Кусково - усадьба дивной красоты. Кусково - усадьба дивной красоты Кусково описание

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Расцвет усадьбы связан с именем Петра Борисовича Шереметева. В 1750-1770-х годах в Кусково при участии Ю.И. Кологривова появилась усадьба с дворцом, «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Это полностью творение рук крепостных - для постройки усадьбы в эти болотистые места согнали тысячи крестьян из окрестных деревень.

В 1774 по проекту Карла Бланка (есть версия, что архитектором был Шарль де Вайи) в Кусково рядом с храмом во имя Происхождения честных древ животворящего креста Господня построили дворец. Планировка его отвечает модному анфиладному расположению комнат. К парадному входу ведет белокаменная лестница и пологие пандусы со сфинксами - спуски для въезда карет. На фронтоне - герб Шереметевых с фразой «Бог хранит все». И, действительно, дворец сохранился, несмотря на то, что в 1812 там остановился корпус маршала Нея.

Усадьба Кусково предназначалась для пышных приемов гостей и увеселений. Для этого построили павильоны и беседки, оранжерею и кунсткамеру, зверинец и охотничий домик в готическом стиле.

Обрамлением дворца в Кусково стал французский регулярный парк с прудами и мраморной скульптурой. Его прямые дорожки образуют правильный геометрический узор. На пересечении дорожек стоит или статуя, или павильон. А на главной оси парка стоит обелиск 1787 года и колонна со статуей богини Минервы, покровительницы искусств, наук и ремесел.

Севернее регулярного парка в Кусково был пейзажный английский парк со множеством затей. Среди них были Философский дом, храм тишины, индийская хижина, сенной стог, львиная пещера, шомьер (хижина по-французски), и дом уединения, в котором скончался П.Б. Шереметев. Для создания этого парка также пришлось приложить немало усилий: на определенных местах высаживали подобранные по цвету и форме деревья, прорубали аллеи.

Итальянский домик в Кусково выполнял роль дворца для «малых приемов». При этом в интерьере павильона нашел отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов» и редких произведений искусства. Это придавало маленькому дворцу характер музея.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Голландский домик в Кусково построили в 1749 году в память об эпохе Петра I. Этот «архитектурный сувенир» встречал гостей. Он был центром ансамбля на берегу пруда с карпами, которые приплывали кормиться на звон колокольчика. Голландский домик сразу вовлекал в мир фантазии: окна с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, «городская застройка» со «Столбовой» беседкой, похожий на голландский канал пруд, крошечный сад с тюльпанами и гиацинтами, огород со спаржей и капустой - все это должно было вызывать ассоциации с Голландией.

Павильон Эрмитаж в годы расцвета Кусково предназначался только для друзей хозяина, которые хотели уединиться во время бала. На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги, а напитки и закуски подавались наверх с помощью подъемного механизма. Любая из стоящих на столе шестнадцати тарелок могла опускаться и подниматься отдельно. Гости писали название желаемого блюда на досках, находящихся под каждой тарелкой, и звонили в колокольчик - тарелка опускалась на первый этаж, слуги передавали заказ поварам, а затем отправляли его обратно.

В 1755-1761 годах в Кусково появился Грот по проекту Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко щедро декорирован скульптурой, львиными масками над окнами. Это единственный в России павильон, который сохранил уникальную «гротическую» отделку с XVIII века.

Были и другие развлечения - Аллея игр, Карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека. Также в усадьбе поставили служебные и хозяйственные постройки: Псаренный и Конюшенный дворы, Менажереи для содержания водоплавающих птиц, Американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, служившие еще и концертным залом, Вольер для птиц, кухни.

Дворец роскошного вельможи,
Москвы любимый вертоград,
Где жизни день бывал дороже
Среди бесчисленных отрад,
Чем год в иной стране прекрасной!
Тебе ли знать удел несчастной?..
Восторги новые всечасно
Менялись там, как облака;
Кусково было всем запасно, -
Проси хоть птичья молока:
Куда пять пальцов ни протянешь,
Везде приятности застанешь.

