Какие есть памятники культуры. Памятники России

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1 . Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров. Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в городе Москве в 1964 году в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства.Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107м, изображающий шлейф оставляемый за собой ракетой, находящейся на вершине обелиска. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это одни из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник - бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Археологические находки, как правило, позволяют учёным получить весьма подробную информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.

1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)


Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов - их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.



Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России - Пор-Бажын (что означает "Глиняный дом"). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.

3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)


В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 - 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.

4. Древняя тундра (Гренландия)


До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который "стирает" с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.

5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)


В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.

6. Дворец династии Хань (Сибирь)


Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.

7. Семь провинциальных пирамид (Египет)


На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи "провинциальных пирамид", которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.

8. Магические святилища (Армения)


Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.

9. Буддийский храм (Бангладеш)


С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.

10. Тель-Бурна (Израиль)


На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны - одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта. Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.

Загадочные артефакты есть не только среди памятников архитекуры. Сегодня существует, как минимум, .

Когда человек осознал себя как творца и у него появился талант изображать посредством различных материалов – он воплотил это умение в скульптурное искусство. Нам остается лишь восхищаться плодами человеческого творения и восхвалять самые известные памятники мира, чем мы с радостью и займемся в этой статье. Далее расскажем о самых популярных и будоражащих воображение памятниках, которые по сей день приковывают миллионы взоров туристов со всего мира.

Сфинкс (Гизе, Египет)

Этот загадочный памятник ставит больше вопросов, нежели дает ответов. Многие ученые мира до сих пор в растерянности и не могут понять, каким образом люди могли создать столь монументальное творение приблизительно в 2400 году до н.э. Существует мнение, что человек с телом льва является воплощением и символом правления древнего фараона Хефрена. Египтянам совершенно невообразимым образом удалось вырезать из известняковой породы скульптуру длиной 20 метров в высоту и 72 м. в длину. Но главная тайна скрывается в названии скульптуры – Сфинкс. Ученые вычислили, что само слово «сфинкс» имеет греческое происхождение, и оно было закреплено за памятником задолго после его постройки.

Иисус Христос-Искупитель (Рио-де-Жанейро, Бразилия)


Памятник Иисусу-Христу-Искупителю давно стал визитной карточкой бразильской столицы Рио-де-Жанейро и неизменным главным символом для самих бразильцев. Столь удивительный сближающий эффект памятник получил из-за сплоченности граждан Бразилии, которые пожертвовали свои кровные деньги, чтобы профинансировать его создание. Таким образом, самому крупному благотворительному проекту Бразилии удалось собрать 2,5 миллиона рейсов, на которые и был построен 38-метровяй памятник. Работы над монументом Иисусу-Христу-Искупителю длились десять лет в период с 1921 года по 1931 год. Теперь этот памятник не только символ страны для бразильцев, но и самое впечатляющее скульптурное творение человечества, посмотреть на которое своими глазами приезжают миллионы туристов с разных уголков мира.

Чингисхан (Улан-Батор, Монголия)


Пятидесятиметровый памятник, изображающий Чингисхана, построен неподалеку от пустыни Улан-Батора, которая находится в Монголии. Пьедестал этого памятника-гиганта окружен 36 прочными колонами и вмещает в себе не только один из самых крупных исторических музеев Монголии, но также и развлекательный комплекс для туристов. Памятник носит значимый исторический характер для жителей Монголии. Сам же монумент был построен сравнительно недавно, уже в 21 веке, но благодаря своим внушительным масштабам и прекрасному качеству исполнения завоевал большую популярность среди туристов и уже попал в список наиболее известных памятников мира.

Будда (Лэшань, Китай)


Лэшанский памятник Будде является одним из самых старейших и главных монументов, посвященных буддийской религии. Скульптура Лэшанскому Будде была построена в 713 году н.э. Гигансткую 70-метровую фигуру Будде сложно не заметить, ведь монумент высечен прямо посреди скалы в горе Линъюньшань. Этот мировой памятник создавался на протяжении долгих 90 лет и был открыт взору людей лишь в 17-веке, после того, как храм на берегу реки у скалы был полностью разрушен.

Статуя Свободы (Нью-Йорк, США)


Мало кому известно, что знаменитый американский символ свободы в Нью-Йорке вовсе не дело рук американцев. Статуя Свободы является лишь подарком всему американскому народу от французского правительства в честь столетия подписания и провозглашения Декларации Независимости США. Статуя Свободы длиной в 93 метра, расположенная неподалеку от Манхэттена, является не только олицетворением воли и демократии, но и выступает символом прав человека и торжества закона.

