Дикие племена: Папуасы Новой Гвинеи (7 фото). Народ Папуасы.Папуа — Новая Гвинея Закон о колдовстве

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Добро пожаловать в один из самых нетронутых уголков земли. Папуа - Новая Гвинея. Это государство непроходимых тропических лесов, где обитает 38 видов райских птиц. Здесь нет несколько автомобилей, и велосипедов, нет даже рабочих лошадей или мулов. Здесь нет ресторанов, баров, магазинов, электричества и дорог. В этих местах новорожденную девочку могут назвать Лопатой, а мальчика – топором.

В этих местах проживает около 2 000 племен, включая этих чудиков - Грязевых людей из долины Вагхи.
Чтобы найти это необычное племя, отправимся в центр острова Новая Гвинея на высоту 1677 метров, где находится большая плодородная долина Вахги. Тут, кстати, расположен пятый по величине город Папуа - Новой Гвинеи с населением 46 250 человек - Маунт-Хаген. Он же является так называемой «границей цивилизации», ведь дальше идут территории горных племен.

Члены нашего племени Грязевых людей из долины Вагхи выглядят очень колоритно. Их тела разрисованы и измазаны глиной, а на головах - устрашающие маски. Враги точно 10 раз подумают, прежде чем наступать дальше.


Смотрите, какие устрашающие!


Красавцы.


В Папуа-Новой Гвинее есть языковая проблема - тут говорят на более чем 800 различных языках, и очень часто члены одного племени не понимают, что говорят соседи, находящиеся всего в нескольких километрах.




Государство Папуа - Новая Гвинея расположено в западной части Тихого океана, севернее Австралии и недалеко от экватора.


Остров Новая Гвинея и большинство других островов страны имеют горный рельеф где и живут горные племена. Высота значительной части территории более 1000 м над уровнем океана, а некоторые вершины Новой Гвинеи достигают 4500 м, то есть пояса вечных снегов. Многие из горных хребтов представляют собой цепи вулканов. В Папуа - Новой Гвинее 18 действующих вулканов. Большая часть из них находится на севере страны. С вулканической активностью сопряжены и сильные, подчас катастрофические землетрясения.


С растениями тут ожидаемо богато - произрастает более 20 тысяч видов растений. Густые влажные тропические леса, образованные сотнями видов деревьев, поднимаются по склонам гор.


Будучи крупнейшим и самым большим в мире тропическим островом, Новая Гвинея занимает менее 0,5 % поверхности суши, но поддерживает высокий процент глобального биоразнообразия. Приблизительно 4642 вида позвоночных населяют остров Новая Гвинея и прилегающие к нему воды, что составляет около 8 % признанных видов мировых позвоночных.


Животный мир страны представлен пресмыкающимися, насекомыми и особенно многочисленными птицами. В лесах и на побережье много змей, в том числе ядовитых. У морских берегов и в больших реках встречаются крокодилы и черепахи.


А грязевые люди из Папуа-Новая Гвинея говорят, что нам пора домой.

Новая Гвинея - второй по величине остров мира-в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Во­сточная ее часть образует основной массив государства Папуа Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), за­падная (Ириан-Джая) - входит в состав Ин­донезии.

Подавляющее большинство населения ост­рова (свыше 90%) составляют папуасские на­роды (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, кото­рая говорит на различных языках, не входя­щих в австронезийскую семью). Общее число папуасов превышает 3 млн. В этническом от­ношении папуасское население делится почти на 700 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются меж­ду несколькими не родственными между со­бой филами, или надсемьями. Самой крупной из них является трансновогвинейская н ад-семья, на языках которой говорит 85% всех папуасов и которая распространена в преде­лах большей части Новой Гвинеи, кроме не­которых ее периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа Новой Гвинеи) являются родными для 8% всех папуасов. Ос­тальные 7% папуасского населения говорят на языках надсемей торричелли (также севе­ро-запад Папуа Новой Гвинеи), западнопапуасской (крайний запад Ириан-Джая) и ряда других, а также на нескольких совершенно изолированных языках.

Большая часть папуасских народов очень невелика и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (почти 200 тыс.), чимбу (около 180 тыс.), хаген, или медлпа (более 130 тыс.), и камано (свыше 110 тыс. человек). Все эти народы относятся к транс­новогвинейской языковой надсемье и живут на Центральном нагорье.

Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (около 200 тыс.) мелане­зийцы сильно уступают папуасам.

