Национальный музей средневековья. Не ведитесь

Место, на котором расположен музей Клюни, имеет, без преувеличения, двухтысячелетнюю историю. Изначально в II-III веках тут были богатые римские термы (бани), но ещё до них, по мнению некоторых исследователей, находился храм богини Исиды. После сожжения терм варварами, руины долгое время были необитаемы, однако их прочность была такова, что в середине XIV века (спустя более тысячи лет), они послужили основанием для постройки резиденции аббата самого богатого монастыря Франции - Клюни (аббатство находилось на расстоянии в 400 км от Парижа). В конце XV века, резиденцию, за которой закрепилось название особняк Клюни , расширили и перестроили в духе поздней, «пламенеющей» готики.

После смерти Людовика XII здесь недолго проживала его вдова Мария Тюдор, позже - будущий кардинал Мазарини. В 1833 году коллекционер Александр дю Соммера разместил в особняке личное собрание редкостей Средневековья и эпохи Возрождения. После его смерти в 1843 году здание вместе со всей экспозицией выкупило государство, чтобы на её основе открыть музей Клюни .

Уникальность современного музея заключается в том, что его экспозиция создавалась в те времена, когда ещё не сформировался традиционный образовательный подход к музейному делу. Соответственно, у посетителя возникает стойкое впечатление, что он попал не в обычный музей с тематическими залами, информационными табличками и интерактивными стендами, а в средневековую сокровищницу-склад. Музей может показаться хаотичным и непонятным из-за минимальной структуризации экспонатов и необъяснимой логике их размещения, но в этом есть особая прелесть естественности.

Главной достопримечательностью музея является сам особняк Клюни, обойдя который, можно сразу заметить фрагменты римской каменной кладки. Все детали архитектуры и украшения сооружения выполнены в эпоху наибольшей выразительности готического стиля, который уже клонился к своему закату.

В подвале музея можно увидеть остатки трёх залов римских терм: горячего (кальдарий), тёплого (тепидарий) и холодного (фригидарий - для охлаждения в летнюю жару). Здесь же расположены большие каменные ванны с декоративной резьбой.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Париже, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главное сокровище музея Клюни - цикл из шести шпалер «Дама с единорогом» конца XV века. Для него выделен отдельный зал. Исследователи расходятся в интерпретации сюжета и его аллегорий. Одни считают, что на каждой из них иносказательно изображено сенсорное чувство (зрение, вкус, слух), другие - что описываются свойства совершенной любви (искренность, радость). Сам гобелен, несмотря на пять веков, сохранил чёткость красок и даёт представление о средневековых эталонах красоты.

Особое внимание стоит обратить на коллекцию витражей, которые в своё время украшали разные соборы и замки. Каждый витраж представляет собой определённую сюжетную композицию из кусочков цветного стекла.

Ещё одна важная достопримечательность музея Клюни - статуи из собора Нотр-Дам. По приказу Робеспьера каменные ветхозаветные цари в соборе были обезглавлены, однако оказалось, что их головы не были уничтожены. Они нашлись в 1978 году в подвале Французского банка. Позже в музей же были доставлены и найденные отдельные фрагменты тел статуй царей (на соборе Нотр-Дам к тому времени уже давно были установлены их копии, которые решили не менять). Помимо каменной скульптуры, среди экспонатов Музея Клюни много деревянных статуй святых, которые были популярны в Средневековье как объект религиозного почитания.

Кроме предметов высокого искусства и славной истории, в музее находится множество бытовых экспонатов - посуда, мебель, монеты. Есть здесь и оружие с доспехами, а также большое количество предметов религиозного предназначения: дароносицы, реликварии, кресты, алтари и многое другое.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- открыть историческое прошлое богемного квартала, где творили и бедствовали известные скульпторы и художники - 3 часа, 40 евро

- знакомство с историческим центром Парижа от зарождения города до наших дней - 3 часа, 40 евро

    Музей Средневековья (Париж) - Координаты: 48°51′02″ с. ш. 2°20′36″ в. д. / 48.850556° с. ш. 2.343333° в. д. … Википедия

    Музей канализации (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Музей канализации. Координаты: 48°51′45.51″ с. ш. 2°18′08.04″ в. д. / 48.862642° с. ш … Википедия

