Картины пиранези. Руины исчезнувших цивилизаций на гравюрах джованни баттиста пиранези

Однозначно, что никакие римляне не строили город Аспенд (Аспендос), в таких городах как Аспенд, Баальбек жил кто-то ростом повыше, чем люди.
Предлагаю для начала посмотреть на работы Джованни Баттиста Пиранези, 1720-1778, итальянского гравёра и архитектора

и Юбе́ра Робе́ра, 1733-1808,французского пейзажиста

Руины прошлых цивилизаций. Часть 1. Юбер Робер

Рисунки и гравюры Пиранези, Юбе́ра Робе́ра и других художников - руинистов, на мой взгляд, свидетельствуют о сильном потопе, прошедшем в начале 18 века в Европе, а вот, что стало причиной катастрофы до сих пор остаётся загадкой.
Оригинал взят у maximus101 в Аспенд - город гигантов

Руины античного города Аспенд (Аспендос) находятся в 45 километрах от турецкой Антальи. Это популярное у туристов место, город относительно легко доступен и обладает интересными архитектурными памятниками. Здесь находятся хорошо сохранившийся античный театр и руины римского акведука (самого большого в Малой Азии). Много и других очень внушительных античных руин.
К сожалению, об истории города известно очень мало, несмотря на свою легкодоступность город исследован плохо. Лично на меня Аспенд произвел сильное впечатление, я думаю, что он превосходит по зрелищности знаменитый Эфес и не уступает Пергаму. Здесь можно во всей красе наблюдать римскую архитектурную гигантоманию - вся территория Аспенда наполнена циклопическими зданиями до которых никому нет дела, так как большинство туристов, как правило, ограничивается осмотром только театра и акведука.

По легенде Аспенд основал греческий герой Мопс в 12 в. до н.э. после Троянской войны. Правда, нужно признать, что предания приписывают Мопсу основание почти всех античных городов на юге Малой Азии. Поэтому первое вразумительное упоминание Аспенда - это сообщение Страбона о переселении в город колонистов из греческого Аргоса в 7 в.до н.э.

К сожалению, о самом городе историки оставляли лишь косвенные сведения, например, рядом с Аспендом произошла знаменитая морская битва при реке Эвримедонт между греками и персами в 5 в. до н.э. Или есть упоминание о строптивости жителей города при его завоевании Александром Македонским. Интересно свидетельство о дани, которую граждане Аспенда должны были платить Искандеру Двурогому - он затребовал 4 тысячи лошадей. По видимому, Аспенд был крупным центром коневодства, хотя вроде бы юг Малой Азии это совсем не степи Центральной Анатолии. Возможно, Аспенд был как-то связан еще со старыми хеттскими государствами, где коневодство процветало.

Но, настоящее процветание в Аспенд пришло во времена Римской империи. Все нынешние крупные постройки в городе были возведены именно в это время. И самым главным сооружением Аспенда стал огромный амфитеатр, его в 155 г. построил местный архитектор Зенон.

Фасад театра перестроенный турками-сельджуками.

Театр частично опирается на холм, стоящий сзади. Вдали, будучи невидимой из-за зеленой растительности, течет река Эвримедонт (сейчас Кепрюсу), которая способствовала расцвету города.

Римский театр в Аспенде отличается хорошей сохранностью, так как его здание в средние века реконструировали турки-сельджуки. Они превратили театр в укрепленный дворец, произошло это в правление Алааддина Кейкубада, а впоследствии дворец стал караван-сараем.

Вход в театр венчает характерная сельджукская кирпичная арка.

В театре и сейчас проходят различные представления и концерты, здесь хорошая акустика. Театр может вместить более 8 тысяч зрителей одновременно. Наверно таковым было число жителей римского Аспенда во 2 в. н.э.

На стене скены театра сохранилось несколько женских масок и фигура какого-то божества в центре.

Верхняя галерея театра.

Интересные кирпичные декоративные колонны, это видимо тоже сельджукское творение.

Стена скены театра не является его внешней стеной, внешнюю стену, скорее всего, перестроили тоже сельджуки. Они возвели характерный фасад с окнами, в римское время в окнах не было никакого смысла, но для турецкого дворца они были необходимы. Перекрытия все были деревянными, никаких следов арок или сводов в центральной части скены я не заметил. Дворцовые помещения сельджуков были втиснуты между скеной и внешней стеной театра. Сейчас от них ничего не осталось, стены театра высятся как в каком-то ущелье.

Вид с "театрального" холма на акрополь Аспенда. Когда-то это был центр города, сейчас там все разрушилось и заросло кустарниками, но самое важное здание города, римская базилика, сохранилось.

План Аспенда (кликабельно).

На склоне холма акрополя лежат руины стадиона. К сожалению, его плохо раскопали, и существенная часть его арок стала вторичным стройматериалом.

Но, часть трибун стадиона еще можно разглядеть.

Руины какой-то арки, скорее всего триумфальной, так как линия укреплений осталась далеко позади. На переднем плане видны остатки городской дренажной системы.

Крепостные стены и башни города полностью исчезли, а арки ворот стоят, чудеса.

Основание главного храма Аспендоса. Судя по всему, это был классический храм периптер, только вот от него ничего не осталось. Возможно, это было самое древнее сооружение в городе.

Крыши храма явно были черепичными, судя по кучам керамического боя.

И вот опять главная базилика города, это циклопическое сооружение заметно отовсюду. В римское время в базилике вершился главный городской суд. Но, судя по всему, здание использовали и в более позднее время, об этом свидетельствуют надстроенные стены из мелкого камня. Можно предположить, что сооружение стало нести оборонительные функции, так как на церковь оно мало похоже. Возможно, базилика стала донжоном - главной башней крепости Аспенда.

