Мир приключенческой литературы. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению Что такое Приключенческая литература, что означает и как правильно пишется Что такое приключение в литературе

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези - её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….
Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…
Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА – ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»
Я полностью согласен с нашим великим писателем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика – праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.
Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.
НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».
Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).
Что здесь скажешь? Печально!
Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика – литература, точнее – недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».
«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак – великий писатель.
«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.

Конкурс Копирайта -К2
Жанр приключений – самый популярный, его предпочитают наибольшее количество читателей. Причем читателей самых разных возрастов, уровня интеллекта и социального статуса. Приключения читают все – от пионеров до пенсионеров.
Однако признаваться в этом не особо спешат. И так было всегда. Еще в позапрошлом веке интеллигенция с трибуны заявляла, что признает исключительно Шпенглера, хотя, на самом деле, взахлеб читала Поль де Кока. С той поры много чего поменялось в науке, технике и общественном устройстве, однако по итогам I полугодия 2012 года самым продаваемым романом стал детектив Марининой «Бой тигров в долине». Против цифр не попрешь.

А литературоведы как не любили приключенческий роман, так и продолжают убеждать нас, что приключения – это литература второй свежести. Так ответим же этим, прости господи, филологам на ихнем языке!

Разделение литературы на «серьезную» и какую-то другую является искусственным.
Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием.
Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.
Более того, сам литературный процесс в значительной степени направляется эволюцией приключенческих – низких, по мнению филологов, - жанров.
Вот!

Ну, а теперь, когда этих надоедал сплавили, поговорим о приключенческом жанре всерьез.

Приключенческий жанр включают в себя практически все атрибуты, необходимые для интересного и увлекательного чтения – динамичность и сложность сюжета, храбрых и красивых героев, любовные перипетии и неожиданные повороты.

Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX века.
Предшественниками авантюрного романа XIX века были произведения Вальтера Скотта, Фенимора Купера, Виктора Гюго. А блеск жанру придали, конечно же, Дюма и Стивенсон.
Конец XIX - начало XX века – золотой век приключений. Писатели пошли косяками. Это Луи Буссенар, Эдгар По, Мелвилл, Саббатини, Теофиль Готье, Джек Лондон, Брэм Стокер, Жюль Верн, Конан Дойл, Майн Рид, Герберт Уэллс и многие другие.
В России в приключенческом жанре работали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Беляев, Г. Адамов, А. Рыбаков.
Какие имена! Классики! Все они прошли испытание временем и, бесспорно, стали именами в истории литературы.

Массовую любовь к приключенческой литературе принято рассматривать как ответную реакцию на литературу приземленную (то есть реализм), которую интересовали только будни обыденной жизни. А читатели хотели раздвинуть мир, им нужны были произведения, в которых бы кипели страсти, действовали необыкновенные герои, со сказочной легкостью проходящие через самые сложные испытания и добивающиеся успеха. Короче, нужен был удивительный, таинственный, захватывающий мир приключений.

«Более всего ей нравится в романах длинная, хитро задуманная и ловко распутанная интрига, великолепные поединки, перед которыми виконт развязывает банты у своих башмаков в знак того, что он не намерен отступить ни на шаг от своей позиции, и после которых маркиз, проткнувши насквозь графа, извиняется, что сделал отверстие в его прекрасном новом камзоле; кошельки, наполненные золотом, небрежно разбрасываемые налево и направо главными героями, любовные приключения и остроты Генриха IV, - словом, весь этот пряный, в золоте и кружевах, героизм прошедших столетий французской истории» (Куприн. Яма)

Что же отличает приключенческий жанр от прочих?

Прежде всего, ФАБУЛА.
При внешнем сюжетном многообразии приключенческих произведений фабула их довольно проста. Это – бегство, путешествие, плен, чудесное спасение.
Любовная история может присутствовать, однако в центре внимания лежат не психология отношений влюбленных, а преодоление внешних обстоятельств, которые мешают их счастливому воссоединению.

Как правило, главный герой пускается на поиски – любимого человека, сокровища, зачарованного места или какой-то идеи.

Сходу вспоминаются:
Конан Дойл. «Затерянный мир». Профессор Челленджер с компанией отправляется в Южную Америку на поиски некоего горного плато, где, по слухам, обитают динозавры и примитивные люди каменного века.
Джек Лондон. «Сердца трех». Молодой потомок пирата Моргана, который оставил ему богатое наследство, отправляется на поиски сокровищ своего предка.
Жюль Верн. «Вокруг света за 80 дней». Филеас Фогг побился об заклад, что сумеет обогнуть земной шар в срок не более 80 дней, что было в то время предельно возможной скоростью.

Как вариант – герой попадает в затруднительное положение и чтобы выбраться из него, герою предстоит преодолеть множество препятствий. (Дюма. Граф Монте-Кристо. Майн Рид. Всадник без головы)

Все мы прекрасно помним эти (и другие) романы благодаря ВЫСОКОМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ НАКАЛУ ДЕЙСТВИЯ.
Героя ждут экстраординарные события – стрельба, хищники, природные катаклизмы.

Интрига, лежащая в основе произведения, предусматривает МНОЖЕСТВО СЮЖЕТНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ.
Герои постоянно попадают в из огня да в полымя. Например,

Экипаж шхуны «Пилигрим» погибает в результате схватки с китом (Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан»). Командование принимает младший матрос Дик Сэнд. Все бы хорошо, да злобный кок Негоро оказывается агентом работорговцев и обманом меняет курс корабля (помните топор под компасом?). Герои вместо Южной Америки приплывают в Африку (ну, ошиблись маненько). И тут опять - злодей, на этот раз подельник Негоро. Он опять же обманом завлекает героев вглубь страны. Все попадают в рабство. Но один негр таки сбегает и спасает Дика. Снова опасные приключения, в результате которых герои спасают женщину с ребенком и малахольного ученого-энтомолога.

