Воздвиженка 5 25 музей архитектуры. Музей архитектуры: фото и отзывы туристов

В этом рассказе речь пойдет о бывшей усадьбе Александра Федоровича Талызина, в которой на настоящий момент находится Музей Архитектуры им. Щусева. Недавно мне удалось побывать на интересной экскурсии по этому зданию, увидеть сохранившуюся роспись потолков и погулять по главной анфиладе, о чем в заметке ниже.

Усадьба Талызина. Вид с внутреннего двора

Ранее я была в Музее Архитектуры имени Щусева только на лекциях, которые проводятся во флигеле Руина. Именно тогда я и узнала, что по музею проводятся экскурсии.
На прогулку под интригующим названием «Экскурсия по усадьбе Талызина» я записалась через официальный сайт Музея Архитектуры. Надо отдать должное — ответили по электронной почте очень быстро, вежливо, подтвердили наличие мест. В основном эта экскурсия проводится по субботам днем или вечером в четверг, когда музей работает допоздна, а именно до 21 часа (касса до 19-30). Порадовала стоимость полуторачасовой экскурсии — всего 150 рублей, что по сегодняшним ценам совсем недорого.

Итак, прибежав по адресу немного раньше назначенного времени, я оплатила стоимость экскурсии и принялась рассматривать холл музея, где были расположены часть интересных артефактов, вывезенных из разных усадеб. Надо признаться, что здесь сосредоточено, пожалуй, наибольшее количество скульптур, чем во всем музее.


В холле музея Архитектуры

В назначенное время подошла молодая и обаятельная экскурсовод и повела группу во внутренний дворик. Так как в ноябре рано темнеет, то нашему взору предстал плохо освещенный дворик, где вовсю велись работы по благоустройству. Экскурсовод пригласила всех посетить дворик летом, который кстати можно посетить бесплатно, заглянув сюда со Староваганьковского переулка.

Ночью же дворик выглядел зловеще.


Во дворе музея Архитектуры

На территории современного музея Архитектуры находятся несколько зданий разных веков: так, здание трапезной аптекарского приказа относится к 17 веку, полукруглый домик садовника — к 18, современный флигель Руина (бывшее здание конюшен) — к 18, ну и сам главный дом Усадьбы Талызина с флигелями — к 19 веку.

История этого места прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. Далее хозяева стремительно менялись: в 1659 казна приобрела участок для размещения здесь аптекарского огорода. В начале XVIII века, владение перешло к В. Долгорукому. Следующим владельцем был грузинский князь Вахтанг. Александр Талызин приобрел усадьбу у наследников Вахтанга. И в 1787 году на улице Воздвиженка было возведено по трехэтажное здание с двумя флигелями. Кто является автором проекта до сих пор неизвестно, некоторые приписывают авторство Матвею Казакову, некоторые — ученикам его школы. В 1805 году Талызин продает усадьбу купцам Устиновым, при которых дом опять перестраивается.
В 1845 году владение опять продается, на сей раз Министерству финансов, для размещения в этих стенах казенной палаты и уездного казначейства. Все изменилось во времена октябрьской революции. В 1920 году здесь размещается Секретариат ЦК РКП (б).
В 30-е годы в роскошной некогда усадьбе размещается общежитие, коммунальное жилье. Из-за ужасного отношения интерьеры анфиллады серьезно пострадали. После 1945 года здание передают Музею Архитектуры. С тех пор в здании ведется реставрация.

Из-за работ по благоустройству, пришлось нам немного погулять по дворику. В здании трапезной палаты аптекарского огорода 17 века находится административный корпус музея. Изначально здание было одноэтажным, затем был надстроен второй этаж.


Здание XVII века. Аптекарский приказ

Так как в ноябре на улице было довольно прохладно, мы поспешили греться во флигель Руина, ранее там находились конюшни, а сегодня проводятся выставки.


Вход в флигель Руина

Одним из экспонатов в флигеле Руина являются массивные двери одного из соборов, привезенные сюда. Интересной деталью является ящик для подаяний, который размещался на внешней стороне дверей (кто-то из экскурсантов предположил, что это почтовый ящик))).


