Народные ирландские сказки и легенды. Британские легенды и сказки сказки ирландские и валлийские Ирландские сказки читать

Наличие особенных сказок, мифов и легенд присуще любому народу. Но Ирландию поистине можно назвать волшебной страной сказок, легенд и мифов. Сказочные существа, населяющие Изумрудный остров, прекрасно уживаются не только в сказках, но и в бытовой жизни ирландцев, как элементы суеверного фольклора. В статье вы узнаете о самых знаменитых сказках, легендах и мифах загадочной Ирландии.

Сказочный мир Ирландии

Не зря Ирландию называют Изумрудным островом. Круглый год зеленый покров этой страны сохраняет свою свежесть. Невероятные раскатистые равнины, причудливые холмы и дремучие леса - все это хранит в себе немало тайн.

С древних времен народ Ирландии предпочитает устную речь письменной. Несомненно, письменные документы существуют. Но основные знания, которые жители передавали друг другу веками, были устными. Сказки, мифы, легенды - это тот устный фольклор, который содержал в себе все мистические верования ирландцев.

Персонажи сказок и легенд

Несмотря на то, что персонажей древних сказок очень много, можно выделить несколько основных, которых вы встретите в большинстве текстов.

  1. Пожалуй, самый известный ирландский персонаж многочисленных сказок и легенд - это лепрекон. По-другому его называют еще леприхаун. Лепрекон похож чем-то на русского домового. Мужичок средних лет, маленького роста, с бородой. Этот персонаж отличается особой хитростью и смекалкой, но при этом он довольно жадное существо. Малыш занимается башмачным делом, носит зеленый костюм и шляпу, падок на алкоголь. Прочитать о нем можно, например, в ирландской сказке "Поле ромашек".
  2. Клуриконы - родственники лепреконов, очень любят вино и носят красные шляпы. Они частые персонажи ирландской мифологии.
  3. Кто, как не эльфы, занимает центральную роль практически во всех сказаниях Ирландии. Эльфы, как хранители ирландских лесов, являются центральными персонажами во всем мифическом эпосе Ирландии. Этот народ доброжелателен, они более благородны, чем лепреконы, да и по размеру они меньше. Еще эльфы умеют летать. Почитайте о них в произведении "Стеклянный башмачок эльфа".
  4. Русалки, верфоксы, вампиры, банши, грогохи - сказочных героев фантастической Ирландии множество.

Народные сказки

Народные ирландские других стран тем, что счастливый конец в них встречается довольно редко. Чаще всего в конце каждой вы обнаружите нравоучение, вывод, который должен сделать каждый прочитавший. После прочтения есть над чем подумать, нет описания конца, все и так понятно. Для детей это имеет первостепенное значение, так как они сами додумывают финал, анализируя при этом всю историю. В основном, это короткие ирландские сказки для детей с поучительным концом. В большинстве их главную роль играют демоны, ведьмы, колдуны и мифические существа - лепреконы, эльфы и русалки.

Самые известные народные ирландские волшебные сказки - это "Белая форель", "Завороженный пудинг", "История колпачка", "Лепрекон - маленький обманщик", "Волынщик и Пак" и другие.

Ирландский эпос

Мифология основывается на кельтских преданиях. Знания об ирландском эпосе обнаруживаются из некоторых рукописей, сохранившихся до наших дней. Одним из таких источников является "Книга бурой коровы", датируемая 12 веком.

Ирландские саги написаны, в основном, прозой, но есть и стихотворный стиль. Стиль написания четкий и ясный. А основной темой является тема героической любви. При этом все описано ярко, красочно, фантастично и очень сказочно.

Ирландские рассказчики древних легенд

Из-за того, что письменность использовали лишь для сакральных знаний и ритуалов, все саги передавались из уст в уста. Были специально обученные этому люди - барды и филиды.

Барды работали над поэтическим изображением древних легенд. При этом они сочиняли музыку и напевали всем известные легенды. Кроме сказочных историй, барды часто воспевали и исторических личностей, пели о событиях истории. Они были учителями, которые много знали и могли научить этому молодое поколение.

Филиды исполняли функцию жрецов. Они были некими пророками, обладающими высокими знаниями о генеалогии основных родов. Много рассказывали в своих песнях эпические предания Ирландии в форме повествований. Позже эти рассказы перерастали в саги.

После того, как филиды исчезли, христианские монахи стали записывать примерно в 8 веке. Сейчас можно заметить христианскую направленность практически всех сказок, легенд и мифов Ирландии.

Самые знаменитые и интересные саги: "Изгнание сыновей Уснеха" (история похожа на "Тристана и Изольду"), "Повесть о кабане МакДато".

