Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище. Тайна могилы Гоголя

Долина Царей, Египет. Тадж-Махал, Агра. Индия. Гробница царя Пакаля, Паленке, Мексика. Эти названия известны всем. Но менее «популярные» грандиозные погребальные комплексы тысячи лет встречаются по всему миру. Согласно мнению ученых традиционного толка – эти комплексы являются местом упокоения древних правителей. Но могло ли у них быть более серьезное, возможно, внеземное предназначение?

Так почему в древности было построено такое множество великолепных гробниц?

Север Перу. 1987 год. Археолог Вальтер Альва обнаружил так называемую гробницу «Правителя Сипана». Эта гробница (нетронутая и без признаков разграбления), считается одной из самых богатых гробниц в мире. «Правитель Сипана» был одним из царей культуры моче, властвовавший в Ломбайеке, прибрежном регионе Перу. В гробнице нашли золото, серебро, ткани, украшения и прочие предметы. Перуанские археологи иногда называют ее «Южноамериканской гробницей Тутанхамона». Объекты, найденные в этой гробнице, были очень необычными. В погребальной камере было множество предметов: керамическая посуда, утварь из золота, серебра и меди, а также украшения из перьев. Некоторые исследователи считают, что они должны были сопровождать и охранять «Правителя Сипана» в ином мире. Некоторые археологи предполагают, что часть его слуг, жен и приближенных лиц были намеренно умерщвлены, а их тела помещены в гробницу для его сопровождения в иной мир, что весьма напоминает древнеегипетские ритуалы.


Как мы видим, «Правитель Сипана» был похоронен не один, а вместе с другими людьми. Делая логическое умозаключение и учитывая тот факт, что и в других культурах делали нечто подобное, мы понимаем, что эти люди верили, что загробный мир является вполне физическим местом. Они считали, что там ему понадобятся эти помощники. Они верили, что он, возможно, захочет там вновь увидеться со своими родственниками и наиболее приближенными советниками. Среди удивительных богатств, лежавших рядом с «Правителем Сипана» были необычные статуэтки, которые некоторые исследователи считают доказательством существования инопланетян: помимо слуг и различных предметов, там были найдены необычные антропоморфные статуэтки, похожие, по мнению некоторых, на внеземные существа. Это существа с крупными выпуклыми глазами, непохожие на обычных людей…

Итак, в Сипане существует гробница, в которой, получается, представлены инопланетяне, антропоморфные существа, наполовину животные, наполовину люди. Эти существа выглядят не как обычные люди, а как «классические» инопланетяне. В гробнице «Правителя Сипана» есть несколько интереснейших предметов, которые никак невозможно соотнести с вещами, бытовавшими в те времена в «земном» обиходе. Возможно, эти существа вместе со своими артефактами помогали человеку на пути в иной мир, например, обратно в космос или на небеса. Последователи теории «Правителя Сипана» считают, что он был не простым смертным, а получеловеком – полубогом.

Интереснее всего то, что у него на лице золотая маска, а тело по большей части защищено медными доспехами. Таким образом, мы видим человека, чье мертвое тело должно напоминать нечто иное - сияющее существо, божественное существо, каким он был когда-то и будет после смерти, как считается, вновь ставшее таким существом. Возможно ли, что найденные в гробнице статуэтки действительно представляют инопланетное происхождение этого древнего правителя? И если это так, возможно ли, что это гробница, как и гробница в Египте, действительно является звездным порталом? Адепты подобной теории на этот вопрос, отвечают, разумеется, утвердительно. Они уверены, что доказательство этому можно найти, изучая выполненные в виде лодок гробы и необычные погребальные ритуалы древних представителей племени Тораджей.

Юг острова Сулавеси. Индонезия. Здесь находятся могильные пещеры Тана Тораджа, место, где проводятся сложные погребальные ритуалы, берущие начало около 3000 года до н.э. Тораджи верят, что смерть- это постепенное продвижение к иному миру. Многие культуры верят в загробную жизнь, в то, что после смерти тела что-то продолжает существовать. Тораджи, жители Индонезии, в этом плане очень интересны и необычны, поскольку большинство проводимых ими ритуалов посвящены не жизни, а смерти. У них удивительные ритуалы: когда кто-нибудь умирает, они устраивают пышную трапезу и роскошное торжество в честь покойного. Люди племени тораджа кладут своих мертвых в гробы необычной формы, напоминающие модель космического корабля. Потом они заносят их в пещеры. Они верят, что, в конце концов, мертвые возвращаются к звездам, и что они, ныне живущие, тоже вернутся к звездам.


Слово «тораджа» в переводе означает «верхние люди». Тораджа верят, что их предки прибыли со звезд на «небесных кораблях». Их украшенные гробы выполнены в форме лодки, напоминающей, как считается, «небесные корабли», на которых их предки прибыли на Землю. Деревянная кукла, называемая тау-тау, вырезается в форме мертвого человека, выставляется у входа, чтобы представлять усопшего и охранять его останки. Эти куклы - красивая иллюстрация, с помощью которой они хотят показать, что когда человек умирает, он по-прежнему может смотреть на людей сверху, ведь сам факт смерти еще не означает, что все кончено. Смерть человека означает, что он переходит на следующий этап существования и эта идея присутствует не только в этой культуре, но и во всех древних цивилизациях и даже в современном обществе. Люди племени Тораджа верят в богов, которые сошли с неба, оставили после себя определенные знания, а после этого исчезли. Они искренне верят, что делая то, что делали их предки, когда эти существа были здесь, они тоже смогут присоединиться к этим божественным существам, когда-то прибывшим сюда, и, следовательно, после смерти смогут воссоединиться с ними, уже в месте пребывания этих богов.

