Биография кукольника нестора васильевича. «Он был частицею прославленного века»

Кукольник Нестор Васильевич (20 (8) 1809, Петербург - 20 (08).12.1868, Таганрог, похоронен на даче (в Дубках)) - драматург, поэт, издатель, композитор, общественный деятель.
Родился в Петербурге в семье педагога, приглашенного в Россию из Австро-Венгрии. По национальности - карпаторус (русин), по вероисповеданию - униат (греко-католик). Его крестным отцом был император Александр Первый. Домашнее воспитание получил в семейном кругу, далеком от русского общения. В 1829 году окончил Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко. Выпущен без аттестата, так как был основным обвиняемым по «делу о вольнодумстве», начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (восстание декабристов). Попал под надзор III отделения. После окончания гимназии переехал в Вильно, где работал преподавателем русского языка. Был автором учебника, пользовавшегося успехом у литовского населения.
Литературным творчеством начал заниматься в гимназии, но первые опыты были изъяты при обысках по «делу о вольнодумстве». Расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переехал в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис Каратыгина была поставлена «Рука Всевышнего Отечество спасла». Драма была одобрена императором Николаем Первым.
В этот период, по мнению первого хранителя Пушкинского дома Б.Модзалевского, К. входит в число «близких к Пушкину» людей. Прямых доказательств этому пока не обнаружено, но в 1893 газеты сообщали, что в Таганроге обнаружены письма Пушкина к К., автопортрет и рукописи, о судьбе которых сегодня ничего не известно.
Творчество К. обширно и многогранно. Драматургия К. должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети Х I Х и второй половины Х I Х века. Наряду с драматургией К. успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, искусствоведении, поэзии и даже музыке. В 1836 года издает ряд периодических изданий искусствоведческого характера («Художественная газета», журналы «Дагеротип» и «Иллюстрация»). Писатель также стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввел в обиход приемы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А.К.Толстого, Л.А.Мея, М.И.Цветаевой и других. В поэзии своими поисками К. предвосхитил новшества К.Бальмонта, И.Северянина, А.Белого, Д.Бурлюка. Он владел литературными методами, основанными на теории символов, архетипов: К. извлекал из человеческого подсознания определенные модели поведения. «Уходящие тени» у него не столько в человеческом бытии, сколько в ушедших исторических образах России, которую спасала «Рука Всевышнего». К. также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах Дюма. Его можно рассматривать и как предшественника историко-биографического жанра, в наше время получившего свое развитие в романах-исследованиях Андре Моруа.
В период наибольшего творческого взлета К. сближается с композитором М.Глинкой и художником К.Брюлловым (создание первой в России «богемы»). Он причастен к выкупу Т.Г.Шевченко. Роль Н.Кукольника в судьбе таких писателей и поэтов как М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Никитин, художников И.Айвазовского, Н.Теребенева, Л.Серякова общепризнанна. К. один из соавторов либретто опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». На стихи К. написали музыку 23 композитора, в том числе М.И.Глинка, А.Е.Варламов, П.П.Булахов, С.Монюшко. К. сам написал оперу «Азовское сидение» на собственное либретто из истории донского края. В последние годы композитор А.Рыбников вместе с Г.Гориным работали над созданием оперы на сюжет К. о композиторе Березовском. Работа не была окончена из за смерти Горина. А.Рыбников самостоятельно заканчил ее в 2001 г., назвав либретто «Маэстро Массимо».
Резко критиковавший произведения К. В.Г.Белинский в 1845 году вынужден был признать, что в сочинениях К. «заметно было совершенно новое направление, совсем другой характер, нежели у поэтов пушкинской школы». «О значении этого направления - говорил критик, - мы не считаем нужным распространяться; скажем только, что оно было новое и что во всем новом всегда выражается стремление к прогрессу, если не прогресс». Раскрытие этого нового дано в 1948 году в статье Л. Гинзбург «Белинский в борьбе с запоздалым романтизмом» (в кн. Л.Гинзбург «О старом и новом», Л., 1982, с.229-244.).
Начиная с 1840 года, К. начинает собирать «анекдоты» (короткие устные исторические рассказы), высмеивающие власть и методы её руководства, показывающие, что административная глупость сделалась всеохватывающей, тотальной и фактически пронизывает власть сверху донизу. Вот, например, одна из записей, актуальная и в наше время: «Кто же решится на какое-нибудь предприятие, когда не видит ни в чем прочного ручательства, когда знает, что не сегодня, так завтра по распоряжению правительства его законно ограбят и пустят по миру».
В 1845 году К. поступил на службу в канцелярию военного министра. Это явилось причиной его многочисленных и длительных командировок практически по всей европейской части России, от Кишинева до Астрахани и Ставрополя. Среди служебных дел особо заслуживает внимание его анализ и предложения по горнодобывающей промышленности Донбасса (в те времена это была практически незаселенная степь). В 1847 году он представляет доклад Николаю Первому, где пророчески предсказывалась роль этого края в экономике России, исходя из имеющихся здесь запасов каменного угля. Предложенные К. меры Николай одобрил. Последующая реализация их вызвала строительство Азовской железной дороги (Харьков-Горловка-Иловайское-Таганрог) и основание Юзовки (ныне Донецк).
В 1843 году К. женился. До этого он пережил две любовные трагедии, послужившие основанием для создания им ряда лирических стихотворений, где свою возлюбленную поэт вывел под именем Леноры. Лирика К. остаетсяи поныне непонятой литературоведами, обвиняющими его в романтическом воспевании салонной любви. Утверждается даже (И.Панаев, Н.Лернер), что К. не был способенлюбить.
