Эдуард Борисович Абдуллин: биография. Э
Выпускник музыкального факультета МПГУ. Советский и российский музыковед, методолог. Доктор педагогических наук, профессор. Аспирант и докторант композитора и педагога Д.Б. Кабалевского. Советник Секретаря (руководителя) Общественной палаты Российской Федерации. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, член Нью-Йоркской академии наук, член Союза композиторов России, председатель диссертационного совета Д212.154.13.
Абдуллин Эдуард Борисович – один из первых выпускников будущего музыкального факультета Московского педагогического университета имени В.И. Ленина (1964). Был рекомендован кафедрой хорового пения и дирижирования в очную целевую аспирантуру университета и принят в нее. В этом же году призван на службу в армию и стал хормейстером и дирижером Ансамбля песни и пляски Московского военного округа, руководимого народным артистом РСФСР, полковником С.И. Баблоевым. В этом ансамбле функционировал единственный в мире симфонический оркестр, в основном состоящий из выпускников Московской консерватории и Института имени Гнесиных. Этим оркестром Э.Б. Абдуллину довелось дирижировать, в том числе «Поэмой об Украине» А. Александрова. Оркестровые партитуры для многих исполняемых произведений сочинял рядовой, будущий автор песни «День победы» Давид Тухманов.
После службы в армии Абдуллин возвращается на учебу в аспирантуру и одновременно создает в подмосковном Подольске детскую хоровую студию «Мелодия», которая через несколько лет становится лауреатом всесоюзного фестиваля искусств,участником Всемирной конференции по музыкальному образованию, записывает на пластинки более 50-и песен на фирме «Мелодия» для школьных занятий детей музыкой, выступает с концертами в Домском соборе в Риге, в главном Киевском храме в Киеве, в соборе Павла и Петра в городе Кутна Гора и в оперном театре в городе Чаславе (Чехия).
После защиты кандидатской диссертации под руководством Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллин становится ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры пения и хорового дирижирования МПГИ.
С 1974 по 1981 годы принимает активное участие в создании новой программы по музыке для общеобразовательной школы под руководством Д.Б. Кабалевского, возглавившего лабораторию музыки НИИ школ МП РСФСР, становится зам. заведующего, ответственным за опытно-экспериментальную работу по программе.
Начиная с 1977 по 1981 год ведет телевизионные передачи «Учителю урок музыки» по всесоюзному четвертому каналу.
После окончания докторантуры в МПГИ Э.Б. Абдуллин защищает докторскую диссертацию в 1990 году, и в этом же году по указанию ректора института В.Л. Матросова создает и возглавляет до последнего времени первую в стране кафедру Методологии и методики преподавания музыки (сейчас Кафедра методологии и музыкально-педагогических технологий МПГУ).
Э.Б.Абдуллин автор научной школы «Методология педагогики музыкального образования», под его руководством защищено шесть докторских и двадцать пять кандидатских диссертаций. Автор более ста научных работ, в том числе монографии, учебники, статьи в ВАКовских отечественных и зарубежных изданиях. Лауреат Премии Правительства России в области образования, Член Союза композиторов России (отделение музыковедения).
Э.Б. Абдуллин – заведующий единственной в мире (с 2013 года) кафедры ЮНЕСКО при МПГУ «Музыкальное искусство и образование на протяжение жизни». При его содействии созданы: при кафедре – журнал ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» (гл. редактор проф. Е.В. Николаева) и Научно-методический центр «Психология искусства в образовании» (рук. проф. А.В. Торопова); возрождена на Российском уровне созданная и возглавляемая долгие годы Д.Б. Кабалевским Российская общенациональная секция ИСМЕ (Международное общество по музыкальному образованию) РОСИСМЕ, возглавляемая в настоящее время А.В. Тороповой; возглавляет Учебно–методическую комиссию по музыке УМО по подготовке кадров педагогических учебных заведений при МПГУ, член ученого совета МПГУ, академик-секретарь Отделения педагогики и психологии музыкального образования Международной академии наук педагогического образования, член Нью-йоркской академии наук, председатель Научно-методического совета якутского национального проекта «Музыка для всех». С 2014 года возглавляет работу преподавателей кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» по созданию новой программы «Музыка» для общеобразовательных школ Якутии.
Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева
Теория музыкального образования
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование», профиль «Музыка»; 050100.62 – «Педагогическое образование», профили «Музыка» и «Дополнительное образование»
Рецензенты:
Л. А. Рапацкая, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор
А. В. Малинковская , доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор
© Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Введение
В предлагаемом учебнике теория музыкального образования представлена как самостоятельный вузовский учебный предмет, который имеет свою предметную зону, категориальный аппарат, спектр проблем и т. д. При этом ставится задача раскрыть картину современного состояния теории музыкального образования как науки сквозь призму обобщения коллективного опыта выдающихся отечественных (прежде всего, Д. Б. Кабалевского, а в теории художественного образования – Б. М. Неменского) и зарубежных педагогов-музыкантов – исследователей и практиков.