    Париж (Франция) - Город, столица Франции Париж фр. Paris Флаг Герб … Википедия

    Париж - столица Франции. Известен уже в I в. до н. э. как селение Лютеция (Lutetia), название от галльск. lut болото, т. е. селение на болоте. Позже Lutetia Parisiorum от этнонима парисии, галльск. племени, жившего на берегах Сены. Затем Parisiorum, и… … Географическая энциклопедия

    ПАРИЖ - столица Франции. Расположен на берегах р.Сены, в 145 км от пролива Ла Манш, в географическом центре северной части Франции. Париж административный, политический и промышленный центр, в нем сконцентрирована финансовая и торговая деятельность… … Энциклопедия Кольера

    Портрет Средневековья - Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379 1386, Собор святого Вита, Прага Портрет Средневековья, портретное искусство Средних веков стадия определённого упадка в истории развития … Википедия

    Малый дворец (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Малый дворец. Координаты: 48°51′57.9″ с. ш. 2°18′53.13″ в. д. / 48.866084° с. ш. 2.314759° в. д … Википедия

    Лютеция (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Лютеция (значения). Лютеция (Lutetia), иногда также Лютеция Паризиориум (Lutetia Parisiorum) древнее поселение на месте современного Парижа. Сначала Лютеция была поселением кельтского племени… … Википедия


И хотя формально данный альбом посвящен Парижу, виды этого замечательного города здесь останутся за кадром. Сегодня речь пойдет об известном национальном музее Средневековья - особняке Клюни (Musee national du Moyen age Cluny). Находится он в самом центре французской столицы - в Латинском квартале на углу бульваров Сен-Мишель и Сен-Жермен. Столь «историческое» его расположение объясняется исключительно древним происхождением здания музея.
Давным-давно, когда Париж еще звался Лютецией и был частью гигантской Римской империи, на этом месте располагались общественные бани - термы. Они были возведены в конце II - начале III веков и сожжены варварами в конце III столетия. Остатки терм тем не менее сохранились. Позднее рядом с античными руинами появились дома. Среди прочих в конце XIV века здесь была построена резиденция Пьера де Шалю, возглавлявшего тогда одно из самых значительных аббатств средневековой Франции - Клюни в Бургундии. Столетие спустя другой аббат Клюни, Жак д"Амбуаз, решил реконструировать дом, что и было проделано между 1485 и 1500 годами. Средневековый архитектор придумал очень интересное решение (возможно, подсказанное не только любовью к античной старине, но и банальной экономией): остатки стен терм стали продолжением стен готического особняка. Таким образом, сохранившееся до наших дней здание относится к двум разным эпохам: оно представляет собой не только шедевр поздней, так называемой «пламенеющей» готики, но и памятник галло-римской эпохе.
Во время Великой французской революции особняк был национализирован. При короле Людовике XVIII раскопали помещения терм, примыкающие к зданию аббатства. В 1833 году особняк Клюни приобрел коллекционер Александр дю Соммерар, собиравший предметы искусства Средневековья и Ренессанса. В те годы подобное увлечение было редкостью. Любителей изящных художеств из всей истории искусства интересовали в первую очередь античность и в меньшей степени итальянское Возрождение. Лишь эпоха романтизма открыла коллекционерам глаза на красоту неклассических художественных форм. Дю Сомеррар был в этом смысле героем своего времени. После его смерти в 1842 году здание (с прилегающими руинами терм) и коллекция были выкуплены государством для организации музея, открытого для публики два года спустя и работающего по сей день.

Сам по себе особняк Клюни — это редкий для Парижа образец гражданской средневековой архитектуры. Пламенеющая готика - осень Средневековья и предвестник Возрождения - мне представляется одним из самых романтических архитектурных стилей. Она словно окрасила особняк Клюни чертами увядания, и музей исключительно органично воспринимается застывшим осколком давно ушедшего во тьму веков прошлого.

Поскольку резиденция аббатов многократно достраивалась и перестраивалась, в ней встречаются ведущие в никуда лестницы и заложенные арки. На этом снимке как раз видна сверху небольшая дверца в пустоту.

Хорошо заметно, что кладка стены в глубине крытой галереи резко отличается от остальных стен - это уцелевшая часть античных трем.

До наших дней сохранились руины кальдария — горячей бани, тепидария — теплой бани и фригидария — холодной бани и бассейна.

Лучше всего сохранился фригидарий со стенами двухметровой толщины. Это единственная римская постройка на территории Франции, где полностью уцелели своды. Помещение так хорошо спроектировано, что даже в самые жаркие дни в этом просторном зале высотой тринадцать с половиной метров царит прохлада. В зимнее же время стены и пол терм обогревались при помощи системы свинцовых и глиняных труб, вода в которые поступала из котлов, расположенных в подвалах.