В 1850 году он несколько раз встречается с Гоголем. Видимо, это было обсуждение второго тома «Мертвых душ», который Гоголь вскоре сожжет. Встреча с Гоголем, с которым К. учился в Нежинской гимназии, все же сказалась на творчестве К. Он переходит к публицистике, все чаще обращается к социальной тематике, особенно в статьях.
В 1852-53 годах К. издает собрание сочинений, куда ряд ранее опубликованных произведений не могли попасть по цезурным соображениям, однако и то, что было напечатано, содержат следы цензурных искажений. Уже после смерти К. эти искажения хотело исправить товарищество «Общественная польза» (СПб), однако намеченные планы не были осуществлены, и после выпуска 8 томов сборников рассказов издание прекратилось.
События Крымской войны 1853- 1856 г. застают К. в Новочеркасске. Ему поручают заниматься снабжением действующей армии. Он реально оценивает происходящие события. В своем дневнике он записывает: «Я отправился считать кули с мукой и смотреть, только смотреть, искусно ли плутуют и мошенничают люди? Насмотрелся!… Я верил русскому патриотизму от души, я восхищался этим великолепным маскарадом, не зная, что он из моды, машинально. Лепечут холодные губы, а не сердце; идет ругня…». Служба К., его честность заслуживает высокой оценки.
В 1857 году он уходит в отставку в чине действительного статского советника и переезжает на постоянное место жительства в Таганрог. Здесь он становится центром культурного общения, активно включается в общественную жизнь. В 1863 году он создает музыкальное общество, в чем ему помогает А.Даргомыжский. Он реализует свою просветительскую программу, одним из пунктов которой было открытие в Таганроге университета, предлагает издание общественно-политической газеты, проводит публичные чтения, а собранные деньги передает гимназии. С 1865 года он хлопочет о строительстве к Таганрогу железной дороги, и, в отличие от предыдущих мероприятий, добивается успеха. Существующая железная дорога к Таганрогу (Харьков-Таганрог) была построена благодаря мужеству и настойчивости К. Он ходатайствует перед правительством об открытии в Таганроге окружного суда, взывает о необходимости экологической защиты Азовского моря. Его практические разработки о придании Таганрогскому градоначальству статуса обособленной административной единицы (типа губернии), к сожалению, не увенчались успехом, так каквстретили сильное противодействие донского казачества.
Вопреки утверждению, что в таганрогский период жизни К. оставил творчество, им созданы в это времядрама «Давид Гаррик», романы «Две сестры», «Ольгин Яр», «Граф Мориц Саксонский» и «Иоанн Ш, собиратель земли русской», повесть «Крепостной художник», публицистический цикл «Азовские письма» и много статей на злободневные темы из жизни Таганрога, в том числе и о местном самоуправлении. Написанная им в это время драма «Гоф-юнкер» была запрещена цензурой. Также не находят подтверждения утверждения, что К. переехал в Таганрог, чтобы заняться торговлей мукой. Долго не избирался никогда К. в гласные городской Думы, так как, начиная, примерно с 1861 года, он преследовался градоначальником Лавровым из-за резких критических выступлений против стиля и методов руководства этого высокопоставленного государственного чиновника. После ухода Лаврова в 1865 году К. был, наконец-то, избран гласным городской думы.
Перед смертью К. написал драму, которая не сохранилась. Слушавшие эту драму вспоминали: «Она навеяла на всех грусть, ибо в ней отразились событияпоследних лет личной жизни автора. Главное действующее лицо в этой пьесе, ликвидировав все, что связывало его с жизнью, уступает нежно любимую жену из благодарности за доставленное в прошлом счастье человеку, который её полюбил, и сам выражает непреклонную волю покончить естественной смертью свое существование визбранный для того день и час. Воля его исполняется…».
Умер К. внезапно, собираясь в театр. Существует версия, никем не опровергнутая, что он был отравлен из-за своих энергичных действий по совершенствованию экономики края и выступлений против коррупции.
Могила К. в 1931 году была осквернена. Труп был выброшен из могилы и долгое время валялся среди лопухов, которыми заросла могила. Сегодня местонахождение ее не известно. Дом К., оставленный им для создания на его базе дома для детей, потерявших родителей, был в 1968 году снесен в ходе реконструкции одного из машиностроительных заводов Таганрога. Дом, построенный им в центре Таганрога, сохранился. В настоящее время на нем установлена единственная в России мемориальная доска.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир в 1997 году благословил занесение имени К. в поминальный синодник.
Переосмысление культурного и общественно-политического наследия К. в России идет неудовлетворительно. На сегодняшний день нет грамотно составленной библиографии произведений К. и статей о нем. Современные публикации по К. в основном пересказывают известные критические высказывания середины ХI Х века, а также воспоминания, в которых даны оценки бытовых моментов жизни К. с позиций плоского морализма. Забывается, что К. представляет интерес не столько как литератор, сколько как личность, аккумулировавшая в себе ряд важных и интересных общественно-политических и нравственно-эстетических тенденций, не потерявших своего значения и для наших дней.
Из современных исследователей творчества Н, Кукольника можно (по публикациям последних лет) назвать Вердеревскую Н.А., Христолюбову О.В. (Пенза),Киселеву Л. (Москва), Анну Немзер (Москва), Кожевникову Н.А. (Петербург), Пименову Н.А (Петербург), Киракосову М. А. (Тбилиси),Крюкову О.С. (Москва). По тематике, связанной с К., в последние десятилетия защищены две докторские диссертации, к сожалению, не в России: Черный (Украина) и Е.Курганов (Финляндия).

