Какая вера у курдов. Змее - палка судья

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

В последние месяцы, в связи с военными действиями в Сирии и особенно в связи с активной и неприглядной ролью в них Турции, всё чаще и чаще в СМИ упоминаются курды , которые активно ведут боевые действия на территории Сирии и противостоят джихадистам из ИГИЛ и другим террористическим организациям. За это они подвергаются геноциду как со стороны террористов, так и со стороны правительства Турции.

Но как так оказалось, что курды воюют в Сирии, а также проживают в Турции, Ираке, Иране и даже России? Что представляет из себя этот воинственный народ, о котором, не будь этого военного конфликта на Ближнем Востоке , рядовой потребитель СМИ никогда бы и не узнал? История этого народа древняя и трагичная. Прежде всего, стоит сказать, что, проживая на своих исконных территориях тысячи лет, курды в новейшей истории не имеют собственного государства.

Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды в России и Казахстане .

До 20-х годов 20 века почти весь Курдистан, за исключением его иранской части, входил в состав Османской империи. После её распада в результате Первой мировой войны, курды надеялись обрести своё государство и даже создали Араратскую Курдскую республику в 1927 г. на востоке Турции, обратились в Лигу Наций о её признании, но в 1930 г. турки республику ликвидировали при помощи армии.

Курды не смирились и продолжали борьбу за создание своего государства. Новый подъём освободительного движения курдов пришёлся на 60-70-е годы 20 века. В Иране после свержения шаха в 1979 году, курды установили контроль над иранским Курдистаном, но их выступления были быстро подавлены Корпусом Стражей Исламской революции – военно-политическим формированием, которое создал аятолла Хомейни в ходе исламской революции в Иране.

Вот и для курдов историческая ситуация на Ближнем Востоке всегда складывалась не в их пользу. Землю, на которой они испокон века проживали, постоянно делили между собой более сильные политические игроки – персы и византийцы, турки и арабы, англичане и русские, сунниты и шииты. Курды воевали на протяжении всей своей истории – и за Иерусалим под знаменем ислама, освобождая его от крестоносцев (Саладин, возглавивший эти походы, был курдом), и за Османскую империю на Балканах и Кавказе, и за интересы Великобритании на Ближнем Востоке.

Курдская конница сражалась на стороне России против турок в Крымской войне 1853-1856 гг. Часто курды воевали против своих соплеменников, находясь по разные стороны баррикад, разделённые религиозно и этнически. Курды исповедуют мусульманство (подавляющее большинство – сунниты , но есть и шиииты , и алавиты ), христианство, иудаизм и езидизм – смешение первых трёх на основе зороастризма.

Он сказал: «Курды и езиды происходят от ариев . Но, поскольку езиды очень закрытое сообщество, они сохранили в своей внешности белокожесть, светлые волосы и голубые глаза. Они не сочетаются браком с не-езидами. ИГИЛ захватил 300 женщин-езидок из Синжара, чтобы взять их в жёны и иметь от них детей-мусульман. Если они не могут убить всех езидов, они попытаются уничтожить кровь белого человека (the blond bloodline)…»

Такая политика продолжается веками. Действительно, с момента вторжения арабов-исламистов на Ближний Восток , население покорённых стран подвергалось насильственной исламизации и ассимиляции. Те, кто отказывался предать веру предков, безжалостно уничтожались физически. Не стали исключением и езиды. Арабы нанесли им один из самых сильных ударов. Многих езидов заставили принять ислам.

В 1920 году недалеко от иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент» , 7 века н.э. с небольшим стихотворением, в котором оплакивается нашествие арабов (Crying about the Arabian invasion) и разрушение ими святынь зороастризма в курдских княжествах, включая Шахрезур.

Храмы разрушены, огни погашены.
Великие из великих спрятались.
Угнетатели-арабы разрушили
Крестьянские деревни до Шахрезура.
Женщины и девушки попали в плен.
Храбрые мужчины лежат в крови.
Вера Зардушта осталась покинутой.
Ахрумазда никому не делает добра.

