Итальянские архитекторы в россии.

  • В XV веке итальянские зодчие внесли значительный вклад в создание облика Кремля , построив большинство из имеющихся там строений.
  • Наиболее выдающиеся работы того периода ‒ башни Кремля, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Успенский собор, Архангельский собор.
  • В XVIII веке итальянские архитекторы создали старый Гостиный двор, Большой театр с театральной площадью, Триумфальные ворота, Александровский сад.
  • В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина выставлены скульптуры XIII-XVI веков и около 200 произведений итальянской живописи.
  • Итальянские рестораны и магазины занимают значительную нишу на рынке современной Москвы.

Российско-итальянские отношения имеют многовековую историю. Первый документально подтвержденный визит русских послов к миланскому герцогу Франческо Сфорца состоялся в 1461 году. За ним в истории отмечены многочисленные обмены визитами и посланиями. Наиболее заметную роль итальянцы сыграли в Москве в XV веке, когда по приглашению великого князя Ивана III итальянские архитекторы фактически создали образ Кремля, который сегодня хорошо известен во всем мире.

Великие итальянские строители Кремля

Вторая волна итальянских зодчих, XVIII-XIX век

Повторное «нашествие» зодчих с Аппенин на Москву пришлось на 18 век. Итальянских архитекторов приглашали для оформления обеих столиц, новой – Санкт-Петербурга, и старой — Москвы. В городе трудились Джовани Мария Фонтана (Giovani Maria Fontana), Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli), Франческо Кампорези (Francesco Camporesi), Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), Джузеппе Бове (Giuseppe Bovе), сменивший свое имя на русское Осип.

Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi ), 1744-1818, — также известный российский архитектор итальянского происхождения, уроженец Бергамо. Еще до того, как прославиться в Санкт-Петербурге, он работал в Москве. Здесь по его проекту построены здания , 1790-1830 (ул. Ильинка, 4) около Кремля и Странноприимного дома (больницы-приюта для нищих и калек) на Большой Сухаревской площади д.3 стр.1.

Большой вклад облик Москвы внёс архитектор Осип Бове (Guiseppe Bova) , 1784-1834 . Он родился в Санкт-Петербурге, в семье художника из Неаполя. Принимал активное участие как архитектор в восстановлении Москвы после пожара 1812 года (война с Наполеоном). В частности, по его проекту в Москве был отреставрирован Кремль, создана Театральная площадь с , Триумфальные ворота , точная копия которых находится недалеко от , оформлены фасады (1817) и разбит Александровский сад у стен Кремля.

Архитектор Доменико Жилярди (Domenico Gilardi) , 1785-1845, из итальянского кантона Тичино в Швейцарии, также прославился в России участием в восстановлением послепожарной Москвы. По его проекту построены здания Московского университета (Моховая, 9), Екатерининского института благородных девиц (сейчас Центральный дом российской армии, Суворовская пл., 2, стр.1), Слободского дворца (сейчас «старое» здание МГТУ им. Баумана, 2-я Бауманская ул, 5), дома Луниных, который ныне занимает Музей Востока (Никитский б-р, д. 12а), усадьбы Усачёвых-Найдёновых (Земляной Вал, д. 53), усадьбы Студенец на Пресне (Мантулинская ул., вл. 5).

Итальянская живопись и скульптура в Москве

Самым известным и богатым музеем Москвы по европейской скульптуре и живописи является . Здесь выставлены оригиналы картин великих итальянцев: «Благовещение» Ботичелли, «Дама за туалетом» Пиппи, и многие другие. В музее есть Итальяский дворик –это зал скульптуры Средневековья и эпохи Возрождения (XIII-XVI вв.). Своими архитектурными формами он повторяет двор палаццо Барджелло во Флоренции и наполнен слепками (в подлинном масштабе!) с известных произведений скульптуры того времени. Здесь хранятся копии статуй «Давид» Микеладжело, украшающая площадь во Флоренции, «Кондотьер Гаттемелата» Донателло и «Кондотьер Коллеони» Вероккьо, которые можно увидеть на площадях в Падуе и Венеции. Отдельный зал музея посвящен скульптуре Древней Италии и Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и несколько залов – XV-XVII векам.

В залах музея сегодня экспонируется порядка 200 картин итальянских художников, хронологически они охватывают весь период развития итальянской живописи. Наиболее многочисленным и качественным являет ся раздел итальянской живописи XVII-XVIII веков. Здесь можно увидеть работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Тревизани, Джованни Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини.