Литература:
1. А.И.Николаенко. Кукольник и Таганрог, Таганрог, 1998
2. «Дон» № 6-7, 2000
3. И.В.Черный. Исторические романы Н.В.Кукольника, Харьков, 2001
4. Е.Курганов. Литературный анекдот Пушкинской эпохи. Хельсинки, 1995
5. М.И.Глинка. Записки. М., 2004 (книга содержит приложение «Дневник» Н.Кукольника).

Материал предоставлен главным редактором историко-литературного альманаха «Вехи Таганрога», краеведом, членом Союза журналистов РФ А.И.Николаенко.

Кукольник Нестор Васильевич

Кукольник Нестор Васильевич (1809 – 1868), прозаик, драматург.

Родился 8 сентября (20 н. с.) в Петербурге в семье профессора Петербургского педагогического института. Учился в Нежинской гимназии высших наук, где отец в 1820 – 21 занимал должность директора. В это же время здесь учился Н. , вместе с которым Кукольник играл в гимназическом театре. Уже в гимназии он начал писать стихи и драмы.

Закончив гимназию в 1829, был учителем в Виленской гимназии, потом служил в Петербурге, не оставляя литературной деятельности. В 1833 была опубликована драматическая фантазия Кукольника “Торквато Тассо”, имевшая большой успех и принесшая ему славу. Вдохновленный успехом, кукольник пишет исторические пьесы: “Рука Всевышнего отечество спасла” (1834), “Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский” (1835), “Роксолана” (1835) и др. Как пьесы, так и рассказы на темы из итальянской жизни не только не имели успеха, но и вызвали неодобрительные отзывы критики, хотя отмечался яркий стих, которым были написаны эти произведения.

Наибольшую популярность имели его повести и рассказы, посвященные эпохе Петра 1 (“Два Ивана, два Степаныча и два Костылькова”, 1844; “Часовой”, “Новый год” и др.) и современной (“Надинька”, 1843).

Кукольник в своих произведениях стремился к подлинной народности. Это ему удалось в драмах “Иван Рябов…”, “Боярин Федор Басенок”. писал о первой из них: “…достоинство… составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства и – под русскою речью таится русский ум, русская душа”. назвал стихи второй драмы “прекрасными, а драму “гениальною” по сравнению с тогдашней русской драматургией.