Для научного обоснования теории музыкального образования как самостоятельной дисциплины активно привлекаются фундаментальные положения философии, культурологии, искусствоведения, музыкознания, теории музыкального исполнительства, музыкальной психологии и психологии музыкального образования, общей педагогики и психологии, информатики.
Теоретические проблемы, рассматриваемые в учебнике, охватывают различные стороны содержания и процесса музыкального образования. При этом в центре внимания оказываются личность и деятельность учащегося, учителя музыки и их взаимодействие с музыкальным искусством.
Общая теория педагогики содержит в себе весьма важные и необходимые для каждого педагога теоретические установки, применимые ко всем учебным дисциплинам. Вместе с тем теория музыкального образования обладает своей спецификой, своими закономерностями, знание которых необходимо музыканту для успешной практической педагогической работы.
В содержании учебника представлены характеристики различных научных позиций по отношению к одной и той же рассматриваемой проблеме. Такой подход способствует развитию теоретического мышления и рефлексивного критического (в широком смысле этого понятия) отношения к проблемам теории и практики музыкального образования, формированию собственной профессиональной позиции.
К каждому разделу учебника прилагается комплекс вопросов и практических заданий, ориентированных как на выявление качества усвоенных знаний, так и на самостоятельный теоретический анализ различных, порой противоположных, научных позиций педагогов-музыкантов. При этом многие из них предполагают углубленное рассмотрение той или иной концепции и их сравнительный анализ. Некоторые задания предусматривают изучение конкретных музыкально-педагогических ситуаций и возможные способы их разрешения.
В приложениях к учебнику представлены фрагменты из фундаментальных трудов, в которых получают раскрытие различные вопросы теории музыкального образования.
Глава 1. Теория музыкального образования как учебный предмет
Поднять на новый, теоретически более осознанный и практически более результативный, уровень всю жизнь общеобразовательной школы и всю систему подготовки музыкально-педагогических кадров.
Д. Б. Кабалевский
1.1. Сущность теории музыкального образования
Проблема повышения профессионального уровня специалистов становится все более острой. Дилетантизм – антипод профессионализма – губит качество всякой работы, а это особенно опасно и потому недопустимо в педагогической деятельности, поскольку речь идет о формировании личности ребенка и его образовании.
Будущий педагог-музыкант, желающий стать профессионалом в своем деле, должен овладеть теорией музыкального образования, без которой достижение профессионального мастерства практически невозможно.
Теория музыкального образования рассматривает следующие аспекты:
Положения и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в музыкальном воспитании, обучении и развитии учащихся;
Представление о ребенке как субъекте музыкального образования;
Приоритетные профессиональные качества личности педагога-музыканта;
Целостную модель компонентов музыкального образования;
Сущность, виды и особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта.
В настоящем учебнике теория музыкального образования рассматривается в качестве самостоятельного вузовского учебного предмета. В нем находит отражение современное состояние педагогики музыкального образования, которая, в свою очередь, охватывает различные аспекты теории и практики. При этом авторами ставится задача охарактеризовать теорию музыкального образования на основе обобщения коллективного опыта педагогов-музыкантов – исследователей, выдающихся мастеров исполнительского музыкального искусства, музыкальных педагогов-практиков.
«Педагогика музыкального образования» как научный термин
В настоящее время в среде педагогов-музыкантов распространен термин музыкальная педагогика. Однако многие ученые возражают против подобной терминологии. Так, известный методолог В. В. Краевский отмечает, что «в последнее время появились десятки новых “педагогик”, среди них: “театральная педагогика”, "музейная педагогика” и т. д. Процесс пошел давно, а сейчас принял обвальный характер. Новые педагогики плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы. Если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его категориальность».
Исследователь в области теории и методики музыкального обучения и воспитания Т. Г. Мариупольская также считает, что термин музыкальная педагогика, как и термины педагогика искусства, художественно-творческая педагогика, строго говоря, не корректны с научной точки зрения. Вместе с тем автор полагает, что ввиду их широкой распространенности в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки (живописи и др.), в отдельных случаях подобные терминологические «симбиозы» могут быть использованы.
Данную позицию по отношению к термину музыкальная психология разделяет и Г. М. Цыпин, отмечая, что такой термин «не вполне корректен. Однако широкое, можно сказать, традиционное использование в массовом обиходе (выходят даже учебники с таким названием) в известной мере оправдывает его употребление».
В данном учебнике по отношению к музыкально-педагогической науке в качестве основополагающего будет употребляться термин педагогика музыкального образования.