Родина-мать на Мамаевом Кургане (Волгоград, Россия)


Пожалуй, главный и самый значимый монумент России, построенный в честь Героев Сталинградской Битвы на Мамаевом кургане. Памятник олицетворяет собой Родину-Мать, которая зовет в бой с безжалостными врагами своих сыновей. Поэтому у нее открыт рот. Родина-Мать является одним из самых сложных в мире памятников с точки зрения технических расчетов, касающихся устойчивости и надежности. Памятник является гениальным творением скульптора-монументалиста Евгения Вучетича.

Каменные статуи Моаи (Остров Пасхи, Чили)


Эти знаменитые каменные статуи острова Пасхи, достигающие до 9 метров в длину, наряду с египетским Сфинксом, являются одними из самых таинственных монументов в мире. Всего на чилийском острове насчитывается 887 статуй, многие из которых даже не были достроены. Все статуи были сделаны между серединой 11-го и 14-м веками. Именно поэтому статуи выполнены в четырех совершенно отличающихся друг от друга стилях. И чем позже была построена статуя, тем сложнее она была выполнена. Ученые по всему миру до сих пор ведут споры между собой по поводу того, как столь тяжелые статуи перемещали и расставляли в нужные места.

Конечно, существует еще огромное количество памятников по всему миру, но, поверьте, перечисленные выше монументы - самые известные памятники, увидеть которые своими глазами мы желаем каждому человеку на Земле.

Памятники культуры

Памятники культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.



Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.



Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Фильм «Джентльмены удачи» побил в стране рекорды проката, выражения из ленты вошли во все идиоматические словари русского языка, а роль директора детского сада/вора-рецидивиста обессмертила актера Евгения Леонова. Перед скульптором Еленой Чернышовой стояла сложная задача - изобразить добряка в образе бандита. Результат превзошел ожидания - памятник на мосфильмовской Аллее звезд – один из любимых экспонатов; людская молва даже приписала ему народную примету - кто потрет пальцы и нос герои – того воры обойдут стороной.

ул. Мосфильмовская, д. 8

Памятник «Отдыхающий Пушкин»

«Кто ж его посадит, он же памятник» - эти слова из знаменитого фильма напрочь отвергает скульптор Рукавишников. Его Александр Сергеевич просто прилег на кушетку - закинул руки за голову, забросил ноги на спинку стула и мечтательно смотрит вдаль. Экспрессивный писатель в жизни был очень далек от формализма и светских условностей - роль официозной статуи с вытянутой рукой, меньше всего отвечала его внутреннему «Я».

ул. Большая Молчановка, д.10

Памятник «Дерево любви»

Девушка, которая расцветает как деревья весной, … а может она превращается в дивную жар-птицу? - работа скульптора Георгия Потоцкого оставляет место для фантазии прохожим. Кто-то видит среди ветвей ангелов, другому мерещатся отпечатки ладоней - присмотритесь, может это любовь спряталась в листве?

ул. Усачева, д. 1а

Памятник Барону Мюнхгаузену

Одиозный барон из немецкого городка Боденвердер за свои 76 лет совершил немало «героических» поступков. Около станции метро «Молодежная» его можно застать за очередным подвигом - пытаясь вытянуть себя и лошадь из трясины, Карл Фридрих Иероним тянет свои волосы. Таким способом, утверждал «самый правдивый в мире человек», он, в очередной раз, спасся от неминуемой гибели.

ул. Ярцевская, д. 25 А

Памятник Ходже Насреддину

Мудрый герой из среднеазиатского фольклора ведет на поводке осла, который один в один похож на персонажа мультфильма о Шреке. Эклектика нисколько не портит скульптурную группу, даже наоборот - народ любит фотографироваться на спине у животного – считается, что это после этого госпожа-удача станет благосклоннее.

Ярцевская ул. д. 25А

Скульптурная группа «Дайте дорогу утятам»

С 1991 года скульптурная группа «Дайте дорогу утятам» «гуляет» в сквере напротив Новодевичьего монастыря. Герои трогательной американской сказки были подарены Раисе Горбачевой Барбарой Буш. Веселая семейка - точная копия памятника, который находится в Бостоне. Самый милый персонаж - последний утенок; говорят - если его погладить, то он принесет в дом счастье.