Окружение Кукольника составляли известные деятели культуры, он был дружен с Брюлловым, Айвазовским, многими актерами, композиторами. Тесная дружба связывала его с Глинкой, который положил некоторые его стихи на музыку (“Сомнение”, “Жаворонок”, “Попутная песня” и др.). Умер Н. Кукольник 8 декабря (20 н. с.) 1868.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Значение КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника. Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там спектакли и литературные чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда"; в "Недоросле" он играл Митрофана, а Н.В. Гоголь - Простакова. Был учителем русского языка в виленской гимназии; служил в министерстве финансов, затем в военном министерстве. Драматическая фантазия Кукольника "Торквато Тассо" (М., 1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е издание 1860) появилась пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Московский Телеграф", справедливо отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех выпал на долю другой драмы Кукольника: "Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены до 1860-х годов и доныне идущей в провинции. В период 1840 - 1845 годов Кукольник напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. он издавал "Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в 1845 - 1847 годах - "Иллюстрацию". В этот же период вышли его "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и "Картины русской живописи" (ib., 1842 - 1843). Время до 1848 г. можно считать расцветом славы Кукольника. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную триаду в литературе, живописи и музыке - себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок. И тогда, однако, лучшая часть литературы относилась к Кукольнику холодно: Пушкин считал его драматический талант ниже таланта барона Розена, Белинский признавал некоторое значение только за его рассказами. Когда М.Е. Салтыков, после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у военного министра, графа Чернышева, последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил Кукольнику сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того переведенного на службу в Вятку. В 1850-х годах популярность Кукольника стала падать; не поддержало ее и предпринятое им издание собрания его сочинений (СПб., 1851 - 1853). Успех его исторической драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время Крымской кампании, был случайным, зависящим от общего патриотического увлечения. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Журналы печатали произведения Кукольника неохотно, и он умер почти всеми забытый. Нельзя отрицать в Кукольнике таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Чувства меры в нем не было вовсе. Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане"; Кукольнику оно понравилось, и он стал употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои Кукольника на каждом шагу восклицают: "Га!" (междометие, придуманное Кукольником для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется по ходу действия. Произведения Кукольника печатались преимущественно в "Библиотеке для Чтения". Отдельно изданы: "Повести и рассказы" (СПб., 1842), "Маркитантка", др. (ib., 1854), "Морской праздник в Севастополе", драматическое представление (ib., 1854), "Азовское сиденье", историческое сказание в лицах (ib., 1855), "Генерал-поручик Паткуль" (2-е издание, ib., 1860); "Боярин Федор Васильевич Басенок", историческая драма (ib., 1860) и много других романов, пьес и рассказов. Несколько рассказов Кукольника из времен Петра Великого перепечатано в "Дешевой Библиотеке" Суворина.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1809-68) русский писатель. Исторические повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтическая "драматическая фантазия" в стихах "Торквато Тассо" (1833), …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нестор Васильевич , русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре воровского жаргона:
    - мошенник, пpи пpодаже ценностей подменяющий их на …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — царь Пилоса. Сын Нелея и Хлориды. Отец Арета и Антилоха. В молодости прославился ратными подвигами: в войне с Аркадией …
  • НЕСТОР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Nestor, ??????). Сын Нелея и царь Пилоса в Мессении. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью …
  • НЕСТОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после воины пилосцев с Гераклом. В источниках …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. …
  • КУКОЛЬНИК в Литературной энциклопедии:
    Нестор Васильевич — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в …
  • НЕСТОР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Современном энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Энциклопедическом словарике:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • КУКОЛЬНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка актеров-кукольников. 2. …
  • НЕСТОР
    Н́ЕСТОР ИСКАНДЕР (Александр), рус. писатель 2-й пол. 15 в. Ист. "Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.". Падение Византии …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, др.-рус. писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского мон. Автор житий кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, в греч. мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В "Илиаде" изображался старцем, славящимся мудростью и житейским …
  • КУКОЛЬНИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌУКОЛЬНИК Нестор Вас. (1809-68), рус. писатель. Ист. повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтич. "драм. фантазия" в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ку"кольник, ку"кольники, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольнику, ку"кольникам, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольником, ку"кольниками, ку"кольнике, …
  • НЕСТОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НЕСТОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НЕСТОР
    имя, историк, летописец, …
  • КУКОЛЬНИК в словаре Синонимов русского языка:
    артист, кукловод, куколеотборник, …
  • КУКОЛЬНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК
    к`укольник, …
  • НЕСТОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР
    Нестор, (Несторович, …
  • КУКОЛЬНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    кукольник, …
  • НЕСТОР в Орфографическом словаре:
    н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • КУКОЛЬНИК в Орфографическом словаре:
    к`укольник, …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    мастер, изготовляющий кукол кукольник человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре Даля:
    -ный и пр. см. кукла. | Растен. Veratrum album, чемерица, чеморка. | Растен. Veronica latifolia, змеиная головка, змеиная трава, …
  • НЕСТОР
    в греческой мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В «Илиаде» изображался старцем, славящимся мудростью и житейским опытом. - …
  • КУКОЛЬНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Нестор Васильевич (1809-68) , русский писатель. Исторические повести и рассказы («Сержант Иван Иванович Иванов…", 1841), романтическая «драматическая фантазия» в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    кукольник м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1. Мастер, изготовляющий кукол [кукла I 1.]. 2. Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. разг. 1. Мастер, изготавливающий кукол [ кукла I 1.]. 2. Актер кукольного театра. II м. местн. Многолетнее травянистое …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • КУКОЛЬНИК ПИРСОНА в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    С центра комнаты на Луиса смотрело существо не человеческое, но и не гуманоидное. Оно стояло на трех ногах и разглядывало …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • НЕСТОР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Солунский (ок. 306), мученик. Память 27 октября Юноша Нестор был учеником святого Димитрия …
  • НЕСТОР ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Печерский: Прп. Нестор Летописец, в Ближних пещерах (XII в., память 27 октября). Прп. …
  • НЕСТОР ПАМФИЛИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Пергийский (Памфилийский) (+ ок. 250), епископ, священномученик. Память 1 марта . …


Кукольник, Нестор Васильевич

Поэт и драматург, род. 8 сентября 1809 г., ум. 8 декабря 1868 г., пятый сын В. Г. Кукольника. Родился в Петербурге; первоначальное воспитание и образование получил в Нежине, в гимназии высших наук кн. Безбородки, первым по времени директором которой был его отец. По смерти отца он в 1822 г. был взят матерью из гимназии и жил два года в Виленской губернии, а в 1824 г. снова поступил в нежинскую гимназию, прямо в 4-й класс. Несмотря на эти перерывы в обучении в гимназии, будущий писатель блестяще прошел гимназический курс; он считался в гимназии одним из способнейших и даровитейших учеников. Однокашник Гоголя, Гребенки, Кукольник принимал живое участие в литературных опытах и предприятиях своих товарищей (журнал "Звезда") и на школьной скамье успел проявить свои задатки; драматическая фантазия "Торквато Тассо", затеплившаяся страсть к театру и увлечение музыкой были юношескими, но верными залогами будущей деятельности Кукольника. Библиотека гимназии, богатая историческими сочинениями, два-три недурных педагога и компания даровитых товарищей содействовали основанию прочного фундамента в образовании Н. В. Кукольника: он вышел из гимназии развитым, начитанным юношей, хорошо знавшим новые языки, историю, литературу... По окончании гимназии, он около двух лет пробыл в Вильне, в качестве преподавателя российской словесности в 1-й и 2-й гимназиях и успел зарекомендовать себя отличным педагогом (отчет Н. Н. Новосильцева). Летом 1831 г. он оставил Вильну и отправился с ректором Виленского университета В. В. Пеликаном, в качестве чиновника при ректоре университета для письменных дел, в Петербург. Получив вскоре чин коллежского асессора, Н. В. Кукольник вышел в отставку; в 1833 г. он вновь поступил на службу в канцелярию военного министра; с 1837 г. служил в Капитуле орденов; с 1839 по 1843 г. был в отставке, затем снова поступил в канцелярию военного министра; с 1843 г., в течение четырех лет, Н. В. Кукольник служил в Петербурге, с 1847 по 1856 г. провел в командировках. По возвращении в Петербург получил отпуск за границу для лечения; вернувшись из-за границы, вышел в отставку и навсегда оставил Петербург. Он переселился в Таганрог, где и умер в 1868 г. - Общественно-литературная жизнь Кукольника разделяется на четыре периода. Первый - до приезда в Петербург; второй - с 1832 по 1847 г., период наиболее продуктивной деятельности Кукольника и наиболее интересный для историка литературы; третий - с 1847 по 1857 г. - период странствований Кукольника по России и за границей и, наконец, четвертый - пребывание его в Таганроге. Прибыв в 1832 г. в Петербург с литературным багажом, в котором находился и "Торквато Тассо", начатый еще в Нежине, Кукольник скоро выступил в печати. Звучные стихи только что названной драматической фантазии, в которых чувствовался свежий и несомненный талант, имели громадный успех и сразу создали Кукольнику славу поэта. Польщенный ласковым приемом, он в следующем же году выпустил драматическую фантазию "Джакобо Санназар", а затем и знаменитую драму "Рука Всевышнего отечество спасла". Последняя пьеса имела успех, превзошедший ожидания автора. Правда, она не отличалась по своему времени никакими выдающимися достоинствами ни в литературном, ни в историческом отношениях, но она окружила имя Кукольника ореолом страстного поэта-патриота. Молодой писатель понял настроение и вкусы минуты, сумел польстить тогдашнему понятию о "патриотизме", сорвал шумные аплодисменты и привлек к себе симпатию лиц, внимание которых считал для себя и выгодным, и полезным.

