Картинная галерея им. П

Как в Москве в свое время был купец Павел Михайлович так и его полный тезка в Астрахани, только не Третьяков, а Догадин решил вкладывать все свои средства в искусство.

Так и и появилась Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина - первый художественный музей города Астрахани, основанный в 1918 году. Идея создать в городе картинную галерею пришла к нему в 1910, за несколько лет он собрал большую коллекцию, которую отписал городу, но при этом и печальна судьба его - умер от тифа в 1919. Так как коллекция в доме П.М. Догадина не помещалась, она была перенесена в 1921 году в 3 этажную усадьбу Плотниковых. Удивительно, но в 1958 году галерее было присвоено имя Бориса Кустодиева, и лишь спустя 50 лет в 2008 переименована в Астраханскую государственную картинную галерею имени П. М. Догадина.

И немного о картинах и художниках мой внутренний хит-парад

Самое масштабное полотно галереи и автор - Клавдий Васильевич Лебедев (учитель В.Г. Перов), который оставил потомкам большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси, а также художник иллюстрировал русские сказки.

От ученика к учителю, Василий Григорьевич Перов вернее Васильев. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное в свое время мальчику его учителем грамоты, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Василий Григорьевич был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Портрет матери интересен был тем, что одновременно на лице уйма эмоций, и ожидание чего то, и внутренние переживание, и такое ощущение, что хочет, что то сказать, от чего то остановить и в то время молчит, возможно я нафантазировала и все было иначе, но это то, что увидела лично я.

В поездке как раз я читала книгу о Малевиче, в какой то степени художник стал ближе, хотя его творчество не мое совсем. Но это не единственная картина в данном стиле, просто она более реалистична.

набрела на эскиз Врубеля Михаила Александровича, представляю какой бы был камин шикарный, особенно если учесть, что в Москве видела его одну работу, впрочем сравните сами: камин и Царевну Лебедь на картине

но возвращаемся в Астрахань

Руфим Гаврилович Судковский, прекрасный маринист, жаль тиф унес его в самом расцвете лет и творчества, и мы лишились того, что он мог бы написать

Этот художник стал для меня открытием - С.Ю. Судейкин, и конечно стала искать информацию о нем, которой как оказалась очень мало. Итак, Судейкин Сергей Юрьевич (1884, Санкт-Петербург-1946) пользовался широкой известностью как представитель «дерзкого»поколения живописцев, пришедшего на смену Коровину, Врубелю, Серову. С первых шагов вступления в художественную жизнь Судейкин обращает на себя внимание театральных деятелей и приобщается к их работе и к процессу преобразования и обновления искусства сцены, который захватил русский театр. В ту пору в театре творили, такие выдающиеся режиссеры и театральные деятели, как В.Ф. Комиссаржевская, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Н.Н. Евреинов. Основное направление творчества Сергей Юрьевича создание декораций и костюмов, особенно запоминающимися для артистических кабаре „Бродячая собака" и „Привал комедиантов". В 1920 г. Сергей Юрьевич эмигрирует в Париж… что ж, очень жаль, хотя его работы зацепили.

Николай Павлович Ульянов (1875-1949) русский и советский как написано в вики живописец и в принципе все, но по сути как и С.Ю. Судейкин связал свою творческую жизнь с театром.

Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) много путешествовал по Средней России, изучая старинные «дворянские гнезда», одно из которых мы и видим на картине.

Николай Андреевич Кошелев практически большую часть жизни писал на религиозные сюжеты, всегда было интересно почему именно такие черты лиц художники придают тем кого по сути они никогда не видели, его работы были в Храме Христа Спасителя (Москва) и есть в нашем Спасе на Крови, и за эту картину в 1864 году он получил Малую золотую медаль Академии художеств Санкт-Петербурга.

Александр Карлович Беггров, знакомые места города которые почти не изменились с тех времен, встречала несколько его работ в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург), по сути офицер флота, хотя служба на такой красавице вполне могла способствовать развитию художественного вкуса.

Практически такая же картина заявлена только под другим названием «Петербургская биржа», и находится в Третьяковской галерее, но что то в моем каталоге по Третьяковке ее нет, собственно и на сайте Третьяковки я ее тоже не нашла после прочитанного, вводит нас в заблуждение вики что то.

