Архитектура в период возрождения. Джулиано да Сангалло

Поздним периодом Возрождения обычно считаются середина и конец XVI в. В это время в Италии продолжался экономический спад. Усилилась роль феодально-дворянского сословия и церковно-католических организаций. Для борьбы с реформацией и всякими проявлениями антирелигиозного духа была учреждена инквизиция. В этих условиях гуманисты начали испытывать гонения. Значительная часть их, преследуемая инквизицией, переселяется в северные города Италии, особенно в Венецию, сохранявшую еще права самостоятельной республики, где влияние религиозной контрреформации было не столь сильным. В связи с этим в период позднего Возрождения наиболее яркими были две школы - римская и венецианская. В Риме, где идейное давление контрреформации сильно повлияло на развитие архитектуры, наряду с развитием принципов Высокого Возрождения наблюдается отход от классики в сторону усложнения композиций, большей декоративности, нарушения ясности форм, масштабности и тектоничности. В Венеции, несмотря на частичное проникновение в архитектуру новых веяний, более сохранялась классическая основа архитектурной композиции.

Ярким представителем римской школы был великий Микеланджело Буонарроти (1475- 1564). В его архитектурных произведениях заложены характерные для этого периода основы нового понимания формы, отличающиеся большой экспрессией, динамикой и пластической выразительностью. Его творчество, протекавшее в Риме и Флоренции, с особой силой отразило в себе поиски образов, способных выразить общий кризис гуманизма и ту внутреннюю тревогу, которую испытывали тогда прогрессивные круги общества перед надвигающимися силами реакции. Как гениальный скульптор и живописец, Микеланджело умел находить яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В архитектурном творчестве этому соответствовало подчеркнутое выявление пластичности форм и их напряженной динамики. Ордер у Микеланджело часто терял тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен, создания укрупненных масс, поражающих человека своим масштабом и пластикой. Смело нарушив привычные для Возрождения архитектурные принципы, Микеланджело в известной мере явился основоположником творческой манеры, впоследствии подхваченной в архитектуре итальянского барокко.К крупнейшим архитектурным работам Микеланджело относится достройка после смерти Браманте собора Петра в Риме. Микеланджело, приняв за основу центрическую схему, близкую к замыслу Браманте, внес в ее трактовку новые черты: упростил план и обобщил внутреннее пространство, опоры и стены сделал более массивными, а с западного фасада добавил портик с торжественной колоннадой. В объемно-пространственной композиции спокойное равновесие и соподчиненность пространств проекта Браманте, претворены в подчеркнутое господство основного купола и подкупольного пространства. В композиции фасадов ясность и простота сменилась более сложной и крупной пластикой форм, стены расчленены уступами и пилястрами большого коринфского ордера с мощным антаблементом и высоким аттиком; между пилястрами помещены как бы затесненные в простенках оконные проемы, ниши и различные декоративные элементы (карнизы, пояски, сандрики, статуи и т. п.), придающие стенам почти скульптурную пластичность.

В композиции капеллы Медичи (рис. 9) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1520г.) выполненные Микеланджело интерьер и скульптуры слились в единое целое. Скульптурные и архитектурные формы полны внутреннего напряжения и драматизма. Их острая эмоциональная выразительность преобладает над тектонической основой, ордер трактуется кaк элемент общего в основе своей скульптурного замысла художника.

Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является также Виньола - автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры». Наиболее значительными его произведениями считаются замок Капрарола и вилла папы Юлия II (рис. 10) . В период Возрождения тип виллы претерпевает существенное развитие, связанное с изменением ее функционального содержания. Еще в начале XV в. это была загородная усадьба, часто обнесенная стенами, а иногда даже имевшая оборонительные башни. К концу XV в. вилла становится местом загородного отдыхи богатых горожан (вилла Медичи около Флоренции), а с XVI в. она нередко становится резиденцией крупных феодалов и высшего духовенства. Вилла теряет интимность и приобретает характер парадного фронтально - осевого сооружения, раскрытого к окружающей природе.

Вилла папы Юлия II -пример этого типа. Ее строго осевая и прямоугольная по внешним очертаниям композиция уступами спускается по склону горы, создавая сложную игру открытых, полуоткрытых и закрытых пространств, расположенных в различных уровнях. В композиции чувствуется влияние древнеримских форумов и дворов Ватикана.

Выдающимися мастерами венецианской школы позднего Возрождения были Сансовино, построивший в Венеции здание Библиотеки Сан-Марко (начата в 1536г.)- важный компонент замечательного ансамбля венецианского центра, и наиболее яркий представитель классической школы Возрождения - архитектор Палладио.

Деятельность Андреа Палладио (1508 - 1580) протекала в основном в г. Виченце, недалеко от Венеции, где он строил дворцовые сооружения и виллы, а также в Венеции, где он построил в основном церковные здания. Его творчество в ряде построек явилось реакцией на антиклассические тенденции позднего Возрождения. Стремясь сохранить чистоту классических принципов, Палладио опирается на богатый опыт, приобретенный им в процессе изучения античного наследия. Он пытается возродить не только ордерные формы, но целые элементы и даже типы зданий античного периода. Конструктивно правдивый ордерный портик становится главной темой многих его произведений.