Новодевичий пр-д, д. 1

Памятник всем влюблённым

Прототипом памятника стало сердце, нарисованное на доме Джульетты в итальянской Вероне. Народ полюбил символическую фигуру из изогнутых стальных труб и придумал красивое поверье - если загадать желание и пройти через сердце – оно обязательно исполнится. Возьмите на заметку - в День всех влюбленных около памятника проводится ежегодное соревнование на самых длинный поцелуй.

ул. Каретный Ряд, 3

Памятник пчеле Кузе

К бронзовой пчеле в парке Кузьминки стекаются «любители сладкого». Рядом располагается Музей меда и место, где находилась пасека бывшего московского мэра Лужкова - утверждают, что памятник появился с его подачи. Потереть насекомое «на удачу» стремятся и дети и взрослые.

ул. Кузьминская, 10

Памятник дяде Стёпе

Героическому персонажу «Дяди Степы» в 2015 году исполняется 80 лет. Друг детей и спаситель старушек украшает вход в областное управление ГИБДД, неподалеку от станции метро «Рижская». Символ честности и порядка защитил птичку - он вытащил ее из светофора, тем самым спас государственное имущество от поломки, а пернатое – от верной гибели.

пер. Слесарный, д.1

Памятник «Студент»

Скамья около входа в университет путей сообщения не бывает пустой - на ней восседает бронзовый выпускник с книгой, чей реальный прототип окончил Императорское инженерное училище еще в XIX веке. Памятник, установленный в 2005 году, сообразительные студенты быстро сделали центральным персонажем ритуальных манипуляций накануне сессии. Чего только не сделаешь, чтобы сдать экзамен - они натирают ему ботинки, скачут через вытянутые ноги, прикасаются к его конспекту … устало смотрит на них бронзовый парень.

ул. Образцова, 9, стр. 9

Памятник ленте Мёбиуса

Трехмерная психоделическая модель ленты вдохновляет не только физиков и математиков, но и художников - ее изображение можно встретить на картинах и литографиях, мозаиках и гравюрах. Фантазии людям искусства не занимать - известный московский скульптор Андрей Налич увидел в ленте черты обнаженной женщины

Комсомольский проспект, д.21/10

Фонтан «Похищение Европы»

В 2002 году правительство Бельгии подарило столице работу одного из ярких европейских художников-авангардистов. Произведение Оливье Стрембеля поставили в центре фонтана - сооружение украшает столичную площадь Европы. Переплетающиеся стальные трубы символизируют фрагмент из древнегреческой мифологии, который относится к популярнейшим сюжетам в мировом искусстве.

Площадь Европы

Памятник первому табурету земли русской

Что для француза «круглая подушечка для иголок» (фр. tabouret), то для русского - мебельное изделие для сидения. В 2000 году трехметровый табурет украсил вход в Музей мебели. Все гениальное просто, маркетологи поработали не зря - памятник привлекает внимание и днем, и ночью – эффектная подсветка не дает забыть о нем прохожим.

ул. Таганская, д.13

Памятник «Студенческие приметы»
Всем студентам посвящается

Старые туфли с пятаком под пяткой - и пятерка обеспечена. Скульптурная композиция основным атрибутам студенчества установлена в 2008 году - к 850-летию Москвы. В конкурсе на определение лучшего проекта участвовало свыше 500 архитекторов. Пятачок начищен до блеска - во время сессии студенты не проходят мимо.

Поречная ул., Мячковский бульвар

Памятник российской интеллигенции

Крылатый конь, который символизирует красноречие и свободу пронзен обломками металла - так выглядит российская интеллигенция, пострадавшая от тоталитарного режима. Монумент есть напоминание о годах запрета на свободу и смелость в выражении мыслей. Ахматова, Пастернак, Бродский, Гумилев, Мандельштам - думающие люди будут всегда.

ул. Земляной вал, д. 57/ 6

Памятник «Выпил – не заводись!»

Громадная двенадцатиметровая конструкция в виде бутылки набита искореженными останками машин не пережившими ДТП. Борьба с нарушителями дорожного движения на психологическом уровне - действенный способ навести порядок на дорогах. Для спасения человеческих жизней все средства хороши - так решили создатели этой социальной инсталляции.

Краснопресненская набережная

Памятник «Дельтапланеризм» или «Шаурма для каннибала»

На создание памятника скульптора вдохновили полеты на дельтаплане. Стремление покататься в восходящих потоках воздуха - последнее, что приходит в голову при взгляде на эту композицию. На вершине металлической конструкции раскинули руки, насаженные на огромный металлический стержень, мужчина и ребенок. Таким видит стремление в небо «семейной ячейки» архитектор Г. Францев.

