Как раскрывается в романе А. С

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Произведения Пушкина принадлежат истории литературы. В каждом из них есть отпечаток мысли самобытной, отпечаток, достойный внимания по своей новизне, ясности и красоте. Ум автора, от природы необыкновенно проницательный и острый, в сочинениях обозначался во всей своей силе.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — это энциклопедия нравов русского общества, произведение нового типа. До «Евгения Онегина» русское общество с романами в стихах не встречалось.

По меткому замечанию В.Г.Белинского, Пушкин взялся за роман в стихах, «когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе».

Познакомимся с главным героем, Евгением Онегиным. Впервые мы встречаемся с ним в первой главе романа:

«С героем моего романа
Без предисловий, в сей же час
Позвольте познакомить вас».

Каков он, герой романа Александра Пушкина?

С его характером, нравом, мыслями и чувствами автор знакомит нас постепенно, в течение всего повествования.

Онегин — молодой дворянин, аристократ. Воспитан в классических традициях тех времён: французские учителя, гувернёры. Учась «понемногу чему-нибудь и как-нибудь», Онегин овладел довольно небольшим багажом истинных знаний. В разговоре мог «коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока».

«Пора надежд и грусти нежной» наступила довольно быстро. Евгений стал появляться в свете. Он был одет как подобает, острижен по последней моде. Он легко изъяснялся по-французски, отменно танцевал, умел вызвать улыбку дам «огнем нежданных эпиграмм», хранил в памяти анекдоты, читал Адама Смита…

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но Онегин – типаж противоречивый. Изучив рано «науку страсти нежной», он также рано охладел чувствами, стал равнодушен к большому свету и им постепенно начала овладевать хандра.

Под влиянием этой хандры Онегин запирается в своём кабинете и принимается за перо. Но ничего из этого писания не выходит, так как ему тошен упорный труд. Тогда он принимается за чтение, но из чтения также не выходит никакого толку, и он вынужден бросить книги.

Онегин успевает озлобиться против света и начинает презирать людей. В таком душевном настроении он попадает в деревню, где занемог его дядя. Здесь Онегин знакомится с романтиком Ленским и, несмотря на противоположность характеров, сближается с ним. Здесь же, в деревне, в семье Лариных, Онегин встречает задумчивую и мечтательную Татьяну, которая скоро в него влюбляется, и, следуя влечению своего сердца, откровенно в письме признается ему в любви. Онегин отвечает на чистосердечное признание девушки уверением, что он пережил игру страстей и заканчивает свою длинную проповедь сухим нравоучением:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет…»

После ссоры Онегин на дуэли убивает своего друга Ленского.

Продолжая томиться в «бездействии досуга», он оставляет деревню и начинает «странствия без цели». После двухлетних скитаний Онегин попадает в Москву, где встречает ту же Татьяну, но находит её уже равнодушной княгиней, неприступной дамой. Эта перемена, происшедшая с ней, так поразила Онегина, что он «влюбляется в Татьяну, как дитя» и начинает преследовать её своей любовью. На своё любовное признание он получает такой же чувствительный урок, какой некогда преподал Татьяне. Она отвечает ему, что хотя и любит его, но другому отдана и останется верна ему навеки.

В русской литературе такие типажи, как Онегин, причислены к «лишним людям». Путь Онегина долог и тернист. На этом пути он нигде не находит применения своим силам. Неспособность Онегина к результативному труду, настоящему делу – в этом кроется главная причина его душевного дискомфорта, бесконечной хандры и непрекращающейся скуки.

Онегин не способен посмотреть на жизнь с другой стороны, осознать принципы жизни на иных духовных началах.

Заключение

Пушкин обогнал своё время. Он создал совершенно уникальный роман. Роман в стихах. В нём мы следим за повествованием и, в то же время, наслаждаемся хрустальной чистоты стихами Пушкина.

Автор познакомил нас с Онегиным, человеком со сложным и противоречивым характером. Образ этого героя, по словам А.И.Герцена, «настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России».

Роман “Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе - поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.
Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они - типичные представители дворянской молодежи того времени.
Так, в образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь.
Автор знакомит читателя с героем уже на первых страницах романа. Он подробно рассказывает о его воспитании, типичном для того времени:
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur lAbbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя...
Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует “глубина познаний”, по поводу которой иронизирует автор:
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Однако упоминание автором “нежданных эпиграмм” характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. В легкой, шутливой форме сказано о других интересах Онегина:
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...
Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы
героя.
Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к
книгам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была
одарена:
Воображением мятежным.
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.
Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.
Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:
Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

План характеристики литературного героя:
1. Где родился и живёт Онегин, каково его положение в обществе?
2. Какое образование получил Онегин, было ли такое образование исключением в дворянской среде?
3. Чем занят Онегин, чем увлекается, какие книги читает?
4. Как повлияла на Онегина светская жизнь?
5. Какие четы героя отмечает подружившийся с ним автор романа?
6. Чем занят Онегин в деревне?
7. Что узнаёт Татьяна об Онегине в его доме?
8. Как автор романа оценивает ответ Онегина на письмо Татьяны?
9. Почему Онегин принял вызов Ленского?
10. Как чувствует себя после дуэли и путешествия?
11. Что приносит Онегину встреча с Татьяной в высшем свете?