Эти верования не отличаются от тех, которые существуют и в других местах. Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что древние пришельцы, посетившие Землю несколько тысяч лет назад, вдохновили наших предков на создание гробов в виде лодок, напоминающих их космические корабли? И если это так, может ли наличие этих гробов в виде лодки доказать, что наши предки готовились к путешествию к звездам? Кое-кто верит, что бесспорное доказательство находится в месте таинственных захоронений в Ирландии, где Звездные карты указывают не только на то место, откуда прибыли древние пришельцы, но и на те места, куда мертвые должны хотеть вернуться.

Олдкасл. Ирландия. Среди развалин кладбища времен каменного века находится 5000-летняя гробница, чей диаметр - около 35 метров. Она названа по имени легендарного короля - поэта Оллама Фодла. В гробнице Оллама Фодла видна связь между Землей и Небесами. Некоторые считают, что это обсерватория. Но логично предположить, что это был храм, место поклонения, связывавшее Землю с Небесами. Некоторые ученые говорят, что астрономические символы, вырезанные на каменных стенах, возможно, сделаны внеземными существами.


В Оллам Фодла находится необычайно точная астрономическая карта. Остается лишь удивляться, как древние люди создали ее, не обладая никакими познаниями в астрономии. Однако, согласно местным легендам, они получили определенную помощь: знаниями по этой теме их снабдили не кто иные, как сияющие существа, сошедшие с небес.

В гробнице Оллам Фодла находятся уникальные и странные звездные карты. Следует задаться вопросом, не карты ли это, указывающие инопланетным гостям обратную дорогу домой, к звездам. Могли ли инопланетяне, как утверждают некоторые ученые, обучить наших предков искусству строительства того, что называется «небесной обсерваторией»? И если это так, могло ли это кладбище служить своего рода «зоной ожидания», местом, где инопланетяне наблюдали, предсказывали движение небесных тел, подготавливая свое возвращение к звездам? Возможно, ответ на эти вопросы можно найти, изучая древние погребальные сооружения в Японии.

Сакаи. Япония. Здесь, в городе, расположенном в 400 км к юго-западу от Токио, находится «Дайсен-кофун», один из сорока древних могильных комплексов, лежащих в радиусе 10 км. Это сооружение, длина которого вдвое превышает длину пирамиды Хеопса, является одной из крупнейших гробниц в мире. Она создана в пятом веке нашей эры и считается местом упокоения Нинтоку, 16-го императора Японии. Среди всех сооружений, составляющих гробницу, или кофун, самыми загадочными являются та, чья форма напоминает замочную скважину. Однако определить эту форму можно лишь смотря сверху. Тот факт, что они выполнены в форме замочной скважины, и то, что это можно увидать лишь глядя сверху, является ясным указанием Богов, говорящих: «Смотрите сюда». Это было своего рода обращение к звездам со стороны тех, кто находится в гробнице. Может быть, эти гробницы предназначены для инопланетных богов, чтобы те могли найти обратную дорогу к звездам, с которых они прибыли?

Провинция Шэньси. Китай. В 1974 году крестьяне, рывшие колодец у города Сиань, нашли нечто удивительное - тщательно изваянную глиняную статую солдата в натуральную величину и в боевом облачении. В ходе начавшихся раскопок были обнаружены тысячи подобных статуй, получивших название Терракотовой армии. У каждого из солдат было удивительно реалистическое выражение лица. Простоявшие в земле более двух тысяч лет, эти статуи были частью гигантского мавзолея, построенного для первого китайского императора династии Цинь Шихуанди. Гробница Цинь Шихуанди - экстраординарное сооружение. Там было обнаружено более 8000 терракотовых солдат, 520 коней и 130 боевых колесниц. Большинство из них по-прежнему находится в земле.


Цинь Шихуанди был первым императором Китая: он создал династию Цинь в 221 году до нашей эры. Многие основанные им социальные институты продолжали действовать в течение всей эпохи власти императоров в Китае. Цинь Шихуанди завоевал и объединил Китай, построил Великую Китайскую стену и создал единый монетный стандарт и правовую систему Китая. Кроме того, он был одержим идеей найти секрет вечной жизни. Этот император искал острова, на которых есть бессмертие. А еще он с одержимостью искал утраченные знания. Он стремился уже при жизни стать равным богам…

По приказу Цинь Шихуанди более 700 тысяч рабочих в течение 30 лет строили состоящий из четырех уровней подземный город, который стал бы для него местом упокоения. В центре этого древнего комплекса находится величайшая загадка Китая. Сама гробница занимает очень большую площадь, а раскопаны были лишь немногие прилегающие к ней участки. Археологи считают, что под этим центральным курганом расположена камера, в которой находятся останки императора. Весь комплекс и по сей день еще не раскопан из-за высокого содержания в нем ртути, опасной для жизни. Считают, что внутри находится точная модель Вселенной в миниатюре. Потолок выполняет роль неба, а жемчужины изображают звезды. На полу камеры расположены реки Китая, а вместо воды в этих реках течет ртуть, используемая в измерительных приборах, электронике и автомобилях (ртуть - это жидкий металл). Археологи обнаружили ртуть в Египте в гробнице 1500 года до н.э.!

Некоторые исследователи считают, что наличие там ртути указывает на существование в античном мире технологии, подобной современной. Наличие ртути в этих гробницах явление необычное. Ртуть сама по себе - не самое полезное для человека вещество, применяемое разве что в высокотехнологичных приборах. Возможно, она присутствовала в технике, используемой инопланетянами на этой планете. Действовал ли первый император Китая под влиянием внеземных гостей, строя этот монумент? Может ли ртуть, обнаруженная в гробнице, быть свидетельством наличия в Китае инопланетной технологии несколько тысяч лет назад, предназначенной не только для того, чтобы с ее помощью хоронить мертвых, но и для того, чтобы отправлять инопланетян обратно в космос. Возможно, новые данные будут найдены в ходе внимательного изучения таинственных могильных курганов, разбросанных по всему миру.

