Тории (鳥居) - ворота в синтоистский храм - Занимательная Япония.

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .

Праздники:
музыкальный фестиваль Кангэнсай - июль-август
священные представления Дзин-Но - 16-18 апреля
демонстрация старинных придворных танцев Бугаку - 2,3, 5 января

(правильнее - ицукусима) - одно из трех самых знаменитых мест вЯпонии, которые славятся потрясающими пейзажами.

Остров расположен в Японском внутреннем море (Сэто найкай). На острове Миядзима воздвигнут храм Ицукусима, один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков, и одна из самых известных достопримечательностей Японии ворота синтоистского храма (тории ), стоящие посреди океана, пройти под которыми можно только во время отлива. Каждому, прошедшему под тории должна улыбнуться удача и счастье.

Неподалеку от храма располагается один из древнейших в Японии буддийских монастырей – Дайгандзи, посвященный богине Бэнтэн. Рядом с ним находится 5-ти ярусная пагода (16век), а также Зал тысячи татами.

До середины прошлого века остров считался священным, и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. До сих пор здесь нет кладбища, и умерших увозят с острова.

Дословно Миядзима означает Остров храма, и это вполне справедливо, поскольку здесь воздвигнут храм Ицукусима - один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков. В нынешнем виде он был перестроен в XII в. стараниями клана Тайра, когда один из его военачальников был обожествлен здесь. Ицукусима посвящен трем дочерям одного из главных божеств синтоистского пантеона - Сусаноо. Все они считаются покровительницами мореплавателей. Основное, поднятое на сваи, строение храма стоит на самом берегу, и во время прилива оно как бы плывет на поверхности моря. Многочисленные его залы соединены галереями-мостиками, которые ведут к открытой площадке, где исполняются ритуальные танцы.

Ворота ТОРИ

Создающие один из трех самых впечатляющих видов страны (Нихон санкэй), тории святилища Ицукусима как бы плывут в воде. (Другой выдающейся достопримечательностью считается песчаная коса Аманохасидате). Полководец Тайра-но Киёмори возвел первые тории в воде залива в 12 в. Настоящее сооружение восходит к 1875 г и имеет высоту 16 м. Четыре столба (ёццуаси) обеспечивают устойчивость ворот. Ярко-красные ворота - тории - вынесены далеко в море. Пройти под этими воротами можно только во время отлива. Существует поверье: человек, которому удастся пройти под этими воротами, обретёт счастье и благополучие. Тысячи японцев и иностранных туристов приезжают на остров, чтобы попытать удачу. Вместе с "плывущим" храмом тории производят незабываемое впечатление.

Святилище Ицукусима дзиндзя

Посвящено трем морским богиням, дочерям синтоистского бога Сусаноо, было основанов 593 г, во время регентства императрицы Суйко. Окончательный вид оно приобрело в 1168 г при Тайрано Киёмори (1118-1181), великом предводителе клана Хэйкэ (Тайра) и предпоследнем правителе эпохи Хэйан. Здание святилища с пристроенными крытыми коридорами знаменито своими соломенными крышами и ярко-оранжевыми резными деревянными деталями. Возведенное на сваях прямо над морем, во время прилива оно как будто плывет по воде. Это действительно выдающийся пример храмовой архитектуры периода Хэйан. Ряды бронзовых фонариков свисают с карнизов; когда они зажигаются по праздникам вместе с каменными фонарями, возникает просто магический эффект. Знаменитые ворота тории высотой 16 м находятся в 160 м от святилища. Они сооружены из камфорного дерева и в 1875 г были перестроены в 8-ой раз. На территории святилища находится установленная еще в 16 в сцена театра Но, которая используется в священных представлениях Дзин-Но (16-18 апреля).

Сокровищница

Хранит ценную коллекцию (около 4000 предметов), 130 из которых имеют статус Важного культурного достояния или Национального сокровища: веера, мечи, доспехи, маски и собрание знаменитых свитков с сутрами, некогда принадлежавших клану Хэйке.

Пятиэтажная пагода

На расположенном над святилищем холме высится Годзюното, пятиэтажная пагода, построенная в 1407 г. Рядом с ней находится Сэндзёкаку, "павильон тысячи татами", сооруженный в 1587 г.

Храмы Дайгандзи и Дайсёин

Этот храм отвечал за содержание Ицукусима дзиндзя до 1868 г, когда синто-буддисты были объявлены вне закона. Самый важный храм в Миядзиме - Дайсёин, он находится выше по склону к юго-западу.

