Зинкевич мужские сказки тайный шифр. Тайный шифр женских сказок

Текущая страница: 2 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

«Слоеный пирог» смыслов

Некоторые родители говорят, что их дети не любят сказки. Им гораздо интереснее смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это означает, что время сказок прошло и наш современный мир не нуждается в них больше? Вовсе нет.

Когда не было кино и телевидения сказки слушали, читали, писали. Сегодня бабушку-сказительницу заменяет голубой экран. Собственно, и эта ситуация была давным-давно предсказана в сказках. Помните, яблочко катилось по серебряному блюдечку и показывало самые настоящие фильмы.

Поэтому совершенно естественно, что дети и взрослые упоенно утыкаются в телеэкран. Правда, есть здесь серьезная ловушка. Картинки и образы мелькают очень быстро, частота смены кадров стремительно возрастает. Ребенок воспринимает в единицу времени огромное количество зрительной и аудиальной информации. Он адаптируется к этому, привыкает именно к такому способу ее подачи, и в следующий раз уже ожидает того же. Постепенно у него формируется то, что некоторые режиссеры называют «клиповым мышлением». Такое мышление требует, чтобы в единицу времени происходило как можно больше ярких событий. Кстати, с этим связана сегодняшняя тяга кино и мультиндустрии к обилию спецэффектов в ущерб смыслу.

Но не стоит пугаться – это примета времени. Каким бы плохим не был фильм или мультфильм, он все равно в основе своей повторяет старую сказку. В любом случае, за спецэффектами и современным слэнгом будут просвечивать общечеловеческие ценности, острые жизненные ситуации. Любой фильм – это уже сказка. Можно называть некоторые фильмы суррогатами старых историй, но определенная часть публики все равно их будет смотреть. Самое важное – сформировать у ребенка хороший вкус и избирательность.

Некоторые родители спрашивают: «А, может, тогда вообще запретить ребенку смотреть телевизор?» Запретный плод всегда слаще доступного и полезного. От цивилизации, от ее приобретений и пороков не убережешь запретами.

Мы часто говорим родителям: «Давайте предложим ребенку альтернативу. Американские и корейские мультфильмы можно перемежать с русскими, старыми и новыми. Телевизионные программы можно перемежать с чтением книг и живым рассказываем историй». Главное, напитать душу ребенка добром и сформировать достаточный общекультурный уровень.

…Однажды на консультацию пришла мама четырехлетнего сына. Она сказала, что читала много книг по сказкотерапии, она со всем согласна, но у нее есть вопрос.

– Вы пишите, что нужно читать детям больше сказок, они формируют запас жизненной прочности, нравственный иммунитет, банк жизненных ситуаций. Я с этим полностью согласна. Но у меня проблема. А если мой сын меня слушать не хочет? Я начинаю ему читать, а он переворачивает страницы, или закрывает страницу, на которой я читаю, ладонью! Что это значит? Что мне делать? – озабоченно спросила молодая мама.

– Вам обидно, что он вас не слушает? Вы стараетесь сделать для него хорошо…

– Да дело даже не в том, что я стараюсь, просто это, наверное, ненормально, что он так себя ведет, – отвечала мама.

– Ну, отчего же ненормально? Многие дети так себя ведут.

– Но если так, зачем вы говорите, что сказки полезны и хороши для ребенка? Тогда получается, что сказки как лекарство, а оно не всегда приятно.

– Да, сказки нередко становятся лекарством, но это больше касается нас, взрослых. Дети не так нуждаются в лекарстве, как во внимании.

– Но я же уделяю ему внимание, когда читаю сказку! Я же ему читаю, а не себе! – возмутилась мама.

– Жаль, что вы читаете ему, а не себе… Скажите, а что, вам совсем не интересны те сказки, которые вы читаете сыну?

– Ну, а что может быть интересного для взрослого человека в сказке про Гусей-Лебедей?

– Неужели совсем ничего?!

– Вы шутите! Там все ясно: безответственная девочка не уберегла своего брата, а потом исправляла свою ошибку. Все ясно – выполняй порученное тебе дело ответственно и добросовестно.

– И больше ничего?!

– А что еще?!

– Когда в сказке, которую мы читаем ребенку, нет для нас самих никаких открытий, ничего нового, нам становится скучно. И чтение сказки превращается из таинства в обязанность.

– Ну, я бы так не сказала… – тянет мама. – Если и обязанность, что, скорее, приятная.

– Прекрасно, что «скорее приятная». Дело в том, что ребенок тонко чувствует ваше отношение к сказке. Вам не очень интересно, и ему тоже.

– А как мне может быть интересно то, что давно известно?!!

– Знаете, сказки не так просты как кажется. Они подобны слоеному пирогу. Самый верхний слой – он самый понятный, но не единственный. Вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил сказки?