В вилле Ротонда, построенной близ Виченцы (начата в 1551г.), мастер достиг исключительной целостности и гармоничности композиции. Расположенные на холме и хорошо видные издали четыре фасада виллы с портиками со всех сторон вместе с куполом составляют четкую центрическую композицию.

В центре находится круглый купольный зал, из которого ведут выходы под портики. Широкие лестницы портиков связывают здание с окружающей природой. В центрической композиции нашли отражение общие стремления зодчих Возрождения к абсолютной законченности композиции, ясности и геометричности форм, гармонической связи отдельных частей с целым и органическому слиянию здания с природой.

Но эта «идеальная» схема композиции осталась единичной. В реальном строительстве многочисленных вилл Палладио большее внимание уделял так называемой трехчастной схеме, состоящей из главного объема и отходящих от него в стороны одноэтажных ордерных галерей, служащих для связи со службами усадьбы и организующих парадный двор перед фасадом виллы. Именно эта схема загородного дома имела в дальнейшем многочисленных последователей при строительстве усадебных дворцов.

В противоположность свободному развитию объемов загородных вилл, городские дворцы Палладио обычно имеют строгую и лаконичную композицию с крупномасштабным и монументальным главным фасадом. Архитектор широко пользуется большим ордером, трактуя его как своеобразную систему «колонна - стена». Яркий пример - палаццо Капитанио (1576г.), стены которого обработаны колоннами большого композитного ордера с мощным, раскрепованным антаблементом (рис. 12) . Верхний этаж, расширенный в виде надстройки (аттикового этажа), придал зданию завершенность и монументальность,

Палладио также широко использовал в своих городских дворцах двухъярусное расчленение фасадов ордерами, а также ордер, поставленный на высоком рустованном цокольном этаже - прием, впервые примененный Браманте и в последующем широко распространенный в архитектуре классицизма.

Темным временам Средневековья пришел конец. Тучи рассеялись, и свет Возрождения озарил Италию. Неистощимым источником новых идей стал один из величайших умов в истории. был гениальным человеком. Ему принадлежат одни из величайших изобретений и творений архитектуры. В эту эпоху возрождалось античное наследие, ни один другой период в истории не порождал столько гениев .

Но гениальным архитекторам тех времен приходилось бороться со стихийными бедствиями, церковными догмами и друг с другом. Это была эпоха архитекторов, которые доказывали, что нет ничего невозможного.

Подъем и упадок Сиены

Но к 12 веку в Италии образовалось множество республик , они жаждали восстановить былую славу Рима. Им предстояло вдохнуть новую жизнь в культуру Западной Европы.

Итальянское Возрождение , оно поражает своей прогрессивностью и красотой, оно оказало огромное влияние на мировую культуру. Это эпоха изобретений и новшеств, эпоха , . Именно в этот период безвестные мастера, ремесленники, строители становятся знаменитыми художниками и архитекторами.

В 12-13 веках Италия начинает возрождаться. На полуострове вновь воцаряется стабильность во многом благодаря Священной Римской империи. Устанавливается феодализм, и города возрождаются.

В итальянских городах появляется новый тип правителей , ими становятся торговцы . Они не принадлежали к традиционной аристократии, благодаря этому в 13 веке жизнь в городах значительно оживилась .

Ежегодно на по средневековому обычаю проводят скачки : за полторы минуты надо успеть трижды обогнуть эту площадь. Лошади проносятся мимо изумительного фонтана 15 века, созданного Современные люди привыкли к тому, что из кранов в их доме течет вода, а раньше жителям Сиены источником воды служил этот фонтан. Чем богаче становился город, тем больше становилось в нем жителей и тем больше им требовалось воды.

Снабдить город достаточным количеством воды было весьма непросто. Неподалеку от Сиены нет ни одной реки , жителям пришлось отыскать другие источники воды, поэтому они построили систему подземных тоннелей .

Система подземных тоннелей, называвшихся Боттини , давала доступ к подземным ключам и почвенным водам. Постепенно вода просачивалась в эти узкие тоннели и накапливалась в резервуарах .

Но строительство Боттини было нелегкой задачей. С помощью кирок, молотков и зубил каменотесы пробивали проходы в скале, работая в темноте, тесноте и пыли.

Боттини могли тянуться на километры, а строителям надо было понимать, в каком направлении копать, поэтому временами они пробивали наружу отверстия, называемые «окки» — «глаза», это давало строителям представление о том, где они находятся и при необходимости позволяло изменять направление Боттини.

По системе этих тоннелей вода расходилась по всему городу и поступала в фонтаны на самых оживленных улицах Сиены вроде фонтана Гайя.

Дно тоннелей должно было понижаться под совсем небольшим углом, менее одного градуса: при большем наклоне вода просто переполнила бы систему. Для измерения наклона инженеры использовали инструмент, представляющий собой маятник: к палке на веревке подвешен камень. Как бы вы не наклонили палку, веревка сохранит вертикальное положение по отношению к наклону палки. Таким образом, вода будет течь медленно и равномерно и наполнять фонтан Гайя.

