История создания картины В.М.Васнецова "Богатыри". Кем были три богатыря на самом деле Автор картины 3 богатыря

Виктор Васнецов - это один из самых знаменитых художников дореволюционной России. Его сказочные, фантастические сюжеты известны практически каждому школьнику. Картина Васнецова «Три богатыря» является самой масштабной по размерам, да и по значению, в карьере художника. В ней воплотились могущество, гордость, сила, стать русского народа. Оставаться равнодушным, глядя на данную работу, практически невозможно.

Только вот перед анализом главных образов следует заметить, что очень часто картину называют неправильно. Настоящее название - «Богатыри», а не «Три богатыря», как полагают многие. Хотя сейчас искусствоведы на этом особо не настаивают.

Идея картины

Замысел картины пришел к художнику намного раньше, чем она была написана. Целых тридцать лет первый набросок, совсем сырой еще рисунок, был создан во время пребывания Васнецова в Париже. Как говорил сам живописец, хоть работа и тянулась весьма долго, но все равно его руки буквально тянулись к ней. Написать «Богатырей» было его творческим долгом, долгом перед каждым русским человеком.

Уже в России, в стенах своей любимой мастерской, Васнецов спокойно и кропотливо заканчивал шедевр. Картина Васнецова «Три богатыря» увидела свет в самом конце девятнадцатого столетия. Сразу же после того как Виктор Михайлович закончил ее написание, она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в коллекцию всемирно известной галереи. Очень интересна, а также хорошо запоминается зрителю картина Васнецова «Три богатыря», фото расположено выше.

Критические заметки

Читая критические статьи тех, перед кем картина Васнецова «Три богатыря» предстала впервые, можно заметить, что отзывы о ней только лишь положительного характера. Колорит, замысел, перспектива и реалистичность - все в данной работе вызывает лишь восхищение. Критик В. Стасов писал о том, что ни одно иное полотно так не напитано патриотизмом и духом Руси.

Картина «Три богатыря», Васнецов. Описание

Это самая настоящая ода героизму и любви к своему Отечеству. Главные персонажи картины имеют необычный облик. Перед зрителями предстают древние витязи, те самые былинные герои, о подвигах которых когда-то слагали легенды: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Итак, очень долго готовилась выйти в свет картина «Три богатыря». Васнецов описание свое собственное, теоретическое не оставил. Но зато существует весьма много искусствоведческих анализов к данному шедевру.

Илья Муромец

В центральной части картины верхом на вороном коне восседает сам Муромский богатырь Илья. От этого образа так и веет уверенностью, мощью и силой. Он разительно отличается от двух других богатырей своей умудренностью и спокойствием. Он будто могучий дуб, которому нипочем даже буря.

Одной рукой он заслоняется от солнца, высматривая врага, на предплечье висит тяжелая палица, другой же удерживает копье. И хотя Илья Муромец нарисован в кольчуге, с боевым оружием, все равно ничего опасного и устрашающего в данном образе нет.

Алеша Попович

Правее изображен самый молодой богатырь - Алеша Попович. Смелость его кажется слегка напускной. В нем нет столько силы, как в его товарищах. Но зато насколько красив и благолепен этот воин. Он тоже не боится сечи, а если придется встретить врага, то точно не подведет. Под его седлом рыжая лошадь, к седлу привязаны гусли, наверняка Алеша Попович во время нелегкого и долгого похода развлекает богатырей. Вооружение у него легкое - это лук и колчан со стрелами.

Добрыня Никитич

Ну а третьим, уже на белом коне, предстает перед зрителем Добрыня Никитич. Он отличается от двух иных образов, воплощая знания, культуру русского народа. Он так же силен, как и Илья Муромец, но сила эта в нем потаенная. От него веет осмотрительностью и вдумчивостью поступков.

Тем-то и хороша картина «Три богатыря» Васнецова, что богатырей видишь единомоментно всех вместе. Их образы сливаются в единый дух - дух русской народности. Ракурс, от которого отталкивался художник, очевиден: зритель как бы смотрит на богатырей немного снизу, от земли, именно поэтому картина и выглядит так помпезно и торжественно.

Задний план

Интересна и деталировка картины. Дело в том, что абсолютно все, что предстает перед глазами, когда смотришь на этот шедевр, символично. Не случайно в качестве заднего плана выбраны русское поле и лес, этот одухотворенный пейзаж будто вобрал в себя настроение полотна. Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней и пожелтелую траву. Страшная птица летит подальше по направлению к лесу от места событий. Вся природа будто замерла в ожидании врага. Это же можно почувствовать и в образах главных персонажей. Еще больше к мысли о предстоящей сече подталкивают серые надгробия, что располагаются на этом поле - когда-то здесь уже происходили сражения.

Но только вот страшно не становится от этого мрачного места, ведь на защите рубежей русских стоят три бравых героя, три богатыря.

Интересно, что обычно на Руси в слово «богатырь» вкладывали не только всем известный смысл - защитник, но еще так называли человека набожного, богоугодного. Именно таковыми можно назвать и богатырей Васнецова.

Картина Васнецова «Три богатыря» и сейчас находится в московской Третьяковской галерее, рядом с ней всегда можно увидеть экскурсионные группы, которые подолгу задерживаются, чтобы получше разглядеть всемирно известный шедевр. Полотно В. Васнецова - поистине одно из самых замечательных творений русских художников.