– Конечно! Это ведь важно для его развития!

– Безусловно. Но сказка – это, прежде всего, приглашение к общению. Не простому, а особому, таинственному. И первое его условие – интерес рассказчика к тому, что он собирается поведать. Рассказывание сказки – это приобщение к тайне. Поэтому прежде чем читать ребенку сказку, вам нужно постичь тайну ее многослойности, тайну ее смыслов. И, возможно, один из ее смыслов вас заинтригует. Когда это произойдет, вы превратитесь из просто хорошей матери в Хранительницу Тайны, Сказительницу. И это ваше состояние, а точнее – ваше новое качество пробудит искренний интерес вашего ребенка. «Один из древнейших способов рассказывать сказки, – пламенное состояние транса, когда рассказчица, «почувствовав» публику, будь это один человек или целая толпа, входит в состояние «мира между мирами», и тогда сказка «притягивается» к сказительнице и рассказывается через неё», – говорила Кларисса Эстес. Чтение, а лучше рассказывание сказки ребенку – это самая настоящая медитация, обмен духовным опытом. Поэтому нам с вами предстоит научиться входить в это состояние Сказительницы. Главное условие здесь – понимать многослойность смыслов сказки.

– Получается, что к каждой сказке нужно еще прилагать инструкцию для родителей, где было бы написано о чем эта сказка и как правильно ее читать? – иронично осведомилась мама.

– Можно сказать и так. Но таких инструкций пока к сказкам не прилагается. Предполагается, что родители захотят поразмышлять над сказкой сами, прежде чем читать ее ребенку.

– Я готова размышлять, расскажите, как это делать, – твердо сказала молодая мама.

Это была хорошая мама, стремящаяся все сделать в воспитании сына правильно, не наделать ошибок, которые сделали ее родители (так считала она). Что ж, это уже неплохой старт для сказкотерапии. С этой женщиной предметом консультирования стал анализ сказок. Надо сказать, что она уже прочитала немало психологической литературы, и книг по сказкотерапии, а потому считала себя неплохим, и даже компетентным, психологом. Она не собиралась говорить о себе, ей просто были нужны консультации специалиста по сказкам, сказкотерапевта. Так сказки стали «прикрытием» тонкой психологической работы с ней самой. В процессе расшифровывания сказок она стала спокойнее, преодолела свой страх совершить ошибки в воспитании, больше стала доверять Потоку Жизни. Постепенно она превратилась из Хорошей Мамы в Очаровательную Женщину.

А начали мы тогда, конечно же с «Гусей-Лебедей». Ведь эта сказка показалась молодой маме совершенно понятной и неинтересной.

Позвольте напомнить эту русскую народную сказку и вам.

Гуси-Лебеди3
«Народные русские сказки А. Н. Афанасьева», Л., 1983

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. «Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора». Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, – братец не откликнулся.

Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди уже давно себе дурную славу нажили, много шкодили и детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца и бросилась их догонять.

Бежала-бежала, видит стоит печка.

– Печка, печка! скажи куда гуси-лебеди полетели?

– Съешь моего ржаного пирожка, – скажу!

– О, у моего батюшки и пшеничные не едятся!

Печь ничего ей не сказала.

– Яблоня, яблоня! скажи, куда гуси полетели?

– Съешь моего лесного яблочка – скажу!

– О, у моего батюшки и садовые не едятся!

– Молочная речка, кисельные берега! скажи куда гуси полетели?

– Съешь моего простого киселя с молоком, скажу!

– О, у моего батюшки и сливочки не едятся!

И речка ей ничего не сказала. И долго бы ей еще по полям, по долам ходить, да, к счастью, попался еж. Хотела она его толкнуть, да побоялась наколоться.

– Ежик, ежик! не видал ли куда гуси полетели?

– Вон туда-то! – указал ей еж.

Побежала девочка в указанном направлении. Видит стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, сидит и братец на лавочке играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла.

А гуси за ней в погоню летят, вот-вот нагонят! Куда ей деваться? Бежит речка кисельные берега.

– Речка, реченька, спрячь меня!

– Съешь моего киселька!

Поела девочка киселька, речка ее с братом под бережком укрыла. Гуси мимо пролетели, не заметили. Поблагодарила она речку и дальше с братцем побежала. А гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Стоит яблоня.

– Яблоня-матушка, спрячь меня!

– Съешь моего лесного яблочка!

Съела поскорее девушка лесное яблочко, яблоня их с братом и укрыла, гуси пролетели. Поблагодарила она яблоню и побежали они дальше. А гуси увидели – и за ней, совсем налетают, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. К счастью на дороге печка.

– Сударыня печка, спрячь меня!

– Съешь моего ржаного пирожка!

Поскорей съела она пирожок и залезла в печку. Гуси полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.

