Лабораторная работа: Ритмическая гимнастика в ДОУ. Оздоровительно – профилактическая гимнастика в ДОУ

Профилактические гимнастики для детей

«Оздоровительные гимнастики в детском саду ДОУ»

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны, РТ

Перспективный план на октябрь

Утренняя гимнастика

Цель: продолжать упражнять детей в ходьбе, беге, наклонах, приседаниях. Развивать умение действовать по сигналу. Приучать детей выполнять упражнения в соответствии с произнесенными словами, вызвать у детей желание участвовать в утренней гимнастике.

Комплекс ОРУ «Дружная семья»

1. И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину; хлопнуть перед лицом 8 раз под слова педагога:

Папа, мама, брат и я, Вместе - дружная семья!

Отвести руки за спину. Повторить 3 раза.

2. Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, ладони на коле­ни, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

3. Папа большой, А я - маленький. Пусть я маленький, Зато - удаленький.

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

4. Прыгаем мы дружно, Это очень нужно! Кто же прыгнет выше - Мама или Миша?

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 6-8 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5-6 сек) . Повто­рить 2 раза.

5. Носом воздух мы вдыхаем, Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, Нам не нужно к докторам!

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вер­нуться в и. п. , выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3-4 раза.

Гимнастика после сна.

Цель: способствовать пробуждению после дневного сна, тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Укреплять дыхательный тракт. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.

1. «Потягушки». И. П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) .

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п. , выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И. п.: о. с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди) .

И. п.: о. с. , руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза) .

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и. п.

Гимнастика для глаз.

Цель: способствовать снятия статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения. Содействовать укреплению двигательной системе глаз.

1. Медленное моргание в течение 10 секунд.

«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

2. Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и горизонтали; фиксацию взора.

Поднять голову вверх - посмотреть на потолок; опустить вниз - посмотреть на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой сопровождать движениями глаз.

В качестве ориентиров использовать яркие игрушки.

3. «Погреем глазки».

Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты) . «Потрем ладошки, чтобы они стали тёплыми. Закроем глазки и положим на них ладошки, погреем глазки». (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд) .

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать моторику рук, координации движений пальцев рук, упражнять детей воспроизводить действия согласно тексту, воспитывать внимание, память.

«Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают) .

С клёна - кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба - дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины - осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябинырябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

«Осенью»

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы) , пальцы разведены в стороны (кроны яблонь) . Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают) .

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли) . Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

Дыхательная гимнастика.

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствовать правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

1. «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали. 4-5 раз

2. «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

3. «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Закаливающие процедуры.

Цель: профилактика простудных заболеваний, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья, укреплять иммунитет.

Солнечные, воздушные ванны,

Оздоровительные прогулки, ежедневно;

Обширное умывание, умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

Воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре

Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

1. «Посчитаем нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

2. «Пароход гудит»

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

3. «Улыбка»

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10) .

4. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

В консультации расскрывается: значение, содержание, структура гимнастики, методика её проведения. Виды гимнастики, о которых можно узнать из данной консультации: физкультминутки, оздоровительная гимнастика, утренняя гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, релаксационная гимнастика и саммомассаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ.

Тема: «Виды гимнастки, которые проводятся в ДОУ».

Подготовила: воспитатель –

Шумихина Юлия Валерьевна.

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс.

Физкультминутка.

ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, но опыт показал, что введение её в режим дня даёт положительные результаты.

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшение их самочувствия, повышение внимания, предупреждения нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.

Цель: переключить ребёнка с умственной деятельности на физическую, чтобы снизить его утомление и снять статическое напряжение.

Значение: упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Главное значение – это активный отдых.

  • Легко возбудимым детям предлагать спокойные упражнения в среднем темпе.
  • Для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

Виды:

  1. Комплексы – это упражнения, составленные из разных движений, направленных на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышения возбудимости нервной систем, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо физических упражнений, могут входить элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз.