Изюминка раздела итальянской живописи XIX-XX веков — «Наполеон на троне» Андрея Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма Аппенинского полуостроа. Среди картин XV-XVI века стоит выделить работы Бронзино, Больтраффио, Париса Бордоне, Лоренцо Лотто, Тициана и Джулио Романо.

Раздел раннеитальянской живописи небольшой, но в нем особенно разнообразно представлена сиенская школа. Шедевры коллекции – «Распятие» Семьи ди Бонавентуры (помощника Дуччо) и «Мария Магдалина» и «Святой Августин», созданные Симоне Мартини.

Как ни странно, но итальянский архитектурный стиль появился в Великобритании. Вдохновением для него стали фермерские постройки из кирпича, с типичными квадратными башенками и черепичными крышами. Так проявилась реакция архитекторов на строгий формализм, который был доминирующим течением того времени. Постепенно стиль обосновался в Америке, а к 1830-ым годам местные зодчие адаптировали его под свои взгляды. Благодаря этому направлению, архитекторы получили возможность творить в более свободной манере, чем того требовали жесткие рамки предыдущих направлений. Именно в англоязычных странах итальянский архитектурный стиль получил наибольшую популярность, и уже оттуда он перекочевал в другие места.

Он совместил в себе детали итальянского Ренессанса, Палладианства и Неоклассицизма. Благодаря такому миксу, стиль приобрел характерные черты и ярко выраженную эстетику, получив второе название – «Нео-Возрождение». Основателем направления был Джон Нэш, автор первой итальянской виллы в Великобритании. Небольшой домик, похожий на фермерскую постройку, стал прототипом архитектуры позднего Регентства и Викторианской эпохи в ранний период. Последователем Джона Нэша стал Сэр Чарльз Барри, который в 30-х годах XIX века интерпретировал стиль в своем понимании, взяв за основу итальянский Ренессанс.

Архитектурное направление с южным колоритом развивалось не только в Великобритании, различные формы и вариации итальянского стиля использовались еще продолжительное время на севере Европы и в Британских колониях. Во второй половине девятнадцатого века он приобрел популярность в США, распространяемый Александром Джексоном Дэвисом. Невзирая на помпезные черты, дома в итальянском стиле стали достоянием разных слоев населения. Модные веяния того времени не обошли стороной и общественные здания – в итальянском стиле стали оформляться вокзалы, школы, библиотеки и других публичные постройки.

Характерные черты и особенности

Хотя итальянский архитектурный стиль и сформировался в Британии, он стал собирательным образом, в котором воплотились черты, характерные для разных областей страны. Облик домов может варьироваться в стилевых рамках, но есть нечто общее, что их объединяет:

  1. Невысокие черепичные кровли;
  2. Широкие карнизы на кронштейнах;
  3. Декоративная башня на крыше, часто с куполом и панорамным остеклением;
  4. Арочные или узкие «в пол» окна;
  5. Угловые эркеры;
  6. Несколько этажей;
  7. Подшив кровли деревом;
  8. Кованые перила на крыше, лоджиях и балконах.

Отличительной чертой дизайна стало умиротворение солнечного полуострова. Итальянцы обладают ярким темпераментом, а стиль характерен традиционностью и сдержанностью. Здесь явно прослеживается влияние чопорных англичан. Они, как любители соблюдать традиции, сохранили эту концепцию и в своем новом архитектурном направлении. В результате получился симбиоз итальянского темперамента и английского постоянства. Здесь чувствуется дыхание античности и непритязательность кантри, сочетание монументальности и простоты, это и является главным отличием той вариации стиля, которая получила наибольшее распространение в мире.

Любовь к внутренним дворикам трансформировалась в большие лоджии-террасы, с арочными пролетами, большими окнами-дверями и декоративными перилами. Толстые внешние стены из камня подчеркивают ощущение сельской повседневности. Планировка домов стандартная, европейская, но вот внешний вид разительно отличается от них. Сразу бросается в глаза цвет фасадов. Палитра оттенков богата и разнообразна: шоколадный, винный, персиковый, желтый, фиолетовый, тирамису.
Каждый из цветов может варьироваться в рамках своих оттеночных и тоновых градаций. Часто используется сочетание двух разных фактур и оттенков (например, кирпич и штукатурка).