Очень большая коллекция картин Константина Алексеевича Коровина, на мой взгляд самая большая, чем в любом музее нашей страны, что опять противоречит вики, по ее данным Русский музей Санкт-Петербурга

И конечно есть работы Бориса Кустодиева, и вот одна из них. Очень интересное название Поэзия, глядя на картину просятся строчки стихотворения Дмитрия Васильевича Иванова

На этих улицах не видно суеты.

И в этом городе не ведают обмана.

Ты помнишь, как по этим улицам шагала?

Как выводили звонко каблучки

Мелодию на мокром тротуаре...

Ты шла, и были так легки...

Шаги и дни, что душу наполняли...

Мелодия на тонких каблучках...

Полёт души исполненный так тонко...

И трепет сердца прячущегося в облачках,

И тёплый взгляд в твоих глазах - глазах ребёнка…

А теперь перейдем к моим любимчикам

немного не привычно видеть такой портрет, обычно у Карла Брюллова лица заужены, хотя визуально воротником видимо пытался сделать художник.

Художник с неповторимыми сочетаниями цветов - Архип Иванович Куинджи, вычитала следующий факт о картине «Ночь на Днепре» - Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. Все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Еще до публичного показа картина была продана Великому князю Константину Константиновичу, вторая картина хранится в Государственной Третьяковской галерее 1882, другая находится в Ялтинском художественном музее. В художественной коллекции Уралвагонзавода (Нижний Тагил) хранится один из авторских вариантов . Видимо вариантов было значительно больше, раз он есть и в Астрахани, о чем собственно вики умалчивает.

И в отличии от ночного пейзажа дневной (картина - Море.Крым) просто окутывает нас теплым и солнечным светом, хочется забыть про все заботы и нырнуть в теплые воды моря.

И дальше переходим к нашему чудесному маринисту и окунаемся в атмосферу теплого вечера, легкого морского бриза и возможному походу по воде. Кстати, в Феодосии в его доме музее обратила внимание, что он очень любил полумрак видимо поэтому большая часть его картин показывает вечернее время.

И к его ученику Льву Феликсовичу Лагорио, какую его картину не возьми, у него вся земля прогрета каким то неземным теплом и светом.

И самое самое шедевры Боголюбова Алексея Петровича, составителя многих морских атласов и просто прекрасный художник чьи картины завораживают.

Что хочется сказать о галерее еще, то, что на фото малая толика того, что представлено в Картинной галерее, там можно встретить картины таких художников (кроме перечисленных выше): А.Я.Головина, С.М.Романович, И.Клюна, П.С.Уткина, П.В.Кузнецова, Н.А.Тархова, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Н.П.Крымова, К.Я.Крыжицкого, А.М.Герасимова, И.С.Остроухова, П.И.Первичева, С.А.Виноградова, А.П.Рябушкина, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, В.А.Серова, Н.В.Неврева, В.Зарецкого, А.И.Соломаткина, Н.А.Ярошенко, Н.Р.Матвеева, И.И.Творожникова, И.Л.Калмыкова, И.И.Шишкина, А.А.Киселёва, К.А.Савицкого, И.Е.Репина, К.В.Лемоха, И.И.Левитана, Ф.А.Васильева, Е.С.Сорокина, Л.Л.Каменева, Н.Н.Дубовского, М.К.Клодта, С.И.Светославского, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова и В.В.Верещагина, и многих других.











