Найти информацию о памятнике. Познай свой край родной

Обычай устанавливать в городах монументы, скульптуры и обелиски, увековечивающие какие-либо события или исторических персонажей почти так же стар, как ритуалы праздников или похорон. Искусство ваяния оттачивалось тысячелетиями, чтобы проходящие мимо красивых фигур люди восхищались человеческим величием. Так сложилось, что почти все самые грандиозные российские памятники остались нам от советской эпохи, ведь тогда колоссальность монументов имела особое политическое значение.

10. Памятник Ленину в Дубне (37 м)

В известном советском, а теперь российском научном центре в Дубне установлен огромный памятник Ленину. Даже без постамента высота фигуры вождя пролетариата составляет 25 метров. Поставили его возле шлюза отделяющего Московское море от русла Волги. Вокруг памятника разбили парк, с которого хорошо видна панорама Московского моря. Здесь также прежде стоял памятник И. Сталину, но при Хрущёве его взорвали.

9. Дружба навеки (42 м)

Этот монумент, торжественно открытый в 1983 году, был посвящён русско-грузинской дружбе. В тот год отмечалось 200-летие подписания Георгиевского трактата - так назывался договор, по которому грузинское царство Картли-Кахети добровольно вошло в состав Российской империи и оказалось под её полной защитой. Эту композицию поставили на Тишинской площади, на которой до XIX века находилась известная Грузинская слобода. С точки зрения исполнения, монумент представляет собой колонну, составленную из вертикально расположенных трудноразличимых литер кириллицы и грузинского алфавита, из которых складываются слова «мир», «единство», «труд», «братство». Увенчивает колонну венок из винограда, в который вплетены колосья пшеницы, в этом также видна символика: пшеница - это Россия, а виноград - Грузия.


Казань является одним из красивейших и старейших волжских городов. Столица нынешнего многонационального Татарстана сочетает в себе западные технологии...

8. Памятник Юрию Гагарину (42,5 м)

В разгар московской Олимпиады в июле 1980 года в столице появился новый огромный памятник - на этот раз первому космонавту Юрию Гагарину. Выполнили его из титана, который широко применяется при изготовлении космических аппаратов. На изготовление фигуры космонавта ушло 238 литых элементов, соединённых между собой сваркой и болтами. Труднее всего было с изготовлением лица - самого крупного элемента, весящего 300 кг, хотя одна плавка вакуумной печи могла выдать намного меньше металла. Фигура космонавта выглядит очень динамично - она словно устремлена ввысь. Смысловой частью композиции является и высокий ребристый постамент - он означает старт космического корабля.

7. Алёша (42,5 м)

Жители Мурманска решили сделать тёзкой известного памятника советского воина-освободителя в Болгарии - «Алёши» собственный монумент, официально называемый «Защитникам советского Заполярья в годы ВОВ». Солдат здесь изображён в длинной шинели. В 1975 году его установили на холме Зелёный мыс таким образом, чтобы он был виден из любой точки города - он на самом деле на 173 метра оказался выше среднего уровня городского ландшафта. Высота фигуры составляет 35,5 метра, а стоит она на постаменте высотой 7 м. Эта скульптура стала частью архитектурно-скульптурного комплекса, посвящённого защитникам Родины. Рядом находится Могила Неизвестного Солдата.


6. Памятник Владимиру Ленину в Волгограде (57 м)

В своё время именно этот монумент стал фигурантом книги рекордов Гиннеса как самый высокий среди памятников, посвящённых реальным историческим фигурам. Ильич занял, кстати, постамент, на котором прежде стоял его сменщик - И. Сталин, но который потом был демонтирован. Ленин здесь не слишком оригинален - изображён бодро шагающим с кепкой в руке. Монумент открыли к 103-летней годовщине рождения вождя революции, то есть, в 1973 году. Рост самой фигуры составляет 27 метров.


Многие любят перед сном смотреть фильмы ужасов, но впечатления будут намного острее, если такие любители отправятся в места, являющиеся почти готовой...

