Японский стиль в архитектуре: описание и фото. Архитектура японии

Данная статья посвящена особенностям традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Материал может быть полезен при создании презентации или реферата на тему «Японская архитектура».

Архитектура древней Японии

Необычность японской архитектуры характеризуется деревянными строениями с тяжеловесными крышами и достаточно лёгкими стенами. Поскольку в Японии тепло и нередко льют обильные ливни, то такое не удивительно. К тому же местные строители всегда учитывали опасность подземных толчков.

Из древне-японских строений, дошедших до нашего времени, самыми знаменитыми являются синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Они созданы из дерева, имеют плоские, сильно выходящие за территорию строения двускатные крыши, надёжно укрывающие от осадков. Храм Идзумо весьма велик, возвышается он на 24 м.

Идзумо фото

Вхождение в страну буддизма отразилось на динамике местного стиля архитектуры.

Одно из главных технических новшеств - постройка фундамента из камня. Древнейшие синтоистские строения были закреплены на сваях, врытых в землю, тяжесть распределялась на них, что весьма ограничивало площадь и высоту постройки. Для периода Асука (7 в.) характерно увеличение числа выгнутых крыш со слегка поднятыми углами, таких, какие мы можем видеть на традиционных храмах и пагодах Японии. Для строительства монастырей разрабатывается особое планирование храмовых комплексов.

Традиционная японская архитектура

Вне зависимости какого типа храм - буддийский ли, синтоистский - он является целым ансамблем культовых построек, а не отдельным строением, в точности, как и старинные русские монастыри. В традиционный японский храм изначально входили 7 строений:

  1. Ворота ограды территории (самон),
  2. Золотой, он же главный храм (кондо),
  3. Храм для чтения проповедей (кодо),
  4. Башня с колоколами или барабанами (серо или коро),
  5. Сокровищница - аналог ризницы (сёсоин),
  6. Хранилище книг (кёдзо),
  7. Пагода со множеством ярусов.

Японцы уверены, что пейзаж и архитектура хорошо сочетаются лишь в том случае, когда оба созданы из одинакового материала. Именно потому японский монастырь, соединяясь с окружающим его ландшафтом, как бы является его рукотворным продолжением. В храмовых двориках располагаются место для размышлений и медитации, каменный сад, которые отчасти повторяют пейзаж вокруг храма, местную природу, а также общую идею вселенной в целом.

Архитектура средневековой Японии

Вторая половина 1-го тысячелетия н. э. великолепный пример архитектурных изысков этого времени - шедевр японской архитектуры храм Тодайдзи, возведенный в 743-752 гг. Этот деревянный комплекс - самый большой на свете.

Тодайдзи фото

В Японии редко можно встретить массивные, тяжёлые строения, несмотря на то, что она является страной деревянных сооружений. Почти всегда присутствуют какие-либо лёгкие изящные элементы, стремящиеся ввысь и уравновешивающие строение. Так, в качестве такой детали, на крыше Золотого павильона установлен Феникс.

На пагодах, как правило, присутствуют продолжения центрального шеста каркаса здания - шпиль.

В зависимости от местности, где строился буддийский храм, - гора или равнина - его комплексы отличались по планировке. Если храм был размещён на равнине, то строения располагали симметрично. Для тех сооружений, что находятся в горах, симметрия зданий почти невозможна, поэтому строители всякий раз были вынуждены искать как можно более удобное расположение для каждого элемента храма.

В средневековой Японии в 13 столетии повсеместно распространяется исповедуемая сектой дзэн разновидность буддизма, а также сочетающийся с ней "кара-э", то есть китайское видение архитектуры. Храмовый комплекс дзэн традиционно состоял из 2-х пар ворот (основные и последующие), проходящих от ворот по обе стороны крытых галерей, а также два гармонично расположенных храма, считавшихся самыми главными: дом божества, где находилось изваяние Будды, а также сооружение для молитв.

Кинкакудзи (Золотой павильон) выступает одним из самых ярких проявлений культурного наследия светской архитектуры конца 14 века. Возвел его император Есимицу в 1397 г.

