Маленькие секреты граттографии. Техника рисования «Граттаж Граттаж техника рисования для детей

Евгения Смирнова

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника

14 мар. 2018 г.

Содержание

На сегодняшний день существует множество техник рисования. Одной из интереснейших является граттаж, который привлекает многих любителей рисования своим необычным эффектом и простотой исполнения. Следуя простым инструкциям, даже неопытный человек сможет научиться создавать настоящие произведения искусства. Техника граттаж, иначе называемая воскографией, будет интересна детям и взрослым любого возраста. Произведения, выполненные в граттаже, отличаются контрастом черного фона и белых линий рисунка.

Что такое граттаж

Воскография – это древняя техника нанесения изображений при помощи выцарапывания. Под современным граттажем (фран. gratter - скрести, царапать) понимают процарапывание рисунка на листе бумаги или дощечке, которая покрыта тонким слоем воска и туши. В настоящее время это распространенный профессиональный метод создания графических художественных композиций. С его помощью можно добиться четких штрихов и создать эффектный образ с минимальными усилиями.

Рисунки в технике граттаж приобрели большую популярность в начале прошлого столетия. Тогда в России стали активно практиковать технику гратографии, которую начали использовать для реализации экспрессивных и фантастических произведений. Особую популярность тогда приобрели работы М.В. Добужинского и литовского графика Д.К. Тарабильдене. Последний проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад», используя данную технику.

Выцарапывание рисунка на черном фоне предполагает использование любого острого предмета подходящего диаметра. Традиционно для процарапывания штрихов и изображений применяются гусиные перья, деревянные палочки и незаправленные перьевые ручки. Суть техники современного граттажа следующая: на плотную бумагу или лист картона наносится толстый восковой слой, который затем покрывается тушью черного цвета. Когда острым предметом процарапывается слой туши, на черном фоне образуются штрихи, цвет которых будет соответствовать цвету подложки из воска.

Чтобы создать черно-белое изображение, белый лист бумаги нужно покрыть воском и тушью, а для получения эффектного разноцветного рисунка – подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Допустим еще один вариант – сначала основу следует прокрасить акварелью, задавая цветовой контекст будущего рисунка, после чего покрыть ее воском и покрасить тушью. В итоге получится цветной граттаж.

Не случайно граттаж стал популярным в начале прошлого столетия, ведь тогда ценились такие качества, как простота, неординарность и лаконичность. Создавать рисунки на черном фоне с эффектом полутона посредством граттажа можно было с помощью контуров. Такая техника часто встречается в журналах и газетах того времени. Если качество печати тех работ было посредственным, то среди рекламной продукции встречаются виртуозные примеры, которые показывают мастерство и широкий диапазон возможностей граттажа.

Даже в нынешнее время граттаж является уникальной техникой рисования, которая активно внедряется в программы по дошкольному развитию. Граттаж для детей представляет собой относительно простой способ создания рисунков, которые таит в себе большой обучающий потенциал. Он знакомит малыша с основами композиции, развивает мелкую моторику рук и воображение, дает представление о физических свойствах туши, воска и красок, а также оказывает комплексное воздействие на детское развитие.


Подготовка материала для рисунка в технике граттаж

История использования граттажа весьма долгая, поэтому инструментов и материалов для реализации накопилось много. Для создания рисунка граттажем вам понадобятся:

  • лист картона или плотная бумага;
  • черная тушь или гуашь;
  • плоская кисть (широкая) с мягким ворсом;
  • масляная пастель, восковые мелки или парафиновая свеча;
  • деревянная шпажка (например, зубочистка), гусиное перо, гвоздь, спица и другой удобный инструмент для процарапывания – профессиональные художники используют резаки (специальные резцы).

Создание основы

Решив заняться созданием эффектным рисунков методом царапанья, подготовьте лист плотной бумаги (можно ватмана) или картон. У вас есть несколько вариантов на выбор:

  • Оставьте бумагу белой.
  • Сделайте основу цветной. Нанесите для этого в произвольном порядке акварель.
  • Закрасьте картон простыми восковыми мелками. Можете использовать один цвет или набросать разноцветные полоски, не оставляя пустых пятен.
  • Возьмите в качестве основы для граттажа цветной картон.
  • Подготовьте картон с уже готовым изображением на нем, например, кусок коробки конфет.

Нанесение воска

Подготовив основу для рисования техникой граттаж, нанесите на нее воск. Сделать это можно несколькими способами:

  • Вотрите в основу восковую свечу.
  • Натрите свечу на терке в емкость и поставьте на водяную баню. Как только воск расплавится, нанесите его на картон, используя небольшую кисточку.
  • Зажгите чайную свечу и набирайте воск на кисть прямо из нее, аккуратно переносите на картон.