5. Рабочий и Колхозница (58 м)

Всемирно известным символом СССР стал именно этот монумент, его изображение можно было увидеть на разнообразных открытках, марках, прочей советской продукции, а киностудия «Мосфильм» сделала его своей заставкой. Эта скульптурная композиция была заказана государством для оформления советского павильона на проводившейся в 1937 году международной выставке во Франции. Елена Мухина изобразила героев своего времени - молодых людей из ведущих политических классов советского общества - молодого мужчину рабочего и женщину колхозницу. В синхронно вытянутых верх руках они держат молот и серп. Скульптура словно говорит, что они строят мирную жизнь и стремятся к простому счастью.
После возвращения из Франции монумент поставили в Москве рядом с входом на ВДНХ, хотя по первоначальному плану он должен был украсить площадку перед шлюзовой башней Рыбинской ГЭС. Но подготовительные работы на ГЭС задержались, поэтому временно его поставили возле ВДНХ, да там он и остался на вечном приколе. Для ГЭС же была изготовлена другая скульптура. По этой причине и пьедестал под памятник оказался слишком низким - меньше, чем был задуман авторами, а иначе монумент стал бы в три раза выше. До Франции статую перевозили в разобранном виде в 28 вагонах, но даже и в этом случае некоторые элементы застревали в узких местах пути, поэтому их приходилось разрезать прямо в дороге.

4. Родина-мать зовёт (87 м)

До 1997 года самой большой в стране статуей была скульптура Родины-матери, установленная в Волгограде на Мамаевом кургане. К счастью, здесь никому и в голову не пришло оспаривать её смысловое и архитектурное значение - по эмоциональному воздействию этой скульптуре мало найдётся равных в мире, а не только в России. Женская фигура с высоко поднятым в руке мечом и в полуобороте назад, словно обращается к невидимому народу с призывом встать против врага.
Установлена эта статуя была в 1967 году и 22 года после этого была самой высокой скульптурой в мире, за что была внесена в книгу рекордов Гиннеса. Сама статуя изготовлена из железобетона, а 33-метровый меч, весивший 14 тонн, изначально сделали из титана и нержавеющей стали (чтобы сверкал). Но он имел слишком большую парусность, а солидную нагрузку, полученную от ветра, передавал на державшую его руку. Поэтому всего через 10 лет потребовался ремонт монумента. В руку вложили меч из другого материала, снабженный отверстиями для снижения парусности.


Шумная, огромная, древняя Москва благодаря своей истории богата различными достопримечательностями и интересными историческими местами. Невозможно изу...

3. Памятник в ознаменование 300-летия российского флота (98 м)

Совсем скоро исполнится 20 лет, как на Москве-реке был установлен громадный памятник работы З. Церетели. Как и перед его установкой, так и поныне москвичи, мягко говоря, недолюбливают это произведение плодовитого грузина. Им не нравится монумент как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения его стоимости, к тому же он требует много средств и на ежегодное обслуживание. До сих пор слышны призывы демонтировать этого монстра, который уродует окружающие городские пейзажи.
Для установки памятника посреди Москвы-реки специально насыпали остров. Колоссальная бронзовая фигура весит более 2000 тонн, а затраты по установке пьедестала, центральной фигуры на корабле с парусами превысили 36 миллионов долларов. Собиралась сложная конструкция памятника больше года. Относительно истории возникновения этого «шедевра» есть очень популярная версия, что автор делал памятник Колумбу, открывшему Америку для европейцев, но не смог навязать своё творение ни испанцам, ни кому-либо в обоих Америках, поэтому срочно перекрестил его в Петра I. Кроме того, не было никакой связи между становлением российского флота и Москвой, поскольку Пётр этим занимался, когда уже отстраивал новую столицу.
После появления памятника начались массовые акции протеста москвичей, которые даже собирали средства на его демонтаж или перевод в Петербург. Была даже попытка взорвать монумент. Но тогдашняя мэрия, покровительствовавшая Церетели, пренебрегла этими протестами, и тёмный царь по-прежнему пугает москвичей.

