Европейская музыка XIX века. Урок мхк на тему шедевры музыкального искусства эпохи романтизма Композиторы первой половины 19 века в европе

В музыке XIX в. проявилось существование множества направлений: от романтизма до импрессионизма.

Франц Шуберт (1797-1828) прожил недолгую жизнь, широчай­шую известность он приобрел уже после смерти.

Многие годы Шуберт прожил в Вене, так и не найдя в столице Австрии широкого признания. Вокруг Шуберта сложился круг друзей, поддерживавших его и высоко ценивших его замечательные песни и баллады. Всю краткую жизнь композитора заполнило творчество и общение с близкими ему по духу людьми.

Основой своего творчества Шуберт сделал песню, он расширил круг ее образов и настроений, насытил поэтическим содержанием. Песенные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» глубоко и взволнованно передают душевное состояние: надежды, мечту, любовь. Обращение к песне и балладе - это черта именно музы­кального романтизма.

Роберта Шумана (1810-1856) много объединяло с Генрихом Гейне. Любимым инструментом Шумана было фортепиано, для которого он написал свои лучшие сочинения. Шуман создал новый жанр - программный цикл фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал»). Его сочинениям присущ романтический порыв и страстность. В наследии Шумана также симфонии, хоровые произ­ведения и вокальные опусы. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов-романтиков своего вре­мени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств.

Рихард Вагнер (1813-1883) был не только гениальным компо­зитором, но и талантливым драматургом, он сам создавал либретто для своих опер. Вагнер считал, что в опере литературный текст и музыка должны составлять неразрывное целое, музыкальную драму. В сочинениях Вагнера характеристикой героев и их переживаний, а также явлений природы становятся лейтмотивы - повторяющи­еся короткие мелодии. Хотя этот прием существовал и до Вагнера, но именно его композитор делает основой всего музыкального развития. Содержанием опер Вагнера стали легенды Средневековья (к ним же часто обращались и литераторы-романтики). Но часто легенда становилась иносказанием, повествуя о судьбе художника во враждебном ему мире. Сам образ композитора был символом романтического бунтарства.

Ярчайшим представителем французского романтизма был Гек-тор Берлиоз (1803-1869). В его жизни был и громкий успех, и забвение, и посмертная мировая слава. Живя в Париже, Берлиоз встречается с самыми замечательными художниками XIX в.: Гюго, Бальзаком, переживает самые громкие политические события. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного сим­фонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтиче­ского героя. Творчество композитора вызвало противоречивую оценку современников. Берлиоз был не только компози- тором, но и блестящим дирижером, который знакомил европейских слушате­лей с современной музыкой.

В конце XIX в. возникают необычные художественные течения в искусстве в целом, появляются они и в музыке. Многие компо­зиторы искали новые средства художественного выражения. Обыч­но новые направления возникли сначала в литературе или в изобразительном искусстве и затем уже преломлялись в музыке. Именно так произошло с импрессионизмом.

Первым представителем этого направления в музыкальном ис­кусстве стал Клод Дебюсси (1862-1918). Огромное влияние на композитора оказали как художники-импрессионисты, так и поэ­ты-символисты. Музыка Дебюсси связана как с поэзией, так и с живописью. Дебюсси создал оригинальный музыкальный стиль, которому свойственны особая поэтичность, взволнованность и уточненность.

Звуковые образы Дебюсси рождают в воображении ароматы и краски, в его музыку входят настроения и чувства, рожденные впечатлениями, как это было у художников-импрессионистов.

Морис Равель (1875-1937) продолжил новое направление, от­крытое Дебюсси. Для музыки Равеля характерно оригинальное восприятие мира, любовь не только к французской, но и испанской музыке.

Имя Равеля тесно связано с музыкальным импрессионизмом, но в его творчестве ярче представлены веяния приближающегося XX века.

Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Самые известные композиторы мира

Список композиторов в алфавитном порядке

N Композитор Национальность Направление Год
1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки".
Вторая опера - эпическая "Руслан и Людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."

Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как "Могучая кучка". В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов

Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в "Могучую кучку". Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях - операх "Борис Годунов" и "Хованщина" запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все - и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми - жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: "Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной."

