Исследовательская работа "Во всех нарядах ты, природа, хороша!". New © дубаўлянская сярэдняя школа

Текущая страница: 2 (всего у книги 4 страниц)

«Порой, среди забот и жизненного шума…»


Порой, среди забот и жизненного шума,
Внезапно набежит мучительная дума
И гонит образ твой из горестной души.

Но только лишь один останусь я в тиши
И суетного дня минует гул тревожный,
Смиряется во мне волненье жизни ложной,
Душа, как озеро, прозрачна и сквозна,
И взор я погрузить в нее могу до дна;

Спокойно мыслию, ничем не возмутимой,
Твой отражаю лик желанный и любимый
И ясно вижу глубь, где, как блестящий клад,
Любви моей к тебе сокровища лежат.

1857

«Не Божиим громом горе ударило…»


Не Божиим громом горе ударило,
Не тяжелой скалой навалилося;
Собиралось оно малыми тучками,
Затянули тучки небо ясное,
Посеяло горе мелким дождичком,
Мелким дождичком осенним.

А и сеет оно давным-давно,
И сечет оно без умолку,
Без умолку, без устали,
Без конца сечет, без отдыха;

Проняло насквозь добра молодца,
Проняло дрожью холодною,
Лихорадкою, лихоманкою,
Сном-дремотою, зевотою.

– Уже полно, горе, дуб ломать по пруткам,
Щипати по листикам!
А и бывало же другим счастьице:
Налетало горе вихрем-бурею,
Ворочало горе дубы с корнем вон!

1857

«Ой, честь ли то молодцу лен прясти?..»


Ой, честь ли то молодцу лен прясти?
А и хвала ли боярину кичку носить?
Воеводе по воду ходить?
Гусляру-певуну во приказе сидеть?
Во приказе сидеть, потолок коптить?
Ой, коня б ему! гусли б звонкие!
Ой, в луга б ему, во зеленый бор!
Через реченьку да в темный сад,
Где соловушка на черемушке
Целу ноченьку напролет поет!

1857

«Ты неведомое, незнамое…»


Ты неведомое, незнамое,
Без виду, без образа,
Без имени-прозвища!
Полно гнуть меня ко сырой земле,
Донимать меня, добра молодца!

Как с утра-то встану здоровёшенек,
Здоровёшенек, кажись, гору сдвинул бы,
А к полудню уже руки опущаются,
Ноги словно ко земле приросли.

А подходит оно без оклика,
Меж хотенья и дела втирается,
Говорит: «Не спеши, добрый молодец,
Еще много впереди времени!»

И субботу называет пятницей,
Фомину неделю светлым праздником.
Я пущуся ли в путь-дороженьку,
Ан оно повело проселками,
На полпути корчмой выросло;

Я за дело примусь, ан оно мухою
Перед носом снует, извивается;
А потом тебе же насмехается:
«Ой, удал, силен, добрый молодец!

Еще много ли на боку полёжано?
Силы-удали понакоплено?
Отговорок-то понахожено?

А и много ли богатырских дел,
На печи сидючи, понадумано?
Вахлаками других поругано?
Себе спину почёсано?»

1857

«Он водил по струнам; упадали…»


Он водил по струнам; упадали
Волоса на безумные очи,
Звуки скрыпки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи.

В них рассказ убедительно-лживый
Развивал невозможную повесть,
И змеиного цвета отливы
Соблазняли и мучили совесть;

И в туманных волнах рисовались
Берега позабытой отчизны,
Неземные слова раздавались
И манили назад с укоризной,

И так билося сердце тревожно,
Так ему становилось понятно
Все блаженство, что было возможно
И потеряно так невозвратно,

И к себе беспощадная бездна
Свою жертву, казалось, тянула,
А стезею лазурной и звездной
Уж полнеба луна обогнула;

Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала,
Беглым пламенем синяя жженка
Музыканта лицо освещала…

Начало 1857

«Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали…»


Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали,
Красуяся, идет нарядная весна:
Порою входит так в дом скорби и печали
В цветах красавица, надменна и пышна.

