Возможно ли научиться подбирать на гитаре "на слух"? Научиться играть на гитаре под силу каждому Можно ли играть на гитаре не имея слуха.

Взрослым людям можно начинать обучение игре на гитаре в любом возрасте. А вот для детей ситуация немного иная, т. к. для качественной игры на инструменте нужно обладать определенными физическими параметрами. Оптимальным для обучения игре на гитаре считается возраст 9-10 лет, потому что моторика рук к тому моменту уже сформировалась, и ребенок подходит к процессу осознанно.

Но при желании можно начинать обучение и с 7 лет (а в некоторых случаях даже раньше). Как правило, в таком возрасте используется специальная гитара уменьшенного размера,предназначенная для юных музыкантов, а программа обучения больше нацелена на общее музыкальное развитие ребенка.

Можно ли научиться играть на гитаре самостоятельно?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно понять, какой уровень владения гитарой вы хотите иметь: просто суметь подыгрывать себе во время пения, либо хотите исполнять произведения, где гитара выступает сольным инструментом.

Для первого варианта вполне возможно научиться самостоятельно по различным самоучителям и видео-урокам,сделать это проще людям с хорошим музыкальным слухом, а также тем, кто когда-то обучался музыке на другом инструменте.

Но практика показывает, что для большинства людей научиться играть на гитаре даже на таком уровне самостоятельно, не прибегая к консультациям грамотных музыкантов, очень долгий, сложный процесс, требующий большого усердия.

Проблема самостоятельного обучения гитаре состоит в том, что в процессе игры у обучающегося в силу многозадачности нет возможности контролировать все и сразу: положение рук, пальцев, ритм, помнить, что за чем сыграть и т. д. Нужен человек, который со стороны будет следить и исправлять сразу неизбежные при обучении ошибки.

Более того, проще в самом начале обучения добиться правильной постановки рук, чем переучиваться. Так же с учителем процесс освоения материала займет меньше времени, чем при самостоятельном, так как педагог составит программу обучения именно для вас, учитывая Ваши возможности, навыки и желания, где материал выстраивается от простого к сложному, а при возникновении вопросов, вы получаете ответы на них и постепенно шаг за шагом продвигаетесь в обучении.

Что делать, если я не знаю музыкальной грамоты?

Музыкальную грамоту необходимо знать любому музыканту, как любителю, так и профессионалу. На наших уроках педагог объяснит вам необходимую для игры теорию музыки.

Занятия строятся таким образом, что теоретическая часть переплетается с практической, что в свою очередь позволяет эффективно усваивать материал.

Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?

Можно! Как правило, музыкальный слух есть у большинства здоровых людей, только у некоторых он развит больше, а других меньше. Слух как раз и развивается в процессе активного его использования. То есть для этого необходимо заниматься музыкой (петь, играть на музыкальных инструментах). Поэтому, если у вас появилось желание играть на гитаре, смело начинайте заниматься, слух постепенно разовьется.

Как научиться играть на гитаре и петь одновременно?

Для этого необходимо сначала отдельно отработать игру на гитаре и отдельно разучить вокальную партию. Потом, как только вы поняли, что по отдельности все получается без запинок, можете соединить. Если Вы испытываете трудности с каким -то из пунктов, например, не удается чисто и красиво петь, обратитесь к педагогу по вокалу.

Сколько нужно заниматься, чтобы научиться играть на гитаре?

Чтобы процесс обучения игре на гитаре проходил продуктивно, необходимо стабильно посещать уроки с преподавателем 1-2 раза в неделю, а также заниматься дома самостоятельно и выполнять домашние задания. От того, как и сколько вы занимаетесь, будет зависеть результат обучения на инструменте.

Какие произведения можно разучивать на уроках гитары?

У нас нет ограничений по выбору учебного материала, вы может разучивать произведения любых стилей и жанров, будь то классика, эстрада, джаз, блюз, рок и т. д.

Преподаватель подбирает репертуар исходя из ваших пожеланий, уровня вашей подготовки, а также поставленных задач в обучении.

В принципе, невозможных вещей не существует. Вопрос в другом: каковы поставленные задачи? Слух , как и любой навык, подлежит тренировке и развитию.

