Что такое рельеф в искусстве. Значение слова рельеф в архитектурном словаре

Применяются они тогда, когда в скульптурной композиции так много действующих лиц, что она была бы слишком велика, если бы ее сделали трехмерной. Чаще всего они представляют собой часть архитектурного сооружения. Рельефы встречаются на стенах дворцов и храмов - как древнегреческих и других древних народов, так и христианских.

Формы рельефа

Основные формы рельефа - барельеф и горельеф. Помимо них, выделяют еще два вида рельефов: контррельеф и койланаглиф. Эти термины менее известны, так как произведения искусства, которые они описывают, в нынешние годы редки и чаще идут от древних цивилизаций либо носят прикладной характер. Как правило, людей, которые сталкиваются с этими терминами, волнует один вопрос: отличия барельефа и горельефа. Это немудрено - они достаточно похожи по своему строению и по самой идее выпуклого изображения на поверхности. Что ж, тогда стоит раскрыть этот секрет.

Барельеф

Итак, в чем состоит отличие барельефа и горельефа? Ответить можно кратко: в глубине. Барельеф - это неглубокий рельеф. Термин происходит от французского bas-relief, что предположительно является калькой с итальянского bassorilievo - низкий рельеф. Фигуры как бы вдавлены в поверхность и выступают из нее лишь наполовину или еще меньше. Барельефы пользуются наибольшей популярностью. Они появились еще в каменном веке и встречаются в архитектуре всех древних культур. В Древней Греции и Риме они часто присутствовали на фронтонах храмов. Барельефы используются и сейчас. Причем они украшают не только архитектурные сооружения, но и поверхность монет, медалей, памятников.

Горельеф

Горельеф - это высокий рельеф. Термин происходит от французского hautrelief, что и означает дословно «высокий рельеф». На нем фигуры могут возвышаться как на 1/2 глубины, так и целиком выступать и быть объемными. Встречаются в античном искусстве, на триумфальных арках. В эпоху Возрождения начали использоваться как средство передачи перспективы.

Позже, после перехода к маньеризму, а затем барокко, они приобретали смелые и причудливые очертания, которые диктовало ничем не ограниченное воображение скульпторов. В произведениях Бернини, например, можно видеть переходную форму между полностью вышедшим из поверхности горельефом и скульптурной группой. Примером может послужить «Экстаз святой Терезы», композиция которого передает возбужденное, восторженное настроение.

Как отличить

Отличия горельефа и барельефа, как уже понятно из их описания, видны на поверхности. И все-таки, легко ли различить их человеку, который не занимается искусством профессионально? Есть еще один критерий, который можно увидеть и ощутить. Это единство с поверхностью. Барельеф часто отличается несколько измененными пропорциями - его изображение часто уплощено, что можно видеть как на фасадах зданий, так и на монетах или посуде. Он составляет полное единство с поверхностью, на которой изображен. Даже самое яркое воображение с трудом отделит фигуры, влитые в фон. Горельеф часто имеет тенденцию к отделению. Изображение более объемное и его пропорции сохранены. Оно тяготеет к скульптурной композиции. Если пофантазировать, можно представить его отдельно от фона. Это одно из самых характерных отличий барельефа и горельефа. Если некоторые детали выступают и не прикреплены к фону - голова героя, копыто коня, барельефом это быть никак не может. Так что теперь вы с уверенностью разглядите отличия горельефа и барельефа!

Контррельеф и койланаглиф

Контррельеф, как видно из названия, это что-то противоположное рельефу, а именно - вдавленный рельеф, где углубления соответствовали бы выступам. Чаще всего он используется в матрицах и печатях. Оттиск же, как, например, изображение на монетах, оказывается барельефом. В авангардном искусстве XX века понятие контррельефа было переосмыслено и наделено новым значением. Художник и дизайнер Татлин называл контррельефами объемные композиции из предметов, прикрепленных к стене или двум стенам. Эти произведения искусства уже не имели поверхности, а предметы не имели ничего общего со стеной и представляли собой куски дерева, бумаги, металла или натянутые струны, соединенные в причудливую композицию. Некоторые исследователи предполагают, что эта тенденция идет от Пабло Пикассо.