Мифы древней Ирландии

Мифология Ирландии тесно связана с мышлением древних ирландцев. Вера в загробную жизнь, параллельные миры, перерождение... Центр и начало мифологии Ирландии - это первый человек Финтан мак Бора. Он - прародитель древних людей (как христианский Ной, например).

А настоящие предки ирландского народа - сыновья Миля Испанского. Они первыми прибыли в Ирландию и одержали победу в битве с местными жителями, поклонявшимися богине Дану. Для своей победы они пользовались магией и поддержкой богинь Эриу, Банбы и Фодлы. Но есть сакральный мир острова с богиней Дану, который уходит под землю.

Сид - волшебный холм, представляющий собой параллельный мир, в котором живут боги и богини, тот подземный мир, в котором обитают все магические существа. По-другому это место называют Яблоневым островом - это волшебная страна, которая находится в Ирландии, но никто ее так и не нашел.

Легенды, мифы и народные детские сказки Ирландии - настоящая кладезь знаний. Помимо поучительных мотивов, можно соприкоснуться с историей древнего народа, попытаться понять их структуру мифологического мышления - во что верили, о чем думали, чем жили древние ирландцы. Ирландские сказки и легенды - это то, чем вы можете заинтересовать не только ребенка, но и себя.

Из собрания кельтского фольклора Джозефа Джекобса и других изданий

Перевод и составление Наталии Шерешевской

Иллюстрации Лии Орловой, Алены Аникст, Надежды Бронзовой

ИРЛАНДСКИЕ САГИ И СКАЗКИ

Из книги Шамаса Мак Минуса и из собрания Джозефа Джекобса

Строитель Гоб

Вот вам старинная история про Гоба-строителя. Когда великий Гоб-ан-Шор, самый искусный строитель, каких знала древняя Ирландия, да к тому же умнейший во всей Ирландии человек, за исключением, правда, его жены - кстати, не забыть бы, что я должен кое-что рассказать вам о ней, - так вот, когда Гоб отправился в те далекие времена во Францию строить тамошнему королю дворец, он прихватил с собой и своего юного сына.

Был жаркий летний день, и оба очень устали, особенно мальчик: он был слабее и не привык путешествовать.

В полдень они достигли Круах Горма, и Гоб сказал мальчику:

Сын мой, перенеси своего старого отца через горы!

Удивленный малыш возмутился:

В своем ли вы уме, отец! Не могу же я выполнить невозможное, сами знаете!

Что ж, тогда вернемся домой, - сказал Гоб. И они повернули домой.

На другое утро Гоб сказал сыну:

Сегодня мы двинемся опять, да поможет нам Бог!

И они пошли.

Было жарко, и, как и накануне, когда они достигли подошвы Круах Горма, оба страшно устали. И Гоб сказал сыну:

О, сын мой, перенеси меня через горы! Мальчик ответил:

Отец, но вы и впрямь потеряли весь ваш разум. Мне самому-то, бедному, не подняться на эту гору, а еще вас переносить!

Ну, тогда мы снова вернемся домой, - сказал Гоб.

И они опять повернули домой. В эту ночь, когда Гоб уже лег, мать спросила сына:

Вот уже два утра подряд вы с отцом отправляетесь во Францию, но каждый вечер возвращаетесь назад. Что это значит?

Мама, - отвечал сын, - мне кажется, наш отец совсем сошел с ума. Каждый раз, когда мы достигаем Круах Горма и я просто валюсь с ног от усталости, этот человек, ты только представь себе, просит меня, слабого и маленького, перенести его через горы!

О мой мальчик, - говорит ему мать, - прежде чем ты сможешь выйти в большой мир, тебе надо еще многому научиться.

Завтра утром твой отец опять тронется с тобою в путь и произойдет опять все то же самое, лишь только вы достигнете Круах Горма. И когда он попросит тебя перенести его через горы, ты начни ему рассказывать «Лесную кукушку», или «Королеву Одинокого острова», или «Принцессу с Холма-на-краю-света» - словом, любую из прекрасных ирландских сказок, какие я по вечерам рассказывала тебе. Рассказывай и продолжай идти, увидишь, что будет!

Сын пообещал матери исполнить все, как она посоветовала. И когда на другой день они подошли к Круах Горму и Гоб опять попросил: «О, мой сын, перенеси меня через горы!» - мальчик, словно не расслышав его просьбы, спросил:

Отец, вы когда-нибудь слышали сказку про трех сыновей ирландского короля, которые решили украсть дочь арабского шейха?