Строительные материалы

Итальянский стиль привлекателен в своей натуральности и кажущейся простоте. Изначально использовались только природные строительные материалы, но с течением времени и развитием технологии стали доступны качественные их имитации. Благодаря этому бюджет на строительство уменьшился, а данный стиль увеличил количество своих последователей.

Для «итальянских» вилл и домов характерно использование следующих материалов:
— черепица;
— камень;
— штукатурка;
— древесина.

Кирпичные и каменные колонны часто сочетаются с гладкими однотонными стенами, а кладка может состоять из нескольких цветов. Вынесенные наружу трубы печного отопления обязательно украшены декоративными башенками. Часть фасада может быть облицована камнем, или стены покрываются им полностью.
Изначально строения целиком возводились из известняка или скальных пород, сейчас, есть более легкие способы строительства и последующего декорирования.

Итальянский стиль в архитектуре вариативен и демократичен, в некоторой степени эклектичен, и, тем не менее, всегда современен. Сочетание простоты и определенной доли роскоши делают его непохожим на другие архитектурные направления, и всегда узнаваемым.

Локальные цвета фасадов и конструктивные особенности выделяют дома в итальянском стиле среди прочих построек. А для большего погружения в атмосферу такие виллы дополняются гравийными подъездными дорожками, оливковыми деревьями и характерным ландшафтным дизайном на участке. Данный стиль наполнен умиротворением и уютом, оставаясь при этом ярким и узнаваемым.

Италия – страна, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, . Культурное наследие Италии одно из самых значимых и больших в Европе. Картины итальянских художников, скульптуры итальянских скульпторов, церкви и дворцы, построенные итальянскими архитекторами, представляют собой непревзойденные примеры искусства различных эпох человечества.

В этой статье мы хотели бы познакомить вас с творчеством самых выдающихся современных итальянских архитекторов. Некоторые из которых проектируют до сих пор. К сожалению на нашем сайте представлены проекты не всех архитекторов, о которых мы хотели бы поговорить, поэтому к некоторым архитекторам мы подобрали похожие по стилистике проекты.

Ренцо Пиано. Музей Пауля Клее

Итальянский архитектор Ренцо Пиано наряду с британцами Норманом Фостером и Ричардом Роджером считается родоначальником архитектурного стиля хай-тек. Пиано внес огромный вклад в развитие современной архитектуры, а его работы не перестают удивлять даже самую искушенную публику. В нашем обзоре представлен проект музея и выставочного центр Пауля Клее в Берне, Швейцария.

Необычное по форме здание музея и выставочного центра немецкого художника Пауля Клее было построено в швейцарском Берне в 2005 году. Согласно замыслу Ренцо Пиано, оригинальная постройка представляет собой «некую ландшафтную скульптуру, плавные линии которой повторяют контуры поросших деревьями холмов на заднем фоне и гармонично вписываются в окружающий пейзаж». Из-за того, что картины Клее очень чувствительны к свету, основная часть культурного комплекса была расположена под землёй. Любопытно, что в коллекцию музея художника входят 2600 его работ.

В стиле Альдо Росси (Alberto Campo Baea. Caja Granada)

Альдо Росси был одним из самых влиятельных архитекторов в период с 1972 по 1988 гг. Он достиг значительных успехов и получил международное признание в нескольких связанных, но всё же независимых областях: теории архитектуры, живописи и графике, собственно архитектуре, а также проектировании изделий.

Здания, спроектированные Росси, не рассчитаны на то, что глядя на них, вы будете восхищаться, умиляться и предаваться визуальному удовольствию. Они как тест Роршаха по чернильным пятнам - в этих обманчиво простых зданиях каждый видит (или воспоминает) то, что хочет видеть. Город, как человек, помнит свое прошлое, а архитектурные памятники – и есть «воспоминания», придающие ему определенную структуру, – утверждал Росси в своей книге «Архитектура города» («L’architetturadellacittà»), изданной в 1966 году.

В своих теоретических работах Росси критикует характерное для архитектурно-градостроительной практики 1960-х годов отношение к городской среде. Архитектор спорит с представлением о том, что город может проектироваться и создаваться как единовременно возникающий объект, существующий вне времени. Города, по мнению Росси, имеют тенденцию развиваться во времени и накапливать «коллективное сознание».

Геометрические формы (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед), восстановленные в своей чистоте в зданиях Росси – это своего рода противодействие уничтожению истории, создание ауры целостности и подлинности посреди суматохи современного города.

