Малая родина - это значимый образ для формирования патриотизма.

(СЛАЙД № 1)

Звучит стихотворение Виталия Бакалдина. (читает учитель)

В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она -
вишня у окна.
Прямо у дверей
золото полей,
дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа
пролегла в хлеба, здесь моя судьба -
радость и борьба, здесь взращённый мной
колос налитой -
гордость и отрада жизни молодой.
От тебя вдали
в пламени, в пыли
годы нас вели
вглубь чужой земли,
но всегда со мной
в стороне иной был в трудах-походах
ты, мой край родной.
Видно, так и быть,
здесь мне век прожить,
до конца дружить,
до конца любить,
здесь мои друзья,
здесь моя семья,
большего не скажешь -
здесь земля моя.

2. Повторение изученного.

(СЛАЙД №2)

Что вы представляете, когда слышите слово “РОДИНА” ?

В какой стране мы живем? (в России)

Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (да)

А как называется край в котором мы живем? (Краснодарский)

Найдите и отметь его в таблице.

Как по другому называют Краснодарский край? (Кубань)

Найдите и отметь его в таблице.

Почему его так называют? (По названию реки Кубань)

Местное население ещё в давние времена пыталось защитить свои земли от наводнений, и в 60-е годы было решено строить КРАСНОДАРСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, или как его ещё называют ……..(КУБАНСКОЕ МОРЕ)

3. Основная часть урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемной ситуации.

(СЛАЙД № 3)

О нашей родной Кубани композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, художники картины.

И сегодня ребята мы послушаем стихотворение, которое приготовила Саша Концевич. Оно посвящено нашему родному краю, городу. Стихотворение написано учеником нашей школы Предвечным Ильей, которое в 2003 году стал победителем городского конкурса юных поэтов “Я – гражданин России”

Мой любимый город Краснодар,
Ты растешь, и я расту с тобою.
Словно мне ты предназначен в дар,
Окружен твоею я любовью.

Все вокруг мне милое, родное
Ивушки, березки за окном
Пенье птиц над быстрою рекою.
Смех друзей, улыбка мамы, Отчий дом.

Ивушки, березки за окном, смех друзей, улыбка мамы. Отчий дом…

(СЛАЙД № 4)

Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина.

А как вы думаете, что такое малая Родина? (высказывания ребят)

Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.

И сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине.

(СЛАЙД № 5)

Составьте из букв слово и мы узнаем как называется наша малая родина.

(Дети складывают из букв слово КАЛИНИНО)

2. - Да вы правильно отгадали, нашей малой Родиной является поселок Калинино.

Найдите и отметь его в таблице.

(СЛАЙД № 6)

И о нём слагали поэты стихи, сочиняли песни композиторы. Сейчас мы прослушаем одну из песен, которую сочинила учитель музыки нашей школы Тананко Надежда Викторовна.

Маленькой поселок -
Домики, сады.
Рос счастливый ты.
Детский сад и школа,
Добрый отчий дом.
Ты о них, веселый,
Не забудь потом.
Об отцах и дедах

Память сохраним.
Жизнь за наше детство
Отдали они.
Возле старой школы
Плачет тихий сквер –
В маленьком поселке
Памяти пример.

Родина большая
Громко позовет.
Но в душе пусть тихо
Малая живет.
Маленькой поселок -
Домики, сады.
Рос счастливый ты.

Понравилась вам песня, ребята?

А почему в песне говорится о садах? (окружают наш посёлок)

(СЛАЙД № 7)

Да, действительно вокруг нашего поселка сады и поля. В конце 19 века, узнав о богатых и плодородных землях Кубани, сюда начали приезжать люди со всех уголков России. Они стали строить свои дома на окраине города, возделывать землю, сажать сады. И постепенно наш посёлок со всех сторон стал утопать в садах и потому его первое название “Новые Сады”.