Слышал, - ответил старик, - но мог бы слушать еще много раз.

И мальчик стал рассказывать ее с начала и до конца, эту милую-милую сказку, с тем же упоением, с каким рассказывала когда-то его мать. И когда он произнес последние чудесные слова этой длинной-предлинной истории, старый отец поднял глаза и посмотрел сначала вперед, потом назад, потом вверх и вниз: Круах Горм был уже позади!

О, мой мальчик! - воскликнул Гоб. - Ты сын своей матери! Сегодня ты так легко перенес нас обоих через горы.

Что ж, по правде говоря, и меня самого наши чарующие старинные сказки не раз переносили через горы, иногда такие неприступные!

И вас, мои читатели, кому добрую половину своей жизни приходится ломать стену житейских трудностей, я приглашу, когда к вам придет очередная бессонница, на трехнедельные каникулы в зачарованные холмы и долины тех самых магических гор, которые сделали меня новым человеком, - в страну наших сказок, страну королей и королев, поэтов и пророков, ученых и колдунов, умных жен и глупых мужей, а может быть, даже и фей, и привидений, и говорящих птиц и зверей (которые говорят куда умнее, чем иные люди). Чтобы скоротать время, я, быть может, нет-нет да исполню для вас услаждающие душу стихи и непременно расскажу вам с полсотни восхитительных сказок.

Наверное, вы и не знаете, что среди всевозможных духов встречаются такие, которых зовут у нас ухажерами. В облике простого смертного, притом весьма недурного собой, ухажер поджидает на пустынном вересковом болоте хорошенькую девушку и начинает за ней ухаживать. И если она, неразумная, позволит ему себя поцеловать, ее ждет вечное проклятие и смерть, а душа ее улетит за возлюбленным в его волшебную страну.

Мойра Манахан, сейчас уже увядшая, сгорбленная и седая, но когда-то носившая прекрасное имя Цветущая Ветка Долины Эйни, Мойра в дни своей цветущей молодости повстречала вот такого ухажера, но по Божьей милости избежала рокового поцелуя. И все же когда он ухаживал за ней («Ах, ни один ирландский парень не шептал мне на ушко таких сладких и обольстительных слов!» - вздыхала она потом), он снял с пальца кольцо и дал ей взглянуть через него на зачарованный мир.

И она увидела танцующих и резвящихся эльфов и шестьдесят прекрасных юношей, играющих в пятнашки посреди дивной зеленой долины.

«Ах! - воскликнула в восторге Мойра, рассказывая мне свою историю. - Ах! После того что я там увидела, ни одно зрелище у нас на земле уже не радовало меня!»

Без всякого злого намерения или пагубных последствий я дам и вам поглядеть через это волшебное кольцо, и, когда вы хоть краешком глаза увидите волшебную страну народной фантазии, она вас покорит куда больше, чем все услады вашей светской жизни. А если я ошибаюсь, я прокляну того гуся, чьим пером написал здесь это обещание, и поджарю его на костре, чтобы отомстить за вас.

Так слушайте!

Умная жена

На протяжении всей истории Ирландии - длинной, бурной и удивительной - не было, мне думается, женщины, равной по уму жене Гоб-ан-Шора, кроме, пожалуй, одной, имя которой Сав, жены самого О"Доннела. Да, это была необыкновенная женщина.

Про жену Гоба я вам расскажу позже, только б не забыть.

Сам О"Доннел, принц Донеголский, по-своему тоже был очень умен. Как-то раз на пасхальной неделе он принимал у себя при дворе именитого испанского гостя, и не хватило вдруг яблок. Он тотчас послал слугу в ближайшее аббатство, однако скупая братия ответила, что, увы, от старых запасов ничего не осталось и пока не поспеет новый урожай, яблок у них не будет.

Тогда О"Доннел приказал отправить монахам в подарок связку свечей. И посланец, который отнес их, вернулся обратно с корзиной чудеснейших яблок.

О"Доннел тут же сочинил на гэльском языке остроумное двустишие и отослал его с выражением своей благодарности в аббатство: мол, он потрясен открытием, что свечи помогают яблокам созревать раньше времени.

Да, только начали-то мы с вами говорить о его жене Сав, еще более умной, чем он. История о том, как он нашел ее, дочь бедняка из бедняков, и пленился ее мудростью, уже сама по себе превосходна, и, может быть, я поведаю вам ее, когда будет веселей у меня на душе. А сейчас я хочу рассказать вам, как Сав перехитрила своего любимого мужа.