Гае Ауленти. Tour Table

Гае Ауленти – одна из самых популярных дам-архитекторов Европы в 1950-х и 1960-х годах прошлого столетия. Самое занимательное и узнаваемое ее творение – стеклянный ретро стол Tour Table, ножки которого заменяют велосипедные колеса. Создавая Tour Table, Гае хотела подчеркнуть технический бум, царящий в середине 20 века. Стол Tour Table стал одной из самых поздних работ автора и произвел настоящий фурор в мире дизайна.

Устойчивость столу обеспечивают четыре колеса, расположенные друг к другу под углом. Дополняет такую конструкцию стеклянная столешница, которая позволяет любоваться оригинальными «ножками» во время чаепития. Не смотря на то, что применять стол по назначению – настоящее святотатство.

Стеклянный стол Tour Table по праву заслужил место в музее современного искусства в Нью-Йорке и подарил госпоже Gae Aulenti статус одного из лучших дизайнеров мира.

В стиле Этторе Соттсасса (Frigerio Palo & C.. Libreria Babylon)

Этторе Соттсасс) - выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ «итальянской альтернативы» в дизайне и основатель знаменитого объединения «Мемфис».

80-е прошли под знаком «Мемфиса» - его стиль стал наиболее влиятельным в мировом дизайне. Они играли текстурой, красками, формами, сочетая свободу творческого самовыражения и проектный реализм. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами «Мемфиса», способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна.

Двойственность Этторе Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской молодежи.

Его двойственность - это источник творческой свободы, между полярными знаками профессионала промышленного дизайна и лидера альтернативной проектной культуры тянутся многочисленные переплетенные ниточки взаимосвязей. Этторе Соттсасс посвятил свою жизнь и работу демонтажу прошлого в роли художника, архитектора, индустриального дизайнера, производителя стекла, издателя, теоретика и керамиста.

Максимилиано Фуксас (Дориана Фкусас). Реконструкция здания бывшего Военного Союза в Риме

Максимилиано Фуксас – известный итальянский архитектор современности. Его творчество сложно отнести к какому-то определенному стилю. Фуксас заимствует понемногу от разных направлений, создавая эффектные и . При этом архитектор всегда учитывает культуру и историю страны, для которой работает. Активно использует энергосберегающие технологии. Одно из его известных высказываний сводится к невозможности допущения эгоцентризма в архитектуре, поскольку архитектор, в первую очередь, трудится для общества. Фуксас имеет множество международных наград и является преподавателем престижных университетов по всему миру.

Любит трехмерный каркас с треугольными ячейками, но часто и легко отказывается от него. Известность Фуксасу принес пластик. Уж очень оригинальное применение нашлось этому материалу в проектах архитектора. Также его работы отличает выразительный, запоминающийся облик. В данном случае вашему вниманию представлен реализованный .

В стиле Микеле де Лукки (Haag Architects. ECE residence)

Микеле де Лукка был самым младшим в легендарной дизайнерской группе “Мемфис” (о которой мы упоминали ранее) и, чтобы не отставать от маститых Этторе Соттсасса и Андреа Бранци, обзавелся манерами, свойственными почтенному возрасту, да так с ними и не расстается. Даже его вызывающая борода – не признак бунтарства, а насущная необходимость.

Как выглядит идеальный город в представлении де Лукки? “Мой годовой курс по городскому пространству является отличным ответом на этот вопрос, но для вас я постараюсь объяснить покороче. Секрет в формуле “плюс пять, минус пять”, метров, разумеется. Я бы убрал под землю все служебные вещи – коммуникации, транспортные развязки, паркинги и прочее – и оставил бы наверху только самое важное, нужное и красивое. У города, как и у человека, есть только один шанс произвести первое впечатление, поэтому необходимо сосредоточить всё внимание на оформлении фасадов, порталов, переходов”.

Италия – настоящая сокровищница нашей планеты. Нигде больше нет стольких значимых достопримечательностей. Прогуливаясь по итальянским улочкам, можно наткнуться на постройки из совершенно разных эпох. И нигде больше нет такого заботливого и бережливого отношения ко всем периодам своей истории, как у итальянцев.

Здесь сохранились более 30 тысяч важных для истории церквей, 200 соборов и 60 тысяч капелл, 300 резиденций епископов и 40 тысяч дворцов, и это не полный перечень.