Проведем небольшую аналогию между обучением игре на гитаре и изучением иностранных языков. Можно ли услышать и понять то, что говорится на другом языке, не зная слов, ни разу не слыша их в контексте? Ответ очевиден – скорее всего невозможно. Не с чем сравнивать, поэтому нельзя догадаться. Другими словами: если нет точки отсчета в виде определенного знания, – развитый слух воспринимается как талант, который одному дан, другому нет.

От рождения человек обладает широким спектром неразвитых способностей. Их возможно трансформировать в практические знания. Чтобы научиться слышать структуру простых песен, исполняемых на гитаре , особого мастерства не требуется. Что освоено на инструменте – то, при некоторой тренировке, может быть .

Музыка в своей основе математична. Есть определенные каноны красоты, открытые давно. С развитием науки и техники музыка также претерпевала серьезные метаморфозы. (способ построения аккордов и их взаимодействия) усложнялась, изобретались новые музыкальные формы и новые музыкальные инструменты, менялись приемы исполнительства.

Также менялась и конструкция гитары как акустического инструмента. Техника игры на гитаре развивалась в нескольких потоках одновременно (различные школы исполнительства). Одна и та же физиологическая основа (в данном случае – строение рук) логично работала, опираясь на различные законы биомеханики.

Применительно к – изменялись углы соприкосновения пальца со струной (звукоизвлечение), изменялась посадка, постановка рук, мышление, репертуар. С развитием химии струны с жильных поменялись на нейлоновые. Музыкальное полотно усложнилось многократно, возникло множество совершенно новых гармонических и мелодических систем изложения музыкальной мысли.

Но вернемся к предмету. Если музыка логична, значит она подлежит изучению, и любой навык, имеющий отношение к данной области, – развиваем. Главное: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.

Слух развивается , тренируется прямо пропорционально приложенным усилиям. Развитие идёт параллельно росту уровня исполнительского мастерства. Также существуют методики, развивающие навык восприятия музыки на слух. Как и в любой деятельности, здесь существует множество градаций. Один человек лучше воспринимает ритм , другой – гармонию . Третий лучше ориентируется в мелодике , четвертый – глубже воспринимает бас . Подобное различие в слуховом восприятии можно ясно увидеть на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизационные линии.

Хороший вопрос. Конечно имеется ввиду музыкальный слух. А что такое ?

Все не глухие люди слышат звуки и легко могут определить их свойства. Тоненький голос или грубый, тоньше струна или толще, то есть по-научному – выше или ниже звук по частоте колебаний. Но!
Не у всех есть координация слуха и голоса . Не все могут повторить услышанный звук.

Музыкальный слух – это способность пропеть, повторить услышанный музыкальный звук. Если человек не может правильно повторить услышанную мелодию или звук, говорят, что у него нет слуха. На самом деле у него нет только музыкального слуха.

Для того чтобы петь, необходим. А вот для того, чтобы играть на гитаре или на каком-то другом инструменте, достаточно обычного слуха. Если не получается пропеть услышанный звук, можно его сыграть на каком-то музыкальном инструменте. Это тоже требует определенной тренировки, но доступно абсолютно каждому.
Не забивайте голову домыслами некомпетентных людей. Не слушайте плохих советов и мнения завистников. Смело беритесь и осваивайте свой любимый инструмент. А петь всегда найдется кому.

Миф 1 - "У меня нет слуха:("

Очень часто я слушал эту фразу от разных людей, которая на самом деле является заблуждением. Сначала разберёмся с термином "музыкальный слух". К обычному слуху он не имеет никакого отношения. Музыкальный слух - это способность человеческого мозга узнавать ноты и определять их высоту на слух. Музыкальный слух есть у всех людей , только развит он бывает по-всякому - у кого-то хуже, у кого-то лучше. Он имеет свойство развиваться, то есть улучшаться. Лучше всего, если он начинает развиваться с самого детства.

Человек с развитым музыкальным слухом может узнавать, отличать ноты по высоте (в сольфеджио есть такое упражнение - играется мелодия, а ученик должен на слух записать ноты). Если слух плохой - то и узнавание нот и отличие их по высоте даётся труднее. Есть такое понятие как "абсолютный музыкальный слух" - это природный дар, обладая которым человек может без напряга узнать любую ноту, а также "снять" композицию на слух, переписав её в ноты. Человек, обладающий абсолютным слухом, может с ходу сказать, каким по высоте является тот или иной звук, будь это хоть просто удар металлическим предметом по пустой бутылке.

