Ми минорная гамма пентатоника боксы. Обучение гитаре с нуля: пентатоника
К ак строится пентатоника? Построение осуществляется следующим образом, рассмотрим 4 варианта. В качестве первого примера пусть будет em пентатоника .
Б ерем любую, натуральную, минорную гамму и выкидываем 2-ю и 6-ю ноты. Для большей наглядности смотрите на картинки:
Получаем, пять позиций пенатоники: E - G - A - B - D .
Н е редки вопросы от читателей: "Что делать с минорной пентатоникой " ? Ответ на такое вопрос просто вводит меня в тупик, наверное игарть, учить, применять в нужных местах, узнавать ее звучание по слуху....
Е сли выкинуть из блюзового лада 4-ую ступень или как ее еще называют "Блюзовая нота ", получаем то же самое. В качестве примера будет си минор пентатоника :
В результате имеем: B - D - E - F# - A .
C пособ №3 , строим нужный лад по интервалам. Способ самый трудозатратный, но и самый полезный одновременно. Для лучшего понимания смотрим картинки:
1-ый интервал - малая терция
.
2-ой и 3-ий интервал - секунда
.
4-ый интервал - малая терция
.
Д ля использования этого способа вам нужно в совершенстве владеть нужными интервалами, а лучше всеми. Рано или поздно они вам обязательно пригодятся. Изучение интервалов - это отдельная работа, которая является обязательной. В противном случае, этот способ не дла вас.
Ч то бы узнать способ №4 читаем следующую статью, ссылка в в самом низу поста.
В этом посте мы узнали как строится минорная пентатоника , в следующем уроке мы научимся строить и узнаем, что такое мажорная пентатоника .
Ля-минорная пентатоника – обычно это первая шкала, которую учит каждый начинающий гитарист. Она имеет многостороннее применение и состоит из звуков, которые хорошо применяются в роковом и блюзовом контексте. Я расцениваю пентатонику как легкую версию гаммы Ля-минор .
Звуки, входящие в пентатонику Ля-минор
Диаграмма грифа гитары
Названия нот, входящих в пентатонику
Последовательность звуков пентатоники Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Соль(G)
Указания к применению и запоминанию
Ля-минорная пентатоника применяется для ликов и заполнений. Если ты хочешь играть мелодии, рекомендуется широко применять в своей игре звуки из Ля-минорной пентатоники.
Для запоминания пентатоники ты можешь использовать следующие 5 позиций, которые нужны для наглядного представления ля-минорной пентатоники по всему грифу гитары. Тренируй все указанные ниже образцы по очереди и вскоре ты почувствуешь эту шкалу.
Ля-минорная пентатоника в виде 5-ти позиций на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн
Позиция №1 |
Позиция №2
|
Позиция №3 |
Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д
ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.
Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?
И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.
А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.
Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты,
н
аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.
Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.
Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?
Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)
Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)
Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?
Правильно — из первого, третьего и пятого.
Это Ля, До, Ми.
Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До
Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)
Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля
"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.
Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.
"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)
И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)
Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До
Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)
Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре
Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.
Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!
Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в этой статье , довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.
Виды пентатоники
- Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
- Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них . Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
- Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
- Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».
Сакура (японская народная песня)
Мажорная и минорная пентатоника
Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.
- Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
- Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.
Пентатоника в музыке Китая
Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.
Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)
Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.
Пентатоника на гитаре
Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.
Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.
Минорная пентатоника на гитаре
Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.
Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.
Цель этого урока
- понять, что такое пентатоника, как
её можно использовать в игре на гитаре соло .
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.
Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.
Что такое пентатоника?
Пентатоника - это 5 звуков, пятизвучная гамма . Гамм из 5 нот много.Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.
В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.
Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника (основной тон) пентатоники.
Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.
- Импровизировать в соло ещё проще, если запомнить.
Что такое аппликатура? - Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.
Начнём с мажорных пентатоник.
Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.Другой вариант - и включать запись ритма в mp3,
Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?
Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.
Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.
Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон, играя поверх музыки.
В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады .Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.От «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
Играйте её и старайтесь запомнить.Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
Что касается других нот, то с ними дело обстоит также. - Запишите музыку в тональности «Ми мажор»
, аккорды E, A, H7. Тоника соответственно - «Ми».
Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.
Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).Играйте две эти пентатоники вместе.
- Запишите музыку в других мажорных тональностях:
Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.
- Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру - схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:
- Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.
- Немного теории
:
Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
C D E G A CГамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты:
C Eb F G Bb C - На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник , играя их поверх музыки минорных тональностей.