Или
Трансатлантический корабль «Вениамин Франклин» тонет во время шторма (А. Беляев. «Остров погибших кораблей»). Тонет, тонет, да не потонет. И герои оказываются занесенными куда-то во внутреннюю область Саргассова моря. А там не абы что, а целое государство, состоящее из непотонувших жертв кораблекрушений. Злодей губернатор (самозванный) хочет жениться на красавице героине, но положительный герой ему это сделать не дает. Герой быстренько чинит германскую подводную лодку, и вся компания отчаливает с острова. Возвращаются в Америку, и там выясняется, что положительный герой оправдан (до этого его обвиняли в преступлении, но все обошлось). Герои женятся и опять отправляются на Саргассово море (ну прям неймется им).
А за время их отсутствия там происходят драматические события. Все думают, что злодея губернатора пристрелили, и его преемник распоряжается строить мостки к соседним останкам кораблей. И тут объявляется этот самый убиенный губернатор, который, оказывается, выжил в заварушке. Его быстренько арестовывают, но пока приезжая экспедиция занимается исследованиями подводного мира, злодей сбегает и прячется на одном из заброшенных кораблей. Понятное дело, осада. В это время накурившийся опиума китаец взрывает резервуар с нефтью.

Или
После долгих мытарств экспедиция Горюнова (Обручев. «Земля Санникова») достигает искомой точки и даже завоевывает симпатии местных жителей – онкилонов. Вместе живут, даже сражаются рука об руку против вампу - людей каменного века. Да тут опять невезуха – начинаются землетрясения. Вулканический остров оказывается под угрозой исчезновения.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни (Ожегов).
Приключение - авантюрное похождение, рискованное предприятие (Ушаков).

Старые карты, хранящие тайны пиратских кладов, случайно найденные письма, подслушанные разговоры – все эти моменты являются отправными точками для длинной череды приключений, в которых испытывается сила воли героя и качества его характера – смелость, верность, способность к решительным действиям. Вот ГЛАВНАЯ ИДЕЯ в любой приключенческой книге.

ГЕРОИ, ПЕРСОНАЖИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Герой приключенческого романа - именно герой в эпическом понимании этого слова, непогрешимый борец, отстаивающий идеалы добра и справедливости.
Приключенческая литература не подразумевает глубокого психологизма, поэтому, как правило, характеры герои отличаются цельностью и статичностью. Рефлексия героя не составляет для рассказчика особого интереса.

Раскрытие ОБРАЗА ГЕРОЯ происходит через ЗАОСТРЕНОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Главная характеристика героя – это его поступки.
По ходу действия героев всегда ждут испытания, препятствия, унижения, а в самом конце – исполнение желаний (положительных персонажей) и крушение или разочарование (для отрицательных).

Основные качества характера главного героя – это честность и смелость, преданность идеалам и способность к решительным действиям. Герой непоколебим и умеет совладать со своим страхом. Честь крайне важна для него, герой действительно живет именно по такому закону.

«- Посмотрите, милорд! - сказал Глостер, обращаясь к лорду Фоксгэму. - Вот странная пара. Когда я предложил юноше выбрать себе награду, он попросил помиловать старого пьяного моряка. Я предостерегал его, но он упорствовал в своей глупости. "На этом кончатся мои милости", - сказал я. А он ответил мне с дерзкой самоуверенностью: "Мне придется смириться с потерей ваших милостей". Ну что ж! Так тому и быть!» (Стивенсон. Черная стрела).

Как правило, главный герой молод и достаточно простодушен. А если немолод (как тот же профессор Челленджер), то все равно, его главные свершения - в будущем.
Главный герой не только активен, но еще и умен. Ум его – практический, выдает быстрые - даже молниеносные - схемы оптимального поведения в заданной ситуации.
Природных данных (интеллекта, смекалки, сообразительности) хватает, чтобы взять у жизни все, что она только может дать.

В приключенческой литературе очень силен авторитет инициативного начала и столь же сильно неприятие автоматической, рутинной деятельности. Даже, если главный герой был неприметным клерком, события развернутся таким образом, что ему, как минимум, придется выполнять функции адмирала. И герой с этим отлично справится. В приключенческом романе сухое книжное знание всегда отвергается в пользу активного творческого дела.

Главный герой обладает незаурядным чувством юмора. Остроумной эскападой он искупает неудачи, парирует удары судьбы, пригвождает к позорному столбу своих врагов.
Главный герой экстраверт, много двигается, стремится заполнить собой максимум пространства.
Герой может скитаться по свету из-за того, что оклеветан подлецами или не пожелал оставаться в затхлом мирке обывателей. В любом случае, он ничего не ищет для себя, а сражается за идею\свободу, защищает сирых и беззащитных.
Как вариант, герой может быть ученым, добрым чудаком, которого в путь позвала наука.

Призываю обратить внимание на такой интересный момент. С одной стороны, герой объят всепоглощающими, роковыми, непреодолимыми страстями, ослеплен любовью или ненавистью. Но, с другой, герой выказывает способность здраво рассуждать и обдуманно действовать. Не ищите в этом психологического несоответствия – так устроены все приключенческие романы.

Иногда автор позволяет своему герою быть более или менее безнравственным авантюристом и действовать под лозунгом «Цель оправдывает средства». Так, д"Артаньян обманом добивается интима с Миледи, да еще получает в награду дорогое кольцо. И заметьте, читателей этот факт нисколько не обескураживает.

Почти всегда главный герой не обременен семьей, если и есть родственники, то очень дальние и где-то не здесь.
Интересней рассмотреть любовную линию. Поиски любимой, которой еще не было или которая, напротив, была, но исчезла, могут составлять сюжет произведения. В данном случае финал странствий заранее известен. Это - страстное объятие влюбленных и брак. На чем, собственно, все приключения и кончаются, что роднит авантюрный роман со сказочным финалом: «Поженились они и жили долго и счастливо».

«Под пение труб, под лязг оружия, под топот лошадей уходившей армии Дик и Джоанна сидели рядом, любовно держась за руки, и со всевозрастающей нежностью глядели друг другу в глаза.
С тех пор грязь и кровь этой буйной эпохи текла в стороне от них. Вдали от тревог жили они в том зеленом лесу, где возникла их любовь» (Стивенсон. Черная стрела)

Главный герой очень любит поговорить, даже пооткровенничать. И дабы он не делал это с первым встречным, автор находит ему пару – как правило, персонаж, стоящий на самой нижней ступеньке иерархии произведения. Слуга, короче. Как Планше у д"Артаньяна или Консель у профессора Аронакса (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
Для чего это нужно? Разговаривая друг с другом, хозяин и слуга разглашают свою внутреннюю жизнь, делая излишними психологические интерлюдии. В отсутствие живого собеседника или исповедника, герой излагает свои замыслы в дневнике. Неплохой прием, кстати. Помогает автору избежать многих лишних объяснений.