А она прибежала домой, а тут и отец с матерью пришли.

В тот раз мы разговаривали об этой сказке довольно долго.

– Вы услышали давно известную вам историю. Какой отклик она вызвала в вас?

– Сейчас я слушала ее по-другому, старалась искать скрытые смыслы, поэтому была в напряжении, – сказала молодая мама.

– Нашли ли вы их?

– Пожалуй нет, но я обратила внимание на некоторые странности сказки.

– Какие же?

– Жили старичок со старухой и были у них маленькие детки. Речь идет о поздних детях или о внуках? И если они совсем старички, то как еще могут работать в поле?

– Здорово, что у вас появляются вопросы, значит, уже становится не все понятно!

– Да, но хотелось бы внести ясность.

– Полную ясность мы с вами все равно не внесем. Сказка всегда сохраняет частицу тайны. Может, речь идет о поздних детях, а может, старичок и старушка и не родные родители, а учителя, наставники девочки. Словом, люди, которые не только кормят-поят, но и воспитывают, создавая «учебные ситуации».

– А что это за «учебные ситуации»?

– Это своего рода провокации. Они предоставляют девочке полную свободу, но просят ее быть умной и не ходить со двора. То есть, с одной стороны, предоставляют свободу, а с другой стороны, ставят запреты. Интересно, как поведет себя девочка в такой ситуации, как расставит приоритеты.

– Но это же понятно! Конечно, она нарушит запрет!

– В этом и состоит суть провокации. Нарушение запрета – это вызов самостоятельности. Зачем нужен запрет? Чтобы оградить от беды. Кого нужно ограждать от беды? Сильного или слабого? Маленького или взрослого?

– Конечно, от беды родители ограждают ребенка. То есть слабого и маленького.

– Получается, что нарушить запрет – это означает претендовать на роль взрослого. Если ты нарушаешь запрет, то будешь играть по взрослым правилам и решать последующие проблемы самостоятельно. Такая вот «учебная ситуация».

– Получается, что в этой сказке героиня учится быть взрослой, самостоятельной! Она вступает в отношения с печкой, яблоней, речкой. Но их условия сотрудничества ей не нравятся. Помогает только еж – может, потому, что она его не пнула ногой, а может, по простоте душевной. Дальше она активно действует – забирает братца и убегает. Она не вступает в поединок с бабой-ягой, понимая, что лучшее сейчас – банальная кража. Но это не настоящая кража, потому что братец бабе-яге не принадлежит. А когда она понимает, что не может справиться с преследованием гусей сама, она принимает условия речки, яблони и печки…Так? – начала рассуждать молодая мама.

– Возможно!..

– А ведь действительно очень похоже на нашу жизнь! Тут и деловые переговоры и китайская стратегия – «дождись своего часа и возьми то, что тебе принадлежит»! – воодушевилась молодая мама.

– Похоже, что сказка уже становится вам интересной! Так старичок со старушкою, заложив в девочку фундамент жизнестойкости, решили ее проверить. Как вы считаете, выдержала она экзамен?

– Думаю да! Если бы она не заигралась, а все время приглядывала за братцем, она не получила бы свой урок, свой опыт. А теперь, получив его, она будет осторожнее.

– Помните, вы говорили, что эта сказка об ответственности…

– Теперь понимаю, что не совсем об ответственности. Я перепутала ответственность и подчинение правилам… – задумчиво тянет молодая мама.

– Допустим, но скажите теперь, зачем вы читаете эту сказку сыну, что она ему дает?

– Вот я тоже об этом задумалась. Сказка-то для девочки, а он мальчик, и притом очень активный. Братец героини в сказке вообще как вещь, от него ничего не зависит. Может, поэтому сыну эта сказка неинтересна?

– Все может быть. Сказки действительно можно условно разделить на «женские» и «мужские». В нашей сказке урок самостоятельности проходит девочка. Для мальчиков есть другие истории – «Колобок», «Три Поросенка», например.

– Получается, что я читала сыну не ту сказку! – расстроилась молодая мама.

– Не стоит печалиться! Сказки из-за своей многослойности не могут быть «не теми». Давайте зайдем с вами с другой стороны. Теперь вы знаете, что один из «слоев» этой сказки оставляет в нашем подсознании запись: «Тебе предстоит пройти свой урок самостоятельности, будь готова». Вы сама такой урок проходили?

– Конечно! Я с 18 лет живу отдельно от родителей и всего добиваюсь сама, – сказала молодая мама.

– Вы уже много добились. Но скажите, пожалуйста, бывает так, что вы иногда отдаете сына бабушкам?

– Я вообще-то стараюсь этого не делать часто, но иногда приходится…Но вы не хотите же сказать, что бабушка – это баба-яга?

– Почему вы так подумали?