К 1345 году под Сиеной протянулось более 16 километров тоннелей . Город продолжал расти и процветать. Чем больше было воды, тем больше людей могло поселиться в Сиене, и тем сильнее она разрасталась. Вскоре в сферу ее влияния попала большая часть Южной . Подобное процветание и рост территорий Сиены обеспокоили ее соседей.

Гуманизм – это прежде всего интерес к античности. Древние руины Италии свидетельствуют о том, каких высот удалось достичь человеку в античные времена. Это были готовые архитектурные образцы, подражая им, можно было построить нечто действительно выдающееся.

Но когда в 1347 году разразилась «черная смерть» , она не миновала и Флоренцию: погибла почти половина жителей города. Потребовалось более полувека, чтобы оправиться от такого удара. Но возрождение получилось поистине грандиозным: то была эпоха Ренессанса , что и означает .

Правящая элита Тосканы стала тратить свои сказочные богатства на осуществление монументальных архитектурных проектов. Те, кому удалось остаться в живых после эпидемии, хотят наслаждаться жизнью, хотят полностью ощутить вкус жизни, придать ей определенный смысл.

Флорентийская , одна из богатейших семей Италии, начала возрождать свой город к былой славе, превращая его в Новые Афины . Правители стали , они использовали художников и архитекторов для собственного прославления.

Апогеем их усилий стал собор в центре Флоренции . Они хотели создать нечто, невиданное доселе, это была основная идея строительства.

До Брунеллески все проекты базировались на приблизительных моделях, эта практика была прекращена после того, как он ввел так называемую бумажную архитектуру , т.е. чертежи и планы. С этого началась история современной архитектуры .

Нововведения Брунеллески были опробованы при строительстве в 1442 году. В ней все взаимосвязано. Брунеллески старался сопрячь все детали строения так, чтобы они гармонично дополняли друг друга подобно костям скелета.

Благодаря открытию перспективы архитекторы Возрождения учатся управлять пространством , они учатся воспринимать его в трех измерениях, а также строить свои проекты. Теперь строительство начинается с концепции, которая постепенно доводится до совершенства.

Реконструкция Корсиньяно

Веками архитекторы будут применять архитектурные решения Брунеллески. Но в истории архитектуры наступала новая эпоха: бывшие города-соперники вновь вспомнили былую рознь. И архитекторы, и инженеры будут привлечены к иному роду деятельности: теперь их вдохновение будет служить искусству войны .

1459 год. Филиппо Брунеллески стал родоначальником архитектуры Возрождения , сделав Флоренцию центром передовых технологий строительства и дизайна. Теперь его идеи распространились и за пределы Флорентийской республики.

Филиппо Брунеллески использовал в свое дизайне античные архитектурные элементы: колонны, пилястры, а также строгие пропорции, превращая отдельные детали в единое целое, где не преобладал ни один из элементов. Но он не описывал свою работу, это сделал за него . Он писал не только об архитектуре, но и об археологии, политике, религии и даже верховой езде. Он и сам был неплохим архитектором, произведения Альберти читали многие, в том числе очень могущественный в те времена человек неа Сильвио Пикколомини.

Если у вас случается сердечный приступ каждый раз, когда ваша жена заводит речь о ремонте, то представьте себе следующее: Папа Римский, прочитав книгу Альберти, заявил ему, что желает перестроить то место, где он родился. Нет, не дом, а целый город!

Энеа Сильвио Пикколомини в 1458 году стал Римским Папой . Год спустя он пожелал превратить родной городок Корсиньяно в идеальный город.

Ныне это тосканский городок . Подобный захолустный городок с населением около 200 человек открывал широкое поле деятельности для Пия II. Он возвел монументальный собор и окружил его другими внушительными зданиями. Улицы были намеренно сделаны кривыми, чтобы люди не понимали, насколько же мал этот город: когда вы идете по кривой улочке, здания заслоняют вам обзор, и город кажется больше, чем он есть на самом деле.

К моменту завершения реконструкции в 1464 году было построено или перестроено более 40 зданий. Каждый из них по-своему выражало новые веяния, то город в целом был превосходным образцом архитектуры той эпохи.

Итальянские инженеры и архитекторы на службе армии

Но гармония в Пьенце длилась недолго: концепции, прославлявшей величие человека, был прошен вызов. В 1492 году умер , прозванный Лоренцо Великолепный , правитель Флоренции. Многие из ее граждан устали от правления династии Медичи. Кроме того, они наслушались проповедей доминиканца , в которых он бичевал пороки Церкви и государства. Он ратовал за возрождение , проповедовал покаяние и аскетизм. Савонарола заявлял, что если Флоренция не одумается, то ураган гнева Господнева обрушится на город.

И действительно, над всей Италией уже сгущались тучи: , правитель Франции, готовился к походу на и грозил уничтожить любой город, вставший у него на пути.

Савонарола предсказывал некое бедствие, и когда произошло вторжение, он смог заявить: «Вот видите, я же предсказывал это!». Он уподоблял себя пророкам .

