Жизнь замечательных имен. Кем были три богатыря на самом деле

Поскольку речь у нас пойдёт о былинах, то расскажу я для разгону забавную историю из времён, которые сейчас вполне можно назвать былинными. Разгар перестройки, последние годы Советского Союза. Так сказать, крушение империи. Все эти события мне довелось наблюдать из места весьма подходящего для наблюдения. Жил я тогда в Москве в общежитии аспирантов Академии наук СССР.

Не знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. Мне было 33, возраст почти предельный, и поэтому я, посмеиваясь, называл себя «дедушкой русской аспирантуры». И, действительно, я был гораздо старше всех ребят, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице Вавилова.

А приехали в Москву эти мальчики и девочки со всего Союза. Как пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. Таджикистан, Молдавия, Литва, Калмыкия, Бурятия - тогда это была одна страна. Даже - ей-богу не вру! - Украина совсем не числилась заграницей.

Но дружба народов, воспетая в славных советских песнях, уже начинала трещать по швам. Когда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. Почему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. О плате мало кто из юных интеллектуалов задумывался.

Похожие мысли высказывали и представители России. Их логика была не менее проста и прямолинейна. К чему кормить окраины? Пользы от них никакой. Если эти деньги да в России оставить - ух, и славно же мы заживем!

Этот вечный разговор возобновился во время очередной пьянки. Если не ошибаюсь, состоялась эта пьянка накануне 7 ноября, который тогда считался главным праздником страны. Что там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выглядели сюрреалистично.

Градус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирания вполне могли перейти в мордобитие. Поэтому, улучшив момент, я спросил паренька, аспиранта из института истории СССР:

Ты картину Васнецова «Три богатыря» помнишь?

Конечно, помню.

Ну, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

Все! - Ответил паренек, ни на секунду не задумавшись. Чем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. Потому что ни о какой русской нации во времена князя Владимира Красно Солнышко говорить не приходилось. Тогда вообще такого понятия, как «нация» во всем мире не разыскать было.

То, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило меня на мелкую провокацию.

Нету там русских! - Сказал я с серьезным видом.

Это как же так, нету? - Все внимание было теперь обращено на меня.

А вот так и нету. Начнем по старшинству. Кто на картине в центре, на черном коне?

Илья Муромец! - Вспомнил кто-то.

Хазарский воин на службе у киевского князя. То есть иудей. В некоторых былинах его и называют Жидовином. И звали-то его, скорее всего Элиягу.

А Муромец он тогда почему же? Разве в Муроме евреи жили?

В Муроме в то время жило финно-угорское племя мурома. И далековато были эти места от Киева. Трое суток скачи - не доскачешь. Так что вряд ли Илья Муромец был из этого Мурома.

Известие о том, что Илья Муромец - еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

Так, теперь Добрыня Никитич. Он на картине изображен по правую руку от Ильи, сидит на белом коне. Кстати, художник неспроста выбрал масть у коней. Это намек на, так сказать, масть всадника. Какие там волосы убраны у богатыря под шлем не разглядишь. А Илья Муромец, как самый старший, уже изрядно поседел. А вот кони богатырей словно подсказывают: Илья - брюнет, Добрыня - блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжеватая. А в одной из былин, где он бился со своей будущей женой, Настасьей Микуличной, прямо говорится, как схватила она в поединке Добрыню за жёлты кудри. Ну а Алеша Попович, соответственно - рыжий-бесстыжий.

Почему бесстыжий?

Сейчас и до него дойдем. Так вот, Добрыня - имя, известное из летописей. Новгородский воевода, дядя князя Владимира. Крестил Новгород, как говорит известная русская поговорка, мечом. А какой нации были на Руси князья? Известно какой, варяги . Норманны. Немцы, то есть. Даже не немцы, пожалуй, а шведы. Но уж точно, что не из местного населения.

Ну, а теперь, как и было обещано, самый молодой Алеша Попович. Ну, тут фамилия, а точнее, отчество само за себя говорит. Попович, то есть сын попа. Если учесть, что действие былин происходит во времена князя Владимира, то есть при крещении Руси, местных священнослужителей воспитать еще не успели. Значит, попами были приглашенные из Византии греки. Так, значит, кто у нас Алеша Попович?

