Символизм образов представленных на картине лопухиной. Легенды и история портрета марии лопухиной

В.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г.

О н а д а в н о п р о ш л а , и н е т у ж е т е х г л а з
И т о й у л ы б к и н е т , ч т о м о л ч а в ы р а ж а л и
С т р а д а н ь е - т е н ь л ю б в и , и м ы с л и - т е н ь п е ч а л и ,
Н о к р а с о т у е ё Б о р о в и к о в с к и й с п а с .
Т а к ч а с т ь д у ш и е е о т н а с н е у л е т е л а ,
И б у д е т э т о т в з г л я д и э т а п р е л е с т ь т е л а
К н е й р а в н о д у ш н о е п о т о м с т в о п р и в л е к а т ь ,
У ч а е г о л ю б и т ь , с т р а д а т ь , п р о щ а т ь , м о л ч а т ь .

Русский поэт Яков Полонский посвятил эти замечательные строки 100 лет спустя после написания портрета Марии Лопухиной художником В.Боровиковским.

Портрет М.И.Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием из всех портретов В.Боровиковского. В нем виден тонкий деликатный рисунок, правильность форм и проникновение в самые глубины душевного мира его героини, выражение не только глубокой задумчивости, но и печали… Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Он сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи. В то же время от всей картины и образа девушки исходит ощущение простоты, как единение человека и природы, без придания модели тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев и драгоценностей – как это было принято тогда в изображении парадных портретов. Свободное белое платье, подвязанное под грудью голубым шарфом, нежно-лилового цвета шаль, у неё не парик, а естественные волосы. Всё лаконично и просто, как это было свойственно новому стилю и направлению в искусстве того времени – конца XVIII века, и этот стиль получил название “сентиментализм”.

Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. В картине всё изображено в согласии, в гармонии всех деталей: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, слегка увядшие розы, непринужденная поза молодой женщины, и исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая.

Художник, рисуя портрет Лопухиной, использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Мария Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Её лицо, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодными и чопорными. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной молодой женщины передан художником с большой душевностью и любовью. Практически никакого жеманства и кокетства в образе Марии, лишь естественность и спокойствие, в её позе прослеживается достоинство, умение держать себя, об этом говорит горделивая осанка, вырабатываемая у девочек с детства. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный, но в то же время открытый смелый взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные линии, мягкие, округлые формы, простое белое платье, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – всё это играет на создание у зрителя прекрасного и незабываемого образа.

Портрет Марии Лопухиной явился одним из самых жизненных и удачных портретов Боровиковского, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое и магнетически-притягательное, и вместе с тем драматическое в ее лице и взгляде. Особенно во взгляде. Боровиковский, в числе некоторых других живописцев (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий) овладел техникой “писать взгляд”, не просто пустые глаза, но со смыслом, с внутренним выражением. Лопухина смотрит на зрителя задумчиво, но и слегка рассеянно, как бы погруженная в свои мысли, в свою душевную жизнь. И чувствуется в ее живом одухотворенном лице, что эта девушка красива не только внешней красотой, но обладает и умом и сердцем. Всё это художник сумел отразить в портрете, он вложил часть своей души в своё произведение. Ко всему можно прибавить, что портрет технически совершенен с точки зрения навыков живописи – Боровиковский владел техникой “лессировочного” письма. То есть, через верхние красочные слои живописи просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма гармонично строятся на сочетании блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона задника, в его нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете пояса, повязанного на талии, и в белом платье Лопухиной. Но это всё детали, хотя и очень важные. Главное, что художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Однако во времена Пушкина портретом Марии Лопухиной пугали молодых девушек, так как она прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после написания портрета умерла от чахотки. Что-то в этом многим виделось мистическое, как будто портрет забрал жизнь молодой женщины. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье. Конец слухам положил меценат Павел Третьяков, который приобрел портрет для своей галереи. С тех пор этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.

Портрет Лопухиной долгое время находился в собрании родственников, он хранился у племянницы Марии – дочери её старшего брата Федора Толстого-”Американца”. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в этом доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Как ему удалось приобрести семейную реликвию, сейчас уже точно не узнать. Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно тогда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Надо сказать, что Павел Третьяков купил сравнительно немного работ Боровиковского, но портрет Лопухиной среди них настоящая жемчужина. Когда посетители Третьяковки приходят в зал Боровиковского, то сразу обращают на него внимание. Портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он побывал всего на двух выставках, да и то в пределах Москвы. Многие зрители приходят в Третьяковку полюбоваться именно портретом Марии Лопухиной. В облике молодой дамы столько обаяния, магнетизм её взгляда притягивает любителей и ценителей живописи. Присутствует в этом портрете и некая загадка, тайна, которую до конца невозможно постичь.