Золотой павильон Кинкакудзи фото

В 14 столетии архитектура дзэн добралась до своего максимального развития. Войны и нестабильная политика Японии создали так называемую замковую архитектуру, верх расцвета которой пришёлся на 1596-1616 гг. С этого времени при возведении замков широко использовался камень, поэтому рассчитывалось, что постройка будет существовать столетия.

Центральную часть замка занимала тэнсю - стандартная башня, сначала единственная, затем их стали строить по нескольку. Колоссальные размеры имели замковые комплексы Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, были разрушены в 20 столетии.

Воссозданный Окаяма

Чайные домики – отличительный пример традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Считается, что чайной церемонии следует быть максимально простой, без излишеств, так как в ней отражены примирение и аскетизм. Чайные домики поражают своим многообразием - от обычной хижины до затейливо украшенной шкатулки - всего более ста типов.

Лучшая японская архитектура видео

В видео из цикла "Красивейшие памятники мировой архитектуры" рассказано о наиболее известном храме в Киото - Кинкакудзи, или Золотом павильоне. Это здание называют так потому, что его внешние стороны обиты золотыми листами. Храм был возведен как обитель великого полководца Есимицу.

Жанр статьи - Культура Японии

Ига-Уэно . Замок основан в 1608г., в префектуре Миэ. Ига-Уэно известен как Хакухо или замок белого феникса. Его тридцатиметровые стены считаются самыми высокими в Японии.

Хиконэ . В 1603г. на холме Конкидзан у озера Бива началось строительство. Возведение замка было завершено в 1622г. ,крепостные стены окружали ров, куда поступала вода из озера Бива. Замок считается одной из четырех самых красивых цитаделей Японии, оставшихся в своем неизменном виде. Он располагается на восточном берегу озера Бива. Помимо трехуровневой главной башни до наших дней сохранились ворота, внутренние рвы и сторожевые башни. Здания имеют уникальный дизайн, сочетая несколько архитектурных стиля. Со стен открывается потрясающий вид на озеро. Хиконэ – замок, охраняемое государством национальное сокровище, расположен в префектуре – Сига.

Замок Нидзё . Сначала это был особняк, построенный Нобунагой в 1569г. Замок же был воздвигнут в 1603г. в качестве штаб-квартиры Тогукавы. Главная башня сгорела в результате удара молнии в 1750г. Во дворце хранится множество произведений искусства. Комплексу присвоен статус национального сокровища.

Замок Фусими. Основан в 1594г. полководцем Тоётоми Хидэёси, через год он был уничтожен землетрясением. Хидэёси повелел построить ещё один замок неподалёку, вскоре он был разрушен в результате вооруженного конфликта. Замок восстановили в 1964г. Расположен замок в префектуре Киото.

Осака. Замок построен в 1585г. Тоётоми Хидэёси, длина каменных стен составляет около 12 км. Замок Осака сожгли в 1615г., когда дом Тоётоми был свергнут. В 1620г. Хидэтада Тогукава полностью обновил замок. Замок несколько раз подвергался разрушению в период междоусобных войн, но каждый раз правители восстанавливали замок. В 1665г. пожар от удара молнии разрушил главную башню, большинство других строений сгорело дотла в 1868г. Главная башня замка Осака реконструирована в 1931г. , сделана она из железобетона, в ней расположен исторический музей.

Осака-Дзё, построенный замок стал самым крупным в Японии, а образовавшийся вокруг него город превратился в культурный и деловой центр страны.

Самый крупный валун замка Осака находится у ворот Сакура-Мон

Замок Химэдзи . В 1581г. Хидэёси Тоётоми решил укрепить стены замка Химэдзи. Вокруг цитадели были возведены новые стены с 30-ю башнями. Территория крепости имеет тройную спиральную линию обороны и множество запутанных переходов. С внешней стороны замок окружен глубоким рвом с водой. Замок Химэдзи считается самым красивым замком Японии, его ещё называют замком Белой цапли. Он получил свое название за белизну штукатурного покрытия и элегантность форм, напоминающую великолепную изящную птицу. Замок Химэдзи является национальным сокровищем Японии. Замок в 1993г. признан культурной ценностью мирового наследия. Замок расположен в префектуре Хёго.

