Ля мажорная пентатоника на гитаре. Как играется пентатоника на гитаре? Позиционирование на грифе

Многие начинающие гитаристы недооценивают важность игры гамм, это занятие кажется им скучным и даже нудным, однако давайте поищем плюсы в этом деле, а их надо сказать не мало:

  • Изучая и играя гаммы, вы сможете гораздо быстрее выучить расположение нот на грифе, о которых мы писали в предыдущей статье: , да и в целом гриф будет ощущаться лучше, увеличится точность смены позиций и понимание гитарной аппликатуры;
  • Ежедневная игра гамм увеличит беглость пальцев левой руки, усилит точность работы с медиатором правой, но самое главное, вместе с этим будет развиваться и их синхронизация между собой, что напрямую влияет на скорость, чистоту и точность вашего исполнения;
  • Гаммы хорошо развивают слух, чувство ритма и являются прекрасной основой для будущих импровизаций.


Теперь когда нам стало очевидно, что играть гаммы крайне полезно, можно переходить к их изучению. А с чего лучше начать, как ни с хлеба и соли любого гитариста — минорной пентатоники? Правильно ни с чего, ведь — это краеугольный камень не только блюзовой гитары, но и всей современной гитарной музыки, так или иначе пентатоника используется практически всеми именитыми гитаристами, а не только блюзменами с дельты Миссисипи.

Минорная пентатоника

Пентатоника — гамма звукоряд которой состоит из пяти ступеней, все ноты которой могут располагаться по чистым интервалам (квартам или квинтам). Ниже на рисунке представлена аппликатура ля минорной пентатоники, черными точками на которой обозначены тонические ноты (то есть первые наиболее устойчивые ноты в гамме определяющие ее тональность, в ля миноре — это нота ля).

Играть эту аппликатуру можно от любого лада, при этом нужно помнить, что перемещая ее по грифу, будет меняться и тоника, а следовательно и тональность гаммы, однако подробнее о транспонировании мы поговорим в одной из следующих статей, а пока целиком и полностью сосредоточимся на ля минорно пентатонике.

Упражнения на основе пентатоники

Для начала сыграйте восходящий пассаж, представленный на табулатуре ниже:

Играть его следует переменным штрихом (поочередными ударами медиатором вниз и вверх, если вы вдруг забыли или не читали нашу статью ). Не забывайте держать ритм, в идеале играйте этот пассаж под метроном. После того как вы освоитесь и у вас начнет получатся достаточно быстро и без ошибок, к этому пассажу можно добавить и нисходящий

Блюзовая пентатоника

Блюзовая гамма или блюзовая пентатоника — это та же самая пентатоника, но с дополнительной нотой, отстающей от тоники на уменьшенную квинту, соответственно в гамме вместо пяти нот, шесть — это ля, до, ре, ре диез, ми и соль, на рисунке ниже представлена аппликатура ля минорной блюзовой пентатоники

Данная гамма благодаря так называемой блюзовой ноте, в случае с ля минорной пентатоникой — это ре диез, звучит очень по блюзовому, однако не менее любима и рок музыкантами.

Упражнения на основе блюзовой гаммы

В качестве упражнений на основе блюзовой гаммы, можно использовать пассаж очень похожий на тот. что использовался с ля минорной пентатоникой: с начала восходящий, а затем нисходящий

Заключение

Помимо того, что пентатоника является неплохой гаммой для тренировки техники, она так же является и отличной основой для импровизации, но об этом мы поговорим немного позже. А пока учите пентатонику и блюзовую гамму, особое внимание уделяя чистоте исполнения и ритму.

Пентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.

Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.

Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.

Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.

Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.

Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.

При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.

Пентатоника на гитаре: ноты и табы. Как играть пентатонику

1. Первый пример и на видео и в табулатурах — это пентатоника от ноты ЛЯ (шестая струна — пятый лад), которая играется во второй позиции.

При этом первая нота ЛЯ на шестой струне играется мизинцем.