Правильно. Это и его манера поведения подтверждает. Он всегда берет не столько силой, сколько хитростью. Греки по всей тогдашней Европе именно этим качеством и славились . Ну, и еще своеобразной моралью. Именно Алеша Попович попытался Добрыне Никитичу рога наставить и жениться на его супруге, Настасье Микуличне.

Так что на картине Васнецова у нас изображены три богатыря, да только вряд ли русских.

Мой рассказ произвел впечатление. Главное, что он перевел разговор в более мирную колею. Когда заиграла музыка и начались танцы, мой приятель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

Ну ты и 3.14здобол!

Надеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ну, а теперь, попробуем разобраться в этом вопросе более серьезно.

Былины - это русский богатырский фольклор. Почему русский? Ведь я только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. Да, во времена Древней Руси, то есть в 9 — 13 веках не было ни русской нации, ни русского языка. Но былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м - 19-м веках. И распевали былины уже на русском языке. Может быть, для нашего уха языке и архаичном, но все же вполне понятном и перевода не требующем.

Их, действительно, распевали своеобразным речитативом. И хотя иногда былины называли еще и «стáринами», то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Это были явные мифы, то есть, произведения художественные.

Именно как художественные произведения былины и следует рассматривать, несмотря на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. А потому, руководствуясь заветом великого А.С.Пушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. То есть попытаемся извлечь информацию о трех богатырях из самого текста былин.

Тех, кто обеспокоился нечаянным еврейством Ильи Муромца, следует сразу успокоить. Илья Муромец - не хазарский воин на службе у киевского князя. Хотя по обычаям того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог наняться в дружину к киевскому князю нет ничего удивительного. Это был только вопрос денег. Мы же не удивляемся, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной язык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молиться в католический собор. Князя Владимира это тоже не слишком волновало. Так что сиживали за его столом и хазары тоже. Кстати, судя по пушкинской поэме «Руслан и Людмила», один из женихов-соискателей, Ратмир, - именно хазарский воин. Несмотря на свое славянское имя. И да, само слово «богатырь» восходит к хазарскому «богатур».

Но все же биография главного героя былин, пожалуй, самая запутанная. Здесь имеют место реминисценции с библейскими текстами. Ведь Илья Муромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь Христос. И в некоторых текстах былин калики перехожие оказываются Христос и два апостола, исцеляющие страдальца. Подобное сходство не должно удивлять. В былинах это случается. Например, эпизод с купцом Садко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком Ионой.

То, что Илья Муромец родом не из Мурома, спрятавшегося среди северо-восточных лесов и болот - почти доказанное утверждение. И уж тем более, он не из села Карачарова, которое давно вошло в черту Москвы. Тем более, что в топониме Карачарово отчетливо слышна тюркская составляющая. По исследованиям некоторых филологов родина былинного богатыря - город Карачев в Черниговском княжестве. Рядом - город Моровийск, по которому богатырь должен был называть себя Моровлин. Похоже на «Муромец»? Специалисты склонны думать: да, похоже.

Еще одним прототипом Ильи Муромца считают монаха Илью Печерского, захороненного в Киево-Печерской лавре. В монашестве он носил имя Ильи Муромца. Обследование его мощей показало, что этот Илья был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. Для 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. Что характерно, у этого Ильи Муромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. Умер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. И родом он был откуда-то из-под Чернигова.

Кстати, этот святой Илья Муромец - покровитель российских войск. Своим именем он опекает ракетные войска стратегического назначения, а также пограничные войска. Кого-то, может быть, это наполняет гордостью. Мне же смешно. Почему-то вспоминается буддийский Таиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. Так вот, министерство просвещения там опекает мудрый бог Ганеша, сын самого шестирукого Шивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. От чего Ганеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. А вот символом военно-воздушных сил страны является Гаруда, боевая птица-змееборец бога Вишну.

Былина о битве Ильи Муромца с хазарином Жидовином в своде былин имеется. Имеется и вариант, в котором Жидовин оказывается сыном Ильи. Но в былинах при сходных обстоятельствах упоминается еще один сын Ильи Муромца, ему неведомый (что для мужчин - довольно обычное дело). Того сына зовут Сокольник.

В общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей - Илья Муромец.

Добрыня Никитич чуть менее популярен по сравнению с Ильей. И, надо сказать, его биография прорисовывается из былин гораздо более ясно. Он - богатырь-наемник при князе Владимире и его родственник. Добрыня не столь силен, как Илья Муромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать. К тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполнять различные дипломатические поручения князя. Заметим, именно умен, а не хитер, как Алеша Попович. Его жена - Настасья, дочь Микулы Селяниновича, который в иных случаях силой превосходил Илью Муромца. Так что и в семейной жизни у Добрыни полный порядок.

Прообразом Добрыни Никитича, действительно, является тот самый Добрыня, дядя Владимира, который недобрым словом поминается в летописи за окаянное крещение Новгорода огнем и мечом.

Третий богатырь, Алеша Попович, в самом деле, поповский сын. Его отец — ростовский поп Левонтий (в некоторых былинах, Федор). Так что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. Действительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. Да, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Но это - закон жанра. Не могут все герои эпоса быть сильными или умными. Кому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. И да, имя у третьего из богатырей вполне подходящее. «Алексей» - по-гречески «защитник»

Примечания к тексту.

1. Не знаете, кто такие варяги? Читайте статью

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» — её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках.

Так кто же они, былинные богатыри?

В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря.

Это был крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт.

Известно, что он приходился родным братом Малуше — матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.

За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.

Место рождения Добрыни считается столица древлян — город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении.

Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве.

Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!

После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.

Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру.

Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

Его хояйкой является Любава. Утонченная девушка назвала своего ослика именем пророка. Моисей - ослик Любавы, который носит имя пророка. Моисей дружит с конем Алеши Поповича, Юлием. Моисей, как настоящий конь, сопровождает Алеши Поповича во всех его походах. Несмотря на небольшие размеры Моисей умудрился победить в бою Тугарина Змея. Разглагольствовать не любит и говорит всегда по делу, не всегда отвечает, но всегда высшуает мужа своей хозяйки, и если уж очень надо, поможет советом. А советы у рассудительного ослика Моисея на редкость полезные и правильные. Добрый, благородный и смелый, умеющий дружить (весь в хозяйку), готовый прийти на помощь.

С самого раннего возраста воспитанием юного богатыря занимался его дядя Тихон. Он и мечом его владеть учил и храбрым быть и смелым. Отважный Тихон старался присматривать за Алешей и очень переживал, когда тот что-то делал не правильно. И, конечно же, не захотел оставлять племянничка один на один со злобной ордой, поэтому и увязался за ним, решив снарядить его настоящим мечом. Однако, дядя был человеком недалеким, вот и выменял у цыган подозрительного коня на меч. Хотя все что не делается, то к лучшему. На пути к тугарам Тихон заботился и оберегал Алешу как мог, помогал ему и словом и делом. Все-таки повезло русскому богатырю с таким веселым и неунывающим родственником.

Если есть на свете первые красавицы, то она краше всех. Любава самая любимая и единственная внучка у своей бабули. А влюблена Любава, в своего друга детства, она за ним хоть в лес, хоть в гору, а имя ему – Алеша Поповичь. Конечно, он тоже ее любит, ну как устоять перед первой девушкой в своей деревне. Любава всем чем может помогает Алеше, умеет дружить и любить, поддерживает в трудную минуту. Несмотря на то, что ее балует Бабуля, ради Алеши готова на все, и постоянно это доказывает в фильме. При том, что она с головой кидается в Алешины проблемы, Любава очень нежная и ранимая девушка, робкая и застенчивая, но когда дело доходит до беды, в которую попал Алеша, Любава превращается в настоящую русскую женщину.

Конь Юлий

Юлий родом из Новгорода. Этот до ужаса болтливый конь своей веселостью и любовью к красноречию похож на ослика из мультфильма «Шрек». Однако этим схожесть и заканчивается, Юлий в отличие от своего американского героя изворотливый и очень хитрый. Чтобы спасти свою шкуру он готов пойти на всяческие ухищрения. Хотя, в определенные моменты предстает перед зрителями в роли настоящего бесстрашного богатырского коня. Гай Юлий имеет способности к чтению, и как он сам утверждает, до того как его похитили цыгане успел прочесть много книг. Не смотря на то, что он постоянно бежит от неприятностей, они находят его сами. Так, например, желая избежать опасности быть убитым на поле брани с тугарами, он проигрывает свою шкуру подозрительному говорящему дереву в надежде выиграть два полцарства.