В антропологическом отношении среди ко­ренного австралоидного населения Новой Гви­неи различают два основных типа, идентичных по названию с этно-языковыми группами ост­рова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов характерны темная кожа, курчавые во­лосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносе-митический нос). Хотя говорящие на папуас­ских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских - к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается.


По своим занятиям подавляющее большин­ство папуасов - мотыжные земледельцы. Основные возделываемые культуры - таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, коко­совая и саговая пальма, хлебное дерево. Сей­час у папуасов можно встретить и заимство­ванные от европейцев культуры (бобы, кар­тофель, выращиваемое как товарная культура кофейное дерево и т. д.). Традиционные ору­дия - каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются моты­ги. Каменный топор и тесло постепенно вы­тесняются железными топорами и ножами, традиционные орудия огородничества дер­жатся более стойко.

Выдающийся русский этнограф Н. Н. Мик­лухо-Маклай, проведший более двух лет сре­ди папуасов, так описывал их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, «выбрав участок земли для плантации, сру­бают подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев... Срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами». На расчищенном участ­ке мужчины вскапывают землю, глубоко вты­кая сажальные колы в землю. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. После следует посадка, уход за уча­стком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в насто­ящее время.

Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак.

Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся папуасы с помощью копья, лука и стрел. Объектом охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, кускусы, ящерицы, змеи.

Ремесло пока не отделилось от земледе­лия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое (здесь помимо одинакового с охотой оружия применялись также деревян­ные палицы и щиты, костяные кинжалы, тростниковые панцири). Как уже отмечалось, сейчас все шире распространяются более со­вершенные, покупные орудия, но многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т. д.

Из выше сказанного следует, что для папу­асов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев. Однако к этому типу принадлежит не все папуасское население. В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму), сохранился и дру­гой, более примитивный хозяйственно-куль­турный тип, где основным занятием населе­ния является сбор плодов дикорастущей саго­вой пальмы.

Папуасы селятся обычно небольшими де­ревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 чело­век. Сельские поселения, в которых прожи­вает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко.

Как и в некоторых других районах Океа­нии, в деревнях Новой Гвинеи взрослые муж­чины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме, что отражает имев­шее здесь место поло-возрастное разделение труда.

Хижины - свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены со­оружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хи­жины кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже - круглая.

Традиционное жилище сохраняется доволь­но стойко. Домов современного типа в де­ревнях довольно мало.

Одежда мужчин-папуасов состоит из поя­са, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы.

Украшения носят преимущественно муж­чины. Это браслеты, ожерелья, своеобраз­ные серьги, носовые вставки и т. д. Украше­нием служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.

Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в город­ские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из покупного современного ма­териала.

Пища в основном растительного происхож­дения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приго­товляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменян­ные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты.

Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организа­ции кажутся на первый взгляд запутанными, что в значительной мере связано с недоста­точной еще изученностью общественных от­ношений у папуасских народов.

Папуасы делятся на племена, но они, как и у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общ­ности. Это довольно аморфные объедине­ния, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной орга­низации, племенных вождей и т. п.

Род у папуасов отцовский, точнее ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Не­сколько родов как правило объединены в со­юзы, но это не племена, а либо группа ро­дов, связанная общностью происхождения (т. е. фактически фратрия), либо группа со­седних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов - самая крупная соци­альная организация, какая имелась у папуа­сов к моменту контактов с европейцами.

Основными хозяйственными ячейками на Новой Гвинее являются общины. Среди них выделяются три основные группы, различаю­щиеся в зависимости от соотношения общин­ного и семейного начал. Наиболее распрост­ранена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты сов­местной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственно­сти имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют на­следственные вожди, а авторитета и руково­дящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным призна­ком родовой общины является то, что боль­шая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежат к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.

Гораздо реже встречается у папуасов дру­гая форма-- гетерогенная община, гДе хозяиство ведется преимущественно отдельны­ми частями общины (большими семьями). В собственности общины остаются лишь ле­са, болота, пустоши и некоторые другие угодья; собственность же на огороды, боль­шие лодки и т. д. принадлежит большим семь­ям. Гетерогенная община в отличие от родо­вой в качестве своего основного ядра вклю­чает уже не лиц одного рода, а нескольких, правда связанных между собой родственны­ми узами.

ТреТЬЯ форма общины -соседская - воз­никла у папуасов под влиянием внешних кон­тактов с европейцами и индонезийцами и обычно распространена в сельских поселе­ниях, расположенных поблизости от городов.