Архитектурные стили Италии условно можно разделить на следующие:
— Древнего Рима;
— Архитектура византийского стиля;
— Архитектура эпохи Возрождения;
— Готический стиль;
— Барокко.
Наверное, самое большое влияние на стиль этой страны было оказано Древним Римом. Самой известной постройкой того времени считается Римский Колизей и Пантеон, который раньше был храмом богов, а сейчас мавзолей, где покоятся останки королей Савойской династии, а также знаменитого художника Рафаэля Санти.

Наверное, больше ни одна страна мира, кроме Италии, не может похвастаться такой красотой и богатством архитектурных форм. Нигде нету такого количества исторических памятников, дошедших до нас еще с древних времен. Путешествуя по Италии, туристы без всяких учебников запросто могут пройти экспресс-курс европейской истории – от Древнего Рима до ХХ века – настолько показательна и самобытна итальянская архитектура.

Как известно, «все дороги ведут в Рим», ведь именно здесь сохранилось больше всего древних построек. Не зря этот город называют «вечным». Одной из главных туристических достопримечательностей был и остается Колизей – свидетель событий более чем двухтысячелетней давности. Здесь проводились гладиаторские бои, публичные казни, спортивные турниры, звериные бои и другие, подчас очень жестокие, зрелища. Также сохранились такие образцы древнеримской архитектуры, как Римский форум и Пантеон.

С приходом христианской эпохи именно Италия стала родиной нового стиля в архитектуре – романского. Ярким примером архитектуры романского стиля являются базилики Сан-Дзено в Вероне, Сант-Амброджо в Милане. Затем во Флоренции, Пизе и других городах Тосканы грузный романский стиль сменяется более возвышенной готикой. Итальянская готика отличается спокойной уравновешенностью и гармоничностью. Ее образцами в церковной архитектуре являются кафедральный собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, Базилика Святого Марка в Венеции. Светские здания, выполненные в готическом стиле – это Палаццо Веккьо во Флоренции, Дворец дожей в Венеции.

Попадая в Венецию сполна ощущаешь расцвет стиля барокко – роскошь и великолепие чувствуются в каждой архитектурной детали. Венецианские архитекторы сделали свой город одним из самых красивых в Италии. Венеция знаменита богато украшенными дворцами и базиликами в стиле барокко. Также здесь находится дворец Палаццо Вендрамин-Калерджи, расписанный художником Джорджоне и служивший домом композитору Вагнеру.

В эпоху возрождения Флоренция поистине была культурной столицей Италии. Здесь жили и работали Леонардо да Винчи, Буонаротти, Джанни Бокаччо, Данте Алигьери. Это центр итальянского Возрождения, поэтому флорентийская архитектура поражает гармонией форм и классическим великолепием.

Не менее известной постройкой древнеримской архитектуры является Римский Форум. Он дошел до наших времен в худшем состоянии, чем Пантеон, но его триумфальные арки, термы и храмы сохранились.
Когда Италия стала христианской страной, то тут было построено великое множество базилик в византийском стиле.
В начале 12 века стали появляться постройки в готическом стиле. К таким сооружениям можно отнести собор Санта Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче. В готическом стиле стали строиться и дворцы знати, например, дворцы Флоренции и Перудже.
В конце 14 века наступила эпоха Возрождения. Основателем этого архитектурного стиля считается Брунеллески, построивший такие шедевры, как церковь Сан Лоренцо, знаменитый дворец Питти и часовню Пацци. Другим известным архитектором Донато Браманте был построен ватиканский собор Св. Петра, являющийся настоящим произведением искусства. Достраивал, кстати, этот собор Рафаэль Санти, а Микеланджело сделал купол.
После эпохи Возрождения пришло время стиля барокко. Этот стиль был основан Лоренцо и отличался роскошью, пышностью и могуществом построек. Здесь использовались различные пилястры, колоннады, скульптуры. Яркий пример такого стиля церковь Сан Карло. До сих пор в Италии можно встретить очень много сооружений стиля барокко, потрясающих воображение.

В Неаполе архитектурными достопримечательностями считаются резиденция монархов Королевства Обеих Сицилий — Королевский дворец, построенный в XVII веке, и Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo) – старейший оперный театр в мире с замечательной акустикой. Неоклассицизм – преобладающий стиль в неапольской архитектуре.
Архитектура Италии – это символ победы над временем, и не только потому, что мы до сих пор можем любоваться древними зданиями, но и потому что в Италии по соседству могут находится здания, у которых сотни лет разницы в возрасте – и это придает Италии особую изюминку.