Мы являемся свидетелями того, что до сих пор исламисты не оставляют попыток уничтожить остатки белой расы на Ближнем Востоке, будь то ассимиляция или физическое уничтожение. Иракские езиды говорят, что они пережили 72 геноцида со времён Османской империи и по сей день переживают, теперь уже от рук ИГИЛ. За это время их количество сократилось от нескольких миллионов до примерно 700 000 человек.

Ошибочно считается, что своё название езиды и езидизм ведут от омеядского халифа Язид I (Yazid ibn Muawiya) , войска которого в 7 веке н.э. разбили армию внука пророка Мухаммеда, имама Хуссейна и убили его самого. Отсюда тоже проистекает ненависть мусульман к езидам, хотя называются последние персидским словом изед (ized ) , что означает поклоняющийся богу .

Ещё одной причиной, которую мусульмане нашли для преследования езидов, является их «сектантство» и «поклонение дьяволу». Однако, никаких дьяволов в религии езидов нет, а есть Бог-творец, создатель Вселенной Хуаде, его семь ангелов и верховный ангел Малак Тавус в образе павлина, которого мусульмане отождествляют с Иблисом или с падшим ангелом.

«Сектантство» же езидов состоит в том, что все они должны соблюдать свои обычаи и строго подчинятся своим законам , в число которых входит кастовость их сообщества (вспомним, что у индусов общество тоже строго разделено на касты, которые им принесли славяно-арии).

У езидов две основные касты, которые представляют духовное и светское сословие, первая делится на несколько подкаст. Самая главная каста – шейхи (старцы) во главе с баба-шейхом, руководящим богослужениями в храме в Лалеше, месте паломничества езидов. Далее идут пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры ), сборщики пожертвований (кавалы ) и предсказатели (кучаки ). Вторая каста – миряне – последователи (мюриды) различных семейств шейхов.

Езиды могут сочетаться браком только внутри своей касты или подкасты. Они не имеют права жениться или выходить замуж за представителей других национальностей или религий , иначе они перестают быть езидами и общество изгоняет их. Езидом стать невозможно, если родители не являются езидами, причём, оба.

Принявший другую религию, автоматически перестаёт быть езидом. Езиды верят, что после смерти их душа воплощается в новорождённого члена их сообщества, и что очищение их души может происходить только через непрерывное перерождение. Поэтому, самым страшным для езида является изгнание его из общества , потому что тогда душа никогда не сможет быть очищена или спасена. Хотя сейчас, в связи с геноцидом езидов со стороны террористов Исламского Государства, курдам разрешено символически принимать езидизм, чтобы привлечь внимание к истреблению езидов.

Курды Езиды потомки древних арийских племё н

В Турции начались забастовки: Рабочая партия Курдистана (РПК) борется за создание независимого государства в Турции в течение десятилетий.

Курды появились как наиболее эффективный партнер Запада в войне против исламского государства (IS) группы в Сирии и Ираке, и, при этом, они снова поставили курдский вопрос в центре внимания международного сообщества.

Ожесточенные сражения за Kobane в Сирии стали символом анти-сопротивления, и символом стремления курдов к транснациональному единству.

Курдские боевики из трех стран сражались вместе в первый раз, когда к сирийской курдской милиции, YPG, присоединился небольшой контингент вооруженных до зубов боевиков Пешмерга (вооруженных сил правительства Ирака Курдистан), а также бойцы из сепаратистской Курдской рабочей партия из Турции. Воодушевленные поддержкой США ударами с воздуха, они в конечном итоге возобладали, и исключили джихадистов из Kobane в январе 2015.

Решение Турции 24 июля бомбить группы РПК ​​- показали, что Анкара не упустит возможность нанести удар по курдским сепаратистам.

Кто такие курды?

Курдская этническая группа на Ближнем Востоке, имеющая язык и культурную идентичность. Они культурно и лингвистически связаны с иранцами. Курды населяют непрерывную область 500000 квадратных километров, охватывающую четыре страны — юго-восточная Турция, Северный Ирак, Северная Сирия и северо-запад Ирана. Есть значительные Курдский диаспоры в Европе, США, Канаде и странах бывшего СССР.