Подбор:

  • Состоит из 3-5 упражнений.
  • Продолжительность - 1,5-3 минуты.
  • Упражнения подбираются с учётом характера занятия.
  • Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению.
  • В основном должны охватывать крупные мышечные группы (потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе, для мышц кисти рук и т.д.).
  1. Физкультурные паузы – отличаются от физкультминуток, прежде всего длительностью.

Подбор :

  • Проводятся в течение 6-10 минут.
  • Состоят из 6-8 упражнений.
  • Включают в себя комплекс общеразвивающих упражнений или ритмическую гимнастику.
  • Полезно включать малоподвижные игры, развлечения.
  • Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям.
  1. Физкультурные мини-паузы – самая короткая форма активного отдыха.

Подбор :

  • Выполняются в течение 20-30 секунд (до 1 минуты).
  • Чаще проходят по изометрическому типу, т.е. без особого перемещения (потягивание, встряхнуть руками, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика или элементы самомассажа и т.д.)
  • 1-2 упражнения.

Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарём повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки. Прежде всего, важно, чтобы дети принимали правильное и.п. Можно использовать музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозапись) – это способствует наиболее яркому восприятию движений.

Классификация по направленности и воздействию на организм ребёнка:

  1. Группа упражнений общего воздействия способствует активизации нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребёнка. Предотвращает застойные явления в ногах, брюшной полости, области малого таза и грудной клетки. Преимущественно состоит из разнообразных динамических упражнений, выполняемых по большой амплитуде.
  2. Группа упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук , способствует снижению напряжения, улучшению кровообращения, уменьшению чувства усталости и болевых ощущений этих групп мышц. Комплексы состоят в основном из элементов самомассажа, динамических упражнений для мышц спины, шеи, рук, которые сочетаются с упражнениями на расслабление мышц.
  3. Группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук, применяется в тех случаях, когда на эти мелкие мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера (лепка, письмо, рисование, аппликация и т.д.). В комплексах используются упражнения на расслабление, растягивание, а также самомассаж мышц и связок пальцев, ладонной и тыльной стороны кисти и лучезапястного сустава.
  4. Группа упражнений, применяемая при утомлении глаз, способствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает их напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутри глазной жидкости, что создаёт благоприятные условия для функционирования органа зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы упражнений могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, упражнения для век, элементы самомассажа, прогревание глаз ладонями.
  5. Группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизующего характера, используется при монотонной работе на занятии, а также при заучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания. В комплексах используются упражнения динамического характера с определённой физической нагрузкой на различные группы мышц, самомассаж ударного характера. Такие упражнения выполняются в быстром темпе, что способствует притоку крови к коре головного мозга и другим органам ребёнка.
  6. Группа упражнений, направленная на активизацию внимания, переключает с одной деятельности на другую, может являться подготовительным этапом к изучению нового материала. В комплекс могут входить упражнения на координацию движений, чувство ритма, темпа.
  7. Упражнения, содействующие формированию и укреплению осанки, направлены на укрепление мышц туловища, они используются и для выпрямления и разгрузки позвоночника. В комплекс входят упражнения типа потягивания, прогибания и выгибания спины, наклоны и повороты туловища и упражнения статического характера на сохранения правильной осанки. Для профилактики нарушения осанки дозировка таких упражнений может быть увеличена.
  8. Упражнения, направленные на правильное формирование свода стопы и профилактики плоскостопия.
  9. Упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные применяются при напряжённой умственной и физической работе на занятии. В комплекс входят упражнения на потряхивание, раскачивание различных звеньев тела, по сегментное расслабление рук, позвоночника с последующим его выпрямлением. Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика – обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.

Значение – снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам; ребёнок получает заряд бодрости на целый день.

С зарядки начинается день, и зачастую от того, насколько чётко и организованно она прошла, зависит поведение ребёнка в течение всего дня.

Утренняя гимнастика проводится в холодное время года в спортивном зале, а в теплое – на улице. Проводится ежедневно перед завтраком в одно и то же время

Для зарядки необходимо наличие спортивной формы и спортивной обуви.