2. Монумент Покорителям космоса (107 м)

Этот горделивый монумент появился в столице в 1964 году, когда в стране ощущалась настоящая эйфория от успехов в освоении космического пространства. Поставили его в конце аллеи Космонавтов, возле главного входа на ВДНХ, возле одноимённой станции метро, теперь это северо-восточный административный округ. Сверкающий на солнце титановыми листами 107-метровый обелиск изображает собой устремлённую в небо ракету, за которой тянется газовый шлейф.
У основания монумента стоит статуя первого идеолога космонавтики Константина Циолковского. Фасад стилобата снабжён стихами Николая Грибачёва, выложенными металлическим буквами, а вокруг стилобата изображены горельефы советских учёных, инженеров и рабочих - всех тех, кто превратил в реальность мечту о космическом полёте.


Владимир - очень древний русский город, у него многовековая богатая история и особенная архитектура. Расцвет этого города пришёлся на период, ко...

1. Монумент Победы (141,8 м)

Самый высокий памятник в России был воздвигнут уже после развала СССР - в 1995 году. Им стал обелиск в парке Победы на Поклонной горе, установленный на площади Победителей. Высота 141,8 м символична - если перевести её в дециметры, то получится количество военных дней. Обелиску придана форма трёхгранного штыка, грани которого на значительную высоту украшены бронзовыми барельефами. На отметке 104 метра к обелиску прикреплена скульптурная группа из бронзы - богиня победы Ника с венцом и двумя трубящими победу амурами.
Открытие мемориала состоялось в День Победы вместе со всем мемориальным комплексом. Эта уникальная конструкция из-за особенностей формы ещё будучи в рамках замысла архитектора, проявляла аэродинамическую неустойчивость. Поэтому её модель многократно тестировали в аэродинамической трубе ЦАГИ, чтобы максимально уменьшить это свойство.

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1 . Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров. Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в городе Москве в 1964 году в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства.Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107м, изображающий шлейф оставляемый за собой ракетой, находящейся на вершине обелиска. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это одни из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник - бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.


Памятники архитектуры – объекты, которые создавались, как правило в честь знаменательного события или важного человека. Возраст одних исчисляется десятками лет, тогда как другие помнят ещё египетских фараонов. В этом обзоре собраны самые известные памятники архитектуры, о которым можно писать историю человечества.

1. Кааба (Масджид аль-Харам)


Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке

Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке, Саудовская Аравия. Оно считается самым священным местом в Исламе, а также старейшим и самым знаменитым памятником культуры в мире.


Мусульманская святыня Каба.

В Коране говорится, что Кааба была построена Авраамом (Ибрагимом на арабском языке) и его сыном Исмаилом, после того как последний поселился в Аравии. Вокруг этого здания была построена мечеть, Масджид аль-Харам. Все мусульмане всего мира поворачиваются лицом к Каабе во время молитв, независимо от того, где они находятся.


Паломники у Кабы.

Один из пяти основных законов ислама требует, чтобы каждый мусульманин совершил хадж - паломничество в Мекку хотя бы один раз в своей жизни. При этом Каабу необходимо обойти семь раз против часовой стрелки (если смотреть сверху).

2. Тадж-Махал


Мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия.

Тадж-Махал («Корона дворцов») - мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия. Он был построен падишахом Империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал широко известен как «жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всемирно признанных шедевров мирового наследия». Площадь Тадж-Махала - около 221 гектаров (38 гектаров занимает сам мавзолей и 183 гектара охраняемый лес вокруг него).

3. Египетские пирамиды


Египетские пирамиды.

Всего в Египте было обнаружено 138 пирамид. Большинство из них были построены в качестве гробниц для фараонов и их жен во времена Древнего и Среднего Царств. Это одни из старейших знаменитых памятников культуры.


Вид на египетские пирамиды сверху.