Отрицательный герой является полярным повторением или искажением качеств главного героя. (Помните, Протагонист – Антагонист?)
Так вот, приключенческий роман в большей степени, чем прочие жанры, строится именно на противопоставлении героев. Автор заостряет достоинства положительных и умаляет заслуги отрицательных героев.
Практически во всех приключенческих романах наступает момент, когда положительный главный герой проявляет задатки сверхчеловека – совершает небывалое усилие, физическое или умственное, и спасает кого-либо\спасается сам.
У отрицательного героя также сильный характер (иногда – даже сверхъестественно сильный и злобный, типа профессора Мориарти), присутствует воля, ум, решительность и смелость. Но если в тот самый пресловутый критический момент положительный герой превосходит самого себя, то отрицательный - быстро сдувается и проигрывает.

Разработка психологически достоверных и оригинальных персонажей не является значимым для приключенческого романа, в котором все подчинено увлекательности интриги.
Персонажи могут быть типичными до карикатуры. Например, пираты – все, как один, пьяные и кровожадные. В романах Агаты Кристи обязательно присутствует отставной военный и парочка старых дев, у Конан Дойла – выходец из колоний, а у Гарднера – миллионер из Техаса и красотка, бывшая в прошлом танцовщицей. Но это не страшно, главное, что в разных комбинациях из однотипных фигур автор создает весьма оригинальные приключенческие сюжеты.

Рассказчик в приключенческой прозе зачастую выступает как ее герой, особенно когда повествование ведется от первого лица. Но и будучи третьим лицом, рассказчик может иметь регалии персонажа, пускай даже припрятанные.

ЯЗЫК приключенческих романов максимально доступный и живой, чтобы не отвлекать читателя от слежения за сюжетом.

ПОРТРЕТЫ ПЕРСОНАЖЕЙ ПОДАЮТСЯ ДИНАМИЧНО. Внимание акцентируется на наиболее ярких приметах внешности, особенностях поведения, деталях одежды и т.д.
«Из боковой комнаты вышел человек. Я сразу понял, что это и есть Долговязый Джон. Левая нога его была отнята по самое бедро. Под левым плечом он держал костыль и необыкновенно проворно управлял им, подпрыгивая, как птица, на каждом шагу» (Стивенсон. Остров сокровищ).

То же можно сказать о пейзажных зарисовках. Описание природы\погоды вводятся исключительно для того, чтобы читатель смог сориентироваться в декорациях и подготовиться к развитию сюжета на данном этапе повествования.

«Ландшафт, если только его можно так назвать, изменился, но не к лучшему. Все по-прежнему черно до самого горизонта. Только поверхность уже не ровная: она стала волнистой. Цепи холмов перемежаются долинами. Нельзя сказать, что здесь совсем нет деревьев, xoтя тo, что от них осталось, едва ли можно так назвать. Здесь были деревья до пожара - алгаробо, мескито и еще некоторые виды акации росли здесь в одиночку и рощами. Их перистая листва исчезла без следа, остались только обуглившиеся стволы и почерневшие ветки.
- Ты сбился с дороги, мой друг? - спрашивает плантатор, поспешно подъезжая к племяннику.
- Нет, дядя, пока нет. Я остановился, чтобы оглядеться. Нам нужно ехать вот по этой долине. Пусть караван продолжает путь. Мы едем правильно, я за это ручаюсь» (Майн Рид. Всадник без головы)

Большое значение играет МЕСТО ДЕЙСТВИЯ.

Герои, как правило, исследуют территорию, выходящую за границы их обычного обитания. Поэтому приключенческий роман можно назвать также и романом поисков.

Надо отметить, что современной приключенческой литературе возникла интересная тенденция.
В прошлом веке действие большинства приключенческих романов разворачивалось в средневековых замках, роскошных поместьях. Основным требованием к месту действия было наличие красоты – шикарные интерьеры, экзотическая природа становились фоном для стремительных событий и переживаний героев.
В наше демократическое время богатые виллы и особы королевских кровей (ровно, как и герцоги, графы и лорды) уже не в моде. Герои могут функционировать в более привычных для читателя местах. Вспомним хотя бы роман Глуховского «Метро», где действие разворачивается в московском метрополитене – самом большом противоатомном бомбоубежище на земле.

Изменилась и тактика выбора героев. Если в прошлом герой романа был человеком необыкновенным (ученым – редкая профессия, богачом – недосягаемость статуса, благородных кровей – сказочное везение родиться в нужной семье), то теперь герои – вполне обычные люди. Из толпы.
Прием весьма привлекателен тем, что позволяет автору показать читателю – это твой шанс! Все это могло бы случиться и с тобой, только читай!
Написала и подумала, что это не такая уж и современная тенденция. Вспомните роман Агаты Кристи «Человек в коричневом костюме» (1924), где простая девушка Энн из английской глубинки оказывается в центре международного шпионского заговора. И не где-нибудь, а в центре Африки!

Но что точно унаследовал современный приключенческий роман, так это ТЯГУ ГЕРОЕВ К ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ.
Дэн Браун. «Код да Винчи». Герои последовательно посещают Лувр, американское посольство в Париже, Цюрих, Шато-Виллет (Франция), Кент (Англия), Вестминстерское аббатство (эх, везет же этим членам Евросоюза!) и, наконец, заканчивают в Шотландии.

Происходит быстрое – кинематографическое - мелькание декораций, на фоне которых сильные и красивые герои красиво противостоят злодеям (иногда тоже красивым). Возможно, это следует рассматривать как некий психотерапевтический прием, позволяющий нам компенсировать недостаточную эмоциональность повседневной жизни.

А теперь попробуем подвести итог.

Приключенческая литература была, есть и будет, несмотря на высоколобых эстетов, пытающихся заколоть ее своими вечными перьями. Вот насчёт будущности самих эстетов есть некоторые сомнения.

Приключенческая литература характеризуется стремительностью развития действия, сменой и остротой сюжетных поворотов, преувеличенностью переживаний героев, мотивами тайн, похищений и преследования.