В соответствии с возрастом детей увеличивается её продолжительность:

  • Младшая группа – 4-5 минут
  • Средняя группа – 6-8 минут
  • Старшая группа – 8-10 минут
  • Подготовительная группа – 10-12 минут

Усиление интенсивности нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений – с 4-5 до 6-8 в старшем возрасте; увеличения числа их повторений – с 5-6 до 6-8 раз и продолжительности тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию (бега и подскоков) – с 10-15 до 30-40 каждое.

Для повышения физических нагрузок целесообразно включение в комплексы специальных упражнений на тренировку выносливости: бег со средней скоростью, бег трусцой и непрерывные прыжки.

Утренняя гимнастика должна проводиться не только в детском саду, но и в семье. Чтобы зарядка прочно вошла в жизнь ребёнка, делайте её вместе с ним. Он будет чувствовать себя повзрослевшим, «совсем как мама или папа», и с чувством ответственности относиться к этому мероприятию.

Оздоровительно – профилактическая гимнастика.

(Бодрящая гимнастики или гимнастика после дневного сна).

При наличии в группах значительного числа детей с нарушением осанки желательно проводить со всей группой физические упражнения корригирующего характера после дневного сна.

Цель оздоровительно-профилактической гимнастики: закаливание и оздоровление организма.

Комплекс состоит:

  1. из упражнений направленных на профилактику нарушений осанки: упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота; упражнения на вытягивание (с целью выпрямления позвоночника и правильного держания головы); на закрепление правильной осанки (у стены, лёжа на полу, сидя)
  2. из упражнений, направленных на профилактику плоскостопия (с предметами и без предметов, используя дорожки)
  3. из дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание)
  4. закаливающих мероприятий (воздушные ванны и ванночки)

Методические указания к проведению оздоровительной гимнастики:

  1. Проводится после дневного сна в групповых комнатах, спальнях или в зале. На кровати или с использованием ковриков на полу – для выполнения упражнений в исходном положении лёжа на спине или животе.
  2. Все упражнения в комплексах примерные. Можно изменять и.п., отдельные движения конечностями и туловищем, использовать мелкий инвентарь.
  3. При проведении оздоровительной гимнастики на полу можно в начале комплекса дать варианты ходьбы (на носках, пятках, внешнем своде стопы и т.д.), а также беговые упражнения.
  4. Продолжительность гимнастики от 5-7 минут до 10-15 минут в зависимости от возраста.
  5. Перед проведением оздоровительной гимнастики обязательно проветривание помещения, в тёплое время заниматься при открытых фрамугах или окнах.
  6. Оздоровительная гимнастика должна сочетаться с закаливающими процедурами (воздушными ваннами, ходьба босиком по полу или специальным дорожкам).
  7. Все дыхательные упражнения должны чередоваться с общеразвивающими в соотношении 1:2 или 1:1

Охрана зрения.

Зрение позволяет воспринимать около 30 % информации об окружающем мире. Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», подчёркивая тем самым большую информативность зрения по сравнению с другими органами чувств. Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения.

В связи с прогрессом, многие дети осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте, и родители не ограничивают время их нахождения у мониторов, что, естественно, отражается на зрении детей. На ухудшение зрения у детей также влияет длительный просмотр телепередач дома. Очень важным является вопрос о просмотре телевизионных передач, так как нередко бесконтрольный длительный просмотр становится причиной расстройства некоторых зрительных функций. Не лишая детей просмотра телевизионных передач необходимо регулировать их частоту, длительность и создать благоприятные условия для просмотра:

  1. дети должны смотреть только специальные детские передачи
  2. длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут
  3. оптимальное расстояние от экрана должно быть 2-5,5м
  4. сидеть надо прямо перед экраном телевизора
  5. в комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение (свет не должен попадать в глаза)
  6. если ребёнок носит очки, он не должен их снимать

Уместно остановиться на чтении или разглядывании картинок и других печатных текстов в движущемся транспорте, что нередко можно видеть среди дошкольников; родители должны понимать, что это чрезвычайно вредно. Движущийся транспорт создаёт постоянные колебания, что нарушает приспособление глаза к рассматриваемому предмету, меняет расстояние до него и освещённость. В результате возникает перенапряжение и утомление глаз.