Вероятно, эта ванна тоже относится к античному периоду. В Средние века, как известно, люди чистоплотностью похвастать не могли, а верхом роскоши санитарной техники в большей части Европы тогда считались большие деревянные бадьи.

Поскольку все надписи в залах музея (кроме, разумеется, «Exit») выполнены на французском языке, некоторые экспонаты для меня остались скрытыми под завесами тайны. Эта подземная комнатка почему-то вызвала ассоциацию со склепом (которым она едва ли когда-то являлась).

А это уже наверняка самые настоящие могильные плиты.

Клюни сохранил родовые черты так называемых допросветительских музеев XVIII и начала XIX веков. Экспонаты в нем не имеют деления по хронологии, национальным школам или отдельным мастерам, искусство тут не препарировано по историческо-монографическому принципу. Это, конечно, ограничивает возможности музея как образовательного инструмента, но дает ему одно немаловажное преимущество над привычными нам просветительскими музеями. Бродя по залам, решительно невозможно догадаться, что ждет буквально на следующем шагу. Почему за XII-XIII веками вдруг следует античность? Почему в одном зале выставлены изделия из кости IV века и религиозная живопись XIII столетия? Здесь посетитель может свободно потакать своим прихотям и выбирать именно то, что его влечет. Никакой классификатор не пытается направлять мысли посетителя в заданное русло, диктовать ему выбор. Таким образом, Клюни создан не столько для тех, кого интересует смена эпох и стилей, сколько для изучающих сами составляющие культуры, например, тщательность и мастерство исполнения ювелирного изделия или предмета быта.


Сложно перечислить все богатство разнообразия экспонатов коллекции Клюни. Здесь представлены скульптуры из церквей и монастырей, витражи, манускрипты, мебель, церковная утварь, украшения, изделия из керамики и слоновой кости, эмали… Конечно, нельзя забывать, что сам особняк является не только зданием музея, но и самым большим его экспонатом.


Витражи в эпоху готики были неразрывно связаны с архитектурой. Свет, проходя через цветные стекла, видоизменяет запечатленный в них рукой мастера рисунок, окрашивает обстановку, полы и стены в новые тона. Пятна окрашенного света движутся вместе с солнцем, постоянно меняя свою яркость и насыщенность, тем самым придавая помещениям черты иррациональности и мистицизма.
Старинная технология изготовления витражей отличалась немногочисленностью, но трудоемкостью операций. Сначала художник рисовал так называемый «картон» - набросок будущей композиции в натуральную величину под размер окна. Затем намечал основные линии композиции и прокладывал по ним свинцовые перемычки. Пустоты в каркасе заполнялись предварительно обрезанными кусками разноцветного стекла. Затем композиция устанавливалась на стеклянной подставке против света и расписывалась специальными прозрачными красками, после чего витраж обжигали. В результате этого стекла вплавлялись в свинцовую оправу. Благодаря эластичности свинцовых перемычек изготавливаемые по указанной технологии старинные витражи отличались долговечностью - они прекрасно противостояли стихии. Едва заметно изгибаясь, они не ломались под натиском самых свирепых ветров. Даже в годы Второй мировой войны витражи иногда без особо для себя ущерба переживали ударную волну от разрыва бомбы или снаряда, в то время как обычные оконные стекла вылетали по всей округе в радиусе десятков метров.
Окна из кусочков цветного стекла вошли в употребление во времена поздней античности. Однако долгое время витражи оставались чисто орнаментальными, лишь в конце X века появились изображения с фигурами. К числу ранних сохранившихся до наших дней образцов относятся витражи, изготовленные для базилики Сен-Дени; они датируются 1144 годом. Сейчас эти витражи являются подлинной гордостью музея Клюни.
Своего расцвета искусство витража достигло в XIII столетии. Этому немало способствовало развитие архитектуры. Готические конструкции уже не использовали в качестве опор, несущих вес зданий, толстые стены, как это было в романских сооружениях. В готике архитекторы перенесли тяжесть сводов на столбы, систему аркбутанов и контрфорсов. В стенах, переставших выполнять роль опоры, стали прорезать огромные окна, конечно, часто украшавшиеся витражами.
Именно в этом время и были созданы витражи, привезенные в Клюни из Сент-Шапель и замка в Руане. Отреставрированные в середине позапрошлого века мастерами музея, они так и остались в этом знаменитом особняке. Руанские витражи интересны тем, что форму в них моделирует не только краска, но и само стекло, имеющее разную толщину в различных частях композиции. Кроме того, эти витражи были выполнены с применением техники гризайль, то есть монохромной расписи. Подобное соседство многоцветного стекла с одноцветным позволяло лучше освещать помещения.