Как праздничный мне лик весны теперь несносен!
Как грустен без тебя дерев зеленых вид!
И мыслю я: когда ж на них повеет осень
И, сыпля желтый лист, нас вновь соединит!

Весна 1857

«Деревцо мое миндальное…»


Деревцо мое миндальное
Все цветами убирается,
В сердце думушка печальная
Поневоле зарождается:

Деревцом цветы обронятся,
И созреет плод непрошеный,
И зеленое наклонится
До земли под горькой ношею!

1857 или 1858

«Мой строгий друг, имей терпенье…»


Мой строгий друг, имей терпенье
И не брани меня так зло;
Не вдруг приходит вдохновенье,
Земное бремя тяжело;

Простора нет орлиным взмахам;
Как Этны темное жерло,
Моя душа покрыта прахом.
Но в глубине уж смутный шум,
И кратер делается тесен.

Для раскалившихся в нем дум,
Для разгорающихся песен.

Пожди еще, и грянет гром,
И заклубится дым кудрявый,
И пламя, вырвавшись снопом,
Польется вниз звенящей лавой.

1857 или 1858

«Двух станов не боец, но только гость случайный…»


Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

1858

«Как селянин, когда грозят…»


Как селянин, когда грозят
Войны тяжелые удары,
В дремучий лес несет свой клад
От нападенья и пожара,
И там во мрачной тишине
Глубоко в землю зарывает,
И на чешуйчатой сосне
Свой знак с заклятьем зарубает,
Так ты, певец, в лихие дни,
Во дни гоненья рокового,
Под темной речью хорони
Свое пророческое слово.

1858

«Запад гаснет в дали бледно-розовой…»


Запад гаснет в дали бледно-розовой,
Звезды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще березовой,
И травою запахло душистою.

Знаю, что к тебе в думушку вкралося,
Знаю сердца немолчные жалобы,
Не хочу я, чтоб ты притворялася
И к улыбке себя принуждала бы!

Твое сердце болит безотрадное,
В нем не светит звезда ни единая -
Плачь свободно, моя ненаглядная,
Пока песня звучит соловьиная,

Соловьиная песня унылая,
Что как жалоба катится слезная,
Плачь, душа моя, плачь, моя милая,
Тебя небо лишь слушает звездное!

1858

«Ты почто, злая кручинушка…»


Ты почто, злая кручинушка,
Не вконец извела меня, бедную,
Разорвала лишь душу надвое?
Не сойтися утру с вечером,
Не ужиться двум добрым молодцам;

Из-за меня они ссорятся,
А и оба меня корят, бранят.
Уж как станет меня брат корить:
«Ты почто пошла за боярина?
Напросилась в родню неровную?

Отщепенница, переметчица,
От своей родни отступница!»
«Государь ты мой, милый братец мой,
Я в родню к ним не напрашивалась,
И ты сам меня уговаривал,
Снаряжал меня, выдавал меня!»
Уж как станет меня муж корить:
«Из какого ты роду-племени?
Еще много ли за тобой приданого?

Еще чем меня опоила ты,
Приговорщица, приворотница,
Меня с нашими разлучница?»

«Государь ты мой, господин ты мой,
Я тебя не приворачивала,
И ты взял меня вольной волею,
А приданого за мной немного есть,
И всего-то сердце покорное,
Голова тебе, сударь, поклонная!»

Перекинулся хмель через реченьку,
С одного дуба на другой дуб,
И качается меж обоими,
Над быстрой водой зеленеючи,
Злой кручинушки не знаючи,
Оба дерева обнимаючи.

1858

«Рассевается, расступается…»


Рассевается, расступается
Грусть под думами под могучими,
В душу темную пробивается
Словно солнышко между тучами!

Ой ли, молодец? Не расступится,
Не рассеется ночь осенняя,
Скоро сведаешь, чем искупится
Непоказанный миг веселия!

Прикачнулася, привалилася
К сердцу сызнова грусть обычная,
И головушка вновь склонилася,
Бесталанная, горемычная…

1858

«Что ни день, как поломя со влагой…»


Что ни день, как поломя со влагой,
Так унынье борется с отвагой,
Жизнь бежит то круто, то отлого,
Вьется вдаль неровною дорогой,
От беспечной удали к заботам
Переходит пестрым переплетом,
Думы ткут то в солнце, то в тумане
Золотой узор на темной ткани.