В старшем возрасте идёт большая нагрузка на глаза на занятиях как в ДОУ, так и на дополнительных занятиях по подготовке к школе.

Внутренними факторами, способствующими ухудшению зрения, являются общее состояние организма ребёнка, его здоровье и наличие наследственного предрасположения. Ослабленный перенесённым заболеванием организм является более благоприятной почвой для развития близорукости.

Близорукий ребёнок плохо видит предметы, находящиеся далеко от него, и, для того чтобы их рассмотреть, часто прищуривается, морщит лоб, напрягается, что вызывает излишнее утомление (очки с рассеивающими стёклами – минусовые).

Дальнозоркий ребёнок плохо видит предметы как близко, так и далеко расположенные от него (вдали лучше, чем вблизи), и, для того чтобы рассмотреть их, должен также напрягаться. Это напряжение становится особенно значительным, если он рассматривает мелкие, близко расположенные предметы или пытается писать или читать без очков (очки с собирающими стёклами – плюсовые).

Наиболее важным качеством глаза является острота зрения . Нормальная острота зрения, равная 1,0, формируется у ребёнка не сразу и заметно колеблется в зависимости от его возраста.

Большое значение для охраны зрения дошкольников имеет правильная в гигиеническом отношении организация их деятельности. Дети любят рисовать, лепить, а в старшем возрасте читать. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют активного постоянного участия зрения. Если ребёнок увлечён каким-либо занятием и не хочет его менять, необходимо каждые 15 минут прерывать его для отдыха. Можно предложить ребёнку походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений или гимнастику для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления!

Гимнастика для глаз.

  1. Подойти к окну и посмотреть вдаль
  2. Полезно 1 минуту посидеть спокойно с закрытыми глазами, откинувшись на спинку стула
  3. В течение 1 минуты: поморгать глазами, а затем посидеть с закрытыми глазами
  4. Следить за лучом фонарика глазами, не поворачивая головы
  5. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
  6. Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек., затем перевести взгляд на палец руки, который расположен посередине лица на расстоянии 25-30см. – смотреть 5 сек. Повторить несколько раз.
  7. Закрыть глаза – массировать веки круговыми движениями пальцев (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот). Повторять в течение 1 минуты.
  8. Вытянуть полусогнутую руку вперёд, следить за движением указательного пальца слева - направо и наоборот (голову не поворачивать, делать медленно).

Этот комплекс разработан профессором Э.С.Аветисовым. Желательно выполнять эти упражнения по несколько раз в день перед серьёзной зрительной работой и после неё.

Для профилактики близорукости как возможного последствия длительной зрительной нагрузки и замедления её прогрессирования хорошо использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж.

В работе по охране зрения так же можно использовать таблицу «Прыгающий взгляд» . Упражнения с этой таблицей укрепляют наружную мускулатуру глаз, обеспечивающую свободный перевод взгляда с одной точки на другую. Детям предлагается проследить путь движения указки от точки А до точки В, не поворачивая головы. На конце каждой стрелки указка останавливается, и глаз отдыхает. Упражнение рекомендуется выполнять в течение двух минут. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить бабочку (из бумаги) и прослеживать её «полёт от цветка к цветку».

В методике доктора В.Ф.Базарного учтены все негативные моменты, связанные с физиологическими особенностями зрения у дошкольников. Компенсировать сбой ритмики глаза, развить и укрепить его мышцы помогает разработанная методика координатного офтальмо тренажёра.

  1. Зрительные метки: в различных участках комнаты (зала) подвешиваются привлекающие внимание объекты (ими могут служить игрушки или красочные картинки). Располагать их рекомендуется в равноудалённых участках комнаты (зала): например, два подвешиваются к потолку в центре помещения, ещё два фиксируются по углам у фронтальной стены. Желательно подбирать игрушки (картинки) с таким расчётом, чтобы вместе они составили единый зрительный игровой сюжет (сказку). Один раз в две недели сюжет рекомендуется менять. Дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность 1,5-2 минуты.
  2. Выполнение тренажей с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке». Каждая траектория отличается от остальных цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются стоя.