ХУДОЖНИК

Владимиру Боровиковскому на момент создания портрета Лопухиной было 40 лет. Он зрелый человек, признанный мастер, автор множества портретов и икон. Мало того, в 1795-м году он получил звание академика живописи, и буквально загружен столичными заказами. В 1797-м году художник также получил заказ на портреты императорской семьи, тот год был для него очень знаменательным. Он уже жил в Петербурге несколько лет, куда приехал в 1788-м году из Миргорода. В Миргороде Боровиковский не только постигал основы иконописи, но и успел послужить в армии, выйдя в отставку поручиком. Наличие офицерского чина впоследствии заметно облегчило ему общение с чопорными петербуржцами. Кроме прочего, происхождение художника было достаточного высокого уровня, он являлся дворянином – вместе со своим родом был внесен в дворянскую родословную книгу Екатеринославской губернии.

В Петербурге Боровиковскому покровительствовал один из образованнейших людей того времени – архитектор, поэт и музыкант Николай Александрович Львов. Сам хороший рисовальщик и гравер, Львов оказал заметное влияние на становление молодого живописца, ввел его в круг петербургских деятелей искусства.

Благодаря ему Владимир Лукич познакомился с Дмитрием Левицким, бывшим к тому времени признанным портретистом. Боровиковский несомненно пользовался советами Левицкого, а в своих ранних работах даже ему подражал. Но до начала 90-х годов основным направлением творчества Боровиковского была иконопись, благо Львов помогал ему получать выгодные заказы по участию в оформлении новых церквей, которых тогда строилось немало.

В начале девяностых годов Владимир Лукич написал тридцать семь икон для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке, но местонахождение их неизвестно. По свидетельству современников, при их исполнении мастер отошел от традиционного иконописного стиля и писал образа в манере, близкой к светской живописи.

Осенью 1795 года художнику было присвоено звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. С этого времени портретная живопись окончательно заняла главное место в его творчестве. Благодаря Боровиковскому, мы можем любоваться не только портретами членов императорской фамилии и высших сановников России, но и увидеть многих представителей литературы и искусства XVIII века. К 1797 году он уже зарекомендовал себя достаточно популярным художником и получил заказ на портреты дочерей императора Павла Первого, а потом и императрицы Марии Федоровны, позже писал и самого императора.

И вот, в этом знаменательном для него 1797 году художник получил заказ на создание портрета Марии Лопухиной от ее мужа – видимо, сразу после свадьбы Степан Авраамович Лопухин захотел сделать своей молодой жене хороший подарок.

Портрет художника В.Л.Боровиковского Ивана Бугаевского-Благодатного

Марии 18 лет, она совершенно юная особа и хороша собой. Конечно, художника чрезвычайно пленил её облик, он не смог остаться равнодушным созерцателем. Эта молодая женщина таила в себе столько нежности, поэзии, чистоты и красоты человеческого чувства, и вместе с тем, печали и как бы предчувствие трагедии. И трагедия случилась – Мария через три года после написания портрета скоропостижно умерла от чахотки, в то время это была неизлечимая болезнь. Скорее всего, что, позируя художнику, она уже страдала какими-то начальными признаками заболевания, и он знал и видел это. Известно по свидетельствам современников, что Боровиковский очень переживал в связи с её болезнью. А как художник, он просто не мог не поддаться магии и очарованию её образа. В картине ощущается мотив цветов – как символ цветущего, молодого возраста героини. Ведь она сама словно распустившееся нежное растение и здесь ощущается художественное чутье автора. Боровиковский явно был ею пленен, когда писал этот портрет. Чувствуется, что художник вложил часть своей души в это произведение. Но и часть своей печали.

Создается впечатление, что художник писал портрет где-нибудь в парке. На самом деле это декоративный фон, как и все другие работы Боровиковского написанные на пейзажных фонах. Такова была традиция создания портрета эпохи Сентиментализма конца ХVIII века. Обычно фон и прочие детали дорисовывались к образу позже – как правило, позирующий давал художнику не более двух-трех сеансов, и это происходило либо в доме хозяина или хозяйки, либо в мастерской. Если в случае рисования портрета Лопухиной, сеанс происходил в мастерской художника, то конечно, невольно создавался некий интим, может быть, именно поэтому в портрете, в лице девушки и во всем ее облике отражено столько чувства и притягательности. Но доподлинно неизвестно, где именно происходили сеансы, сколько их было, и о чем в это время беседовали художник и его модель. Никаких свидетельств этому не осталось.