Но сын Петра Борисовича Шереметева больше интересовался театральным Останкиным. И покинутое им Кусково начало ветшать. Хотя Шереметевы не бросали усадьбу, и она продолжала привлекать публику, Кусково утратило былое величие.

В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 объединилась с единственным в России музеем керамики, основой 30-титысячной коллекции которого стало личное собрание фарфора А.В. Морозова.

Сейчас усадьба открыта для осмотра. Возрождается также воздушный театр, где сценой служит поляна, а кулисами - шпалеры из елей.

Говорят, что... ...на Кусковский театр денег не жалели. Его построил французский архитектор Шарль де Вайи. Три яруса лож и авансцена были отделаны роскошно. Спектакли у Шереметева шли бесплатно по четвергам и воскресеньям. На них стекалась вся Москва. Из-за этого тогдашний содержатель московского частного театра Медокс подал на Шереметева жалобу, что тот отбивает у него зрителей.
...при выборе места для усадьбы Кусково сыграла роль близость к летней резиденции императрицы Елизаветы в Перово.

Кусково на фотографиях разных лет:

Усадьба Кусково в Москве является великолепным образцом зодчества и ландшафтного дизайна 18 века. Архитектурно-парковый ансамбль состоит из нескольких частей, представляющих разные европейские стили (английский, французский, итальянский, голландский). Центром композиции выступает дворец графов Шереметьевых. В нем сбереглась старинная обстановка – мебель, предметы декора, художественные произведения. На территории имения функционируют 2 музея, привлекающие многочисленных посетителей.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Род Шереметьевых издревле владел территорией, на которой располагается Кусково. В летописных документах название резиденции упоминается еще в 16 веке. По записям, датируемым 20 гг.17 в. в Кусково находилось боярское поместье, окруженное жилищами крепостных крестьян. Среди строений имелась также деревянная церковь. Название поселения произошло от слова «кусок», поскольку участок принадлежавший Шереметьевым со всех сторон окружали земли Черкасских. Дочь А.М.Черкасского вышла замуж за Петра Борисовича Шереметьева. В качестве приданного ей достались земли вокруг Кусково. Таким образом, усадьба стала центром обширного поместья.

В середине 18 столетия (1750-70гг.) П.Шереметьев задумал перестроить свою резиденцию и придать ей черты стиля, получившего название «елизаветинское барокко». С этой целью планировалось видоизменить внешний облик дворца, разбить парк, создать искусственные водоемы, украсить территорию различными архитектурными формами и произведениями искусства. Для создания проекта реконструкции Кусково были привлечены крепостные мастера-зодчие Алексей Миронов и Федор Аргунов. Под их руководством был обустроено здание дворца (1774 г.). Особенностью его планировки стало одноосевое расположение помещений. Все помещения тянулись одно за другим, вдоль единой линии.

По замыслу владельца, Кусково должно было исполнять роль загородного комплекса, предназначенного для приема и увеселения гостей. С этой целью создавались места отдыха (беседки, павильоны, гроты) и всевозможные аттракции:

  • Зверинец
  • Оранжерея
  • Кунсткамера
  • Прудовая флотилия

Одновременно резиденция могла принять св.30 тыс.человек.

Последним собственником Кусково стал С.Д. Шереметьев. Сразу после революции 1917 г. поместье было национализировано советским правительством и с 1919 г. обрело статус музея. В конце 30-х гг. на его территории разместилась коллекция керамики. С тех пор оба музея сосуществуют вместе. В начале 60-х гг. район поселка Вешняки, к которому территориально относится усадьба Кусково, оказался в черте Москвы.