Курды по численности самая большая в мире нация без государства

Не существует этнической переписи курдов по странам, но расчеты показывают, что они образуют население от 20 до 40 миллионов человек. Есть 15 миллионов курдов в Турции, от 7 до 8 миллионов в Иране, от 1 до 2 млн. в Сирии.

Региональное правительство Курдистана (КРГ), полу-автономный регион в Ираке, утверждает, что проживает курдов 5,3 млн жителей, но Багдад говорит, что есть только 4,3 млн.

Крупнейшая Курдская диаспора в Европе. Согласно Парижского курдского института, есть 1,5 — 1,7 миллионов курдов в Западной Европе, в том числе 800 000 в Германии. Около 80% курдов, проживающих в Западной Европе, первоначально приходят из Турции. Еще 50000 курдов живут в США и более чем 25,000 в Канаде.

«Курдский личность не основывается на религии, но на языке и культуре» — Кендал Незан, глава Парижского института курдов.

Подавляющее большинство курдов, между 70% и 90%, мусульмане-сунниты. Но есть и меньшинство курдов, которые мусульмане-шииты в Иране и на юге Ирака, где, по оценкам 20000 вернулись после падения режима Саддама Хусейна. В Турции курды, которые алавиты, считаются членами филиала шиитского ислама с элементами суфизма.

Другие религии среди курдских общин включают христианство (католики, ассирийцы, халдеи и сирийцы), иудаизм (некоторые еврейские 25000 курды мигрировали в США и Израиль в 1950), а также Езидизм в Ираке.

Есть ли реальный Курдистан?

Курдистан, который буквально означает «Страна курдов» , часто появляется на мировых картах, используемых курдскими боевиками. Тем не менее, нет такого государства, признанного международным правом.

Ближе всего среди курдов к независимому государству находится КРГ, которая управляет полуавтономией Иракский Курдистан. Президент КР, Масуд Барзани, это главнокомандующий вооруженными силами Пешмерга, число которых 190,000 бойцов.

Иракский Курдистан, служит моделью для сирийских курдов, которые надеются создать аналогичную автономную провинцию «Rojava», включая курдские анклавы Afrin, Kobane и Камышлы.

Курды никогда не жили в условиях централизованного курдского государственного контроля и существуют десятки политических фракций, разделенных между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией.

В Сирии насчитывается 17 курдских партий. Главным является Союз демократических партий (PYD), которая является филиалом РПК в Турции. Основанная Абдуллы Оджалана в 1978 году, РПК взяла в руки оружие против Анкары в 1984 году, чтобы потребовать независимое государство и с тех пор у них непростые отношения с Турцией. Группа характеризуется марксистской идеологией и были перечислена в качестве террористической организации в США и Европейском Союзе.

Два курдские партии соперничают в иракском Курдистане. Демократическая партия Курдистана (ДПК), возглавляемая Барзани, контролирует северную часть иракского Курдистана и ее столицы, Эрбиль. Патриотический союз Курдистана (ПСК), базируется в городе Сулеймания, является доминирующей в южной части.

Турция в состоянии войны с курдами?

Анкара рассматривает РПК боевиков Турции в качестве противника. И хоть Эрдоган утверждает, что курдский народ не рассматривается им в качестве врага, если внимательно следить за действиями президента Турции, то легко обнаружить: он с удовольствием бы устроил курдам геноцид, как в былые времена геноцид устроили армянам, да только времена изменились. Во времена открытого информационного мира устроить геноцид не получиться.

Все курды борются против группы IS?

Курдские силы, такие как РПК и Сирийской YPG были на линии фронта в борьбе против группы в Сирии и Ираке. Тем не менее, Наср сказал, что есть также видные курдские боевики в рядах группы джихадистов, большинство из них в курдских районах Турции, Ираке (в частности Халабджа) или Ирана. Несколько сирийских курдов, которые присоединились к группе пришли из Amouda и Kahtania, двух городов, расположенных недалеко от границы Турции и Сирии.

Джихадистов группа курдских боевиков стремится показать, что ее война — это религиозная борьба. Военный командир во время битвы Kobane был курд из Халабджу.