Самые ранние известные египетские пирамиды были найдены в Саккаре, к северо-западу от Мемфиса. А самой древней из них является Пирамида Джосера, построенная в 2630 - 2611 годах до н. э., во время третьей династии. Эта пирамида и окружающий ее комплекс были спроектированы архитектором Имхотепом и, как правило, считаются старейшими в мире монументальными сооружениями, выполненными из кирпичей с облицовкой.

4. Великая китайская стена


Великая китайская стена.

Великая Китайская стена представляет собой ряд укреплений из камня, кирпича, утрамбованной земли, дерева и других материалов, построенных вдоль исторических северных границ Китая для защиты страны от вторжений различных воинственных народов.


Скульптуры на Великой китайской стене.

Несколько стен были построены еще в VII веке до нашей эры, а позже их достроили, объединив в то, что сегодня известно как Великая стена. Особенно знаменитой является часть стены, построенная между 220-206 годами до н.э. первым императором Китая Цинь Шихуанди (от нее осталось очень мало).

Кстати, в Поднебесной есть ещё много красивых и интересных мест Китая, которые стоит увидеть воочию.

5. Ангкор-Тхом (Большой Ангкор)


Cтолица Кхмерской империи

Ангкор-Тхом - окруженный стеной королевский город площадью 3 квадратных километра, который был последней столицей Кхмерской империи. После того, как Джаяварман VII отвоевал Яшодхарапура (предыдущую столицу) у захватчиков из Чампа в 1181 году, он построил на месте разрушенного города новую столицу империи. Он начал с существующих сохранившихся структур, таких как Бапуон и Фимеанакас, и построил вокруг них величественный огороженный город, добавив внешнюю стену со рвом и некоторые из величайших храмов Ангкора. В город есть пять въездов (ворот), по одному на каждую сторону света и Ворота победы, ведущие к району Королевского дворца. Каждые ворота увенчаны четырьмя гигантскими лицами.

6. Афинский акрополь


Афинский акрополь

Афинский акрополь, который в Афинах также называют «Кекропия», является самым важным местом города и одним из самых узнаваемых памятников мира. Это главный ориентир древнегреческой культуры, а также символ самого города Афины, поскольку он представляет собой апогей художественного развития в V веке до нашей эры.

7. Национальный мемориальный зал Чан Кайши


Мемориал Чан Кайши

Национальный мемориальный зал Чан Кайши - это знаменитый памятник и местная достопримечательность, возведенная в память генералиссимуса Чан Кайши, бывшего президента Китайской Республики. Он расположен в китайском городе Тайбэй. Памятник, окруженный парком, построен в восточной части Мемориальной площади. На север от него находится Национальный театр, а с юга расположен Национальный концертный зал.

8. Дворец Потала


Дворец Потала

Дворец Потала расположен в городе Лхаса в Тибете. Он назван в честь горы Поталака, мифической обители Ченрезига или Авалокитешвара. Дворец Потала был главной резиденцией Далай-ламы вплоть до тех пор, пока 14-й Далай-лама не бежал в Дхарамсалу, Индия, во время вторжения Китая в Тибет в 1959 году.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, пятый Великий Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных советников Кончог Чопел отметил, что место между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса является идеальным для расположения правительства. В итоге Потала был построен на остатках более ранней крепости, называемой Белым или Красным дворцом, построенном царем Тибета Сонгценом Гампо в 637 году. Сегодня дворец Потала - это музей.

9. Статуя Свободы


Статуя Свободы в США.

Статуя Свободы была даром в знак дружбы от народа Франции народу Соединенных Штатов Америки, и она является универсальным символом свободы и демократии. Статуя Свободы была открыта 28 октября 1886 года, а в 1924 году ее признали Национальным памятником.

10. Мечеть Султана Ахмеда


Мечеть Султана Ахмеда - историческая мечеть в Стамбуле, крупнейшем городе Турции и столице Османской империи с 1453 по 1923 год. Она также широко известна как «Голубая мечеть» из-за синей плитки, которыми выложены ее стены.


Интерьер мечети.