Методика выполнения упражнения зрительно-двигательная траектория Базарного

1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.

2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок - это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).

3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.

4. Выполняется в следующем порядке:

Влево - вправо;

Вверх - вниз;

По часовой стрелке и против часовой стрелки;

По восьмерке.

5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.

6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками, потешками, поговорками или пословицами, создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

Только совместная работа врача и воспитателя при активной помощи родителей будет определять эффективность охраны зрения.

Дыхательная гимнастика.

От дыхания во многом зависят здоровье ребёнка, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.

Типы дыхания:

  1. нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» - в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного – средняя
  2. среднее, или «рёберное» - в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается
  3. верхнее, или «ключичное» - дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного их средняя часть
  4. смешанное, или «полное дыхание йогов» - объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких

Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха:

  • при поверхностном дыхании используется только дыхательный объём воздуха
  • при глубоком дыхании – помимо дыхательного объёма воздуха используются дополнительный объём и резервный

Цель дыхательной гимнастики:

  • Приучать детей к правильному дыханию
  • Укреплять дыхательную мускулатуру
  • Закаливание и оздоровление организма
  • Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (учить детей дышать через нос)
  • Насытить головной мозг кислородом (улучшение работоспособности)
  • Успокоить детей после физической нагрузки и восстановить организм

При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:

  • Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения
  • Доступность упражнений для детей разного возраста
  • Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей

Дыхательная гимнастика проводится только в хорошо проветренном помещении, в тёплое время года при открытом окне.

Дыхательная гимнастика может выполняться одновременно со звуковыми упражнениями и миогимнастикой (тренировка мимических и жевательных мышц).

Пальчиковая гимнастика.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Значение гимнастики:

  • Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму
  • Развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
  • Развивается межполушарное взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулируется развитие мышления и пространственных представлений
  • Вызывает у детей положительные эмоции
  • Способствует развитию речи и творческой активности
  • Развивает воображение

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Психогимнастика.

Психогимнастика – курс специальных занятий, упражнений, этюдов, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы у детей, выявленных психологом совместно с педагогами.

Цель проведения психогимнастики:

  • тренировка психомоторных функций, влияющих на коррекцию психических процессов
  • снижение эмоционального напряжения
  • обучение детей выразительным движениям
  • коррекция эмоциональной сферы
  • обучение способам общения, способствующим коррекции настроения и поведения в коллективе сверстников и взрослых

Релаксация.

Использование в работе с детьми релаксационных тренажей помогает решить задачи:

  • укрепление физического здоровья и формирование правильной осанки
  • формирование положительных эмоций и чувств
  • формирование оптимистического мироощущения: позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе.

Наша нервная система и головной мозг, по мнению учёных, не в состоянии отличить реальную ситуацию от воображаемой. Нервная система автоматически реагирует на информацию из головного мозга, и то, что ребёнок думает или воображает о себе, для неё подлинно. На этом свойстве организма и основан метод позитивного мышления и настроя на удачу. Если мы научим детей концентрировать внимание на своих успехах и достижениях, в их жизни будет больше положительных результатов, а, следовательно, искренности, радости, веселья.

Созданию атмосферы любви и жизнерадостности способствует соблюдение правил:

  1. Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день. Улыбка может уберечь ребёнка от многих неприятностей. Несколько раз в день предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я люблю себя, я люблю друзей, я люблю всех, я люблю мир!»
  2. Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.
  3. Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и неудовлетворительными.
  4. Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени, уделите особое внимание удачам и успехам.
  5. Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии, мечты и грёзы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы жизни. В момент неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями.

При составлении комплексов для релаксации необходимо учитывать специфику детского восприятия. В силу того, что у дошкольников хорошо развито воображение и превалирует наглядно – образное мышление, желательно, чтобы названия упражнений и их содержание носили образный характер. Важно учитывать и возрастные особенности детей: детям 5-6 лет гораздо легче будет расслабиться и получить удовольствие от выполняемых упражнений, если тренаж будет построен в игровой форме. Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку (поможет отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться). Если одна мелодия постоянно сопровождает один и тот же тренаж, то организм сам настраивается на её восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки.