Как проверить свой музыкальный слух. Вот простой пример. Играются несколько звуков, например 5, и вам говорится, какая нота у какого звука. Сыграли раза 2, сказали вам все ноты. Затем вам играют любую их этих нот и спрашивают, какая это была нота. Если слух хороший, то это не составит труда. Если абсолютный - ошибка просто исключена. Чем лучше слух, тем больше нот и качественнее может узнать человек. Например с плохим слухом можно и 1 ноты из 3х не угадать, с абсолютным же можно угадать и 20 из 20.

Ещё один аспект музыкального слуха - способность различать расстояние между нотами (различать их высоту). Между нотами существует расстояния - 1 тон или половина тона. Приведу пример: между нотами ДО и РЕ расстояние 1 тон. Так вот, чем лучше музыкальный слух, тем лучше человек чувствует это расстояние.

Итак, музыкальный слух есть у всех людей.

Миф 2 - "У меня плохой слух, поэтому я не могу играть на гитаре"

Этот миф вытекает из первого. Чаще люди говорят, что "у меня нет слуха, поэтому...", но мы уже разобрались в том, что слух есть у всех людей, просто он бывает развит по-разному.

На самом деле, чтобы играть на гитаре, или же на ещё каком-либо музыкальном инструменте, совсем необязательно иметь хороший музыкальный слух. Хороший слух нужен, если вы хотите например играть в группе (да и то не всегда), хотите "снимать" композиции на слух по аудиозаписям, или же заниматься какого-либо рода импровизацией (да и то не всегда). Конечно же, иметь хороший музыкальный слух - это полезный плюс, но отсутствие его не имеет критического значения. Правда, есть некоторые ограничения - например у такого инструмента, как скрипка. Вот там слух действительно важен.

Итак, если у вас плохо развит музыкальный слух, вы можете не смотря на это смело заниматься гитарой, или же каким-либо другим музыкальным инструментом (правда, есть исключения).

Миф 3 - "У меня плохой слух, поэтому я не могу петь"

В этом случае люди тоже чаще говорят, что у них "нет слуха". Слух есть у всех, и у всех он имеет свойство развиваться. Если у человека действительно плохой слух, то это будет помехой в пении, но всё же эта помеха устраняется путём тренировок, направленных на улучшение музыкального слуха. Если постоянно тренироваться, то слух постепенно улутшится, и перестанет быть помехой в пении.

Итак, плохой слух конечно является помехой в пении, но это устраняется путём тренировок.

Миф 4 - "У меня нет способностей, поэтому я не могу играть на гитаре"

Это полная ерунда. Играть может каждый. По крайней мере, на среднем уровне точно. Наличие способностей или таланта играет важную роль, только если вы собираетесь стать действительно гитаристом высокого уровня. Или же например пойти учиться в музыкальную консерваторию. Безусловно, наличие способностей или же их отсутствие влияет на процесс обучения, но решающим не является. Даже медведя можно научить ездить на велосипеде. Также важным фактором является голова - наличие ума и скорость восприятия материала.

Итак, большие у вас способности или нет - не суть важно, главное - стремление.

Начнём с того, что, раз вы разговариваете, голос у вас точно есть:).

Вам должно быть известно, что говорим мы, используя голосовые связки, которые находятся у нас в горле. Связки эти похожи на мышцы (точно не знаю), и также, как все другие мышцы, их можно развивать и тренировать. Человек может пользоваться своими голосовыми связками как инструментом - брать определённые ноты, тянуть звуки и т.д. Основной смысл в пении под музыкальный инструмент (под любой, а не только под гитару) заключается в том, что музыкальный инструмент издаёт звуки определённой высоты - ноты, например мелодию, или аккомпанемент, а наши звуковые связки при пении подстраиваются под эти звуки, то есть поют в унисон со звуками, которые издаёт музыкальный инструмент.

Пользуясь своими голосовыми связками, как инструментом, человек заставляет их звучать в унисон с музыкальным инструментом, вот это и есть смысл пения. Говоря простым языком, чтобы петь, нужно научиться управлять своими голосовыми связками так, чтобы они звучали на одной высоте с музыкальными нотами. На самом деле, достигается это не так уж сложно (на простом уровне), наш голос так устроен, что сам стремится подстроиться под звуки музыки.