Ящик для сбора подаяний

В вечернее время флигель Руина выглядит зловеще. Среди старинных сводов по периметру были расставлены разные артефакты: части витражей, кованные решетки, массивные стальные ворота.


Экспонаты в флигеле Руина

Своды конюшен выглядят как настоящее подземелье.


Флигель руина


Экспонаты в Флигеле Руина

Ступеньки во флигеле Руина можно также записать в экспонаты.


Кованные ступени

На фоне такой лестницы можно проводить фэшн-фотосесии:-).


Флигель руина. Лестница на второй этаж

Мы поднялись на второй этаж флигеля, где проводилась какая-то выставка современного искусства. Времени рассматривать ее у нас не было, так как программа была достаточно большая.


Флигель руина. Второй этаж


Флигель руина. Выставочные залы

На втором этаже мы заглянули в кабинет Давида - одного из директоров Музея Архитектуры имени Щусева.


Флигель руина. Кабинет Давида

Так как я немного опоздала к рассказу экскурсовода, то подумала, что за стеклом - сувенирная лавка. Оказалось, что так кабинет директора и выглядел. Жаль, что это все "богатство" было за стеклом.


В кабинете Давида

Выйдя из флигеля руина, мы опять вернулись в холл музея, где экскурсовод подробно рассказала про сокровища, выставленные здесь.

Молодые и красивые юноши - "Антиной в образе Осириса", мраморные скульптуры 19 века. Были найдены в Екатерининском пруду. В музей Архитектуры поступили из театра Российской армии в 1955 году.

Особо нужно обратить внимание на пол, ведь там остались настоящие плиты с давних времен.


Музей Архитектуры. Скульптуры

В вестибюле также можно увидеть парные парадные канделябры 19-го века.


Канделябр

Фрагменты канделябра выполнены в виде драконов.


Канделябр

Обращают на себя внимание мраморные парные скульптуры сфинков первой половины XIX века, родом из дома Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (был разрушен в 1941 году).


После осмотра вестибюля мы отправились по парадной лестнице на второй этаж, где располагалась парадная анфилада.

Стены лестницы оформлены искусственным мрамором. Украшают ее гипсовые копии барельефов Парфенона, подаренные музею в 2002 году.

Сегодня парадная лестница довольно скромна, но те фотографии которые показывала нам экскурсовод, поражали красотой росписи стен.


Лестница на второй этаж

На потолке сохранился лепной карниз.


Усадьба Талызина. Лестница на второй этаж

В центральных залах анфиллады располагалась фотовыставка, посвященная архитектуре Испании. Если честно, я ожидала увидеть в музее постоянную экспозицию, рассказывающую о великих московских архитекторах, но она в музее отстутствует.


Музей Архитектуры. Выставка

В одном из залов сохранилась красивая роспись потолочного плафона, которая находится в плачевном состоянии. Порой в заброшенных усадьбах роспись находится в лучшем состоянии.

Когда-то в этом зале находились изразцовые печи, но их решено было не восстанавливать, а закрыть пластиковыми панелями.


Один из залов


Усадьба Талызина. Потолочная роспись

Фрагмент потолочного плафона.


Фрагмент росписи плафона

В следующем зале мы увидели симметричные восстановленные печи. Правда в прошлом, они были украшены красивыми изразцами.


Восстановленные печи в одном из залов

Роспись плафона потолка в этом зале.


Потолочная роспись

Последний зал анфилады, который был открыт, был по всей видимости музыкальным или танцевальным. Здесь сохранились красивые барельефы, люстра.


Усадьба Талызина. Танцевальный зал

Плафон "Любовь земная". По львиной шкуре на плечах героя, можно узнать в нем древнегреческого полубога полу человека - Геракла.


Плафон. Любовь земная

Симметричен ему плафон, посвященный мифу об Амуре и Психеи ("Любовь небесная").


Любовь небесная

Над дверными проемами располагаются горельефы, посвященные Афине и Аполлону.


Барельеф


Танцевальный зал. Анфиллада

Экскурсовод показала нам старые фотографии, на которых изображена та же люстра, что и сейчас находится в этом зале.