Мечеть была построена с 1609 по 1616 год во время правления Ахмеда I. Хотя она до сих пор используется как мечеть, это место также стало популярной достопримечательностью.

Памятники культуры

Памятники культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.



Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.



Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Фильм «Джентльмены удачи» побил в стране рекорды проката, выражения из ленты вошли во все идиоматические словари русского языка, а роль директора детского сада/вора-рецидивиста обессмертила актера Евгения Леонова. Перед скульптором Еленой Чернышовой стояла сложная задача - изобразить добряка в образе бандита. Результат превзошел ожидания - памятник на мосфильмовской Аллее звезд – один из любимых экспонатов; людская молва даже приписала ему народную примету - кто потрет пальцы и нос герои – того воры обойдут стороной.

ул. Мосфильмовская, д. 8

Памятник «Отдыхающий Пушкин»

«Кто ж его посадит, он же памятник» - эти слова из знаменитого фильма напрочь отвергает скульптор Рукавишников. Его Александр Сергеевич просто прилег на кушетку - закинул руки за голову, забросил ноги на спинку стула и мечтательно смотрит вдаль. Экспрессивный писатель в жизни был очень далек от формализма и светских условностей - роль официозной статуи с вытянутой рукой, меньше всего отвечала его внутреннему «Я».

ул. Большая Молчановка, д.10

Памятник «Дерево любви»

Девушка, которая расцветает как деревья весной, … а может она превращается в дивную жар-птицу? - работа скульптора Георгия Потоцкого оставляет место для фантазии прохожим. Кто-то видит среди ветвей ангелов, другому мерещатся отпечатки ладоней - присмотритесь, может это любовь спряталась в листве?

ул. Усачева, д. 1а

Памятник Барону Мюнхгаузену

Одиозный барон из немецкого городка Боденвердер за свои 76 лет совершил немало «героических» поступков. Около станции метро «Молодежная» его можно застать за очередным подвигом - пытаясь вытянуть себя и лошадь из трясины, Карл Фридрих Иероним тянет свои волосы. Таким способом, утверждал «самый правдивый в мире человек», он, в очередной раз, спасся от неминуемой гибели.

ул. Ярцевская, д. 25 А

Памятник Ходже Насреддину

Мудрый герой из среднеазиатского фольклора ведет на поводке осла, который один в один похож на персонажа мультфильма о Шреке. Эклектика нисколько не портит скульптурную группу, даже наоборот - народ любит фотографироваться на спине у животного – считается, что это после этого госпожа-удача станет благосклоннее.

Ярцевская ул. д. 25А

Скульптурная группа «Дайте дорогу утятам»

С 1991 года скульптурная группа «Дайте дорогу утятам» «гуляет» в сквере напротив Новодевичьего монастыря. Герои трогательной американской сказки были подарены Раисе Горбачевой Барбарой Буш. Веселая семейка - точная копия памятника, который находится в Бостоне. Самый милый персонаж - последний утенок; говорят - если его погладить, то он принесет в дом счастье.

Новодевичий пр-д, д. 1

Памятник всем влюблённым

Прототипом памятника стало сердце, нарисованное на доме Джульетты в итальянской Вероне. Народ полюбил символическую фигуру из изогнутых стальных труб и придумал красивое поверье - если загадать желание и пройти через сердце – оно обязательно исполнится. Возьмите на заметку - в День всех влюбленных около памятника проводится ежегодное соревнование на самых длинный поцелуй.

ул. Каретный Ряд, 3

Памятник пчеле Кузе

К бронзовой пчеле в парке Кузьминки стекаются «любители сладкого». Рядом располагается Музей меда и место, где находилась пасека бывшего московского мэра Лужкова - утверждают, что памятник появился с его подачи. Потереть насекомое «на удачу» стремятся и дети и взрослые.