Утверждение, что у человека "нет голоса" связано как раз с тем, что связки у такого человека попросту не приучены звучать в унисон с музыкальным инструментом. Научиться такому действию может абсолютно любой человек, в этом нет ничего сложного, нужно только лишь тренироваться.

Ещё один момент. Голос, как известно, бывает хороший или плохой. Я просто приведу пример, и вы сами поймёте суть. Хороший голос - Николай Басков, плохой - дядя Вася из кв. №... Вобщем вы, я думаю, меня поняли. Голос может быть от природы с хорошим потенциалом - тогда у вас есть шанс стать вторым Басковым, или он может быть плохим - тогда максимум вы сможете петь где-нибудь в ресторане и т.д.

Миф 6 - "Под гитару нужно обязательно петь"

Это полная чушь и ерунда. Дело в том, что гитара имеет 2 стороны медали: бардовскую и музыкальную. Традиция пения под гитару возникла уже давно. Раньше поэты читали свои стихи просто так. Но потом они стали брать в руки музыкальные инструменты (среди них оказалась и гитара), стихи накладывать на музыку, и таким образом получились барды - поэты, которые свои стихи выражают посредством песни. Далее гитара становилась всё более популярной в плане инструмента для аккомпанемента.

А вот в качестве музыкального инструмента она и по сей день практически не популярна. До начала 19 века на гитаре как на музыкальном инструменте (имеется ввиду игра пьес, произведений и т.д.) играли разве что только в Испании и странах Латинской Америки. В остальных странах - очень-очень мало, практически не играли. Даже в самой Испании гитара считалась скорее инструментом для увеселения, а игра на ней классических произведений, например Баха, Моцарта и т.д. - это вообще был нонсенс. Только благодаря величайшему гитаристу Андресу Сеговии гитара приобрела такую известность, какую имеет сейчас. Но об этом не здесь.

Гитара - это спецефический инструмент, на котором можно очень успешно играть всё что угодно - классику, разные пьесы, романсы, произведения и т.д. Многие люди говорят, что "под гитару нужно обязательно петь", только потому, что привыкли видеть её исключительно как инструмент для аккомпанемента песням. Тем более, что практически все певцы используют именно гитару для пения. Редкая музыкальная группа обходится без этого инструмента. Вот откуда пошёл такой миф.

Итак, на гитаре можно очень успешно играть, как на полноценном музыкальном инструменте. Играть музыкальные произведения любых жанров и направлений. И петь под неё совершенно необязательно.

Миф 7 - для обучения (или для начала) подойдёт дешёвая гитара

Так думают многие люди, и сильно при этом заблуждаются. Мысль состоит в том, что для начала для обучения можно купить инструмент попроще, тысячи за 2, а потом уже если понравится и захочется, купить подороже. К сожалению, дело обстоит иначе. Дешёвые гитары обычно делаются из самых дешёвых и простых материалов, зачастую криво. Из-за этого качество звука у инструмента часто бывает просто катастрафически плохое. Кроме того, помимо звука, у гитары есть ещё такое понятие как удобство игры. Это и высота струн над ладами, и исправность грифа и деки, и т.д.

Играть на неудобной гитаре и к тому же с плохим звуком, это всё равно что ездить на машине со сдутыми колёсами. Неудобно и неприятно. Игра на таком инструменте может просто-напросто отбить желание учиться. А если играть на хорошем инструменте, с хорошим звуком, на котором удобно играть, то гитара сама будет проситься вам в руки. Поэтому, если вы хотите учиться с интересом и пользой, то лучше не жалеть денег и приобрести сразу более-менее хороший инструмент.

Конечно же, за 12 т.р. сразу не стоит покупать, лучше где-то в пределах 5-6 т.р. В таком случае вы себе гарантируете качественное и приятное обучение. Если вы пока ещё не разбираетесь в игре на гитаре, лучше при покупке позвать в помощники знающего человека, желательно не соседа, который играет на 3х блатных, а именно знающего, например попросить помочь выбрать за плату учителя из музыкальной школы. Есть люди, которые этим часто занимаются, именно ходят и выбирают (это больше распространено в крупных городах). Пусть вы потратите лишние деньги, зато играть будете на хорошем инструменте, а не на лопате.

По поводу фирм ничего не могу сказать, ибо все они разные, а выбирать лучше, смотря разные гитары разных марок. Вполне может быть так, что гитара за 4 т.р. от одного производителя лучше, чем аналогичная гитара другого производителя, но за 6 т.р.