Изучение теории музыкального образования невозможно без раскрытия и усвоения важнейших понятий, определений, положений, входящих в некий обязательный тезаурус педагога-музыканта (терминологический словарь, относящийся к данной науке, предмету изучения).
Овладение будущими педагогами-музыкантами профессиональным тезаурусом педагогики, относящейся к области музыкального образования, является одним из показателей профессионализма (в теоретическом плане) педагога-музыканта, ибо обеспечивает корректность (т. е. точность, правильность) употребления специальной терминологии, помогает с профессиональных позиций анализировать специальную литературу по вопросам музыкального образования, активно участвовать в обсуждении его насущных проблем.
Приступая к изучению вузовской учебной дисциплины «Теория музыкального образования», следует обратить специальное внимание на термин музыкальное образование. В современном толковании этот термин рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.
Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях. В узком смысле под музыкальным воспитанием понимают воспитание прежде всего определенных качеств личности учащихся – т. е. данный термин употребляется в первую очередь в психологическом аспекте. В широком смысле – это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.
Термин музыкальное обучение также применяется в двух значениях. В узком смысле слова под музыкальным обучением понимают освоение учащимися музыкальных знаний, умений и навыков. В широком – данный термин, помимо музыкальных знаний, умений и навыков, включает опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности. Такое представление о содержании обучения, как мы видим, принципиально отличается от первого – оно значительно полнее и глубже.
Докторантура: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1988, специальность 130001 - Общая педагогика, специальность 130002 - Теория и методика преподавания музыки.
Аспирантура: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1968, специальность 130002 Теория и методика преподавания музыки.
Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1964, специальность "Учитель музыки, преподаватель методических дисциплин".
Тема кандидатской диссертации
Тема докторской диссертации
Курсы текущего учебного года
Наименование: Методология и методы музыкально-педагогического исследования.
Уровень: Магистратура.
Курс: 1-й.
Модуль:
Наименование: Музыкальное образование как объект научного исследования (научно-исследовательский семинар).
Уровень: Магистратура.
Факультет: Музыкальный факультет.
Специализация: Педагогика и психология музыкального образования
Направление: Педагогическое образование.
Курс: 1 и 2-й курсы.
Модуль:
Наименование: Теория и методика преподавания музыкально-педагогических и музыкально-психологических дисциплин.
Уровень: Магистратура.
Факультет: Музыкальный факультет.
Специализация: Педагогика и психология музыкального образования
Направление: Педагогическое образование.
Курс: 1 и 2-й курсы.
Модуль:
Наименование: Методология и методы музыкально-педагогического исследования.
Уровень: Магистратура.
Факультет: Музыкальный факультет.
Направление: Педагогическое образование.
Курс: 1-й.
Модуль:
Наименование: Теория музыкального образования.
Уровень: Бакалавр.
Факультет: Музыкальный факультет.
Специализация: Музыка и Дополнительное образование
Направление: Педагогическое образование.
Курс: 1-й.
Модуль:
Наименование: Методика музыкального образования.
Уровень: Бакалавр.
Факультет: Музыкальный факультет.
Специализация: Музыка и Дополнительное образование
Направление: Педагогическое образование.
Курс: 2-й.
Модуль:
Наименование: Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта.
Уровень: Бакалавр.
Факультет: Музыкальный факультет.
Специализация: Музыка и Дополнительное образование
Направление: Педагогическое образование.
Курс: 4-й.
Модуль:
Публикации
1. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б. Абдуллина. Коллективная монография / Под научн. ред. Э.Б. Абдуллина. Изд. 3-е. испр. и доп. - М.: Граф-Пресс, 2010. – 272 стр.
2. Абдуллин Э.Б. , Николаева Е.В. О философии музыкального образования: сущность, направленность // Философские науки. 2010, №1.– С. 144-153. (Журнал ВАК).
3. Абдуллин Э.Б. Утверждать роль подлинного искусства в жизни подрастающего поколения // Педагогическое образование и наука, научно-методический журнал международной академии наук педагогического образования, № 5, 2011. – С. 28-30. (Журнал ВАК).
4. Абдуллин Э.Б. Научные исследования в области педагогики музыкального образования: проблемы и пути совершенствования / Педагогическое образование и наука, научно-методический журнал международной академии наук педагогического образования, № 5, 2011. – С. 4-9. (Журнал ВАК).
5. Абдуллин Э.Б. Теоретические методы исследования в педагогике искусства // Гуманитарные технологии в образовании, №3, 2013. – С.8-11.
6. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для вузов. Изд.2-е, испр. и доп. – М.: «Прометей», 2013.
7. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Современные теоретические представления об уроке музыки // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. Научный журнал о мире музыкального искусства и образования. 2013, №1.
с.155-165.
8. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. Научный журнал о мире музыкального искусства и образования. 2013, №2
,с.13-22.