Замок Акаси основан в 1619г., расположен в префектуре Хёго.

Замок Тацуно построен в XV веке, расположен в префектуре Хёго.

Замок Вакаяма основан Тоётоми Хидэнагой в 1585г. Восстановлен в 1958г.

Замок Мацуэ , один из 12 замков Японии, дошедших до наших дней. Мацуэ был построен в 1611г. из сосны и камня, а затем частично перестроен. Его пятиэтажная башня считается самой высокой в Японии.Расположен в префектуре Симанэ.

Замок Окаяма строился с 1573 по 1597 , Рядом с замком в эпоху Эдо был разбит сад Коракуэн. На сегодняшний день и замок и сад являются достопримечательностью Японии.

Первый горный замок на этом месте, построен в 1240г. Существующие ныне здания были построены в 1683г., расположен в префектуре Окаяма.

Замок Фукуяма возведен к 1622г... Полностью уничтожен в 1945г., восстановлен в 1966г., расположен в префектуре Хиросима.

Хиросима . Замок построен в 1591г. даймё Мори Тэрумото. Замок получил статус национального сокровища в 1931г. Уничтожен взрывом атомной бомбы в 1945г. Замок Хиросима восстановлен в 1958г.

Основан в 1608г. Кикавой Хироэ. В 1615г. Ивакуни был разобран в соответствии с законом Тогукавы. Восстановлен в 1962г., находится в префектуре Ямагути.

Современная, как и старинная, архитектура Японии демонстрирует уникальность и феноменальность этого государства, которые берут свое начало с древних времен. За последние десятилетия зодчие Страны восходящего солнца стали лауреатами которая считается самой престижной в данной области. Это позволило японскому искусству превратиться из экзотической восточной школы в явление, задающее модные тенденции в мировой архитектуре.

История японского зодчества

Главная особенность архитектуры древней Японии — строительство сооружений исключительно из дерева, имеющих громоздкую массивную крышу и легкие, непрочные стены. Это связано с влажным и теплым климатом островов, на которые часто проливаются достаточно обильные осадки, а также периодическими землетрясениями.

Храмовые строения в Японии делятся на 2 типа по религиозному признаку: синтоистские и буддистские. Конструктивно эти здания возведены под влиянием китайских традиций, однако адаптированы к местной культуре.

Основные черты древней архитектуры Японии:

  • Главный материал — древесина, которой богаты местные территории. Благодаря ей строения хорошо выдерживают все капризы природы, легко разбираются и переносятся на другое место.
  • Прочные двускатные крыши, которые хорошо выдерживают потоки проливных дождей, и загнутые карнизы строили под влиянием китайских зодчих, но они более изящные.
  • Все здания прекрасно вписываются в ландшафт, храмы чаще всего расположены в парке или подняты над водой на сваях.
  • Древние зодчие возводили не отдельные объекты, а целые комплексы.

Примером такой постройки может послужить любое культовое сооружение, состоящее не только их основного храма, но также из главных ворот (торий), сокровищницы, библиотеки, многоярусной пагоды и храма для проповедей.

Архитектура Средних веков

По мере проникновения буддистской градостроители были вдохновлены опытом планировки и возведения городов Китая. Уже в 8 веке в городах Киото и Нара улицы были проложенные параллельно и перпендикулярно друг другу. Центром всегда оставался дворец императора, а дворцы богатых и знатных жителей, правительственные здания строились симметрично и располагались по направлению с севера на юг.

Дома аристократов и знати отличались своей пышностью и монументальностью. Эти дворцы и сейчас демонстрируют традиционные японские архитектурные формы и детали, доминируя над окружающим пейзажем. Убедиться в этом можно, взглянув на прилагающиеся к статье фото.

Характерным признаком архитектуры средневековой Японии выступает ярусный стиль, которые применялся и в культовом, и в светском градостроительстве. Своей вершины стиль дзэн достиг в 14 в., когда было построено несколько павильонов и других сооружений, украшенных позолоченными крышами. При их сооружении широко применяли камень, из которого возводили башни тэн-сю и другие постройки.

Архитектура японских храмов

Расцвет светской и религиозной архитектуры в Японии пришелся на 13-14 вв., когда были построены Золотой и Серебряный павильоны, храм Киемидзу, замок Нидзе и др.

С приходом в Страну восходящего солнца буддизма распространилась и другая техника строительства. Основанием храма были уже не деревянные сваи, а каменный фундамент. Религиозные комплексы в Японии служили и монастырями, в которых жили и учились монахи. По традиции храм должен сливаться с окружающим парком, с высокими и прямыми стволами окружающих деревьев. Внутри его центром является «сад камней», предназначенный для размышления и сосредоточенности.

Самые известные старинные храмы Японии: синтоистские Исэ и Идзумо, буддистский комплекс Хордзи (г. Нара), ансамбль Тодайдзи. Последний является самым большим деревянным сооружением в мире, достигающим в высоту 48 м, равным современному 16-этажному дому. Он имеет основание размером 60 х 55 м и является «земным домом» великана Дайбуцу (Большого Будды).

Общие черты китайской и японской архитектуры

Несмотря на внешнее влияние, зодчество стран Востока всегда оставалось традиционным и почти неизменным многие века, начиная от доклассовой эпохи развития общества. Основная форма зданий в архитектуре Китая и Японии — это дом-павильон, накрытый парящей над зданием крышей с загнутыми вверх концами.

Дома является продолжение природной среды, создавая общую композицию с наружным обходом (верандой). Слоистая крыша и скульптурный декор (драконы и другие фигуры) тесно связаны движением с окружающими деревьями в садике и листвой на них. Внешняя окраска китайских и японских зданий всегда была яркой и пестрой.

Сад около дома является непременным атрибутом архитектуры стран Востока, промежуточным звеном между природой и павильоном. В нем господствуют кривые и извивающиеся линии берегов, каменных переходов и групп деревьев.

Национальные японские сады (синдены) имеют меньшую площадь, в них часто используется символика расположения необработанных камней, которые изображают животных, а почва в них обязательно покрывается мхом, но не травой.

Японский сад и чайный домик

Садовое искусство достигло своего расцвета в Японии в конце 15 в., причем такая территория всегда принадлежала буддийскому храму, располагавшемуся в горах. Чистота и простота, молчаливость и самоуглубление, возвышение над повседневными делами — таковы основные черты японских синденов. Посреди сада располагается домик, предназначенный для ритуального чаепития.

Чайные домики, или тясицу, являются национальным архитектурным достоянием Японии и главным атрибутом одноименной церемонии, которая по традиции отражает «суровую простоту» и «дух примирения». История их строительства берет начало в 15 в., но тогда это были бедные хижины местных мудрецов, а потому и выглядели они более просто и скромно. Украшениями служили только букетики цветов, старинные картины и свитки с философскими высказываниями.

Всего в архитектуре Японии можно насчитать более 100 видов чайных домиков, как бедных, так и более богатых, напоминающих сказочные расписные шкатулки. Вокруг такого строения обычно разбит красивый сад, который необходим для создания атмосферы внутренней гармонии и умиротворения. При входе сделана низкая дверь, чтобы войти можно было, только став на колени. Внутренний интерьер отражает национальный характер и эстетические японские законы, где важное место отдается нише, в которой лежит свиток для обсуждения во время церемонии.

Жилые постройки

Жилые дома на Японских островах всегда строились в 1-2 этажа и имели простую форму, причем ставили их всегда фасадом на юг. Внутри использовались раздвижные перегородки и окна, выдерживалось определенное соотношение комнат в интерьере. Посередине дома всегда был внутренний дворик, окруженный высокими стенами.