Кукольника превозносили, его должны были превозносить, и скоро слава его, - по словам одного современника (П. А. Инсарского) - была такова, что "трудно представить для поэта и вообще для литератора славу блестящее той, какой в то время (конец 30-х и начало 40-х годов) пользовался Кукольник. Не говоря о том, что малые литературные силы льнули к нему, заискивали перед ним, ему посчастливилось пользоваться симпатиями и дружбой лиц, отменно знаменитых в русском искусстве: Глинка и К. Брюллов были первыми друзьями поэта, вообще щедро наделенного от природы. Глинка писал музыку к его произведениям, Брюллов писал с него и его братьев портреты. В хоре похвал не слышны были некоторые голоса, критиковавшие его пьесу; несколько экспромтов, и довольно колких, не распространялись далее литературных кружков. Натура артистическая, Кукольник имел отличный музыкальный слух, немалые художественные способности и познания и понимание в искусствах. Отличный собеседник, любитель-музыкант, певец и композитор, общительный человек, он умел выбирать себе по сердцу друзей и приятелей, и поддерживать знакомство с нужными ему людьми. В приязненных, близких или просто хороших отношениях он был чуть ли не с половиной известных лиц Петербурга и Москвы. Поистине изумительная способность быстро сочинять и писать и сравнительно высокий гонорар, которым в свое время оплачивались произведения Кукольника, обеспечивали поэту безбедное существование. Кукольник жил, ни в чем себе не отказывая, и задавал вечеринки, на которые собиралось многочисленное общество представителей литературы, искусства и лиц, занимавших видное положение в сферах, с искусством ничего общего не имевших. Правда, эти шумные сборища, с обильными возлияниями, во имя литературы и искусства, не имели для последних сeрьезного значения и "салон" Кукольника пользовался не совсем-то лестной репутацией. Писатели, более дорожившие своим званием, с Кукольником не старались сближаться, да ж не сближались - товарищ его по гимназии Гоголь сторонился его и только за последние свои годы, как видно из неизданного дневника, бывал несколько раз у своего прежнего однокашника Кукольника. Но должно отметить, что общение поэта с людьми, посвятившими так или иначе свой век на служение прекрасному, было для Кукольника не бесполезно. Общество его - литераторы, артисты, художники - расширяли интересы и усиливали привязанность его к искусствам, некоторые же материальные средства позволили ему проявить свой интерес и любовь к русскому искусству на деле. Кукольник на свой страх предпринял издание дорогих, по тому времени, художественных журналов, которые, несмотря на краткость своего существования, содействовали подъему в нашей публике эстетических потребностей и вкусов и составили страницу в истории наших художественных изданий. С передачей Башуцкому последнего своего периодического издания и с отъездом из Петербурга (1847 г.), можно сказать, и прекратилась деятельность Кукольника, как писателя по преимуществу. Служба его к качестве чиновника при военном министерстве, требовавшая постоянных и продолжительных разъездов, да и самый характер ее, разобщили Кукольника со столицами и представителями литературы и искусств. К тому же ему выпало на долю пережить многих своих славных и знаменитых приятелей, соратников по искусствам... Разъезжая по югу России по делам службы и принимаясь за перо для разного рода "реляций", Кукольник лишь изредка набрасывал план или этюд какого-нибудь нового своего романа или повести, а иногда и драмы. За десятилетний промежуток странствований из-под пера его вышло немного (сравнительно с предыдущими годами) вполне законченных произведений. Наши военные действия на юге, свидетелем которых был Кукольник, не могли не произвести на него впечатления, и он откликнулся на них в целом ряде произведений, из которых наибольший успех выпал на долю его драмы "Морской праздник в Севастополе". Продолжительная служба утомила уже пятидесятилетнего Кукольника; он выхлопотал отпуск за границу и, пробыв там несколько месяцев, вернулся в Петербург, чтобы подать прошение об отставке. Переселившись в Таганрог, он скоро стал там в ряды видных граждан, был избран в гласные городской думы и, говорят, немало потрудился над, благосостоянием своего города. Изредка напоминал он о себе, как о литераторе; но он пережил свою литературную славу. Не успело пройти 20 лет литературной деятельности Кукольника, как ему пришлось убедиться в охлаждении к нему публики; изданное в 1851 г. собрание сочинений его не имело значительного успеха. Белинский, еще года за четыре до сего издания давший понять Кукольнику в одной из своих рецензий, что в собрании сочинений его публика врядли нуждается, оказался прав. Барон Брамбеус и другие подобные критики не раз производили Кукольника в гении, сравнивали его с Гете, роднили с Брюлловым и т. п. Но Белинский заметил: "талант Кукольника не так слаб, чтобы ограничиться безделками, доставляющими фельетонную известность, и не так силен, чтобы создать что-нибудь выходящее за черту посредственности". Действительно, если внимательно приглядеться к произведениям Кукольника, не трудно убедиться, что, несмотря на все их разнообразие с внешней стороны, они слишком однообразны по духу, их проникающему, по манере, и положительно скучны и утомительны по расплывчатости, обилию подробностей и действующих лиц. Драмы его полны трескучих фраз и дешевых эффектов, в тысяче героев его романов редко встретишь тип или выдержанный до конца характер; в повестях с сюжетом из времен Петра Великого - это наиболее удачные произведения Кукольника - мы имеем, строго говоря, пересказы известных анекдотов, иной раз довольно живые, но неприятные по одностороннему и поверхностному пониманию автором значений реформ Петра и его удивительно пристрастному отношению к их сторонникам и противникам; вообще - в произведениях Нестора Кукольника мало вдохновения, творчества. Отсутствие у него качеств выдающегося писателя, с одной стороны, с другой - новые веяния в нашем обществе, нарождение новых идей, которых Кукольник едва ли был сторонником, наконец, появление в нашей литературе плеяды талантливейших писателей - все это отодвинуло произведения Кукольника в область забвения. В 1847 году Белинский, подводя итог только что сделанному им обозрению драм и романов Кукольника, совершенно верно сказал: "все это теперь забыто и всего этого не разбудишь от вечного сна никакими новыми изданиями". Произведения Кукольника, написанные им до 1851 г., вошли (за ничтожными исключениями) в 10 т. "Полного собрания сочинений" его (СПб., 1851-1853); затем повести и рассказы его переизданы (с дополнениями) в 1871 г. в пяти томах "Повести и рассказы Н. В. Кукольника", (СПб. 1871. в 1886-1888; 1895-1897, 1901). Роскошные издания, которые предпринимал Кукольник, были следующие: "Художественная Газета" (1836-1841 гг. - закончил издание А. Струговщиков); "Новогодник" (СПб. 1830 г.), "Сказка за сказкой" в 4-х томах (СПб. 1841-1844); "Дагерротип" (1842 г.); "Картины русской живописи" (1846 г.); "Иллюстрация" (1845-1847 гг. издание закончил Башуцкий); кроме того, Кукольник был одним из редакторов "Русского Вестника", издававшегося С. Глинкой, принимал участие во многих крупных журналах, газетах и альманахах ("Сын Отечества", "Библиот. для Чтения", "Маяк", "Русский Вестник", "Русская Беседа", "Репертуар и Пантеон", "Современник", "Журнал министерства нар. просвещения", "Русское Слово", "Северная Пчела", "Русский Инвалид", "Финский Вестник", "Санкт-Петерб. Ведомости", "Голос", "Северн. Почта", "Биржевые Ведомости", "Комета Белы", "Альманах на 1838 г.", "Утренняя Заря" (1839-1843), "Одесский альманах" (1839 г.), "Молодик" (1843 г.), "Альциона" (1843 г. и др.). Некоторые ироизведения Кукольника переведены на иностранные языки: "Nadinka Fran Ryskan" (Holsingfors 1840); A. P. Zichontschich (Abo, 1856 г.); см. также "Russische Geschichten horausg. von Zewald" (1846 г.).