1858

«Звонче жаворонка пенье…»


Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,

И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.

1858

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»


Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

1858

«Источник за вишневым садом…»


Источник за вишневым садом,
Следы голых девичьих ног.
И тут же оттиснулся рядом
Гвоздями подбитый сапог.

Все тихо на месте их встречи,
Но чует ревниво мой ум
И шепот, и страстные речи,
И ведер расплесканных шум…

1858

«О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая…»


О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая,
Пригнутая к земле, как тополь молодая;
Поблекла свежая ветвей твоих краса,
И листья кроет пыль и дольная роса.

О, долго ль быть тебе печальной и согнутой?
Смотри, пришла весна, твои не крепки путы,
Воспрянь и подымись трепещущим столбом,
Вершиною шумя в эфире голубом!

1858

«В совести искал я долго обвиненья…»


В совести искал я долго обвиненья,
Горестное сердце вопрошал довольно -
Чисты мои мысли, чисты побужденья,
А на свете жить мне тяжело и больно.

Каждый звук случайный я ловлю пытливо,
Песня ли раздастся на селе далеком,
Ветер ли всколышет золотую ниву -
Каждый звук неясным мне звучит упреком.

Залегло глубоко смутное сомненье,
И душа собою вечно недовольна:
Нет ей приговора, нет ей примиренья,
И на свете жить мне тяжело и больно!

Согласить я силюсь, что несогласимо,
Но напрасно разум бьется и хлопочет,
Горестная чаша не проходит мимо,
Ни к устам зовущим низойти не хочет!

1858

«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»


Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно,
Все, что не ты, – так суетно и ложно,
Все, что не ты, – бесцветно и мертво.

Без повода и права негодуя,
Уж не кипит бунтующая кровь,
Но с пошлой жизнью слиться не могу я,
Моя любовь, о друг, и не ревнуя,
Осталась та же прежняя любовь.

Так от высот нахмуренной природы,
С нависших скал сорвавшийся поток
Из царства туч, грозы и непогоды
В простор степей выносит те же воды
И вдаль течет, спокоен и глубок.

1858

«Когда природа вся трепещет и сияет…»


Когда природа вся трепещет и сияет,
Когда ее цвета ярки и горячи,
Душа бездейственно в пространстве утопает
И в неге врозь ее расходятся лучи.

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,
Когда и воздух сер, и тесен кругозор,
Не развлекаюсь я смиренною природой,
И немощен ее на жизнь мою напор.

Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,
Сосредоточен я живу в себе самом,
И сжатая мечта зовет толпы видений,
Как зажигательным рождая их стеклом.

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей чернеющей дорогой;
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;

Но дале я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй,
И на душе легко, и сладостно, и странно,
И тихо все кругом, и под моей ногой
Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

1858

«Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом…»


Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом,
Ряд жизней мысленно отыскивать иных
И, путь свершая мой, с улыбкой мимоходом
Смотрю на прах забот и горестей земных.

Зачем же сердце так сжимается невольно,
Когда твой встречу взор, и так тебя мне жаль,
И каждая твоя мгновенная печаль
В душе моей звучит так долго и так больно?

1858

«Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»


Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса;
Меж черных туч приветно засияла
Лазури полоса.

Еще дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой,
О не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.

1858

«Змея, что по скалам влечешь свои извивы…»


Змея, что по скалам влечешь свои извивы
И между трав скользишь, обманывая взор,
Помедли, дай списать чешуйчатый узор:
Хочу для девы я холодной и красивой
Счеканить по тебе причудливый убор.

Пускай, когда она, скользя зарей вечерней,
К сопернику тайком счастливому пойдет,
Пускай блестит, как ты, и в золоте и в черни,
И пестрый твой в траве напоминает ход!