Архитектурный ансамбль

Композиционно пространство имения делилось на 3 части:

  1. Дворец в окружение французского парка
  2. Зверинец с искусственными прудами
  3. Английский парк

Здание дворца, иначе именуемого Большим Домом, было сооружено по проекту архитектора К.Бланка, признанного мастера барочного стиля. В первозданном виде дом строился из дерева, которое сверху покрывалось слоем штукатурки бледно-розового оттенка. Фасад был оформлен колоннами. Поверх них красовалась родовая эмблема графов Шереметьевых. Портики по бокам украшала резьба, в виде всевозможных воинских принадлежностей. Армейский декор должен был напоминать про фельдмаршальский чин Бориса Петровича Шереметьева.

Дом имел 2 этажа, выполняющих собственные функции:

  • В цоколе находились подсобные помещения, винные погреба, кладовые;
  • На верхнем этаже располагались комнаты для гостей, залы для приемов и балов.

От остальной части поместья дворец отделяет Большой пруд. На Запрудной территории воздвигались разного рода небольшие сооружения. Они предназначались для увеселения приезжих. В число построек входили:

  • Оранжереи – Большая каменная и Американская
  • Птичий вольер
  • Зверинец
  • Воздушный театр

Для обслуживания нужд хозяев и гостей предназначалась кухня во флигеле, сарай для карет, сушилка. Кроме того, отдельное здание занимал управляющий. В усадьбе имелась собственная церковь, оборудованная колокольней. Особую группу образуют строения, расположенные в парковой зоне. Каждое из них представляло определенное направление в архитектуре. Помещения использовались для приема гостей.

Большой дом

Летний дворец был построен согласно основным требованиям классического стиля. Для него характерен торжественный декор помещений, использование в качестве украшений многочисленных произведений искусства (картины, скульптуры). Комфортабельность условий (дощатые полы, камины, осветительные приборы) сочетаются с элементами декораций (лепнина, резьба, роспись).

Над созданием Большого дома трудились мастера разных специальностей — скульпторы, художники, резчики. Ими руководил талантливый архитектор Карл Иванович Бланк, представитель московской зодческой школы. Благодаря стараниям музейных работников, интерьеры Шереметьевского дворца в Кусково удалось сохранить в первозданном виде. В конце 70-начале 80-х годов была осуществлена их масштабная реставрация. Посетители имеют уникальную возможность прикоснуться к творениям мастеров 18 века.

Итальянский домик

Прекрасным образцом южноевропейской архитектуры является павильон под названием Итальянский домик. Он был воздвигнут в 50-е годы 18 века. Непосредственным куратором строительства выступал прославленный дипломат и знаток западного искусства Юрий Иванович Кологривов. Он долгие годы провел разъезжая по странам Европы в поисках раритетных вещей. Прошел обучение навыкам архитектора в Риме.

Разработанный Кологривовым проект Итальянского домика предусматривал обустройство 2 этажей:

  • 1 этаж предназначался для размещения коллекционных экспонатов (античная скульптура, модели храмов в Вифлееме и Иерусалиме, мраморная мозаика, картины из бисера и т.п.)
  • 2 этаж был оборудован для проведения массовых приемов

Голландский домик

В отличие от пышности Итальянского павильона, Голландский домик демонстрирует простоту и скромность. Его убранство повторяет традиционный облик жилищ голландцев 17 века. Основным декоративным элементом служит керамическая плитка, которой облицовывали помещения. Для оформления здания было использовано свыше 10 тыс. изразцов, изготовленных в Делфте и Роттердаме.

Украшение интерьера состоит из богатой коллекции фарфоровых изделий: статуэток, посуды, ваз, тюльпанниц. Кроме того, в павильоне находится единственное в России собрание фигурок-обманок. Перед домом был воссоздан уголок Голландии с огородом, садом, беседками. Здание было построено в 1749 г и сохранилось до наших дней без изменений.

Павильон «Грот»

Обустройство Грота на территории поместья было поручено немецкому мастеру Иоганну Фохту. Процесс занял более 10 лет (1761 – 1775). Искусственное сооружение должно было максимально точно воспроизводить внутреннюю обстановку настоящего грота. С этой целью были задействованы природные материалы: туф разных оттенков (розовый, желтый, белый), раковины.