Картина Виктора Васнецова «Богатыри» является самым популярным произведением живописца. Еще она, пожалуй, считается самым известным полотном в русской живописи. Ее репродукции встречаются в рамках на стенах, в иллюстрированных изданиях, в учебниках…


Правда, эта знакомая и понятная с детства каждому из нас картина писалась 27 лет. Началом ее стал карандашный набросок, созданный в 1871 году, а потом художник в 1876 сделал в Париже эскиз. Он завершил писать картину только в 1898 году.

Несколько слов о Васнецове

Отцом художника был священник. Родился Виктор в Вятском крае, тогда в этом месте свято чтили:
  • Народные сказания

  • Старинные обычаи

  • Древние обряды

  • Воображение ребенка было переполнено поэтикой былин, песен и сказок. Когда Васнецов учился в Академии художеств, он с огромным интересом изучал героические былины и историю русского народа. Его первой работой было произведение «Витязь». На нем он изобразил спокойного богатыря, который охранял границу.


    Кроме этого, Васнецову нравилось работать над иллюстрациями к таким сказкам, как «Жар-птица» и «Конек-Горбунок». Эта страсть сделала его звездой живописи. Картины художника воспроизводят сильный национальный дух и передают смысл русской истории.

    Гениальное полотно «Богатыри» было написано в селе Абрамцево, которое находится в Подмосковье. Эту картину в наше время многие называют «Три богатыря».

    Кто на ней изображен?


    На картине можно увидеть могучих и сильных всадников, защищающих Русь — Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича. Мастер писал ее с натурщиков, которые были облачены в кольчуги.

    В роли Добрыни Никитича он соединил портретные образы В.Д. Поленова и отца, а также добавил собственные черты. Простой крестьянин из Владимира позировал в образе Муромца. А вот Алешей Поповичем выступил молодой крестьянин.


    Их образы отлично подобраны и прекрасно передают характеры всадников. На картине можно увидеть и поведение коней. Например, богатырский конь Ильи смотрит перед собой глазом, налившимся кровью. Белый конь хитрого и вежливого Добрыни глядит вдаль, а рыжая лошадь бравого Алеши — пощипывает зеленую травку, смотря в разные стороны.

    Тайный смысл картины

    Васнецов в этом гениальном произведение смог воскресить могучие образы защитников Руси. Изображенные на нем богатыри точно понимают, зачем они прибыли на границу, чьи жизни и покой они охраняют. Их фигуры на конях поднимаются аналогично горам. Художник хотел, чтобы все увидели прошлое русского народа и великое будущее, за которое еще придется бороться.

    История создания картины В.М.Васнецова "Богатыри"

    Над картиной "Богатыри" В.М.Васнецов работал в течение двадцати с лишним лет, с карандашного наброска 1871 года до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. Первый маленький карандашный набросок "Богатырей" (размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной "Богатыри" считается 1881 год (Абрамцево), но все основные черты композиции уже были созданы ранее.

    Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.

    В некоторых былинах говорится о заставах, состоявших из многих богатырей, например в былине "Бой Ильи Муромца с сыном", помещённой в "Альбоме русских народных сказок и былин" (1875). (В этом альбоме Васнецов участвовал как иллюстратор, - он дал рисунки на тему о Жар-птице.) Столь же многочисленная и такая же значительная богатырская застава воспета в одном из вариантов былины "Илья и Сокольник". Рассказывается о двенадцати богатырях также и в былине "Илья Муромец и его", относимой к поздним вариантам былин московского периода. В другой, тоже поздней по происхождению былине, "Илья Муромец и Калин Царь", в заставе, состоявшей из двенадцати богатырей, стояли: Илья, Алёша, Добрыня и Ермак.

    В числе всех этих богатырей выделены сказителями как самые дорогие и любимые Илья, Добрыня и Алёша. Это олицетворение выдающихся качеств русского народа, духовных и физических. Народное творчество во всём возвеличивает своих богатырей, и поэтому в обычном, будничном виде они, конечно, не могли быть представлены. И на картине Васнецова богатыри изображены в богатых доспехах, на празднично убранных конях. Сказители былин одевали таким образом своих любимцев.

    Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно - преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую цитату былинного текста:

    Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая - ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была художником в письме к П.П.Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве: "Картина моя - Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".

    "Не обижают ли кого" - вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. 23 апреля 1898 года в Москве картина была подписана и вскоре приобретена П.М.Третьяковым для галереи.

    (по книге: Н.Моргунов, Н.Моргунова-Рудницкая. Русские художники. Васнецов. - М.: Искусство, 1962)

    Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» — её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках.

    Так кто же они, былинные богатыри?

    В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря.

    Это был крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт.

    Известно, что он приходился родным братом Малуше — матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.

    За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.

    Место рождения Добрыни считается столица древлян — город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении.

    Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве.

    Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!

    После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.

    Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру.

    Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

    Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

    Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

    Алёша Попович

    Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
    Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

    Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

    Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

    По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

    Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
    Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

    Добрыня Никитич

    На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
    Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.
    Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич».

    Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

    Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

    Илья Муромец

    Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
    Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

    То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

    Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.