Личная жизнь самого художника не сложилась, он не создал семью. Вероятнее всего потому, что он был талантливым живописцем, всего себя вкладывал в работу, постоянно находился в напряженном духовном поиске. Писал не только светские картины, но выполнял и многочисленные заказы на иконы и иконостасы провинциальных и столичных церквей.

В последующие годы Боровиковский ушел в мистицизм, в 1802 году вступил в масонскую ложу “Умирающий сфинкс”, в которой уже состояли его друзья художники. Уже в поздние свои годы, в 1819-24 годах, он вступил в секту баронессы Екатерины Федоровны Татариновой – “Союз братства”. Эта было религиозное, мистическое сообщество. Такая жизнь требовала полной духовной, да и физической отдачи. Члены секты читали церковные книги, пели духовные псалмы. И затем их общение заканчивалось так называемым радением, или ликованием. То есть, когда люди, мужчины и женщины, одевшись в белые просторные одежды, начинали исполнять обрядовые танцы – они кружились, и произносил так называемые пророчества.

Сохранились записки художника, в частности, и относящиеся к тому времени. Он вел дневник, где ежедневно описывал свое нахождение в этой секте Татариновой. И упоминал, чьи портреты церковных деятелей писал, какие религиозные произведения создал…

Линии его творчества – религиозная и светская – две его ипостаси, они неразрывны. Из записок видно, что, на первых порах, находясь в секте, он почувствовал какое-то единение людей, которые также пытались в сомнениях и духовных исканиях найти для себя единство с Богом, с религией. И он пытался найти себя в этом по-своему – путем поисков новых религиозных образов. Но со временем художник, видимо, испытал разочарование, находясь в этой секте, даже в его записках это прозвучало. Боровиковский так писал об этом: “Всё мне кажется чуждо: одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного ныне ко мне искреннего. И я ни одного не усматриваю, которому бы хотел подражать”. Это явное свидетельство его горького разочарования и страдания – в том обществе, куда он попал, он не нашел ни истинной веры, ни искренности, ни настоящего дружеского участия. Выйти из этой секты было непросто, существовали какие-то свои законы, свои обстоятельства. Но вскоре секта Татариновой была запрещена и закрыта. И к 1824 году практически все члены выбыли из неё.

Последний год после ухода из секты и фактически последний год своей жизни Боровиковский занимался светской живописью, но также работал над двумя образами для Свято-Антониевской церкви Харьковского университета. Они остались незавершенными: видимо, он уже плохо себя чувствовал, был болен. В работе над этими двумя иконами помогал его ученик Алексей Гаврилович Венецианов, прославленный затем русский художник. Эти иконы не сохранились до настоящего времени, а возможно, и сохранились, но местонахождение их не обнаружено на сегодняшний день.

Боровиковским было написано несколько прекрасных портретов деятелей Русской православной церкви. Мастер много работал над оформлением интерьера Казанского собора в Петербурге, выполнив шесть образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов.

Существует практически один известный портрет самого художника – портрет работы его ученика Бугаевского-Благодарного, небольшой по размерам. Видно, что Боровиковский был чисто внешне симпатичным человеком, с очень приятным, мягким, добрым взглядом. Человеком, который находится в духовных поисках.

Жизнь прекрасного художника Владимира Лукича Боровиковского оборвалась 4 апреля 1825 года. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга.

Картины Боровиковского хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Эрмитаже, в Киевском музее русского искусства, и во многих российских музеях. А также за рубежом – в Лувре, в Париже, в Гамбурге, в частных художественных коллекциях.

ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Мария Лопухина (1779-1803) – представительница графского рода Толстых, сестра известного авантюриста и дуэлянта Федора Ивановича Толстого, жена егермейстера С.А.Лопухина. Она была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Отец Марии служил в Семеновском полку, прошел путь от сержанта до бригадира и генерал-майора. И, кроме того, был известен как предводитель Кологривского дворянства. У Марии Ивановны были четыре сестры: Вера, Анна, Александра и Екатерина, а также два брата – Федор и Петр. Но самой, пожалуй, одиозной фигурой этой семьи был Федор Толстой, старший брат Марии, по прозвищу “Американец”, прославившийся своими дуэлями и приключениями. С кем только он не стрелялся! Даже пытался с Пушкиным. Но поэт тогда проделал знаменитый трюк, стал кушать черешню и выплевывать косточки – мол, занят, не до дуэли мне сейчас. Этот эпизод был положен в основу сюжета повести Пушкина “Выстрел”.

Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого, по сути, ничем не примечательного офицера. Однако Лопухины были представители выдающихся русских дворянских фамилий, людьми очень известными. В том же году, вскоре после свадьбы, портрет Марии был заказан её супругом художнику В.Боровиковскому. Тот уже был очень популярным и модным живописцем, и, видимо, Лопухин обратился к нему не просто, не случайно.