Предсказания этого неистового проповедника вскоре сбылись: в 1494 году король Франции Карл VIII , готовясь пройти по Италии с огнем и мечом. Италия состояла из множества враждующих республик, и завоевать ее было нетрудно .

Если раньше итальянская архитектура прославляла человека, то теперь она была посвящена войне. Военных инженеров в те времена еще не было. Поэтому великим архитекторам Возрождения, порой ничего не понимавшим в военном деле, пришлось возводить укрепления крупнейших городов Италии.

Новые технологии теперь были направлены на службу армии. Главным оружием Карла VIII были новые пушки , и средневековые стены рассыпались под их огнем. Новые пушки были более надежными и дальнобойными, а снаряды стали крупнее и тяжелее. Благодаря этим пушкам армия Карла VIII могла взять любую крепость.


Для итальянцев это стало кошмаром наяву, ведь они никак не могли остановить врага. Снаряды новых пушек легко пробивали высокие и тонкие средневековые стены , оставляя итальянские города без защиты.

Древние стены даже препятствовали применению новых орудий против захватчиков. Новые пушки имели очень сильную отдачу, из них нельзя было палить с древних стен, так как стены при этом расшатывались и разрушались.

Итальянские архитекторы стали проектировать более низкие и толстые стены, которые выдерживали бы пушечный огонь. Новые толстые стены выдерживали пальбу из новых пушек , так как поглощали силу удара больших снарядов.

Планировка городских стен также подверглась изменениям: стены стали делать с множеством углов . Угловые бастионы звездообразных крепостей заставляли врага сохранять дистанцию . Наклонная поверхность стен легко выдерживала отдельные попадания артиллерии.

Городские стены в плане принимают звездообразную форму с выдающимися по углам многогранными бастионами , игравшими ключевую роль в обороне города . Многочисленные углы создавали множество фасов, фасы позволяли различным углам крепости прикрывать друг друга.

Крепости с бастионами стали классической моделью военных укреплений для всей Европы.

Возрождение Рима

Но вскоре Флоренция и Тоскана уступили ведущую роль в развитии архитектуры и инженерного искусства древней столице Италии. Бывшая столица вновь обретала власть и славу.

В начале 14 века идет борьба за папский престол, и предположительно законный переезжает во Францию. К 70-м годам 14 века, когда глава возвращается в Рим, здесь царит разруха . Все последующее столетие Папы занимаются реконструкцией Рима.

В конце 15 века Флоренция вновь становится республикой , но при этом утрачивает былое влияние. И все знаменитости вроде да Винчи , покидают Флоренцию. Теперь, если ты хочешь прославиться, твое место в Риме.

В 14 веке Рим находился в состоянии упадка. Но когда в начале 15 века он вновь становится Папской резиденцией, начинается подъем Рима .

Один Папа особенно прославился своей деятельностью по возрождению Рима, это был . Он и его последователи превратили Рим в величественную и влиятельную столицу христианства .

Сикст V взялся возродить этот город. Если Риму вновь суждено было стать столицей Католической Церкви, то город нуждался в серьезной реконструкции .

Однако, его возрождение было нелегкой задачей. Для начала надо было сделать его улицы безопасными, очистив его от преступников . Папа приказал попросту выловить и казнить их всех .

Следующим шагом было восстановление акведуков , образцов торжества инженерной мысли. Когда в город вернулась вода, Рим вновь стал многолюдным и процветающим городом . Улицы были расширены и вымощены камнем. Город переживал строительный бум .

Но у Сикста был еще один грандиозный замысел: воздвигнуть монументы былой славы, чтобы дать стимул будущему развитию города. Он использовал обелиски , привезенные римскими завоевателями из . Это были военные трофеи, которые древние римляне установили по всему городу. Сегодня в Риме больше обелисков, чем в самом Египте. Сикст использовал их в качестве своеобразных восклицательных знаков.

Папа хотел установить один из таких обелисков перед , но была одна проблема: он весил свыше 300 тонн. Передвинуть его было непросто.

Папа поручил эту задачу архитектору и инженеру . Его план был прост, но казался практически невыполнимым . Он окружил 300-тонный обелиск деревянным каркасом, чтобы защитить его от повреждений. По периметру обелиска установили металлические крепления. Каркас возвышался на 30 метров. Через кольца на металлических креплениях пропустили веревки, так чтобы обелиск можно было приподнять лебедкой. Для этого было задействовано 900 человек.


С помощью 40 лебедок обелиск приподняли и опустили на платформу с деревянными катками, затем его перекатили на новое место . Этот грандиозный проект был осуществлен 30 апреля 1586 года.

Людями, поднимавшим обелиск, под страхом смертной казни было приказано соблюдать молчание в течение всей операции.

17 дней спустя обелиск был доставлен на новое место перед Базиликой Святого Петра, где и находится до сих пор.

Слава о чудесном возрождении Рима распространилась по всей Европе. Столица древней империи вновь вышла на мировую арену . Эпоха великих архитекторов, зародившись во Флоренции, преобразила Рим и всю Европу.