Конгская легенда

Давным-давно, в далекую-предалекую старину жила в замке над озером прекрасная девушка. Говорили, что она помолвлена с королевским сыном. Они должны были уж обвенчаться, как вдруг совершилось убийство: жених был убит (господи, помилуй нас!) и сброшен в озеро. И конечно, он уже не мог сдержать своего обещания и жениться на прекрасной девушке. Что ж, тем хуже...
История рассказывает нам, что бедная девушка, потеряв королевского сына, лишилась рассудка - слишком нежное у нее было сердце (да простит ей господь, как нам прощает) - и от тоски по нем стала чахнуть. Больше ее никто не видел. Поговаривали, будто ее унесли феи.

Из древних ирландских саг

Герой из героев, славный воин древнего Ульстера, первый среди воинов Красной Ветви короля Конхобара, бесстрашный уладский пес - так называли Кухулина его друзья и враги. И был еще только один воин в пяти королевствах древней Ирландии, или, как тогда говорили,- в Эрйне, который мог сравниться с Кухулином в отваге и боевом искусстве. То был Фердиад, сын Дамона.
Эти два славных героя - Кухулин и Фердиад - были названными братьями и друзьями. Они вместе росли, вместе обучались приемам боевой силы и мужества у грозной воительницы Скатах на острове Скай. Там прошла их юность, там они познали любовь и возмужали, оттуда рука об руку отправились на ратные подвиги в чужие, далекие страны.

Давным-давно жил в Данморе, что в графстве Голуэй, один придурковатый паренек. Он страсть как любил музыку, а выучить больше одной песенки так и не сумел. Песенка эта называлась «Черный бродяга». Разные господа часто приглашали его для увеселения, и он получал за это немалые деньги.
Как-то раз поздно вечером волынщик этот возвращался из дома, где происходили танцы. Он был порядком навеселе. Поравнявшись с мостиком, от которого было рукой подать до материнского дома, он нажал на свою волынку и заиграл «Черного бродягу».

Выполняю мое давнишнее обещание - вот вам первый пример искусства шанахи. История моя будет про знаменитого Рафтери, одного из достославных бродячих артистов Коннахта, по праву считавшегося самым удивительным шанахи во всем Кривине, в чем мне самому удалось убедиться.
Только, чур, перескажу я вам эту историю, как моей душе угодно.
Так вот...
Рафтери был не только скрипачом - он был человеком. Первейшим человеком и лучшим скрипачом, какой когда-либо ступал по земле в кожаных башмаках. Свет не знал сердца более щедрого, чем у него.

Билли Мак Дэниел, наверное, тоже был когда-то молодым и подавал надежды: лихо отплясывал на святом празднике, мог запросто осушить пинту или две, умел ловко работать дубинкой. Боялся он только одного - а вдруг нечего будет выпить? И заботился лишь об одном - кто заплатит за выпивку? И не думал ни о чем, кроме веселья.
Пьян он был или трезв, у него всегда находилось крепкое словцо и меткий удар - кстати, лучший способ завязывать и кончать спор.
Плохо только, что боялся, заботился и думал этот самый Билли Мак Дэниел лишь об одном, а потому попал в дурную компанию. И уж будьте уверены, нет ничего хуже хороших людей, попавших в дурную компанию!

В далекую старину объявились однажды в Ирландии два неизвестных купца. Никто о них прежде не слышал, и, однако, они прекрасно изъяснялись на языке этой страны. Черные волосы их перевивала золотая лента, их одежды отличались редким великолепием. Оба казались примерно одного возраста: они выглядели лет на пятьдесят, так как лоб им избороздили морщины, а бороду уже тронула седина.

«В одно прекраснейшее летнее утро, незадолго до восхода солнца,
молодой ирландец Дик Фицджеральд стоял на берегу моря близ Смервикской
гавани. Солнце стало всходить из-за громадной скалы и красными лучами
своими прогонять седой туман, еще лежавший над волнами. Вскоре все море
засияло на солнце, как громадное зеркало, в которое спокойно гляделись
окрестные берега.

Кое-кто, наверное, и слышал о знаменитых приключениях Дэниела О"Рурка, но немного найдется таких, которые знают, что причиной всех его злоключений над землей и под водой было лишь одно: он заснул под стенами башни пака ".
Я хорошо знал этого человека. Он жил у подножия Худого Холма, как раз по правую руку от дороги, если вы идете в Бэнтри. Он был стариком, когда рассказал мне свою историю, да, уже стариком с седой головой и красным носом.
Услышал я эту историю из его собственных уст 25 июня 1813 года. Он сидел под старым тополем и потягивал из своей трубки. Вечер был на редкость хорош.