Если вы уже нанесли на основу восковые мелки, то этап с воском пропустите. Если же нанесение мелками показалось неравномерным, то исправить эту проблему можно как раз на этом этапе. Улучшить ситуацию можно растворителем, например, попробуйте использовать скипидар. Профессиональные мастера для рисования техникой граттаж вместо воска используют яичный желток, мел, специальную глину.

Для закрашивания можно использовать тушь, гуашь или акриловую краску. Первые два средства рекомендуется слегка перемешать с мыльным раствором или раствором с шампунем. За счет этого краска не будет скатываться с жирной восковой поверхности. Подробнее:

  • Один из вариантов предполагает применение туши. В процессе работы она будет скатываться по восковой поверхности, поэтому вам придется нанести несколько слоев. Как вариант – придайте основе цвет губкой или ватным тампоном.
  • Второй способ закрашивания подразумевает использование гуаши. Краску (любую) нужно наносить пятнами. Такая гравюра будет менее долговечной.
  • Для закрашивания техника граттажа предполагает и использование акриловой краски. При этом есть тонкости – акрил застывает пленкой и поэтому процарапывание возможно с небольшими неровностями.

Создание рисунка в технике граттаж

Прежде чем приступить к созданию изображения с помощью граттажа, зафиксируйте лист на фанере или столе, приклеив его скотчем. Далее руководствуйтесь поэтапной инструкцией:

  1. Перед началом работы полностью просушите поверхность. На «нерабочие» участки положите салфетку или чистый лист бумаги.
  2. Закрасьте поверхность, используя масляную пастель разных цветов. Например, для осеннего пейзажа возьмите красные и желтые тона, для изображения подводного мира – фиолетовые и синие.
  3. Чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга, возьмите бумажку и потрите ею поверхность. Масляная поверхность хорошо размазывается, поэтому у вас получится цельное разноцветное пятно.
  4. Закрасьте всю поверхность, воспользовавшись черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня.
  5. Наметьте основные контуры белым карандашом или мелком. Обозначьте только главные очертания, т.к. стереть карандаш с такой поверхности, не нанеся ей повреждения, будет сложно.
  6. Начинайте процарапывать обозначенный контур острым предметом. Давить слишком сильно не стоит – делайте это с таким давлением, чтобы снять черный слой. Перед процарапыванием убедитесь в том, что темный пигмент высушен.
  7. Процарапав основные контуры, займитесь проработкой деталей и завершите свой рисунок.

Граттаж можно сделать негативным или позитивным. В первом случае подложку делают темной, а фон светлым, а во втором (самом распространенном) – светлый рисунок выцарапывается на темном фоне. После покрытия воскового слоя с использованием туши у вас получится полуматовая поверхность черного цвета, с которой нужно обращаться очень аккуратно – не брызгать водой, не трогать руками. На ней сразу остаются отпечатки пальцев, которые потом не получится чем-либо удалить. Полезные советы:

  • Если не досушить восковой картон, то вы не сможете процарапать ровную линию, т.к. материал начнет крошиться.
  • Очень важно работать на абсолютно ровной поверхности, чтобы картон не переламывался и не сгибался. Лучше зафиксируйте рабочий лист на фанере при помощи скотча.
  • Вы можете подобрать материалы для техники граттаж на свое усмотрение. Это может быть плотная бумага, картон, пластик, дерево, старый календарь и даже металл. В случае с металлической и деревянной поверхностью основу можете не тонировать – просто покройте ее воском и процарапайте изображение.
  • Наносить краску необходимо плоской кистью с мягким ворсом – так слой получится равномерным. Если вы будете использовать жесткий ворс, то он «травмирует» восковой слой. Проводить кистью рекомендуется только один раз, в противном случае поверхность переувлажнится и просто набухнет.
  • Промежуточный слой можно будет сделать парафиновой свечкой, яичным желтком или восковыми мелками.
  • Последний красочный слой создается при помощи цветной гуаши или черной туши. Финишный цвет в целом бывает любым – все зависит от вашей композиционной идеи.
  • Чтобы при выцарапывании рисунка гуашь не окрашивала руки, добавьте в краску немного ПВА.
  • Чтобы во время нанесения финишного слоя краска не скатывалась на парафине или воске, покройте поверхность мелом.
  • Если тушь или гуашь скатывается со слоя, обработанного восковыми мелками, то можете сначала обезжирить основу тальком.

Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру.

Граттаж - что это?

Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина - «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе "царапать"). Граттаж - это по своей сути вид гравюры. Правда, на этот счет мнения различных художников расходятся. Если принимать за гравюру любое изображение, полученное путем нанесения штрихов без наличия краски, то граттаж - типичная гравюра. Как, впрочем, и любой рисунок карандашом.

Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность (такую как дерево или металл), то рисование в технике граттаж - это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.

Этапы создания шедевра в технике граттаж. Шаг первый - как выбрать основу гравюры

Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее у художника есть несколько вариантов.

Вариант первый - оставить бумагу просто белой.

Вариант второй - сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.

Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен.

Вариант четвертый - в качестве основы можно взять цветной картон.

Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.

Шаг второй - нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый - втереть в основу

Вариант второй - натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий - зажечь (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Шаг третий - придаем цвет

На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой.

Другой вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате. Такой вид гравюры будет менее долговечен, да и в процессе работы гуашь смазывается и пачкает все вокруг.

И наконец, третий вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение Правда, и здесь есть тонкости - как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожными. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.

Шаг четвертый - волшебство появления гравюры

На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. Кстати, наиболее простой вариант - шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить! Конечно, профессиональные художники, для которых техника рисования граттаж не является новинкой, используют специальные резцы (резаки), но любителям и новичкам будет достаточно и перечисленных подручных средств. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

Кстати, есть и вариант обратной техники граттаж - процарапывание темного картона, который сверху покрыт светлой краской.

Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).

Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.

А если вы хотите узнать, что такое граттаж и попробовать перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала, знайте, что сделать это очень просто. Переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.

«Граттаж» - необычная техника рисования. Даже не рисования, а процарапывания элементов рисунка. Как правило, «граттаж» выполняется в чёрно-белой гамме, но экспериментировать с цветом рисунка или фона тоже можно!

Для изготовления рисунка в технике «граттаж» потребуются:
Картон белый,
Масляная пастель белая,
Гуашь чёрная,
Широкая кисть,
Жидкое мыло,
Копирка,
Карандаш,
Заострённая шпажка.

Итак, используя белую масляную пастель, покрываем лист картона толстым восковым слоем. Заменить масляную пастель можно восковыми мелками или свечой. Картон я пробовала использовать глянцевый и матовый. Результат больше понравился на глянцевом.


Чёрную гуашь смешиваем с небольшим количеством жидкого мыла, так как фактически придётся рисовать по восковому слою. Мыло можно заменить средством для мытья посуды, гелем для душа или шампунем. Требуется всего одна капля. Вода нужна только для того, чтобы смочить кисть перед началом работы.

Покрываем картон слоем гуаши так, чтобы не было просветов. Если вы добавили мыльное средство, их быть не должно.

Следим за тем, чтобы слой краски распределился равномерно. Неразбавленная водой гуашь сохнет быстро.

Продолжаем работать только с полностью высохшим картоном. Подходящий рисунок переводим на тёмный фон с помощью копирки или же просто рисуем неострым карандашом по высохшей гуаши. Ни в первом, ни во втором случае сильно надавливать на карандаш нельзя, иначе выцарапывание начнётся уже на этапе рисования.

Мастер-класс по не традиционной технике рисованию. Метод "Граттаж"

Шарыпова Анна Александровна, воспитатель 5 группы МАДОУ города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №96 «Умничка»

Мастер - класс предназначен для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»
Задачи:
Учить детей рисовать с помощью трафарета.
Воспитать аккуратность в ходе выполнения работы.
Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник.
Развивать речь и мышление
Цель:
Познакомить воспитанников с одним из видов графики - граттажем

Название работы: "Бабочки"
Зачитываем стих Г. Ряскина

На лесной полянке чудо -
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.

Материал:
Альбомный лист
Восковые цветные карандаши
Черная гуашь
Свеча
Жидкое мыло
Заточенная палочка или стержень пасты
Кисть
Трафарет

Ход работы:

Раскрасить лист бумаги цветными восковыми карандашами. Карандаш должен покрыть лист плотным слоем.


Затем рисунок натираем свечой без пропусков.


Покрываем рисунок черной гуашью. P.S гуашь лучше перемешать с жидким мылом для более равномерного нанесения краски. Полученной смесью покрыть лист при помощи кисти.


Дать краске немного подсохнуть.