Кенджу. Южная Корея. Здесь, недалеко от побережья Японского моря, лежат руины Чхонмачхона, гробницы «Небесного коня». Они были обнаружены в 1973 году и ученые полагают, что эта гробница в форме кургана была построена в 5-м веке для царя из династии Силла, правившей в Корее около тысячи лет. Главной достопримечательностью этой гробницы является так называемый «небесный конь» и поэтому ее часто называют гробницей «небесного коня». У этого коня восемь ног, охваченных пламенем. Ясно, что это не настоящий, встречающийся в природе конь. Он скорее кажется гибридом коня и дракона, летящим по воздуху. Возможно, он символизирует путешествие души, или же он несет душу в загробную жизнь. Большинство историков утверждает, что изображение этого коня указывает не только на важную роль коня в культуре Древней Кореи, но и на веру царя в мир духов. У адептов теории «древних пришельцев» есть другое более глубокое толкование. Они верят, что изображение крылатого коня показывает, как умерший вельможа переносится в другой далекий мир.


У жителей Тибета и у монголов тоже есть подобные легенды о крылатых конях и эти кони, очевидно, являются неким аналогом виман, описанных на санскрите, летающих машин, «Колесниц бога», о которых говорил Эрих фон Даникен. Их часто изображают в виде этого коня, привычного средства передвижения для людей той эпохи. Только эти кони могли летать: это были летающие аппараты. Присмотревшись к нему внимательно, мы увидим, что он похож на дракона, поскольку из его ног исходит огонь, а сами ноги не так уж и напоминают ноги. Они больше похожи на какой-то вид крыльев. Необходимо помнить, что древним людям не были известны космические корабли, и поэтому то, что они видели в небесах, лучше всего было описать как коня с восьмью ногами, сошедшего с небес. Возможно ли, что так называемый «Небесный конь» Чхонмачхона действительно символизирует металлический аппарат инопланетян, как считают приверженцы теории полеоконтакта? И если это так, доказывает ли это теория о том, что древние гробницы на самом деле являлись порталами в другие, инопланетные миры? Возможно, новые сведения можно найти, изучая таинственные рисунки в другом могильном кургане, находящимся в 8000 км оттуда.

Долина реки Бойн. Ирландия. Здесь, в 50 км к северу от Дублина, находится Ньюгрейндж, древний могильный курган, датируемый 3200-м годом до н.э., очень похожий на курган, обнаруженный в Южной Корее. Среди всех древних курганов, найденных в этом районе, он сохранился в наилучшем виде. Ньюгрейндж был одним из крупнейших созданных человеком сооружений на время его постройки. Ему 5000 лет, а может и больше и, таким образом, он старше пирамиды Хеопса. Это грандиозное сооружение, созданное крайне развитой культурой, раз они смогли его построить.


Внутренний коридор Ньюгрейнджа выстроен с удивительной точностью: его структура позволяет проводить точные вычисления солнечного года. Он сориентирован по дню Зимнего солнцестояния таким образом, что в день Зимнего солнцестояния, и только в этот день, солнечные лучи проходят напрямую через коридор к самой гробнице и освещают ее внутреннюю камеру. Внутренняя камера покрыта загадочными мегалитическими символами, смысл которых до сих пор не ясен. Они подтверждают удивительный уровень развития этой культуры. Мы не знаем, что именно этот курган означал для древних людей, но можем представить, как в день Зимнего солнцестояния здесь устраивали празднество, а жрецы и жрицы заходили во внутреннюю камеру гробницы, чтобы наблюдать это ежегодно повторяющееся чудо. Зимнее солнцестояние символизирует, главным образом, смерть солнца. В этот день солнце находится в самой низкой точке над горизонтом, а потом наступает новое рождение и новая жизнь. Что лучшее объясняет смысл гробницы и идею путешествовать в иной мир, чем смерть, последующее воскрешение и возобновление цикла?

Возможно ли, что ориентировка Ньюгрейнджа по небесным объектам была задумана, как символ путешествия к загробной жизни, как считают некоторые приверженцы теории инопланетного вмешательства? Мы постоянно используем термин «спиральная галактика». Возникает вопрос, не связаны ли некоторые из этих спиралей каким-то образом с межгалактическим путешествием. В соответствии с тем, что мы знаем о верованиях строителей Ньюгрейнджа и, главным образом, об их верованиях относительно путешествий мертвых, мы понимаем, что речь идет о космическом путешествии.

При рассмотрении знаменитых могильных курганов, разбросанных по всему миру, этих курганов круглой формы, сама их форма наводит на мысль о летающих тарелках или об НЛО, а строения в виде спирали нередко использовались, как символы путешествия во времени, а именно так инопланетяне, вероятно, и попадали на Землю. Могут ли сотни могильных курганов, существующих на Земле, сообщаться между собой посредством какой-либо внеземной связи? И если это так, возможно ли, что инопланетяне использовали эти курганы как порталы для межгалактических путешествий, как предполагают сторонники теории палеоконтакта? Возможно, эти нереальные (на первый взгляд) идеи не так сложно представить себе, как кажется, особенно, если учесть, что подобные явления происходят в наше время в юго-западном регионе Северной Америки.