1858

«Ты жертва жизненных тревог…»


Ты жертва жизненных тревог,
И нет в тебе сопротивленья,
Ты, как оторванный листок,
Плывешь без воли по теченью;

Ты как на жниве сизый дым:
Откуда ветер ни повеет,
Он только стелется пред ним
И к облакам бежать не смеет;

Ты словно яблони цветы,
Когда их снег покрыл тяжелый:
Стряхнуть тоску не можешь ты,
И жизнь тебя погнула долу;

Ты как лощинка в вешний день:
Когда весь мир благоухает,
Соседних гор ложится тень
И ей одной цвести мешает;

И как с вершин бежит в нее
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твое
Стекает горе отовсюду!

1858

«Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…»


Бывают дни, когда злой дух меня тревожит
И шепчет на ухо неясные слова,
И к небу вознестись душа моя не может,
И отягченная склоняется глава.

И он, не ведая ни радости, ни веры,
В меня вдыхает злость – к кому, не знаю сам -
И лживым зеркалом могучие размеры
Лукаво придает ничтожным мелочам.

В кругу моих друзей со мной сидит он рядом,
Веселость им у нас надолго отнята,
И сердце он мое напитывает ядом
И речи горькие влагает мне в уста.

И все, что есть во мне порочного и злого,
Клубится и растет все гуще и мрачней
И застилает тьмой сиянье дня родного,
И неба синеву, и золото полей,
В пустыню грустную и в ночь преобразуя
Все то, что я люблю, чем верю и живу я.

1858

«С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко…»


С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко,
В тревожном полусне когда забудусь я,
Светлей моей души недремлющее око
И близость явственней духовная твоя.

Сестра моей души! С улыбкою участья
Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,
И я, исполненный мучительного счастья,
Любящий чую взор в тревожном полусне.

О, если в этот час ты также им объята,
Мы думою, скажи, проникнуты ль одной?
И видится ль тебе туманный образ брата,
С улыбкой грустною склоненный над тобой?

1858

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»


Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре,
О, не грусти, ты все мне дорога,
Но я любить могу лишь на просторе,
Мою любовь, широкую как море,

Вместить не могут жизни берега.
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.
И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной
И говорят, качаяся, цветы.
И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще, неволя недолга -
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

1858

«Я вас узнал, святые убежденья…»


Я вас узнал, святые убежденья,
Вы спутники моих минувших дней,
Когда, за беглой не гоняясь тенью,
И думал я и чувствовал верней,
И юною душою ясно видел
Всё, что любил, и всё, что ненавидел!

Средь мира лжи, средь мира мне чужого,
Не навсегда моя остыла кровь;
Пришла пора, и вы воскресли снова,
Мой прежний гнев и прежняя любовь!
Рассеялся туман и, слава богу,
Я выхожу на старую дорогу!

По-прежнему сияет правды сила,
Ее сомненья боле не затмят;
Неровный круг планета совершила
И к солнцу снова катится назад,
Зима прошла, природа зеленеет,
Луга цветут, весной душистой веет!

1858

«О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…»


О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище
Среди миров иных;
Помедли здесь со мной, на этом пепелище
Твоих надежд земных!
От праха отрешась, не удержать полета
В неведомую даль!
Кто будет в той стране, о друг, твоя забота
И кто твоя печаль?
В тревоге бытия, в безбрежном колыханье
Без цели и следа,
Кто в жизни будет мне и радость, и дыханье,
И яркая звезда?
Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной
Единое звено,
И выше восходить в сиянье правды вечной
Нам врозь не суждено!

1858

Мадонна Рафаэля


Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Ее земною красоту.

А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.

1858

«Дробится, и плещет, и брызжет волна…»


Дробится, и плещет, и брызжет волна
Мне в очи соленою влагой;
Недвижно на камне сижу я – полна
Душа безотчетной отвагой.

Валы за валами, прибой и отбой,
И пена их гребни покрыла;
О море, кого же мне вызвать на бой,
Изведать воскресшие силы?

Почуяло сердце, что жизнь хороша,
Вы, волны, размыкали горе,
От грома и плеска проснулась душа,
Сродни ей шумящее море!