Койланаглиф трудно вообще отнести к рельефам. Он представляет собой изображение с помощью углубленных контуров, выцарапанных в камне линий. Встретить койланаглифы можно в искусстве Древнего Египта.

Теперь вы точно знаете, в чем отличие барельефа и горельефа, а также что такое контррельеф и койланаглиф. Человеку, обладающему этими знаниями, рассматривать архитектурные и скульптурные сооружения гораздо интереснее!

Рельеф (скульптура)

Релье́ф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры , в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе , обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины , металла, дерева с помощью лепки , резьбы и чеканки .

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах , фризах , плитах).

Виды рельефа:

См. также

  • Маскарон - декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.

Примечания

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 327. - 416 с. - 500 000 экз.
  • "Архитектурный словарь"

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рельеф (скульптура)" в других словарях:

    Рельеф (скульптура) - РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. …

    Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия

    - (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия

    Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия

    - (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

    - (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь

    Скульптура античная - скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия

    - (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии

    - (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Дети страны советов , . Издание знакомит с произведениями советских живописцев, графиков, скульпторов, художников прикладного искусства, посвященными теме детства. Альбом иллюстраций, состоящий из тематических…

Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.

По форме скульптура может быть круглой и рельефом.

Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.

Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)

Рельеф

В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)

Барельеф

Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.

Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск

Горельеф

Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Контррельеф

Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.

Древнеегипетский контррельеф

Разновидности скульптуры по предназначению

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.

Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.

Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.

Монументально-декоративная скульптура

Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).

Атланты

Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.

Атланты (Эрмитаж)

Кариатиды

Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.

Кариатиды. Афины (Греция)

Кариатиды в качестве пилястры

Фриз

Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.

Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир

Фронтон

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах

Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.

Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.

Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.

«Писающий мальчик» в форме американских ВВС

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.

Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)

Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

В изобразительном искусстве скульптура является одним из видов искусства, произведения которого имеют объем и трехмерную форму, которую можно разместить в реальном пространстве интерьера и экстерьера. "Искусством отсекать лишнее" назвал Микеланджело скульптуру в камне и мраморе. Скульптор, выполняя лепку произведения в мягком материале, создает объемную скульптурную пластическую форму, а затем переводит ее в камень путем отсекания лишнего, создавая из бесформенного блока прочнейшего материала, произведение скульптурного искусства.

Имеются две разновидности скульптуры: круглая скульптура, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Та и другая разновидности скульптуры разделяются по своему назначению на станковую, монументальную и монументально-декоративную.

В учебном процессе студентов специальности «Преподавание изобразительного искусства» скульптура занимают одно из значимых мест. Данная дисциплина носит практический характер, и специфика её - это сочетание эстетической и производственной деятельности студентов.

Занимаясь скульптурой, студенты значительно повышают свой художественный уровень, овладевают навыками работы с различными материалами и инструментами, развивает чувство материала и пластической формы, совершенствует глазомер, способность к тонкой ручной работе.

Изучая скульптуру, студенты познают образный язык, который выражается в динамике и пластике, развивают чувство композиции, осваивают технические возможности перевода произведений в материал. Они получают прочные теоретические знания, практические профессиональные умения и навыки в овладении высоким скульптурным мастерством, а так же познать основные лепные и скульптурные процессы: выполнение моделей из пластичных материалов (пластилин, глина). Они учатся изготовлять каркас и лепить объемную скульптуру малых форм.

Весь учебный процесс по скульптуре ориентируется на государственный образовательный стандарт, по которому студенты должны изучить основные законы построения формы с учетом тектоники. Познать особенности работы с материалами разной природы, познакомиться с основными средствами выразительности в скульптуре (соотношение объемов, тяжесть, пластичность масс, соразмерность и пропорциональность частей к целому), влиянием света на восприятие зрителем объема поверхностей.

Большое внимание в обучении скульптуре отводится выполнению ряда заданий раздела «Рельеф».