Одной из основных задач приключенческой литературы является не столько поучать, сколько развлекать читателя. (В.С. Муравьев. «Приключенческая литература»).

«Есть люди, которые упорно стараются считать приключение чем-то вроде последнего пункта в программе культмассовых затей, в самом конце, следом за танцами. А приключение - тот оптимистический ритм, что помогает научному и художественному творчеству, обеспечивает успех сложной работе, требующей от своего исполнителя инициативы, дерзания, выдумки». (с)

От себя добавим, что очень хорошая приключенческая литература по ходу ещё и образовывает читателя. Хотя бы в области географии.

Вот, собственно, все, на что я хотела обратить ваше внимание в преддверии нового конкурса, который будет называться «Приключения»

С уважением к любителям разной литературы,
Ива

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213013100491

Приключенческую литературу любят все: дети и взрослые. Хотя, правды ради, следует сказать, что

некоторые (дети и взрослые) такую литературу не любят вообще. Вот так по-разному все мы устроены.

Приключенческая литература – один из жанров художественной прозы, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.
Приключенческая литература отличается рядом признаков.

Признаки приключенческой литературы

1) Динамично развивающийся сюжет. Сюжет – это ряд последовательных событий, изложенных в повествовании. Сюжет – основа приключенческого произведения. Он может быть достаточно сложным, запутанным – тем интереснее читателю его распутывать. Главная интрига всегда осложняется побочными происшествиями. По этой причине иногда содержание приключенческого повествования рассказать бывает очень сложно.

2) Острота ситуаций, описанных в произведении. Иногда дух захватывает от поступков героев.

3) Накал эмоций. Читатель остро переживает события, описанные в произведении. Можно даже сказать, что он при чтении иногда ощущает себя действующим лицом. Или же остро сострадает героям.

4) В приключенческом произведении всегда присутствуют мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п.

Жанры приключенческой литературы

Внутри приключенческой литературы выделяются несколько устойчивых жанров. Например, детективы . Основное содержание детективов – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Эдгар По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Уилки Коллинз, Жорж Сименон и др. Сейчас популярны детективы Дарьи Донцовой, Стивена Кинга, Бориса Акунина, Хейдли Чейза, Александры Марининой и др.
Иногда детективные романы и рассказы создаются с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Агаты Кристи и др.). Обычно весь сюжет посвящён поиску преступника (этим и поддерживается интерес читателя), а имя его обычно узнаётся в самом конце.
Другой устойчивый жанр приключенческой литературы – приключенческая фантастика , рассказывающая о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может происходить на других планетах, в прошлом или будущем. В таких произведениях действующими лицами могут быть инопланетяне, сказочные существа. Известные авторы фантастики – Герберт Уэллс, Рой Брэдбери, Станислав Лем, Кир Булычёв, А. и Б. Стругацкие.
Не менее известна историческая приключенческая литература , которая рассказывает о прошлой эпохе, при этом стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали Вальтер Скотт, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго. В исторических приключенческих романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются персонажами исторической литературы .
Ещё один жанр приключенческой литературы – путешествия в экзотические страны , знакомство с народами и племенами этих стран, природой. Такими путешествиями наполнены романы Фенимора Купера, Джека Лондона, Роберта Льюиса Стивенсона, Жюля Верна, Томаса Майн Рида, Джона Конрада, Генри Райдера Хаггарда.
К приключенческой литературе относятся также произведения занимательного сюжета , с оригинальными героями и их нестандартными поступками. Например, повести Аркадия Гайдара о приключениях подростков, романы Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне.
Перечислить всех писателей, работавших или работающих в жанре приключенческой литературы, невозможно – их очень много. Любой список будет неполным и субъективным. Но, тем не менее, невозможно не назвать имена русских писателей, на приключенческих произведениях которых воспитывалось уже несколько поколений людей: Александр Грин («Алые паруса» и другие повести и многочисленные рассказы), Вениамин Каверин («Два капитана»), Алексей Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Аркадий Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и др.), Валентин Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

История приключенческой литературы

Мотивы будущей приключенческой литературы формировались в глубокой древности в пределах других жанров. Ещё в древнегреческой литературе существовали произведения, в которых герой ударялся в бега и претерпевал различные приключения и препятствия: бурю на море, кораблекрушение, нападение пиратов, плен, чудесное спасение и т.д.
Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX в. Но предпосылки для него существовали уже в конце XVIII в. К этому моменту изменилась и сама литература: на смену классицизму пришёл романтизм, а он уже предполагал в литературном произведении увлекательность, что и является непременным условием приключенческой литературы.

Дальше – больше. Начали развиваться картография, навигация и кораблестроение. Дальние страны сделались более доступными для европейцев и воспринимались уже не как сказочные пространства, а как пространства экзотические, но реальные, хоть и с другой культурой, другими народами. Начались исследования этих стран и их колонизация, что стало важнейшим мотивом приключенческих романов. Золотым веком приключений считается конец XIX-начало XX в.

Почему приключенческая литература так популярна?

Людям всегда хотелось оторваться от обыденности, раздвинуть мир, сделать его более разнообразным: с кипением страстей, с необыкновенными героями – красивыми, благородными, смелыми, всегда отстаивающими идеалы добра и справедливости. Словом, хотелось того, чего так не хватает в обыденной жизни. А мир приключений – к вашим услугам! Всё это вы найдёте в нём с избытком. По этой причине приключенческая литература никогда себя не изживёт.

Кроме того, приключенческая литература познавательна, а её герои часто служат примером мужества, честности, справедливости и нравственной высоты, а это всегда привлекает.

Содержание статьи

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – словосочетание, описывающее круг разнообразных явлений в европейской литературе, для которых характерны приключенческая тематика (освоение или завоевание новых земель, похождения героев в неизведанных либо экзотических странах), острота сюжетных перипетий, динамика и напряженность действия.

Истоки приключенческой литературы.

Топосы («общие места») и мотивы будущей приключенческой литературы постепенно вызревали в пределах других жанров. Например, особый тип авантюрного времени и пространства, который, претерпев изменения, в конце концов перешел в собственно авантюрную и приключенческую литературу, как показал русский литературовед М.М.Бахтин , появился еще в литературе древнегреческой.