Наш посёлок всегда считался частью города ЕКАТЕРИНОДАРА. Но он резко отличался от всего города, потому что был окружён садами и полями, а люди, жившие здесь, обрабатывали их. И тогда жители “САДОВ” решили отделиться от города и создать свой сельский совет. С этой просьбой они обратились к всенародному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Калинин помог им. И в честь него посёлок, стали называть Калининским, а со временем переименовали в посёлок Калинино

Посмотрите на план нашего поселка. (учитель показывает улицы на плане, дети находят их на своих планах) В “Новых садах” было всего две улицы Крайняя и Средняя. Улица Крайняя сейчас называется Российской. А улица Средняя сейчас называется 1Мая. С одной стороны были сады в которых росли яблони, вишни, сливы, на плане мы видим, что на их месте сейчас строят дома, но часть садов всё же осталась. А с другой стороны посёлка находятся поля, где и до сих пор выращивают клубнику, горох, помидоры, свеклу, кабачки ит.д.

3.- А теперь положите перед собой планы нашего посёлка и приготовьте цветные карандаши. Сейчас вы сами отметите на них улицы, поля и сады.

Вспомните, какая улица раньше называлась Крайней? (Российская).

Найдите её на своих планах и заштрихуйте ее жёлтым цветом.

Найдите её и заштрихуйте синим цветом.

Вспомните, что находится вокруг нашего посёлка? (сады, поля)

Давайте отметим сады и заштрихуем их зелёным цветом.

А с другой стороны посёлка Калинино простирается море полей.

Заштрихуем поля коричневым цветом.

Кто живет в нашем поселке, найдите и отметьте свой дом, нарисовав домик.

Как называется улица, на которой находится наша школа? (Уссурийская).

Найдите улицу Уссурийскую и заштрихуйте её красным цветом.

Отметьте на ней нашу школу оранжевым цветом.

(СЛАЙД № 8)

ФИЗМИНУТКА. Ребята, мы с вами много сделали, а теперь давайте отдохнём и посмотрим как вы запомнили названия старые и новые. Если я буду произносить старое название – вы будите топать, если новое – хлопать. Будьте внимательны. И так, встали, приготовили ладошки.

РОССИЙСКАЯ - КРАЙНЯЯ

КАЛИНИНО – НОВЫЕ САДЫ

ЕКАТЕРИНОДАР – КРАСНОДАР

4. - Молодцы. И так мы с вами отметили на планах школу. Раньше в нашем посёлке школы не было вообще. А садовчане очень хотели, чтобы их дети были грамотными.

И они дважды обращались в городскую думу с просьбой открыть на садах школу.

(СЛАЙД № 9)

И вот, наконец, в 1903 году школа была открыта. Это были две маленькие хатки, покрытые камышом.

(СЛАЙД № 10)

Через несколько лет на улице Российской построили, другое небольшое здание, более новое уже из кирпича. Оно находится на территории сквера Памяти.

Посмотрите ребята, вот так выглядела наша школа в те давние времена.

Сколько этажей в ней было? (1 этаж)

Но и это здание было очень маленьким, так как посёлок с каждым годом рос, и учеников становилось всё больше и больше. Поэтому в 1972 году была построена новая школа. В этом здании вы учитесь сейчас, (обратите внимание на макет нашей школы)

Ребята, а чем здание нашей школы отличается оттого старого здания? (Был 1 этаж теперь 3, главный вход, крыльцо теперь большое, окна раньше были маленькие, теперь большие, у школы большая спортивная площадка)

Наша школа носит имя Евгения Дороша. Это пионер, который спрятал знамя, а фашисты узнав об этом наказали его, выломав ему руки и ноги во дворе старой школы. Они бросили его в сарай. Сельчане узнав об этом, выкрали его и похоронили у школы. Там, у здания старой школы и находится его могилка. Но не одна, там же памятник товарищам – танкистам, которые защищали наш поселок. Каждый год во дворе старой школы 9 мая собираются ученики, учителя, ветераны и жители поселки чтобы почтить память павшим в ВОВ.