Полный перечень произведений Кукольника - к книге "Гимнизия высших наук и Лицей кн. Безбородко", СПб. 1881 г., отд. 2, стр. XLVI - LX. Перечень опубликованных его писем см. в статье Кубасова - "Кукольник и его письма" ("Русская Старина" 1901 г., № 3); Отрывки из дневника его напеч. в "Баяне" за 1888 г., №№ 9-16. Рецензии на сочинения Кукольника и отзывы о нем, как о писателе, можно встретить во всех столичных современных ему журналах и газетах; наиболее любопытны (и в различных направлениях) - Сенковского (Сочинения т. 8-й), Белинского ("Сочинения" т. 5, 6, 7 и 11), В. К. Кюхельбекера (в "Дневнике") и Шевырева (в "Москвитянине" 1842, ч. II). Биографические сведения - в некрологах, помещенных в "Полицейск. Листке Таганрогского Градоначальства" (1868, № 49), "Русск. Ведомостях" (1868, № 277), в статье Гербеля ("Гимназия высш. наук и Лицей кн. Безбородко" изд. 2-е, СПб., 1881, стр. 403-408); в брошюре А. И. Шверубовича "Братья Кукольники" (Вильна, 1885), в общих курсах, словарях, и в воспоминаниях И. И. Панаева (ч. I), Драшусовой ("Русский Вестник" 1881 г., № 9), Головачевой-Панаевой, А. В Никитенки; И. А. Арсеньева ("Истор. Вестник" 1887 г., № 2-й; см. на эти воспоминания возражение И. Пузыревского - "Как пишут иногда у нас мемуары", в "Новостях" 1887 г. за март); в "Записках П. А. Каратыгина", М. И. Глинки и др. Биографическим материалом могут служить отрывки из дневника и часть обнародованных писем (см. выше). О могиле его см. "Новое Время" 1899 г. № 8480 (отд. хроники).