Атмосфера подводного царства имитируется с помощью искусно выполненных изображений рыб, моллюсков, морских обитателей. Внутри грот делится на 3 части:

  • Северный кабинет
  • Южный кабинет
  • Центральный зал

Настоящая «изюминка» павильона – куклы из глины и дерева, украшенные раковинами. Они были приобретены графом Шереметьевым в Европе в конце 18 века и представляют подлинные раритеты. Чтобы подчеркнуть связь Грота с водной стихией возле него был обустроен пруд с рыбками.

Павильон Эрмитаж

Для уединения и раздумий был создан павильон Эрмитаж. В нем гости могли проводить встречи тет-а-тет. Однако граф сделал свой Эрмитаж доступным лишь для ограниченного круга близких людей. Небольшое здание имело 2 этажа. Внизу размещалась прислуга, готовились кушанья. Было оборудовано специальное устройство для подъема еды.

Оформление усадебных парков

Парковая зона Кусково разбита на несколько частей. Они отражают основные черты, присущие ландшафтному дизайну Франции и Англии. Единственный в России сохранившийся без изменений Французский парк существует уже более 200 лет. Его украшают многочисленные скульптурные композиции. Повсюду разбиты цветники. Редкие декоративные растения были собраны в оранжереях.

В пейзаж органично вписываются разбросанные по территории павильончики – Голландский и Итальянский дом, Эрмитаж, Грот. Английский Гай во многом похож на естественный пейзаж, который дополняют живописные мостики и павильоны. Здесь расположен Дом Уединения, где проживала графская семья. Также был обустроен зверинец с дикими животными и птичий вольер.

Усадьба в наши дни

Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.

Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:

  • «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • «Виват, гардемарины!»
  • «Ширли-Мырли»
  • «Тайны дворцовых переворотов»

Время работы и стоимость билетов

Осмотреть усадьбу можно со среды по воскресенье. В понедельник и вторник музей закрыт. Кроме того, ежемесячно в последнюю среду проводится санитарный день. Музей керамики открыт для посещений с мая по сентябрь. Павильон Грот в настоящее время находится на реставрации.

Историческая справка:
Кусково, Московского уезда (сейчас в черте Москвы), с XVI в. и до 1917 г. принадлежало Шереметевым.
Одним из наиболее известных представителей этого рода был боярин (с 1682 г.), генерал-фельдмаршал (с 1701 г.) Б. П. Шереметев. Его заслуги на военном и государственном поприще были по достоинству оценены Петром I: в 1706 г. он стал первым русским графом (Ф. А. Головин и А. Д. Меншиков были графами Римской империи) и получил во владение 2400 крестьянских дворов.
Родоначальник графской ветви Шереметевых отличался простотой в обращении, великодушием и щедростью по отношению к бедным. После смерти фельдмаршала все его вотчины, включая Кусково, получил гр. Петр Борисович Шереметев (1713- 1788). Женитьба в 1743 г. на Варваре Алексеевне Черкасской (1714-1767), единственной наследнице канцлера кн. А. М. Черкасского, сделала П. Б. Шереметева самым богатым человеком в России: число крепостных крестьян достигало у него 160 тыс. человек.
К подмосковным владениям Шереметевых присоединились Перово, Останкино, Вешняки и другие селения. Однако Кусково стало главным подмосковным имением П. Б. и В. А. Шереметевых, на устройство которого они расходовали огромные средства.
Расположение построек архитектурного комплекса сложилось в основном к середине 1750-х гг.
Ансамбль включал деревянный дворец, парк с 17 прудами, многочисленными фонтанами, водопадами, гротами, подъемными мостами, парковые сооружения: «Итальянский» и «Голландский» домики, «Грот», «Оранжерея» и др.
Гордость Кускова составлял огромный театр, который по богатству превосходил московский и был первым среди остальных крепостных театров. Кусково славилось пышными праздниками, собиравшими до 50 тыс. гуляющих посетителей, не считая званых гостей по билетам, число которых превышало 2 тыс. человек. Особой пышностью отличались торжества, какие устраивали хозяева в честь приезда знатных гостей. Здесь не однажды бывала императрица Екатерина II; в 1775 г. она приехала с австрийским императором Иосифом, а в 1787 г., во время празднования 25-летия своего царствования, со всем двором и свитой.
Блестящая эпоха Кускова не закончилась со смерью его устроителя. При гр. Николае Петровиче Шереметеве (1751-1809), большом ценителе музыки и искусства, театр в Кускове процветал еще больше, чем при его отце.
В последующие годы имение принадлежало его сыну Дмитрию Николаевичу (1803-1871), затем внуку гр. Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918).
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Кусково графов Шереметевых была национализирована. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 23 октября 1918 года был создан Государственный музей-усадьба «Кусково», который с 1 мая 1919 года был открыт для посещения. Это решение советского правительства позволило сохранить в неприкосновенности уникальный усадебный комплекс с памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, а также обширными художественными, библиотечными и архивными фондами.