Рельеф - один из видов скульптуры, передающий двухмерное пространство, располагающееся на плоскости. Все пространственные отношения пластичных рельефных форм могут передаваться условно, как бы постепенно сокращаясь и уплощаясь. Студенты, выполняя лепку рельефа, накладывают на фон слабо выступающие изображения в зависимости от темы: натюрморт из предметов быта, пейзаж с архитектурой, или же элементы розеток.

Студенты должны понять, что основными выразительными средствами рельефа является развертывание композиции на плоскости фона, с возможностью построения пространственных планов изображения с передачей пространственных отношений глубины пространства, и создания разнообразных пространственных иллюзий.

Необходимо хорошо изучить и познать назначение и возможности применения видов рельефов: низкий рельеф - барельеф и высокий рельеф - горельеф. Применение барельефа: медальерное и прикладное искусство, в архитектуре. Изображение поверхности барельефа рассматривается с близкого расстояния, оно сильно уплощено, выступая меньше своего объема на половину. Горельеф же воспринимается с больших от зрителя расстояний, он мало уплощен и поэтому в основном применяется в архитектуре.

Студентам необходимо изучить аналоги зрительного ряда рельефного искусства, созданных скульпторами - классиками, что бы познать техники рельефной пластики и научиться их применять при выполнении своих рельефов учебных заданий и творческих рельефных работ.

В процессе изучения аналогов, студенты увидят, что по художественно-изобразительным признакам все виды рельефа могут быть выполнены в различных манерах и технических приемах. В основном скульптора выполняют рельефы в реалистическом решении, или с применением метода стилизации, передавая различные сюжеты - тематические композиции, а так же композиции из природных форм, композиции в орнаменте с применением геометрических фигур.

При лепке рельефа, студенты должны применять те, или иные приемы, которые необходимы им для передачи композиционной идеи, передавая наибольшую ассоциацию, эмоциональную выразительность, образность и фактуру.

Чтобы приобрести теоретические знания о рельефе, практические умения, навыки и приемы по решению своих композиционных идей, студентам необходимо выполнить ряд учебных заданий: рельеф - копию классической розетки, разработать свою творческую розетку, применяя полученные навыки при копировании с изучением техники выполнения рельефной пластики, рельеф натюрморта из нескольких предметов различной формы.

Для закрепления полученных теоретических знаний по видам рельефа, студенты выполняют практическую работу в пластилине по копированию рельефа классической розетки несложной стилизованной формы.

Перед началом работы преподавателю необходимо провести вступительную беседу, в которой он объясняет студентам суть выполнения данного задания, рассказывает о целях и задачах по ведению работы, методах и этапах процесса лепки, как пользоваться скульптурными и мерительными инструментами.

Доводит до студентов содержание работы:

1) подготовка основы из материала ДВП или ДСП в размер гипсового орнамента, который студент выбирает для копирования;

2) на поверхность основы необходимо нанести пластилин толщиной 3-5 мм, и выполнить поверхность для розетки - плинт. Поверхность плинта идеально отгладить широким стеком, или шпателем.

3) Выполнение графического шаблона копируемой розетки, который переводится на подготовленный плинт с помощью острого конца иголки;

4) плинт с нанесенным рисунком устанавливается в наклонном положении на скульптурный станок и начинается лепка в пластилине копии с гипсового образца;

5) перед началом работы необходимо внимательно изучить всю поверхность рельефа копируемого образца, определить уровни плановости элементов рельефной формы;

6) затем небольшими кусками пластилина прокладывается весь рельеф.

Преподаватель должен руководить процессом работы студентов, давать практические советы, отвечать на возникающие вопросы, оказывать практическую помощь.

Иногда несколько студентов копируют одну и ту же классическую розетку. Приходиться периодически ее двигать от одного студента к другому, что бы сделать замеры высот элементов розетки, а это вызывает большие неудобства. Поэтому преподаватель может предложить студентам метод лепки высоты уровней элементов розетки, с использованием столбиков - ориентиров высот, устанавливая их в основных точках выполняемого рельефа.

Для ведения процесса лепки необходимо работать с использованием измерительных инструментов (линеек, циркулей и т.д.), уточняется высота всех поверхностей рельефа, ширина всех элементов, после чего следует приступить к доводке поверхностей до характерной формы.

Студенты в процессе выполнения задания по копированию классической розетки, практически изучают технику выполнения лепки, приобретая умения и навыки по ведению всех этапов работы. Полученный практический опыт, они могут применить при создании последующих учебных и творческих скульптурных работ.

Выполнив лепку - копию классической розетки, студенты получили не только теоретические знания о виде скульптуры - рельеф, но и что очень важно, приобрели умения, навыки по лепке рельефа, изучили и познали технику рельефной пластики.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, студентам необходимо разработать и выполнить каждому свою творческую композицию рельефа в пластилине. Замыслом скульптурного рельефного решения педагог может предложить растительные формы: листья, цветы, плоды, используя метод стилизации, компонуя выбранную форму в квадрат, прямоугольник, многоугольник, овал, круг.

Перед началом работы педагог должен рассказать об этапах работы над рельефом, представить зрительный ряд аналогов уже существующих розеток. Самым важным и ответственным этапом должен являться этап создания графического эскиза розетки, который создается в результате графической поисковой работы и отбора наиболее удачного решения. Педагог оказывает студентам помощь в отборе, дает необходимые советы и пожелания, нацеливает их на выполнение фор - эскиза в пластилине.

Важность и необходимость выполнения фор - эскиза заключается в быстром и правильном нахождении всех планов и уровней будущей творческой розетки. Данная работа должна проводиться под руководством педагога, который помогает студента принять верное решение. Одобренный педагогом фор - эскиз, дает возможность студенту применить его для выполнения творческого рельефа.

Студенты должны в процессе работы над рельефом применить полученные ими знания, практические умения и навыки, которые они приобрели при копировании классической розетки. Поэтому они, выполняя лепку своего творческого рельефа, применяют все изученные этапы ведения работы.

Процесс выполнения студентами лепки творческой розетки должен проходить под руководством педагога. Он дает им необходимые советы, отвечает на возникающие вопросы, а так же показывает практически как лепить те, или иные элементы розетки.

После окончания работы над розеткой, необходимо педагогу сделать просмотр и выделить лучшие работы. Данное задание желательно перевезти в промежуточный скульптурный материал - гипс. Выполнение формовки и отливки из гипса позволит студентам освоить эту технику, и в дальнейшем применять ее в своем профессиональном и творческом труде.

Большое значение для дальнейшего изучения вида скульптуры - рельеф, имеет выполнение задания по лепке рельефа натюрморта. Поэтому преподавателю необходимо установить натюрморт из предметов быта различной формы с несложными складками, продумать цели и задачи процесса работы, этапы ведения и методы выполнения с передачей характерных объемов, используя изученную рельефную пластику при лепке - копии розетки.

Все эти требования педагог доводит до студентов во время вступительной беседы, дает ответы на возникшие вопросы. На доске мелом выполняет конструктивное построение всех элементов натюрморта, показывает примеры композиционного решения постановки в формате плинта.

Затем студенты приступают к работе, выбирают места и выполняют эскиз натюрморта карандашом на листе бумаги. Педагог проверяет правильность компановки и утверждает эскиз в работу. Ему необходимо убедиться, что студенты в эскизе изобразили правильное нахождение стола с учетом перспективы, нахождение предметов на столе с правильной передачей формы, пропорций, уровней стояния относительно друг друга, взяли интересное решение складок тканей, определили и правильно выбрали формат.

Педагог предлагает студентам выполнить небольшой фор - эскиз в пластилине и объясняет о цели и задачах его в работе над натюрмортом.

Студенты выполняют фор - эскиз, где выбирают вид рельефа (барельеф, горельеф), находят планы всех элементов натюрморта в рельефе, решают рельефную форму предметов, складок, применяя законы перспективы. Педагог утверждает фор - эскиз и студенты приступают к лепке рельефа натюрморта.

Студентам необходимо выполнить лепку плинта - основы рельефа; плинт набирается 5-8 мм толщиной, что дает возможность выполнить рельеф складок, углубляясь в плинт;

Затем стеком наносится рисунок натюрморта на плинт и начинается лепка рельефа предметного стола с учетом перспективы, на котором будут располагаться предметы натюрморта.

Лепка рельефа начинается небольшими кусочками пластилина, которыми набирается объем всех элементов натюрморта с учетом выбранных планов рельефа, от нижнего плана до верхних поверхностей. Педагогу необходимо помогать студентам, правильно задавать высоту объема предметов и складок соизмеримо друг с другом, чтобы планы рельефа решились правильно.

Лучше начать решать рельеф складок, чтобы правильно задать фон, на котором располагаются предметы натюрморта. В период работы над рельефом предметов, преподавателю нужно напомнить студентам, как выполнять высоту рельефности предметов в зависимости от их плановости.

Предметы прямоугольной формы набирают с учетом перспективы схождения сторон во фронтальной или угловой перспективе, правильно передавая раскрываемость всех сторон.

Педагог на доске мелом показывает, как нужно выполнить рельеф округлых предметов (кувшин, горшок и т.д.), что бы за их боковой поверхностью появилось пространство.

Обычно студенты набирают рельефный объем округлых предметов не правильно. В горельефе по намеченному рисунку округлого предмета на плинте, они начинают выполнять сразу округлую поверхность предмета, которая является передней, то есть передают только половину предмета. Вторая же половина, которая задняя, располагающаяся к плинту не ощущается, ее как бы нет - она находится в плинте. Создается впечатление, что в рельефе натюрморта мы видим только половину округлого предмета быта, а другой вообще нет.

Поэтому педагогу необходимо доходчиво объяснить, а может быть даже и показать, как нужно лепить объемную форму в рельефе округлого предмета быта. Очень подробно и доступно по этапам он объясняет этот процесс лепки.

Сначала набирается в объеме нижняя, то есть задняя от первого плана объемная половина предмета под прямым углом к плинту. Затем округло передается передняя половина на необходимую высоту рельефа. После того, как появится рельефная верхняя поверхность предмета, начинают прорезать стеками округло перпендикулярно вылепленную боковую поверхность задней части объема предмета, т.е. выполняя задний полуовал формы предмета.

Таким образом, передний и задний полуовалы создадут рельеф всего округлого предмета. Если мы сделаем его горизонтальное сечение, то это сечение должно быть по форме правильного овала.

Педагог должен объяснить как нужно лепить присутствующие в натюрморте овощи или фрукты. Лучше это показать практически. Студентам сразу все будет понятно.

Особое внимание нужно уделить этапу последнему, то есть завершению лепки рельефа. Здесь студенты должны заняться уточнением рельефной формы всех элементов натюрморта, передачи характера формы, глубины пространства в рельефе, цельности всей рельефной скульптурной пластики.

ПО окончанию процесса работы над рельефом натюрморта, педагогу нужно сделать просмотр выполненных рельефов натюрморта, провести обсуждение, выделить лучшие работы студентов.

Студенты в процессе выполнения данных трех заданий изучили на практике методы ведения лепки рельефа, познали технические приемы решения поверхности выполняемого им рельефа, используя изученные навыки рельефной пластики, научились работать начальным скульптурным материалом - пластилин, применяя грамотно и профессионально рабочие и мерительные инструменты.

Самым сложным в процессе ведения лепки рельефа является умение передавать объем элементов рельефа в зависимости от глубины пространства, перспективу и плановость передаваемой композиции. Студенты должны понять и научиться уплощать объемные формы в рельефе, располагая их по планам расположения на предметной плоскости. Поэтому лепка рельефа натюрморта из предметов быта дает студентам возможность этому научиться и выполнять грамотно.

Педагог должен проделать большую методическую работу в усвоении студентами теоретических знаний, умений и навыков по правильному ведению практической работы над рельефом, давать в полном объеме всю информацию о методах и техниках ведения лепки рельефной поверхности, отвечая на возникающие у студентов вопросы. В случае необходимости самому показывать практически, как необходимо лепить в рельефе ту, или иную объемную форму.