1858

«Не пенится море, не плещет волна…»


Не пенится море, не плещет волна,
Деревья листами не двинут,
На глади прозрачной царит тишина,
Как в зеркале мир опрокинут.

Сижу я на камне, висят облака
Недвижные в синем просторе;
Душа безмятежна, душа глубока,
Сродни ей спокойное море.

1858

«Не брани меня, мой друг…»


Не брани меня, мой друг,
Гнев твой выразится худо,
Он мне только нежит слух,
Я слова ловить лишь буду,
Как они польются вдруг,
Так посыпятся, что чудо, -
Точно падает жемчуг
На серебряное блюдо!

1858

«Я задремал, главу понуря…»


Я задремал, главу понуря,
И прежних сил не узнаю:
Дохни, Господь, живящей бурей
На душу сонную мою.

Как глас упрека, надо мною
Свой гром призывный прокати,
И выжги ржавчину покоя,
И прах бездействия смети.

Да вспряну я, тобой подъятый,
И, вняв карающим словам,
Как камень от удара млата,
Огонь таившийся издам!

1858

«Горними тихо летела душа небесами…»


Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы;
Слезы, в пространство от них упадая звездами,
Светлой и длинной вилися за ней вереницей.

Встречные тихо ее вопрошали светила:
«Что ты грустна? и о чем эти слезы во взоре?»
Им отвечала она: «Я земли не забыла,
Много оставила там я страданья и горя.

Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,
Праведных души не знают ни скорби, ни злобы -
О, отпусти меня снова, Создатель, на землю,
Было б о ком пожалеть и утешить кого бы!»

1858

«Ты клонишь лик, о нем упоминая…»


Ты клонишь лик, о нем упоминая,
И до чела твоя восходит кровь, -
Не верь себе! Сама того не зная,
Ты любишь в нем лишь первую любовь;

Ты не его в нем видишь совершенства
И не собой привлечь тебя он мог -
Лишь тайных дум, мучений и блаженства
Он для тебя отысканный предлог;

То лишь обман неопытного взора,
То жизни луч из сердца ярко бьет
И золотит, лаская без разбора,
Все, что к нему случайно подойдет.

1858

«Вырастает дума, словно дерево…»


Вырастает дума, словно дерево.
Вроет в сердце корни глубокие,
По поднебесью ветвями раскинется,
Задрожит, зашумит тучей листиев.

Сердце знает ту думу крепкую,
Что оно взрастило, взлелеяло,
Разум сможет ту думу окинути,
Сможет слово ту думу высказать.

А какая то другая думушка,
Что ни высказать, ни вымерить,
Ни обнять умом, ни окинути?
Промелькнет она без образа,

Вспыхнет дальнею зарницею,
Озарит на миг душу темную,
Много вспомнится забытого,
Много смутного, непонятного
В миг тот ясно сердцу скажется;

А рванешься за ней, погонишься -
Только очи ее и видели,
Только сердце ее и чуяло!

Не поймать на лету ветра буйного,
Тень от облака летучего
Не прибить гвоздем ко сырой земле.

1858

«Тебя так любят все! Один твой тихий вид…»


Тебя так любят все! Один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье.
В душе твоей звучит какой-то приговор;
Зачем твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Все кажется тебе стяжанием неправым?

«Хорошо, братцы, тому на свете жить…»


Хорошо, братцы, тому на свете жить,
У кого в голове добра не много есть,
А сидит там одно-одинешенько,
А и сидит оно крепко-накрепко,
Словно гвоздь обухом вколоченный.

И глядит уж он на свое добро,
Все глядит на него, не спуская глаз,
И не смотрит по сторонушкам,
А знай прет вперед, напролом идет,
Давит встречного-поперечного.

А беда тому, братцы, на свете жить,
Кому Бог дал очи зоркие,
Кому видеть дал во все стороны,
И те очи у него разбегаются;
И кажись, хорошо, а лучше есть,
А и худо, кажись, не без доброго!

И дойдет он до распутьица,
Не одну видит в поле дороженьку,
И он станет, призадумается,
И пойдет вперед, воротится,
Начинает идти сызнова,
А дорогою-то засмотрится
На луга, на леса зеленые,
Залюбуется на божьи цветики
И заслушается вольных пташечек.