В этом зале ко мне подошла одна из смотрительниц музея - буквально бабушка «божий одуванчик». На очень хорошем английском она спросила у меня, почему я ношу с собой фотокамеру, но ничего не фотографирую. Признаться, мне тогда и в голову не пришло, что в таком музее можно вести съемку. Поскольку в прейскуранте у кассы отсутствовала цена разрешения на фотографирование, я в силу привычки жителя России решил, что оно просто запрещено. Слишком свежи в памяти отечественные музеи и церкви, где в лучшем случае служители в каждом зале или за каждой колонной буквально делают охотничью стойку при виде фотокамеры и постоянно требуют предъявить разрешение. Иногда в таких ситуациях мне хотелось просто приколоть эту бумажку себе на одежду, жаль только, что булавки с собой я обычно не ношу. :) Часто же просто запрещают вести какую-либо съемку даже за деньги. Это специфика, кстати, присущая не только России, но и странам Восточной Европы. Интересно, кто у кого научился? :) Тут вспоминаются строки из известной песни Валерия Шаповалова:

Стой! Кто плывет? Не притворяйтесь рыбой,
Здесь даже рыбе плыть запрещено…

Так вот, оказалось, что в Клюни можно фотографировать совершенно свободно, главное - не использовать вспышку. Это требование вполне разумно, так как мощные вспышки повреждают экспонаты - «выжигают» краски и т.д.
Однако окончательно меня смотрительница поразила своим вопросом. Назвав наименование модели моей камеры, «божий одуванчик» спросила, действительно ли это она и что за дополнительную оптику я на нее установил. Скажу честно, тот фотоаппарат, что я использовал в 2004 году, с установленной широкоугольной насадкой сходу узнать нелегко даже специалисту - силуэт камеры меняется кардинально. Не думаю, конечно, что подобные познания присущи всем представителям старшего поколения во Франции, однако случай этот оказался весьма запоминающимся…
Поблагодарив любезную и технически подкованную служительницу музея, я устремился фотографировать уже осмотренные мной залы, что в конечном итоге и позволило мне сделать этот альбом.

Во времена Французской революции головы рубили не только людям, но и скульптурам. В 1793 году невежественной толпой были низвергнуты с постаментов и обезглавлены каменные статуи святых и библейских царей, украшавшие западный фасад собора Notre-Dame de Paris. Охваченная революционным восторгом, но не отличающаяся образованием и уровнем культуры чернь приняла святых за французских королей и традиционно взялась разрушать символы «старого мира». Фигуры статуй в первой половине XIX столетия попали в музей, а отрубленные головы совершенно случайно были обнаружены во время строительных работ в IX округе Парижа только в конце прошлого века. Так и демонстрируются эти символичные экспонаты - двадцать одна статуя «галереи королей» с фасада всемирно известного стараниями Виктора Гюго собора - фигуры отдельно, головы отдельно…

Капелла - бывшая молельня аббатов - сохраняет свой облик неизменным с XV столетия.

Деревянная религиозная скульптура Средневековья иногда выделяется некоторыми исследователями как отдельный вид искусства. Наверное, с точки зрения формальной логики это неверно, однако такие скульптуры удивительным образом сочетают в себе наивность простоты и высокое мастерство. Мастерству, впрочем, находится объяснение: в Средние века в Западной Европе было множество искусных резчиков по дереву - материалу весьма доступному и не требующему для обработки сложных инструментов.

Мебель в Средние века делали тяжеловесной, нередко украшали затейливой резьбой, но при этом мало думали о комфорте. Вероятно, термин «эргономика» надолго бы озадачил людей тех времен, даже если бы его им расшифровали. Каковы, например, эти стульчики!

Столы XVI столетия. Судя по размеру, это предки современных журнальных или сервировочных столиков.

Сундуки были очень важным и практичным предметом интерьера не только на Руси. Учитывая, что и королевский двор, и более или менее крупные феодалы довольно часто меняли резиденции в течение года (чаще всего из соображений санитарии: ввиду отсутствия полноценной канализации и многочисленности свиты замки быстро начинали походить на выгребную яму), подобные сундуки служили не только мебелью (шкафами, скамейками, кроватями), но и упаковкой для багажа.