Округ Сьерра. Штат Нью-Мексика. 2010 год. Три, два, один, пуск! Авиакомпания «Селестис Инкорпорейтед» осуществляет один из первых личных космических полетов, оказывая новые похоронные услуги уникального свойства. Эта компания отправляет в космос прах умерших. Среди них, создатель сериала «Звездный путь» Джин Родденберри, символ 60-х годов Тимоти Лири и даже астронавт Гордон Купер, участник программы НАСА «Меркурий». «Селестис» арендует камеры на конвенционных ракетах, выводящих на орбиту Земли спутники и другие объекты. Они берут семь граммов пепла и запускают их в космос в миниатюрных контейнерах. Это невероятное достижение, так как на данный момент у нас есть возможность отправить в космос прах умерших. Стоит задаться вопросом, не воссоздание ли это древней идеи использования лодок или каких-нибудь других символов, с помощью которых царей и фараонов готовили к возвращению на небеса.

Но почему люди хотят отправить своих усопших в космос? Является ли это воплощением неосознанного стремления человека вернуться к звездам после смерти? Можно ли связать это каким-то образом с существованием уже сотни лет верой людей в рай, в утопический мир, находящийся где-то далеко, за пределами нашего мира? Интересно, что это происходит именно с теми людьми, которые обладали каким-то предвидением, которые хотели повести человечество в космос, повести его на поиски открытий, чтобы попытаться узнать, нет ли там других живых созданий. Интересно, что в будущем нам предстоит встречаться с этим все чаще и чаще, и мы станем ближе к образу мыслей наших предков. Возможно, когда-нибудь людям удастся отправить в космос целое тело, с целью восстановления связи с нашими предками. Мы сделаны из звездного материала, а вся Вселенная состоит из звездной пыли. Поэтому вполне естественно, что некоторые люди хотят, чтобы их прах отправили обратно в космос. В античном мире люди считали себя бессмертными душами, на короткое время оказавшимися в человеческом теле. Возможно, эти реинкарнации происходят снова и снова. Считалось, что какая-то часть личности продолжает существовать вне физического мира и гробница, в определенном смысле, является бессмертным домом для этой части личности человека.

Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что люди уже давно пытаются связаться со своими внеземными источниками? И если это так, могли ли древние гробницы, существующие по всему миру, быть построены для того, чтобы легче было совершать путешествие в космос, даже после смерти? Сложно сказать, что думали наши предки, глядя в ночное небо: может быть, они чувствовали свою ничтожность рядом с его величием, может быть, задумывались о том, чем являются звезды на небе. Возможно, поэтому у них возникла мифология о богах, богинях и других существах, живущих в небесном мире над нами. Может быть, именно поэтому многие их древние храмы ориентированы по небесным телам.

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов.

Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа. Корреспонденты вместе с польскими историками решили проверить на прочность эту гипотезу.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия).

Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет.

Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.




В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

Раскопки на древнем кладбище «вампиров» в польском Гливице

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Схемы некоторых аномальных захоронений: из Злоты Пинчовской, Стары Замека, Цедыни и Радома

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах.

Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь.

Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого.

Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству.

В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы.

Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах.

Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Захоронение из Цедыни (реконструкция художника)

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат.

Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами.

Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.




Метки:


Никто из живущих на земле людей не знает, что нас ждет после смерти. В земной жизни человека точку ставит могила, однако, в некоторых случаях даже в ней усопший не может обрести покой. Далее вас ждут самые таинственные захоронения в мире, вокруг которых ходит немало мистических легенд.

Розалия Ломбардо (1918 - 1920, катакомбы капуцинов в Италии)

В возрасте 2-х лет эта девочка умерла от пневмонии. Безутешный отец не мог расстаться с телом дочери и обратился к Альфредо Салафия, чтобы тот забальзамировал тело ребенка. Салафия проделал колоссальную работу (высушил кожу смесью спирта и глицерина, заменил кровь на формальдегид и использовал салициловую кислоту для предотвращения распространения грибка по телу). В результате тело девочки, находящееся в герметичном гробу с азотом, выглядит так, как будто она уснула.

Клетки для мертвецов (Викторианская эпоха)

Во времена Викторианской эпохи над могилами сооружали металлические клетки. Их предназначение точно не известно. Одни полагают, что так могилы защищали от разорителей, другие думают, что это делалось для того, чтобы мертвецы не выходили из могил.

Таира но Масакадо (940, Япония)

Этот человек был самураем и в эпоху Хэйан он стал лидером одного из крупнейших восстаний против правления Киото. Восстание подавили и в 940-м году Масакадо обезглавили. Согласно историческим хроникам, голова самурая не гнила три месяца и все это время быстро вращала глазами. Потом голову захоронили, а позже на месте захоронения был построен город Токио. Могилу Таира берегут до сих пор, так как японцы верят в то, что если ее потревожить, то можно навлечь беду на Токио и на всю страну. Сейчас эта могила является старейшим в мире захоронением, которое поддерживают в идеальной чистоте.

Лилли Грэй (1881-1958, кладбище Солт Лэйк Сити, США)

Надпись на надгробие гласит «Жертва зверя 666». Муж Лилли Элмер Грей называл так правительство США, которое он и обвинял в смерти своей супруги.

Семейный склеп Чейзов (Барбадос)

Фамильный склеп этой четы - одно из самых загадочных мест на Карибских островов. В начале XIX века здесь несколько раз обнаруживали, что гробы перемещались после того, как их помещали в склеп, при этом было установлено, что в склеп никто не входил. Некоторые гробы стояли вертикально, другие находились на ступеньках у самого входа. В 1820 году по распоряжению губернатора гробы перевезли на другое место, а вход в склеп навсегда закрыли.