Ив. Кубасов.

{Половцов}

Кукольник, Нестор Васильевич

Известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там литературные чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда", устраивал спектакли, причем он играл в "Недоросле" Митрофана, а Н. В. Гоголь - Простакова. Был учителем русского языка в виленской гимназии; позже служил в СПб., в министерстве финансов, затем в военном министерстве. Драматическая фантазия К. "Торквато Тассо" (М., 1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е изд. 1860) появилась пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Моск. Телеграф", справедливо отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех вьпал на долю и другой драмы К. "Князь Мих. Вас. Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены до шестидесятых годов и доныне идущей в провинции. В период 1840-45 гг. К. напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. К. издавал "Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в 1845-47 г. "Иллюстрацию". В этот же период вышли "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и "Картины русской живописи" (СПб., 1842-43). Вообще, время до 1848 г. можно считать расцветом славы К. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную триаду в литературе, живописи и музыке - себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок. И тогда, однако, лучшая часть литературы относилась к К. холодно: Пушкин считал его драматический талант ниже таланта барона Розена, Белинский признавал некоторое значение только за его рассказами. Действительно, последние жизненнее, и краски в них умереннее, но эта умеренность - только относительная: ничто не было так противно К., как реализм в литературе. Когда M. E. Салтыков, после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у военного министра, графа Чернышева, последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил К. сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того переведенного на службу в Вятку. В 50-х годах популярность К. стада падать; не поддержало ее и предпринятое им издание своих сочинений (СПб., 1851-53). Успех исторической драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время крымской кампании, был случайным: патриотизм автора совпал с общим увлечением. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Журналы печатали произведения К. неохотно, и он умер в 1868 г., почти всеми забытый. Нельзя отрицать в К. таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Считая художника стоящим неизмеримо выше толпы, он, чтобы отличаться от нее, говорил напыщенным языком, сам упиваясь его трескучестью. Чувства меры в нем не было совсем. Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане"; К. это понравилось, и он стал употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои К. на каждом шагу восклицают: "Га!" (междометие, придуманное К. для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется по ходу действия. Произведения К. печатались преимущественно в "Библ. для Чтения". Отд. изданы: "Роксолана", драма (СПб. 1835); "Джулио Мости", драматич. фантазия (СПб. 1836); "Кн. Дан. Дм. Холмский", драма (СПб. 1840; 2-е издание 1860): "28 января 1725 г.", драматич. картина (СПб. 1837); "Эвелина де-Вальероль", роман (СПб. 1841); "Альф и Альдона", историч. роман (СПб. 1842; 2-е изд. 1860); "Два Ивана, два Степана, два Костылькова", ром. (2-е изд. СПб. 1860); "Повести и рассказы" (СПб. 1842); "Барон Фанфарон и маркиз Петиметр", быль времен Петра В. (СПб. 1847); "Маркитантка", др. (СПб. 1854); "Морской праздник в Севастополе", драмат. представл. (СПб. 1854); "Азовское сиденье", истор. сказание в лицах (СПб. 1855); "Генер.-поручик Паткуль" (2-е изд. СПб. 1860); "Боярин Фед. Вас. Басенок", истор. др. (СПб. 1860); "Доменикино", драмат. фантазия (СПб. 1860); "Ерм. Ив. Костров", др. (СПб. 1860); "Ив. Рябов, рыбак архангелогородский", др. (СПб. 1860); "Иоанн-Антон Лейзевиц", драмат. фантазия (СПб. 1860), "Капустин, моск. купец", истор. рассказ (СПб. 1860); "Максим Созонтович Березовский", ист. рассказ (СПб. 1860); "Статуя Христофа в Риге или будет война!", истор. др. (СПб. 1860); "Три периода", ром. (СПб. 1860); "Егор Ив. Сильвановский или завоевание Финляндии при Петре Вел.", " Староста Меланья", "Старый хлам" (все три рассказа вместе СПб. 1860); "Корделия", новелла (СПб. 1860); "Прокурор Антонио", пов. (СПб. 1860); "Две сестры", эпизод из последн. смуты (СПб. 1865); "Железные дороги в России" (СПб. 1865). После смерти его напечатаны: "Сказание о синем и зеленом сукне" (СПб. 1872) и "Иоанн III, собиратель земли русской", истор. ром. (СПб. 1874). В 1880-х гг. большинство рассказов К. из времен Петра Вел. перепечатано в "Дешевой Библиотеке" Суворина. Несколько повестей К. переведено на шведский и финский языки.

