Крупные машиностроительные заводы россии. Машиностроение

Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности. Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек, а количество производимых индивидуальных изделий достигает 3 млн. В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3.5 млн. человек.

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. На мировой машиностроительный комплекс приходится около 35% стоимости всей выпускаемой в мире продукции. Главными центрами машиностроения являются США, Китай, Япония и страны Западной Европы.

В Российской Федерации объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2014 году составил более 5.74 трлн. рублей. Это на 5.2% меньше чем в 2013 году. Но даже несмотря на такое падение, результат 2014 года является одним из лучших в машиностроительной отрасли. На долю машиностроения приходится около 20% объема выпуска всей обрабатывающей промышленности России.

Предприятия машиностроительного комплекса России расположены в основном в европейской части страны. Около 78% объема всей продукции выпускается в трех Федеральных округах. Лидером является Центральный Федеральный округ, предприятия которого производят около 1/3 всей продукции машиностроения. В процентном соотношении доля каждого из Федеральных округов выглядит следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 31%
  • Приволжский Федеральный округ – 26%
  • Северо-Западный Федеральный округ – 21%
  • Уральский Федеральный округ – 8%
  • Сибирский Федеральный округ – 7%
  • Южный Федеральный округ – 4%
  • Дальневосточный Федеральный округ – 2%
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 1%

Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных отраслей:

  • Производство машин и оборудования;
  • Производство электрооборудования;
  • Производство транспортных средств.

Наибольшая доля в объеме производства в 2014 году приходится на производство транспортных средств – чуть менее 51%, что в денежном эквиваленте составляет 2 925 млрд. рублей. На долю производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования пришлось 28% или 1 611 млрд. рублей и доля производства машин и оборудования составила 21% или 1 202 млрд. рублей.

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от .

Решающие факторы

Одним из основных в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется .

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники , оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая.

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно- транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах — Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Меди ново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

Общее машиностроение

Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности.

Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости — это приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение , где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане: КаМАЗ — Набережные Челны.

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили-в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным образом выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра, Москвы и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (Москве и Московской области, Санкт-Петербурге).

И очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.

Центры машиностроения в России

Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.

Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.

Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, - Нижний Тагил, где расположен "Уралвагонзавод"; на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.

Тяжелое машиностроение России

К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.

Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.

Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.

Автомобильная промышленность

Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.

Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.

В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.

Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.

Авиационная промышленность России

Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.

Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.

В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является "Компания "Сухой"".

В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация "Вертолеты России", то можно смело говорить об общероссийском значении компании.

Ракетостроение и космическая отрасль

В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.

Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.

Крупнейшими предприятиями отрасли являются "РКК "Энергия"" и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.

Сельскохозяйственное машиностроение

Тяжелое машиностроение России представлено также и производством без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.

Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие "Ростсельмаш", расположенное в Ростове-на-Дону.

Кроме того, машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется "Воронежсельмаш".