Люстра в танцевальном зале

Далее, мы направились в залы, где расположены части огромного макета Кремлевского дворца архитектора В.И. Баженова (1770-1775 гг). По замыслу Баженова, этот дворец должен был бы находиться на территории Кремля (Кремль правда, пришлось бы снести). Слава богу, что это не произошло, Юнеско бы не одобрило.:-)

В этих залах нельзя фотографировать, поэтому к сожалению, фото самого красивого плафона усадьбы, который по стечению обстоятельств находится там же, где и макет, в этой статье не будет.

В самом последнем зале также можно увидеть фрагмент макета Кремлевского дворца. Украшением зала являются колонны из розового искусственного мрамора. Который на вид, очень тяжело отличить от настоящего.


Часть макета Большого кремлевского дворца

На этом наша экскурсия по Усадьбе Талызина закончилась. Впечатления от экскурсии были двоякими: с одной стороны рассказ понравился, сохранившиеся (и восстановленные) части интерьеров порадовали. Но с другой стороны, удивил Музея Архитектуры, в котором как оказалось нет постоянной экспозиции.

Музей архитектуры имени А.В. Щусева:

Адрес: м. "Библиотека им. Ленина", "Александровский сад", "Арбатская" и "Боровицкая", Ул. Воздвиженка, д.5/25.
Часы работы: Пн.-выходной, вт.-ср., пт.-вс. с 11.00 до 20.00, чт. 13.00-21.00.
Сайт музея muar.ru

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

Музей. В музеях XXI века сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. И, как правило, само это многофункциональное пространство - узловая точка музея - одновременно и представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея.

Музей в городе. Государственный Исторический Музей (далее ГИМ) расположен в самом центре Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеев: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Таким образом, на наш взгляд, развитие общественной функции музея, посредством создания в нем многофункционального пространства крайне правильный шаг, в результате которого, ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.

Зал в музее. Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Отечественной Войны 1812, Палаты в Зарядье и Покровский Собор) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре - месте, придя в которое, посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, провести виртуальный тур, отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея. Удобная доступность - вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты - все это делает Зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.

«Форум». В своем проекте мы предлагаем создание двухуровневого объема в пространстве зала. На первом этаже будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни - только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячейки которой изменяются, в зависимости от функции конкретной зоны. В зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке - книжными полками и тд. Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8м, общая площадь двух этажей 197м 2 . Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а так же размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале мы объединяем разнообразные функции. Он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.

Материалы и конструкции. «Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Сборность - разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры. При этом, возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1845 году дом Талызина купило Министерство финансов, и в здании разместились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. А в конце XIX века надстроили третьим этажом боковые части главного дома.

В 1920 году в особняк на Воздвиженке въехал Секретариат ЦК РКП(б). Здесь устроили кабинеты Сталина, Молотова и Куйбышева. Потом в здании были Госплан СССР и Министерство юстиции. А в 1930 году в бывшей усадьбе Талызина устроили общежитие.

В доме Талызина сейчас размещается музей архитектуры имени А.В. Щусева (назван в честь его первого директора). Он открылся в 1934 году и стал первым подобным музеем в Европе.

Сначала архитектурный музей располагался в Донском монастыре. Туда свозили фрагменты разрушенных зданий, а основная экспозиция разместилась прямо в Большом Соборе. Коллекция музея иллюстрировала историю архитектуры с древнейших времен до современности. Были и настоящие шедевры, например, новозеландские хижины и модель Василия Баженова.

В 1946 году музей под руководством Щусева переехал в здание на Воздвиженке, а сама усадьба стала экспонатом. Тогда же музейный фонд пополнился произведениями советской архитектуры и предметами из личных коллекций Щусева.

Но сейчас из 1 млн экспонатов для посетителей доступна лишь малая часть: в 1991 году Донской монастырь вернули Церкви, и коллекции музея архитектуры пришлось спешно вывозить. Экспозиционные площади новые власти не предоставили, а здание музея сильно деформировалось из-за строительства под усадьбой Филевской линии метро.