Положение ваших пальцев при игре должно оставаться постоянным и стабильным. Пальцы могут подниматься по ладам вверх и вниз, но не сдвигаются ни влево ни вправо.

Каждому пальцу выделяется свой лад, на котором он и играет все выпадающие ноты.

Постановка во второй позиции (название позиции от названия самого нижнего лада гитары) такая:

— второй лад грифа — указательный палец;
— третий лад — средний палец;
— четвертый лад — безымянный палец;
— пятый лад — мизинец.

Это положение пальцев обязано сохраняться постоянно, пока вы не смените позицию. В табулатурах Guitar Pro, которые вы скачаете с нашего сайта, это первая группа нот.

2. Теперь мы играем те же самые ноты пентатоники (5 нот без полутонов), только уже в пятой позиции.

Номер позиции для руки — это номер самого нижнего лада на гитаре, который зажимается вашими пальцами.

Ниже 5-го гитарного лада здесь мы не опускаемся, значит, это пятая позиция на грифе.

Постановка пальцев для игры пентатоники ЛЯ в пятой позиции следующая:

— пятый лад — указательный палец;
— шестой лад — средний палец (он должен находиться на своем ладу даже тогда, когда не зажимает никаких струн);
— седьмой лад — безымянный палец;
— восьмой лад — мизинец.

3. Следующие 2 группы нот — это упражнения на гитаре в пентатонике, которые отображены на видео.

Здесь фактически вы играете те же самые ноты из пентатоники от ноты ЛЯ, только возвращаетесь постоянно на одну предыдущую ступень назад.

Скачайте табулатуры и все поймете сами. Этот же ход обучающего упражнения доступно и понятно показан на видео. Ничего сложного тут нет.

ВАЖНО : когда вы играете гаммы или упражнения, следите за тем, чтобы совершать минимум лишних движений.

Например, держите пальцы всегда на своих струнах и своих ладах, даже если ноты на них в определенный момент не звучат.

Не ерзайте пальцами по ладам, играйте все в тех или иных конкретных позициях. Не возите одним только указательным пальцем по струне от первого для двенадцатого лада — у вас для этого есть и другие пальцы!

ВАЖНО : если вы только учитесь играть, обязательно используйте метроном.

В программе Guitar Pro 5 (которая вам понадобится, чтобы открыть наши ноты и табы), есть встроенный метроном, и им нужно пользоваться.

Также в этой программе за пару минут можно набросать простейшую ритмическую партию ударных или хотя бы акцентировать сильные доли (мы прописали удары предполагаемого метронома).

ВАЖНО : начинайте с малых скоростей, пока не научитесь играть полностью все ноты в нужных позициях. Затем темп метронома можно и нужно повышать, развивая технику и скорость своей игры.

Здесь также обязательно нужно сказать, что ноты пентатоники должны браться исключительно из нот вашей гаммы. В ля-миноре и до-мажоре нет ни диезов ни бемолей в ключе.

Здесь все эти ноты будут звучать как нужно. Если же вы захотите обыграть пентатоникой, например, МИ-минор, вам придется брать ноты из этой же самой гаммы МИ.

Вообще по пентатонике можно сказать очень и очень много еще чего, но азов из этого видео-упражнения будет пока достаточно.

Детальнее пентатоника будет рассмотрена в других упражнениях сайта и в разделе «элементарная теория».

Цель этого урока - понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло .
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.

Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.

  1. Что такое пентатоника?

    Пентатоника - это 5 звуков, пятизвучная гамма . Гамм из 5 нот много.

    Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.

    В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.

    Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника (основной тон) пентатоники.
    Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
    Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.

    Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
    В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.

    Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

  2. Импровизировать в соло ещё проще, если запомнить.
    Что такое аппликатура?
  3. Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.

    Начнём с мажорных пентатоник.

    Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
    Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
    Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:

    Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
    Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.

    Другой вариант - и включать запись ритма в mp3,

    Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?

    Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.

    Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.

    Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
    играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон, играя поверх музыки.
    В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады .

    Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
    Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.

    От «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
    Играйте её и старайтесь запомнить.

    Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
    Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.

    Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
    Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.

  4. Запишите музыку в тональности «Ми мажор» , аккорды E, A, H7. Тоника соответственно - «Ми».

    Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.

    Пентатоника, которую можно играть


    от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
    от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
    Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
    от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).

    Играйте две эти пентатоники вместе.

  5. Запишите музыку в других мажорных тональностях:

    Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.

  6. Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру - схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:
  7. Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.
  8. Немного теории :

    Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
    Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
    C D E G A C

    Гамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
    Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты:
    C Eb F G Bb C

  9. На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник , играя их поверх музыки минорных тональностей.

Если ты уже выучил гамму Ми-минор , то без труда поймешь, на чем основывается пентатоника Ми-минор.
Выучив пентатонику, ты получишь большое подспорье к собственной импровизации.

Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в пентатонику Ми-минор

Последовательность звуков пентатоники Ми-минор имеет следующий вид: Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – Ре(D)

Указания к применению Ми-минорной пентатоники

Ми-минорную пентатонику можно применять в песнях, написанных в тональности Ми-минор, а также в тональности Соль-мажор. Применяй её для заполнений, роковых пассажей, пентатонических ликов, и простых легко запоминающихся мелодий. Из Ми-минорной пентатоники также могут получаться суперские ритмические гитарные партии. Применяй в данной пентатонике при необходимости блюзовые ноты из блюзовой гаммы для того, чтобы твои рифы звучали более грязно.

(Кстати, на счет блюза. У меня классный бесплатный курс, который называется Азы блюза для новичков . Рекомендую тебе на него подписаться.)

Пентатоника Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Многие люди увлекаются музыкальным исскуством. Музыка - это отличный способ увеличить силу духа человека либо утешить его в печали. Музыкальная школа - замечательное заведение, которое позволяет узнать основы, а также многие нюансы того, как овладеть тем или иным инструментом. Многие новички в музыкальном ремесле отправляются именно туда в начале своего пути. Те люди, которые начинают изучать способы игры на гитаре, часто задаются вопросами о том, что такое пентатоника на гитаре. Из этой статьи мы узнаем ответ на данный вопрос. Кроме того, нам станет известно, что такое ступени пентатоники.

Основные принципы

В том случае, если бы вы никоим образом не хотели бы осваивать пентатонику, но тем не менее при этом вам бы хотелось уметь придумывать потрясающее соло на акустической или же электрогитаре, то рано или поздно вам все равно бы пришлось столкнуться с этим термином. Почему же так происходит?

Изучение того, что такое пентатоника на гитаре - неотвратимо потому, что пентатоника - это звукоряд, в котором присутствует 5 звуков. Особенность данного звукоряда заключается в том, что он принципиально не имеет полутонов, а также звуков, которые могут образовывать тритоны.

Популярность пентатоники

Было бы сложно сказать, кто из самых знаменитых гитаристов (а кроме того и басистов, клавишников, а также многих других членов музыкальной братии) мог бы не использовать пентатонику. Например, блюзовая пентатоника - без которого невозможна импровизация. И, в принципе, это довольно сложно представляемая вещь - игра без импровизации.

Теоретическое введение

Поскольку пентатоника - это пятиступенный лад, то в отличие от каких-либо диатонических гамм, состоит он не из 7, а всего лишь из 5 звуков. В этом заключается мощь данного приема игры на гитаре. Музыкальная школа Древнего Китая в седьмом веке возводила данный прием в статус философского постулата. Считалось, что каждая нота этого звукоряда обозначала своеобразное, определенное мистическое воздействие на отдельных людей и социум в целом.

Виды пентатоники

Существует два вида пентатоники. При этом минорная пентатоника столь же популярна, как и мажорная.

