Гамма. мажор и минор - профессиональный педагог

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» —

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает . Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме МИ-ДИЕЗА).

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с минорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Звуки были очень рады. Дом им нравился. К тому же у каждого звука появилась сестричка -клавиша .

Каждый день волшебник музыкант Бельканто садился за фортепиано и разговаривал со звуками. Одно было плохо - Бельканто был очень известный музыкант, очень занятой и не мог играть со звуками все время. А им так хотелось! И у звуков возник план.

Дело в том, что у Бельканто было два сына.


Один очень веселый, шумный, задира и выдумщик -

А второй спокойный, рассудительный, очень серьезный и немного грустный

Оба мальчика были очень добрыми, хорошими, Звуки их очень любили и решили научить их играть на фортепиано. Но дети были слишком малы - они умели считать только до семи и не могли запомнить имен всех звуков и клавиш. А как можно играть, если тебя не знают?

Всю ночь звуки ломали головы над тем, как бы им так назваться и расположиться, чтобы маленьким музыкантам - и - было легче их запомнить... И придумали.

Сначала они разделились на 7 октав . Потом каждую октаву разделили на 7 клавиш . (Теперь ты понимаешь, почему королевство Семьнасемь имеет такое название). В каждой октаве живут клавиши с одинаковым названием, хотя у каждой свой голос. Как так получилось?
А вот как.

Дедушка Дормидонт, Дядюшка Добряк, их сыновья и дочки поселились на клавише рядом с речкой - на клавише слева от двух черненьких, и, поскольку их имена начинались со слога "До", они так и решили назвать свой Дом - До .

Рядом - в Речке жили пРекрасные русалочки. Свою клавишу они назвали Ре (речка). Найти ее проще простого: белая клавиша между двумя черненькими бережками - это и есть Ре .

Милашка Мими, ее друзья и подруги поселились на поляне усыпанной мимозой. Клавиша находится на правом берегу речки (справа от дух черных клавиш)- Ми

На следующих двух клавишах поселились два итальянца со своими семьями. Они больше всего на свете любили кушать спагетти и Фа -Соль . Поэтому они, а звали их -одного -Фабрисио, а второго - Сольдо,- посадили огромное поле фасоли и поселились на нем.

На следующей клавише Ля поселились Лягушата-мама Лягушка, папа Лягушка и дети- Ляква, КвакЛя, Ляля, Ляна и самая маленькая Ляся.

А клавиша Си -это охрана. Синдбад - мореход и его сыновья -Силачи охраняют каждый свою октаву, поэтому они находятся слева от До.

Теперь детям надо было выучить всего семь клавиш: До , Ре, Ми , Фа , Соль , Ля и Си. (Во всех семи октавах они называются одинаково)
Дети их тут же выучили, и теперь звуки целый день могли резвиться и развлекаться с одним братом - Мажором, и всю ночь мечтать и грустить с Минором.
(Белованова М.Е. из книги"Музыкальный учебник для детей",2007)

В некотором царстве, музыкальном государстве Лад жили были два брата, которых величали Мажор и Минор. Мажор всегда был весёлым и много шутил, а у Минора настроение всегда было грустное и печальное. Люди этого государства знали, что братья обладали волшебной силой, которая могла менять их настроение. Братья жили дружно и всегда помогали жителям государства.

Если кому-то взгрустнётся – Минор тут как тут – зазвучит задумчивой мелодией тихо нашёптывая нежные утешения. А если праздник, какой в государстве, то без Мажора не обойтись; всех развеселит, подбодрит и в душе радость засияет. Когда братья вместе, то у людей все дела в королевстве ладятся: кругом порядок и гармония. Так бы и продолжалась беззаботная и радостная жизнь в королевстве, если бы ночью, когда все жители спали и видели добрые волшебные сны, на королевство не налетел холодный ветер.