Приключения и препятствия, характерные для древнегреческого романа, среди которых – бегство, путешествие, буря на море, кораблекрушение, нападение пиратов, плен, чудесное спасение и т.п., усвоены приключенческой литературой. Однако любовная история, на которой базировался древнегреческий роман, здесь может вовсе отсутствовать, либо стать хотя и пространным, но все-таки эпизодом, так же как счастливый брак в финале является не столько конечной целью приключений, сколько одним из знаков, что приключения удачно завершились.

Кроме упомянутого древнегреческого романа, будущая приключенческая литература немало заимствовала и у романа рыцарского, готического и пикарескного.

Возникновение приключенческой литературы.

В конце XVIII и в самом начале XIX вв. предпосылки для возникновения нового рода беллетристики созрели. К этому моменту изменилась не только сама литература (поэтика классицизма с присущим ей безразличием к занимательности теряла свое влияние, а эстетика романтизма требовала от литературного произведения увлекательности как непременного условия), изменился и сам окружающий мир.

С развитием картографии, навигации и кораблестроения дальние страны сделались более доступными для европейцев, они воспринимались уже не как сказочные пространства, а как пространства экзотические, но реальные, – с другой культурой, другими народами, однако достижимые и, в принципе, подвластные жителям Европы. Исследование этих стран и колонизация их белым человеком (часто понимаемая романистами как процесс цивилизации) стали важнейшими мотивами приключенческих романов, идея европеизации мира скрепила разрозненные авантюрные элементы.

Взятые из других жанров составляющие не были утрачены, но во многом преображены. Так, пришедшие из романов путешествий (куда, в свою очередь, попали из фольклора) чудесные помощники и чудесные противники обрели новое обличие. Например, в романе Л.Жаколио В дебрях Индии (1888) чудесные помощники – это индусы, а противники – злобные индийские факиры, хранящие страшные тайны и вершащие кровавые ритуалы, помощные звери (типичные сказочные персонажи) – здесь звери вполне реальные, но для европейцев пока экзотические (умный и верный слон, готовый по первому зову прийти на помощь). Подобный выход из пределов сказки в экзотику, грань между которыми едва различима, позволил Р.Киплингу в Книге джунглей (1894–1895) легко вернуться из экзотики в сказку (большая часть описанных им приключений разворачивается опять-таки на просторах Индии). Иногда элементы приключенческой литературы оказывались настолько сильны, что, использованные в других – смежных – жанрах, искажали их восприятие, выдвигаясь на первый план. Так, в историческом (или псевдоисторическом) романе А.Дюма-отца Три мушкетера (1844) со временем для читателей центральным стал один короткий эпизод – путешествие в Англию за подвесками королевы. Эпизод этот заместил в восприятии читателей сложную романную интригу, и характерно, что именно на нем основаны практически все экранизации знаменитого произведения французского романиста.

Сюжеты, конфликты и основные герои приключенческой литературы.

Сюжетом для большинства приключенческих романов стала борьба за новые пространства: это или сопротивление коренных жителей захватчикам-европейцам, или (ближе к концу XIX в.) борьба развитых европейских держав за мировое господство. В романе Л.Жаколио за владение Индией борются Англия и Франция. В романе Р.Киплинга Ким (1901) за те же индийские пространства соперничают англичане и русские (этот мотив использован автором и в стихах, и в прозе). Любопытно, что в двадцатые годы советский поэт и прозаик Н.Тихонов , знаток индийской культуры, намеревался написать роман Русский Ким в противовес роману английскому.

Отдельной темой приключенческой литературы делается тема геополитического противостояния мира европейского и мира азиатского. По-разному выраженная и различно понимаемая, тема эта прослеживается и в книгах французов Л.Жаколио (1837–1890), и Ж.Гобино (1816–1882), и в серии романов англичанина Сакса Ромера (1883–1959) о зловещем докторе Фу Манчу. При этом, какими бы идеями, гуманистическими или расистскими, авторы ни руководствовались, они опирались на определенную научную концепцию, художественными средствами пытаясь обосновать и придать обаяния собственному взгляду на мир.

Интерес к приключенческой литературе писателей различных направлений и школ (романтизм, натурализм, реализм), а, равно, и читателей, вне зависимости от возраста, вызван, в первую очередь, чистотой жанра, дающего свободу для литературной игры. Противостояние злодейства и благородства, динамика повествования, возможность сюжетных перебивов, наконец, яркость красок и выразительность деталей в ущерб изощренной психологичности являлись непременными атрибутами приключенческой литературы.

Сложность характеров и конфликтов зачастую приходилось маскировать неожиданной мотивировкой. Так, Р.Л.Стивенсон дал роману Владетель Баллантре (1889) подзаголовок «зимняя сказка», отсылая читателя одновременно и к шекспировской пьесе, полной драматических перипетий, и к рождественским страшным историям. Тем не менее это сочинение – едва ли не эталон приключенческого романа: конфликт между двумя братьями переносится из родового замка на палубу корабля, захлестываемую штормом, а затем в американские дебри. Динамика и острота конфликтов присуща и роману Остров сокровищ (1883), прославившему имя Р.Л.Стивенсона. Старая карта, хранящая тайну пиратского клада, – лишь отправная точка для длинной череды приключений, в которых испытывается сила воли человека и качества его характера – смелость, верность, способность к решительным действиям. Это и есть главное в любой приключенческой книге.

Четкие условия литературной игры требовали и определенных героев: авантюрист, иногда наделенный положительными качествами, иногда абсолютно отрицательными, но неизменно преследующий собственную выгоду;

положительный герой, зачастую скитающийся по свету из-за того, что оклеветан подлецами или не пожелал оставаться в затхлом мирке обывателей, он не ищет ничего для себя, а сражается за свободу, защищает обездоленных и беззащитных; ученый, как правило, добрый чудак, которого в путь позвала наука, но иногда и маньяк, использующий свои огромные познания для того, чтобы сеять зло.

Черты этих типов часто совмещались, если не в одном характере, то в одном повествовании.

Ведущие западноевропейские и американские мастера приключенческой литературы.

Борьба развитых стран за передел мира и захват новых колоний сказались и на том, что почти все ведущие мастера приключенческой литературы – писатели-европейцы.