«Их цель сказать, что их борьба не против курдов в качестве этнической группы, а против светских и демократических принципов» сказал Наср.

Какого монстра взрастил Эрдоган

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

70 год до нашей эры

К этому времени прошла эпоха эллинизма, пришло время господства Римского государства и Парфянской державы. К этому времени и государство Великая Армения достигло пика своего могущества (но это ненадолго, уже в 65 г.днэ после войны с Римом Армения потеряла часть своих владений).. В связи с расширением армянского государства, поселения армян появились на берегах Каспийского (Албания Кавказская) и Средиземного моря (Сирия, Киликия). В связи с захватом Месопотамии Парфянским государством, в Междуречье продолжилась политика поддержки своей религии - зороастризма, при одновременном урезания прав всех других религий. Число храмов, не принадлежащих к зороастрийской религии снижается. Снижается и число храмов у езидов. Пока в Месопотамии разговорным языком остается арамейский, хотя все сильнее внедряется персидский язык. В связи с подчинением Малой Азии Римскому государству, там все сильнее распространяется греческий язык, латинским языком пользуются только римляне в крупных городах М.Азии, Сирии и Палестины.

225 год нашей эры

К этому времени кончилась эра господства Парфянского царства (власть в регионе перешла к персидскому государству Сасанидов). За прошедший период были частые войны Рима и Парфии за обладание Армении. Армения окончательно была подчинена Парфии. Больших этнических процессов в Междуречье не происходило, но все шире в Междуречье применялся персидский язык. Все сильнее храмы других богов (в том числе храмы езидов) притеснялись. Строились новые зрамы для зороастрийцев. Езиды по прежнему пользовались арамейским языком, но уже некоторые езиды стали переходить на свой диалект персидского языка (корманджи). Корманджи все больше становится языком езидов. Сами езиды все больше переселяются на север Междуречья, где и сейчас проживает основная часть езидов. Айсоры (предки ассирийцев) по прежнему сохраняют арамейский язык и тоже сохраняют свою религию. С переселением значительной части езидов на север (на бывшие земли Ассирии), там становится больше езидских храмов. В восточной части Римской империи все шире распространяется греческий язык (особенно в Малой Азии и Сирии). На месте Колхидского государства появилось Лазское царство.

630 год

К этому времени завершается эпоха Сасанидов. В Аравии появляется Арабское государство (Арабский Халифат). Римская империя исчезла с карты мира, на ее месте на Ближнем Востоке существует Византия. К этому времени во многих странах распространяется христианская религия (в Армении, Византии, Грузии). Даже айсоры (ассирийцы) приняли христианство (отвернувшись от веры своих предков). На территории всей Малой Азии разговорным стал греческий (византийский) язык. Езиды по прежнему верны своей вере, но большая часть езидов уже живет на севере современного Ирака и пользуется своим языком, похожим на язык курдов-курманджи.

850 год

К этому времени по территории Ближнего Востока (и Междуречья) пронеслись арабские завоевания, на всю эту территорию арабы принесли свою религию - илам, который насильственным путем стали навязывать всем покоренным народам. В исламских религиозных книгах говорится: «Нет никаких богов выше Аллаха». То есть эламская религия не признает никаких богов кроме Аллаха. И уничтожение неверных (не признающих ислам) считается главной политикой исламских государств. В этих условиях в Междуречье стали быстро исчезать (уничтожаться) все немусульманские храмы. Большая часть храмов езидов в Среднем и Южном Междуречье было уничтожено. Остатки езидов полностью ушли на север Ирака. Там они сохранили свою этническую общность и свою религию. Именно с тех времен началось (сначала небольших групп) переселение езидов в другие регионы мира (в Византию, в Армению, в Грузию). Оставшиеся в южной и средней части Междуречья народы, в основном знающие арамейский язык (он похож на арабский) стали быстро переходить на арабский язык и принимать ислам (отказываясь от богов своих предков). Арабы установили свою власть в Армении и Албании Кавказской. Но в этих подчиненных землях больших поселений арабов не появилось, в Иране тоже больших поселений арабов не было, но персы быстро стали принимать ислам, отказавшись от своей религии - зороастризма.