Комплекс «Буратино».

Может выполняться с одним ребёнком или подгруппой. Перед выполнением напомнить детям, что Буратино – это деревянная кукла, поэтому его руки, ноги и туловище жёсткие.

И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища.

  1. Лягте поудобнее. Представьте, что вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят отдохнуть.
  2. Медленно закройте глаза.
  3. Дышите спокойно. Вдох – задержка дыхания (5сек) – выдох (повтор. 5-6 раз).
  4. Отдыхаем (10 сек). Настроение прекрасное, все улыбаемся и радость своей улыбки дарим окружающим.
  5. Итак, все вы деревянные куклы. Ваша правая нога поднимается вверх. Она прямая и жёсткая, как палочка. Держим её (5 сек) и опускаем на пол, расслабляемся.
  6. Ваша левая нога тоже поднимается вверх, удерживаем её (5 сек) и опускаем вниз, отдыхаем.
  7. Поднимаются ваши руки. Удерживаем их (5 сек), они прямые и напряжённые. Опустили. Руки упали и отдыхают.
  8. Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею, удерживаем это положение (5 сек). Опускаем спокойно голову на пол.
  9. Буратино отдыхает. Расслабляется всё тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.
  10. Расслаблены ноги, руки, туловище.
  11. Напряжение уходит.
  12. Дыхание спокойное.
  13. Шея расслаблена, голова лежит неподвижно.
  14. Мышцы лица тоже расслаблены.
  15. Буратино отдыхает.
  16. Сейчас я досчитаю до 5, и Буратино откроет глаза!
  17. 1-2-3-4-5. Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и радостными.
  18. Буратино потянулся, Буратино улыбнулся, он открыл глаза и сел.
  19. Влево – вправо посмотрел, ручкой, ножкой повертел.

Методика релаксации для детей дошкольного возраста:

Тренаж проводится на полу (на ковре). Одежда детей должна быть свободной, не стесняющей движений. Руки неподвижно лежат вдоль туловища ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты, глаза закрыты.

Последовательность релаксации:

  1. Релаксация рук
  2. Релаксация ног
  3. Релаксация мышц туловища
  4. Релаксация мышц шеи
  5. Релаксация лицевых мышц

Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 за 2001 год.

Самомассаж и точечный массаж.

Значение:

  • Способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки.
  • Является эффективным элементом закаливания.
  • Усиливает кровообращение и поднимает работоспособность мозга

Виды:

  1. потягивание
  2. массаж живота
  3. массаж грудной области
  4. массаж шеи
  5. массаж ушных раковин
  6. массаж головы
  7. массаж лица
  8. массаж шейных позвонков
  9. массаж рук
  10. массаж ног
  11. массаж спины
  12. саммомассаж «Маленькие волшебники»
  1. Горькова Л.Г. и Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ».
  2. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ».
  3. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
  4. Сайкина Е.Г. и Фирилёва Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!»
  5. под редакцией Мастюковой Е.М. «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития».
  6. Яковлева Л.В. и Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».
  7. Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей».
  8. «Дошкольное воспитание» № 3 за 2001 год.
  9. «Дошкольное воспитание» № 3 за 2004 год.
  10. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет»
  11. Студеникин М.Я. «Книга о Здоровье детей».

Иннесса Кривоносова
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду .

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей детей.

В детском саду утренняя гимнастика важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом "мышечной" радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи :

1) Оздоровительная :

«разбудить организм» ;

Настроить его на рабочий лад;

Активизировать деятельность всех важных систем организма;

Стимулировать работу всех внутренних органов , способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.

2) Образовательная :

Закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.) ;

Развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.) .

3) Воспитательная :

Развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.

Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики .

Традиционная (с включением ОРУ)

Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп\и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.

С использованием полосы препятствий.

С включением оздоровительных пробежек.

Ритмическая гимнастика . В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.

Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики . Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой , поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики .

Длительность утренней гимнастики .