Бенуа (Benoit) (Фердинанд Мари) Пьер (1886–1962), французский прозаик, прославившийся, в первую очередь, романом Атлантида (1919). Из других книг можно назвать роман Кенигсмарк (1918). Хотя «колониальные» романы П.Бенуа, по мнению критиков, проигрывали взятым им за образец романам Г.Хаггарда , произведения писателя долго пользовались популярностью у читателей.

Хаггард Генри Райдер Буссенар (Boussenard), Луи Анри (1847–1910), французский прозаик. Среди произведений, написанных в разных жанрах, есть романы, сочиненные в подражание романам Жюля Верна , Путешествие юного парижанина вокруг света (1890) и Французы на Северном полюсе (1893). Более удачны книги Через Австралию. Десять миллионов Красного Опоссума (1879), Гвианские робинзоны (1882). Однако европейскую известность ему принесли приключенческие романы, среди которых выделяется роман Капитан Сорви-Голова (1901), посвященный событиям англо-бурской войны.

Верн (Verne), Жюль (Габриэль) (1828–1905), французский прозаик. Наиболее известные его произведения были написаны по заказу издателей как научно-познавательные книги для подростков. Чтобы заинтересовать юных читателей, автор выстраивал цепь приключений, клал в основу сюжета поиски пропавшего человека или достижение неведомых земель, попутно излагая сведения о флоре и фауне тех или иных стран. На примере сочинений Ж.Верна легко увидеть, как устроен механизм приключенческих романов и понять, почему книги классиков жанра стали излюбленным чтением подростков. Среди его книг (1862), Путешествие к центру Земли (1864), Дети капитана Гранта (1866–1868), Двадцать тысяч лье под водой (1869–1870), Таинственный остров (1874–1875); Пятнадцатилетний капитан (1878).

Гобино (Gobineau), Жозеф Артюр (1816–1882), французский прозаик и ученый. Автор «ориентальных романов», среди которых Влюбленные из Кандагара . Свои естественнонаучные взгляды изложил в обширном труде Опыт о неравенстве человеческих рас (1853–1855).

Жаколио, Луи (1837–1890), французский прозаик и путешественник, среди сочинений представлены и приключенческие романы, например, Пожиратели огня (1887) и Затерянные в океане (1893), и научные монографии, например, Парии в человечестве (1877) и Естественная и общественная история человечества (1884).

Киплинг (Kipling), Джозеф Редьярд (1865–1936), английский поэт и прозаик. Лауреат Нобелевской премии (1907). Большинство киплинговских произведений так или иначе связано с Индией. Наиболее известные книги, написанные в приключенческом жанре, – повесть Отважные мореплаватели (1894) и роман Ким (1901), рассказывающий об индийском мальчике, вовлеченном в «большую игру», противостояние английской и русской разведок.

Купер (Cooper), Джеймс Фенимор (1789–1851), американский прозаик, обширное творческое наследие которого включает многочисленные исторические и морские романы. Тем не менее имя его, в первую очередь, связывают с серией романов об освоении американского Запада, объединенных общим героем, носящим несколько имен (Следопыт, Кожаный чулок и т.д.). Среди книг – романы Шпион (1821), Последний из могикан (1826), Следопыт, или Озеро-море (1840).

Лондон (London), Джек (наст имя и фамилия – Джон Гриффит) (1876–1916), американский прозаик, большая часть произведений которого относится к приключенческой литературе. Это и сборник рассказов Сказки Южных морей (1911) о противостоянии коренных жителей вторжению белых колонизаторов, и роман Морской волк (1904), посвященный приключениям на борту корабля, которым командует капитан-авантюрист, и несколько серий «северных» рассказов, описывающих период золотой лихорадки на Клондайке и нравы золотоискателей.

Марриет (Marryat), Фредерик (1792–1848), английский прозаик. Действие большинства произведений, описывающих морские баталии и приключения на море, разворачивается в период наполеоновских войн. Наиболее известны книги Морской офицер, или Сцены из жизни Фрэнка Милдмея (1829), Питер Симпл (1834), Мичман Изи (1835).

Рид (Reid), Томас Майн (1818–1883), английский прозаик. Приключения героев происходят в самых разных частях земного шара (Африка, Индия, Америка). Наибольшей популярностью пользуются романы, посвященные приключениям на американских просторах: Белый вождь (1855), Оцеола, вождь семинолов (1858), Всадник без головы (1866) и т. д.

Ромер (Rohmer), Сакс (наст. имя и фамилия – Артур Сарсфилд Уорд) (1883–1959), английский прозаик, поставивший перед собой цель предупредить мир о приближении «желтой опасности», то есть экспансии с Востока, персонифицированной в зловещем докторе Фу Манчу, китайском злодее, борющемся за мировое господство. Среди более двух десятков книг, посвященных этому герою и выходивших с 1910-х, романы Дочь Фу Манчу (1931), Маска Фу Манчу (1932), След Фу Манчу (1934), Остров Фу Манчу (1941), Тень Фу Манчу (1948).

Стивенсон (Stevenson), Роберт Луис (1850–1894), английский прозаик, большинство произведений которого содержат элементы приключенческой литературы. Особо следует выделить романы Остров сокровищ (1883), Владетель Баллантре (1889), Черная стрела и сборник повестей Новые арабские ночи (1882).

Ферри (Ferry) Габриель (наст. имя и фамилия – Эжен Луи Габриель де Бельмар) (1809–1852), французский прозаик. Герои его книг – индейцы, золотоискатели, авантюристы, место действия произведений, как правило, Мексика. Наиболее известны книги Косталь-индеец (1852), Лесной бродяга (1853).

Хаггард (Haggard), Генри Райдер (1856–1925), английский прозаик. Занимал многочисленные должности, был, в том числе, членом Королевской комиссии по доминионам и вице-президентом Королевского колониального института. Среди произведений немалую часть составляют романы с оккультными и мистическими мотивами, среди них Она: история приключения (1886–1887), Айеша: возвращение Ее (1905). Прославился романами о приключениях в Южной Африке, в том числе, Копи царя Соломона (1885), Аллан Квотермейн: описание его дальнейших приключений и открытий в компании с баронетом сэром Генри Кертисом, капитаном Джоном Гудом и неким Умслопогаасом (1887), Дитя слоновой кости (1916).