У папуасов встречаются как парные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных парных семей.

Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная фор­ма религии, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила также вера в ма­гию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной фор­ме культа черепов.

Деятельность миссионеров на Новой Гви­нее, особенно активизировавшаяся за послед­ние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство (в форме протестан­тизма и католицизма). Однако очень часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских орга­низаций.

С традиционными верованиями тесно свя­зан папуасский фольклор. Так, у маринд-аним широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы, так называемых демов. Распростра­нены у папуасских племен и различные сказ­ки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер.

Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художест­венная резьба по дереву.

Вековая отсталость папуасских народов пос­ле освобождения от колониальной зависимо­сти начинает постепенно преодолеваться. Правительство независимой Папуа Новой Гви­неи проводит различные мероприятия с целью подъема экономического и культурно­го уровня населения, однако на пути ликви­дации тяжкого колониального наследия пока еще стоит немало препятствий.

; во всех деревнях есть церкви.

Область расселения

Основная зона расселения папуасов - остров Новая Гвинея , восточная часть которого - самостоятельное государство Папуа - Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и остров Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая -Западный Ириан), где много десятилетий сильно движение за отделение. Частично живут на островах Алор, Тимор , Хальмахера (например, народ галела) и в Меланезии .

По разным данным народов и языков насчитывается от 300 до 800 по мнению разных специалистов, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему.

Некоторые мелкие племена насчитывают менее 100 человек. Крупнейшие народности (численность в тысячах): чимбу (250), энга (195), гимбу (142), медлпа (101), камано (64), хули (90), экари (канауки) (100), ангал (55), умбу-унгу (47), вахги (66), кева (56), дани (дугул-дани), хванггона , асмат (61), бенабена (17), маринд-аним (8), абелам (10), насиоп (10), бонкин (10), буин (18). Общее население Папуа - Новой Гвинеи - 6 057 263 чел. (2009).

Политическое положение

С 1884 по 1920 год папуасы находились в колониальной зависимости от Германии (Земля императора Вильгельма). С 1920 года эта часть находилась под управлением Австралии . Юго-восточная часть с 1884 по 1888 год была протекторатом Великобритании , затем колонией, в 1905 году передана под управление Австралии. В 1949 году обе части переданы под опеку Австралии. В 1975 году восточная часть (Папуа - Новая Гвинея) стала независимым государством.

Происхождение

Большинство учёных признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами . Считается, что Новая Гвинея заселена 20-25 тыс. лет назад. 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языку и культуре - нет.

Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что папуасы Новой Гвинеи разделились с йоруба ок. 90 тыс. л. н., а с евразийскими популяциями - 40 тыс. лет назад .

Быт и традиционные занятия


Основное занятие - ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные - охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры - кокос , банан , таро , ямс .

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов - по 100-150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это - один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра - общественный дом.

Орудия труда:

  • топор, изготовляется из агата, кремня или раковины тридакны;
  • донган - острая заточенная кость, её носят на руке, заткнув за браслет, ей режут плоды;
  • бамбуковый нож, режет мясо, плоды, прочнее донгана.
  • хагда - метательное копьё, 2 м, из твёрдого тяжёлого дерева;
  • сервару - более лёгкое копьё, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остаётся в ране, украшено перьями и мехом;
  • араль - лук, 2 м длиной;
  • араль-ге - стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;
  • палом - стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;
  • саран - стрела на рыбу;
  • юр - метательное копье с несколькими остриями;
  • палицы и щиты.

Одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного, у женщин - в красную и чёрную полосу. Мужчины носят также своеобразный футляр для пениса (котека). Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун - маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают верёвки, а из дерева бу-сель - якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употребляются также свинина , мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Духовная культура

Распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо.
Музыкальные инструменты (общее название - ай, так же называются и праздники, куда допускаются только мужчины):

  • ай-кабраль - полый бамбуковый ствол, 2 м длиной, в него дуют, кричат, воют;
  • мунки-ай - скорлупа кокоса, с двумя отверстиями, в одно дуют, другое затыкают;
  • халь-ай - труба из корня, аналогична предыдущим;
  • орлан-ай - ручка со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, встряхивают;
  • окам - барабан.

Самый крупный праздник у папуасов - синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм . Дема - тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространён тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это - вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары - изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай , на языке бонгу они называются телумы.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Папуасы в культуре

Для людей XIX века папуасы считались символом дикости. В частности Вл. Соловьев в «Оправдании добра» противопоставлял Гёте и папуаса .