ул. Кузьминская, 10

Памятник дяде Стёпе

Героическому персонажу «Дяди Степы» в 2015 году исполняется 80 лет. Друг детей и спаситель старушек украшает вход в областное управление ГИБДД, неподалеку от станции метро «Рижская». Символ честности и порядка защитил птичку - он вытащил ее из светофора, тем самым спас государственное имущество от поломки, а пернатое – от верной гибели.

пер. Слесарный, д.1

Памятник «Студент»

Скамья около входа в университет путей сообщения не бывает пустой - на ней восседает бронзовый выпускник с книгой, чей реальный прототип окончил Императорское инженерное училище еще в XIX веке. Памятник, установленный в 2005 году, сообразительные студенты быстро сделали центральным персонажем ритуальных манипуляций накануне сессии. Чего только не сделаешь, чтобы сдать экзамен - они натирают ему ботинки, скачут через вытянутые ноги, прикасаются к его конспекту … устало смотрит на них бронзовый парень.

ул. Образцова, 9, стр. 9

Памятник ленте Мёбиуса

Трехмерная психоделическая модель ленты вдохновляет не только физиков и математиков, но и художников - ее изображение можно встретить на картинах и литографиях, мозаиках и гравюрах. Фантазии людям искусства не занимать - известный московский скульптор Андрей Налич увидел в ленте черты обнаженной женщины

Комсомольский проспект, д.21/10

Фонтан «Похищение Европы»

В 2002 году правительство Бельгии подарило столице работу одного из ярких европейских художников-авангардистов. Произведение Оливье Стрембеля поставили в центре фонтана - сооружение украшает столичную площадь Европы. Переплетающиеся стальные трубы символизируют фрагмент из древнегреческой мифологии, который относится к популярнейшим сюжетам в мировом искусстве.

Площадь Европы

Памятник первому табурету земли русской

Что для француза «круглая подушечка для иголок» (фр. tabouret), то для русского - мебельное изделие для сидения. В 2000 году трехметровый табурет украсил вход в Музей мебели. Все гениальное просто, маркетологи поработали не зря - памятник привлекает внимание и днем, и ночью – эффектная подсветка не дает забыть о нем прохожим.

ул. Таганская, д.13

Памятник «Студенческие приметы»
Всем студентам посвящается

Старые туфли с пятаком под пяткой - и пятерка обеспечена. Скульптурная композиция основным атрибутам студенчества установлена в 2008 году - к 850-летию Москвы. В конкурсе на определение лучшего проекта участвовало свыше 500 архитекторов. Пятачок начищен до блеска - во время сессии студенты не проходят мимо.

Поречная ул., Мячковский бульвар

Памятник российской интеллигенции

Крылатый конь, который символизирует красноречие и свободу пронзен обломками металла - так выглядит российская интеллигенция, пострадавшая от тоталитарного режима. Монумент есть напоминание о годах запрета на свободу и смелость в выражении мыслей. Ахматова, Пастернак, Бродский, Гумилев, Мандельштам - думающие люди будут всегда.

ул. Земляной вал, д. 57/ 6

Памятник «Выпил – не заводись!»

Громадная двенадцатиметровая конструкция в виде бутылки набита искореженными останками машин не пережившими ДТП. Борьба с нарушителями дорожного движения на психологическом уровне - действенный способ навести порядок на дорогах. Для спасения человеческих жизней все средства хороши - так решили создатели этой социальной инсталляции.

Краснопресненская набережная

Памятник «Дельтапланеризм» или «Шаурма для каннибала»

На создание памятника скульптора вдохновили полеты на дельтаплане. Стремление покататься в восходящих потоках воздуха - последнее, что приходит в голову при взгляде на эту композицию. На вершине металлической конструкции раскинули руки, насаженные на огромный металлический стержень, мужчина и ребенок. Таким видит стремление в небо «семейной ячейки» архитектор Г. Францев.

ул. Ясногорская, 5

Памятник «Копейке»

Монумент массовому изделию советского автопрома установлен в июне 2004 года. Первый образец машины сошел с конвейера в апреле 1970 года, автомобиль выпускался 14 лет - за этот период в Стране Советов собрали 2 703 тысяч «копеек». Чтобы сохранить раритет, его покрасили бронзовой краской, установили на постамент облицованный мрамором, а в основание заложили послание к будущим поколениям. Смогут ли они оценить престижность артефакта?

улица Привольная, 70

Памятник Мальчишу-Кибальчишу

Ну и что, что нет сапог, порвана рубаха и обтрепались штаны, главное - огонь в глазах и желание защищать свою родину от проклятых буржуинов. Аркадий Гайдар отлично понимал своего героя - в руках Мальчиша сабля и горн, в душе - вера в светлое будущее. Монумент идеалу советской эпохи установлен на Воробьевых горах, неподалеку от бывшего Дворца пионеров.

ул. Косыгина, д.17

Механический Ленин

Вера в бессмертные ленинские заветы, преданность идеям Владимира Ильича и уважение к вождю творят чудеса. В 1925 году зодчие в мастерской архитектора Меркулова поставили памятник на постамент, сооруженный на железнодорожной колесной паре. «Механический Ленин» внесен в справочники и хрестоматии архитектурных построек авангардного стиля. Монумент находится в отличном состоянии и приводит в восторг современного искушенного зрителя.

Комсомольская пл., д. 5

Памятник «Москва-Петушки»

Сквер на площади Борьбы украшают две фигуры - Венички Ерофеева и его подруги «с косой до попы». Скульпторы С. Манцерев и В. Кузнецов, трудились над образами писателя и его подруги свыше двух лет. Открытие монументов приурочили к 10-летию со дня смерти литератора-постмодерниста.

площадь Борьбы

Аллея Алисы Селезневой

Металлическая табличка с портретом героини «Тайны Третьей планеты» закреплена на неотесанной глыбе гранита у Речного вокзала. В начале 2000-х энтузиасты заложили на территории парка рябиновую аллею и установили памятный знак. У девочки из фантастического будущего на плече сидит птица-говорун - многие хотели бы иметь такого волшебного друга.

ул. Фестивальная, д. 2

Памятник Лужкову-дворнику

Бывший мэр столицы в роли дворника - таким увидел Юрия Лужкова Зураб Церетели. Выполненный в нулевые годы, монумент находится в галерее искусств знаменитого скульптора. Для справки - это второй памятник Лужкову – на первом герой был изображен в образе спортсмена.

ул. Пречистенка, д. 19

Сезонник или Памятник гастарбайтеру

В тени деревьев Лермонтовского сквера в 1929 году установлен памятник И. Шадра - скульптора, который создал композицию «Булыжник - оружие пролетариата». На большом камне присел мужчина, похожий на греческого философа - интеллигентное лицо, сосредоточенный вид – таким увидел сезонного рабочего в 20-х годах прошлого века мастер соцреализма.

площадь Лермонтова

Рабочий-изобретатель или Памятник человеку с мобильником

Скульптура трудовому человеку эпохи раннего социализма мало отличается от подобного рода монументов, установленных в парках и скверах советских городов. Вот уже 90 лет парень рассматривает деталь, зажатую в руке. Современники считают, что его поза характерна для человека, который держит мобильный телефон.

площадь Крестьянской Заставы

Памятник слесарю-водопроводчику

Необычное композиционное решение и оригинальная тематика выделяют сооружение из общей массы монументов. Рабочего застали в процессе труда - он с трудом протискивается сквозь канализационный люк. Реалистичность и узнаваемость фигуры, которая наполовину высунулась из земли, поражает окружающих. Автор необычной композиции - московский архитектор Алексей Росляков.

ул. Анохина

Памятник бескудниковской железнодорожной ветке

На месте, где еще в 80-х были проложены рельсы и ездили поезда, теперь стоят современные многоэтажки, а во дворах бегает детвора. Напоминание о индустрии железнодорожных перевозок - контактная опора с фонарем, детский паровозик и колесная пара на рельсах. На вид - обычная детская площадка, по факту – памятник транспортной инфрастуктуре.

ул. Декабристов, д.20, корп.3