Миф 8 - Электрогитара круче акустики (или классики)

Часто слышу такое от многих людей. Здесь есть 2 разных заблуждения:

1) Под акустикой имеют ввиду акустическую гитару с металлическими струнами, которую чаще всего используют для игры песен;

2) Под акустикой имеют ввиду, скажем так, "неэлектрогитару", на которой нельзя исполнить характерный электрогитарный звук, гитара, которая не подключается к колонкам и т.д. По это описание попадает классическая гитара, а также та же гитара из первого пункта, которая с металлическими струнами. Ну ещё сюда можно наполовину отнести акустику со звукоснимателем.

В первом пункте я ещё могу согласиться, конечно, тот, кто играет на электрогитаре, будет наверно покруче того,кто просто лабает на 3х аккордах. Но следует учесть, что у тех, кто поёт песни, есть тоже свои степени сложности, и всё может быть совсем не так просто как кажется на первый взгляд. Существует авторская песня, целенаправленные занятия вокалом, а видели бы вы, как некоторые играют на акустике блюз и поют при этом... Такое электрухе даже не снилось.

Теперь рассмотрим второй пункт. Электрогитара, и, скажем так, "обычная гитара" - это совершенно разные инструменты, которые не поддаются сравнению. Взять хотя бы такие параметры как способы звукоизвлечения, или изначальное предназначение. Всё абсолютно разное. Поэтому говорить, что электрогитара круче и лучше акустики - грубая ошибка. Сравнить их невозможно ни по каким параметрам, так же, как нельзя сравнить легковую машину и грузовую - у них просто разные цели.

В разговорах о музыке многих людей посещает чувство неполноценности, при этом заявляя себе и другим, мол мне медведь на ухо наступил.

МИФ:
Мнение большинства людей сводиться к тому, что музыкальным слухом могут наделены только уникальные, одаренные и избранные люди! Одним словом "Neo" Так ли это в действительности?

Или снова очередной сложившийся миф через чур скромных или заинтересованных людей?

Для начала разберемся с понятием термина - музыкальный слух .
Музыкальным слухом называется, способность человека полноценно и адекватно оценивать музыку для на личном и профессиональном поприще.

Подразумевается, что такие люди способны очень тонко воспринимать и даже психофизиологически чувствовать отдельные (звуки), их громкость, высоту и тембр. Обладают отличным .

ФАКТ-1:

На самом же деле существуют несколько разновидностей муз. слуха. В принципе, если вам очень интересно разобраться в точных их терминах и определениях, то можете прочитать об этом статью в Википедии, а моя статья больше .

Самым-самым музыкальным слухом, является абсолютный . А самым слабым - архитектонический . Хоть там заумно все написано, но если перевести на обычный язык, то получается следующее. Если вы сможете сыграть в игру "Угадай мелодию", т.е.угадать хорошо знакомую вам песенку, но без слов, с разных моментов ее воспроизведения, то у вас есть музыкальный слух. Вот и получается, что он практически у каждого есть, если конечно человек не глухой.

ФАКТ-2:
А теперь мысленно вернемся в свое детство:

Любая наша способность появилась и развивалась в зависимости от жизненных обстоятельств, как необходимо-важная для существования функция с определенным качеством. Мускулатура ног и рук успешно развивалась и продолжает развиваться, если этого требует окружающая среда и мы сами. Наша речь и мышление сформировались до степени необходимости выразить себя и понимать других, ну и т.д и т.п....

Отсюда следует, что музыкальный слух - это не такая уж и необходимая человеку функция. Без него каждый из нас может прожить всю жизнь без явных проблем для своей жизни, семьи и т.д... Вот поэтому, нам порой так трудно отыскать его в себе. И все таки, он есть практически у каждого из нас, только в разном виде (качестве).

ВЫВОД:

Если "обычный" человек очень захочет заниматься музыкой - развить в себе музыкальный слух и для этого погрузит себя в среду людей обладающих лучшим качеством муз. слуха и будет регулярно заниматься или игры на музыкальном инструменте, то его желание на 100% осуществимо. Просто кому-то нужно сделать 2 шага до ощутимых результатов, а кому-то 10. Вот тут и открывается вся правда о мифе и реальности.

А по поводу можно добавить то, что данное занятие сравнимо с уроками плавания, танцев, рисования, да и собственно, и т.д...