раньше 15 лет. На эти 15 лет следовало бы смотреть как на предварительный период, чтобы изучить количество перевозимых грузов». Он считал, что до выяснения «размеров движения постройка больших мостов не может оправдать себя». По его мнению, их временно можно было бы заменить паромными переправами. Посчитанная им экономия на мосты составила бы десять миллионов рублей. Для удешевления пути писатель предлагал в крупных городах строить не вокзалы, а небольшие станции, а «на остальных станциях пассажирские здания возможно было бы временно заменить комнатой в казарме». По этому расчету Сибирская железная дорога обходилась бы государству в 15 тысяч рублей за версту.

Константин Михайловский построил дорогу с мостами за четыре года в расчете 38 тысяч за версту.

1 февраля 1892 года Николая Михайловского из Министерства путей сообщения уволили за то, что он добивался перехода через Томск, замены мостов переправами, строительства узкоколейки в Сибири.

«BH»: А кто же сто лет назад соединил берега Оби?

В. К.: Прямое отношение к окончательному выбору места мостового перехода у села Кривощеково имели инженеры путей сообщения К. Михайловский и В. Роецкий. Косвенное - подрядчик Березин, ректор Петербургского института инженеров путей сообщения В. Николаи, Н. Гарин-Михайловский (поддержал официально выбор К. Михайловским кривощековского варианта), министр путей сообщения С. Витте, инженер путей сообщения Георгий Адрианов.

Подготовительные работы по сооружению моста вели Григорий Будагов и Николай Меженинов. Мост сооружали по проекту Николая Белелюбского. Большую роль в строительстве моста и города сыграл Н. М. Тихомиров. Им-то и нужно ставить монумент на месте монумента Ленина. Это нужно сделать до 2003 года.

Наша газета неоднократно обращалась к этой теме. Многие высказывали свои точки зрения. Спор не закончен до сих пор. Каждый отстаивает свою правду. Василий Кириленко написал книгу «Правда о сотворении города Новониколаевска», которую напечатать пока не удалось…

Беседовала Людмила Кузменкина

Газета "Вечерний Новосибирск", 27 мая 1997 г.