Млад гр. – 4 - 6 мин

Сред. гр. – 6 - 8 мин

Стар. гр. – 8 - 10 мин

Под. гр. – 10 - 12 мин

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.

I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают : построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании : обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки» , «цапли» , и др.).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой , врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Продолжительность бега без перерыва.

Млад. гр. - 10-15сек

Сред. гр. -15-20сек

Стар. гр. - до 30сек

Под. гр. -30-40сек.

Бег вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.

II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег) . Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа) . Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами) . При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности :

1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,

2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

Количество ОРУ в комплексе

Млад. гр. – 3 - 4

Сред. гр. – 4 - 5

Стар. гр. – 5 – 6

Под. гр. – 6 – 8

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем основная стойка.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов .

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит : «Присели, спина прямая» ).

Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели» , вверх «выпрямились» в упражнении «приседание» ) способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.) . Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста) .

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.

Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички» , «бабочки» , «часики» , «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели» ). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит , чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков :

Прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.) ;

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики) .

В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики» , «мячики» ).

Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики ) .

Млад. гр. - 5-10

Сред. гр. -10-15

Стар. гр. - 15-20

Под. гр. - до 30

Чередуются ОРУ без предметов и с предметами . Например I неделя без предметов , II с предметами, III гибкость, IV неделя полоса препятствия.

Младшие группы - флажки, погремушки, кубики.

Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.

Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.

III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические :

Повторение упражнений без изменений;

С изменениями;

Обучение в игровой форме;

В соревновательной форме.

Словесные :

Название упражнения;

Его описание;

Объяснение, как правильно его выполнить;

Указания, распоряжения, команды;

Вопросы к детям;

Рассказ, беседа.

Наглядные :

Использование наглядных пособий;

Имитация;

Звуковые сигналы;

Зрительные ориентиры.

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики .

Выполнение гигиенических условий и время проведения .

Наличие трех частей утренней гимнастики .

Соответствие ОРУ возрасту детей.

Продолжительность утренней гимнастики .

Использование физкультурного инвентаря.

Дозировка упражнений.

Приемы регулирования дыхания.

Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.

Использование музыкального сопровождения .

Самочувствие детей и их настроение.

Требования к воспитателю.

Гимнастика проводится каждым воспитателем в своей группе и требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро , живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.

МАДОУ “ЦРР — д/сад № 210”

Оздоровительно — профилактическая
гимнастика в ДОУ

Из опыта работы педагога:
Любовь Геннадьевны Шаромовой

Дошкольное детство — важнейший период в формировании правильной осанки,
так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка
его костная система еще находится в стадии формирования.

Следовательно, дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно — профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию
осанки и всего опорно – двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма
к заболеваниям.

В результате врачебного осмотра в нашей группе были выявлены дети с
деформацией стопы и осанки.

При внимательном наблюдении во время занятий замечали, что дети или опускают голову, наклоняются вперед и опираются грудью на крышку стола.
Во время игр на ковре многие дети часто сидят, положив одну ногу под себя.

У некоторых детей сформировалась привычка стоять с опорой на одну ногу,
при этом они опускают голову, наклоняются набок и выпячивают живот.

Большинство детей, засыпая, сворачиваются калачиком и порой находятся в
этой позе 40 минут и более.

Проанализировав свои наблюдения и данные обследования физического развития детей, а так же всю систему мероприятий по закаливанию организма и совершенствования движений, решила принять необходимые меры.

Первое с чего мы начали — это пополнение спортивного уголка нестандартным оборудованием, а наши родители стали активными участниками в изготовлении пособий и атрибутов.
Формирование правильной осанки начали с того, что убрали подушки.

Учим детей засыпать на спинке, вытянув ноги.

Показали и объяснили детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, и учим сидеть, чтобы край стола, ближе к ножкам. Упражняли в этом, и учим сидеть, чтобы край стола находился от груди на ширину ладони.

Берем элементы оздоровительно-профилактической гимнастики: на занятия, между занятиями, в утренние и вечерние часы и т. д.