Сейчас ансамбль усадьбы Талызина реставрируется. Уже восстановлен пострадавший от пожара 1990-х годов флигель «Руина». Сначала в нем были каретный сарай и конюшня, затем - казенная палата. Флигель чудом не снесли при строительстве метро, так как фактически поезда идут под его полом. А сейчас в «Руине» новое выставочное пространство музея архитектуры.

Говорят, что... ...в день дворцового переворота Екатерина II предстала перед гвардейцами в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье было нельзя, а своего мундира у императрицы не было. Вот и пришлось одолжить его у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Потом этот мундир, украшенный Андреевской звездой, вернулся хозяину.
...именно в здании усадьбы Талызина Лев Толстой поселил Пьера Безухова из романа «Война и мир» .

Русские музеи отражают историю и современность нашей страны. Делают они это не только экспонатами, но и своим состоянием. В этом смысле особенно интересен находящийся на Воздвиженке в архитектуры - сюрреалистическое для обычного посетителя место. Специалисты (либо просто люди, имеющие к архитектурной "тусовке" некоторое отношение) скажут вам, что он является одним из лучших в городе, поскольку здесь собрано множество артефактов, имеется богатейший архив по советской и русской архитектуре.

История музея

Существует этот музей с 1934 года, хотя еще в конце 19 века назрела необходимость в его создании. В нем работали (и отдали ему свои архивы) крупнейшие специалисты по теории, практике и истории архитектуры. "Покоятся" здесь материалы идеологических соперников прошлого - имеется архив по архитектуре Древней Руси, собранный Петром Барановским, великим реставратором, а также эскизы, выполненные Иваном Леонидовым, знаменитого проекта Наркомата на Красной площади. Когда-то отечественная школа являлась одной из самых интересных во всем мире.

А. В. Щусев

А. В. Щусев, имя которого носит музей архитектуры, является титаном в этой области искусства. Им был создан а также десяток знаковых строений СССР. Щусев является инициатором открытия профильного музея в 1934 году, расположенного при Академии архитектуры. Алексей Викторович, когда в 1946 году при его активной поддержке появился музей на Воздвиженке, стал также первым его директором (в период с 1946 по 1949 годы). Музей архитектуры уже при Щусеве стал единственным в то время центром градостроительства и архитектуры со статусом научно-исследовательского.

Формирование фондов

Формирование фондов началось в 1934 году. Под них были переданы следующие экспонаты и площади Антирелигиозного музея искусств (в период с 1929 по 1934 годы): строения и территория Донского монастыря, различные собрания иконостасов, облачений,

Фонды в 1930-40-е годы существенно пополнились. Были собраны фрагменты исторических и архитектурных памятников. 1930-е годы - период уничтожения и разорения исторических построек. В музей, кроме того, были переданы различные предметы интерьера древних зданий.

В 1946 году в собственность были переданы старинные здания усадьбы (конца 18 века) Талызиных-Устиновых. Расположение их на Воздвиженке, в близости от Кремля, говорит о родовитости прежних владельцев. Вошла в усадебный комплекс также "палата для кормления" - редкий памятник архитектуры 17 века, представляющий собой трапезную Аптекарского двора. В начале 20 века вторым этажом было надстроено каменное здание, сооруженное в 1676 году.

Человек, близкий к музейным кругам, отметит, что этот исторический музей, архитектура которого весьма любопытна, в течение примерно последних 20 лет испытывает большие сложности, поскольку когда-то собрание его находилось на территории переданного РПЦ в 1991 году Донского монастыря. Все эти годы он оставался просто выставочным пространством, так как практически все коллекции хранились в запасниках.

Открытие постоянной экспозиции

Символическое событие случилось совсем недавно, 19 июня 2012 года. -Это открытие в данном музее постоянной экспозиции. Для того чтобы увидеть представленный в ней уникальный объект, граждане со всех концов города потянулись в здание выставки. Вот здесь и начинается для обычного посетителя сюрреализм.

Расположен музей архитектуры в самом центре города, в большом дворце Талызиных, здании, относящемся к 18 веку. В него входит также усадебный флигель под названием "Руина", и здание 17 века, где находился Аптекарский приказ. Между тремя этими сооружениями находится небольшой дворик, также приспособленный под выставку.