(СЛАЙД № 11)

Наша школа всегда гордилась своими выпускниками и учителями и назову только некоторых из:

МАХАНЬКО Наталья Владимировна – выпускница нашей школы, сейчас – заместитель главы администрации муниципального образования г.Краснодара

НЕКРАСОВА Наталья Ивановна – учитель математики, сейчас – заместитель главы администрации Прикубанского внутригородского округа

ГЛАДЫШЕВА Надежда Владимировна –выпускница нашей школы – заместитель администрации Калининского сельского округа

Многие выпускники закончили институты и вернулись в стены родной школы учителями:

  • Немцева О.Б. – заместитель директора по УМР
  • Медведев П.А. – заместитель директора по СМОР
  • Яланская Т.Г. – учитель начальных классов
  • Александрова И.А. – учитель начальных классов
  • Радченко Е.Н. – учитель начальных классов
  • Иванова В.М– учитель начальных классов
  • Рябоконь И.М. – учитель технологии
  • Шихин А.В. – учитель технологии
  • Проскурина Ю.А. – учитель биологии, химии
  • Пидковская Н.А. – учитель биологии
  • Марченко Г.Г. – учитель истории
  • Ишханян А.В. – воспитатель в ГПД

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

(СЛАЙД № 12)

А сейчас давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке, в этом нам поможет стихотворение, написанное преподавателем нашей школы Александровой Ириной Александровной, но текст деформирован, некоторые слова в нем пропущены и если вы правильно ответите на вопросы, то текст будет восстановлен и мы сможем его прочитать.

  • Как называется наш край? (Краснодарский)
  • Как мы называем наш посёлок Калинино? (Малой родиной)
  • Как называется главный город Кубани? (Краснодар)
  • Как раньше назывался наш посёлок? (Сады)

А теперь давайте прочитаем стихотворение.

Краснодарский край родной-
Дивный, чудный, неземной!
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
Главный город на Кубани-
Славный, добрый Краснодар
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
Дивный есть посёлок в крае
Раньше звался он “Сады”
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
(СЛАЙД № 13)

4. Домашнее задание:

Узнай у своих родителей и расскажи, учились ли они в нашей школе. Кто был их учителями, чем интересна была их школьная жизнь.

Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
.

Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

Литература

  1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
    Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
  2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
  3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
  4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
    475 с.

Наталия Насонкина
Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Цель : закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина ; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.

Материал : слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг» , «Выложи герб города» , гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине . Кто мне скажет, что такое Родина ?

Дети. Страна, в которой ты живёшь.

Воспитатель. А как называется наша Родина ?

Дети. Россия.

Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова : Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек . И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса» ? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус» , известного ещё в 4 веке до нашей эры.

Посмотрите на эти фотографии.

Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.

Велика наша Родина ! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.

Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город , маленький, деревня) .

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли , где мы родились , где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья , где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя !

1 ребёнок :

Что мы родиной зовём ?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок :

- Малая родина – островок земли .

Под окном смородина , вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая малая родина моя .

Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.

Дети на глобусе показывают Россию.

На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых . Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?

Дети. Это столицы.

Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины .

Дети. Москва.

Воспитатель показывает на глобусе город Москву.

Воспитатель. А как называется наш город?

Дети. Рассказово.

Воспитатель. Наш город большой или маленький ?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?

Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.

Д/и : «Угадай город»

Дети выбирают фотографии.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.

Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.

Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.

Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу .

Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России» . Давайте разделимся на две команды : одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.

Дети рассаживаются за столы.

Итак, первый вопрос : что является отличительными знаками государства?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Что означает Государственный флаг?

Дети. Единство страны.

Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?

Дети. Служит знаком или символом власти.

Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?

Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.

Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.

Д/и : «Выложи флаг»

Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?

Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.

Воспитатель. Как слушают гимн страны?

Дети. Стоя.

Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?

Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.

Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций) . Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?

Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.

Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?

Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.

Воспитатель. Что означает все эти части герба?

Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие , солнечный свет.

Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.

Игра : «Выложи герб города»

Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?

Дети. У флага и герба есть общие символы.

Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг» . Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.

Игра «Герб – флаг»

Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие : «Русский человек без родины не живёт » , «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха» . Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет» .

Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам :

1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)

2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)

3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)

4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)

5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)

6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)

7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)

8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)

9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу )

Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей) . Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.

Классный час в 4 «А» классе

«Моя малая родина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места

2. Сообщение темы. Целевая установка.

Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем не обычный, т.к. на занятии у нас присутствуют гости.

Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия.

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?

3.Вступительное слово.

А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

В какой стране мы с вами живем?

Гражданином какой страны вы являетесь?

Как называется столица нашей Родины?

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной?

Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

(Слайд 3)

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

4. Основная часть:

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

Родина – это земля, государство, где человек рождается .

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

5. Проводится конкурс «Родня» .

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

( Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. (слайд 5)

6. (Игра составь пословицу)

Родина – мать, Родине служить.

Жить- , умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

(слайд 6)

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?

Что из истории своего края вы можете рассказать?

7. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»

Инструкция: выберите один или несколько ответов.

1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?

А.Знаю все о своих родителях

Б.Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

В.Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках

Г.Затрудняюсь ответить

Д.Владею информацией частично

2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?

А.Да

Б. Нет

В. Затрудняюсь ответить

3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?

А. Не знаю

Б. Знаю (укажите)_______________________________________________

4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?

А. Особенности речи

Б.Традиции праздников

В.Особенности местного костюма

Г.Легенды, сказки, предания

Д.Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.

Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну

Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание.

Дети проходят в класс, здороваются с учителем, садятся.

Дети смотрят на слайд

(Слайд. тема классного часа)

Один из учащихся читает название занятия:

Дети смотрят на слайд (Слайд: карта России РФ

Москва

Дети отвечают на вопросы.

Дети читают по слайду

Дети зачитывают значение слов со слайда

Дети складывают пословицу из разрезанных слов

(слайд дети зачитывают пословицы объясняют их значение)

Дети отвечают на вопросы.

(одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой) (Когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живём.)

дети отвечают на вопросы

дети отвечают на вопросы анкеты

Самоанализ классного часа « Моя малая родина»

классного руководителя 4»А» класса Пащенко С.Ю.

Данный классный час является реализаций программы "Нравственные корни!" по нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, из блока «Я - Отечество». Форма проведения беседа

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и

культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской

администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные

качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении внеклассного занятия. Использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», подростки рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

Дети были организованны, дисциплинированны и активны.

В ходе классного часа работала над развитием речи учащихся, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Классный час был эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать поставленные задачи. Завершая беседу, учащиеся согласились с мнением учителя в том, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый с чувством гордости может гордиться своей малой родиной.

Очень часто можно услышать фразу от человека: «Моя Родина - это…». Но однозначного продолжения этой фразы нет. Каждый повествует о своей Родине по-разному.

У истоков…

Для одного Родина - это место его рождения, для другого - город, где он живёт в данный момент. Подобных мнений существует множество, и все они по-своему верны. Человек выбирает своей Родиной то, что дорого его душе, что дорого его мыслям, что обуславливает его поведение и восприятие окружающего мира.

"Моя Родина" - это понятие, которое берёт своё начало с древних времён, и о нём говорили ещё задолго до современной истории государств. О нём написали массу книг и стихотворений, создали немало песен и различных рассказов. И для каждого это понятие было тёплым и радостным. А порой - вызывало тоску. Обязательно ли Родиной является именно то государство, в котором был рождён гражданин? Любой человек сможет ответить на этот вопрос самостоятельно.

Огромная страна

«Моя Родина - Россия», - так с гордостью говорят патриоты. Люди, рождённые и выросшие в этом государстве, почитают его историю. Ежегодно из жизни уходят наши предки, те, кто застал эпоху войны, кризиса, перестройки. Но эти люди никогда не жаловались на свою судьбу, на то, что им пришлось пережить голод, утрату близких, всевозможные иные трудности.