Топонимика:
Кусково - архитектурно-художественный ансамбль XVIII в. на востоке Москвы.
Краткое описание интересных объектов, размещенных на территории:
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Голландский домик – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда
Из многочисленных «затей» блистательного Кускова ХVIII века с наибольшей полнотой сохранился лишь архитектурный ансамбль Итальянского пруда.Был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова. Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов»В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж. Он был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа.
Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века.В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка.
Воздушный театр - Редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами. Он состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок - деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей.
Интересные факты, связанные с историей и современностью территории:
В настоящее время Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися коллекциями высокого художественного уровня. Общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея составляет в настоящее время более 50 тыс. предметов.
Гармоничный симбиоз архитектурно-паркового ансамбля и разнообразных художественных коллекций обеспечивают как традиционно музейную деятельность – хранение, экспонирование, изучение и популяризацию исторических памятников, так и возрождение театрально-зрелищных, концертных, фестивальных форм в рамках усадебной культуры музея.
С наступлением летнего сезона усадьба Кусково открывает свои парадные залы не только для экскурсантов, но и для любителей классической музыки. В музее проходят ставшие уже традиционными концерты и фестивали, на которых считают за честь выступить лучшие российские и зарубежные исполнители.
Есть особая прелесть в таких концертах – зрителей окружает не только живая классическая музыка, но и музыка, застывшая в красоте архитектурных памятников и регулярного французского парка. В 1932 году на территории музея был размещен московский музей фарфора с богатейшими национализированными коллекциями русского, западного, восточного фарфора, керамики и стекла известных меценатов А.В.Морозова, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина и др. В 1937 году произошло их официальное объединение под названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В последующие годы собрания музея комплектовались путем приобретений антиквариата, произведений современных художников-керамистов и стекольщиков, а также экспонатами, переданными в дар владельцами.
Площадь и протяженность территории:
Лесопарк площадью 310,6 га.

На этой неделе после долгого перерыва мы решили продолжить наши поездки по усадьбам Москвы. На этот раз выбор пал на усадьбу Кусково. Как и , Кусково принадлежало роду Шереметьевых. В XVII веке граф Пётр Борисович Шереметьев превратил его в свою загородную резиденцию. Был построен новый дворец (старый строил Борис Петрович и он был разрушен из-за ветхости) и прочие здания из ансамбля, а также разбит регулярный сад.

В 1917 году Кусково превратили в музей, им оно является и по сей день.

Чтобы долго не искать нужный автобус, надо выйти из метро в правильную сторону – по стрелке к улице Паперника, а там направо к остановкам. Минут 10 езды на автобусе и вот показался пруд, а за ним и сама усадьба.