Дровяной камин с вытяжной трубой. Для Средних веков это очень роскошная «бытовая техника». Даже в благополучных странах долгое время большинство жителей обходились очагами «по-черному», то есть дым выходил через приоткрытые окна или двери, заполняя собой все помещение. В России черные избы встречались и в конце XIX века.

Эта посуда относится преимущественно к XV столетию. В те годы «передовые» французы уже переняли изящные манеры итальянцев. Они стали есть не с «многоразовых» ломтей ржаного хлеба (их меняли порой не чаще раза в неделю или когда они начинали уже ощутимо «благоухать» даже для привыкшего к крепким запахам средневекового носа), как это было всего столетием раньше, а с весьма цветастых тарелок. Понятное дело, чем аляпистей, тем богаче. :) Впрочем, если вспомнить мебель Средних веков, то становится понятным, что роскошь многоцветия посуды и гобеленов должна была компенсировать тяжеловесный минимализм интерьеров тех времен.

Эти хранилища благородных напитков имеют определенное сходство с сувенирными графинами конца советской эпохи. Однако они все же заметно старше: неизвестный мастер отлил их еще в далеком XIV столетии, то есть задолго до эры диалектического материализма.

В свое время искусство оправы камней и технику перегородчатой эмали германские народы переняли у греков и римлян. В V веке, на заре Средневековья, вестготы основали собственное королевство на юге Франции и на Пиренейском полуострове. Как и всякие претенциозные правители, любящие пышность, вестготские короли старались украсить свои резиденции. Возможности для этого у них имелись почти неограниченные, ведь в 410 году они захватили Рим и вывезли оттуда всю казну римских императоров. Вестготские мастера изготавливали по заказам двора из римского золота и серебра редкие по красоте изделия так называемого полихромного стиля. Историческая судьба поделила сокровища вестготских королей между двумя странами - Францией и Испанией. Французская часть коллекции хранится сегодня в музее Клюни.
Не знаю, как вестготским или франкским королям, но мне было бы неприятно пить из кубка, выполненного в виде босой человеческой ноги. :) Впрочем, на самом деле, как мне подсказали, все это реликварии, то есть футляры для хранения мощей святых.

Забрало должно было не только защищать владельца шлема, но и устрашать его врагов…

По краям витрины выставлены полевые орудия, которые относительно легко могли перемещать два канонира. Посередине, похоже, лежит ствол кулеврины. Сейчас точно не помню, каким веком были датированы эти экспонаты, но, судя по технологии изготовления ствола пушек и укрепления его коваными полосами железа, я бы отнес оба орудия ко второй половине XV столетия.

После посещения музея Клюни эпоха Средневековья может предстать в том виде, в котором ее до нас доносят рыцарские романы и сказки - овеянной романтикой, рыцарским благородством и величественной красотой. Между тем любой более или менее подкованный любитель истории укажет на то, что те мрачные для человечества столетия, последовавшие за крушением Римской империи (476 год) и простиравшиеся до наступления Нового времени (за его веху обычно принимают Английскую буржуазную революцию 1640 года), были отмечены грязью, невежеством и жестокостью. Впрочем, не стоит представлять в розовых тонах и античную эпоху. Однако важно то, что в любые, даже самые темные и страшные времена, всегда находились люди, которые, нередко жертвуя собственной жизнью, двигали вперед великое колесо прогресса. Если помнить об этом, то, наверное, не так уж и плохо, что иногда Средневековье может показаться приукрашенным, как в детских сказках про благородных рыцарей, мудрых королей и прекрасных принцесс.

Музей Клюни (официальное название Национальный музей средневековья) — музей, расположенный в 5 районе Парижа, по адресу 6, площадь Пол Пэнлеве (к югу от бульвара Сен-Жермен, между бульваром Сен-Мишель и улицей Сен-Жак).

Особняк Клюни

Это сооружение — один из самых выдающихся примеров городской архитектуры средневекового Парижа, сохранившихся до наших дней. С 1334 года это был городской дом аббатов коммуны Клюни. В 1485-1510 годах здание было восстановлено Жаком Амбуазским, аббатом ордена Клюни. В нем присутствуют элементы готики и Ренессанса. В 1843 году его преобразовали в общественный музей с реликвиями французской готики, сохраненными в здании Александром дю Соммера. Больше в музее не осталось ничего, что его связывало с аббатством Клюни.