Напротив, их характер стал прочнее стали, и свои воспоминания они передавали нам в рассказах, песнях, стихотворениях, фильмах. Это огромная ценность каждого русского человека. Моя Родина - это герб, гимн, слова которого мы знаем с детства. Соблюдая традиции и законы России, человек уважает свою страну, относится к ней с любовью. Весь мир обсуждает это государство: кто-то ругает, кто-то поддерживает, кому-то неясна политика. Двуглавый орёл изображается на денежных знаках, печатях, документах, паспортах, а в силе Российской армии просто невозможно усомниться.

Бескрайние поля и леса, множество красивых мест, огромное количество полезных ископаемых, широкая русская душа - прекрасный повод для гордости каждого россиянина. А любой побывавший в этой стране иностранец возвращается домой с незабываемыми впечатлениями и, конечно же, набором матрёшек.

Такая разная Родина

Моя Родина - это не только определённая страна, в которой родился тот или иной гражданин. Другими словами, если человек родился в СССР, что же теперь? У него нет Родины? Это совершенно не так. Родина — это то, где человеку было хорошо в какие-то моменты его жизни.

Та земля, где человек ощущает себя её частью, куда возвращаются его мысли и воспоминания, о которой он тоскует - всё это и есть его родная сторона. Дело в том, что первым «институтом» для познания Родины становится непосредственное окружение человека.

"Моя малая Родина" - так человек может назвать край или город, в котором вырос, часть земли, которая связана с его друзьями, с улицей, на которой в детстве он играли с ними в прятки. Бывает и так, что человек покидает свой родной край в поисках лучшей жизни, но это совсем не значит, что он забывает о своём любимом городе.

Вспоминая родные края

Моя Родина - это город, посёлок или село, где прошло детство, где были сказаны первые слова, где были сделаны первые шаги. Повзрослев, мы просматриваем старые фотоснимки и возвращаемся в те далекие дни, где впервые познали горечь и радость.

Помним, как впервые упали с велосипеда, разбив себе коленки, как с соседскими ребятами строили снежные тоннели, как тайком от родителей выносили кусок свежеиспечённого маминого хлеба для бездомного щенка. Моя малая Родина - это все эти памятные моменты, которые навечно будут со мной, их невозможно отнять у человека, их невозможно продать или купить. Цветущие деревья возле дома, скрипящие качели, утреннее пение птиц за окном, дорога в школу - это всё часть души каждого, это Родина человека.

О самом важном

С чего начинается Родина? Откуда человек узнаёт об этом слове? Родина начинается с близких, родных людей. Родина - это моя семья. С малых лет наши родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры прививают нам любовь к своей Отчизне. Они учат нас ценить и почитать родные традиции и культуру, рассказывают поучительные истории, раскрываются интересные исторические факты о нашей Родине.

Кто ещё сможет дать нам такой ценный опыт? Конечно, патриотизм в нас взращивают и в школе, но всё же больший вклад вносит семья. Наши дедушки со слезами на глазах рассказывали о героизме молодых ребят на фронте, о самоотверженных поступках во имя родных земель. Именно семья должна помогать ребёнку в воспитании патриотичности, а полноценная личность не может воспитываться без гордости за свою страну, край или город. Семья учит нас быть ответственными за свои поступки, за свои слова и, конечно же, за свою Родину.

Родные края

По всем этим примерам легко понять: "моя малая родина" - это обширное понятие. Каждый понимает его по-своему. Ясно одно - Родиной мы называем то место, где наши воспоминания, где наши мысли. Это то, с чем связаны самые лучшие моменты жизни.

Сейчас по всему миру люди покидают свои дома в поисках лучшего финансового положения. А кто-то надолго уезжает отдыхать в другие страны и города. Но отправляясь в чужие края или страны, встретив там человека со своей родной стороны, мы радуемся. Нам проще понимать его. Мы быстро находим с ним общий язык. Нам хочется быть ближе к нему. Этот человек - часть Родины, часть того большого, что вызывает у нас нежные и в то же время тоскливые чувства. Стоит ли воспитывать в детях такие чувства? Конечно, стоит! Ведь где бы человек ни находился, он всегда должен знать: утешение можно найти в родных краях.