– Наши бабушки любят внука до безумия и начинают его баловать. У нас на шестерых взрослых один ребенок, сами понимаете…

– Баба-яга похищает мальчика, сажает его на лавочку, дает ему золотые яблочки. Заметьте, в сказке этой нет указания на то, что она хочет его съесть. Он просто забавляется золотыми яблочками. Кстати, это непростой символ. Золотые яблоки, молодильные яблоки, – символ плодородия, молодости, здоровья, долголетия, мудрости.

– Выходит, в сказке описана ситуация, как молодая мама отправляет сына к бабушке, и ничего в этом страшного нет…

– Страх есть только у героини. Это страх перед гневом родителей. Она должна его вернуть домой, и ее не заботит то, что он чувствует. Не исключено, что ему у бабы-яги очень интересно. Да и вообще мальчик пережил самое настоящее приключение.

– Думаете – приключение? А не травму?

– В сказке нет указания на получение травматического опыта. Братец слезами не обливается, о нем лишь сказано, что он сидит на лавочке и играет золотыми яблочками.

– Действительно…Получается, что если бы героиня не была одержима своей целью вернуть брата к приходу родителей, она бы могла бы тоже поиграть яблочками и чему-то интересному научиться у бабы-яги?

– Все может быть…

– Но сказка совсем по-другому разворачивается! Братец здесь, похоже олицетворяет собой спокойствие и способность извлекать пользу из любой ситуации. Попал на травку под окошком – сидит, медитирует. Гуси-лебеди его унесли – получает удовольствие от полета. У бабы-яги с золотыми яблочками играет. На обратном пути пережил новое приключение совместно с сестрой, – размышляла молодая мама.

– Так какую же запись может оставить эта сказка в подсознании вашего сына?

– В любой ситуации можно найти благо для себя. И главное – тебе одному баба-яга открыла тайну золотых яблок, – улыбнулась молодая мама.

– Как красиво! Вы знаете, а это похоже на приглашение к игре.

– Представьте, вы почитали сыну эту сказку. А дальше говорите: «Вот интересно, унес братец золотые яблочки с собой или нет?»

– Да, интересно, что скажет на это сын! Если скажет – оставил, я спрошу почему. Если скажет взял с собой – я спрошу, что он с ними делал дальше, какая в них тайна. Так?

– Конечно! Более того, вы можете сами сделать «золотые яблоки» заранее. Просто оберните настоящие яблоки золотой фольгой. А перед тем, как читать сказку заинтригуйте сына. Покажите ему золотые яблоки, подержите их в руках. Попросите сына сильно сжать яблоко в руках и зажмурить глаза и скажите: «Я расскажу тебе историю про эти золотые яблоки, только яблоко нужно держать крепко и глаз пока не открывать. Сможешь? Это золотые яблоки для настоящих героев, а появились они так…». Дальше вы читаете или рассказываете сказку «Гуси-Лебеди», но с продолжением. Например, таким: «А яблочки золотые, что братец у бабы-яги взял, оказались волшебными, стал он их кушать и вырос в настоящего богатыря. А когда у родителей или сестры что-то не ладилось, или настроение плохим было, давал он им по кусочку золотого яблочка, и все налаживалось».

– А зачем это нужно делать?

– Я предлагаю вам подойти к рассказыванию сказки творчески и сделать золотое яблоко символом роста, благополучия, гармонизации. Если играть в такую игру искренне, яблоки станут в вашей семье не просто полезным продуктом, но и символом здоровья, и даже саморегуляции настроения.

– Не думала я, что с этой сказкой можно ТАКОЕ сделать! – говорит молодая мама.

– Это еще далеко не все, о чем говорит эта история и что с ней можно сделать. Сказка – «слоеный пирог» смыслов, идей, образов, символов…


Одна из задач сказкотерапевта – проводить для родителей консультации, на которых открывается многослойность сказки, обучать родителей размышлять над сказочными смыслами.

Важно понимать, что сказка – это не способ организовать досуг ребенка. Сказка – это приглашение к тонкому диалогу о Жизни. И взрослому необходимо быть к нему готовым. Поэтому, если ребенку сказка неинтересна, это означает только одно – родитель не готов к диалогу о Жизни, он хочет просто исполнить свой родительский долг. А этого, поверьте, сегодня мало.

Размышления о смыслах сказки помогут родителям научиться красиво рассказывать истории. Ведь многие дети становятся невнимательными и капризными, когда им читают. Но только начнешь им интересно и артистично рассказывать, они превращаются в слух.

Итак, первые знания о «законах» и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд и мифов. Правда, информация, переносимая метафорами, носит не конкретный характер. Иносказательная форма информирования побуждает читателя или слушателя к собственным размышлениям; формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые, стимулирует развитие личности.

Душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления и приобретать знания». Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формируется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся самые разнообразные данные о мире и человеке. Например, о том:

Как устроен этот мир, кто его создал

Что происходит с человеком в разные периоды его жизни

Какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина

Какие этапы в процессе самореализации проходит женщина

Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни, и как с ними справляться

Как приобретать и ценить дружбу и любовь

Какими ценностями руководствоваться в жизни

Как строить отношения с родителями и детьми

Как бороться и прощать

Как себя вести, если…

И о многом другом.


«Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка смазывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, вверх; или вниз к нашей беде; прорезает прекрасные широкие двери в казалось бы ранее глухой стене, открывает пути в царство грёз, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни», – так эмоционально пишет о сказках Кларисса Эстес. Но чтобы это произошло необходимо научиться творчески размышлять…

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, Ph.D., Дмитрий Кудзилов

Санкт-Петербургский Институт сказкотерапии

Сказки для мальчиков и девочек

(часть первая – «мужские сказки»)

Нередко родители, интуитивно понимающие, что воспитание необходимо соотносить с полом ребенка, спрашивают нас, какие сказки читать девочкам, а какие мальчикам.
Конечно, и девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы странно.
В каждом из нас есть и мужское, и женское, ян и инь. В их взаимовлиянии наша сила. Однако условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. При этом будем помнить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познает мужской мир и свое мужское начало. Аналогичная логика справедлива и в отношении мальчика.
В гендерном (половом) отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы (при этом, принадлежность героя к антропоморфной группе не имеет значения):

  • «мужские»: главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу.
  • «женские»: главная героиня (или героини) – персонаж женского пола
  • «смешанные»: есть два главных героя обоих полов.

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда, и так далее. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить молодому человеку стратегии борьбы, их комбинаторность, выделить факторы, приводящие к успеху.
Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи:

  • Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить Меру в соответствии с текущим моментом.
  • Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. Да и есть ли у них вообще информация о Волке, кроме как от Наф-Нафа?! Информацию о силе врага беспечные поросята получают уже непосредственно в ситуации открытого с ним столкновения. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших, или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация – прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.
  • В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Есть мнение, что братья-поросята под руководством дальновидного Наф-Нафа поступили с Волком слишком жестоко, сварив в кипятке. Хотя, когда речь идет о жизни и смерти, не так просто думать о великодушии. Какие стратегии борьбы с Волком использовали поросята? В первую очередь, избегание и бегство. Привело ли это к успеху? Нет, только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип противника вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или увидит, что ему противостоит более мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь, и придумывают хитрый план, несмотря на ограниченность временных ресурсов. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, - вот слагаемые успеха. Безусловно, можно обсудить с мальчиком, был ли у поросят другой выход, и дать творческое задание придумать альтернативный план победы над Волком, - все это может сделать сказкотерапевт и родители.

Примерно так можно построить разговор с мальчиком, рассказав ему историю о трех поросятах и Волке. Для будущего мужчины очень важно знать, как бороться с врагом, что его приведет к успеху, а что к неуспеху.