Пока рисунок подсыхает делаем с детьми пальчиковую гимнастику. (Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей.")
1."Зайчики"
(Поставить все пальцы одной руки на стол)
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять...
(пересчитать заек)

Будем лапками стучать
(Стучите всеми пальцами по столу вместе или в разнобой)

Постучали, постучали
И стали. Сели отдыхать.
(Согнуть пальцы в кулак)

2."Бабочка"
Сожмите пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний палец, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("бабочка машет крыльями") - сначала одной, затем другой рукой.
Рисунок подсох можно продолжать. Берем заточенную палочку или использованный стержень (в моем случае). Процарапываем рисунок (или обводим по трафарету).



По желанию можно не только обвести контур, но и "раскрасить" стержнем сам рисунок.

(Граттаж)

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения.

Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом - пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Виды техник граттажа с использованием разных инструментов (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем)

Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам готовлю исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

1 этап: грунтовка листа воском (так-как эта работа сложная, грунтовку проводит воспитатель. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной).

2 этап: Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.

3 этап: Острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно перед рисованием провожу пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую мускулатуру пальцев рук.

Этапы работы с детьми.

1 этап: Знакомство.

Знакомлю детей с техникой «граттаж», рассказываю, что это такое, показываю работы, выполненные в данной технике и в технике «граффити».

Техника «граттаж» обладает мощными графическими характеристиками. Обращаю внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике
(линия, штрих, пятно, контраст).

2 этап: Подготовительный.

Для развития точности и уверенности движения руки, дети выполняют штриховку(параллельные линии в определенном направлении, прямые линии, косые линии, зигзаги, волнистые линии). Этому способствуют игры.

Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Задания по образцу.

Предлагаю выполнить простым карандашом несколько простых упражнений на обычном листе бумаги в технике граффити, дети копируют за взрослым изображения. Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала.

Цель: развитие внимания, двигательной координации.

Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.

Знакомство с пиктограммами, зарисовка

Основной этап

Острой палочкой процарапывается рисунок. Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.

Что можно изобразить?

Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.

Конечно же, напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку. Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

  • информационный;
  • исследовательский;
  • практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)

3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.

4. Мотивация задания.

5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

Приложение

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Предлагаю конспект НОД в технике «Граттаж» в подготовительной группе.

Тема: «Космический пейзаж»

Цель : инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.

Задачи:

Побуждать детей передавать в рисунке картинку космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассмотрении репродукции, чтении литературы о космосе.

Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент (острую палочку), как того требует техника «гратажа».

Расширить представление детей о космосе;

Развивать внимание, восприятие, воображение, мышление;

Интеграция образовательных областей:

Познание;

Чтение художественной литературы;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Словарная работа:

Активизация слов: космос, ракета, космонавт, гермошлем, полет, звезды, планеты, спутники, земляне, невесомость, космический корабль, иллюминатор.

Подготовка к НОД:

Музыкальное сопровождение;

Магнитная доска, элементы ракеты, выполненные из картона;

Модуль космического пространства;

Игрушечный телескоп, глобус, игрушечная рация;

  • Подборка и выставка литературы
  • Иллюстрации о космосе, проведение познавательных занятий
  • Беседа по космической тематике
  • Слушание музыки космической тематики с музыкальным руководителем
  • Материал для детей:

Альбомные листы с готовой основой под граттаж,

Деревянные палочки для выполнения рисунка.

Ход НОД:

1. Организационная часть

Педагог: - Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка:

Он черен как ночь

И звезд в нем не счесть

Планет и созвездий

В нем множество есть

Что же это за место,

Возникает вопрос

И каждый ответит

Ведь это же............................(космос)

Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят - очень много звезд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и тд,).

Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе

Игра: «Космическое путешествие»

Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами.

Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчет времени. Пять, четыре, три, два, один.... Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идем на посадку.

Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира.

Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!!

Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите?

Ответ детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету и др.

Внимание!!!

Ракета идет на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что уведете, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам).

Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчет времени: Пять, четыре, три, два, один.... Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у)

Педагог: Вот вернулись из полета.

Наши храбрые пилоты.

Понравилось вам путешествовать?

Вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. - Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)

2. Практическая часть:

Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объемными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребенка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».

3. Итог занятия

Выставка рисунков.

Педагог: О чем вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребенком стихотворения В.Татаринова «Космонавт»

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

Самую лучшую выберу звезду

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песенку о Земле родной!

Используемый материал:

1. http://festival.1september.ru/articles/533240/
2. http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/
3. http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119
4. http://www.liveinternet.ru
5. http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_literature/imagination.htm
6. http://www.openclass.ru/node/184846