Мэри Шелли (1797 - 1851, часовня Святого Питера, Дорсет, Англия)

В 1822 году Мэри Шелли кремировала тело своего супруга Перси Биши Шелли, погибшего в результате несчастного случая в Италии. После кремации среди праха обнаружили неповрежденное сердце мужчины, его женщина забрала домой в Англию и хранила до самой смерти. В 1851-м году Мэри скончалась, и ее похоронили вместе с сердцем мужа, которое она хранила в рукописи «Адонай: Элегия смерти».

Русская мафия (Екатеринбург, Россия)

Памятники в полный рост, установленные на могилах представителей криминального мира, видели многие из нас. На некоторых памятниках даже можно встретить видеокамеры, защищающие их от вандалов.

Инес Кларк (1873 - 1880, Чикаго, США)

В 1880-м году 7-летняя Инес скончалась от удара молнии. По заказу родителей на ее могиле установили скульптуру-памятник в кубе из оргстекла. Скульптура выполнена в рост девочки, изображая ее сидящей на скамейке с цветком и зонтиком в руках.

Китти Джей (Девон, Англия)

Невзрачный холм, поросший травой, местные жители называют могилой Джей. В конце XVIII века Китти Джей покончила жизнь самоубийством, а ее могила стала культовым местом для охотников за привидениями. Так как самоубийц нельзя было хоронить не кладбище, Китти похоронили на перекрестке дорог, чтобы ее душа не смогла найти путь к загробной жизни. До сих пор на ее могиле постоянно появляются свежие цветы.

Елизавета Демидова (1779 - 1818, кладбище Пер-Лашез, Париж, Франция)

В возрасте 14 лет Елизавету Демидову выдали замуж за первого князя Сан-Донато, которого она не любила. Несчастная была одной из самых богатых женщин своего времени, и в наследстве все свое состояние она завещала тому человеку, который сможет провести неделю в ее склепе без еды. До сих пор это никто так и не сделал, а потому ее состояние остается невостребованным.

6 197

Столетиями историки и искатели сокровищ стремятся найти место погребения самого известного завоевателя в истории. Новые результаты предлагают убедительные доказательства того, что оно, наконец, обнаружено.

Чингисхан, завоеватель и правитель 13 века, создал самую большую по территории империю, которая на момент его смерти простиралась от Каспийского моря до Тихого океана. С тех пор уже 800 лет безуспешно ищут место его захоронения. Завоевав большую часть Средней Азии и Китая, его армия несла смерть и разорение, но одновременно возникли новые связи между Востоком и Западом. Один из самых ярких и безжалостных лидеров в мировой истории, Чингисхан перекроил мир.

Жизнь завоевателя вошла в легенды, а его смерть окутана туманом мифов. Некоторые историки полагают, что он погиб от ран, полученных в бою. По версии других – в результате падения с коня или болезни. А место его захоронения так и не смогли отыскать. Для защиты от разорителей могил в то время были предприняты величайшие меры предосторожности. Искателям гробниц не за что было зацепиться из-за скудости изначальных исторических источников. Согласно легенде, по ходу продвижения похоронного кортежа Чингисхана убивали всякого, кто попадался на пути, чтобы скрыть место захоронения завоевателя. Убили также строителей гробницы, как и тех воинов, которые их убивали. По одному источнику, 10-тысячная конница утрамбовала могилу, сровняв ее с землей; по другому – на этом месте высадили лес и изменили русло реки.

Ученые продолжают спор по поводу фактов и вымысла, поскольку летописи сфальсифицированы и искажены. Но многие историки уверены, что Чингисхана предали земле не одного: предполагается, что его близких похоронили вместе с ним в обширном некрополе и возможно – с сокровищами и трофеями его многочисленных завоеваний.

Немцы, японцы, американцы, русские и британцы устраивали экспедиции по поиску его могилы, затратив на них миллионы долларов. Все безрезультатно. Местонахождение гробницы оставалось одной из самых неразрешимых загадок.

Междисциплинарный исследовательский проект, объединивший ученых США и монгольских научных работников и археологов, получил первые обнадеживающие свидетельства расположения места захоронения Чингисхана и некрополя семьи императора в отдаленной горной территории на северо-западе Монголии.

Команда обнаружила фундаменты крупных строений периода 13 – 14 веков в местности, исторически ассоциировавшейся с данным захоронением. Ученые также нашли большое число артефактов, в том числе наконечники стрел, керамические изделия и разнообразные стройматериалы.

«Цепочка выстраивается весьма убедительно», — заявил в эксклюзивном интервью Newsweek исследователь и главный эксперт проекта от National Geographic Альберт Лин (Albert Lin).

800 лет горный хребет Хэнтэй, где находится это место, был запретным районом – так решил сам Чингисхан еще при жизни. Если находка подтвердится, это станет едва ли не главнейшим событием для ареологии за многие годы. С помощью беспилотников и проникающих вглубь земли радаров, а также благодаря стараниям тысяч людей, тщательно проверявших данные со спутников и фотографий, команда обследовала горный хребет – детально отснятую местность площадью 4 тысячи квадратных миль.

В поисках ключей к разгадке тайны места захоронения Чингисхана Лин и его команда тщательно просмотрели большие объемы спутниковых снимков высокого разрешения и создали 3-D реконструкции радарных сканов в лаборатории Калифорнийского института телекоммуникаций и информационных технологий Калифорнийского университета в Сан-Диего. В ходе беспрецедентного открытого проекта тысячи интернет-волонтеров отсмотрели спутниковые снимки с 85-тысячным разрешением, пытаясь идентифицировать невидимые простому взгляду структуры или необычные образования.