Одного взгляда на Кусково хватило, чтобы понять, что Останкино по сравнению с ним отдыхает. Кусково как и Останкино также окружено лесопарковой зоной, здесь тоже есть пруд, и главный дворец находится прямо на его берегу. Но сразу было видно, что этой усадьбе уделялось больше внимания со стороны графа Шереметьева, чем Останкину. Если в Останкино была построена только одна усадьба, то здесь граф расстарался вовсю, и выстроил целый ансамбль зданий с регулярным парком. Территория Кусково гораздо обширнее Останкино.

Глядя издалека на дворец, я почему-то вспомнил фильм «Гардемарины, Вперёд!». От одного вида территории и построек Кусково в голове всплывают сцены из исторических фильмов, так и представляешь, что вот сейчас проедет карета, из неё выйдет какой-нибудь граф или сама королева.

Не дождавшись кареты, мы пошли пешком к кассе, т.к. чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно обязательно купить билет в любое из зданий ансамбля (хотя на форумах читал, что кто-то проходил и просто так). Стоимость билетов колеблется от 50 до 150 рублей, в зависимости от дома, который вы желаете посетить. Например, вход в усадьбу стоит 150 руб., а итальянский домик – 50 руб. В тот день были открыты для посещения главный дворец Кусково, Итальянский домик и Грот. Мы купили билеты по полной программе + фотосъёмка (100 руб.). Позже оказалось, что фотосъёмку брали зря, т.к. в самой усадьбе (и остальных зданиях тоже) снимать нельзя, а за съёмкой на территории никто не следит. Да и я совершил одну непростительную ошибку – забыл дома сменные аккумуляторы для фотоаппарата, а те, что стояли оказались подсевшими. В результате они сдохли сразу после посещения дворца, т.к. я старался всё же тайком фотографировать. Поэтому большинство фотографий, которые вы видите на этой странице, найдены на других ресурсах.

При входе нам снова, как и в Останкино, выдали войлочные тапочки, предупредили о том, что фотосъёмка запрещена, и мы начали осмотр. Замечу, что планировка дворца такова, что её можно обойти по кругу, идя из одной комнаты в другую. Внутри главный дворец намного богаче, чем Останкино. В каждой комнате на стенах картины, расписные потолки, богатая красивая мебель. Удивила кровать, которую видели в одной комнате, точнее её размеры – метр с небольшим. Даже не могу представить, кто мог бы в ней поместиться.

В другой комнате стоял аквариум. Как нам объяснила смотрительница, в нём рыб не бывало, только нарисованные. И в чём смысл?

Идём дальше. В одной из комнат очень понравилась мозаичная репродукция всей территории Кусково. Сам бы я ни за что не догадался, что это именно мозаика. Мы прибились к экскурсии, и экскурсовод рассказала это. К сожалению не смог её сфотографировать и в Интернете не нашёл фотографий. Просто знайте – когда увидите стол с изображением всей территории усадьбы под стеклом – это мозаика, а не нарисованное изображение.

В следующей комнате была галерея. Как рассказала экскурсовод, граф Борис Петрович Шереметьев сам лично выбирал все картины для своей галереи. Самая старая картина 16 века, остальные 17 – 18 вв. Большинство авторов – французские и итальянские художники.

Зеркальный зал. Здесь устраивались дворцовые «дискотеки». Зал не зря называется зеркальным, на всех стенах висят почти в полный рост зеркала, красивые подсвечники, по углам нарисованы изображения всех государственных наград, полученных Шереметьевыми, а на центральных стенах – герб рода Шереметьевых. На потолке фреска с аллегорическим изображением происхождения герба. Из большого окна открывается красивейший вид на регулярный парк и Большую Оранжерею.

Я очень удивился, когда увидел в одной из комнат бильярдный стол. Не знаю, почему, но бильярдный стол я никак не ожидал здесь увидеть. Оказалось, что в то время было модно иметь бильярдный стол в доме.