Онегин — молодой столичный аристократ 20-х годов XIX в., получивший типичное аристократическое воспитание под руководством гувернеров. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде: он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, поверхностно — историю, имел даже представление о политэкономии Адама Смита. Такое образование, безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его, на взгляд общества, блестящим представителем светской молодежи своего времени. На светскую жизнь у Онегина ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше окружавшей его толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой и праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование жизнью. Томясь скукой, Онегин пробует искать смысла жизни в какой-либо деятельности. Его при влекла литературная работа. Но попытка писать «зевая», от скуки, не могла, конечно, увенчаться успехом. Отомстила за себя и система его воспитания, не приучившая его к труду: «ничего не вышло из пера его».
Онегин начинает читать. И это занятие не дало результатов: Онегин «читал, читал, а все без толку», и задернул полку книг «траурной тафтой».

В деревне, куда Онегин уехал из Петербурга для получения наследства, он делает еще одну попытку практической деятельности. Характер Онегина раскрывается дальше в следующем сюжетном плане: дружба с Ленским, знакомство с Татьяной Лариной, дуэль с Ленским, путешествие, любовь к Татьяне и последняя встреча с ней. По мере развития действия романа обнаруживается сложность натуры Онегина. Онегин выступает в романе как яркая, незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества, как одарённостью натуры, так и душевными запросами.

«Резкий, охлажденный ум», «мечтам невольная преданность», неудовлетворенность жизнью — вот что создавало «не подражательную странность» Онегина и возвышало его над средой «самолюбивой ничтожности». Вслед за характеристикой Онегина в первой главе Пушкин вспоминает свои мечты о свободе («Придет ли час моей свободы?») и добавляет:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.»

Эти строки проливают свет еще на одну важную черту душевного облика Онегина — на его вольнолюбие. «Знаком ли вам? И да, и нет … » спрашивает и отвечает Пушкин, словно сомневаясь, что читатель правильно поймет сложный общественный тип Онегина. А герой романа был действительно таким общественным типом, отдельные черты которого Пушкин мог раскрыть только намеками. «Онегинство» было распространенным явлением в России в годы, когда писался роман. Объяснение этого явления нужно искать в общественно-политической обстановке страны. В 20-е годы «дней александровых прекрасное начало» уже минуло, сменившись реакцией. Уделом лучших людей русского общества становились скука, разочарование. Отмечая именно это, Пушкин писал в 1828 г. о князе П. Вяземском: «Как мог он на Руси сохранить свою веселость?» Правда, в кругах наиболее передового русского общества уже назревало политическое движение, которое привело потом к восстанию декабристов. Но это было тайное движение, которое не охватывало всех передовых людей. Большинству русской интеллигенции оставалось или идти на службу, т.е. присоединиться к толпе «хопопьев добровольных», или стать в стороне от правительственного курса политики, оставаясь праздными наблюдателями общественной жизни.

Онегин избрал второе. Позиция Онегина — позиция праздного человека, но эта позиция была формой протеста против официальной России. Трагедия Онегина заключалась в его «душевной пустоте», Т.е. в том, что у него не было положительной программы, высоких целей, которые наполнили бы его жизнь общественным содержанием. Жизнь его — жизнь «без цели, без трудов». Не становясь на сторону правительства, Онегин не участвует и в борьбе с правительственной реакцией. Он остается в стороне от действующих исторических сил, выражая недовольство жизнью лишь В «злости мрачных эпиграмм». Этой пассивности способствовали и некоторые свойства его характера: барское отвращение к труду; привычка к «вольности и покою», безволие и ярко выраженный индивидуализм (или «эгоизм», по выражению Белинского). Онегин заслужил право быть главным действующим лицом романа, но жизнь обрекла его на роль главного бездействующего лица истории. Уделом Онегина становятся жизнь скитальца и одиночество. Вернувшись в Петербург после путешествия, он всем «кажется чужим». Он оказывается «лишним человеком» в своем обществе. Так называли людей, которые, возвышаясь над окружающей средой, оказывались неприспособленными к жизненной борьбе и терпели крушение и в общественной жизни, и в личном быту.

Роман заканчивается сценой встречи Онегина с Татьяной после трехлетней разлуки. Как сложилась дальнейшая судьба Онегина? Есть основание думать, что потрясение, испытанное Онегиным, могло послужить к его возрождению. Действительно, сохранившиеся отрывки десятой (сожженной) главы романа позволяют утверждать, что автор предполагал ввести Онегина в кружок декабристов. Но эта новая страница жизни героя была только намечена автором, но не раскрыта. В романе Онегин предстает как живой символ «лишних людей» своей эпохи.

Подведем итоги прочитанного.

Евгений Онегин — молодой человек, петербургский аристократ, получивший поверхностное, оторванное от национальной почвы домашнее образование.

Гувернёр-француз не заботился о нравственном воспитании Евгения, не приучил его к труду, поэтому основное занятие Онегина, вступившего во взрослую жизнь, — погоня за удовольствиями.