Цитата о М.П.Мусоргском: "Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский" Н.К.Рерих

Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением "друзей" Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

4. Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки", с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Композитор вёл активную жизни - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:
"Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать."
"Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом - из разнообразия в единстве."
"Большой талант требует большого трудолюбия."

Цитата о композиторе: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков - талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору "Могучей кучки", который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк - при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей - Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: "Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима". Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.



6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 - 1915)


Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке - как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. "Поэма экстаза", состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в "Поэме экстаза" колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) - чтобы они... ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать... Иду сказать им, что горевать - не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."

Цитата о А.Н.Скрябине: "Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим". Г. В. Плеханов

7. Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943)


Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, - и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение - поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.
В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последнии сочинения - Симфония № 3 (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:
"Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире."
"Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность."
"Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, - главная жизненная цель композитора.... По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран."

Цитата о С.В.Рахманинове:
"Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото - в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека." И.Гофман
"Музыка Рахманинова - это Океан. Его волны - музыкальные - начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают... что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание." А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.


8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)


Игорь Фёдорович Стравинский - один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным - серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский - космополит, вынуждено сменив несколько стран - Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода - "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского - "Реквием" (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта - "неповторяемость", недаром его называли "композитором тысячи одного стиля", постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета - каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе"

Цитата о И.Ф.Стравинском: "Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного... " Д.Шостакович

Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
- Вы не родственник композитора? - спросил он у шофера.
- Разве есть композитор с такой фамилией? - удивился шофер. - Впервые слышу. Впрочем, Стравинский - фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой - моя фамилия Россини...


9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)


Сергей Сергеевич Прокофьев - один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и "свободное" творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой - он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам - острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в "формализме" и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева:
"Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…"
"Я - проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному"

Цитата о С.С.Прокофьеве: "... все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им "девятерные" шахматы - доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом - так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник - "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был "домашним" композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: "Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи."

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX в.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
УРОК № 2
Тема: Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тип: комбинированный.
Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы, научить охарактеризовать творческое наследие европейских композиторов, классифицировать основные жанры музыки, анализировать музыкальное творчество, оценить вклад мастеров в мировое музыкальное наследие; развивать умение анализировать произведения музыкального искусства, выделить главное, обосновать свою точку зрения, формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, увлеченность произведениями мастеров искусств.
Жанр (форма): урок-путешествие
Оборудование: Видео ряд: портреты композиторов (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ф. Шопена, Ф. Листа); раздаточный материал («План анализа музыкального произведения», один на парту). Музыкальный ряд: Фрагменты музыкальных произведений композиторов «Неоконченная симфония». Ф.Шуберт. Фортепианный цикл «Карнавал». Р. Шуман. Фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Фрагмент Сонаты си-бемоль минор. Ф.Шопен. Фрагмент из «Венгерской рапсодии №2». Ф.Лист.
Художественное название урока: Искусством зажигать сердца!

Эпиграф: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»
О. Уайльд

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Создание видеопрезентаций «Романтизм в художественной культуре Европы 19 века».

III. Актуализация опорных знаний.
Опрос.
- Какие художественно-стилевые направления музыкального искусства вам известны?
- Какое направление было ведущим в европейском музыкальном искусстве конце 13 =17\*Roman 14XVII15 - начале 13 =19\*Roman 14XIX15?
- Что является характерным для музыки эпохи классицизма?
- Что стало основанием для возникновения романтизма в музыкальном искусстве?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам Европы. Мы посетим Вену - центр европейской музыкальной культуры, Германию, Австрию, Венгрию, Францию, познакомимся с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы. В ходе нашего урока попытаемся создать портреты выдающихся личностей композиторов-романтиков, представителей оперного.