1071 год

К этому времени большая часть территории Ближнего Востока (в т.ч.Малой Азии) была завоевана сельджуками (огузскими племенами из Средней Азии). Сильного влияния на этническую карту региона эти завоевания не оказали, но в Малой Азии сильно сократилась численность греческого (византийского населения), а выросла численность тюркских племен В этот период сложилось единое грузинское государство и сложился грузинский народ, именно в это время на основе вторгшихся в Албанию Кавказскую огузских племен, начал формироваться азербайджанский народ.

Материал по теме

В это время религия езидов (шараф-ад-дин). была частично реформирована, но основа религии осталась. Это произошло потому, что некоторые езиды стали менять свою веру (веру отцов) на ислам. И при этом вероотступники по прежнему считали себя езидами. После реформы езиды перестали считать вероотступников своим народом. Мусульмане (бывшие езиды) превратились в обычных курдов, тем более, что язык езидов в те времена (и сейчас тоже) похож на курдский язык на 60-70%.

1258 год

К этому времени монгольское государство Хулагудидов завоевало большую часть исследуемого региона. Вторжение монголов не привело к значительным изменениям народонаселения исследуемой территории. В течении исследуемого периода на территории юго-востока Малой Азии существовало Киликийское армянское царство. Все Закавказье, включая Армению, Грузию, Азербайджан было подчинено монголам. К этому времени на территории Азербайджана сформировался азербайджанский народ. В этот период произошел распад Византийской империи и новое ее восстановление. На территориях, подвластных монголам, гонений и притеснений других религий не было, так как сами монголы еще не принимали ислам и уважительно относились ко всем религиям. По этой причине на севере Ирака сохранилось значительное число езидских храмов. И жило там значительное число езидского народа.

В 11-13 веках на территорию Курдистана из Средней Азии вторглись племена кочевников - тюрок и монголов. Независимые курдские княжества Шахрезур и Мерванидов были разгромлены монголами и турками-сельджуками

В 13 в. Курдистан стал частью Империи Сельджуков. В Малой Азии и районе Каспия происходили тесные курдо-тюркские контакты, в результате которых некоторые курдские кланы тюркизировались, и, наоборот, отдельные тюркские племена пополнили ряды курдских кланов.

1400 год

К этому времени в Малой Азии появилось новое сильное государство - Османская империя, и появился новый народ - турки-османы, он появился на основе тюркских племен, пришедших в Малую Азию вместе с сельджуками. К этому времени почти вся Малая Азия была уже под властью турок. Византия как государство доживала последние дни. К этому же времени власть в Междуречье и Закавказье была подчинена новой империи - империи Тимура.

В средние века историки делили курдов на 4 таифе (группы), обычаи и языки которых различались: курманджи, лур, кальхор и бани арделан, горани. Кальхор называли себя «курд», а своих соседей - племя баба - называли «курманджи». В научной литературе диалект баба относится к группе сорани, как и диалект арделанских курдов. Сорани противостоят курманджи. В истории курдов известны случаи, когда племена переходили с одного диалекта на другой. В 18 веке в Зап.Иране в Сененджене, где жили горани, поселились носители диалекта курманджи (горге, шейх-исмаили, байлаванд, джафы) и часть горани перешла на диалект курманджи. В районе Биваниш в центре Загроса произошел переход племени биваниш на диалект сорани. Мукри называют себя «курманджи», но их диалект относится к сорани. Таким образом этнонимы курманджи, курд, сорани и др. весьма относительны.


Историки часто относят езидов к курдам диалекта курманджи, но на самом деле езиды только пользуются этим языком, на самом деле считают себя самостоятельным народом. Сами езиды к курдам курманджи относят тех бывших езидов, которые перешли в исламскую веру, порвав полностью с верой своих отцов, а таких было много. Я подозреваю, что значительная часть современных курдов-курманджи были когда то езидами, потомками древнего народа шумеров-адаби.

В 14-м веке сложилась литературная форма языка курманджи.