9. Николаева Е.В., Абдуллин Э.Б. Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. Научный журнал о мире музыкального искусства и образования.
2013, №3
,с.133-157.
Повышение квалификации
02.04.2013-28.05.2013 "История и философия науки" (72 часа, ФГБОУ ВПО МПГУ), №2472
30.10.2008 - 12.11.2008 " Международная деятельность в образовании (16 часов, стажировка в университете г. Тяндзин (КНР)), №135
Государственные и ведомственные награды
Лауреат премии Правительства РФ в области образования 2011 г
Достижения и поощрения
Академик-секретарь отделения педагогики и психологии международной академии наук педагогического образования (МАНПО).
Действительный член МАН ВШ.
Член Нью-Йоркской Академии наук.
Председатель комиссии по взаимодействию науки, культуры и художественного образования Российской ассоциации содействия науке (РАСН).
Участие в работе редакционных советов и редколлегий журналов: Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ "Музыкальное искусство и образование" (зам. председателя редакционного совета, член редакционной коллегии), "Преподаватель XXI век".
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Член Нью-Йоркской академии наук
Член Союза композиторов России
Председатель диссертационного совета Д212.154.13
Доктор педагогических наук, профессор.
Биография
Аспирант и докторант композитора и педагога Д.Б.Кабалевского в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) по специальности Музыкальное образование. С 1968 года – преподаватель МПГУ. С 1974 по 1983 год совместно с Д. Б. Кабалевским создал программу по музыке для общеобразовательной школы и работал в течение семи лет учителем музыки в параллельном с Д. Б. Кабалевским классе московской школы №209. Основатель и руководитель кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ. Среди докторантов, аспирантов, соискателей Э. Б. Абдуллина ок. 30 докторов и кандидатов наук.
Советник Секретаря (руководителя) Общественной палаты Российской Федерации. Председатель учебно-методической комиссии высшего музыкально-педагогического образования при Министерстве образования и науки России. Член Союза композиторов России (отделение музыкознания). Академик-секретарь Отделения музыкальной педагогики и психологии и член президиума Международной академии наук педагогического образования. Член Нью-Йоркской академии наук, член Международной академии наук высшей школы. Вице-президент Российской общенациональной секции ИСМЕ. Председатель правления Общероссийского общественного фонда "Художественное образование и культура".
Лауреат Премии Правительства России в области образования за 2011 год.
Основные труды
- Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990.
- Edward B. Abdullin. Music Education in the General School and the Preperation of Music Teachers in Russia. - Moscow, 1996.
- Теория музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Академия, 2004. ISBN 5-7695-1671-2
- Eduard Abdullin, Elena Nikolaeva. Music Pedagogical Education in Russia between 20th and 21st Centuries. - Moscow, 2005.
- Методика музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Музыка, 2006. ISBN 5-7140-0648-8
- Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина. (Ред.) - М., 2008. ISBN 5-7695-3659-4
- Методология педагогики музыкального образования. Изд. 3-е, испр. и доп.- М., 2010.
Доктор педагогических наук, профессор.
Биография
Аспирант и докторант композитора и педагога Д.Б.Кабалевского в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) по специальности Музыкальное образование. С 1968 года – преподаватель МПГУ. С 1974 по 1983 год совместно с Д. Б. Кабалевским создал программу по музыке для общеобразовательной школы и работал в течение семи лет учителем музыки в параллельном с Д. Б. Кабалевским классе московской школы №209. Основатель и руководитель кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ. Среди докторантов, аспирантов, соискателей Э. Б. Абдуллина ок. 30 докторов и кандидатов наук.
Советник Секретаря (руководителя) Общественной палаты Российской Федерации. Председатель учебно-методической комиссии высшего музыкально-педагогического образования при Министерстве образования и науки России. Член Союза композиторов России (отделение музыкознания). Академик -секретарь Отделения музыкальной педагогики и психологии и член президиума Международной академии наук педагогического образования. Член Нью-Йоркской академии наук, член Международной академии наук высшей школы. Вице-президент Российской общенациональной секции ИСМЕ. Председатель правления Общероссийского общественного фонда "Художественное образование и культура".
Лауреат Премии Правительства России в области образования за 2011 год.
Основные труды
- Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990.
- Edward B. Abdullin. Music Education in the General School and the Preperation of Music Teachers in Russia. - Moscow, 1996.
- Теория музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Академия, 2004. ISBN 5-7695-1671-2
- Eduard Abdullin, Elena Nikolaeva. Music Pedagogical Education in Russia between 20th and 21st Centuries. - Moscow, 2005.
- Методика музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Музыка, 2006. ISBN 5-7140-0648-8
- Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина. (Ред.) - М., 2008. ISBN 5-7695-3659-4
- Методология педагогики музыкального образования. Изд. 3-е, испр. и доп.- М., 2010.