Минорные принципы пентатоники практически в точности похожи на мажорные. Разница только в несколько другой тональности. Это происходит из-за параллельности данного тона. Таким образом, мы получаем пентатонику при помощи удаления четвертой и седьмой ступени из мажорной гаммы. При этом из минорной мы удаляем вторую и шестую ступень. Именно поэтому данное правило параллельности отлично подходит для пентатоник.

Итак, само главное правило звучит так: параллельный минор может строиться на шестой ступеньки минора, при этом сохраняя все знаки на ключе, если он есть. Кроме того, есть вариант отступить и от мажорной тоники на одну малую терцию вниз, в таком случае выйдет минорная тоника. Если говорить просто, то это произойдет через два лада вниз по струне.

Давайте представим, что мы хотим сымпровизировать какую-либо мелодию в тональности ля-минор. Необходимо найти ноту ля на любой из струн, сверьтесь с минорным принципом пентатоники и расположите остальные ноты непосредственно учитывая основную тонику. По ширине пентатоника состоит из четырех ладов. Четыре пальца непосредственно отвечают за четыре лада, каждый из ваших пальцев отвечает за ноту именно на своем ладу. Термин, которым это обозначается - позиционная игра.

Основной совет, который дается начинающим музыкантам, заключается в том, что им необходимо проиграть все пентатоники, начиная от самой низкой и вплоть до наиболее высокой ноты, а затем наоборот. Когда вы научитесь непосредственно играть все данные фигуры в самом начальном варианте, то тогда можете начать и варьировать игру. Надо помнить, что наиболее простым способом проигрывания гамм является проигрывание этих элементов восьмыми нотами. В данном случае говорится о длительности. Не забывайте, что на каждую долю играется по две ноты. Для примера рассмотрим пентатонику в ля-миноре.

Упражнение для закрепления техники

Давайте возьмем ля на третьей струне. Данная точка будет являться тоникой, вторым ладом. Теперь возьмите своим указательным пальцем третью струну и получите непосредственно вторую позицию. Теперь начните играть с третьего лада самой шестой струны. В этом месте наиболее низкий звук. Дальше следуйте инструкции по таблице.

В данном примере нижняя строка, табулатура, и есть непосредственно При этом его первая струна находится вверху, тогда как внизу шестая. Справа находится корпус инструмента, ну а слева - колки. Номер лада изображается на струнах. При этом изображается он, учитывая все расположенные выше ноты.

Есть и ещё один интересный способ. Этот способ называется - триоль. В нем каждая четвертая доля делится непосредственно на три одинаковые части. Каждые три ноты должны звучать, что важно, равномерно в течении одного удара. Классический пример в данном случае - вальс. Давайте вспомним стандартный темп вальса, каким мы его видели, допустим, в фильмах - "раз-два-три-раз-два-три".

Рассмотрим мажорную пентатонику

Давайте поподробнее поговорим о том, что такое мажорная пентатоника. Данную технику можно получить при помощи удаления из самой натуральной до-мажорной гаммы четвертой и седьмой ступени. Соответственно, формула данной техники: 3 (до) - 2 (ре) - 3 (ми) - 5 (соль) - 6 (ля).

Стоит обратить внимание вот на что. Дело в том, что до-мажорная и ля-минорная пентатоника состоят фактически из одних и тех же звуков. Тем не менее из-за того, что они все имеют самое различное интервальное строение, они разнятся. В данном случае на них распространяется само правило парных тональностей. Это которые имеют одинаковое число в своем ключе. К примеру - до-мажор - ля-минор, соль-мажор - ми-минор (или же фа-диез). Таким образом, получается и то, что боксы пентатоники на гитаре, если рассматривать их относительно этого свойства, универсальны. Иначе говоря, до-мажорная и ля-минорная пентатоника по своей структуре имеют одну и ту же аппликатуру. Однако же при этом расположение непосредственно тонального центра, а также других ступеней у них отличаются друг от друга.