Марии едва исполнилось 18 лет. Согласно традициям того времени, брак был сосватанным, и современники отзывались об этом браке, как о несчастливом для обеих сторон. Муж был старше жены на 10 лет, это не так уж много, но, видимо, этот брак был неравным и в эмоциональном плане, в плане чувств, как это часто случалось в сосватанных браках, и ожидать особенной любви от столь юной девушки мужу не приходилось. Прожить вместе им суждено было очень мало. Брак был бездетным. И недолгим – молодая жена через три года скончалась от чахотки. А, возможно, не только от чахотки, а от отсутствия любви, о которой мечтала, как и каждая девушка её возраста.

Так что судьба Марии Лопухиной была несчастливой. Супруг похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Это нынешний музей и Центр Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Через несколько лет после ее смерти её супруг также умер и был захоронен в этой усыпальнице рядом с ней. В его скорой смерти таится некая загадка – может быть, он так сильно любил Марию, что не смог более жить без неё.

Такова вкратце жизнь и судьба Марии Лопухиной. Но если вдаваться глубже в историю не только этой прелестной девушки, но и её семьи, откроются удивительные и интереснейшие вещи. Открывается не только трагедия короткой жизни Марии, но и судьбы других, близких к ней людей.

Все четыре сестры Марии благополучно вышли замуж за достойных людей, образовали свои семьи. Так что, несмотря на бездетный брак Марии, род Лопухиных продолжился в потомках. Самая известная семейная история связана с личностью и с судьбой старшего брата Марии – Федора-”Американца”. В 1803-м году он отправился вместе с Крузенштерном в кругосветное путешествие, в качестве волонтера, по своей доброй воле, по своей просьбе. Но во время плаванья Федор зарекомендовал себя очень недисциплинированным гостем корабля, и за неоднократные проступки и слишком вольное поведение он был высажен на берег русской колонии. Прожив там некоторое время, Федор Толстой посетил Алеутские острова, где вынужден был жить среди диких местных племен. А затем сухим путем вернулся в Россию, после чего получил прозвище “Американец”. Это был харизматичный и очень авантюрный человек, смелый и отчаянный. Кроме того, после своих многочисленных дуэлей Федор Толстой был лишен офицерского чина и разжалован в солдаты. Но во время Отечественной войны 1812-го года он храбро сражался в качестве ратника в ополчении и восстановил свой офицерский чин.

Несмотря на авантюрность характера и любовь к “вольной жизни”, Федор Толстой был большим любителем словесности, литературы, искусства, и водил дружбу со многими русскими писателями и поэтами. В частности, с Батюшковым, с Пушкиным, с дядей Пушкина Василием Львовичем, с Баратынским, с Вяземским, с Грибоедовым. Грибоедов увековечил его образ в своей бессмертной комедии “Горе от ума” следующими словами: “Но голова у нас, какой в России нету, Не надо называть, узнаешь по портрету: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, Вернулся алеутом, И крепко на руку нечист”. Из чего исходил своей последней фразой Грибоедов, теперь неизвестно. Но поэту было виднее.

Сестра же Федора – Мария Ивановна Лопухина – представительница древнего рода Толстых, давшего России много государственных деятелей, осталась известна исключительно благодаря прекрасному портрету Боровиковского. Возможно, продлись её жизнь дольше, она оставила бы миру и потомкам другие интересные и значительные воспоминания.

Образу Марии Лопухиной очень созвучно стихотворение Лермонтова, обращенное не к ней, но такое близкое её облику и её несчастливой судьбе.

О к р у ж и с ч а с т и е м д у ш у д о с т о й н у ю ,
Д а й е й с о п у т н и к о в , п о л н ы х в н и м а н и я ,
М о л о д о с т ь с в е т л у ю , с т а р о с т ь п о к о й н у ю ,
С е р д ц у н е з л о б н о м у м и р у п о в а н и я …

Владимир Ильич Боровиковский - Портрет Марии Лопухиной, 1797

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.


Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной - егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери наделил знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом Павлом Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Владимир Боровиковский - Портрет Марии Лопухиной
Фильм из серии "Третьяковская галерея. История одного шедевра"

Поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский - это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком.

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно полюбоваться в стенах известной Третьяковской галереи.

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Но не всегда судьба русской женщины была безоблачна. И примером тому служит Мария Ивановна Лопухина, которая была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. К тому времени он уже вышел в отставку. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного посвятившего ей свои строки. "…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…".