Астраханская картинная галерея является одним из самых значительных художественных собраний Поволжья. Ее фонды составляют более двадцати тысяч художественных предметов. Среди них собрание русской иконы XVII -начала XX века, парадные и камерные портреты XVIII века, пейзажная, жанровая и портретная живопись русских мастеров XIX века: К.П.Брюллова, В.А.Тропинина, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, А.И.Куинджи, И.И.Левитана. Рубеж XIX-XX веков представляют произведения, принадлежащие кисти В.А.Серова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, К.А.Коровина, В.Э.Борисова-Мусатова, Н.К.Рериха, П.П.Кончаловского. Особой гордостью является собранная в галерее коллекция русского авангарда, представленная работами В.В.Кандинского, К.С.Малевича, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, В.М.Ходасевич, О.В.Розановой, М.З.Шагала.
История создания Астраханской картинной галереи связана с деятельностью ее основателя Павла Михайловича Догадина, происходящего из астраханской купеческой семьи, инженера-механика, получившего образование в Москве. В начале XX-го века Догадин начал увлеченно собирать художественную коллекцию, в которую вошли произведения лучших русских художников рубежа XIX-XX веков: В.Д. Поленова, И.И. Левитана, М.В.Нестерова. Картины приобретались Павлом Михайловичем на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», в частных собраниях. В 1918 году Догадин принял решение передать в дар родному городу свое собрание: более ста произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на Красной Набережной. В этом же году 15 декабря состоялось открытие картинной галереи, где Павел Михайлович оставался хранителем и бескорыстным попечителем до своей скоропостижной кончины в декабре 1919 года.
В 1921 году галерея была переведена в одно из лучших зданий города – бывший купеческий особняк семьи Плотниковых по ул. Биржевая.
Вскоре имя Догадина уходит из официального названия музея. Постановлением Совета Министров РСФСР 1958 года Астраханской картинной галерее присвоено имя выдающегося русского художника, нашего земляка Бориса Михайловича Кустодиева. В 2007 году галерее возвращено имя её основателя.
В 1926 году в музей поступила коллекция западноевропейской гравюры из собрания библиофила и мецената, выходца из астраханской купеческой семьи Ивана Акимовича Репина. Коллекция послужила основой фонда зарубежного искусства в собрании галереи. В экспозиции отдела зарубежного искусства представлены произведения западноевропейской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVII-XX-го столетий и художественные изделия мастеров Азии и Востока.
Картинная галерея и ее филиалы сегодня - это живая развивающаяся система. Музейные проекты, интерактивные занятия, семейные программы, мастер-классы, виртуальные экскурсии – все эти новые формы музейной педагогики в сочетании с традиционными лекциями и экскурсиями позволяют сделать музейное пространство открытым и привлекательным для детей, юношества и взрослых.

Ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 18.00, четверг - с 13.00 до 21.00, понедельник - выходной. Последний день месяца - санитарный день

Филиал или подчиненная организация:
Дом-музей Б.М. Кустодиева - M1448
Дом-музей Велимира Хлебникова - M1450
Музейно-культурный центр "Дом купца Г.В. Тетюшинова" - M2357

Членство в организациях:
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова - M1102
Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" - M2628
Астраханское областное государственное учреждение "Государственный архив Астраханской области" - R1931
Астраханское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" - R1933

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
ОАО "Лукойл"
ООО "Газпром"
Н.А. Богданов, даритель
А.Н. Родионов, частный коллекционер
Н.М. Краевская, даритель, жена художника Ву Зан Тана
А.В. Резников, частный коллекционер

Единиц хранения:
19547, из них 12800 предметов основного фонда

Copyright (c) 1996-2016 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Демонстрирует произведения известных русских художников XVIII-XX вв.

В 1918 году Павел Михайлович Догадин, выходец из астраханской купеческой семьи, передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более ста произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк по Набережной р. Кутум. Именно здесь и открылась знаменитая астраханская галерея, которая сегодня носит имя своего земляка.

Преданные искусству люди содействовали тому, чтобы это небольшое частное собрание превратилось в многотысячную коллекцию. Фонды астраханской галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Русского музея, Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций. В разные годы дарили свои работы и сами художники, в числе которых Б.М. Кустодиев.

В экспозиции представлены русские иконы XVI-XIX вв.; портреты XVIII в., отражающие блестящую эпоху Просвещения. Уникальной является коллекция живописи конца XIX-начала XX вв. Гордостью является русский авангард (В.В. Кандинский, Е.С. Малевич, А.М. Родченко, А.В. Лентулов и т.д.). Галерея обладает большим собранием западно-европейской гравюры XVII-XIX вв. Русская живопись представлена полотнами И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана. Художественные поиски рубежа XIX-XX вв. воплощены в полотнах В.А. Серова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, в работах художников, входивших в объединения «Бубновый валет» и «Голубая роза».

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.