И все люди его корят, бранят:
«Ишь идет, мол, озирается!
Ишь стоит, мол, призадумался!
Ему б мерить всё да взвешивать,
На все боки бы поворачивать!

Не бывать ему воеводою.
Не бывать ему посадником,
Думным дьяком не бывать ему,
Ни торговым делом не правити!»

1858

«Кабы знала я, кабы ведала…»


Кабы знала я, кабы ведала,
Не смотрела бы из окошечка
Я на молодца разудалого,
Как он ехал по нашей улице,
Набекрень заломивши мурмолку,
Как лихого коня буланого,
Звонконогого, долгогривого,
Супротив окон на дыбы вздымал!

Кабы знала я, кабы ведала,
Для него бы я не рядилася,
С золотой каймой ленту алую
В косу длинную не вплетала бы,
Рано до свету не вставала бы,
За околицу не спешила бы,
В росе ноженьки не мочила бы,
На проселок тот не глядела бы,
Не проедет ли тем проселком он,
На руке держа пестра сокола!

Кабы знала я, кабы ведала,
Не сидела бы поздно вечером,
Пригорюнившись, на завалине,
На завалине, близ колодезя,
Поджидаючи да гадаючи,
Не придет ли он, ненаглядный мой,
Напоить коня студеной водой!

«Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?», вспоминаются мне строки Державина, когда я читаю стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет…». Это стихотворение было написано в 1858 году, когда талант поэта достиг расцвета. В нем отражена одна из «вечных» тем – тема природы. Обычные для нас, на первый взгляд, строки говорят нам об очень сильной любви поэта ко «всему живому». С детских лет он горячо любил природу и воспринимал её всем сердцем. Многие русские поэты писали о природе, но особенность изображения природы А.К. Толстым, я думаю, в том, что он, рисуя природу, передаёт чувства и настроения своей души. В этом произведении поэт показывает, как тонко он ощущает красоту родных мест, как лирический герой стихотворения реагирует на настроение природы, как внутренний мир лирического героя и окружающего мира отражены друг в друге:

Когда природа вся трепещет и сияет,

Когда цвета её ярки и горячи,

Душа бездейственно в пространстве утопает,

И в неге врозь её расходятся лучи.

Я думаю, в этом ему помогают очень умело подобранные эпитеты и олицетворения, которые одушевляют природу. Она «трепещет» от восторга, как и душа лирического героя, который ощущает себя частью окружающего мира. Преобладание гласных [о], создаёт ощущение свободы и лёгкости: кгд, вс, c и[йа]e т, цвет, [йа]рки, гp чи и др.

Толстой передаёт читателю личные эмоции, то, как его настроение, вдохновение зависимы от природы:

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,

Когда и воздух сер и тесен кругозор,

Не развлекаюсь я смиренною природой,

…………….

Сосредоточен я живу в себе самом.

«Скромный день», как описывает его автор, ничем больше не завлекает лирического героя. Но ведь и в тихом осеннем дне есть что-то прекрасное! Его «трезвый ум» и сердце полны вдохновения, «зажигательное» стекло окна «рождает толпы видений», он сосредоточен и погружён в себя. Несмотря на простоту использованных эпитетов (скромный день, трезвый ум), поэту очень точно удаётся передать чувства лирического героя и особенность обычного осеннего дня. И, как мне кажется, эту особенность способен заметить только человек, который по-настоящему любит свою родину и её природу.

А. К. Толстой, помимо сочинительства, испытывал ещё и страсть к охоте. Этим, видимо, и объясняется употребление слова «винтовка» в начале второй строфы.

Лирический герой, полный вдохновения, отправляется на «свидание» с природой родных мест, дабы, на мой взгляд, дать волю мечте и видениям:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом…

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд, на мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий…

Серое небо, характерное для этой поры года, чернеющая вдали дорога, куча скирд, сломанный забор… Вся эта картина кажется нам холодной, безжизненной и тусклой. Но за каждой простой деталью скрывается яркая картинка, живой звук, запахи осени. И тогда эпитеты рождаются в моём воображении сами собой: свежие зеленые озимые поля, терпкий запах скирд, студёный пруд и живой ручеёк.