Представление о том, как он прожил восемь лет в Петербурге, даёт описание одного дня героя. Отсутствие серьёзного дела и постоянная праздность наскучили герою и привели его в молодые годы к разочарованию в светской жизни. Попытка заняться делом не приносит результатов, так как он не умеет трудиться.

Жизнь в деревне не стала для него спасением, так как смена обстановки без работы
над собой, внутреннего духовного перерождения не избавила Онегина от хандры.

Важно увидеть, как герой проявляет себя в дружбе и любви. Приходим к выводу, что Онегин, покорявший светских красавиц, поступил благородно по отношению к Татьяне.

Её письмо стало для него примером иного, духовного отношения к любви. Он откровенно признался, что ценит чистоту и искренность девушки, но его чувства опустошены, он не способен полюбить, идеал семейного счастья не для него:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив … сколько мог!
Но я не создан для блаженства:
Ему чужда душа моя …

Эти слова свидетельствуют о том, что Татьяна могла бы быть ему хорошей женой и он мог бы быть счастлив в семейной жизни, которую он называет блаженством (блаженство — высшая степень счастья).

Посетив дом Онегина, Татьяна начинает понимать, что полюбила во многом заблуждающегося человека. Возможно, он «москвич в гарольдовом плаще».

В дружбе с Ленским Онегин проявляет снисходительность, но он не может подняться
над предрассудками света, который он презирает, и убивает юного поэта.

Вспыхнувшая любовь к Татьяне, ставшей светской дамой, «равнодушною княгиней»,
«неприступною богиней», заставляет Онегина страдать. Он много читает и учится смотреть на мир «духовными глазами», понимает, что выбранная им жизненная позиция обернулась трагедией. Не получив ответа на своё письмо, он решает объясниться с Татьяной, не понимая всё-таки всей глубины её натуры.

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» проблема нереализованных возможностей личности?

«Евгений Онегин» - одно из самых великих и значительных произведений русской литературы, в котором Александр Сергеевич Пушкин блистательно и ярко отразил дворянина того времени. Им было поймано то мимолетное веяние эпохи, которое существует всего лишь несколько мгновений, а потом стремительно исчезает и никогда более не возвращается. В этом и есть одна из главных заслуг любого писателя – запечатлеть определенный момент времени с неотразимой легкостью и точностью.
Главный герой романа довольно-таки интересный человек, чей характер необычен: Евгений рано разочаровался в жизни, весь окружающий его мир его не интересует, ему скучно, и большая часть его поступков совершается лишь с одной целью – развлечь себя от скуки, отогнать гнетущую и измождающую молодого человека тоску. Однако, несомненно, что Онегин – человек перспективный, но не сумевший реализоваться в тех обстоятельствах, в которых он оказался.
Во-первых, общество вокруг героя не дает ему возможности раскрыть себя полностью. Он оказывается в чуждой ему среде (в деревне), которая ему совершенно не по душе, в которой он не может найти применение своим талантам и способностям. Евгений не принимает те правила, которые существуют в той среде, где он оказался: он устанавливает свои законы («…ярем он барщины старинной оброком легким заменил…»), однако это мгновенно воспринимается другими людьми, как опаснейшее чудачество и глупость:
…И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Он вынужден существовать внутри общества помещиков, к которому он чужд и неприспособлен, отчего все сразу настраиваются против него:

…"Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино…

Таким образом, среда, внутри которой оказался Евгений, не дает ему возможности реализоваться в полной мере. Любой его порыв не дает ему свободы, а только укрепляет его убеждение в своей ненужности, убеждает его в том, что он, действительно, «лишний» человек на этом «празднике жизни».
Во-вторых, сухой и запрограммированный круг дворянской жизни, которую Онегин не может изменить, рано наскучивает ему: испробовав все радости, все развлечения, он приходит в уныние, его посещает тоска, и он обречен на своеобразную хандру, которая теперь неотступно следует за ним, куда бы он ни подался. Таким образом, рано познав жизнь, он рано познает и оборотную её сторону – скуку, от которой теперь не может скрыться. Онегин гораздо умнее, чем все светское общество, и это не может не привести его к разочарованию. Видя бессмысленность всего вокруг, он не может реализовать себя, ибо это никому не нужно в том обществе, где все живут по заведенным ранее порядкам:
…Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
Можно сказать, что читатель, постепенно знакомясь с судьбой Евгения, постигает его натуру, задавленную неблагоприятными обстоятельствами; характер «лишнего» человека в том обществе, в той среде, в которую он оказался помещен не по своей воле.
Именно среда и люди вокруг препятствуют реализации возможностей Евгения, которые, вероятно, раскрылись бы, если бы Онегин находился в ином свете. Он был человеком новой эпохи, не желавшей поддерживать царизм и старые устои государства, он не хотел переходить в стан молчалиных, отчего был обречен на бездействие в том обществе, которое он обогнал в развитии.
А.С. Пушкин очень точно показал не только трагедию «лишних» людей в дворянском обществе, но еще и четко обозначил её основные причины.