Напишите отзыв о статье "Папуасы"

Примечания

Литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М. 1998.
  • С. А. Токарев. Религия в истории народов мира,М. 1976.
  • Н. Н. Миклухо-Маклай. Собр. сочинений в 6 томах. Том 4.
  • Бутинов Н. А. Народы Папуа Новой Гвинеи: (От племен. строя к независимому государству). - СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000. - 374 с. - (Ethnographica Petropolitana; 6). - 1000 экз. - ISBN 5-85803-146-3
  • Бутинов Н. А. Папуасы Новой Гвинеи (Хоз-во, обществ. строй). - М.: Наука, 1968. - 256 с. - 2500 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Папуасы

– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.

Злые, дикие и поедающие себе подобных - вот, пожалуй, главные характеристики, которыми принято описывать племенных жителей Папуа-Новой Гвинеи. Однако в реальности все обстоит несколько иначе - слухи о жестокости и людоедстве, процветающих на этих островах, явно сильно преувеличены. По крайней мере, туристы, отважившиеся познакомиться лично с культурой папуасов, утверждают, что местные аборигены вполне приветливы, хотя вначале и кажутся весьма суровыми и мрачными. Об этом, кстати, писал в своем дневнике и Миклухо-Маклай, русский этнограф-путешественник, проживший с дикими племенами не один год. Ученый почти сразу раскрыл простодушие этих людей, описав свое первое явление на острове так: «Исключая двух или трёх царапин, никто не решался нанести мне тяжёлую рану». Надо сказать, что с тех пор (а было это в 1870 году) сердечной доброты папуасы не утратили и по-прежнему готовы мирно вести разговоры, если только вы не покуситесь на их земли, женщин и… свиней.

Каменный XXI век

За прошедшие века мало изменился не только психологический портрет дикарей, но и все устройство их бытия. Этнографы, тщательно изучившие папуасский мир, сошлись во мнении, что многие племена до сих пор сохранили в своей повседневной жизни признаки строя времен каменного века. Большинство папуасов, будучи далеки от прогресса и Большого света, живут точно так же, как жили их предки. Да, конечно, какие-то признаки современного мира на острова все-таки проникли (вместо перьев и пальмовых листьев аборигены теперь облачаются в ткани), но в целом уклад жизни остается таким же, как и много веков назад.

Однако было бы абсолютной ложью говорить, что с появлением белых людей на этих землях жизнь папуасов никак не изменилась. С момента создания европейцами горной промышленности и развития в стране туризма часть коренных жителей покинула свои родовые общины и занимается извозом гостей, разработкой месторождений, обслуживанием магазинов и так далее. Сегодня можно уже говорить о том, что в Гвинее формируется прослойка предпринимателей и фермеров. А многие традиции и обряды либо бесследно исчезли, либо превратились в туристические аттракционы.

Планы племени - в жизнь!


Как и много лет назад, основная доля папуасского населения живет общинно-родовым строем. В рамках отдельно взятого племени, как и в каменном веке, нет места частной собственности, моногамным отношениям, классовой градации и государственным законам. Все крупные работы, будь то сбор урожая или война с соседним племенем, община делает сообща. Совместно же решаются все споры, отмечаются праздники, исполняются магические обряды. Даже, казалось бы, сугубо личные вопросы вроде выбора невесты или время вступления в брак тоже решаются совместно.

Живут папуасы в основном за счет ручного земледелия, собирательства и гораздо реже - охоты. С появлением европейцев немаловажную роль в функционировании племени стало играть свиноводство, хотя мясо здесь едят очень редко, из соображений экономии заменяя его бататом, кокосом и бананами.

Само племя представляет собой объединение больших семей, притом понимание «большой семьи» здесь сильно отличается от европейского и порой насчитывает порядка 30-40 человек. Что примечательно, основа ячейки дикого общества - женщины, многочисленные жены одного мужчины, главы семейства.

Кто в доме хозяин?

Ну и какое же племя без вождя! Узнать его очень легко: сосредоточенное лицо, брутальный вид, пронизывающий взгляд. Его мнение авторитетно и редко подлежит обжалованию. Более того, даже когда вождь умирает, к его обернутому в пальмовые листья телу еще долгое время приходят соплеменники, жаждущие получить частичку мудрости покинувшего мир вождя.