1550 год

К этому времени Турция подчинила себе весь Ближний Восток, включая все Междуречье, Грузию, Армению и даже Йемен (в Аравии). В Иране существоовало государство Сефевидов. На территории южного Ирака уже совсем не живут езиды, все они к этому времени переселились на север Ирака (в горные районы), там сохраняются мелкие езидские храмы и главный центр езидов - Лалеш. Там же проживают многие другие народы - айсоры, курды разного происхождения. Язык езидов к этому времени на 60% похож на курдский, езиды стали этим языком пользоваться, потому, что окружающее население в основном говорило на курдских языках и длительное время эти территории были частью персидских государств (в т.ч.государства Сефевидов).

В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном. С этого времени начинается новый этап борьбы курдского народа за независимость - против Турции и Ирана.


1799 год

За прошедший период территориально ничего не изменилось - западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции (включая Ирак и западный Кавказ), а восточнее находились владения Ирана. Значительных этнических изменений на рассматриваемой территории не происходило.

В 16 в. началась борьба между Сефевидским Ираном и Османской Империей за право обладать Курдистаном. По Зохабскому миру 1639 года, северный Курдистан отошёл к Османии, а южный - к Ирану. Такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг).

В 18 в. сложилась литературная форма языка сорани.

1900 год

За прошедший период произошли следующие изменения - территория современной Армении, Грузии и Азербайджана стали частью Российской империи. Междуречье и западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции, а современная территория Ирана - под властью Ирана.

В 1827 году в результате мощного восстания курдов под руководством Махмед паши Ревандузи была провозглашена независимость страны. Это восстание намного облегчало победу русских войск над турками. Это восстание было подавлено.

В конце 19 в. Курдистан был разделён между Сирией, Турцией, Ираном и Ираком. Тогда же впервые и прозвучал этноним «курд» (от перс. «Гурджистан» - «Страна волков»), которым на Ближнем Востоке стали обозначать племена, говорящие на сев.-зап. иранских языках, производных от мидийского (по другой версии этноним «кур-мандж» переводится как «сын Мидии».). Эти племена были разнородны в антропологическом и религиозном плане. Среди них были представители переднеазиатского, хорасанского и каспийского типов. Их объединяло только относительно единое самосознание, а т.же то, что они проживали во враждебном иноязычном окружении.

1939 год

За прошедший период Ирак стал независимым государством (стал независим от Турции), Сирия тоже стала независима от Турции и перешла под управление Франции. Больше территориальных изменений не было.

Во время турецкой резни 1915 года произошёл первый случай, когда стало заметно деление курдов на йезидов и иных курдов. Курды-унниты вместе с турками проводили «зачистки» йезидов и армян, а в последствие сами подверглись репрессиям.


1970 год

К этому времени Сирия, Ливан, Израиль, Иордания стали независимыми государствами. К этому времени много курдов покинуло Турцию и Ирак из за притеснений властей. Так поступили и многие езиды. Многих курдов и езидов приютили в странах бывшего Советского Союза (Армении, Грузии, России).

2012 год

К этому времени Грузия, Армения, Азербайджан стали независимыми государствами.

Езиды в основном проживают в провинции Мосул (Южный Курдистан) в районе Шейхан, где находится центр языческой веры Лалеш. Но значительная часть езидов вынуждена проживать за пределами Курдистана (в других странах) из за притеснений со стороны как арабов Ирака, властей Турции, так и от курдов. Тем более, что в Иракском Курдистане курды стали полновластными хозяевами.


Курдистан отличается разнообразием существующих религий. Подавляющее большинство курдов - 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть - мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией своих предков считают зороастризм (религия мидийцев и древних персов). А езиды, живущие в Курдистане и говорящие на языке езиди, сильно похожем на язык курдов-курманджи, по прежнему имеют свою древнюю религию - езидизм (религию своих предков - шумеров-адаби). Хотя многие историки всячески пытаются этот народ признать частью курдского народа - их попытки беспочвенны - история езидов и история курдов - это совершенно разные истории, и это совершенно разные народы. Несомненно одно - оба этих народа имеют много общего в своем развитии. У обоих народов одна цель - независимость от Турции и Ирака, сохранение своей культуры.