V. Изложение нового учебного материала.

1. Рассказ учителя.
Я предлагаю вам продолжить наше виртуальное путешествие «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма», проследив историю развития художественных направлений в европейской музыкальной культуре. Путешествуя, мы найдем интересующую нас информацию, посвященную художественному направлению европейской музыкальной культуры конца 13 =18\*Roman 14XVIII15 начала XIX века – романтизму.
Романтизм - направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX в., возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры - как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (183050-е гг.) творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Внимание к чувствам приводит к смене жанров господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

2. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
(Демонстрация портретов композиторов, о которых говорится в выступлениях учащихся.)
Группа 1 «Представители композиторов-романтиков»
Жизненный и творческий путь Р. Шумана.
Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, один из ярких представителей романтического искусства XIX в.
Произведения Шумана связаны с традициями немецкой музыкальной классики, одновременно в историю музыки он вошел как смелый новатор. Значительная часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического и «портретного» жанров, которые взаимосвязаны и создают сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором калейдоскопом проходят сценки, танцы, маски, женские образы, музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близкими к «Карнавалу» являются циклы «Бабочки» и «Танцы Давидсбюндлеров». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, концерт для фортепиано с оркестром и др. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» (1848) и др.
Шуман внес значительный вклад в области музыкальной критики. Пропагандируя творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.
(Слушание музыки – фрагмент из фортепианного цикла «Карнавал». Р. Шуман. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта.
Переходным этапом от классицистической к романтической музыке считают творчество австрийского композитора Франца Шуберта (нем. Franz Peter Schubert; 1797-1828). За свою короткую жизнь Ф. Шуберт создал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Но при жизни композитор получил признание только как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры на длительное время забыли.
Инструментальная музыка Ф. Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая и Девятая симфонии композитора. Песенное дарование Ф. Шуберта отразилось во всех сферах его творчества, а также в фортепианной музыке. Значительную часть его наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры). Музыку Франца Шуберта слушатели любят за простоту, искренность, эмоциональность.
В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления способствовало изменению системы музыкальных жанров. В отличие от композиторов-классицистов (которые отдавали предпочтение таким жанрам, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт), композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, с помощью которой выражали сокровенные чувства и движения. души. Получили развитие песня и романс, особое место в музыке заняла любовная лирика.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковали очень широко. Программой могло служить название произведения, которое указывало на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыкой иллюстрировали произведение литературы или живописи, иногда композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и выражал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом реализовывали популярную в романтизме идею синтеза искусств - литературы, живописи и музыки.
Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередко встречаются фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего мира человека.
(Слушание музыки – фрагмент из «Неоконченной симфонии». Ф.Шуберт. Анализ произведения по предложенному плану.)
3. Рассказ учителя
Рихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель XIX в., представитель последнего периода развития музыкального романтизма. В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра и создатель музыкальной драмы, значительно отличается от традиционной оперы. По его мнению, в опере необходимо было резко уменьшить роль виртуозных вокальных партий и внешних эффектов в пользу инструментально-симфонического состава. Таким образом, в операх Вагнера, особенно - последних, сценическое действие появилось перед звучанием симфонического оркестра. Его оперы по сути является грандиозными программными вокально-симфоническими произведениями с драматическим сюжетом. «...Р. Вагнер как композитор является создателем замечательных и поэтических картин, создателем моментов прекрасной изобразительной музыки, в его драматично музыкальных произведениях, и в этом его главная сила», - писал Н. Римский-Корсаков. Новаторское мышление, борьба за свои реформаторские идеи в оперном жанре преподносят значение творчества Вагнера до бетховенского уровня. Хотя при жизни композитора его новаторство вызвало бурные споры. Творческие идеи Вагнера сталкивали его сторонников с противниками, которые даже выражали сомнение в его композиторском таланте. Рихард Вагнер родился в Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора. С ранних лет Рихард увлекался литературой, много читал и в 14 лет под влиянием трагедий Шекспира написал собственное литературное произведение - трагедию «Лейбальд и Аделаида». Первое незабываемое музыкальное впечатление Вагнер получил от музыки Л. Бетховена к драме «Эгмонт» в 1821 году (в то время его семья снова жила в Лейпциге). Это послужило толчком к активным занятиям музыкой, в частности - композицией. Уже через несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» Гете. На протяжении жизни Рихард Вагнер часто менял место жительства, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там были написаны его первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве. Вагнер горячо отстаивал немецкие национальные традиции в музыке. В своем творчестве он использовал мифологические сюжеты, пытался совместить музыку с языком народных легенд. Оперные произведения Вагнера отличаются гармоничным соединением музыки, слова и театрального действия, основанные на принципе непрерывного развития музыки (так называемая «бесконечная мелодия») и системе лейтмотивов. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Кроме опер - основного жанра его творчества - Вагнер является автором симфоний, увертюр, хоровых, инструментальных и вокальных произведений.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Анализ произведения по предложенному плану.)
4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 2. «Представители оперного искусства»
Жизненный и творческий путь Дж. Верди.
Джузеппе Верди родился в 1813 году в деревне близ небольшого итальянского городка Буссето. Его отец занимался торговлей и был большим поклонником музыки. Джузеппе начал заниматься музыкой под руководством местного органиста и композитора Фердинандо Провези, который вскоре убедился в блестящих способностях ученика и предсказывал ему выдающееся будущее.
Желанное поступление в Миланскую консерватории обернулось горьким разочарованием - его не приняли на обучение из-за «отсутствия музыкальных способностей» (кстати, впоследствии эта консерватория соревновалась за право носить имя Джузеппе Верди). Юноша начал брать частные уроки у композитора Винченцо Лавинья и получил благодаря ему возможность бесплатно посещать спектакли в знаменитом театре «Ла Скала». Однажды, во время репетиции оратории Гайдна отсутствовали дирижер и концертмейстер. По просьбе руководителя филармонического общества Верди согласился заменить их обоих, и успешно это сделал. Этот случай привлек внимание к молодому музыканту. Верди начал писать музыку на заказ и, наконец, дождался долгожданного - заказ на оперу «Оберто», которая впоследствии была поставлена на сцене с большим успехом.
По-разному складывались судьбы следующих опер Верди - были и «провалы», и невероятное восхищение публики. Однако, в большинстве случаев его удивительно мелодичная, выразительная и драматургически совершенная музыка имела ошеломляющий успех. Часто уже на следующий день после премьеры мелодии из опер Верди люди напевали прямо на улицах... Когда композитор на 88-м году ушел из жизни, в Италии был объявлен национальный траур.
Джузеппе Верди написал 26 опер, ни одна из которых не повторяет другую ни мелодическими темами, ни художественными образами, ни сюжетными линиями. Его шедевры, такие как «Трубадур», «Отелло», «Травиата», «Аида», «Риголетто», ласкают слух настоящих любителей музыки и до настоящего времени не сходят со сцен оперных театров всего мира. Кроме оперных произведений в творчестве Верди принадлежат Реквием, кантата «Гимн наций», хоровые, вокальные, вокально-симфонические и инструментальные произведения.
В основу оперы «Риголетто» положен сюжет драмы французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется». В опере действие перенесено из Франции в Италию, а одного из главных героев драмы - короля Франциска I заменил герцог Мантуанский. Характеризуя этого персонажа средствами музыки, Верди осветил и заострил такие его черты, как бездушие, жажду развлечений и удовольствий низких инстинктов, властолюбие и отсутствие благородства. Причем это воплощение зла проявляется не в привычном для искусства образе жестокости и варварства, а в демонстрации легкомысленного и бездумного отношения к жизни. Композитор использует гротескный прием, характеризуя герцога легкой, внешне привлекательной песенно-танцевальной мелодией. «Песенка может быть произведением искусства в той же степени, что и великий оперный финал, если в песенке есть искренний настрой», - писал Джузеппе Верди.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ж. Бизе
Главная сфера творчества Жоржа Бизе - оперы. Среди шести оперных произведений композитора «Кармен», благодаря глубине воплощения жизненных образов, силе драматургической выразительности и яркости музыкально-сценических характеристик, признана вершиной реалистической оперы XIX века. «Кармен - вся снаружи, вся жизнь, вся свет без теней, без недомолвок», - писал французский писатель Ромен Роллан.
Жорж Бизе родился в 1838 году близ Парижа в семье музыкантов и получил при рождении громкие имена Александр Цезарь Леопольд в честь всемирно известных полководцев. Однако в семье его называли Жоржем. С этим именем он и вошел в историю мировой музыки.
В четыре года мальчик уже знал ноты, а в десять - учился в Парижской консерватории. Когда Жоржу исполнилось 19 лет, он был удостоен Большой Римской премии за достижения в исполнительстве и композиции. Вне стен консерватории Бизе брал уроки композиции у Шарля Гуно, с которым они стали настоящими друзьями.
Об особых успехах Жоржа Бизе в фортепианном исполнительстве выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз написал так: «Бизе отлично читает партитуры... Его пианистический талант настолько большой..., что его не могут остановить никакие трудности». Карьера пианиста открывала перед Жоржем Бизе значительные перспективы, однако он отказался от нее в пользу творчества. Среди произведений Бизе, как уже отмечалось, 6 опер, а также 3 оперетты, музыка к драме А. Доде «Арлезианка», кантаты, симфония-кантата «Васко да Гама», симфонии, произведения для фортепиано, более 40 романсов, песни, дуэты, обработки народных песен.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Анализ произведения по предложенному плану.)

5. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 3. «Композиторы-романтики»
Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.
Фридерик Франсуа Шопен (польск. Fryderyk Chopin, иногда Szopen; 22.02.1810 - 17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой, с 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.
Начало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось, 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлены прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.
Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками. Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципам «от мала до велика»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до порывов ярости.
Особый вклад в музыкальное искусство Шопен привнес своими оригинальными вальсами, мазурками и полонезами - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.
Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодии, гармонии, ритму) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.
Ему принадлежат более 12 ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений, Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.
К творчеству Шопена относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми-минор и фа-минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк).
(Слушание музыки - фрагмент сонаты си-минор («шопеновской») Ф. Шопена. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ф. Листа.
Франц Лист (Втор. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22.10.1811-31.07.1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, родился в селе Доборьян вблизи города Шопрон в Венгрии. Участие отца в музыкальном формировании сына было случайным: Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. С 1821 года Лист играл в Вене мастерство игры на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика бесплатно. Теории Листа учил Антонио Сальери.
В 1823 г. Лист едет в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. На протяжении 1835-1848 годов продолжается период жизни музыканта, за которым закрепилось название «годы странствий». 1837 году Лист едет в Италию, посещает Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Ференц Лист приезжал в Российскую империю трижды. Во время путешествия 1847 года он дал концерты во многих украинских городах.
Во время гастролей в Киеве, в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которой продлится всею его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятил свои симфонические поэмы. 1848году. Лист и Каролина поселяются в Веймаре.
В 1865г. композитор принимает малый постриг и звание аббата, в 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки.
Один из величайших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы, Ф. Лист был знаменитым исполнителем, известным в Европе, благодаря своему феноменальному пианизму и непревзойденному умению организовывать зрелищные концертные программы.
Фортепианный стиль Ф. Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальных возможностей для воспроизведения оркестровых звучаний демократизации фортепианного исполнительства - выведение его из сферы камерности и салона в большой концертный зал. Из популярных произведений Листа - ноктюрны, 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «трансцендентных этюдов» и три цикла небольших пьес, названные «Годы странствий». Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых - скорее цыганские, чем венгерские напевы) впоследствии были оркестрованы.
В последние годы жизни творчество Ф. Листа претерпело значительные изменения - он создал особый, аскетичный и лаконичный стиль, свободный от романтических преувеличений, опередив выразительные средства музыки XX века.
Деятельность Ф. Листа заняла главное место в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
(Слушание музыки - фрагмент «Грез любви» Ф. Листа. Анализ произведения по предложенному плану.)
VI. Актуализация приобретенных знаний.
Блиц опрос.
Эпоха романтизма была представлена такими композиторами как:
а) И. Гайдн; б) В.А. Моцарт; в) Ф. Шуберт.
Композиторы-романтики в своем творчестве отдавали предпочтение таким жанрам как:
а) сюита; б) фортепианная миниатюра; в) концерт.
Реформатор оперного искусства:
а) Р. Вагнер; б) Дж. Верди; в) Ж. Бизе.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Заканчивается наш урок в удивительный мир «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма». Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души. Выразив свое отношение к выдающимся личностям музыкального искусства эпохи романтизма.
Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:
«Благо, даруемое нам искусством, не в том,
чему мы у него научаемся, а в том,
какими мы благодаря ему становимся.»
О.Уайльд

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной деятельности станет панно, выполненное в технике коллаж «Романтизм в музыке».

VIII. Домашнее задание.
Создание видеопрезентации «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма» (работа в группах).

13PAGE 141315

Роберт Шуман

Франц Шуберт

Рихард Вагнер

Джузеппе Верди

Жорж Бизе

Фридерик Шопен

Франц Лист