Полутоновая пентатоника

В Японской народной музыке, как и, в принципе, азиатской, популярен прием полутоновой пентатоники. Там довольно широко известны пятиступенные ряды, помимо основных семиступенных звуковых рядов.

Полутоновая пентатоника - это распространенный среди стран Востока вид пентатоник. Пример такой пентатоники следующий: e-f-g-g#-a#. Интервалы в данном случае представляют из себя полутоны (то есть малые секунды). В данном случае e-f и g-g#.

Другие примеры пентатоник

Кстати, еще бывает смешанная пентатоника и темперированная. В смешанной объединены свойства полутоновой и классической, бесполутоновой пентатоники, тогда как темперированная представляет из себя индонезийский тип звукоряда слендро. В нем нет ни тонов, ни полутонов.

Гитаристы, использующие пентатонику

Один из самых видных гитаристов современного времени Р. Фрипп утверждал, что обычно для освоения одной из гамм требуется пять-шесть лет занятий. Тем не менее, многие думают, что чем большее количество гамм они знают, тем для них лучше. Для того чтобы описать данное явление, можно употребить известное и крайне хорошее народное выражение "нахвататься вершков". Такие люди вместо того, чтобы расширять и углублять свои знания и понимания уже известного, перескакивают с одного прямиком на другое, не осваивая ничего.

Поскольку пентатоника представляет из себя наиболее легкий, а кроме того, и популярный способ для освоения ладов, то и встречается она во всех стилях музыки. На это есть огромное количество причин. Главная же, скорее всего, в самом нейтральном звучании данной техники. использовал пентатонику особенно интенсивно в своих импровизациях. В том числе даже там, где это могло бы показаться неприемлемым.

Вычленение из натуральных ладов

Тем не менее, помимо огромных преимуществ пентатоники, у нее есть также и один большой недостаток. Дело в том, что ее звучание довольно быстро приедается и придумать что-либо необычное в рамках одного лада становится достаточно сложно. Основным стандартным способом разнообразить звук пентатоники может являться добавление ступени 5b и стиля блюз. Кроме того, многие используют тоникальные пентатоники для каждого своего нового аккорда. В блюзовой же традиции принято использовать одну пентатонику примерно на все

Тем не менее существует помимо прочего и еще один замечательный способ, который помогает расширить выразительность и возможности пентатоники. При помощи данного способа можно создавать крайне необычные звучания, при этом используя всего 5 нот. Данный способ носит название "вычленение пентатоники из натуральных ладов".

Для начала возьмем три самых распространенных лада: дорийский, лидийский, миксолидийский. Теперь запомните связь аккорда с соответствующим ладом. Вслед за этим необходимо найти пентатонику внутри каждого из ладов. Благодаря тому, что существует всего пять возможных типов расположения звуков в самой пентатонике, цель наша состоит в том, чтобы найти варианты данных обращений в выбранном нами ладу.

Используя наиболее простой принцип, теперь мы от каждой ноты начинаем пробовать все возможные варианты. При этом если от самой ноты никак невозможно построить большую секунду, то в таком случае вариант у нас останется только один (а именно - начать с малой терции). Если мы обобщим полученный результат, то получим вывод, согласно которому каждой ступени определённой пентатоники может соответствать и своя пентатоника. Можно привести аналогию гармонизации гаммы аккордами. В результате мы получим семь пентатоник для того, чтобы обыграть один аккорд. Мы можем использовать любую из них, чтобы открыть самые разные и новые возможности обыгрывания аккордов.

Данный принцип крайне хорош для импровизации. Вы можете, не задумываясь, создавать само модальное пентатоническое звучание. Допустим, вы сможете запомнить то, что при каждом обыгрывании мажора возможно использовать ту пентатонику, которая расположена на полтона ниже самого основного тона. Вы сможете играть B-минорную пентатонику на C-мажор.

Что же, теперь вы узнали, что пентатоника - это замечательный способ освоить игру на гитаре и даже углубиться в ее дебри.