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антроморфный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной.
Вернемся к «мужским сказкам». Если говорить о базовом принципе мужского начала, то Борьба и Победа. Поэтому, когда мы говорим о том, чему прежде всего необходимо учить мальчика, речь идет о стратегиях, моделях ведения борьбы и достижения успеха. Когда молодой человек заканчивает школу, то он помимо установленных государственным стандартом среднего образования набора знаний, должен знать КАК ДОСТИГАТЬ УСПЕХА и ощущать свою собственную силу. Безусловно, разнообразнейшие грани содержания понятия «успех» также должны быть обсуждены на протяжении процесса обучения. Успех в личном аспекте, социальном, духовном; успех как гармоничное преобразование мира; успех как согласие с самим собой; успех как реализация заложенных природой способностей. К сожалению, редкий выпускник школы понимает многоликое содержание успеха и обладает инструментарием для его достижения.
В нашем мире забыты традиции обучения мальчиков. Конечно, в архаические времена их воспитывали отдельно от девочек и наставниками были лучшие мужчины. Именно мальчикам рассказывались сказки, передавая таким образом важнейшие знания о борьбе и победе. Сегодня некоторые педагоги говорят о «раздельном обучении». Но кто сейчас будет обучать мальчиков? Те же женщины-педагоги, не обладающие тайнами «мужского обучения», которые, собственно, им и не к чему. Конечно, сохранились «мужские институты», но они имеют либо военную, либо духовную направленность, и не являются продолжателями традиции воспитания мужественности.
Но не все так фатально, и традицию воспитания мальчика можно попробовать восстановить, благодаря «мужским сказкам». Сказки и мифы особенно важны для мальчика на этапе накопления знаний о мире. Этот этап длится примерно до подросткового возраста, мальчик приобретает знания о том, как устроен мир, формирует собственную Я-концепцию.
Данный период является самым важным для будущего мужчины. Не случайно, все современные «мужские» теории личности подчеркивают роль раннего детского опыта в жизненном сценарии.
Для мальчика важно понять, что «правильно», что «неправильно»; что «эффективно», что «неэффективно»; что приводит к успеху, что влечет за собой поражение. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо», - говорил В. Маяковский. Действительно, дать четкое определение, классифицировать явления для мальчика чрезвычайно важно. Никакой неопределенности, должна быть предельная ясность. Почему? Может быть, потому, что принцип мужского начала – АКТИВНОСТЬ, предполагающая расходование энергии. Чтобы грамотно расходовать, нужно знать куда и как. Поэтому неопределенность для мужского начала губительна – энергия расходуется вхолостую.
Все, что мальчик запоминает в детстве откладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделяет те модели поведения, с помощью которых можно достичь успеха.
Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мускулы». Если он видит, что побеждают хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственные интеллектуальные потенциалы. Стремление доказать всем и самому себе свою мужественность, право на существование, обусловлено архаической природой мужского начала.
Мальчик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечают, успешны они или нет, анализирует, стремиться объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные наставники, которые расскажут (используя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегиях достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить меру в удовольствиях и долженствованиях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моделей успешного поведения.
Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают. Смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, Приключения.
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятием со стороны сверстников, желательно занимать если не лидирующее, то заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией.
Задача психолога, воспитателя, педагога и родителей рассказать ему о конструктивных средствах достижения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуждение «мужских» сказок. Причем, для мальчика ценность сказочной истории становится очевидной тогда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью. В качестве примера можно вспомнить обсуждение сказки «Три поросенка», приведенное выше.
Работая с мальчиком, сказкотерапевт подбирает «мужские» сказки и делает основной акцент на поведении героя, на том, что приводит его к успеху, как он преодолевает трудности, относится к неудачам. Знания, добытые из сказок, легенд и мифов, используются в обсуждении проблемной ситуации мальчика и формировании стратегии успешного поведения в ней.
Необязательно рассказывать какую-либо историю от начала и до конца, и только после этого переходить к ее обсуждению. Достаточно выделить из метафорического материала эпизод (или эпизоды), созвучные актуальной проблеме мальчика и обсудить их, соотнести с реальной ситуацией, наметить пути решения.
В качестве примера приведем стенограмму индивидуальной консультации. Молодой человек одиннадцати лет помещен в специальное учреждение для несовершеннолетних за бродяжничество и мелкие кражи. Оттуда он неоднократно сбегал, но его возвращали обратно. Происходящее сильно напоминает сценарий сказки о Колобке. Поскольку юноша идти на откровение с психологом не намерен, сказкотерапевт берет инициативу в свои руки. Итак, действующих лиц двое: взрослый (Ск) и подросток (Кл).