Минуя поля, дома, мельницу и крутые холма, он входит в ближний лес:

Там покрасневший клён,

Ещё зелёный дуб и жёлтые берёзы

Печально на меня свои стряхают слёзы…

Метафора «слёзы», я думаю, символизирует грусть, тоску природы об уходящем тепле и завершении жизненного цикла в природе. И здесь прослеживается автобиографичность лирического героя и автора, так как любимой порой года Толстого была весна. Но такое место – рай для полёта мысли и мечтательности. И, как сказал А.С. Пушкин: «Дни поздней осени бранят обыкновенно,// Но мне она мила, читатель дорогой,// Красою тихою, блистающей смиренно». И лирический герой понимает, что в этой картине есть что-то дивное и умиротворённое, где « мысли между тем слагаются в созвучья, свободные слова теснятся в мерный строй, и на душе легко, и сладостно, и странно». И снова этот приём преобладания гласных и в использованных эпитетах, создаёт ощущение лёгкости души и свободы мысли.

Благодаря умелому использованию таких тропов, как метафоры, эпитеты, олицетворения, поэту удаётся очень точно передать все краски и звуки природы, а также состояние лирического героя:

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно…

Эти последние строки очень похожи между собой со строками из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

И кажется, что для Толстого, как и для Пушкина, осень – это неисчерпаемая тема для творчества и вдохновения. Ведь увидеть тонкую красоту поздней, колеблющейся между жизнью и смертью, осени, способны лишь настоящие поэты-романтики.

Я люблю поэзию А. К. Толстого. И это произведение мне очень понравилось и вызвало во мне массу чувств и эмоций. От внутреннего ликования и до лёгкой грусти.

Многие стихи А.К. Толстого были положены на музыку. Прочитав стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…», я понимаю, что это вполне оправдано. И мне остаётся только согласиться с Чайковским, который считал, что А.К. Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку. Это один из самых любимых для меня поэтов.

Алексей Константинович Толстой - талантливый Поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес незабываемый и значительный вклад в русскую литературу. На его стихотворениях воспитаны множество поколений, их читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его стихи, стали народными, пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Алексей Константинович с раннего детства рос в имении матери, в окружении чарующей, богатой природы Брянского края, что позднее отразилось на его творчестве.

Описание событий в романах и других произведениях А. К. Толстого многожанрово. На первом этапе это была проза, которая плавно и очень успешно перешла в лирику.

Все лирические произведения написаны легким, ясным языком, понятным даже детям. Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же, в свою очередь, давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова.

Когда природа вся трепещет и сияет,Когда ее цвета ярки и горячи,Душа бездейственно в пространстве утопаетИ в неге врозь ее расходятся лучи.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Отзыв о поэзии А. К. Толстого уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    Подростков волнуют проблемы становления личности. 12–13 лет - трудный возраст. Уже не дети, но ещё и не взрослые. Кто я? Что собой представляю? Каким могу быть? Правильно ли я себя веду? Назидания и советы мало эффективны. Помочь может книга, как бы высокопарно это ни звучало. Поэтому большое внимание в 6-м классе я стараюсь уделить теме детства, взаимоотношениям внутри семьи, между детьми. Программа помогает: в ней и отрывки из «Детства» Толстого,
    Песня "Кораблик детства ".Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель. Место работы: МБДОУ детский сад №4 "Сказка " комбинированного вида г. Сельцо Данная песня рассчитана для детей средних, старших, подготовительных групп детского сада и для учеников начальной школы. Песня "Кораблик детства " может быть использована на праздниках, развлечениях, отчетных концертах, в самостоятельной деятельности, на прогулке, в играх. Песня может сопровождать танец или игру на детских музыкальных инструментах. Песня
    Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества - нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является "диалектика души", которая определилась уже в первых произведениях ("Детство", "Отрочество", "Юность") и развилась в его романах ("Анна Каренина", "Воскресение",
    Эпилог Часть вторая Глава I Рассуждения автора об изучении историками жизни человека. Глава II О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям. Глава III Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц. Глава IV Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли масс. Противоречия историков по вопросу власти. Глава V Рассуждения автора о том, что жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей и что власть исторических
    Составил Виктор Федоринов Разгадав ключевые слова и заменив размещённые в криптограмме числа буквами, вы прочтёте замечательные слова Л. Толстого. Ключевые слова: 1. 10 1 7 1 10 8 - повесть Л. Толстого. 2. 2 8 16 22 10 14 3 - русский писатель и издатель, автор «Биографии Льва Николаевича Толстого» в четырёх томах. 3. 23 4 14 5 20 - рассказ, написанный писателем за два дня, напечатанный издательством «Посредник» в 1906 году. 4. 5
    И в этот весенний день князь Андрей был тоже дубом. Из ученического сочинения Строчки, взятые как эпиграф, конечно же, вызывают улыбку. Но в них заключена полная правда о роли пейзажа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". В этот весенний день его сиятельство Андрей Николаевич Болконский действительно был дубом. Если сказать иначе: дуб был князем. И ничего обидного для дуба в этом нет. Герои "Войны и мира" сплошь и рядом сравниваются с
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Зубрицкий Павел10 «А» класс