«Невозможно отрицать того, что Чингисхан изменил ход истории. И все же я не могу представить себе другую историческую фигуру подобного масштаба, о ком бы мы знали столь мало», — говорит Лин, который все еще не раскрывает в полной мере результатов работы команды, поскольку экспертная оценка пока не поступила. И все же за академической сдержанностью нельзя не почувствовать эмоционального возбуждения. «Любые археологические результаты по этой теме проливают свет на важный сегмент нашего общего исторического наследия, с которого теперь сброшена завеса тайны».

Чтобы попасть в горы Хэнтэй, надо ехать на восток от столицы страны – Улан-Батора, минуя ослепительную конную статую Чингисхана, до шахтерского города Баганур. Разрушающийся город предстает во всей прелести пост-советского диккенсовского кошмара: 10-мильные отвалы указывают на то, что здесь самые большие открытые разработки угля, принадлежащие правительству Монголии. К северу от города – развалины советской военной базы, вызывающие постапокалиптические ассоциации из фильмов ужасов. Но покинув город, вы попадаете в долину реки Хэрлэн, родину монголов, и вашему взору предстает чудесная панорама. Она находится на одном из основных степных путей Средней Азии, соединяющих восток и запад – от Каспия до Японии и северного Китая – в обход пустыни Гоби, наводившей ужас на Марко Поло и других путешественников.

Такое местоположение и приемлемый климат способствовали тому, что степь стала привлекательным местом для проживания кочевников. В отличие от других регионов страны, где температура может резко упасть до -40 градусов по Цельсию, а летом достигать +38, климат в этих долинах, как правило, мягкий. Ритуальные памятники и места погребения встречаются по всей территории. Археологи находят могильники поверх могильников других племен, которые использовали эти же ритуальные площадки в другие эпохи.

Монгольские семьи до сих пор живут в юртах, традиционных местных шатрах, сохраняя образ жизни кочевников. Голубое небо сливается с горизонтом, и белые пятна юрт на просторе ландшафта выглядят как парусники посреди зеленого моря.

Со стороны может показаться, что пасторальная картина пастбищ мало изменилась со времен Чингисхана. Однако для кочевников изменения ощутимы. Десятилетие суровых зим, сменяемых засушливым летом, подорвало источник существования зависимых от своих стад скотоводов, составляющих треть населения страны. Десятки тысяч человек переехали в городские трущобы, а тысячи других в поисках средств существования занялись нелегальной добычей золота. Здесь их называют ниндзя за то, что со своими большими зелеными промывочными лотками за спиной они напоминают мультяшных Черепашек Ниндзя. В то же время экономика Монголии – самая быстро растущая в мире, государство стремится выстроить свое благосостояние на основе угля, меди и золота, запасы которых оцениваются в 1,3 триллиона долларов.

Приглядевшись, замечаешь, что и удаленную долину перемены не обошли стороной. На юрте, куда мы зашли за советом, спутниковая тарелка, а подле нее мотобайк и китайский грузовичок.

53-летний пастух и охотник Алтан Хуяг (Altan Khuyag), проявляя традиционное монгольское гостеприимство, предложил нам чашку чая с молоком и настаивал на том, чтобы мы остались на ночь. Среди кочевников гостеприимство – жизненно важная черта уклада степняка. Когда я спросил о Чингисхане, он обмакнул палец с кольцом в чашу с водкой и щелчком стряхнул каплю в небо – в знак поклонения Тэнгри, богу голубых небес. Еще два обмакивания и щелчка, как своеобразное ритуальное подношение. В Монголии имя Чингисхана окружено суевериями, а тема поисков места его погребения часто приводит к жарким дебатам. Здесь многие почитают его наравне с богом.

«Он за нами наблюдает. Благодаря ему мы сегодня живем хорошо», — говорит Алтан, втянув голову в плечи, будто ощущая внимание свыше. Он, как и многие местные жители, считает, что Чингисхан похоронен в горах Хэнтэй – такое мнение разделяют как древние, так и современные историки, но до сих пор этому не было физического подтверждения – пока Лин и его монгольские партнеры не сделали своего открытия.

Алтан дважды обозначил координаты, но он уверен, что могилу завоевателя необходимо оставить в покое. «Я не думаю, что люди должны искать его гробницу, потому что если ее откроют, наступит конец света».

Это может, как минимум, привести к геополитической напряженности, так как многие китайцы считают Чингисхана своим, а Китай – своей собственностью. На самом деле, в Китае возвели громадный мавзолей для копии пустого гроба Чингисхана, и этот памятник пользуется популярностью у китайцев, некоторые из которых почитают его как своего полубожественного предка.

«Если в Монголии отыщут гробницу Чингисхана, это будет иметь огромный геополитический резонанс, — говорит Джон Мэн (John Man), автор труда “Чингисхан: жизнь, смерть и возрождение”. – Многие в Китае считают, что Монголия, подобно Тибету, должна быть частью Китая, как это было при Хубилае (монгольский хан, основатель монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай — википедия). Если Китаю удастся получить права на горнорудные работы в Монголии и завладеть этой промышленностью, тогда гробница Чингисхана может оказаться в центре политических амбиций, каких доселе мир еще не видывал».

Родившись в знатной семье, Чингисхан – или Тэмуджин, как впоследствии он назывался, прожил жизнь, ставшую легендарной. Ребенком он оказался изгоем после убийства отца и изгнания его семьи. Но он выжил и стал выдающимся воином и тактиком, которому удалось объединить враждующие племена и стать завоевателем в тогдашнем мире. В то же время, он изменил общество, ввел алфавит и единую денежную единицу, став одним из самых влиятельных людей прошлого тысячелетия.