Этот ветер послала злая волшебница Какофония, чтобы в государстве разрушить лад и навести беспорядок. Какофония любила звуковой беспорядок (иллюстрация), когда звуки не слушают друг друга, и не желают ладить между собой. Такой беспорядок нравился Какофонии, так как музыкальные звуки беспрекословно ей подчинялись.

Какофония не любила братьев, даже побаивалась их. Ведь когда братья в королевстве, кругом гармония и порядок. И решила злая волшебница их разлучить, выгнать из королевства, чтобы самой там властвовать. Всю ночь она читала заклинания из волшебной книги и послала холодный ветер разлучить братьев.

Наутро, когда жители королевства проснулись, они не услышали ни грустных, ни весёлых мелодий. Кругом царил звуковой беспорядок (какофония – иллюстрация). Где же наши братья и их волшебная сила гармонии? Мы не слышим и не чувствуем своего настроения! Звали, долго искали они братьев, да не нашли. И с того времени в государстве Лад всё стало не ладиться. Жители государства не возлюбили Какофонию и стали думать, как её прогнать и вернуть Мажор и Минор.

Холодный ветер унёс братьев за тридевять земель и оставил одного в сосновом бору, а другого – у речки. Искали братья друг друга, звали, да не слышны были их голоса.

Тогда Мажор научил лесных птиц петь радостные и озорные песни, высоким соснам подарил силу торжества, величия и гармонии – и сосновый бор зазвучал. Его музыку услышала речка, которая научилась мечтать и грустить с Минором. Так волшебница Природа помогла встретиться братьям.

Птицы лесные поведали им о деяниях Какофонии и о страданиях жителей государства. Заторопились братья домой, попросили волшебницу Природу помочь им.

Тёплый ветер вернул Мажор и Минор в музыкальное государство. Как только Какофония увидела братьев – испугалась и умчалась восвояси.

Мажор и Минор снова вместе. И как прежде в музыкальном государстве всё ладится – кругом порядок и гармония

Уважаемые коллеги!!!

Предлагаю Вашему вниманию музыкально- дидактическую сказку «Мажор и Минор», которую мы сочинили вместе со студенткой музыкального отделения педагогического колледжа (ныне выпускница) для использования на уроках музыки в обще образовательной школе. Данная сказка помогла учащимся начальных классов увлекательно и доступно осознать понятие музыкального лада. Музыкально- дидактическая сказка сопровождалась презентацией и музыкальными иллюстрациями. Следует отметить, что сказка активизировала познавательный интерес учащихся, а также способствовала лучшему усвоению учебного материала.

Сказка «Мажор и Минор»

В некотором царстве, музыкальном государстве Лад жили были два брата, которых величали Мажор и Минор. Мажор всегда был весёлым и много шутил, а у Минора настроение всегда было грустное и печальное. Люди этого государства знали, что братья обладали волшебной силой, которая могла менять их настроение. Братья жили дружно и всегда помогали жителям государства.

Если кому-то взгрустнётся – Минор тут как тут – зазвучит задумчивой мелодией тихо нашёптывая нежные утешения. А если праздник, какой в государстве, то без Мажора не обойтись; всех развеселит, подбодрит и в душе радость засияет. Когда братья вместе, то у людей все дела в королевстве ладятся: кругом порядок и гармония. Так бы и продолжалась беззаботная и радостная жизнь в королевстве, если бы ночью, когда все жители спали и видели добрые волшебные сны, на королевство не налетел холодный ветер.

Этот ветер послала злая волшебница Какофония, чтобы в государстве разрушить лад и навести беспорядок. Какофония любила звуковой беспорядок (иллюстрация), когда звуки не слушают друг друга, и не желают ладить между собой. Такой беспорядок нравился Какофонии, так как музыкальные звуки беспрекословно ей подчинялись.