Слева, руины булевтерия (места заседания городского совета) и базилики.

Базилика воистину циклопическое сооружение, рядом с огромными арками чувствуешь себя насекомым.

Внутренний вид базилики. Заметно, что уровень земли внутри здания (и снаружи) сильно поднялся - у самой земли в толще поздней кладки, внутри арки, видны отверстия для деревянных балок, которые несли перекрытия, т.е. в земле находится еще как минимум пол-этажа здания.
При этом верхние перекрытия прослеживаются слабо. Какой была внутренняя структура базилик при римлянах хорошо известно, но вот как использовали это сооружение далее, и каким было его внутреннее устройство - тайна велика есть.

Начиная с 7 века византийские владения в Малой Азии подвергались бесконечным набегам арабов, это была очень темная страница истории данного региона. Как выживало местное население, можно только догадываться. Постепенно город пришел в полный упадок.

При дальнейшем осмотре выяснилось, что здание базилики не было отдельно стоящим сооружением. Это был целый комплекс вытянутый на 130 и более метров. Длинные стены отходят от кубической башни на юго-запад. Причем структура этих стен такая же как и у главного здания - внизу добротная римская кладка из крупных каменных блоков, но чем выше, тем камни мельчают.

Как использовалось это вытянутое сооружение непонятно до конца, возможно это был крытый рынок, подобные средневековые рынки хорошо известны на Ближнем Востоке.

Рынок имел несколько нефов, причем сразу и не поймешь сколько. На плане этого сооружения есть три основных нефа и еще один сбоку. Причем не все стены доходили до главного кубического здания, хотя на своем южном (противоположном) конце, это строение было похоже на еще одну вытянутую трехнефную базилику, у которой ширина нефов соответствует ширине арок кубической башни - в центре широкий неф и два узких сбоку. В общем, все вместе смотрелось как огромной вытянутый крытый базар - в длину 140 метров и в ширину 30.

Интересна структура стен этой вытянутой базилики, заметно, что стена возвышается уступами, постепенно сужаясь. Кое-где видны окна-проемы - то ли для освещения объекта, то ли в эти проемы вставлялись балки перекрытий. Нижний этаж строения - бесконечный ряд арок.

Это огромное здание выходило свои широким фасадом на агору - главную торговую площадь города. На заднем плане виднеется стена нимфеума - общественного фонтана.

Маленькие туристы снуют среди величественных руин римских базилик.

Эти стены высятся на другой стороне агоры, считается, что это руины торговых лавок.

Общий вид агоры Аспенда.

Стена нимфеума.

Какие-то мраморные части фонтана еще сохранились.

Вся территория акрополя заросла густым и исключительно колючим кустарником, ходить можно только по тропинкам.

Если время позволяет, можно, гуляя по акрополю, обнаружить среди зарослей значительное число поздних руин города, как правило, византийских. Их сохранность существенно хуже, чем у руин времен Римской империи, так как византийцы строили из маленьких камней на растворе - после землетрясений такие сооружения представляют собой груды хаотичных обломков серого цвета.

В руинах опознаются и весьма значительные сооружения, возможно на фото остатки дворца епископа. В Аспенде находилась отдельная епархия, входившая в состав Сидской митрополии.
Как это не странно, но я не смог в городе опознать хоть один объект как церковь. Хотя, естественно, церкви здесь были, возможно христианским храмом была главная базилика, но каких-то подтверждений этому у меня нет.

С северо-западного склона горы акрополя виден гигантский акведук Аспенда - это второй по значимости туристический аттракцион здесь после римского театра. Считается, что высота арок этого акведука превышает все подобные в Малой Азии.

К акведуку мы потом подойдем ближе, для этого нужно будет обогнуть всю гору Цитадели по часовой стрелке, так как спуска непосредственно с акрополя к акведуку я не нашел.

Пока пара фото этого грандиозного сооружения.

Спускаясь с акрополя, я случайно обнаружил интереснейший объект. Непосредственно под длинной базиликой, ниже по склону, строители возвели внушительную платформу с арками. Платформа хранит в себе два внушительных тоннеля, уходящих вглубь горы.

Общий вид акрополя Аспенда. Слева видна загадочная платформа с тоннелями. Конструкция с арками находится на одной линии с полуразрушенными стенами цитадели (их можно разглядеть в кустах).

Первая мысль, что это или городская канализация - местная римская клоака, или цистерны для хранения воды. Но, при детальном осмотре выявляются странные детали. Уже на расстоянии 15 метров вглубь тоннели перегорожены внушительными стенами, в которых сделаны проходы, а над ними даже видны узкие бойницы. Безусловно, перегородки тут призваны не допустить проникновения врага внутрь тоннелей. Но, как тогда должны выливаться нечистоты из этих труб - через эти маленькие проходы? Не проще ли сделать сам диаметр тоннеля уже, его тогда и оборонять не придется.

За перегородкой тоннель продолжается длинной сводчатой цистерной с потолком 5-6 метров высотой.

А дальше он, как и предполагалось, суживается до маленького коридора.
Поэтому вариант с канализацией отпадает. Это скорее всего цистерны, иначе невозможно объяснить такой большой внутренний объем сводчатых залов. Но, зачем их сделали заметными снаружи и вообще открытыми? Можно было бы сделать вертикальные колодцы, чтобы спокойно извлекать воду из цистерн. Кстати, такие колодцы присутствуют рядом с платформой храма на акрополе. На карте города там и указаны цистерны, а этот объект вообще никак не обозначен.

Я попробовал углубиться внутрь горы акрополя, шагая по узкому коридору, но конца его что-то не было заметно. Фонарь с собой я не взял, поэтому единственным источником света мне тут служила вспышка камеры. Через несколько десятков метров я осознал, что темнота позади меня такая же, как и впереди, и сколько это будет продолжаться непонятно. Я решил, что исследование тоннеля следует оставить на другой раз, так как блуждание по подземельям Аспенда не входило в мои тогдашние планы.

Безусловно, вся эта подземная структура связана с водой, так как на стенах коридора отчетливо видны характерные соляные отложения. Но, с большей вероятностью можно предположить, что эта система призвана сохранять воду, т.е. это не канализация, а цистерны для сбора дождевой воды.
Но, многие детали остаются непонятными. Почему у сооружения нет внешней стены? Хотя, стоит признать, что какая-то часть стен прослеживается под арками, но полностью эти стены явно цистерны не закрывали. Об этом свидетельствуют и перегородки с бойницами внутри залов, если их возвели, значит строители отдавали себе отчет в том, что цистерны негерметичны настолько, что допускалось проникновение врагов внутрь.

Общий вид одной из цистерн. На переднем плане видна ее внешняя стенка.

Внешний вид обеих цистерн. Судя по всему, они всегда заполнялись водой только наполовину, и были вполне доступны снаружи. Именно по этой причине и возвели внутреннюю перегородку с бойницами.

Объяснением такого беспечного расположения стратегического водного резервуара может быть расположение внешних стен города. Возможно жители Аспенда чувствовали себя вполне в безопасности на своем акрополе за счет крепостных стен располагавшихся ниже. Только вот их руин я почти не нашел, только незначительные остатки. Намного лучше сохранились укрепления самой цитадели, их основания хотя бы можно проследить вдоль кромки замковой горы.

Мы покидаем акрополь города и отправляемся к руинам акведука. Для этого мне понадобилось сделать большой круг вокруг акрополя, в идеале, тут лучше ехать на машине. Но, пеший маршрут позволяет осмотреть руины римских зданий на равнине, а их тут немало.

Город был огромным, его руины тянутся почти до самой реки Эвримедон. Правда, относительно хорошо сохранились только крупные здания - термы и гимназий.

Ближе к дороге стоят развалины терм города. Полуразрушенный канал для воды, что на переднем плане, скорее всего, имеет позднее происхождение, для римского водопровода он выглядит как-то несолидно.

Заметно, что термы использовались вторично, в их стенах сохранились многочисленные гнезда для деревянных балок перекрытий. Казалось бы, зачем зданию с могучими кирпичными сводами деревянные перекрытия? Скорее всего, деревянную крышу приспособили тогда, когда своды или уже рухнули, или были к этому близки. Также деревянные перекрытия позволяли сделать термы многоэтажным строением. У римлян высокие залы терм естественно никаких деревянных перегородок не имели.

Гнезда от деревянных балок делят зал терм на два этажа. В какое время были произведены такие "новаторские" работы неизвестно. Стены у терм массивные, поэтому они могли служить многим поколениям - здание могло быть жилым домом или укрепленным дворцом.

Внешний фасад терм Аспенда.

А далее, в совсем уж диких зарослях, я заметил здание гимназия (так оно обозначено на плане). Это сооружение не уступает размерами базилике, стоящей в акрополе. Беда только в том, что оно очень сильно заросло кустами, даже просто подойти близко к нему серьезная проблема.

Я все же смог добраться до стен, но попасть внутрь не получилось, вся площадь гимназия внутри - сплошные заросли.
Здание состоит из трех нефов - два нефа по бокам с невероятной шириной сводов и один малый неф в центре, его арка осталась невредимой. И судя по обилию других арок центрального нефа, гимназий уже в римскую эпоху был многоэтажным сооружением.

Фасад гимназия.

Боковая сторона.

Центральный неф гимназия.

И еще раз рухнувший свод бокового нефа.

Осмотрев римские руины в апельсиновых зарослях, двинемся к эпичнейшему сооружению Аспенда - его акведуку.
Основа самой высокой части акведука - башня высотой 40-50 метров. Наверх башни можно подняться по винтовой лестнице, но доступ туда закрыт.

Нижняя часть башни сложена из каменных блоков, а верх - из кирпича.

К акведуку туристов возят автобусами, поэтому рядом с ним сложился стихийный рынок сувениров, фруктов и т.д.

Мост акведука Аспенда.

Сохранилось несколько участков моста акведука, а на другой стороне долины вторая башня. Общая его протяженность 19 км.
Есть предположение, что акведук Аспенда профункционировал недолго - около 150 лет, его создали в 2-3 вв.н.э., а уже в 3-4 вв. отдельные его части пошли на строительство моста через реку Эвримедон. Кстати, мост этот весьма внушителен, в средние века его также реконструировали сельджуки. Но, я к сожалению забыл его отснять.

В общем, Аспенд - это то место, куда я бы хотел вернуться...

Другие мои посты о Турции.

Джованни Батиста Пиранези (1720 — 1778) выдающийся итальянский художник-график, архитектор и археолог. Его монументальные исследования Вечного города были выражены примерно в двух тысячах изобразительных работ. Так серию офортов «Древности Рима» художник создавал на протяжение четверти века. «Видам Рима» Пиранези посвятил всю жизнь.

На рисунках Пиранези сохранился подлинный Рим XVIII века. С детства пораженный красотой архитектуры (отец Пиранези — каменотёс, дядя — художник) Джованни Батиста мечтал реализовать себя, как архитектора. Практически каждую свою работу он подписывал «венецианский архитектор». Тем более ярким представляется парадокс его жизни — он спроектировал всего одно здание. По его чертежам была перестроена церковь Санта Мария Авентина. Поэтому его имя связывают с понятием «бумажная архитектура». Позже церковь была переименована — Санта-Мария дель Приорато, в которой и был похоронен художник.

Однако отдельно в его творчестве стоит цикл «Фантастические изображения тюрем». Колоссальные и величественные, эти фантасмагорические строения должны сохранить узника в лабиринте своих переходов надежнее, чем любые замки. Каждый, кто решит описать таинственное подземелье, повергающее узника в трепет, должен обратиться к художественному наследию Пиранези. Как это сделал, например, Умбэрто Эко, описывая библиотеку-лабиринт в романе «Имя Розы». А недавно Пиранези на страницах DARKER вспоминали в рецензии на .

А вот что пишет Томас де Квинси в « »:

«Много лет назад, когда я рассматривал «Римские древности» Пиранези, м-р Кольридж, стоявший рядом, описал мне гравюры того же художника […] В них запечатлены картины тех видений, что являлись художнику в горячечном бреду. Некоторые из этих гравюр […] изображали пространные готические залы, в которых громоздились разных видов машины и механизмы, колеса и цепи, шестерни и рычаги, катапульты и пр. - выражение опрокинутого сопротивления и силы, пущенной в ход. Пробираясь на ощупь вдоль стен, вы начинаете различать лестницу и на ней - самого Пиранези, пролагающего себе путь наверх; следуя за ним, вы вдруг обнаруживаете, что лестница неожиданно обрывается и окончание ее, лишенное балюстрады, не позволяет достигшему края ступить никуда, кроме бездны, разверстой внизу. Не знаю, что станется с бедным Пиранези, но по крайней мере очевидно, что трудам его до некоторой степени здесь положен конец. Однако поднимите взор свой и гляньте на тот пролет, что висит еще выше - и опять вы найдете Пиранези, теперь уже стоящим на самом краю пропасти. Но зрится вам новая невесомая площадка, и вновь несчастный Пиранези занят высоким трудом - и так далее, до тех пор, пока бесконечные лестницы вместе со своим создателем не потонут под мрачными сводами. Столь же неудержимое саморазрастание продолжалось и в моих грезах ».

Всего Джованни Батиста Пиранези создал 16 досок с изображениями невероятных тюрем. Первая публикация этой серии состоялась в 1749 году. 10 лет спустя художник выполнил практически новую серию на тех же досках.

VIII - Крыльцо украшенное трофеями ()

X - Заключенные на платформе ()

Александра Лоренц

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720—1778) — итальянский археолог, архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди — инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме; там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и, позже, на сюрреалистов.

Вот Театр Марчелло (Teatro di Marcello):

Это современный вид:

Сразу бросается в глаза большая разница в сохранности здания. Неужели оно так износилось за неполных 3 столетия? В то время, как ранее простояло в отличном состоянии более тысячи лет?
Сразу заметим, что то, что было очевидно в 1750-х годах - мы открываем заново. Занесенный песком первый этаж здания. Джованни так и пишет: «1-й этаж театра виден наполовину, но раньше он и тот, что над ним, были одинаковы по высоте»
Поражает также и другое. График уверенно изображает подземную часть театра, мощный фундамент. Вот вторая картинка:

Здесь Пиранези достаточно подробно чертит устройство фундамента Театра. Он что, производил раскопки? По изображению можно судить, что для такого чертежа требуется не только раскопать, но и разобрать часть здания.
Значит Джовании пользовался более древними источниками, строя свои изображения. Теми, которых мы не имеем.
Обращаю ваше внимание на детали конструкции:
Знаменитые «сосцы» на блоках. Прямо как в Южной Америке!

Точность изготовления циклоскопических блоков.

Небывалая мощь сооружения. По нашим меркам - неоправданная. Изучая архитектуру Рима, я не могу отделаться от этой мысли - все сделано очень крепко, надежно, точно. Затраты на строительство неимоверные!

Строители Рима имели глубокие познания в сопромате. Здесь и на других рисунках, которые я буду выкладывать в дальнейшем, видно, как кладка громадными блоками повторяет эпюры нагрузок. Современному строительству такие «выкрунтасы» не доступны.

Используется свайная основа. Не берусь дать оценку такому решению под каменными строениями, но, возможно, именно сваи, будучи «подушкой», защищали здание от сильных землетрясений. И они не гнили?!

Сложные фигурные пазы, каналы, выступы, «ласточкины хвосты» - все это говорит о том, что блоки изготавливались литьем или иным методом пластификации.

Как и везде в Риме, используется засыпка бутом и щебнем внутренних полостей стен.

В первую очередь бросаются в глаза супермощные фундаменты зданий и сооружений. К примеру, вот этот мост:

Любой архитектор, строитель скажет вам: «Сейчас так не строят. Это дорого, это не рационально, это не нужно»
Это прямо не мост, а пирамида какая-то! Какое количество каменных блоков. Какое сложное их изготовление. Как мощно они скреплены. Как точно. Сколько нужно труда, транспортной работы, расчетов. Восемнадцать восклицательных знаков. И еще больше вопросительных.
Вот древние стены и фундаменты:

Впечатляет? Зачем такая мощь? Защититься от ядра или от бревна с бронзовым наконечником?

Здесь - красота, эпюра напряжений в камне. Знаменитые «сосцы», невероятная точность подгонки. Поражает высокая культура строительства и знания в области сопромата.
А вот и наш любимый мост:

Он и сейчас стоит - мост, построенный императором Элием Адриано:

С виду обычный себе мостик. А какое у него основание?
При сравнении сразу бросается в глаза изменившийся уровень воды. Все грандиозные сооружения остались скрытыми от глаз.
Также обращу ваше внимание на горы песка на рисунке Джованни. «D - песок, нанесенный во времена…» Я так и не смогла найти перевод этого загадочного слова. И итальянские друзья не смогли помочь. Что за времена? Полагаю, слово изменили специально. Чтобы нельзя было перевести. Либо все упоминания об этих временах начисто вытерты из истории.
Опять загадка.

Вот чертеж опоры моста. Зачем такая мощь? И обратите внимание на то, что блоки скреплены между собой. И опять подушка из свай.

Вот и другой мост. Та же мощная единая конструкция опор моста с его телом и общий фундамент внизу.
Создается такое впечатление, что перед строителями стояла задача противостоять мощнейшим землетрясениям. Очевидно, что наша планета в эти времена, когда она быстро расширялась, была подвержена очень сильной сейсмической активности. Может быть, и потоки воды и селя в результате титанических ливней или таяния громадных количеств снега и льда в горах, имели сокрушительную силу.
Разумеется, поражает и мощь строительной индустрии, которая была в их распоряжении. На фоне этих рисунков становится более понятным сооружение и Трояновых валов, и Змиевых и пирамид. Не поверю, что лишь используя тягловую силу скота и рабов, можно было построить такое.
Хочу обратить ваше внимание на конфигурацию блоков, из которых сложены ступени амфитеатров:

Ну и хочется еще раз отметить: Джованни Пиранези имел доступ к неким архивам, где хранились строительные чертежи этих древних сооружений. Полагаю, там же следует искать и чертежи Кёльнского собора, Собора Парижской Богоматери и других храмов, строителям которых «в одну ночь дьявол нашептал, как построить храм»)))))
И искать эти документы, скорее всего, нужно в Ватикане. Потому что церковь возжелала в свое время присвоить себе плоды труда "иной" цивилизации. Рассказывала потом, что это папа такой-то заложил в фундамент храма первый камень. Весом 600 тонн!
Именно в хранилищах Ватикана ждут нас ответы на многие тайны! Наверняка, туда и попали книги из "сожженых" библиотек мира.

«Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII-XXIвека.» Часть I


С 20 сентября по 13 ноября в ГМИИ проходила выставка «Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века».
В экспозицию вошли более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке экспонировались около 400 произведений. Выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» - это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» - художники и архитекторы конца XVIII-XIX столетий, вплоть до XXI века.
Белый зал

Белый зал посвящен Античности. Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756) и других. Пиранези были описаны сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.

Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами.

Папа Климент XIII и другие члены семьи Реццонико оказывали покровительство Пиранези, поощряя его творческие замыслы. Кроме грандиозного, так и не реализованного проекта 1760 года по перестройке алтаря и западной части базилики Сан Джованни ин Латерано, в 1764-1766гг Пиранези реконструировал церковь Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато на Аветинском холме в Риме, а также спроектировал ряд интерьеров в резиденции папы в Кастель Гандольфо и его поемянников - кардинала Джованни Баттиста Реццонико и сенатора Рима Аббондио Реццонико.


Джованни Баттиста Пиранези Портрет папы Климента XIII. Фронтиспис к серии «О величии и архитектуре римлян…» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Джованни Баттиста Пиранези «Урны, надгробия и вазы на вилле Корсини.» . Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре изображены погребальные урны, стелы, надгробия, найденные в садах виллы Корсини за Порта Сан Панкрацио в Риме (р-н Трастевере) Существует мнение, что Пиранези использовал мотив чередования погребальных урн и стел при проектировании ограды церкви Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато. Эта церковь - единственное здание, построенное Пиранези.


Джованни Баттиста Пиранези Внутренний вид гробницы Луция Аррунция. Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Гробница Луция Арруция - комплекс из трех колумбариев, помещений с полукруглыми нишами для хранения урн с прахом рабов и потомков государственного деятеля, консула 6 года, историка Луция Аррунция. Захоронение было обнаружено в 1736 году, а в XIX веке гробница была полностью разрушена.


Надгробие Луция Волумния Геракла Гипс тонированный, литье по форме Подлинник: мрамор, 1 в, хранится в Латеранском музее, Рим ГМИИ им. А.С. Пушкина

Надгробия в виде алтарей были очень популярны в погребальных обрядах Италии в раннеимперский период. Оригинал изготовлен из одного мраморного блока с рельефными украшениями на фронтоне и боковых сторонах. Верхняя часть надгробия оформлена в виде подушки с двумя валиками, завитки которых декорированы розеттами. В центральной части полукруглого фронтона изображен венок с гирляндами.

На передней грани надгробия в рамке высечена надпись с посвящением богам загробного мира - маннам - и упоминанием имени умершего и его возраста; под ней маска горгоны Медузы, обрамленная фигурами лебедей. По углам памятника расположены маски баранов, под которыми помещено изображения орлов. Боковые части надгробия украшены гирляндами из листьев и плодов, свисающие с бараньих рогов.


Джованни Баттиста Пиранези «Вид древней Аппевой дороги». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одной из главных тем в искусстве Пиранези является тема величия древнеримской архитектуры. Во многом это величие было достигнуто благодаря инженерно-техническим навыкам. На гравюре изображен сохранившийся мощеный участок древней Апиевой дороги, Царицы дорог, как называли ее римляне.


Джованни Баттиста Пиранези Титульный лист к тому II «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В сочинении «Римские древности» Пиранези проявил повышенный интерес к погребальным сооружениям. В исследовании гробниц, содержащих многочисленные произведения искусства, художник видел путь к возрождению величия Рима и его культуры. До Пиранези к изучению и документирования древнеримских гробниц обращались Пьетро Санти Бартоли, Пьер Леон Гецци и другие. Их сочинения оказали значительное влияние на художника, но Пиранези идет дальше простой фиксации внешнего и внутреннего вида гробниц. Его композиции полны динамики и драматизма.


Джованни Баттиста Пиранези «Гробница, находящаяся в винограднике по дороге в Тиволи». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре изображена гробница, находящаяся в винограднике по дороге в Тиволи. Художник демонстрирует внешний вид гробницы, изображая ее на первом плане с низкой точки зрения. Благодаря этому сооружение выделяется на фоне ландшафта и возвышается над зрителем.


Джованни Баттиста Пиранези «Большой саркофаг и канделябр из мавзолея святой Констанции в Риме». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре представлены саркофаг и канделябр, найденные в мавзолее Констанции (ок. 318-354), дочери императора Константина Великого. Пиранези воспроизвел одну из сторон порфированого саркофага с изображением лоз и Амуров, давящих виноград. Боковая сторона крышки украшена маской Силена и гирляндой. Как отмечал Пиранези, мраморный канделябр служит образцом для художников в XV веке, и остается моделью для любителей прекрасного. В настоящее время саркофаг и канделябр хранятся в музее Пио Клементина в Риме.


Джованни Баттиста Пиранези «Часть фасада гробницы Цецилии Метеллы». Лист из сюиты «Виды Рима» 1762г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези довольно точно воспроизвел верхнюю часть гробницы Цецилии Метеллы с полуразрушенным карнизом и фризом, украшенным бычьими черепами и гирляндами. На мраморной плите начертано имя погребенной: Цецилия Метелла, дочь Квинта Критского, жена Красса.


Джованни Баттиста Пиранези «Гробница Цецилии Метеллы». Лист из сюиты «Виды Рима» 1762г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Джованни Баттиста Пиранези «План, фасад, вертикальное сечение и детали кладки гробницы Цецилии Метеллы». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Несколько гравюр серии посвящены гробнице Цецилии Метеллы. Массивное сооружение цилиндрической формы было возведено около 50 года до н.э. на Аппиевой дороге недалеко от Рима. В Средние века она была превращена в замок с надстроенной сверху зубчатой стеной в виде «ласточкиных хвостов». Для подробного изображения памятника Пиранези использовал двухъярусную композиционную схему, заимствованную у Пьетро Санти Бартолли из книги Древние гробницы» (1697)


Джованни Баттиста Пиранези «Приспособления для подъема больших камней травентина, применяемых при строительстве гробницы Цецилии Метеллы». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На гравюре Пиранези изображены металлические приспособления для подъема массивных каменных плит, одно из них было знакомо современникам Пиранези под названием «уливелла». Считалось, что о нем писал еще Витрувий в I веке д н э под названием «таналья», а в XV в он был заново открыт другим архитектором - Филиппо Брунелески. По мнению же Пиранези, инструменты Витрувия и Брунелески отличаются друг от друга и преимущество было за древним, более простым в использовании


Джованни Баттиста Пиранези «Подземная часть основания мавзолея императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре показана подземная часть основания мавзолея Адриана (Замок Святого Ангела). Художник значительно преувеличил размер сооружения, изображая лишь часть гигантского вертикального выступа (контрфорса). Художник любуется регулярностью и красотой древней кладки, выявляя пластику камней при помощи резких светотеневых контрастов.


Джованни Баттиста Пиранези «Вид на мост и мавзолей. возведенные императором Адрианом». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мавзолей императора Адриана (Замок Святого Ангела) не раз становился объектом пристального внимания Пиранези. Гробница была построена при императоре Адриане около 134-138 гг. Здесь покоился прах многих представителей императорского дома. В X в сооружение перешло во владение патриция рода Крешенци, превратившего гробницу в крепость. В XIIIв при папе Николае III замок был соединен с Ватиканским дворцом и стал папской цитаделью. В нижних помещениях была устроена тюрьма.


Джованни Баттиста Пиранези «Мавзолей и мост императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот большой лист состоит из 2х оттисков, задуманное, как единое целое и напечатанное с 2х досок.

Левая часть. Художник показал сечение моста с подземной частью и тщательно воспроизвел подземную кладку. Он приводит любопытные подробности возведения опор моста: считалось, что Адриан либо направил Тибр в другое русло, либо перегородил его русло частоколом, позволяя ему течь с одной стороны. Пиранези восхищался прочностью сооружения, выдерживающее частые паводки. В 3х центровых арочных проемах показан уровень воды в Тибре в зависимости от сезона (слева направо V) декабрь, июнь и август. Интересно, что художник дополнил технический чертеж элементами пейзажа с видами берегов Тибра.

В правой части изображена стена мавзолея и его подземная часть. Как пишет Пиранези, мавзолей «был покрыт богатыми мраморами, украшен многочисленными статуями, изображавшими людей, коней, колесниц и прочими, наиболее ценными скульптурами, которые собрал Адриан в путешествии, совершенным по Римской империи; сейчас, лишенное ˂…˃всех своих украшений ˂…˃, он выглядит, как большая бесформенная масса каменной кладки». В более позднее время верхняя часть мавзолея (A-B) был облицован кирпичом. Художник предположил также, что высота башни мавзолея в 3 раза превышает высоту фундамента (F-G). Пиранези большое внимание уделил подземной части сооружения, построенного из рядов туфа, травентина и обломков камня, укрепленного контрфорсами и специальными арками (М).


Джованни Баттиста Пиранези «Вход в верхнюю комнату мавзолея императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Изображен вход, ведущий в верхнюю комнату мавзолея императора Андриана.. В XVI-XVII веках она использовалась для заседаний суда и называлась Залом правосудия. Вход сложен из огромных блоков камня-травестина, настолько мощных и прочных, что Пиранези сравнивал их со знаменитыми египетскими пирамидами. Как отмечал художник, арка превосходно укреплена по бокам, поскольку вынуждена противостоять громадному весу каменной кладки, находящейся над ней. На камне хорошо видны выступы, которые использовались для подъема блоков при строительстве.

В 1762 году увидело свет новое сочинение Пиронези, посвященное топографии Марсового Поля - середине древнего Рима - обширной территории на левом берегу Тибра, граничащей с Капитолием, Квириналом и холмом Пинчо. Этот теоретический труд состоял из текста, основанного на классических источниках; и 50 гравюрах, включая огромную топографическую карту Марсова поля, «Иконографию» с которой Пиранези и начал работу над сборником.


Джованни Баттиста Пиранези ««Иконография» или план Марсова поля древнего Рима». 1757 Лист из серии «Марсово поле Древнего Рима, произведение Дж.Б.Пиранези, члена Лондонского королевского общества антиквариев. 1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В 1757 г Пиранези гравировал огромную карту-реконструкцию Марсова Поля времен поздней империи. Этот замысел был подсказан художнику античным монументальным планом древнего Рима, высеченным на мраморных плитах при императоре Септимии Севере в 201-0211 гг. Фрагмент этого плана был обнаружен в 1562г и хранился во времена Пиранези в Капитолийском музее. План Пиранези посвятил шотландскому архитектору Роберту Адаму, другу художника. Считается, что именно Адам убедил его начать с этой карты работу над сочинением «Марсова Поля», важнейшего труда мастера, который стал «Антологией архитектурных идей!, взбудораживших воображение архитекторов вплоть до XXIв.


Джованни Баттиста Пиранези Капитолийские камни…1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Титульный лист выполнен в виде каменной плиты с высеченным на ней названием на латыни. Украшают плиту рельефы, указывающие на славное прошлое Рима и его правителей. Вверху, среди мифологических персонажей представлены основатели города- Ромул и Рем, а на древних монетах изображены крупные государственные деятели - Юлий Цезарь, Луций Брут, император Октавиан Август. Пиранези использует декоративные мотивы, традиционные для древнеримского искусства: гирлянды из лавровых ветвей, рог изобилия, бараньи головы. Эти же мотивы появляются у Пиранези в проектах прикладных вещей.


Джованни Баттиста Пиранези «Театры Бальба, Марцелла, амфитеатр Статия Тавра, Пантеон» из серии «Марсово Поле»…1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези реконструирует плотно застроенные кварталы древнего Марсово Поля с высоты птичьего полета.

На верхней гравюре слева изображен каменный театр, построенный Луцием Корнелием Бальбом младшим, римским полководцем и драматургом в 13г до н.э. Справа представлено другое театральное здание - театр Марцела, второй каменный театр в Риме (после театра Помпея)

На средней гравюре показан знаменитый Пантеон и расположенные за ним сады, искусственное озеро и термы Агриппы.

Ниже представлен первый каменный амфитеатр в Риме, построенный в 29г до н.э., на площади перед ним - солнечные часы, установленные по приказанию императора Августа. Эти реконструкции оказали мощное воздействие на формирование архитектуры, в частности, они существенно повлияли на сознание советских архитекторов XXв.


Джованни Баттиста Пиранези «Мраморные таблички со списками римских консулов и триумфаторов» листы к серии «Капитолийские камни» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре представлены сохранившиеся мраморные таблички со списком римских консулов и триумфаторов от основания Рима до периода правления императора Тиберия (14-37гг). Из надписи, высеченной на верхней плите следует, что в древности таблички были установлены на Римском Форуме.


Джованни Баттиста Пиранези «Примеры римских ионических капителий в сравнении с греческими, праведенными у Ле Руа» листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот лист является наглядным ответом Пиранези на сочинение Ж.Д. Ле Руа «Руины самых прекрасных памятников Греции» 1758г. Пиранези

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или итал. Giambattista Piranesi; 4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 9 ноября 1778, Рим) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвёл мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».

Можно сказать что человек был гением, скептически ставиться к его работам не стоит так как в них больше вопросов чем ответов. Первые известные труды - серия гравюр «Prima Parte di architettura e Prospettive» (1743) и «Varie Vedute di Roma» (1741) - несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето, использовавших «угловую перспективу».

Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме - «Vedute di Roma» (1746-1748),»Grotteschi» (1747-1749),»Carceri» (1749-1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме, и он вновь отправился в Вечный город.

В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры, которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

Гравюры Пиранези долгое время скрывали, только в 2010 прошло цензуру после чего «выдали» обществу, толчком для этого стало много фактов и упоминаний другими данного «гения» более 500 гравюр на сегодняшний день под запретом. Все гравюры по архитектуре номеровались, делались заметки, вычисления, что дает понять что работы данного человека не плод воображения, это была работа которую он хорошо выполнил, что даст нам и последующим больше ответов о нас и нашем прошлом


































Джованни Баттиста Пиранези

________________________________________________________

Биография и творчество.

_________

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi , или Giambattista Piranesi ; 1720-1778) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов.

Джанбаттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо ), в семье каменотёса. Настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка Pirano d’Istria , откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание "Piranesi ".

Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца L’Orbo Celega на Большом канале, которая выполняла заказы архитектора Д. Росси . Обучался архитектуре у своего дяди, архитектора и инженера Маттео Луккези , а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто . Изучал приемы живописцев-перспективистов, брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки , известного гравера, автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки ); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре, читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери - аббат). В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология.

Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов , весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме . Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции. Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини , сенатор Аббондио Реццонико , племянник "венецианского папы" Климента XIII Реццонико - приор Мальтийского ордена, а также сам "венецианский папа"; самым ревностным поклонником таланта Пиранези , коллекционером его работ стал лорд Карлемонт . Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция , резиденции венецианского посла в Риме; изучал гравюры Дж. Вази . В мастерской Джузеппе Вази молодой Пиранези обучался искусству гравюры на металле. С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции, где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо .

Пиранези был высокообразованным человеком, но в отличие от Палладио не писал трактатов по архитектуре. Определенную роль в формировании стиля Пиранези сыграл Жан Лоран Ле Ге (1710-1786), известный французский рисовальщик и архитектор, работавший с 1742 в Риме, близкий кругу учащихся Французской академии в Риме, с которым был дружен и сам Пиранези .

В Риме Пиранези стал страстным коллекционером: его мастерскую в палаццо Томати на Страда Феличе , полную античных мраморов, описывали многие путешественники. Он увлекался археологией, участвовал в обмерах античных памятников, зарисовывал найденные произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Он любил делать их реконструкцию, подобно составленному им знаменитому Уорвикскому кратеру (ныне - в коллекции музея Баррела, ок. Глазго), который приобрел в виде отдельных фрагментов у шотландского живописца Г. Гамильтона , тоже увлекавшегося раскопками.

Первые известные труды - серия гравюр Prima Parte di architettura e Prospettive (1743) и Varie Vedute di Roma (1741) - несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж. Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето , использовавших "угловую перспективу". В духе венецианских каприччи Пиранези сочетал в гравюрах реально существующие памятники и свои воображаемые реконструкции (фронтиспис из серии Vedute di Roma - Фантазия руин со статуей Минервы в центре; титул издания серии Carceri ; Вид Пантеона Агриппы , Интерьер виллы Мецената , Руины галереи скульптуры на вилле Адриана в Тиволи - серия Vedute di Roma ).

В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр. Большим успехом пользовались сборник больших гравюр Пиранези «Гротески » (1745) и серия из шестнадцати листов «Фантазии на темы тюрем » (1745; 1761). Слово «фантазии» тут не случайно: в этих работах Пиранези отдал дань так называемой бумажной, или воображаемой, архитектуре. В своих гравюрах он воображал и показывал фантастические, невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции.

В 1744 из-за трудного финансового положения был вынужден возвратиться в Венецию. Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж. Б. Тьеполо , Каналетто , М. Риччи , манера которых повлияла на его последующие издания в Риме - Vedute di Roma (1746-1748), Grotteschi (1747-1749), Carceri (1749-1750). Известный гравер Й. Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме, и он вновь отправился в Вечный город.

В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима , участия в раскопках издал фундаментальный труд Le Antichita romane (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта . В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры. Этой же теме - пафосу римского зодчества - была посвящена серия гравюр Della magnificenza ed architettura dei romani (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико . Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры, их инженерный талант, чувство структуры памятников, функциональность. Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа , Кордемуа , аббата Ложье , графа де Кейлюс . Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П. Ж. Мариэтт , выступивший в Gazette Litterere del’Europe с возражениями против взглядов Пиранези . В литературном труде Parere su l’architettura (1765) Пиранези ответил ему, разъяснив свою позицию. Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези . В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том, что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности. "Все должно быть согласно разуму и правде, но это грозит все свести к хижинам" , - писал Пиранези . Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли , просвещенного венецианского аббата, работы которого изучал Пиранези . Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. XVIII в. Следует оказывать предпочтение разнообразию и фантазии, полагал Пиранези . Это важнейшие принципы архитектуры, в основе которой - соразмерность целого и его частей, а ее задача - отвечать современным потребностям людей.

В 1757 архитектор стал членом лондонского Королевского общества антиквариев . В 1761 за труд Magnificenza ed architettura dei romani Пиранези был принят в члены Академии Св. Луки ; в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул "cavagliere ".

Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах - декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства, и в серии гравюр Diverse maniere d’adornare I cammini (1768, известна также под названием Vasi, candelabri, cippi… ). Последняя была осуществлена при финансовой поддержке сенатора А. Реццонико . В предисловии к этой серии Пиранези писал о том, что египтяне, греки, этруски, римляне - все внесли значительный вклад в мировую культуру, обогатили зодчество своими открытиями. Проекты убранства каминов, светильников, мебели, часов стали тем арсеналом, откуда заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.

В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано . Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).

В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры, которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

У Дж. Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры. Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте, динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города . Мысль о том, что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого, о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том, что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764-1766) в Риме на Авентинском холме . Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А. Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма. Живописность архитектуры Палладио , барочная сценография Борромини , уроки венецианских перспективистов - все соединилось в этом талантливом создании Пиранези , ставшем некой "энциклопедией" элементов античного декора. Выходящий на площадь фасад, состоящий из арсенала античных деталей, воспроизведенных, как в гравюрах, в строгом обрамлении; убранство алтаря, тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи, составленные из "цитат", взятых из античного декора (букраниев, факелов, трофеев, маскаронов и пр.). Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения , свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.

Рисунки Дж. Б. Пиранези не столь многочисленны, как его гравюры. Наибольшим их собранием располагает музей Дж. Соана в Лондоне. Пиранези работал в различных техниках - сангине, итальянского карандаша, сочетал рисунки итальянским карандашом и пером, чернилами, добавляя еще размывку кистью бистром. Он зарисовывал античные памятники, детали их декора, объединял их в духе венецианского каприччо, изображал сцены из современной жизни. В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж. Б. Тьеполо . В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты, в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм. С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи , которую он называл "место для души ", зарисовки Помпеи , сделанные в поздние годы творчества. Современная действительность и жизнь древних памятников соединяются в листах в единый поэтический рассказ о вечном движении истории, о связи прошлого и настоящего.