{Брокгауз}

Кукольник, Нестор Васильевич

{Половцов}

Кукольник, Нестор Васильевич

Русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. Дебютировал в литературе в 1833 "драматической фантазией" "Торквато Тассо", за которой последовал длинный ряд его пьес и повестей.

В творчестве К. получили чрезвычайно рельефное выражение те патриотически-нацоналистические настроения, которые были так характерны для зажиточных слоев русской буржуазии в эпоху 30-х годов и которые обусловливались подъемом ее политического самосознания под эгидой николаевской монархии, покровительствовавшей "отечественному" капитализму. Вместе с поэтом Бенедиктовым и прозаиком Лажечниковым драматург К. является одним из вождей русского буржуазного романтизма. Как и автор "Ледяного дома", К. был одним из канонизаторов историко-патриотического жанра, прославляющего величие русского "народа" в самые критические моменты его истории. В этом плане особенно характерна пьеса К. "Рука всевышнего отечество спасла", с чрезвычайной выспренностью изображавшая избрание на престол Михаила Романова. Драма эта была поставлена в 1834 и произвела такой огромный эффект, что критиковавший ее "Московский телеграф" Н. Полевого за этот "антипатриотический" выпад подвергся правительственному запрещению (до нас дошла язвительная эпиграмма современника: "Рука всевышнего три дела совершила: отечество спасла, крест автору дала и Полевого задушила"). Написанная годом позже, драма К. "Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский" еще сильнее подчеркнула националистические тенденции его классовой группы.

Драматические фантазии К. ("Торквато Тассо", "Джакобо Санназар", "Джулио Мости" и мн. др.) по своей структуре сходны с его патриотическими драмами, изобилуя патетическими монологами, обильными метафорами, антитезами и пр. Защищая в большинстве своих "фантазий" идею чистого искусства, К. отнюдь не оказывается в противоречии со своими политическими убеждениями. Характерно, что избранная им тема о трагической судьбе Тассо разработана в соответствии с буржуазным генезисом его творчества. "Французы - классики и рады бы вклеить Тассо в трагедию, - писал по этому поводу еще Н. Полевой, - но как? Ведь он не король и не принц! и кто тут будет герой? Тассо - мещанин! не годится..." Пламенная защита Тассо чистого искусства ни в коей мере не исключала, по К., того, что в тех случаях, когда отечество потребует от поэта служения себе, последний должен настроить свою лиру на торжественно-патриотический лад.

Слава К. была недолговечна; уже Белинский сурово осуждал риторику его драм. В 40-х годах - эпоху окончательного разложения романтизма и утверждения "натуральной школы" - К. вместе с Марлинским и Бенедиктовым делается объектом насмешек передовой критики. Одна из наиболее язвительных оценок драмы "Генерал-поручик фон Паткуль" принадлежит молодому Тургеневу; Достоевский пародировал "фантазию" "Джакобо Санназар" в своей "Неточке Незвановой".

Перу К. принадлежат кроме пьес несколько романов и множество рассказов, проводивших в историко-бытовом плане те же тенденции, но не пользовавшихся и малой долей популярности его драматургии.

Библиография: I. Повести и рассказы, т. I и II. СПб., 1843; Сочинения, 10 тт., СПб., 1851-1853; Исторические повести, 6 кн., СПб., 1886.

II. Скабичевский А., Сочинения, т. II (ст. "Наш исторический роман в прошлом и настоящем"); Панаев И., Литературные воспоминания, Сочин., т. VI; Полевой Н., Очерки русской литературы, ч. 4, СПб., 1839; Записки Глинки, М., 1871; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929.

III. Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПб., 1902.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

  • - (1809 68), рус. писатель. См. ст. Эпиграмма на Н. Кукольника». Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А … Лермонтовская энциклопедия
  • - (1809 68) русский писатель. Исторические повести и рассказы (Сержант Иван Иванович Иванов... , 1841), романтическая драматическая фантазия в стихах Торквато Тассо (1833), историческая драма Рука всевышнего отечество спасла (1834) и др. На стихи… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. Гоголем в Нежинской гимназии высших наук. Известен как автор драматической фантазии… … Большая советская энциклопедия

    - (1809 1868), русский писатель. Исторические повести и рассказы («Сержант Иван Иванович Иванов...», 1841), романтическая «драматическая фантазия» в стихах «Торквато Тассо» (1833), историческая драма «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834) и др.… … Энциклопедический словарь

    КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич - (1809—1868), русский писатель. Изд. «Художественной газеты» (1836—41), журн. «Дагерротип» (1842), «Иллюстрация» (1845—47). «Драматич. фантазии» в стихах «Торквато Тассо» (1833), «Джакобо Санназар» (1834), «Джулио Мости» (1836) и др … Литературный энциклопедический словарь

    Нестор Кукольник портрет работы Карла Брюллова. Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт Петербург 8 (20) декабря 1868, Таганрог) русский писатель первой половины XIX века. Содержание 1 Ранние годы … Википедия

    Известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там литературные чтения, редактировал гимназический журнал Звезда, устраивал спектакли, причем он играл в Недоросле… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Кукольник, Нестор Васильевич - Смотри также (1809 1868). Пушкин познакомился с ним у князя П. Трубецкого в 1834 г., когда К. был уже автором нашумевших драм: Тасс, Рука Всевышнего, и писал Ляпунова. Пушкин не дочитал его Тасса и предсказывал, что К. не напишет хорошей… … Словарь литературных типов