Так в перерыве между занятиями и в процессе занятия проводим физкультурные минутки предлагая ряд упражнений стоя: для плечевого пояса (руки вперед, вверх, вперед, вниз), для косых мышц туловища (наклоны, повороты),для мелких мышц шеи, кистей рук.)

Систематически ведем работу с детьми у которых было выявлено предрасположение к нарушению осанки, плоскостопию.

В утреннее и вечернее часы проводим комплекс специальных упражнений:
собрать веревку пальцами ног, походить на носках, пятках, прокатить палку по полу стопами ног.
Включаем задание, походить с палкой за спиной для исправления сутулости.
Выполняют упражнения на равновесие с мешочком, положенным на голову. (пройти с мешочком на голове в полуприседе, петушиным шагом,
с крестным шагом; плавно опуститься на колени и встать, удерживая мешочек на голове.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, профилактики осанки и опорно-двигательного аппарата, уделяем особое внимание закаливание водой.

После обливания ног обязательно даем несколько профилактических упражнений: переступая с пятки на носок, бег на носках, перетоп.

В целях профилактики плоскостопия применяем ходьбу босиком, ходьбу по коврику с шипами, по ребристой доске, по коврику с пуговицами и др.

На физкультурных занятиях дети тоже занимаются босиком, если температурные условия и вид упражнений позволяют это делать.

Во введенную или заключительную часть упражнений гимнастики и физкультурных занятиях обязательно включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, ходьбу с опорой на наружные края стопы, ходьбу по канату, обручу.

В комплекс упражнений гимнастики включаем упражнения из разных исходных положений: лежа на животе, спине и др.

Часто дети не умеют дышать правильно задерживают дыхание, при этом мышцы теряют упругость, а следовательно, появляется опасность отклонение в осанке. Учим наших дошколят правильно дышать, сочетать ритм движений и дыхания.

С этой целью на утренний гимнастике производим специальные дыхательные упражнения, например глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах цветов, духов) продолжительный выдох (подуть на цветок) и др.

Включаем упражнения в равновесии: ходьба с мешочками на голове, по гимнастической рейке, упражнения на гимнастической стенке — на саморастягивание, самопрогибание, самовытягивание.

Стараемся, чтобы дети после дневного сна больше времени проводили в движении. Предлагали детям подвижные игры с элементами корригирующих упражнений, игры с физкультурными и не стандартными пособиями.

Сейчас пересматриваем и организации двигательной деятельности детей на прогулке. Распределяем в плане все подвижные, спортивные игры и игровые упражнения с разнообразным их использованием.

Для того, чтобы работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата была систематическая и положительно влияла на упражнение и развитие детского организма, способствовала снижению простудных заболеваний.

Мы стали проводить оздоровительно — профилактическую гимнастику, которая проходит 20 мин, где в нее входят большинство вышеуказанных специальных упражнений.

Цель, оздоровительно-профилактической гимнастики – закаливание и оздоровление организма.

Структура оздоровительной гимнастики строится с учетом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности.

Для этого используем частую смену в движении с разной двигательной нагрузкой, разным темпом под музыку разного характера с чередованием развлекающих движений с движениями требующих физического и умственного направления и т. д. Все это позволяет сохранить у детей интерес к двигательной деятельности на протяжении 20 мин.

Оздоровительно- профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом необходимо соблюдать следующие правила:
-начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением мышечного тонуса.
— большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением.
-учитывать возрастные и психофизические особенности каждого ребенка, а так же его состояние на данном этапе.
-предусматривать активную роль взрослого для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.

Всю оздоровительную гимнастику строим на следующих принципах:
— доступность и постепенность от простого к сложному
— повторяемость видов, их систематичность.
— активность взрослого и детей, в двигательной деятельности.

Надеемся, что при таком проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми в комплексе, при строгом его планировании и проведению,
к концу года у детей будут лучшие результаты по всем показателям физического развития по сравнению с началом года.

Название: Оздоровительно – профилактическая гимнастика в ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…, Старший дошкольный возраст

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «ЦРР – детский сад № 210»
Месторасположение: г. Пермь


Предыдущие записи: