Хорошие струны для акустики. Как выбрать гитарные струны

Если вы уже приобрели для себя акустическую гитару и хотите еще взять к ней комплект запасных струн, но еще не знаете на каких остановиться или вообще не имеете о них представления, то в этой статье я постараюсь вам раскрыть все секреты и ответить на столь важный вопрос: как выбрать струны для акустической гитары?

Что нужно знать в первую очередь?

Выбирая струны для своей гитары, я бы советовал осторожно относиться к мнению так называемых «специалистов». Особенно это имеет отношение к горе-продавцам в магазинах музыкальных товаров, которые в своем большинстве не особо отличаются профессионализмом и хотят навязать вам наиболее дорогой или залежавшийся товар на витрине, но не как не заинтересованы в том, чтобы помочь вам выбрать струны для акустической гитары.

Я уверен, что за свою творческую жизнь любой гитарист перепробует не одну дюжину разных струн и не раз поменяет свои предпочтения, потому что требования и вкус со временем у человека меняются, да и технологии производства струн тоже не стоят на одном месте. Довольно часто профессионалы имеют у себя несколько разных гитар и соответственно для каждой подбирают отдельный комплект струн, которые лучше всего подходят по физическим и звуковым параметрам. Поэтому тут бессмысленно давать какие-либо советы по выбору тех или иных марок струн. Но зато, я постараюсь познакомить вас с современными видами струн и их конструктивными отличиями.

Определяемся перед покупкой

Как я уже рассказывал в статье о том, вам для начала следует определиться, какую гитару вы будете осваивать. Будет ли это классическая гитара или же акустическая, соответственно струны тоже будут разные, собственно в струнах почти и заключается вся разница между классической и акустической гитарой.

Выбирая в магазине струны для своей акустической гитары, вы обязательно столкнетесь с проблемой, которой не было, когда вы выбирали себе инструмент. А что это за проблема я вам сейчас расскажу. Перед покупкой вы не сможете послушать, как звучат струны, чтобы выбрать наиболее подходящие для себя. Поэтому для начала посоветуйтесь с друзьями или знакомыми гитаристами, у которых есть опыт за плечами, перед тем как решите покупать струны.

Толщина струн

Необходимо определиться, струны какой толщины вам больше всего подходят. Имейте ввиду, что у вас для уверенной игры на толстых струнах должны быть отлично натренированы пальцы на левой руке. Как правило, диаметр 1-й струны в разных комплектах может варьироваться от 0,008 до 0,013 дюймов. Чем толще струны, тем насыщеннее и объемнее будет звучать гитара.

Материал обмотки

Медь или ее различные сплавы. Такие струны наиболее распространенные и чаще всего используются на акустических гитарах и поэтому менее дорогие.

Серебряное покрытие. Этот метал, мало влияет на звук, зато хорошо сказывается на эстетических качествах. Струны с таким покрытием не тускнеют, красиво выглядят и не оставляют на пальцах темных следов.

Латунь или фосфорная бронза . Такие струны будут более долговечны и в отличие от медных будут иметь несколько иное звучание.

Тип обмотки струн

Круглая обмотка. Струны с такой обмоткой будут иметь звонкое и яркое звучание, особенно сразу после замены, но не на продолжительное время.

Плоская обмотка. Выбирая такие струны, имейте ввиду что звук у них будет матовый, как бы приглушенный.

1-я и 2-я струна всегда изготавливаются без обмотки. 6-я, 5-я и 4-я басовые струны всегда имеют обмотку. 3-я струна чаще всего бывает без обмотки, а в более толстых комплектах с обмоткой, что придает ее звучанию более красивый и насыщенный звук, но есть у нее и недостаток. За счет того, что обмотка очень тонкая, она часто рвется и приходит в негодность, а из-за этого приходится менять комплект целиком.

Струны для классической гитары

Синтетические (нейлоновые) струны . Первые три струны состоят из нейлоновой лески, а вот басовые – из большого числа нитей точно такого нейлона и имеют внешнюю металлическую обмотку чаще всего из меди, реже из серебра или латуни (фосфорной бронзы).

Синтетические повышенной плотности. Эти струны в отличие от нейлоновых, изготовлены из карбоновой лески, и при этом обладают повышенной плотностью и более тонким диаметром. Такие струны характеризуются звонким выраженным звучанием. Недостаток – высокая цена.

Струны на стальном тросике. Относительно мягкие и с разной обмоткой струны: первые три – с нейлоновой лентой, а 6-я, 5-я и 4-я – с посеребренной медью. Эти струны практически не тянутся и довольно быстро изменяют высотность при повороте колков. Они менее популярны из-за высокой цены и весьма необычны.

Синталические струны. Характеризуются на уровне металла высокой яркостью звука и привычной мягкостью как у нейлона. Быстро настраиваются, обмотка не так сильно изнашивается от контакта с ладами, а также эти струны позволяют делать «подтяжки». Держат строй и сочный тембр в течение нескольких месяцев без изменения.

Струны для акустической гитары

Струны на монолитной основе из стали. Сердечник у этих струн состоит из высокопрочной, так называемой «рояльной стали», из которой сделаны также первые три струны. В качестве обмотки чаще всего применяют сплавы на основе меди или же фосфорной бронзы, а различаются обмотки по твердости и упругости, при этом придавая различную жесткость струнам. Это в свою очередь отражается на звучании инструмента и комфортности игры пальцами.

Стальные струны с полукруглой или плоской обмоткой. Такая обмотка может лежать плоской стороной наружу. Эти струны являются разновидностью струн на монолитной основе из стали. При скольжении пальцев по виткам намотки не имеют «свиста». Характеризуются более матовым звуком на басовых струнах и более звонким на струнах без обмотки.

Стальные струны в оболочке из тонкой синтетики. Всего их существует два вида. К первому виду относятся струны, у которых сверху металлической обмотки находится еще одна дополнительная тонкая ленточная обмотка, состоящая из тефлона – синтетический материал, который обладает низким трением и хорошей износостойкостью. Защищает витую струну от грязи и влаги и уменьшает износ от контакта с ладами. Второй вид отличается тем, что по технологии проволока обмотки струн уже заключена в оболочку из пластика. Недостаток – зазоры между витками меньше застрахованы от загрязнения и попадания пота с пальцев, зато более эффективно уменьшает износ от контакта с ладами. Эти два вида струн достаточно дорогие и лишены переливчатого призвука, который характерен для струн с круглой обмоткой.

Подведем итоги

Выбирая струны для акустической гитары необходимо определиться с тем, какое звучание вам лично нравится, какая у вас гитара и что еще не маловажно, какую вы музыку будете исполнять или уже исполняете. А вот начинающим гитаристам, которые не имеют опыта, я бы посоветовал следующее:

Старайтесь всегда настраивать струны по тюнеру или камертону, потому что инструмент не сможет полноценно звучать, когда он настроен не правильно. Не допускайте перетяжки струн, чтобы их не деформировать и не порвать в самый не подходящий момент. Также не стоит и слабо натягивать струны, потому что звук будет менее плотным и громким, и строй при этом «поплывет». Имейте ввиду, что даже если вы возьмете самые дорогие струны, но при этом не правильно их настроите, то они будут звучать намного хуже, чем дешевые, но зато правильно отстроенные и подобранные под руки и гитару конкретного исполнителя.

Пожалуй, это самая важная информация для тех, кто задался вопросом: «Как выбрать струны для акустической гитары?». Надеюсь, что смог чем-то вам помочь и буду рад, если вы напишите комментарий, дополнив эту статью своей информацией. Не забывайте делиться с друзьями в социальных сетях, возможно, им тоже будет интересно это узнать. Следующая статья будет о том, как выбрать струны для электрогитары. Так что, кому это интересно ждите обновлений на сайте. Удачи вам!

Струны на электрогитаре имеют огромное влияние на звук и играбельность вашего инструмента. Если вы посмотрите на ассортимент любого интернет-магазина, то вероятно прозреете от того, какое разнообразие струн они предлагают. Продолжайте читать и вы сможете с лёгкостью определиться какие струны вам нужны, подходят ли они для вашей гитары и стилю игры.

Всё о толщине струн

Основная их характеристика любых струн — это толщина, которая измеряется в тысячных дюйма. Наиболее тонкие струны обычно имеют размеры в.008 (обычно гитаристы называют просто «восьмёрка») или наиболее толстые.56 (или просто «пятьдесят шестые»). Толщина струн имеет большое влияние на игратбельность гитары и звука в целом.

Тонкие струны:

  • Обычно на них легко играть
  • Позволяют с лёгкостью делать подтяжки
  • Очень легко рвуться
  • Звучат тише и производят меньший сустейн
  • Склонны ударяться о лады, что даёт очень неприятный звук
  • Оказывают наименьшее воздействие на гриф гитары, что является безопасным выборам для раритетных гитар

Толстые струны:

  • Обычно на них сложнее играть
  • Требуют больших усилий при зажатии и игре бендов
  • Генерируют более громкий звук и сустейн
  • Предпочтительны для низких строёв таких как
  • Оказывают большее давление на гриф гитары

Обозначение толщины струн

Большинство производителей струн определяют толщину струн используя термины вроде «тонкие» или «очень толстые». В то время как точная толщина может слегка меняться среди производителей, я хочу привести вам типичные диапазоны размеры струн, для электрогитары:

Основные толщины струн

  • Невероятно супер тонкие: .008 .010 .015 .021 .030 .038
  • Супер тонкие : .009 .011 .016 .024 .032 .042
  • Тонкие: .010 .013 .017 .026 .036 .046
  • Средней толщины: .011 .015 .018 .026 .036 .050
  • Толстые: .012 .016 .020 .032 .042 .054

Набор струн определяется толщиной от самой тонкой струны, которая находится ниже все остальных, до самой толстой, которая находится выше всех. Например у среднего по толщине набора струн первая струна (самая тонкая) будет иметь.011 дюймов, вторая.015, третья.018 и так далее.

Факторы, которые следует учитывать при покупке струн для электрогитары

Наиболее важными факторами при покупке являются:

  • Ваш стиль игры и музыкальный жанр
  • То, на сколько часто вы играете
  • Характер звучания и тон, который вы хотите достичь

Вещи, которые влияют на эти факторы:

  • Толщина струн
  • Материал из которого изготовленыструны
  • Используемый метод намотки струн
  • Наличие защитного покрытия на струнах

Теперь зная все эти факторы, мы можем подобрать наиболее подходящее для вас решение.

Мы уже обсуждали выше, что на более тонких струнах легче играть, чем на толстых. Если вы стремитесь играть быстрые, техничные соло, и интенсивные ритм партии, то вам стоит присмотреться к более тонким струнам. Хотя, с другой стороны, если вы играете металл и используете пониженные строи, то ваш выбор должен пасть на более толстые.

Те гитаристы, которые играют в таких жанрах как блюз или рок и играют используют подтяжки (бенды), чаще всего отдают предпочтение струнам средней толщины, которые позволяют с лёгкостью играть подтяжки и генерируют более богатый, жирный, мрачный тон. Джаз гитаристы чаще всего используют наиболее толстые струны, так как практически не играют бенды и имеют большую надобность в широком спектре тона.

Большинство новичков отдают своё предпочтение супер-тонким и тонким струнам. После того, как вы овладеете основными техническими навыками и ваши пальцы станут более гибкими и сильными, вы будите способны перейти на более толстые варианты (из-за их определённых преимуществ, которые мы обсудили выше).

Для того, чтобы подобрать подходящую для вас толщину струн, вы должны полагаться исключительно на стиль игры и как можно больше экспериментировать. Попробуйте струны разных размеров, брендов и вы вероятно найдёте те, которые наиболее «привлекательны» для ваших пальцев и ушей.

Различия между разными типами струн могут быть довольно «тонкими» и на первый взгляд непонятными для вас. Единственный совет, который я могу вам дать — это прислушивайтесь к своим личным вкусовым ощущениям и выбирайте то, что является комфортным для ваших пальцев и ушей.

Так же имейте в виду, что переход на новый тип струн может потребовать от вас регулирования их высоты над грифом, а также повлечь за собой негативные последствия для вашей техники.

Долговечность струн

У меня есть к вам вопрос: на сколько часто вы играете на гитаре? Если вы гитарист, который играет скажем несколько раз в месяц и имеет склонность к игре с «лёгким прикосновением», то вы можете смело покупать менее дорогие струны и не думать о том, что им придёт конец скажем через пару недель. С другой стороны, если вы играете часто и усердно, то вам стоит покупать более дорогие струны, так как они будут оставаться играбельными довольно долгое время. Большинство гитарных производителей накручивают ценник своих струн именно в соответствии с их долговечностью, которая зависит от материалов, из которых эти струны изготовлены.

Материалы

Все струны электрогитар изготавливаются из стали, никеля или любого другого магнитопроводящего сплава. Почему магнитопроводящего? Потому-что эти сплавы отлично подходят для передачи вибраций генерируемых струнами непосредственно звукоснимателям, которые используют именно магнитное поле, для улавливания звука (я писал об этом более подробнее в статье: ). Тип плакировки или покрытия, нанесённого на стальной сплав, имеет значительное влияние на звучание струн. Вот вам несколько тональных характеристик у наиболее распространённых материалов, используемых при изготовлении гитарных струн:

Никелированная сталь: имеет сбалансированную яркость и тепло при большей атаке

Чистый никель: имеет чуть меньшую яркость по сравнению с никелированной сталью и с более выраженным теплом

Нержавеющая сталь: имеет яркий, хрустящий тон с сустейном, а так же антикоррозийные свойства.

Хром: имеет характерный тёплый тон с меньшим резонансом. Очень часто предпочитается джаз и блюз гитаристами.

Титан: имеет яркий тон и превосходную прочность

Кобальт: имеет широкий динамический диапазон с выдающейся яркостью

Полимерное покрытие: имеет меньший сустейн по сравнению со струнами без покрытия, но в то же время устойчив к воздействию коррозии

Цветовое покрытие: некоторые покрытия имеют цветовые красители, что даёт визуальную привлекательность

Типы струнной оплётки

Первая, вторая, а иногда даже и третья струны не обладают «проволочной» оплёткой накрученной поверх струны. Остальные, или как их ещё называют басовые струны ею обладают. Ниже перечислены виды оплёток и то, как они влияют на играбельность и тон:

  • Круглая оплётка: наиболее популярный вид оплётки, который имеет заметно ребристую структуру и производит больший сустейн, атаку и «кусучесть». Так же данный вид оплётки довольно сильно изнашивает гриф и лады.
  • Полукруглая: обладает более гладкой текстурой и производит более тёмный тон и меньшею атаку по сравнению с круглой.
  • Плоская оплётка: имеет очень гладкие осязательные качества, а так же довольно тёмный тон. Популярена среди джаз и блюз гитаристов.

Признаки того, что пора менять струны

  1. Настраивать и держать в строю инструмент становится всё сложнее и сложнее;
  2. Вы видите, что на струнах появилась ржавчина и она начала выцветать или уже выцвела;
  3. Оплётка басовых струн будто начала «распутываться»;
  4. Появляется диссонанс и нестабильность даже по того, как вы настроили инструмент;
  5. Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли струны;

Как часто следует менять струны?

К сожалению у меня нет точного ответа на этот вопрос, но есть некоторые факторы, которые сокращают жизнь вашим струнам:

  • Потливость. Когда вы много играете, ваши пальцы обильно выделяют пот, который попросту разъедает струны.
  • Вы играете весьма агрессивно, т.е. используете множество бендов и жёсткую атаку при игре.
  • Частая игра на инструменте так же износит струны.
  • Вы пользуетесь разными строями гитары и часто перестраиваете инструмент.

Какой-то чувак из компании Fender показывает как правильно поменять струны на своей электрогитаре

  • Держите свои струны в чистоте. После каждой игровой сессии не поленитесь взять сухую, чистую тряпку и попросту протереть их от вашего пота, кусочков кожи с пальцев и грязи. Данная процедура позволит вам значительно продлить жизнь вашим струнам.
  • Мойте руки перед каждой игрой на гитаре, что немного притормозит процесс окисления струн.
  • Вложитесь в приспособление для наматывания струн на колки. Оно поможет вам значительно сократить своё время при замене струн.
  • Покупайте струны по 5-10 комплектов. Так вы сэкономите свои деньги покупая их по оптовой цене.
  • Возможно когда-то на репетиции или выступлении вам понадобиться срочно заменить порванную струну, поэтому держите запасной комплект или отдельные струны в вашем чехле или кейсе.
Рекомендуемый контент:


В этой статье я помогу вам ответить на два основных вопроса: какие струны лучше для акустической гитары и какие струны лучше для акустической гитары для начинающих гитаристов . Надеюсь этот материал поможет вам выбрать лучшие струны для акустической гитары.

Ввиду отсутствия звукоснимателей или усилителей, струны для гитары оказывают относительно большее влияние на общий звук акустических гитар в сравнении с электрогитарами. Поэтому при выборе струн для гитары необходимо тщательно изучить их состав и калибр. Выбор правильного типа струн для этого инструмента имеет огромное значение.

В зависимости от применяемого материала, формы и способа изготовления, гитарные струны могут давать разный звук и разные ощущения от игры, поэтому использование правильного типа струн дает гитаристу огромные преимущества. Аналогичным образом, когда струны для гитары подобраны неправильно, это может быть достаточно вредно как для музыканта, так и для его инструмента.

Одним из самых главных критериев выбора типа струн для акустических гитар является их калибр , поскольку он одинаково актуален для всех типов и разновидностей этого инструмента. Калибр струн имеет огромное влияние на удобство игры на акустической гитаре и ее звук.

Струны для гитар имеют различные диаметры сечения или калибр. Единица измерения калибра – 0.001 дюйма . Как правило, калибр самой тонкой струны равен.010 (первая струна) а самой толстой - .059 (шестая струна). Также следует помнить, что классические гитарные струны обозначаются в соответствии с их натяжением.

Ниже приведены основные преимущества и недостатки струн разного калибра, влияющие на качество и сложность игры на акустической гитаре:

Струны меньшего калибра («тонкие»):

  • как правило, удобнее играть;
  • удобнее делать подтяжки (бэнды);
  • легче порвать;
  • дают меньше объема и сустейна;
  • могут вызывать дребезжание ладов;
  • меньше напряжение на гитарную механику (подходят для винтажных гитар).

Струны большего калибра («толстые»):

  • как правило, сложнее играть;
  • сложнее сделать бэнд;
  • дают больше объема и сустейна;
  • больше напряжение на гитарную механику.

Большинство гитаристов называют наборы струн по толщине первой (например, «десятые», «одиннадцатые», и т.д.). А производители гитарных струн определяют их калибр в наборе с использованием таких терминов, как «light» или «medium».

Хотя эти определения не всегда соответствуют одним и тем же наборам толщин у разных производителей, здесь представлены типовые диапазоны наборов гитарных струн:

  • «extra light»: 0.010 - 0.047
  • «custom light»: 0.011 - 0.052
  • «light»: 0.012 - 0.054
  • «medium»: 0.013 - 0.056
  • «heavy»: 0.014 - 0.059

Более полная таблица толщин струн для гитары:

Название набора 1 2 3 4 5 6
Ultra Light 0.008 0,010 0.015 0.022 0,032 0,039
Super Light 0,009 0,011 0,017 0,024 0,032 0,042
Light 0,010 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046
Medium 0,011 0,014 0,018 0,028 0,038 0,049
Medium Heavy 0,012 0,016 0,024 0,032 0,042 0,052
Heavy 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046 0,056

Сердечник струны

В гитарной струне гораздо больше компонентов, чем это может показаться на первый взгляд , и все отдельные компоненты, собираясь вместе, создают «жизненную силу» гитарного звука. Через середину струны по всей длине тянется ее основа - металлический сердечник.

К проволочному сердечнику прикрепляется наконечник в виде «шарика» - это то, что удерживает струну на струнодержателе. Вокруг металлического сердечника намотана еще одна круглая проволока, которую чувствуют пальцы гитариста, когда прижимают струну к грифу.

Существует два основных типа формы сердечника: круглый и гексагональный (шестигранный).

Материал обмотки гитарных струн

К основным материалам, использующимся при изготовлении гитарных струн, относятся: сталь и никель (обычно используются на электрических инструментах), латунь, бронза и нейлон . Однако типов струн намного больше, поскольку в процессе изготовления многие производители используют различные сплавы и примеси, а кроме того струны могут отличаться по конструкции и наличию дополнительного покрытия. От материалов гитарных струн зависит не только звук и удобство игры на инструменте, но и долговечность самых струн.

Бронза

Оплетка этого типа струн состоит из бронзы, изготовленной по формуле 80/20 (80% меди, 20% олова) и имеет золотистый оттенок. Бронзовые струны для гитары дают чистый и яркий тон, но достаточно быстро теряют свои положительные свойства из-за быстрого окисления этого сплава.

Фосфорная бронза

Еще один тип бронзовых струн - это бронзовые струны с добавлением фосфора. Из-за большего содержания меди в сплаве они имеют более темный, красноватый оттенок. Фосфор увеличивает срок службы этих струн, делая их более долговечными по сравнению с бронзовыми струнами.

Струны для гитары из фосфорной бронзы дают более теплый звук с более сглаженным верхним диапазоном. Это делает их особенно подходящими для жанров, которые характеризуются мягким тоном, а также для игры пальцами. Они хорошо сочетаются с акустическими гитарами с меньшей декой, хотя многие музыканты, играющие в более спокойных жанрах, предпочитают эти струны и на более крупных инструментах.

Медь

Медные струны для гитары для "акустики " считаются более дешевым аналогом бронзовых . Они тоже дают чистый и яркий тон, однако лишены характерной «индивидуальности», поэтому медные струны разных производителей по звуку почти не отличаются.

Серебряное покрытие

Серебряное покрытие медных струн (посеребренная медь) не вносит существенных отличий в звук, оставляя его таким же чистым и ярким. Однако более высокое качество этого металла делает посеребренные струны более долговечными и надежными, поскольку они меньше подвержены коррозии и загрязнению.

Однако, помимо превосходных эстетических качеств и практичности, такие струны характеризуются более высокой стоимостью, по сравнению со струнами из меди и ее сплавов.

Латунь

Как правило, латунные струны для гитары всегда звучат ярче, чем бронзовые. Хотя, как это ни странно, большинство латунных струн изготавливаются по принципу бронзы «80/20». Между этими двумя типами струн нет существенной разницы, поскольку латунь, как и бронза, состоит на 80% из меди с добавлением 20% цинка.

Это придает струнам яркий и резкий характер, хотя при использовании на гитарах высокого уровня, это может сделать звук инструмента звонким и «металлическим». Еще одной особенностью струн из латуни является их невысокая долговечность, поскольку латунь имеет склонность к окислению.

Какой фирмы электрогитара лучше для начинающих

Как подобрать калибр(толщину) струн

При определении того, какой толщины струны следует использовать, необходимо принять в расчет четыре основных фактора :

  1. Размер гитары . Основное эмпирическое правило состоит в том, что чем меньше объем деки гитары, тем тоньше должны быть струны, и чем крупнее инструмент, тем, соответственно, толще струны. Например, дредноут, имеющий характерную большую деку, лучше звучит со струнами средней толщины, которые в полной мере используют акустические качества этого относительно крупного инструмента. А гитары с небольшой декой звучат значительно лучше со струнами меньшей толщины («light»).
  2. Возраст гитары . Винтажные инструменты часто менее прочные, поэтому большое натяжение, создаваемое струнами калибров «medium» и «heavy» может привести к деформации грифа и смещению струнодержателя. Если нет уверенности в прочности инструмента, то следует воздержаться от установки на него струн большого калибра.
  3. Стиль игры . Пальцевым методом намного проще играть на струнах меньшего диаметра. Для игры боем или медиатором струны среднего калибра, вероятно, будут лучшим выбором, хотя на них будет намного сложнее играть начинающим музыкантам. Если манера исполнения подразумевает комбинацию боя и пальцевого метода, тогда набор «medium» может стать разумным решением. Подобные наборы имеют более толстые три басовых струны и стандартные тонкие струны.
  4. Тон и объем . Толщина струн непосредственно влияет на объем и тон создаваемого звука. Так, струны большего калибра подчеркивают басовый регистр гитары, создавая глубокие и сильные тона. Тонкие струны, наоборот, будут больше акцентировать внимание на диапазоне высоких частот и могут быть полезны при игре медиатором и боем.

Известные гитаристы и струны, на которых они играют

Ernie Ball

Jimmy Page
- Ernie Ball 10-46 и 9-46
Eric Clapton
Kirk Hammett
Slash - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48, RPS-11 - Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048
Steve Vai - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, RPS-9 Slinky Nickel Wound009 .011 .016 .024w .032 .042
Jeff Beck - Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
John Mayer - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46
Jack White - The Raconteurs - Ernie Ball 2627 Beefy Slinky Drop Tune 11-54
Aerosmith - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
Paul Gilbert - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42
Buddy Guy - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Steve Morse - Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Iron Maiden - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Blink 182 - Ernie Ball 2215 Skinny Top/Heavy Bottom 10-52
Brad Paisley - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Keith Richards - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46, RPS-11 Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048

Mark Knopfler - Fender Extra Lights 009 .011 .015 .024 .032 .040
Jimi Hendrix - FENDER "ROCK N" ROLL" STRINGS Light Gauge 010 .013 .015 .026 .032 .038
Yngwie Malmsteen - Original Pure Nickel Soft Light Ball End Electric Guitar Strings 008 .011 .014 .022 .030 .038

D"Addario

Mark Knopfler
Joe Satriani - D"addario EXL120 Super Light 9-42
Robben Ford - EKXL110 Regular Light Tremolo 010. 013. 017. 026. 036. 046

Kurt Cobain (Nirvana) - Blue Steel Electric 010 .013 .017 .030 .042 .052
Gary Moore - Nickel Steel Electric Custom 010 .013 .017 .030 .042 .052

Thomastik

George Benson - Infeld Electric Guitar Flat Wound Medium Light George Benson 012 .016 .020 .028 .039 .053


Эта статья даст вам необходимую информацию о разных видах струн для акустической и электрогитары. Далее подробно будет рассказано о толщине струн, о видах струн для акустической гитары и электрогитары, о струнах с покрытием и без него, о нейлоновых струнах, струнах с плоской и круглой обмоткой, о материалах, из которых делаются струны, и их влиянии на звучание.