В графской столовой мы увидели огромные портреты графа Бориса Петровича Шереметьева и его жены и, как и положено столовой, – большой накрытый стол со старинной посудой.

Посетив дворец Кусково, я могу с уверенностью сказать, что он намного красивее, чем в Останкино. Здесь более богатая обстановка и ходить по нему было намного интереснее, чем по Останкино.

Закончив с дворцом, мы двинулись к Гроту. Я так и не понял, для чего он предназначался. Внутри Грот сделан в морском стиле. На стенах изображены морские «пейзажи», в них вмурованы ракушки. Многие из экспонатов, представленных в Гроте также сделаны с использованием раковин, например картины. Их трудно описать словами, нужно просто увидеть. Также там представлены изделия из фарфора в виде рыб, моллюсков и других обитателей морских глубин.

Про итальянский домик особо интересного ничего не могу рассказать. Тоже старинная мебель, картины на стенах, всё «как обычно».

Из всего посещённого нами понравилось только в главном здании Кусково, остальное не произвело особого впечатления.

Моё мнение, усадьба Кусково – отличное место, где можно интересно провести время, но ехать сюда лучше летом. Осенью регулярный парк выглядит не так красиво, все скульптуры парка смотрители закрывают деревянными ящиками и для посещения открыты не все строения из ансамбля Кусково.

Как дойти от метро:

доехать можно от станции метро Рязанский проспект на автобусах №133, 208 или от ст. м. Выхино на автобусе №620. Те, кто живут в районах ст.м. Щелковская или Шоссе Энтузиастов могут добраться до Кусково на автобусе № 133 или на маршрутке 157М - она идёт по тому же маршруту, что и автобус. Остановка так и называется «Усадьба Кусково».

А датированный началом 1770-х годов дворец – один из самых старых, если не старейший деревянный дом Москвы. С 1919 года здесь открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». Усадьба графов Шереметевых дошла до наших дней практически в первозданном виде.

История имения

Первые документальные упоминания о Кускове датируются началом XVI века, когда В.А. Шереметев выменял земли у А.А. Пушкина. С тех пор почти 300 лет усадьбой владел род Шереметевых, и если она и продавалась, так только внутри семьи. Так, сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата.

При его сыне, графе Петре Борисовиче, унаследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. Во многом этому способствовал его выгодный брак.

Дело в том, что Шереметевы владели всего лишь небольшим участком, а все остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака в 1743 году графа Петра Борисовича с единственной дочерью князя Варварой, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой в России, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. Кстати, сначала Варвара Алексеевна была сосватана за известного сатирика князя Антиоха Кантемира, который от женитьбы отказался, посчитав, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уйдя в отставку с придворной службы, был рад заняться благоустройством имения. Он лично руководил строительными работами во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750–1770 годах.

Деревянный дворец, выстроенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли, на высоком каменном цоколе. К парадному входу дворца ведет белокаменная лестница и пологие пандусы – спуски для въезда карет.

Структура усадьбы

Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1737 году в стиле «аннинского барокко», а колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметевых разошлась по всей России и даже Европе. Главное назначение Кускова в то время было развлекать и удивлять многочисленных гостей. В 1770–1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за прием, в том числе и венценосных особ: императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кускове и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие.

В программу праздников включались фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, оркестры, морские парады, игры и карусели и, конечно же, балы и театральные постановки.

Идее увеселения, праздника и была подчинена вся структура усадьбы, где были и аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи» и библиотека. Был здесь «Диоген», врытый в землю, – сидел он в дубовом чану со снимающейся крышкой; философ был сделан из алебастра и расписан под цвет натурального тела, он имел при себе муравленый кувшин и шнуровую книгу в кожаном переплете.

В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморными скульптурами и сложной системой прудов, каналов и мостов были разбросаны многочисленные павильоны, многие из которых дошли до наших дней. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом; в старину на пруде было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты с шлюпками и лодками, был остров с руинами, были матросы в шкиперских кафтанах кофейного и вишневого цвета с белыми пуговицами», – писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.