Три богатыря - российская гепталогия полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей - Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы были созданы кинокомпаниями «Мельница » и СТВ . Осенью 2008 года, был выпущен сборник всех трёх частей от концерна «Союз ». С 2010 по 2015 год сборники мультфильмов про богатырей и других сказочных героев также продавались на пиратских дисках.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Три богатыря и принцесса Египта (мультфильм)

    ✪ Три Богатыря и Шамаханская Царица (мультфильм)

    ✪ Три богатыря и морской царь (мультфильм)

    ✪ Илья Муромец и Соловей Разбойник (мультфильм)

    ✪ Три богатыря: Ход конем. Мультфильмы

    Субтитры

Мультфильмы цикла

Действие происходит в средние века на русских землях условно в X-XIII веке. Каждый из мультфильмов имеет отдельный сюжет, но связан основными героями. Единственным сквозным героем всех мультфильмов является Князь Киевский, которого озвучил Сергей Маковецкий .

Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)

Мультфильм создавался с 11 июня 2004 года режиссёром Константином Бронзитом . Первая в России экранизация былины об Алёше Поповиче и Тугарине Змее. Съёмки окончены 22 июля 2004 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $6 720 288

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)

Премьеру мультфильма огласили в 2005 году, а сняли через год. Съёмки шли с 13 декабря 2005 года по 4 февраля 2006 года.

Бюджет: $4 500 000. Кассовые сборы: $6 864 576

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2008)

Премьера состоялась 27 декабря 2008 года. Мультфильм должен был стать завершением трилогии о трёх богатырях, но было решено продолжать серию - кассовые сборы как окупили мультфильм, так и с лихвой покрыли убытки от двух предыдущих частей. Также 4 ноября 2008 года шла на Первом канале . Съёмки шли с 15 августа по 13 сентября 2007 года.

Бюджет: $2 000 000. Кассовые сборы: $12 432 144

Три богатыря и Шамаханская царица (2010)

Бюджет: $3 000 000. Кассовые сборы: $24 288 720

Три богатыря на дальних берегах (2012)

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $32 000 000

Три богатыря. Ход конём (2015)

Съёмки шли с 24 августа по 4 октября 2014 года, а премьера состоялась 1 января следующего года.

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $24 576 288

Три богатыря и морской царь (2016)

Съёмки шли с 25 января по 27 февраля 2016 года [ ] . Премьера в России и мире состоялась 1 января 2017 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $14 134 274

Три богатыря и принцесса Египта (2017)

Фильм анонсирован с началом показа мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Анонсированная дата выхода - 28 декабря 2017 года. Съёмки пойдут в мае.

Съёмочная группа

В скобках указан номер фильма

  • Авторы сценария - Константин Бронзит (1), Максим Свешников (1-3), Александр Боярский (1-7), Илья Максимов (1-2), Ольга Никифорова (4), Светлана Саченко (6-7), Алена Табунова (7)
  • Режиссёры - Константин Бронзит (1), Илья Максимов (2), Владимир Торопчин (3), Сергей Глезин (4), Константин Феоктистов (5-7)
  • Художники-постановщики - Ольга Овинникова (1-5), Олег Маркелов (3-4), Елена Лаврентьева (4), Лидия Савина (5), Светлана Дегтярёва (6)
  • Художники по персонажам:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Варфоломеева (2-5)
    • Людмила Стеблянко, Илья Максимов (1-2)
    • Екатерина Смирнова (4-5)
    • Олег Маркелов (2-3)
    • Анна Попко, Ольга Лызо, Майя Нинбург, Елена Кокоулина (4)
  • Художники лэй-аутов:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Мардаголимова, Олег Пожидаев (1-3)
    • Екатерина Салабай (3), Артём Мясников (3)
    • Юлия Байгулова (3-5)
    • Елена Терлецкая, Екатерина Смирнова, Екатерина Комелина, Наталья Ковалевская (4-5)
    • Альбина Кунцевич, Евгения Банди, Алевтина Шабунина (5)
  • Руководители отдела лэй-аутов - Марина Михеева (1-4), Елена Терлецкая (5)
  • Ведущие аниматоры:
    • Ольга Образцова, Екатерина Шрага (1-2)
    • Елена Кокоулина (2-3)
    • Александра Шоха (2-4)
    • Антон Рудин (2)
    • Ольга Кажанова, Екатерина Салабай (3)
    • Екатерина Рябкова (4)
    • Наталья Ковалевская, Евгения Тройнятникова, Татьяна Румянцева, Ольга Пермякова, Вера Шиганова (5)