Архитекторы и инженеры создали изумительные по своей красоте и величественности творения, такие как римские обелиски или Флорентийский собор. Они прославляли огромный потенциал человека и создавали ощущение, что человек – венец всего сущего. Многие полагают, что именно Возрождение дало начало современной культуре .


  • Ордерная система | ионический ордер

  • Ордерная система | коринфский ордер

  • Сравнение ордеров | ренессанс

  • Оспедале дельи Инноченти | Флоренция

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция

  • Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция

  • Капелла Пацци | Флоренция | 1429-1443 гг.

  • Фасад в стиле ренессанса

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план

  • Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер


  • Собор Святого Петра | интерьер

  • Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан

  • Интерьер в стиле Ренессанса

  • предметы интерьера эпохи Ренессанс

  • Мебель в стиле Ренессанс
  • >Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи
    Санта-Мария-делле-Грацие

  • Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.

  • Собор Святого Петра | Рим | XVI в.

  • Площадь Святого Петра | 1656-1667 гг.

  • Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

  • Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.

  • Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело

  • Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело


  • Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль

  • Замок Блуа | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.


  • Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.

  • Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.


  • Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В Западной Европе в XIV-XVI вв. в результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В эпоху Возрождения происходит переломный момент в Архитектуре, особенно по отношению к предшествующему Готическому стилю. Наибольшее значение в стиле Возрождение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и определенному порядку составных частей. Архитектурные постройки в этом стиле выглядят статично в результате наслоения друг на друга горизонтальных этажей. В отличие от вертикальных построек средневековья, новые развиваются в ширину. Ренессанс перенимает античную ордерную систему. Основными архитектурными элементами данного стиля становятся колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод. Применяются различные ордера, тяжёлый дорический в нижней части, а в верхней субтильный коринфский, стена приобретает свою первоначальную функцию. Происходит изменение характера пространства, в отличие от ломаных готических линий, в Ренессансе применяют строгие прямоугольные формы. В эпоху Возрождения предпочтения отдаются следующим геометрическим фигурам и телам: прямоугольник, квадрат, шар и куб.

В архитектуре Ренессанса важным моментом является отказ от готической каменой каркасной конструкции и внедрение новой конструктивной системы. Новая система была простая, экономичная, гибкая и значительно облегчала работу архитектору. Возводились здания с кирпичными стенами и сводами, в которых использовали и дерево: балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш. Кирпичные здания покрывались облицовкой (штукатурной или каменой либо мраморной), которая применялась в качестве внешнего слоя.

Очень малоизвестно, о мастерах и архитекторах романского или готического периодов, а в эпоху Возрождение напротив практически все сооружения и проекты или произведения искусств задокументированы. В области искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса, мастера (художники и архитекторы) играют важные роли и их творческие личности выдвигаются на первый план.

Великие мастера эпохи Ренессанса увековечившие свои имена в истории мировой архитектуры:

Итальянская архитектура Возрождения в течение XV-XVI вв. можно разделить на три этапа:

Ранний Ренессанс или кватроченто: 1420-1500 гг. Ведущий архитектор Ф. Брунеллески (1377-1446 гг.) центр - Флоренция.
Ранний Ренессанс связан с городом Флоренция, это колыбель искусства и архитектуры итальянского Возрождения. К главным мотивам архитектуры раннего Ренессанса можно отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки в рамках, украшенные акантовым орнаментом либо рельефной скульптурой; лопатки либо пилястры, украшенные канделябровым, цепочным орнаментом; фасаду придаётся размеренность по горизонтали благодаря изяществу межэтажных карнизов, а главный карниз образует достаточно большой выступ под крышу.

Оспедале дельи Инноченти | Флоренция.
Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция | 1296-1436 гг.
Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция | XV в. реконструкция.
Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция.
Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере.

Внутри дворцовых и жилых зданий эпохи Ренессанс, помещения расположены в планировке, достаточно просто и чётко, парадные и жилые комнаты имеют в основном прямоугольную форму и размещаются вдоль фасадов. Большие залы и помещения в нижних этажах, перекрывают сомкнутыми сводами с распалубкой, иногда их применяют и на верхних этажах, особенно в парадных помещениях. В ранний период итальянского Возрождения, на вторых и третьих этажах, используют деревянный подшивной потолок с кессонами либо с выделенной формой балок. А в общественных сооружениях, потолки имели орнамент, оформлялись гипсом. Стены разбиты в плане оформления: внизу высокие панели с филёнками из дуба, сверху оштукатурены и окрашены; в главных помещениях стены покрывают фреской (с сюжетами или лиственным орнаментом). В интерьере широко распространены настенные безворсовые ковры (шпалера), с изображением эмблем и геральдических знаков. В оформлении верхней части стены, присутствует мотив аркады на колонках либо антаблемент с лепным фризом.

Двери обрамляют наличниками, и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. В оформлении спален применяют драпировки. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися занавесями. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь, имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха.

Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники; вазы из меди или керамике (фаянс, майолика); декоративную посуду ставят на полки. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. В Ренессансе используются различные мотивы: виноградная лоза, бусы, ионики, киматий, меандр, плетенка, акантовый лист, лента, ложки, чешуя, раковина, человеческие фигуры, фантастические животные и птицы, плоды и цветы. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений.

Высокий Ренессанс: первая четверть XVI века. Ведущий архитектор Д. Браманте (1444-1514 гг.), центр перемещается в Рим.
В период высокого Ренессанса: светские здания, отличаются гармонией и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон и дверей; происходит переход от средневекового крестового свода к римскому своду коробовому.

Собор Святого Петра в Риме | XVI в.
Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере XVI века:
В своем развитии - интерьеры более сдержаны и классичны. В интерьере орнамент применяется в основном при обработке деталей потолка, в художественном оформлении предметов мебели. Благодаря творчеству такого великого матера как Рафаэль Санти, бурно развивалась плафонная и настенная живопись.

При раскопках в начале 16 века археологи нашли пещеры, которые оказались комнатами и коридорами (Золотого дома Нерона) украшенные орнаментальными декорациями. С тех пор мелкие и причудливые переплетения различных мотивов получили название гротесков (от слова грот, пещера). Инициатором применения в росписях этих мотивов был Рафаэль, использовал при создании Ватиканских фресок. С 1519 года гротесковые росписи приобрели огромную популярность и распространение не только в Италии, но и в других странах. Ярким примером этой системы организации живописных орнаментальных композиций являются росписи лоджий в Ватикане. Своим строгим подчинением архитектурной организации интерьеров и структурированностью отдельных элементов, вся площадь как бы разделена на небольшие поля, каждый из которых имеет решение в виде сюжетной картинки либо орнаментально. По такому же принципу оформляют и стены, декорируют пилястрами. В интерьере легкий и светлый фон, чистые и живые краски. В эпоху возрождения мотивы гротеска широко применяются в прикладном искусстве: керамики, дерева, металле, тканях. В Ренессансе 16 века полы продолжают выкладывать плитками из камня и фаянса, мазайкой из мрамора. Создаются новые предметы мебели: поставцы; мягкие кресла, с резными подлокотниками, оббитые кожей либо бархатом, новые формы стульев. Ножки столов и стульев заменяют двумя массивными резными досками, соединяя их между собой перекладиной. В мебели неизменно сохраняются и развиваются архитектурные мотивы: антаблементы, пилястры, кронштейны, фронтоны и дополняющие их скульптурные темы; кариатиды и гермы, атланты, дельфины, звериные маски и лапы, розетки, картуши. Часто используются барельефы. Богатый и насыщенный декор мебели в стиле Ренессанс, напоминает отделку саркофагов античной эпохи. Особенно насыщенным декором отличались предметы мебели, созданные в Венеции и Северной части Италии, в отделке применялись, инкрустация из слоновой кости, интарсия из светлых и темных пород дерева. В Итальянском Ренессансе конца 16 века, благодаря развитию архитектуры и прикладного искусства, возник новый стиль - Барокко.

Поздний Ренессанс или Маньеризм: 1520-1600 гг. Поздний Ренессанс отличается усложнением деталей; затейливым орнаментом; плотностью колонн, полуколонн и пилястров; свободным соотношением пространства и материи. Основоположником позднего периода маньеризма в архитектуре считается Микеланджело Буонаротти (ведущий архитектор, скульптор и живописец), в его творчестве прослеживается тенденция свободной интерпретации принципов и форм античности.

Завершение строительства собора Св. Петра.
Площадь Капитолия | Риме | 1546 г. | Микеланджело.
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.
Библиотека Лауренциана.

Характеристика архитектуры стиля Ренессанс.

Безусловно, архитекторы эпохи Ренессанса позаимствовали элементы и детали римской архитектуры. Конечно формы и типы сооружений и принципы градостроительства, изменились по сравнению с античностью. Древние римляне не когда не строили сооружения, подобные церквям и особнякам эпохи классического стиля Возрождения. А в эпоху Ренессанса не было никакой надобности строить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний либо общественные бани, которые возводили римляне. Так что классические античные нормы изучались и применялись для того, чтобы служить современным целям и задачам.

Строительные материалы в стиле Ренессанс:
В раннем периоде каменные блоки применяют в конструкциях и в элементах оформления. Строительные растворы, в частности использование гладкой штукатурки в архитектуре, так что растворы применяют не только в кладке, но и для изготовления и оформления архитектурных элементов (сграффито, руста, и т.п.). Конструктивным и декоративным материалом является кирпич. В стиле Ренессанс используют и комбинируют цветные материалы (глазурованный кирпич, терракота, майолика), им придают различную форму, изготавливая из них элементы и детали для архитектурного оформления зданий.

Интерьеры стиля Ренессанс в 16 веке, помимо настенной живописи, украшены лепниной (белой, тонированной, золотой). Для конструктивных деталей, которые обеспечивали жесткость с помощью тяг и застёжек используют железо. Бронзу, медь и олово применяют в декоре. Дерево применяют для изготовления стропил, карнизов и потолков с кессонами сложной формы, иногда сводов (цилиндрических с люнетами).