Эмар (Aimard) Гюстав (наст. имя и фамилия – Оливье Глу) (1818–1883), французский прозаик. Одна из главных тем – освоение Америки. Среди книг – Охотники Арканзаса (1858), Великий вождь Ока (1858), Пираты прерий (1859). В период франко-прусской войны 1870–1871 Г. Эмар командовал писательским батальоном «вольных стрелков», который отличился в боях.

Очевидно, что среди перечисленных европейских писателей американцы – редкое исключение: в то время американская культура еще не стала абсолютно самостоятельной, чувствуя неразрывную связь с культурой европейской. При том сама «американская» тема так или иначе нашла отражение у многих авторов.

Период упадка приключенческой литературы.

Во второй половине 19 в. казалось, у приключенческой литературы только-только открылись новые возможности: во второй половине 19 в. началось стремительное развитие городов и, как следствие, менялась психология горожанина, ставшего жителем мегаполиса. Теперь не надо было плыть за тридевять земель, неизведанные пространства города, улицы, отдельного дома давали свободу для приключений (важно противопоставление пространств: «сакрального», доступного лишь посвященным, и открытого всем, «профанного»). Город, даже родной для героя, столь велик, что таит опасность, чужд, враждебен (недаром родилось выражение «каменные джунгли»). Петербургские трущобы В.В.Крестовского (1840–1895) и написанные раньше и послужившие образцом для русского прозаика Парижские тайны Э.Сю (1804–1857) посвящены блужданиям героев в этих «джунглях», напряженной борьбе с многочисленными противниками, когда соотношение сил меняется едва ли не ежеминутно.

На свет явились жанры, немало позаимствовавшие у приключенческой литературы. Каждая глава романа-фельетона, для которой в очередном газетном номере предназначалась нижняя часть страницы, «подвал» – это отдельный, самостоятельный эпизод, начинающийся с того, что герои выпутываются из безвыходной, казалось бы, ситуации, чтобы, преодолев череду препятствий, в конце концов, опять очутиться в ловушке.

Классический роман-фельетон – это Фантомас П.Сувестра (1874–1914) и М.Аллена (1885–1969), сага о преступнике, терроризирующем город (первую романную серию, выходившую с 1911 по 1913, составили 32 тома, вторую, увидевшую свет с 1926 по 1963 и написанную одним М.Алленом, – 12 томов). Фантомас – злой гений великого Парижа. Уловки, которые он использует в борьбе с бессменными противниками, комиссаром Жювом и журналистом Фандором, кажется, возможны только в городе. Таинственные комнаты потайные двери напоминают о поэтике готического романа и о класическом приключенческом жанре.

Злые гении, привязанные к определенному месту обитания, делаются типичными героями: в Лондоне – профессор Мориарти (противник Шерлока Холмса у А.Конан Дойла), в Берлине – доктор Мабузе (возникший на страницах посредственного бульварного романа, он стал героем двух великих фильмов немецкого кинорежиссера Ф.Ланга). Ученый из приключенческого романа изменился, он изучает не дальние страны, а городскую среду, изучает настолько успешно, что способен, подчинив себе всех преступников, от больших до малых, сделаться аристократом зла. И вот уже города становятся средоточием сюжетов и тем приключенческой литературы и производных от нее жанров – это упомянутые выше Париж и Лондон, а для мистической литературы, чей расцвет приходится на 1900–1910-е 20 в., это Прага, город алхимиков и чародеев.

Тем не менее, перемены в тематике и героях свидетельствовали о том, что приключенческая литература теряла – и очень быстро – прежде освоенные пространства. В конце 19 и в начале 20 вв. в связи с техническим прогрессом менялся ритм жизни и ее условия. Экзотика удивляла все меньше, а новости, доставляемые телеграфом, тут же оказывались на страницах газет. В этом смысле чрезвычайно показательно, где размещали теперь авторы неизведанные уголки земного шара. Это или неприступные возвышенности, вроде плато, на котором сохранились доисторические животные и человекообразные существа (Затерянный мир А.Конан Дойла), или океанские бездны, скрывающие тайны погибших кораблей (Потерпевшие кораблекрушение Р.Л.Стивенсона и Л.Осборна), или бездны земные, находящиеся буквально внутри земного шара (Плутония В.А.Обручева). Зачастую авторы комбинируют элементы – так, неизвестная земля, на которой живут и человекообразные существа, и примитивные племена, и доисторические животные, находится в жерле огромного потухшего вулкана, который, в свою очередь, окружен океаном (Земля Санникова В.А.Обручева), на уединенном острове, также вулканического происхождения, разворачиваются события, описанные в романе Ж.Верна Таинственный остров (характерно, что один из героев романа, капитан Немо попадает в пещеру, расположенную в недрах этой суши, прямо из океанских глубин).

Именно в этот период – начало 20 в. – классический приключенческий жанр начинает сдавать позиции, отдавая энергию и составляющие жанрам от него производным, – детективным новелле и роману, роману полицейскому, роману и рассказу ужасов, научной фантастике и роману шпионскому.

Область литературы, где приключенческий элемент неуничтожим, – маринистика, ибо в основе ее – неизменное путешествие, тот пра-элемент, благодаря которому и возникла приключенческая литература. Человеческие силы настолько несоизмеримы с силой морской стихии, что тема борьбы с ней и почти обязательные приключения присутствуют и в романах английского писателя Д.Конрада (1857–1924), и в «антиромантичном» романе-странствии За Доброй Надеждой В.В.Конецкого (1929–2002) и в «производственном» романе Три минуты молчания Г.Н.Владимова (р. 1931).

Судьба приключенческой литературы в России и СССР.

Жанровая литература в России воспринималась как незамысловатое, отчасти вредное «чтиво», отвлекающее публику от экзистенциальных вопросов. Такая культурная инерция мешала «чистым» жанрам развиваться, а литераторов, зачастую талантливых, заставляла рядиться в одежды «социальности», чтобы работать в том же приключенческом жанре.