На двускатной тростниковой крыше делали выступающие карнизы с коньком наверху, который выполнялся в местных традициях. В передней части дома сооружали крытый портик, похожий на веранду. Из-под карниза в этом месте выступала небольшая дополнительная часть крыши (хисаши). Вход был обозначен сдвижными ширмами (седзи), отделяющими веранду от внутреннего пространства.

В окна по традиции вместо стекол была вставлена матовая бумага, пропускающая приглушенный свет, переплет делали из бамбука или дерева. Внутренние ширмы делали с переплетом из тонких деревянных полос и украшали более ярко. Все комнаты соединялись друг с другом, но разделяться могли при помощи раздвижных ширм. В интерьере традиционно почти не было мебели.

Городские жилые постройки 19 в. уже сильно отличались от маленьких квартир, размещавшихся под большой общей крышей и имеющих раздельные входы. При возведении современных жилых домов в Японии часто по-прежнему используются деревянные конструкции и системы перегородок.

Современная архитектура Японии: кратко о главном

Национальная школа зодчества в Японии считается новичком в мировом архитектурном процессе и существует чуть более 100 лет. Впервые она заявила о себе во время строительства Олимпийского стадиона «Ееги» (арх. К. Тангэ, 1964 г.), который возводился для проведения спортивных игр.

Современная архитектура Японии имеет как самобытные черты, так и интернациональные, привлекая все большее внимание специалистов во всем мире. Различают три основных ее направления:

  • к первому относятся все звездные зодчие, уже признанные во всем мире: Т. Андо, К. Кума, Т. Ито, С. Бан;
  • ко второму — архитекторы, известные только в узкоспециализированных кругах: Т. Нисидзава, С. Фудзимото, сотрудники ателье «Бау-Вау»;
  • молодые начинающие зодчие.

Достигшие популярности японские архитекторы занимаются возведением объектов в Европе, Китае, Австралии, Африке и Азии. Основные черты их стиля: гармоничное взаимодействие внутреннего и внешнего пространства с применение свойств и особенностей натуральных материалов.

Японские архитекторы и их работы

Дерево и бумага по-прежнему остаются основными строительными материалами, используемыми в современном искусстве архитектуры Японии. Более 50% всех жилых домов строятся на основе древесных конструкций. Ведущим специалистом в такой области считается Кэнго Кума, обладатель нескольких премий в области архитектуры. Его работы (консоль Музея деревянного моста или павильон Сани Хиллс в Токио) демонстрируют высокое мастерство применения деревянных конструкций для декорирования пространства.

Другой специалист по работе с деревом - Тайра Нисидзава. Известен как создатель решетки в спортзале в Томоти, здания церкви Сунн Пу, крыша которого состоит из необработанных щеп в виде многослойной поверхности.

Один их известных представителей современной архитектуры Японии — Бан, который создает уникальные бумажные конструкции, использую один из древних национальных строительных материалов, самый дешевый и экологичный.

Более современные материалы (железобетон, стекло и пластик) использует в своем искусстве архитектор Тойо Ито, построивший здание Torres Porta Fira (Барселона, Испания), библиотеку Университет Тама (Токио) и Медиатеку в городе Сэндай (Япония).

Заключение

Задача современной архитектуры Японии, по словам знаменитого зодчего Тайра Нисидзавы, состоит в создании уникальных форм и конструкций таким образом, чтобы здание, люди и окружающая среда находились в гармоничном соотношении. К выполнению этой цели и стремятся все зодчие Страны восходящего солнца в 21 веке.

Храмовые архитектурные строения Древней Японии можно разделить на два основных типа - синтоистский и буддистский. На особенности конструкции зданий религиозного назначения очень сильное влияние оказали китайские традиции зодчества. Однако во все времена японцы максимально адаптировали строения к собственной культуре. Жилые помещения отличались достаточной простотой форм и внутреннего соотношения комнат.