В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково – Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I, – первым встречал гостей, въезжавших в усадьбу через подъемный мост. Этот дом был весь выложен внутри изразцами или плитками самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшен по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, изображавшими домашний быт. Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства. В восточной части кусковского парка на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот.

Это барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами построил в 1756–1761 годах крепостной архитектор Шереметевых – Федор Аргунов. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, и, без сомнения, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений усадьбы.

В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника), использовавшийся для приема гостей, которые могли уединяться на втором этаже без прислуги (туда можно было попасть только при помощи лифта). Павильон был построен в 1765–1767 годах под «смотрением» Карла Бланка. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа. Но музей провел огромную реставрационную работу (были восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница), и Эрмитаж открылся для посетителей в 2013 году.

Кроме того, в Кускове были построены две оранжереи, без которых не обходилась в то время практически ни одна усадьба. Американская оранжерея построена в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. В 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова была создана Большая каменная оранжерея, которая стала самым большим павильоном дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо выращивания фруктов и цветов она использовалась и для приема гостей. Внутри павильона был устроен «воксал», небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов.

Театры Кусково

В Кускове помимо постоянного театра (Нового на 150 мест) существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприемные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», – пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. Здесь граф принимал только близких друзей.

Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.

«Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище» , – писал неизвестный участник одного из кусковских праздников.

Крепостной театр был всегда важен для жизни усадьбы, а при Николае Петровиче Шереметеве и вовсе затмил остальные крепостные театры империи: собственный театральный оркестр, богатые декорации, костюмы от лучших портных. Пыляев приводит следующие данные: в 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шелкового и т. д. было сундуков семнадцать, а разных уборов, перьев, обуви и т. п. – 76 сундуков.

Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению. Но знаменитым на всю Россию фаворита Павла I, обер-гофмаршала высочайшего двора Николая Шереметева, сделал не его театр или государственная служба, а тот факт, что он официально женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Не надо забывать, что просвещенное российское дворянство прекрасно совмещало передовые европейские идеи и аристократическое воспитание с восточным образом жизни. У многих помещиков были гаремы крепостных девок, которые порой содержались в весьма суровых условиях. О том, чтобы отказать барину или его гостям, не могло быть и речи. Поэтому многолетние просьбы Шереметева сначала к Павлу I, потом к Александру I о разрешении официального брака с его возлюбленной актрисой (которой он, впрочем, давно дал вольную) встречали абсолютное непонимание и отказ. И лишь в 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получил от молодого императора Александра I подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской (документы про дворянство, понятное дело, были поддельными).

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий, а через двадцать дней после рождения сына умерла Прасковья Шереметева-Жемчугова. Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью. В память о любимой он построил в Москве (ныне здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Усадьба Кусково в XIX веке

Когда в 1812 году французы заняли Москву, в Кускове были расквартированы солдаты маршала Нея. В 30-х годах XIX века в усадьбе разобрали театр. Та же участь постигла обе беседки по сторонам Голландского домика.

С начала ХIХ века в Кускове больше не устраивали приемов, сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба использовалась под дачи.

Кроме выстроенного по проекту Николая Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные позднейшие постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.

Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев.

Усадьба в послереволюционное время

После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметевым поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. Сергей Дмитриевич передал в полное распоряжение большевиков усадебные архитектурные ансамбли в Кускове, Останкино , Остафьево , Странноприимный дом, Вороново и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге.

До своей смерти в 1918 году Шереметев вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.

Сегодня коллекции музея, состоящие из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI–XIX веков. В усадьбе сохранились редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства, книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея».

В 1938 году в Кускове создан Музей керамики на основе национализированного в конце 1918 года лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В. Морозова.

Кроме того, в усадьбе регулярно проходят музыкальные концерты, традиционный концертный сезон в Танцевальном зале дворца начинается в мае и заканчивается в сентябре.