Огромное значение в объяснении методов ведения процессов работы над заданиями по выполнению рельефа имеет умение педагога вести объяснение на школьной доске мелом. Педагог должен очень хорошо владеть педагогической графикой. Выполненные педагогом на доске рисунки и схемы по грамотному ведению работы над рельефом, позволяют студентам освоить и понять как нужно правильно компановать рельеф и лепить ту, или иную объемную рельефную форму.

Перед началом работы над лепкой рельефа, педагог должен обязательно провести вступительную беседу с показом лучших рельефных работ, хранившихся в методическом фонде, а так же иллюстраций рельефов с произведений скульпторов - классиков.

Значимость данной работы очень велика для освоения последующих заданий, таких как медальерное искусство, где познаются законы построения рельефа медали, лепки рельефа пейзажа с архитектурными формами и других. У студентов повысился их профессиональный эстетический уровень в познании окружающей их реальной действительности, появились теоретические знания, практические умения и навыки работы со скульптурными материалами и инструментами, любовь к тонкой ручной работе, зародилась творческая личность художника - творца.

РЕЛЬЕФ

- (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу - развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. По отношению изображения к плоскости фона различают углубленный и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или рельеф "en creux") получил широкое распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углубленного рельефа является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени.

(Илл. Охота на льва. Ашшурбанипал II. Ассирия. IX век до н. э., камень.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЛЬЕФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕЛЬЕФ в Архитектурном словаре:
    скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре строительных терминов:
    1. Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Рельеф - конфигурация …
  • РЕЛЬЕФ в Толковом строительно-архитектуром словаре:
    1) скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2) конфигурация поверхности земельного участка (рельеф …
  • РЕЛЬЕФ в Большом энциклопедическом словаре:
    платеж вассала сеньору при получении …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РЕЛЬЕФ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское relief, от латинского relevo - поднимаю), совокупность форм земной поверхности, различающихся по очертаниям, размерам, происхождению, истории развития. Рельеф образуется …
  • РЕЛЬЕФ
    [французское relief, от итальянского rilievo] 1) выпуклость; 2) выпуклое скульптурное изображение на плоскости; 3) совокупность различных неровностей на земной …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Выпуклое (обычно скульптурное) изображение на плоскости.||Ср. БАРЕЛЬЕФ, ГОРЕЛЬЕФ. 2. Строение земной поверхности. Р. местности. Горный …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, …
  • РЕЛЬЕФ
    РЕЛЬ́ЕФ, платёж вассала сеньору при получении …
  • РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕЛЬ́ЕФ (в иск-ве), вид скульптуры, в к-ром изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Осн. виды - …
  • РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕЛЬ́ЕФ (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, …
  • РЕЛЬЕФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • РЕЛЬЕФ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    релье"ф, релье"фы, релье"фа, релье"фов, релье"фу, релье"фам, релье"ф, релье"фы, релье"фом, релье"фами, релье"фе, …
  • РЕЛЬЕФ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. relief ит. rilievo) 1) выпуклое изображение на плоскости; 2) совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. relief 1. выпуклое изображение на плоскости; 2. совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов; …
  • РЕЛЬЕФ в словаре Синонимов русского языка:
    барельеф, бедленд, горельеф, ландшафт, макрорельеф, маскарон, мегарельеф, мезорельеф, мелкосопочник, микрорельеф, нанорельеф, панно, тондо, топография, …
  • РЕЛЬЕФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Строение земной поверхности. 2) Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 3) перен. То, что заметно выделяется среди чего-л. …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Лопатина:
    рель`еф, …
  • РЕЛЬЕФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рельеф, …
  • РЕЛЬЕФ в Орфографическом словаре:
    рель`еф, …
  • РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Ожегова:
    выпуклость, выпуклое изображение на плоскости Глобус с рельефами. рельеф строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна Горный …