Основные особенности древнеяпонской архитектуры

. Практически все строения, как храмовые, так и светские выполнялись из древесины. Япония и сейчас очень богата лесами. В прошлом же их было еще больше. Дома из бревен позволяли сохранять оптимальную температуру в достаточно жарком климате этой страны. Кроме того, деревянные строения лучше выдерживали землетрясения, которые тут нередки. Рубленый дом к тому же достаточно легко разобрать и собрать на новом месте.
Большие крыши, обычно двускатные. Япония – страна, в которой очень часто идут проливные дожди. Поэтому крыши должны были быть максимально надежными. Влияние китайской культуры проявилось в этом конструктивном элементе в загнутых больших карнизах. Однако японские крыши отличаются несколько большим изяществом. Углы загнуты не слишком сильно – крыши практически ровные.
Все строения максимально гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Недаром в этой стране храмом часто называют гору или лес, даже если там нет никакого строения. Религиозные сооружения располагаются обычно в глубине парка или стоят на сваях на воде.
Большинство памятников архитектуры – не отдельные здания, а целые комплексы, состоящие из нескольких построек, образующих единый парковый ансамбль.

Японский древний синтоистский храм состоит обычно из главных ворот, библиотеки, главного храма, сокровищницы, пагоды (многоярусной) и храма для проповедей. Ворота (тории) – настоящая визитная карточка этой страны. Они в обязательном порядке присутствуют в каждом религиозном сооружении. В некоторых храмах можно видеть целые колоннады из ворот. Они могут быть выполнены из любых материалов – железа, бронзы, гранита. Однако чаще всего в этом случае используется дерево. Высота их также может быть различной. Светская и религиозная архитектура Японии достигла своего полного расцвета в VIII—XII вв. в так называемый хейанский период (по имени новой тогда столицы Хейан, в наши дни - Киото). Именно в этот период были построены такие памятники, как храмы Киемидзу, Серебряный и Золотой павильоны, замок Нидзе, Ясака Хэйан, сад камней Рёандзи и многие другие.

Кинкакудзи – Золотой павильон

Одним из самых замечательных памятников архитектуры Японии можно считать Кинкакудзи – ансамбль, находящийся в городе Киото, на территории монастыря Рокуондзи. Сооружен он был в XIV в. и представляет собой трехъярусный храм-дворец. На первом этаже расположена приемная, окруженная верандой. На втором когда-то размещался зал музыки и поэзии. Все помещения находящиеся здесь богато украшены живописью. Основной отличительной особенностью третьего этажа являются огромные арочные проемы окон. Когда-то здесь проходили религиозные церемонии. Крышу здания украшает мифическая птица Феникс. Отличительными особенностями храма можно назвать прорезные стены, узорчатые решетки-карнизы, легкие колонны и оригинальные формы окон. Все это делает здание необыкновенно гармоничным. Подпоры храмов абсолютно прямые и ничем не украшенные, гармонирующие со стволами окружающих деревьев. Форма крыши повторяет изгибы ветвей елей. Таким образом, здание необыкновенно гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Храм Идзумо и святилище Исэ

Эти две постройки можно считать едва ли не самыми древними памятниками японской архитектуры. Величественный храм Идзумо был выстроен в честь бога Окунинуса и перестраивался огромное количество раз вплоть до 1744 года. Однако считается, что главное святилище храма полностью сохранило план древней жилой японской архитектуры. Представляет оно собой постройку с входом через фронтон. Святилище Исэ состоит из двух комплексов. Один из них играет строго религиозную роль. Второй в точности повторяет первый. Перемещение божества происходит из одного храма в другой каждые 20 лет. Основные отличительные черты этого комплекса – врытые в землю простые столбы-подпорки и крытые соломой крыши.

Сад камней Рёандзи

Храм Рёандзи – еще один из замечательных памятников древнеяпонской архитектуры, расположенный в северо-западной части Киото. Находится он в непосредственной близости от Золотого павильона. Когда-то давно это строение принадлежало роду Фудзивара. Последний владелец Хосокава Хацумото пожелал, чтобы после его смерти оно было преобразовано в храм Дзен. Основной достопримечательностью этого комплекса является сад камней. Очень интересным можно назвать тот факт, что с любой точки сада взору посетителя открывается всего 14 камней. Пятнадцатый можно увидеть только через посвящение. Для чего и кто устроил этот ансамбль –совершенно неизвестно. Итак, основной отличительной особенностью японской храмовой архитектуры является гармоничное сочетание всех элементов ансамбля с окружающим ландшафтом, а также использование натуральных материалов – в частности, древесины.