Изначально особняк был частью большего комплекса Клюниак, который также включал здание (больше не существующее) религиозного колледжа на Сорбонской площади. Хотя изначально здание предназначалось для нужд аббатов Клюни, здесь поселился Жак Амбуасский, епископ Клермонта и аббат Жюмьежа. Существующий вид оно получило в 1485-1500 годах. Одним из обитателей здания стала Мария Тюдор, помещенная здесь в 1515 году после смерти ее мужа Людовика XII. Среди проживавших в XVII веке были несколько папских послов, включая Мазарини.

В 1793 году здание было конфисковано государством и в течение следующих трех десятилетий выполняло несколько функций. Одно время оно принадлежало врачу, который использовал великолепную готическую часовню на первом этаже как зал для вскрытий. (Michelin в 265-266).

В 1833 году Александр дю Соммера переехал в этот дом и расположил в нем свою большую коллекцию экспонатов средневековья и эпохи Возрождения. После его смерти в 1842 году коллекция была куплена государством и в 1843 году была представлена для посетителей его сыном, ставшим первым куратором Музея. В существующих ныне садах, открытых в 1971 году, находится «Forêt de la Licorne» (Лес единорога), созданный по мотивам гобеленов музея.

Особняк Клюни частично построен на остатках галло-римских терм, датирующихся третьим столетием (известны как Термы Клюни), которые функционируют самостоятельно и открыты для посещений. Фактически, музей состоит из двух зданий: фригидария (холодной бани с бассейном), где сохранились остатки Терм Клюни, и непосредственно Особняка Клюни, в котором предоставлены внушительные коллекции Музея.

Музей

В Музее Клюни хранится множество важнейших средневековых экспонатов, в особенности коллекция гобеленов, включающая полотно La Dame à la Licorne (Дама с единорогом), входящее в цикл из шести гобеленов под тем же названием.

Здесь хранятся другие известные произведения, в том числе скульптуры раннего средневековья (VII-VIII век). Есть также работы из золота, слоновой кости, антикварная мебель и иллюминированные рукописи.

Музей Клюни, также известный как Национальный Музей средневекового искусства в Париже обладает одной из самых красивых в Европе коллекций, посвященных искусству, повседневной жизни, социальной и религиозной истории средних веков во Франции.

Музей Клюни размещен в особняке 15-го века в готическом стиле, который в свою очередь был построен на развалинах галло-римских руин.

Музей расположен в здании, известном как отель Клюни в 5-м округе Парижа в Латинском квартале.

Вы увидите музей с садом на углу бульвара Сен-Мишель и Сен-Жермен. Это совсем недалеко от станций метро Сен-Мишель или Клюни-ла-Сорбонна.

Отель Клюни находился – а дело было в начале 14 века — в собственности аббата Клюни, который возглавлял мощный бенедиктинский орден.

Монахи владели зданием около 100 лет, после чего оно была передано Жаку Амбуазу, епископу Клермона, который использовал его в качестве своей резиденции и перестроил, добавив многочисленные готические и ренессансные элементы.

Именно этот реконструированный отель мы можем видеть сегодня. Здесь же есть и термы Клюни – наследие римской эпохи.

Надо сказать, что ряд заметных в истории личностей жили в доме в тот или иной момент времени, в том числе Мария Тюдор, который была отправлена сюда после смерти ее мужа Людовика XII.

В 1793 году государство взяло себе право собственности на отель Клюни, и он был использован для различных функций.

Однако подлинная история коллекция музея Клюни началось, когда туда переехал коллекционер Александр дю Соммерар, уже владевший к тому моменту внушительной коллекцией средневековых и ренессансных объектов.

Он и привез их с собой в этот дом, и когда умер в 1842 году, то государству достались и здание и коллекция. Музей открыт только спустя год.

В музее много известных средневековых артефактов, в том числе скульптуры 7-го и 8-го веков, важные рукописи, изделия из золота и слоновой кости, монеты и много антикварной мебели.

Музей владеет прекрасной коллекцией гобеленов той эпохи, сотканных во Фландрии из шерсти и шелка, в том числе знаменитым гобеленом «Дама с единорогом». В музее также находятся предметы быта, искусства и одежды средневекового периода.

Плата за посещение не взимается с европейцев моложе 26 лет с удостоверение личности с фотографией. Вход свободный для всех посетителей в первое воскресенье месяца (небольшая плата берется за аудиогид).