Отзыв о стихотворении А.К.Толстого

«Когда природа вся трепещет и сияет»

Алексей Константинович Толстой - российский поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес значительный вклад в развитие русской литературы. Стихи поэта читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его произведения, стали народными, а пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…» с уверенностью можно отнести к одним из лучших.

Произведение строится как бы на сравнении двух пор года: весны и осени. В начале стихотворения автор показывает нам, как легко восхищаться природой, когда она «трепещет и сияет», вдохновляться ею, когда вокруг столько ярких цветов и красок. И действительно, не зря А.К.Толстой проводит в начале произведения параллель между лучами солнца и чувствами человека. Ведь, согласитесь, настроение становится гораздо лучше, когда на улице стоит хорошая погода и светит яркое весеннее солнце.

Однако в то же время тяжело радоваться жизни осенней порой, когда «и воздух сер, и тесен кругозор». Действительно, большинство людей видят в осени только плохое. Эти же чувства прослеживаются и в творчестве большинства поэтов. Взять то же стихотворение А.Фета «Осень», где поэт называет «дни беззвучной осени и хладной» сумрачными и грустными...

Но в этом и заключается главная особенность творчества А.К.Толстого: в умении показать всю прелесть природы в любой период. Осень заставляет поэта задуматься о вдохновении, погрузиться в процесс творческого поиска («мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений, сосредоточен я живу в себе самом…»).

Лирический герой произведения выходит из дома, направляясь в лес. По дороге он замечает «и пруд, и мельницу, и дикий косогор, и кучу скирд, и сломанный забор». Он входит в лес и видит «покрасневший клен, еще зеленый дуб и желтые березы». Казалось бы, все это навевает тоску, печаль и грусть. Но, вопреки ожиданиям, герой, наоборот, чувствует легкость, а на душе у него «так сладостно и странно». Тишина осеннего леса завораживает героя, приводит его мысли в порядок, успокаивает («свободные слова теснятся в мерный строй»). И не зря при написании этого произведения А.К.Толстой использовал ямб. Ведь он позволяет так точно и тонко передать все чувства и эмоции лирического героя. Также активно используются сравнения, метафоры, многосоюзие. Активно употребляются слова в переносном значении. Однако среди такого многообразия художественных средств выделяются эпитеты, которые играют большую роль в описании состояния природы и лирического героя («скромный, тихий день», и «чернеющая дорога», и «покрасневший клен», и «полунагие сучья», и «дикий косогор»).

Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же в свою очередь давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова. Я считаю, что в этом отношении нам нужно брать пример с великого поэта, ведь от любви к своей природе начинается любовь к свой Родине. Проблема патриотического воспитания всегда являлась одной из важнейших в стране, а в наше время она стоит особенно остро. Поэтому я считаю необходимым включение произведений А.К.Толстого в список школьной программы.