Во многом напоминает китайскую японская архитектура. Здесь также любимым строительным материалом было дерево, а строительные традиции почти не изменялись в течение многих веков. Даже теперь, несмотря на развитие технологий и строительство суперсовременных городов, значительная часть их предпочитает облегченным деревянным домам. Более того, японская эстетика, сформировавшейся еще в средневековье или даже раньше, большое влияние на формирование современного европейского дизайна.

В японских сооружениях дерево даже не всегда красили. Сучки и трещинки на поверхности древесины часто обыгрывались как декоративные детали. Основным типом сооружения, как и в Китае, был прямоугольный в плане павильон, обнесенный галереей, с крышей, углы которого имели изогнутую форму.

Характерным признаком японской архитектуры есть больше, чем в Китае, распространение многоярусных пагод. От китайской японскую архитектуру отличает и меньше монументальность. Сооружения, даже храмовые, обычно имеют небольшой размер. При раскраске обычно используются один — два ярких цвета, гармонии со светлыми или темными оттенками природных материалов. Расположение строений в архитектурном комплексе, как правило, бывает асимметричным.

Несмотря на общий консерватизм японской культуры, здесь заметны определенные изменения архитектурных форм. Первыми священными сооружениями в Японии были кладовые, в которые составляли зимние запасы риса. Отношение к таким сооружениям было не просто практичным, а религиозным. Они считались хранилищем жизни. Кладовые ставили на высокие столбы, чтобы влага не испортила зерно. Перед ними устраивались праздники в честь урожая. В первые века нашей эры появляются первые храмы, возведенные в честь богов, заместителей земледельцев. За образцы им правили древние священные кладовые. Японский климат не способствует долгому сохранению деревянных строений, но некоторые из древнейших храмов дожили до нашего времени благодаря обычаю, что может показаться нам удивительным. Японцы разбирали свои храмы каждые двадцать лет и строили точно такие, из нового материала. И так все время, в течение двух тысячелетий. Вот почему наши современники могут видеть, например, храм Исэ таким, как его построили древние строители. Этот храм посвящен двум божествам — солнечной богини Аматэрасу и покровительнице злаков Тойоуке.

Главное здание ансамбля Найку сионистского святилища в Исе. III — V вв.

Он представляет собой ансамбль очень простых прямоугольных строений, расположенных в лесу. Храмовая территория обнесена четырьмя концентрическими оградами. Материалом для них служит золотистая древесина местного кипариса.

Следующий этап развития японской архитектуры связан со строительством первой постоянной императорской столицы, вместо временной резиденции. Такой столицей стал город Нара. Его именем назвали также определенный период развития японской культуры, охватывающий вторую половину VII — VIII вв. В настоящее время в Японии распространяется буддизм. Относительно архитектуры, то она испытывает большое влияние со стороны Китая. Строят даже храмы и буддийские монастыри грандиозных размеров, вообще не свойственно японским представлениям о прекрасном. Старейшим из японских буддийских монастырей, сохранившихся является монастырь Хорюдзи, у Нары. Его комплекс включает в себя несколько деревянных павильонов, окрашенных красным лаком. Главное сооружение называется Кондо, или «Золотой зал». Она увенчана двухъярусным крышей. В комплекс входит также пагода, достигает 32 м высотой.

Ансамбль монастыря Хорюдзи близ Нары. VII в. Общий вид главной площади

Кондо монастыря Хорюдзи. VII в.

Кондо монастыря Xopюдзи. VII в. Разрез и план

Пагода Годзюното мон. Хорюдзи у Нары. 607р. Общий вид и план

Наибольшей сооружением периода Нары был храм Дайбуцудэн монастыря Тонайдзи. В середине храма была установлена шестнадцатиметровая статуя сидящего Будды. У входа в монастырь установили две пагоды, высота которых равна ста метрам.