Ск: Скажи, ты знаешь историю Колобка?
Кл: Какого еще Колобка?
Ск: Есть такая сказка о Колобке, который ушел от дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя…Помнишь?
Кл: Не знаю такой (это неудивительно, многие дети из неблагополучных семей не знают даже самых известных сказок и начинают учиться только в специальных учреждениях для несовершеннолетних)
Ск: Позволь, тогда я ее тебе расскажу (рассказывает сказку). Теперь ты ее знаешь. Ничего общего с тем, что происходит с тобой, не находишь?
Кл (усмехается): Я и от бабушки ушел, и от дедушки, да?
Ск: Точно. Похоже, ты хитрый!
Кл (довольно усмехается): Есть маленько.
Ск: Послушай, а как ты думаешь, почему такой хитрый, изворотливый Колобок все таки попался на удочку Лисы?
Кл: Потому что дурак, близко подходить не надо было.
Ск: Что значит: «Близко подходить»?
Кл: В рот не надо было к ней лезть.
Ск: А что же он должен был сделать, встретив Лису?
Кл: Катиться куда подальше.
Ск: Это ты знаешь, что Лиса оказалась еще опаснее, чем Медведь. А у Колобка все прекрасно выходило раньше с песенкой. Как он мог знать о коварстве Лисы?
Кл: Мог догадаться.
Ск: Откуда? Ведь он уже считал себя самым крутым – всех обошел, ото всех сбежал. Он был уверен, что непобедим. А в этом состоянии не только колобки, но и многие люди теряют осторожность, им кажется, что они самые умные и хитрые.
Кл: Задаваться начал, да?
Ск: Да! А Лисе только того и надо. Она послушала его песенку и поняла, что перед ней – задавака, считающий себя самым крутым, самым умным. А такого хитрый человек может легко обойти. Но вот вопрос, а была ли у Колобка возможность как то выкрутиться?
Кл: Наверное, была…
Ск: А в чем она состояла? Что он мог сделать, хотя бы тогда, когда лиса предложила ему сесть к ней на нос?
Кл: Быстро укатиться.
Ск: То есть, не садиться к ней на носок?
Кл: Да.
Ск: А что он мог бы сказать ей в ответ на такое предложение?
Кл: А чего говорить, надо было быстро сматываться.
Ск: Послушай, мы же знаем о том, какая Лиса хитрая. Неужели она бы не нашла способ догнать Колобка?
Кл: Точно, догнала бы.
Ск: Видишь – бегство не всегда лучший выход. Обязательно догонят.
Кл: Так что же делать?
Ск: Вот я тебя об этом как раз и спрашиваю.
Кл: Я не знаю.
Ск: Но у нас же с тобой на плечах есть головы. Так?
Кл: Так.
Ск: Вот давай и подумаем, что он мог бы сделать. Собственно, сказки для того и существуют, чтобы настоящие мужчины могли учиться на ошибках героев, думали, как их избежать в своей жизни.
Кл: Мог бы громко крикнуть ей в ухо, чтоб она оглохла!
Ск: А сам, воспользовавшись ее замешательством укатиться? Прекрасно! А можно было бы ее перехитрить?
Кл: Не знаю.
Ск: Давай с тобой рассуждать. Чего хотела Лиса? Съесть Колобка. Значит она хотела есть. Следовательно, чтобы спасти себя и отвести угрозу преследования, Колобок должен был указать ей другой объект для охоты, другую еду, причем более интересную для Лисы.
Кл: Он должен был сказать ей, что через дорогу лошадь сдохла, беги скорей туда!
Ск: Очень интересная идея! Еще варианты есть?
Кл: Можно было сказать, что я черствый, а на хлебзаводе все свежее.
Ск: Неужели, Лиса, ты, со своим изысканным вкусом, станешь питаться черствым хлебом?! Да это – себя не уважать! Иди, на мельницу, у мельника сегодня день рождения, так он всех кормит бесплатно, кто его поздравляет.
Кл: Точно!
Ск: Видишь, оказывается есть возможность у Колобка и от себя удар отвести и врага удовлетворить. Ну, хорошо, а что нам это дает? Ведь на сказках учатся. Чему мы с тобой можем научиться?
Кл: Лису обманывать!
Ск: Таких, как Лиса немало и среди людей. Во многих сказках говорится о том, что если ты слабее противника, нужно использовать хитрость. Главное, не терять осторожности, как Колобок. Тебе с такими людьми, как Лиса, встречаться в жизни приходилось?
Кл: Не знаю…
Ск: Не обязательно сейчас отвечать на этот вопрос, просто подумай об этом. Не всегда бегство самый лучший выход. А чтобы перехитрить врага в данном случае, мы с тобой, во-первых, задали себе вопрос, чего он хочет. Во-вторых, придумали, как он это может получить, но без ущерба для нас. Но это не единственный способ победы. В сказках их еще множество. Хочешь узнать?
Кл: Неплохо бы.
Ск: Все в свой срок. Да ты и сам теперь можешь размышлять над сказками, над тем, чему они хотели нас научить. Но у нас с тобой остался еще один важный вопрос: куда катился Колобок?
Кл: Как куда?
Ск: Вот именно, куда он направлялся, что хотел увидеть, с кем встретиться, что приобрести?
Кл: Да ничего, просто…
Ск: Просто ему нравилось катиться, его звала дорога?
Кл: Ну да.
Ск: Вот и получается, что еще один урок сказки в том, что тот, кто не знает, куда и зачем он идет, куда катится, рано или поздно оказывается съеденным.
Кл: Как это?
Ск: Так. Лиса же съела Колобка. Может быть еще и потому, что он не знал, куда катится. Для него было важно, все время от кого-нибудь уходить. Вспомни его песенку: Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел…». Ему все время нужно от кого-то уходить, убегать. Но зачем он уходит, убегает, он не знает. То есть, как говорят, цели у него нет. И в жизни нашей также. У кого цели нет, того рано или поздно «съедают», то есть лишают свободы, собственного мнения и даже желаний…Вот так! Послушай, я хочу тебя попросить, на досуге, может, подумаешь, придумаешь, куда мог катиться Колобок. А в следующий раз мы об этом поговорим.
Кл. Ладно.
**
В сказках есть описание различных способов преодоления препятствий, типология врагов и стратегии борьбы с ними. Все это должно войти в «мужскую библиотеку» моделей достижения успеха.


Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

Тайный шифр женских сказок

У этой книги, как у хорошего напитка, долгий «срок выдержки».

Я всегда с почтением относилась к сказкам, понимая, что чтение их не простое развлечение. Психологическое образование и опыт консультирования утвердили меня в мысли о том, что сказка – это особый информационный формат. Это шифр. Чтобы расшифровать информацию, требуются специальные знания, жизненный и духовный опыт. Но удивительно то, что даже будучи нерасшифрованной, ценнейшая, жизненно важная информация, поступает в наше подсознание. И она не просто там «складируется». Она начинает активно участвовать в нашей жизни, формируя систему ценностей, и через это влияя на наше поведение.

Конечно, так происходит не со всеми, кому читают или рассказывают сказки в детстве. Сказочная информация ненавязчива. Хочешь, используй ее в формировании своей картины мира, системы ценностей. Не хочешь – забудь. Но даже если ты отмахнешься от сказки («Да все это ерунда для детей!»), она все равно будет участвовать в твоей жизни.

Событийный поток, мелкие и крупные ситуации, происходящие с нами в повседневности – все это слагаемые сюжета нашей жизни. И в этом сюжете, если приглядеться, можно увидеть мотивы многих, известных нам с детства, сказочных историй. Да, изменились «декорации», костюмы и реплики героев, но сюжетный механизм остался прежним.

Нравится нам это или нет, мы реально проживаем многие сказочные сюжеты в своей жизни. Каждый в своей неповторимой комбинации. Собственно, эта мысль подвигала меня и моих коллег на исследование сказок.

Есть бессмертные сюжеты в которых обязательно участвуют человеческие страсти. Такие сюжеты – сокровищница подсказок для психолога, сказкотерапевта. Зная сюжетный механизм, урок ситуации и ее ловушки, сказкотерапевт строит линию консультирования.

Я знаю, что многие из вас пишут собственные сказки. Это – прекрасно и очень полезно. Быть может, эта книга утвердит вас в том, что вы – на правильном пути.

Раздел 1. Сказочный шифр

Врачевание и развитие души с помощью сказки, доброй или поучительной истории органично самой природе человека. Замечательная исследовательница сказок Кларисса Эстес пишет: «Сказки – это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать – достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии. ‹…› Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни прошло».

Основы сказкотерапии

Эта книга посвящена сказкотерапии. Пожалуй, одному из самых молодых направлений практической психологии. Но – «все новое, это хорошо забытое старое». Традиция рассказывать увлекательные истории – это одна из самых устойчивых и замечательных традиций человечества. Традиция эта живая. Ее постоянно обновляют новые сказки, фильмы, мультфильмы, рассказы, повести, романы, созданные в разнообразных жанрах.

Каждый из нас, по сути, сказкотерапевт. Когда у нас хорошее настроение, мы ощущаем особый прилив вдохновения, так и тянет рассказать (а кого-то и написать!) какую-нибудь сказку. Неважно, в какую эпоху происходят события, на каком языке разговаривают герои. Важно, что это отражение нашего настроения, чувств, взгляда на мир. Любая история обязательно находит слушателя или читателя. Любая история будет кому-то интересна. Такова традиция. Таков Закон Жизни. Закон Обмена Опытом.

Это не тот обмен опытом, о котором идет речь в старом анекдоте: «То, что заграницей называют промышленным шпионажем, у нас, в России, называют обменом опытом». Этот обмен опытом особенный. Он связан с передачей знаний о Жизни, об отношениях, непростых ситуациях, победах и искушениях. Чего только в жизни не бывает!

Поэтому сказкотерапия – это, прежде всего ЯЗЫК, особый стиль передачи жизненно важной, психологической, философской и другой информации. Язык живой, неформальный, не директивный, образный. Язык, активно включающий ресурсы правого полушария головного мозга.

Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии.

Автор тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту. Является научным руководителем проектов Минобразования РФ, ведет большую научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую и общественную работу.

Автор научно-популярной серии книг по практической психологии «Ценность каждого дня».Научный руководитель и разработчик комплексной модели реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях системы образования. Член-корреспондент Международной Академии наук экологии, безопасности природы и человека. Эксперт Международной Федерации независимых экспертов.

Отзывы об авторе "Зинкевич-Евстигнеева Т.Д."

В книге «Практикум по креативной терапии» описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии).

Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

скачать Арт-терапия

В этой книге представлена технология формирования и управления специально созданным коллективом сотрудников - командой, которая способна успешно решать производственные задачи в любой сфере бизнеса и управления.

Теоретическая часть содержит последовательное описание всех этапов формирования команды: от определения целей до сопровождения деятельности команды.

В практической части отрабатываются приемы организации работы в команде, даются новые технологии взаимодействия, ситуационного анализа, приводятся практические упражнения. Особое внимание уделяется изучению техник формирования командного духа и созданию имиджа команды.

Книга предназначена для руководителей, менеджеров, психологов и всех, кто профессионально интересуется вопросами управления.

скачать Практическая психология скачать Арт-терапия