Во время завоевательских походов его солдаты грабили и насиловали, а у Чингисхана было много потомков, хотя ими считались лишь законные сыновья. Утверждают, что у его сына Джучи было 40 сыновей, а у его внука Хубилая – 22. Генетическое исследование 2003 года выявило одну и ту же Y-хромосому у 16 миллионов мужчин, которая принадлежала мужчине, жившему тысячу лет назад. Из чего многие делают вывод, что это наверняка ДНК Чингисхана, хотя тому, естественно, нет достоверного подтверждения, так как его останки пока не обнаружены.

Тем не менее, влиянию Чингисхана нет аналогов. Менее чем за 20 лет он завоевал тысячи миль территорий от Тихого океана до Каспийского моря, а награбленные в походах богатства привозил в Монголию. Трофеи в качестве вознаграждения делились между солдатами. Считается, что после смерти знатных людей, предметы роскоши укладывали вместе с ними в могилы, так как по поверью они нужны им были и в загробной жизни. Но мало что из этих сокровищ было когда-либо обнаружено. Как будто они попали в Монголию и растворились.

«Люди думают, что гробница [Чингисхана] доверху наполнена золотом и серебром, ценностями, богатством, добычей его великих завоеваний», — сказал профессор Уламбаяр Эрденебат (Ulambayar Erdenebat) во время нашей встречи в Национальном университете Улан-Батора, где он возглавляет отдел археологии. Между нами на столе лежит прозрачный хрустальный пояс, и Эрденебат осторожно расправляет каждую складку черного сукна под ним.

«Это уникальный экспонат. Такого больше нет нигде во всем мире. Мы нашли его в гробнице, принадлежащей знатному человеку 13 века, вероятно из племени Чингисхана», — объясняет Эрденебат. Потом он открывает небольшую ювелирную коробочку и аккуратно выкладывает золотой орнамент, затейливо гравированный элементами толщиной в нить и устланный рубинами и бирюзой. Он медленно открывает шкаф с другими ценностями: нашему взору предстают чаша из чистого серебра, золотые кольца, застежки и серьги – все предметы датированы временем Чингисхана.

Десятилетиями экспедиции срывались из-за недоступности страны. После падения династии Цин Монголия провозгласила независимость в 1911 году, хотя Китай все еще считает ее частью своей территории. Став близким союзником Советского Союза, Монголия при поддержке Москвы в 1924 году вновь объявила о своей независимости. Дружба с Москвой, тем не менее, препятствовала археологическим исследованиям, так как советские власти преследовали и наказывали ученых за изучение истории Чингисхана из опасения, что его фигура может стать символом оппозиции, добивавшейся большей независимости от Москвы.

В начале 60-х годов прошлого столетия восточногерманско-монгольская экспедиция обнаружила черепки, гвозди, плитки, кирпичи и то, что они посчитали фундаментом храма в священной горной местности. На вершине были найдены сотни каменных курганов, а на высшей отметке – железные доспехи, наконечники стрел, жертвоприношения, но никаких следов захоронения.

После распада Советской империи возглавляемая японцами экспедиция, организованная на средства газеты Иомиури Симбун, высадилась с вертолета на вершину этой горы. Событие было сильно разрекламировано, но результаты оказались нулевыми. В 2001 году экспедиция под руководством бывшего продавца ширпотреба из Чикаго Мори Кравица (Maury Kravitz) обследовала местность, но власти запретили приближаться к самой горе. На участке под названием Стена подаяния (Almsgiver’s Wall) обнаружили могилу солдата сторожевого поста 10 века, но экспедицию пришлось отозвать после серии инцидентов, в связи с чем одна газета написала о том, что «проклятие» гробницы Чингисхана «снова дает о себе знать».

Некоторые археологи предположили, что сотни каменных пирамидок, обнаруженных в 1960-х годах, на самом деле являются могилами. Но Лин и его монгольские партнеры провели геофизические исследования и установили, что данная теория не представляет научной ценности.

Используя современные инновационные технологии, недоступные исследователям прошлого, команда решила отсеять факты от вымыслов. Это чем-то напоминает голливудскую киноэпопею, совмещение мира хайтека Джейсона Борна (Jason Bourne) с технологией Technicolor в «Индиане Джонсе».

Лин, чье восхищение Чингисханом возникло во время его собственной экспедиции по Монголии в 2005 году с целью изучению его наследия, по счастью оказался ученым-технарем в этом продолжающемся приключении. «Мне повезло. Я ученый и инженер, который столкнулся с этой необычной 800-летней загадкой, — говорит он. — Мне показалось, что быстро развивающиеся технологии способны открыть новую научную главу в затерянном мире мировой истории».

Лин связался с Международной ассоциацией монгольских исследований и Монгольской академией наук. Три года назад экспедиция при поддержке калифорнийского университета из Сан-Диего и National Geographic Society получила разрешение на обследование горного хребта и долины, годе родился Чингисхан. Лин особо подчеркивает, что их подход основан на сохранении в нетронутом виде территории родовых захоронений за счет применения неинвазивных технологий.

«Надеемся, в поиске свежих данных мы откроем новую главу в продолжающемся процессе признания заслуг нашего прошлого», — заявил профессор Цогт-Очирин Ишдорж, главный исследователь проекта.

По ходу поиска рукотворных предметов или материалов древней эпохи энтузиазма у участников прибавилось, когда на радаре появились очертания фундамента крупного строения. Тогда в этот район направили небольшие команды ученых-полевиков и археологов для обследования находки на месте с помощью высокотехнологичного оборудования – радара, магнетометров и беспилотников.