Толщина струн

Струны различаются по размеру, а конкретнее - по толщине. Она обычно измеряется в тысячных долях дюйма. Как правило, толщина струн в наборе указывается по первой струне. Иногда от гитаристов можно услышать что-то вроде: "Я играю на десятке". Это означает, что они используют набор струн, где толщина первой струны равна 0,010 дюйма (10-ка).

На акустических гитарах обычно используются струны толщиной от 9 до 13. Самые распространенные - это струны очень легкого натяжения - 10, и легкого натяжения - 11. Толстые струны издают более насыщенный и громкий звук, однако на них сложнее играть. Они хорошо подойдут вам, если вы любите действительно плотное и громкое звучание вашей акустической гитары. Использование тонких струн сделает игру легче, но вы пожертвуете за это громкостью и полнотой звука.

Толщина струн для электрогитар колеблется в диапазоне от 8 до 13. Можно найти и более толстые струны, но они либо идут с плоской обмоткой, либо сделаны для баритоновых гитар. На большинстве электрогитар установлена 9 или 10. Для джаза и тяжелого рока устанавливаются струны потолще. Толстые струны также полезны, если вы играете в пониженном строе.

На упаковке указывается толщина струн

Струны для акустической гитары: бронза и фосфорная бронза (Bronze, Phosphor Bronze)

Для бронзовых струн характерно более звонкое и яркое звучание, по сравнению с фосфорной бронзой. Золотой цвет им придает сплав, из которого они сделаны: 80% меди и 20% олова. Бронза мягче, чем сталь, еще она хорошо сопротивляется коррозии, что полезно для влажного климата.

Струны из фосфорной бронзы обладают мягким и теплым звуком, в отличие от обычной бронзы. Многие гитаристы считают, что поэтому они лучше подходят для игры пальцами. Что касается цвета, они имеют красный, медный оттенок. По составу фосфорная бронза походит на обычную, но в ней присутствует небольшая доля фосфора. Он препятствует быстрому окислению металла. Приблизительный состав: 92% меди, 7,7% олова, 0,3% фосфора.

Бронза (слева) и фосфорная бронза (справа)

Струны для электрогитары: никелированные, из чистого никеля и стальные (Nickel Plated, Pure Nickel, Stainless Steel)

Никелированные струны, вероятно, наиболее распространенный тип электрогитарных струн на сегодняшний день. Обмотка на толстых струнах у них сделана из никелированной стали, т.е. стали, покрытой никелем. Сталь, из которой сделана струна, обладает хорошими магнитными свойствами и идеально подходит для магнитных звукоснимателей, в то время как покрытие из никеля помогает балансировать её яркий звук. Никель также делает струну гладкой для пальцев и защищает её от коррозии. Он более мягкий, чем сталь, поэтому никелированные и струны из никеля будут меньше стирать лады, по сравнению со стальными струнами.

Струны из чистого никеля обладают более мягким и теплым звучанием, чем стальные и никелированные струны. Если вы играете блюз, джаз или классический рок, то вы по-настоящему оцените жирное звучание чистого никеля. Никель очень хорошо сопротивляется коррозии и хорошо подходит для магнитных звукоснимателей.

Стальные струны имеют самое яркое и звонкое звучание из всех типов струн для электрогитар. Они также сохраняют свое звучание в течение долгого времени, т.к. сделаны из нержавеющей стали, которая хорошо препятствует коррозии. Нержавеющая сталь действительно по другому ощущается игроком, в отличие от других струн. Некоторые говорят, что на ощупь они "сухие" и не такие скользкие, как никель. Сталь - довольно твердый металл, поэтому лады с такими струнами будут стираться немного быстрее, но если вы хотите получить яркий, звонкий звук, то это того стоит.