В стиле Ренессанс при возведении сводов, используют античный и средневековой опыт, для их усовершенствования применяют дополнительные элементы (затяжки). Введение дополнительного промежуточного цилиндрического элемента (высокого барабана) в купол на парусах, вставляемого между куполом и парусами. Предпочтение отдаётся глухим сводам и куполам, где есть большая площадь для росписи. Типичные своды эпохи Возрождения: сомкнутый, цилиндрический с люнетами, зеркальный, зеркальный, крестовой.

План сооружений эпохи Ренессанс чётко определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмовых постройках модулем считается ширина пролёта нефа. Один из первых кто осознал проблему целостного единства конструкции и фасада, был архитектор Брунеллески, правда он так и не решил эту задачу, ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в сооружении базилике (Сант Андре в Матуе) .

Совершенствование проекта светского сооружения в стиле Ренессанс началось в 16 веке и достигло высшей степени развития в творчестве Виньолы Андре Палладио (1508-1580 гг.)

Фасады Ренессанса.

Фасады в стиле Ренессанс обычно были симметричны относительно вертикальной оси. Фасады церквей были аккуратно размерены пилястрами, арками и антаблементом и увенчаны фронтоном, такое расположение колонн и окон подчёркивает некое стремление к центру. Одним из первых фасадов в стиле Ренессанс является фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462),созданный флорентийским архитектором Бернардо Гамбарелли (Росселино), очень может быть, что и Альберти участвовал в создании этого сооружения.

Жилые дома приобретают карниз, а на каждом этаже происходит повторение, окон и сопутствующих деталей, главная дверь подчёркнута балконом либо рустом. Одним из образцов такой организации фасадов можно назвать дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.) с тремя поэтажными рядами пилястр.

За пределами Италии период рассвета Возрождения происходит с опозданием на полвека, распространяясь по Европе, итальянский стиль изменяется, учитывая и вбирая местные архитектурные традиции стран.

Архитектура Ренессанса во Франции.

Во Франции Ренессанс распространился в 16 веке, став придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции следует разделить на два периода.

Ранее Возрождение во Франции (1500-1530 гг.):

Замок Блуа - Франциска I | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектура и жилой интерьер Французского раннего Ренессанса, особенно интерьер, стилистически соответствуют раннему Возрождению в Италии. В частности Французский жилой интерьер называют - стилем Франциска 1.
Перекрытия с массивными, дубовыми, тёмного цвета балками, декорированные орнаментом, открытые в сторону внутреннего пространства. Высокие панели, с филёнками изготовленные из дуба. Гладкие стены над панелями, покрывались обоими с орнаментом либо тесненной кожей. А стены парадных помещений украшали безворсовые ковры (шпалеры) с сюжетами и орнаментальными композициями.

Камины призматической формы располагали на оси помещения, уходящие в потолок, в верхней части декорировались тягами или колонками, в центральной размещали герб хозяев постройки либо картину. В интерьере раннего периода, царила умеренность, и даже суровость.

Предметы мебели и прикладное искусство раннего Возрождения Франции, трансформировалась под влиянием итальянских образцов. Но стоит отметить, что новый стиль принимался лишь в центре страны, а многие предметы мебели, сохраняли готическую форму, только украшались орнаментом. В Архитектуре раннего периода, стиль Ренессанс применялся только для внешнего декорирования архитектурно- строительных элементов, не затрагивая конструкции. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Массивные столы с резными боковыми стенками, в виде арок с мощной перекладиной, дополнены балясинами и орнаментально оформленными брусьями. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар(резной шкаф для посуды), поставец(невысокий шкаф с полками), кассоне(сундук-ларь).

Интерьер дополняют изделиями из поливной керамики и фаянса: тарелки, блюда, кувшины, бутыли. Бернар Палисси выдающийся художник-керамист по фаянсу, создавал великолепные изделия с цветными и рельефными изображениями: Листья, раковины, ящерицы, рыбы, змеи, лягушки.

Зрелое Возрождение во Франции (1540-1570 гг.).

Античные мотивы всё больше получают распространения, вытесняя при этом готические темы. Архитектурные ордерные системы занимают главные позиции, они создаются с наиболее совершенными пропорции. Во второй половине века, в интерьерах особенно в мебели, усиливается развитие декоративной орнаментики. Происходит обрамление дверей, порталами с колонками и фронтоном. В период зрелого Ренессанса в интерьере, как и в предметах мебели, большое значение придают скульптуре.

Массивные двухъярусные шкафы, их поверхности украшают рельефом с резными скульптурными кариатидами, гермами и орнаментальными мотивами на дверцах. Столы с опорными резными стенками по бокам и подстольем; кресла с высокими спинками, с резными подлокотниками, обивались бархатом либо кожей; Кровати имели деревянную архитектурную основу, продолжением их ножек были резные стойки, которые поддерживали балдахин.

В изделиях прикладного искусства широко применяются изобразительные и орнаментальные композиции на темы связанные с античностью.

Брагина Л.М. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века). Издательство МГУ, 1983 г., Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г., 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград, 1965 г.,История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство"Академия художников СССР", М., 1963 г.

Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.

Брунеллески. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377–1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420–1436) возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.

Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419–1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные арки которой опираются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев. Своей жизнерадостностью и ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением.

Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Эта поразительная в своей гармонической целостности, небольшая по размерам капелла находится в глубине узкого монастырского дворика; прямоугольная в плане, она завершена легким куполом. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее, расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круглыми медальонами. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графическое изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают плоскость стен, сообщают цельность и ясность светлому просторному интерьеру.

Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.

Альберти. Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404–1472), энциклопедиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»). В спроектированном им палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–1451), трехэтажном ренессансном дворце с внутренним двором и помещениями, расположенными вокруг, Альберти вводит систему пилястр, поэтажно расчленяющих стену, антаблемент и облегченную рустовку с гладкой шлифованной поверхностью.

Росселлино. Античное наследие (римская архитектура) получило в его трактовке новую пластическую выразительность. Впервые в композиции фасада палаццо введены основные элементы ордерной архитектуры, выявлены несущие и несомые части, способствующие также выражению масштаба здания и включению его в окружающий ансамбль. Исполнение замысла Альберти принадлежит Бернардо Росселлино.

Бенедетто да Майано. Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 веке завершает палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 году) Бенедетто да Майано (1442–1497). Этот величественный дворец отличается гармонией основных масс. Ясный, правильный по композиции плана и объема, своими тремя рустованными фасадами он выходит па улицу и проезды. Венчающий его, великолепный по классической форме, богато профилированный карниз четко воспринимается по контрасту с суровой простотой стен. Внутренний двор, сообщающийся с уличной магистралью, утрачивает интимный характер и становится одной из парадных частей дворца.

Само слово «возрождение» настраивает нас на восприятие чего-то прекрасного, нового, необыкновенного. Действительно, эпоха Ренессанса пришла на смену более мрачному Средневековью, актуализировала интерес к человеку, его деятельности, предметам искусства, античной культуре. В чем же состоят особенности архитектуры Возрождения?

История архитектуры Возрождения

Эпоха Возрождения пришла на смену готике в начале 15 века и доминировала вплоть до начала 17 века. Эпоха стала символом возрождения интереса к ценностям Древнего Рима и Древней Греции. Симметрия, логика и гармония стали главными элементами для архитектурного стиля. Кроме того, именно в это время строительство и архитектура перестали быть анонимными. Появляются известные архитекторы, со своими собственными стилями и узнаваемыми чертами.

Строения эпохи Возрождения отличаются от готических своей жизненностью, уютом, они надежно стоят на земле, имеют правильные и приятные глазу очертания, простые правильные геометрические формы, четкую этажность.

Влияние античности отражено в использовании ордерной системы и всевозможных видов колонн. Постройки Ренессанса симметричны, имеют приятный жизнеутверждающий цвет фасадов, украшены лепниной, заштукатурены.


Особенности архитектуры Возрождения

Эпоха Возрождения стала своеобразным отсылом к классической римской архитектуре. Вернулись в строительство следующие черты:

  • Симметрия,
  • Пропорции,
  • Доминация прямоугольных форм для зданий различного назначения,
  • Важность декоративного убранства,
  • Использование облегченной конструктивной системы.

Воспитательный дом во Флоренции



Яркий пример воплощения архитектуры Возрождения в Италии - Воспитательный дом во Флоренции. Он принадлежит гению Филиппо Брунеллески, давшему начало перспективе, как изобразительному приему.

Двухэтажный дом предстает перед зрителем в виде долгой аркады, приподнятой от земли некоторым количеством ступеней. Здание расположено на площади, горизонтально вытянуто (готические постройки, в свою очередь, стремились исключительно вверх), но при этом не создает ощущение излишества, потому что размер постройки соотносится с площадью, уравновешивая ее.

Изящные колонны, тонкие своды арок, ряд прямоугольных окон - в фасаде сквозит легкость, несмотря на действительную массивность конструкции. Если первый этаж богато декорирован, то второй представляет собой скромно оштукатуренную стену. Это здание вбирает в себя отличительные черты архитектуры Возрождения: конструктивную ясность, античную простоту, гармоничность.

Собор Святого Петра в Ватикане


Собор Святого Петра в Ватикане - еще один образчик архитектуры Ренессанса. Над его сооружением трудились Донато Браманте, а затем и Рафаэль Санти и Микеланджело. Кстати, именно перу последнего принадлежит идея создания самого величественного купола в мире - он поднят на высоту 136 метров.

Невероятно богат собор убранством, снаружи украшают его скульптуры и статуи, двери сами по себе - предмет искусства, мраморные барельефы, а внутри все настолько богато и щедро декорировано, что невозможно остановиться на отдельном элементе. Гармония, роскошь, красота - все это можно сказать о внутреннем устройстве собора.

Эпоха Возрождения дала миру архитектуры многое: как принципы, по которым строят до сих пор, так и великих мастеров своего дела, чьи имена навсегда вошли в историю и чьи строения продолжают радовать нас сегодня, более 4-ех веков спустя.