Развитие характеров героев, художественные особенности и отсылки к другим фильмам

Сначала идёт фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей», потому что здесь Князь более молодой, а на престол встал недавно. Опыта особо не замечено. Возможно, что это отсылка к князю Владимиру Святому, который принял христианство на Руси. Следующим идёт «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Строго говоря, хронологически эта история началась чуть-чуть позже, чем история Алёши Поповича. К тому времени Князь занимался государственными делами, невзирая на Алёшу. В шатре хана Бекета можно увидеть изображение Тугарина Змея. Также можно заметить разваленные ворота Киева и полуразломанную дверь во дворце, что осталось после прихода Алёши с Тугарином.

В мультфильме «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Князь уже старше и умнее. На носу корабля можно увидеть изображение Алёши Поповича. Уже в начале этого фильма Князь радостно пересчитывает всю свою казну, тогда как в предыдущем на нём висел гигантский долг в 40 тысяч монет. Кроме того, именно с этой серии он обретает зачатки храбрости, не имевшиеся в первых двух (авантюрная погоня за Соловьём и финальная битва) и проявившиеся далее - в пятой части.

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Князь обретает новую черту характера - влюблённость. Хотя она была наваждением, зато изменила героя. Причиной всего этого была фотография царицы, которую Князь нашёл в книге «Поколение Х», и можно заметить, что она издаёт звук щёлканья камеры. В шестом фильме она появилась на несколько секунд.

В последующих мультфильмах характер Князя сформирован окончательно: это меркантильный, хитрый, жадный и трусоватый человек, который всё же способен на подвиг и беспредельно любим своим народом, поскольку радеет о благе Киева. Князь вечно влипает в передряги вместе с Юлием, относясь к нему, как к брату. Богатырей и их жён он стал считать за свою родню.

Богатыри практически не изменяются в своём поведении и характере на протяжении фильмов. Сквозной темой для них становятся отношения с жёнами. Хотя богатыри не чураются простой крестьянской работы, обыденная жизнь без врагов для них скучна и приводит к расслаблению, но отъезды не нравятся их жёнам, особенно Настасье Филипповне - жене Добрыни Никитича. В походах богатыри переосмысляют отношение к семейной жизни. После завершения походов обычно все семейные проблемы улаживаются.

Заметно иррациональное содержание богатырской силы - она появляется не от тренировок, а от обладания артефактами: родной землёй, зубом дракона и т. п. Исчезновение же силы может быть связано с падением боевого настроя богатырей - от осознания своей бесполезности, от отсутствия врагов, от утраты важных атрибутов.

Несмотря на былинную основу и «военность» богатырей, фильмы из цикла не содержат никаких сцен жестокости или насилия. Ни один из злодеев не был убит (в лучшем случае антагониста пленят, а чаще всего он убегает или исправляется и мирится с протагонистами), а все битвы сводились к раскидыванию врагов по сторонам.

Персонажи

После успехов трёх мультфильмов о богатырях было решено снять ещё несколько мультфильмов, со спин оффом , где все три богатыря и другие персонажи (известны с этих фильмов): конь Юлий, Князь Киевский, жёны богатырей (Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка), бабуля, Тихон, Змей Горыныч и кони богатырей (Бурушка, Моисей и Вася) объединятся. Новые мультфильмы стали показывать события, которые не были в былинах. Первым из них был мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица», режиссёром которого стал Сергей Глезин.

Через 2 года, богатырей стал снимать Константин Феоктистов.