Описание музея

Первое, что вы увидите, попав сюда - одинокую стойку кассы и центральный пустой вестибюль. Весьма любопытное зрелище представляют порой русские музеи. Посетитель, в надежде на интересные архитектурные откровения, резко поднимается на второй этаж по дворцовой лестнице - и попадает в Зазеркалье. Уходит в бесконечность целая анфилада пустых залов, как будто отраженная в гигантском зеркале.

Не преувеличение эти пустые залы, в которых находится государственный музей архитектуры: здесь действительно ничего нет, кроме развешенных изысканно по стенам экспонатов выставки, например, фотографий римских воображаемых театров. По мнению обыкновенного посетителя, так может выглядеть сегодня модная арт-галерея, которых в Москве и так существует огромное множество, но отнюдь не главный в стране исследовательский центр и архитектурный музей. С интересом, впрочем, можно рассматривать скульптурные медальоны, роспись плафонов на потолке, лепные карнизы, горельефы, стены, выполненные из искусственного мрамора. Но ведь эти дворцовые интерьеры музей получил вместе со зданием. Они еще в середине 20 века были отреставрированы и не считаются, вроде бы, экспонатами.

Уникальный экспонат

Под постоянную экспозицию были отданы два больших зала 19 июня 2012 года. Она призвана символизировать собой возрождение этого музея. Мы говорим сейчас об одном удивительном экспонате - это модель (деревянная) Большого являющаяся на сегодняшний день самым большим в мире макетом. Она была создана в начале 1770 годов по заказу Екатерины II Василием Баженовым. Длина макета составляет 17 метров. Он настолько огромный, что, в идеале, требует отдельного павильона: в двух вышеупомянутых музейных залах находятся лишь его фрагменты, хотя и весьма впечатляющие.

Критика

Сегодня в специализированных сообществах не утихают споры вокруг нынешнего состояния музея, но акции, лекции и выставки его в профессиональной среде ценятся по-прежнему. Мы не станем высказывать мнение обыкновенного, непрофессионального посетителя о том, что ему не хватает сотрудников, площадей и средств. Данные проблемы всем и так понятны, они вызывают лишь искреннее сочувствие. Но внимательный посетитель сможет заметить несколько необъяснимых, с "финансовой" точки зрения, неприятных деталей.

Например, запрещено фотографировать макет Баженова. Запрет категорический - ни за какую плату, даже на телефон. Сотрудники не могут объяснить, почему, говорят, что так заведено. Хотя выложенная в блог любая фотография может привести сюда несколько посетителей, а плата за нее - добавить в небогатую кассу музея немного денег.

Нельзя объяснить экономическими сложностями, почему устроена в здании старого Аптекарского приказа "столовая архитекторов", являющаяся, по сути, суши-рестораном; почему кондиционеры "украшают" фасад здания, а перед древними скульптурами изображающими львов, расположена парковка на внутреннем дворике. Барельефы, наваленные на его территории довольно беспорядочно - свидетельство нехватки финансирования, пространства.

Д. С. Хмельницкий, исследователь архитектуры, критикует данный музей за отсутствие какой бы то ни было систематизированной информации о фондах и коллекциях (в 1991 году был опубликован последний его тематический каталог), а также весьма сложную процедуру доступа исследователей и историков к архивам. Музей Мельниковых является филиалом МУАР. Большой резонанс летом 2014 года вызвала ситуация с проникновением туда его сотрудников в отсутствие наследницы Мельникова, живущей там.

Фонд музея

Музей специализировался сначала лишь на русской архитектуре. Но служащие собирали материалы по современным проектам и истории, фотографировали, делали обмеры, анализировали трансформацию и развитие градостроительной политики. В результате этот музей архитектуры Москвы собрал огромный фонд, где сегодня представлено практически все: от современных фотографий до плинфы Софии Киевской, от проектных документов различной типовой застройки до шедевров строительной техники.

Пополнение фонда

Фонд музея в середине 1980 годов пополнился бесценной коллекцией. Она представляет собой архив Барановского Петра Дмитриевича, выдающегося реставратора и архитектора советского времени. С 1984 года этот архив почти не исследовался - для этого не хватает времени, специалистов. Музейные фонды представляют собой малоизведанный мир, который предстоит изучать еще многим поколениям ученых.