ул. Ясногорская, 5

Памятник «Копейке»

Монумент массовому изделию советского автопрома установлен в июне 2004 года. Первый образец машины сошел с конвейера в апреле 1970 года, автомобиль выпускался 14 лет - за этот период в Стране Советов собрали 2 703 тысяч «копеек». Чтобы сохранить раритет, его покрасили бронзовой краской, установили на постамент облицованный мрамором, а в основание заложили послание к будущим поколениям. Смогут ли они оценить престижность артефакта?

улица Привольная, 70

Памятник Мальчишу-Кибальчишу

Ну и что, что нет сапог, порвана рубаха и обтрепались штаны, главное - огонь в глазах и желание защищать свою родину от проклятых буржуинов. Аркадий Гайдар отлично понимал своего героя - в руках Мальчиша сабля и горн, в душе - вера в светлое будущее. Монумент идеалу советской эпохи установлен на Воробьевых горах, неподалеку от бывшего Дворца пионеров.

ул. Косыгина, д.17

Механический Ленин

Вера в бессмертные ленинские заветы, преданность идеям Владимира Ильича и уважение к вождю творят чудеса. В 1925 году зодчие в мастерской архитектора Меркулова поставили памятник на постамент, сооруженный на железнодорожной колесной паре. «Механический Ленин» внесен в справочники и хрестоматии архитектурных построек авангардного стиля. Монумент находится в отличном состоянии и приводит в восторг современного искушенного зрителя.

Комсомольская пл., д. 5

Памятник «Москва-Петушки»

Сквер на площади Борьбы украшают две фигуры - Венички Ерофеева и его подруги «с косой до попы». Скульпторы С. Манцерев и В. Кузнецов, трудились над образами писателя и его подруги свыше двух лет. Открытие монументов приурочили к 10-летию со дня смерти литератора-постмодерниста.

площадь Борьбы

Аллея Алисы Селезневой

Металлическая табличка с портретом героини «Тайны Третьей планеты» закреплена на неотесанной глыбе гранита у Речного вокзала. В начале 2000-х энтузиасты заложили на территории парка рябиновую аллею и установили памятный знак. У девочки из фантастического будущего на плече сидит птица-говорун - многие хотели бы иметь такого волшебного друга.

ул. Фестивальная, д. 2

Памятник Лужкову-дворнику

Бывший мэр столицы в роли дворника - таким увидел Юрия Лужкова Зураб Церетели. Выполненный в нулевые годы, монумент находится в галерее искусств знаменитого скульптора. Для справки - это второй памятник Лужкову – на первом герой был изображен в образе спортсмена.

ул. Пречистенка, д. 19

Сезонник или Памятник гастарбайтеру

В тени деревьев Лермонтовского сквера в 1929 году установлен памятник И. Шадра - скульптора, который создал композицию «Булыжник - оружие пролетариата». На большом камне присел мужчина, похожий на греческого философа - интеллигентное лицо, сосредоточенный вид – таким увидел сезонного рабочего в 20-х годах прошлого века мастер соцреализма.

площадь Лермонтова

Рабочий-изобретатель или Памятник человеку с мобильником

Скульптура трудовому человеку эпохи раннего социализма мало отличается от подобного рода монументов, установленных в парках и скверах советских городов. Вот уже 90 лет парень рассматривает деталь, зажатую в руке. Современники считают, что его поза характерна для человека, который держит мобильный телефон.

площадь Крестьянской Заставы

Памятник слесарю-водопроводчику

Необычное композиционное решение и оригинальная тематика выделяют сооружение из общей массы монументов. Рабочего застали в процессе труда - он с трудом протискивается сквозь канализационный люк. Реалистичность и узнаваемость фигуры, которая наполовину высунулась из земли, поражает окружающих. Автор необычной композиции - московский архитектор Алексей Росляков.

ул. Анохина

Памятник бескудниковской железнодорожной ветке

На месте, где еще в 80-х были проложены рельсы и ездили поезда, теперь стоят современные многоэтажки, а во дворах бегает детвора. Напоминание о индустрии железнодорожных перевозок - контактная опора с фонарем, детский паровозик и колесная пара на рельсах. На вид - обычная детская площадка, по факту – памятник транспортной инфрастуктуре.

ул. Декабристов, д.20, корп.3