Какофония не любила братьев, даже побаивалась их. Ведь когда братья в королевстве, кругом гармония и порядок. И решила злая волшебница их разлучить, выгнать из королевства, чтобы самой там властвовать. Всю ночь она читала заклинания из волшебной книги и послала холодный ветер разлучить братьев.

Наутро, когда жители королевства проснулись, они не услышали ни грустных, ни весёлых мелодий. Кругом царил звуковой беспорядок (какофония – иллюстрация). Где же наши братья и их волшебная сила гармонии? Мы не слышим и не чувствуем своего настроения! Звали, долго искали они братьев, да не нашли. И с того времени в государстве Лад всё стало не ладиться. Жители государства не возлюбили Какофонию и стали думать, как её прогнать и вернуть Мажор и Минор.

Холодный ветер унёс братьев за тридевять земель и оставил одного в сосновом бору, а другого – у речки. Искали братья друг друга, звали, да не слышны были их голоса.

Тогда Мажор научил лесных птиц петь радостные и озорные песни, высоким соснам подарил силу торжества, величия и гармонии – и сосновый бор зазвучал. Его музыку услышала речка, которая научилась мечтать и грустить с Минором. Так волшебница Природа помогла встретиться братьям.

Птицы лесные поведали им о деяниях Какофонии и о страданиях жителей государства. Заторопились братья домой, попросили волшебницу Природу помочь им.

Тёплый ветер вернул Мажор и Минор в музыкальное государство. Как только Какофония увидела братьев – испугалась и умчалась восвояси.

Мажор и Минор снова вместе. И как прежде в музыкальном государстве всё ладится – кругом порядок и гармония.

Преподаватель психолого- педагогических дисциплин

Краснодарского педагогического колледжа

Ярмухина Светлана Владимировна

Сказка про Мажор и Минор Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу. «Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники.

Слайд 12 из презентации «Два лада. Легенда»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Два лада. Легенда.pptx» можно в zip-архиве размером 7068 КБ.

Скачать презентацию

Без темы

«Картины художников о весне» - Цветущие яблони. А.Саврасов. Многие поэты и писатели писали о весне. Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания. Мероприятия. Вопросы. Солнечный день. Весна в творчестве поэтов, писателей, художников. И.Левитан. К. Юон. Весна. Ф. Васильев.

«Изобразительное искусство» - Организация постановки. Какие изобразительные задачи решаются в работе с натуры. Окружающий мир – мир форм. Художественный образ. Творческая работа. Фрагмент дерева. Каковы особенности пропорций фигуры человека. Освещение. Познание. Рисунок – средство познания формы. Обучение изобразительному искусству основано на работе с натуры.

«Композиция» - Написать букву- образ. Единство. Искусство шрифта. 7.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Шумерское письмо Египетское письмо Греческое письмо. Word. Вариант разбивки большого заголовка. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры. Засечка. Компьютерный дизайн. В отличие от линии и полоски строка имеет смысл, т. е. несет информацию.

«Виды портретов» - Парадный портрет. Портреты различаются по формату (скульптурные). Виды портрета человека. Портреты различаются по формату. Камерный портрет. Виды портрета. Пропорции изображения головы человека. Социальный портрет. Проверь себя. Психологический портрет.

«Жанры изобразительного искусства» - И. Репин «Бурлаки на Волге». Изображающий море. Как называется художественное произведение, точно повторяющее другое? Сказочно – былинный жанр. Жанр, в котором главный герой – природа. Собрать иллюстративный материал с изображением пейзажей (фотографии, иллюстрации, репродукции). В каком жанре работал В.И.Суриков?

«Орнамент «Турецкий огурец»» - Индийский огурец. Персидский кипарис. Мотивы «Турецкого огурца» в России. Индия. Палитра «Турецкого огурца». Турецкий огурец. Родиной орнамента считается Персия. Слеза Аллаха. Последовательность выполнения творческой работы. Форма. Восточные мотивы в русском национальном узоре. «Турецкий огурец» завоевал популярность в России.