Их усилия были вознаграждены, когда они обнаружили наконечники стрел, керамику, кровельную плитку и кирпичи, что предполагало человеческую деятельность в этом отдаленном пустынном районе. Все это вызвало волнительный трепет у исследователей. «Когда мы расширили территорию поиска и присмотрелись, как следует, мы разглядели сотни артефактов по всей местности. Стало ясно – здесь есть что-то очень важное», — говорит археолог Фред Хиберт (Fred Hiebert), действительный член National Geographic и еще один главный исследователь проекта.

Результаты радиоуглеродного анализа всех вдохновили и оказались очень обнадеживающими, они указывали на время жизни и смерти Чингисхана. «Датировка материалов ряда образцов указывает на 13-14 века, хотя полный анализ еще не завершен», — говорит Хиберт.

Если первоначальные и весьма интригующие результаты подтвердятся, это станет первым научным свидетельством в 800-летней истории спекуляций о местоположении гробницы Чингисхана, одной из старейших исторических загадок.

«Благодаря науке мы должны заполнить пробелы в историческом знании – это очень важно для понимания нашего прошлого и сохранения будущего», — говорит профессор Шагдарын Бира (Shagdaryn Bira), всемирно известный эксперт по данной теме и участник проекта.

«Мы нашли нечто, вероятно подтверждающее данные легенды. И это чрезвычайно важно», — добавляет Лин.

Пока рано заявлять о каких-то открытиях. Следующие шаги будут не такими простыми. Перемещение по территории сильно ограничено, и она находится под тщательным контролем правительства. Сейчас команда работает в тесном контакте с властями в отношении всех находок.

«Мы не собираемся вести раскопки на участке, — говорит Лин. – Считаем, что он должен быть взят под защиту как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда появится уверенность, что он не будет разграблен или разрушен». Такого мнения придерживаются и другие ученые проекта, а также монгольские власти.

«В душе каждого этот участок уже считается важнейшим местом монгольского наследия», — говорит Ойюнгерель Цедевдамба (Oyungerel Tsedevdamba), министр культуры Монголии.

Власти неспроста проявляют беспокойство, так как разграбление могильников представляет нарастающую проблему – по стране разъезжают посредники и платят местным жителям за раскопки мест погребения. Похищенные артефакты затем вывозятся из страны и продаются на рынках Гонконга и Китая, говорит профессор Эрденебат из Национального университета Улан-Батора.

Вернувшись к шкафу, Эрденебат достает из него потертую картонную крышку, на которой можно разглядеть кость. «Это все, что осталось от захоронения, недавно разоренного в провинции Баянхонгор (Bayankhongor). Забрали все, что посчитали ценным, а оставили кости, предметы обуви и одежды», — говорит он, выкладывая сморщенный кожаный ботинок 13 века рядом с берцовой костью его владельца.

«Невозможно оценить, сколько могил разграблено, но счет может идти на тысячи. Ясно, что положение все ухудшается, — говорит Эрденебат. – Вот провинция Баянгол (Bayangol). Там было несколько тяжелых зим и засуха летом, стада начали вымирать. Пастухам ничего не остается делать, как раскапывать захоронения в поисках золота. Это вопрос выживания».

На улицах Улан-Батора особенно заметно, что Монголия все еще находится во власти чингисомании, которая началась с падением Советского Союза, когда монголы стали воссоздавать собственную идентичность. Многие монголы видят в Чингисхане отца современной Монголии, и что особенно важно – символ своей независимости. Международный аэропорт в столице носит имя Чингисхана, есть также отель с его именем. Университет и ряд популярных энергетических напитков, а также с десяток брендов водки – на всем имя завоевателя.

Визит в несколько лавок древностей подтверждает правоту властей в отношении черных копателей. Хозяева заведений слишком назойливы в своем желании продать добытые сомнительным путем реликвии. В одном из магазинов, приютившемся на удачно названной Туристической улице в центре Улан-Батора, хозяин предлагает золотой предмет более тонкой работы, чем из коллекции Эрденебата. На бирке цена – 35 тысяч долларов. Продавец утверждает, что ее извлекли из могилы в провинции Хэнтэй. Есть также элегантное стремя с выгравированными драконами – оно, возможно, принадлежало генералу Чингисхана. Оценивается в 10 тысяч долларов. Бронзовый кувшин для воды той же эпохи стоимостью 30 тысяч долларов. Самый дорогой предмет – за 180 тысяч долларов – трехдюймовая гравюра лошади культуры кочевников хунну, извлечена в долине Хэрлэн, родине монголов.

«Наши главные покупатели – китайцы», — объясняет владелец. – Они присылают монголов из Внутренней Монголии приобретать вещи для своих новых музеев. На прошлой неделе некто предложил 80 тысяч долларов за лошадь хунну, но я отказал». Затем он по собственной инициативе дал совет, как вывезти эту вещь контрабандным путем: «Если хотите купить эту лошадь, повесьте ее на шею как ожерелье, и никакая таможня Вас не остановит».

В центре столицы Чингисхан восседает подобно Аврааму Линкольну рядом с резиденцией правительства. За городом стальная статуя весом 250 тонн изображает его верхом на боевом коне, как будто он решил снова проехать по степи. Туристы могут подняться на лифте внутри статуи и выйти на площадку между ног, чтобы окинуть взором его владения. «У каждого государства есть герой-символ. Он символ нашей нации, — говорит Баттулга Халтмаа (Battulga Khaltmaa), бывший чемпион мира по дзюдо, а ныне министр промышленности и сельского хозяйства, воздвигший этот сверкающий монумент. – Я установил эту статую в ознаменование 800-летия монгольского государства и чтобы передать историю Чингисхана… молодым поколениям, и пусть они гордятся своим прошлым».
Оливер Стидз (Oliver Steeds)