Гора Мисен

С подступающих к самому морю невысоких гор открывается замечательный вид не только на отражающийся в воде храм, но и островки почти всегда затянутого легкой дымкой Внутреннего моря. Венчает остров гора Мисэн, к которой ведут две нитки фуникулеров. Подъем на одном (1100 м) занимает около 9 минут, а на другом (500 м) - 3 минуты. Каждые 60 секунд уплывают вагончики фуникулеров. В пути можно любоваться девственной природой Миядзимы. С горы Мисэн виден не только весь остров, но и огни Хиросимы - города, знающего, что такое война и мир.
По склону горы проходит также несколько природных троп. Пешком подъем займет около 90 мин.

Обезьяний парк (Мисэн Яэнкоэн)

По набережной и горным тропинкам парка Момидзидани (Долина кленов) бродят всегда рассчитывающие на угощение олени и почти ручные мартышки. На острове расположено отделение Японского центра по изучению обезьян, в котором исследуется жизнь этих животных в природных условиях. привезли и расселили здесь в 1962 г. Похоже, им понравилось на Миядзиме.

Расположен на высоте 530 м, возможно вы не увидите обезьян - они прячутся в лесу, но будьте готовы к тому, что животные могут напасть на туриста, если его движения слишком резки. Существует 2 правила общения с обезьянами: не смотреть им прямо в глаза и не кормить их. У самой вершины расположилось несколько маленьких храмов, среди которых есть, говорят, и построенный монахом Кукаем (774-835), основателем буддийской секты Сингон.

Добраться до Миядзимы можно довольно быстро: 30 мин на комфортабельном поезде или маршрутном такси и еще 10 мин на пароме от . Приехать в город можно после полудня, но здесь так много интересного, что лучше посвятить осмотру целый день. Остаться на ночь - большое искушение, но гостиницы недешевые.

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..

ТОРИИ - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Дело даже не в огромном количестве самих синтоистских храмов - а их ныне в Японии насчитывается более 85 тысяч. Каждый храм, большой или малый, может иметь по нескольку ворот, число которых определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии раскошелиться на новые тории для местного храма.

Размер таких ворот может быть самым различным - от огромных, едва ли не циклопических сооружений высотой в несколько десятков метров до миниатюрных, в 1,5 метра высотой, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, пусть даже напоминающую чем-то частокол из жердей.

Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве. Чаще всего это крашенная суриком древесина. Для более крупных сооружений употребляют целые стволы огромных, в два обхвата японских криптомерий. Бывают, хотя и достаточно редко, тории, сваренные или склепанные из железных балок, сквозь внешнюю карминную покраску которых со временем начинает пробиваться ржавчина. Встречаются храмовые ворота из бронзы и даже гранита. Нередки возводимые, особенно в последнее время, сооружения из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта, хотя строители, пытаясь хоть намеком придать им традиционный вид, покрывают застывающий бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.

Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота в храм на маленьком островке МиЯдзима неподалеку от Хиросимы. Здесь примерно 850 лет назад (когда на месте Москвы стояло лишь несколько крестьянских домов!) было воздвигнуто изумительное по красоте святилище Ицукусима, посвященное морскому божеству.

Строители вынесли пурпурно-красные 16-метровые тории, срубленные из камфарного дерева, прямо в прибрежные воды. Если подплываешь к Миядзима со стороны моря в часы прилива, кажется, будто из воды выбиваются огненные струи, образующие контур храмовых ворот.

Но тории Миядзима поражают и во время отлива, когда вода отходит от берега на 300 метров и к воротам можно подойти посуху. Тогда глазу открывается поросшее зелеными водорослями основание столбов, и начинаешь понимать, что это чудо было некогда воздвигнуто не Божьим промыслом, а трудом обыкновенных японцев, обладавших не только необходимыми строительными навыками, но и великолепным чувством красоты. Ведь они поистине вписали храм и его тории в окружающий ландшафт, как ювелир врезает бесценный драгоценный камень в не менее великолепную оправу.

Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны. В других странах их можно обнаружить очень редко и лишь в местах компактного обитания японских землячеств, если они получают разрешение на возведение собственного синтоистского святилища. Правда, бывали времена, когда японцы строили синтоистские храмы на захваченных в результате войн землях. Так, довольно активно эти культовые сооружения возводились на территории МаньЧжоу-Го, на оккупированных землях в Юго-Восточной Азии. Но после поражения Японии в 1945 г. практически все они были разрушены.

Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.

Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу.

Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - «ками».

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..