В начале 1990-х годов наступило бедственное время, которое переживает до сих пор этот музей архитектуры Москвы. Сегодня основная задача - решить насущную проблему экспонирования. Посетитель пока может лишь догадываться о том величии, которое таит в себе собрание музея, перелистывая рассказывающие о его истории буклеты.

Музей архитектуры и быта

Знакомство с культурой весьма увлекательно. Если вы интересуетесь архитектурой, можем посоветовать вам также посетить Музей народной архитектуры и быта, расположенный в деревне Озерцо в Беларуси. Экспозиция его очень интересна. Музей народной архитектуры и быта познакомит вас с жилыми и хозяйственными зданиями, культовыми сооружениями, общественными постройками. Воссоздает он крестьянский быт конца 19 - начала 20 века.

Музей архитектуры имени Щусева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тысячелетняя история строительства на Руси, в Российской Империи, СССР и России сквозь череду макетов, архивных фотографий и документов - вот краткое описание экспозиции Музея архитектуры имени Щусева, вот уже более 80 лет просвещающей жителей и гостей города в традициях и современности русского зодчества. Несмотря на то, что в главном здании музея по-прежнему продолжается ремонт, здесь есть на что посмотреть в трёх флигелях: впечатляющие макеты Государственного Кремлёвского дворца и сталинских «высоток», помпезная ваза «Моссовет» в лучших традициях советского гигантизма и кабинет Давида - знаменитого директора музея с массой интереснейших вещиц. А ещё у музея есть легендарный филиал - дом-мастерская архитектора Мельникова .

Немного истории

Музей архитектуры имени Щусева был основан в 1934 году и разместился на территории экспроприированного государством у Церкви Донского монастыря. Позже музей обрёл ещё одну выставочную площадку в перестроенном для этих целей здании усадьбы Талызиных конца 18 века работы Матвея Казакова. Основателем музея и его первым директором стал известный архитектор Алексей Щусев. С первых лет существования научные сотрудники кропотливо собирали информацию не только о русской архитектуре, но и о традициях строительства разных культур - в экспозиции были представлены макеты новозеландских и китайских жилищ. В 1950-е годы музей успешно развивался и обогатился многими ценными экспонатами. Однако в 1990-е почти 9000 кв. метров экспозиционных пространств были возвращены Донскому монастырю, и сегодня музей вынужден ютиться в особняке Талызиных, где продолжается реставрация.

В числе экспонатов музея - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко.

Что посмотреть

Экспозиция Музея архитектуры имени Щусева распределена по трём выставочным пространствам: главному дому усадьбы Талызиных, Аптекарскому приказу и флигелю с характерным названием «Руина», где некогда были талызинские конюшни. Все помещения фактически находятся на одной территории.

После завершения реконструкции дом Талызиных станет главным пространством музея. Пока же здесь можно полюбоваться на восстановленные расписные потолки, лепнину и воплощённый гений архитектора Казакова. В числе экспонатов - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко. Весьма интересны макеты сталинских высотных зданий, в том числе невоплощённого Дворца советов.

В Аптекарском приказе проходят временные выставки. В «Руине» можно посетить так называемый Кабинет Давида - директора музея с 2000 по 2009 годы. А ещё здесь замечательные сводчатые потолки.

Вы наверняка обратите внимание на шум: фактически под полом флигеля проходит Филёвская ветка метро.

Заметим, что львиную часть экспозиции составляют фотографии, архитектурные планы и чертежи знаковых сооружений разных стран. Так, здесь можно полюбоваться на необычные ракурсы Дворца дожей, Флорентийского Дуомо и прочих знаменитых зданий.

Адрес, часы работы и стоимость посещения

Адрес: ул. Воздвиженка, д. 5/25. Ближайшая станция метро - «Арбатская».

Часы работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. В четверг музей открыт с 13:00 до 21:00. Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Вход - 300 RUB, студентам, пенсионерам и детям до 16 лет - 150 RUB.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.