Племенной властитель Папуа не только командует общиной, но и лечит её, ибо по совместительству является шаманом и врачевателем. Только вождю известно, какую болезнь и чем лечить и как правильно проводить мальчикам обрезание - обязательную процедуру для посвящения юнцов в мужчины. Кроме этого, вождь стерилизует женщин племени, если та родила двух и более детей. Увы, территория обитания племени сильно ограничена, переезжать с насиженного места община не имеет права, поэтому за рождаемостью в семьях ведется строгий контроль.

Мужчины правят миром


Кто-то скажет, что сегодня в Папуа совсем не считаются с правами женщин, но история свидетельствует, что раньше ситуация выглядела куда менее лицеприятно. Не так давно во всех папуасских племенах (а в некоторых - до сих пор) существовали так называемые Мужские дома. Вхожи в него были только взрослые представители сильного пола (те, которые многоженцы!), а женщинам вход строго воспрещался. И, правда, негоже женщине отвлекать мужчин от важных мыслей и бесед. А вещи в Мужском доме действительно обсуждались важные. Совет решал, какой выкуп следует предложить за невесту, какой из семей племени требуется увеличение жилплощади, как разделить собранный урожай и кто из воинов достоин отправиться на охоту.

Кому из молодых женщин племени и, что важнее, - за кого нужно было выходить замуж, тоже решал Мужской дом. При этом чувства несчастной, конечно же, в расчет не брались. А поскольку женить молодых людей из одного племени было нельзя (это приравнивалось к инцесту), то юную особу ждала весьма незавидная участь. Впрочем, положение молодой женщины в племени всегда имело временный статус. Проживали они в своей общине лишь до замужества, после которого они переезжали в племя своего супруга. Несмотря на совместную деятельность, барьер между супружеской парой сохраняется всю жизнь: он живет в Мужском доме, она - в женской хижине, он владеет своим имуществом, она - своим. Так что духовным единением влюбленной пары в Папуа-Новой Гвинее даже не пахнет!

Стенка на стенку


Обычаи и традиции папуасских племен сильно отличаются, а потому ритуалы друг друга им совершенно непонятны. Шутка ли: одних только языков на этих островах насчитывается порядка 700. Так что со взаимопониманием здесь дела обстоят неважно, а когда следует решить взаимные вопросы по владению землей, женщинами и свиньями, папуасы берутся за топор войны. Выступать с боем здесь не только способ уладить спор, но и дело чести для каждого мужчины.

Ежегодно случается несколько таких межплеменных вооруженных столкновений. Основанием для объявления серьезной войны является кража или убийство. За пострадавшего папуаса, как предписывает традиция, вступается все племя, но и община злодея тоже не остается в долгу. Чаще всего используется традиционное оружие: луки, стрелы, топоры и копья, но в последнее время папуасы стали прибегать и к огнестрельному оружию. Если вожди враждующих племен не смогут договориться мирно, военные действия могут продолжаться месяцами, а то и годами.

Война танцев

И все-таки не всегда папуасы воют на ножах! В августе на островах проходят бои совершенно иного свойства - танцевальные. В это время у подножия одной из самых высоких гор - горы Вильгельм - собирается около сотни племен со всех уголков Папуа-Новой Гвинеи, чтобы сразиться в танцевальном мастерстве на традиционном фестивале Синг-Синг, посвященном Дню независимости страны.

Кому-то покажется, что этот праздник барабанов, костюмов, песен и плясок не более, чем туристическая уловка, но корни этого мероприятия уходят аж в каменный век. Далекие предки папуасов проводили нечто подобное в честь победы над соседней общиной или в честь перемирия (все с тем же соседним племенем). В 50-х годах ХХ века фестиваль получил статус официального праздника и проводился, чтобы сблизить враждующие общины. Пока рядовые члены племени танцевали и коллективно поедали арбузы, вожди достигали важных соглашений. Материальная польза от фестиваля, когда на танцевальный поединок стали приезжать туристы, стала лишь дополнительным бонусом.

Готовиться к мероприятию папуасы начинают с самого раннего утра. Работы предстоит много: нужно всех раскрасить в «фирменные» цвета, нарядить в листья пальм, перья птиц, бусы из клыков и собачьих костей, распределить танцевальные партии. Все силы бросаются на то, чтобы максимально доходчиво рассказать зрителям в безумных плясках и песнопениях о традициях, ритуалах и устройстве своего племени. Посмотреть на это красочное шоу съезжаются туристы со всего света. И есть ради чего: этот праздник считается самым масштабным в мире собранием туземных племен.