Характерно, что колонизаторская политика России в Средней Азии дала благодатный материал (а, вернее, удобную мотивировку) такому способному прозаику, как Н.Н.Каразин (1842–1908). Первая мировая война сделала одним из наиболее популярных российских авторов Н.Н.Брешко-Брешковского (1874–1943), который на военном фоне разворачивал действия своих подлинно авантюрных романов. Впрочем, нехватка собственных мастеров жанра компенсировалась тем, что российскому читателю были отлично известны сочинения иностранных классиков приключенческой литературы. Только в издательстве П.П.Сойкина увидели свет собрания сочинений Р.Киплинга, Р.Хаггарда, Р.Стивенсона и т.д. Однако подобная литература, по мнению критики, предназначалась для детей и подростков (ещеМ.Е.Салтыков-Щедрин высказывал надежду, что рецензируемый им перевод романа Ж.Верна Пять недель на воздушном шаре станет настольной детской книгой).

Революция 1917 в этом смысле мало что изменила. Если для западной приключенческой литературы выбор времени и места означал выбор антуража, возможность обновления материала, то для русской, а затем и советской литературы подобный выбор играл роль пристойной мотивировки. Великие революционные катаклизмы, противостояние двух социальных систем, парадоксально, давали порою в некоторых случаях искомую жанровую свободу. Красные дьяволята П.Бляхина (1887–1961) – чисто авантюрная повесть, разыгранная в удачно подобранных декорациях гражданской войны, роман Г.Адамова (1886–1945) Тайна двух океанов – классический приключенческий роман (путь подводной лодки «Пионер» в океанских глубинах, экспедиция на затонувшую часть острова Пасхи, сражение с вражеской армадой), лишь вставленный в обрамление романа шпионского. Когда несколько удобных, главным образом, устраивающих идеологические инстанции, мотивировок для оправдания приключенческой литературы было отыскано, появилось множество периодических изданий и книжных серий, выходивших огромными, даже по тем временам, тиражами (журнал «Искатель», «Библиотечка военных приключений», «Библиотека приключений и научной фантастики» и т. п.).

Впрочем, и классическая приключенческая литература не утратила обаяния и притягательности. В 1920-х XX в., в связи с определенной издательской свободой (появление частных и кооперативных издательств), увидели свет многочисленные переводные романы и повести П.Бенуа, Ж.Гобино и др. В 1950-х вышли многотомные собрания сочинений Ж.Верна, Ф.Купера, Д.Лондона. Переизданные по изданиям П.П.Сойкина в период «издательского бума» 1990-х собрания сочинений зарубежных мастеров жанра с восторгом были встречены уже новыми поколениями читателей.

Евгений Перемышлев

Итак, что такое приключенческая литература? Относится ли, например, к ней наследие Джека Лондона? (кстати, мой любимый писатель). Аналогичный вопрос вызывают «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера». Не только отдельные произведения, но и целые жанры спорят за своё право называться приключенческой литературой.

«По современным понятиям, приключенческая литература — это совокупность нескольких прозаических жанров, отдающих приоритет действию перед характером, случаю перед будничным ходом жизни и динамике перед описательностью».

К приключенческой литературе принято относить детектив, роман путешествий, научную фантастику, авантюрный (собственно приключенческий) роман. От «серьёзной» литературы, приключенческая отличается по типу конфликта, который здесь особенно «конфликтен». Нередко преувеличиваются достоинства героя, а также значимость и «размеры» его поступков (подвига).

Очень часто приключенческая проза заселяется простаками, чьи наивные умозаключения оттеняют проницательность интеллектуалов (Портос или доктор Уотсон как выгодный фон для д’ Артаньяна и Шерлока Холмса).

Да, приключение - игра, но оно вместе с тем драма, поскольку его герой неизменно подвергается испытаниям — причём подлинной опасностью, а не тренированной ситуацией. Ответная реакция читателя — большое эмоциональное и интеллектуальное напряжение. Ведь поединки приключенческой игры ведутся на самом краю пропасти. Герой обычно преодолевает все препятствия и всё, как правило, заканчивается хеппи эндом, но в принципе счастливый финал похождений ему не гарантирован.

Произведения первой приключенческой волны отождествимы с серьёзной литературой: «Робинзон Крузо», «Приключения Гулливера», романы Вальтера Скотта и Филдинга. Дюма, По, Жюль Верн, Стивенсон, Конан Дойл — вот авторы второй «волны», под пером которых приключенческая литература принимает современный вид.

Вообще-то грань между приключенческой и «серьёзной» литературой весьма условна. Некоторые произведения позапрошлого, прошлого, да и нынешнего веков имеют словно бы двойное подданство, принадлежа одновременно той и другой. Вспомните хотя бы «Робинзона Крузо» или роман В. Богомолова «Момент истины».

Среди важнейших представителей советской, российской приключенческой литературы — А. Толстой и А. Грин, В. Катаев и В. Каверин, А. Беляев и И. Ефремов, бр. Стругацкие, А. Рыбаков, Ю. Семёнов и А. Адамов. Их лучшие приключенческие произведения входят в золотой фонд юношеского чтения, регулярно публикуются под маркой приключенческих изданий.

Зарубежная приключенческая литература только ХХ века может похвалиться такими примечательными именами, как Сабатини с его романами о капитане Бладе, фантастами Брэдбери, Азимов, Шекли, детективщиками Джон Диксон Кар, Кристи, Симеон и др.

Приключение вроде бы легкомысленно, беззаботно. Но за этой маской — неотложная забота: (может кому-то это покажется слишком пафосным) утвердить в сознании читателя высокий нравственный идеал. Приключенческая литература, сколь ни парадоксально может прозвучать такое утверждение, — назидательная, поучающая, воспитывающая.

Часто молодые авторы спрашивают: «А где он этот «воспитывающий» момент в моём рассказе (повести, романе), если я не вкладываю особого смысла в свой опус, а просто описываю придуманные или где-то услышанные приключения?» Смысл, а значит «воспитывающий момент» в таких произведениях присутствует всегда. Автор зачастую сам того не осознаёт. Вспомните, как после прочтения какой-то книги или просмотра фильма Вам вдруг хочется хоть чуть-чуть стать похожими на главного героя или героев — стать таким же сильными, смелыми, благородными…

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези — её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….

Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…

Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА - ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»

Я полностью согласен с нашим великим писаелем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика - праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.

Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.

НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».

Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).

Что здесь скажешь? Печально!

Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика - литература, точнее - недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».

«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак - великий писатель.

«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.