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Очень много полотен написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны - не первое и не последнее его творение, но случилось так, что именно эта картина стала самой знаменитой и прославленной. Перед этим полотном замирают абсолютно все. В ее образ всматриваются люди любого возраста. Есть в ней что-то особенное.

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой - удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной - склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Нежная и живая красота этой женщины также угаснет, закончится, прерванная неумолимой смертью. А стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут еще многие годы звучать, воспевая нетленную красоту и изящность русской красавицы. И это удивительное свойство спасать красоту - одна из важнейших и трогательных черт творчества Владимира Лукича.

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.


Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Марии Ивановны Лопухиной
Холст, масло. 72x53,5 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Портрет М. И. Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием В. Л. Боровиковского. Можно, пожалуй, даже оценить его как высшее достижение сентиментализма в русской живописи. Присущие этому направлению культ естественности, нежных чувств, стремление слиться с природой выражены здесь с особой полнотой.

В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, непринужденная поза молодой женщины, простое платье, свободно облегающее ее стан, и, конечно, исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая, присущая русским женщинам. Столь же эмоциональна и прозрачна и живописная техника Боровиковского. Кисть легко касается холста, окутывая все воздушной дымкой, тонкие текучие слои краски, тем не менее, с большой пластичностью формируют объемы, распределение переходящих один в другой цветов подчиняется элегическому музыкальному ритму.

Приобретен П. М. Третьяковым между 1885-1890 годами.

История русского искусства знает произведения, которые являются как бы поворотными вехами в развитии нашей портретной живописи. К числу таких этапных произведений принадлежит портрет М. И. Лопухиной, написанный Боровиковским в 1797 году.

Подобно тому, как мастера парадного портрета окружали своих персонажей атрибутами, свидетельствующими об их звании и общественном значении, и Боровиковский окружил Лопухину изображениями предметов, помогающих раскрыть ее образ. Такое совпадение в приеме не должно удивлять нас: ведь Боровиковский и сам был выдающимся мастером репрезентативного портрета. Но в данном случае, в портрете Лопухиной, «околичности» призваны играть совершенно новую, дотоле не свойственную им роль–выявлять не социальную значимость и общественное положение портретируемого лица, а глубоко интимные стороны его характера.

Окружением фигуры Лопухиной служит пейзаж, и основной темой портрета становится слияние человека с природой. Для эстетики конца XVIII века эта тема особенно характерна. Правда, в ее решении еще много условного – сельская природа, изображенная Боровиковским, воспринимается как декоративный усадебный парк (Лопухина к тому же опирается на мраморный парапет). Но как не отметить, что внимание художника чуть ли не впервые в русском искусстве привлекают здесь типические особенности национального русского пейзажа – белые стволы берез, васильки, золотистые колосья ржи. Национальный тип подчеркнут и в лице Лопухиной. Боровиковский приближается в этом портрете к образному воплощению русского идеала женской красоты, каким он сложился в конце XVIII века под влиянием идей сентиментализма.

Лопухина одета в простое белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. Скромность ее наряда как бы противостоит декоративной пышности парадных портретов. На плечи Лопухиной наброшена шаль. Наклон фигуры ритмически повторяется в линиях пейзажа; этим приемом художник снова подчеркивает мысль о единстве природы и человека. Лирическая настроенность портрета выражена и в его колорите, легком и воздушном, построенном на приглушенном звучании белых, сиреневых, серебристых и нежнозеленых тонов, пронизанных голубоватыми рефлексами.

Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был нов и характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Боровиковский не только создал здесь тип, характерный для русской культуры 1790-х годов и овеянный поэтической женственностью, но и сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи.

Мысль художника проникает в самые глубины душевного мира его героини. Нельзя не привести здесь стихотворения, которое поэт Я. Полонский посвятил этому портрету:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В портрете Лопухиной Боровиковскому удалось то, чего не достигли его литературные современники – ни Карамзин в своей «Бедной Лизе», ни поэты карамзинского круга: Боровиковский нашел художественные средства для правдивого выражения эмоциональной жизни человека.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность - голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями - Н.Д.), жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина . Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-... копия (14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям - спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной, но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем, и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников - это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками - струящиеся ткани.
Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский
иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma... otvet.mail.ru/question/188590503 18.03.16копия (14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи... sochinenietut.ru/сочинения/... копия (14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь - «полу», всё здесь - контрасты и противоречия,

незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,

полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» ( копия (14.05.2017)).

Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает

мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»

розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,

несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в

удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками

меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая

дымчатый колорит с поразительной грацией цвета - искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна - нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается

За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в

пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом, кроме этого для них портрет являлся воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

«Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом, и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.