Никелированные струны

Струны с полимерным покрытием и без него (Coated, Non-Coated)

Струны с полимерным покрытием имеют на поверхности некоторого рода пленку, которая препятствует окислению и коррозии струны, а также не позволяет попадать грязи между витками обмотки. Это помогает струне звучать как новой в течение долгого времени. Такие струны дороже чем те, что без покрытия, примерно в 2 раза, но если вы не хотите и не любите часто менять струны, то они будут стоить своих денег. У них остается свежее, новое звучание на период, примерно в 3 раза больший, чем у струн без покрытия. Они подойдут вам, если ваши руки потливы, вы играете очень часто или живете в климате с повышенной влажностью.

Струны без покрытия стоят дешевле, но сохраняют своё первоначальное звучание меньший промежуток времени.

Струна с полимерным покрытием (слева) и без него (справа)

Нейлоновые струны

Струны из нейлона обозначаются и различаются по силе натяжения, а не по долям дюйма, как металлические струны. Для них существует 3 уровня натяжения: средний (Normal), сильный (Hard) и очень сильный (Extra-Hard). На средних по силе натяжения играть довольно легко, но они могут показаться слишком гибкими, если играть на них громко и быстро. Сильные по натяжению нейлоновые струны лучше подходят для исполнения громкой и быстрой музыки, но бо льшая сила натяжения может негативно сказаться на комфорте игры. Струны с очень сильным натяжением нужны для исполнения еще более быстрой и громкой музыки. Они причиняют больше неудобства пальцам при игре, чем остальные нейлоновые струны.

Существуют два основных способа крепления нейлоновых струн к бриджу гитары: шариками и узелками. Обычно, если посмотреть на гитару с нейлоновыми струнами, то можно увидеть крепления узелками. Они требуют немного больше действий при замене струн, однако они более популярны.

У нейлоновых струн, крепящихся шариками, на конце имеется небольшой пластмассовый или металлический шарик, катушка, благодаря которой не придется завязывать узелок для крепления к бриджу. Такие струны менее популярны и найти их сложнее.

Струны крепятся к бриджу классической гитары узлами

Крепление струн с помощью шариков

Круглая и плоская обмотка струн

Струны с круглой обмоткой - это то, что большинство из нас видят, представляя обычную гитарную струну. Обмотку обычно имеют более толстые три или четыре струны (обмотка находится вокруг стального корда) и на струнах данного типа, как видно из названия, она имеет круглую форму в поперечнике. Звучание у таких струн звонче, чем у струн с плоской обмоткой.

У струн с плоской обмоткой звучание имеет более теплый и мягкий оттенок. Именно поэтому они обычно используются в джазе и некоторых видах блюза.

Обмотка у них, соответственно, плоская, напоминает расплющенную проволоку. Эти струны более долговечные, потому что на их поверхности имеется меньше щелей, куда может забиться грязь с пальцев.

Круглая обмотка струны (сверху) и плоская обмотка (снизу)

Как определить, что пора менять струны на новые

Существуют три фактора, с помощью которых можно определить, нужно ли менять струны: их звучание, внешний вид и то, как они ощущаются пальцами при игре. Безусловно, самым важным из них является звучание струн. Если вам кажется, что струны звучат вполне хорошо, то нет никакой необходимости менять их. Если же вы считаете, что они звучат глухо, неясно и тускло, то будет хорошей идеей заменить их новыми.

Что касается ощущения струн пальцами, то хорошие струн должны быть гладкими и чистыми, менять их не нужно. Грязные, покрытые ржавчиной и сухие на ощупь струны следует заменить.

Выглядеть они должны блестящими, словно глянцевыми. Тусклые, запятнанные, ржавые струны также необходимо заменить.

Струны стираются об лады

Как часто нужно менять струны

Это зависит от многих вещей: как часто вы играете, в каком климате живете, насколько потливы ваши руки и как вы ухаживаете за чистотой струн - всё это может повлиять на продолжительность жизни струн.

Некоторые гитаристы меняют свои струны каждую неделю или даже после каждого концерта, в то время как другие месяцами играют на одних и тех же. От того, как много вы играете, будет зависеть частота смены струн.

Как продлить жизнь струнам

Есть несколько правил, которые помогут струнам не потерять хорошее звучание долгое время. Во-первых, мойте руки каждый раз перед тем, как будете играть на гитаре. Благодаря этому между витками обмотки будет скапливаться меньше грязи от рук, а пот не будет подвергать их коррозии.

Во-вторых, после игры протирайте струны тряпкой или специальной полирующей тканью для струн. Эти две вещи помогут вам снизить траты на новые струны.


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.