Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Конспект урока по географии "машиностроение россии"

Видеоурок «География мирового машиностроения» посвящен одной из главных, наиболее интересных и важных отраслей промышленности – машиностроению. В ходе урока вы узнаете, когда возникла эта отрасль, ее основные аспекты, особенности. Преподаватель расскажет вам о географических особенностях размещения подотраслей машиностроения в разных регионах и странах; о значимости данной отрасли промышленности для мирового хозяйства; о динамике ее изменения.

Тема: География отраслей мирового хозяйства

Урок: География мирового машиностроения

Машиностроение - главная отрасль промышленного производства, она обеспечивает все остальные отрасли хозяйства оборудованием, техникой и другими средствами труда. Поэтому от уровня развития машиностроения зависит уровень развития остального хозяйства. Машиностроение включает в себя несколько десятков подотраслей, которые отличаются временем возникновения, технологическими особенностями и др. В эпоху НТР в машиностроении произошли изменения, например, оно стало более наукоемким, узкоспециализированным, появились новые направления.

Машиностроение - отрасль, производящая различные машины, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Обычно машиностроение делят на три большие группы: трудоемкое, металлоемкое и наукоемкое.

Более подробно машиностроение подразделяют на:

1. Тяжелое машиностроение.

2. Среднее машиностроение.

3. Точное машиностроение.

4. Общее машиностроение.

5. Ремонт машин и оборудования.

В свою очередь, вышеперечисленные подгруппы делятся на многочисленные подотрасли:

Подъемно-транспортное машиностроение .

Железнодорожное машиностроение .

Судостроение .

Авиационная промышленность .

Ракетно-космическая отрасль .

Энергомашиностроение .

Строительное и коммунальное машиностроение .

Сельскохозяйственное машиностроение .

Нефтегазовое машиностроение .

Химическое машиностроение .

Лесопромышленное машиностроение .

Автомобильная промышленность .

Тракторостроение .

Станкостроение .

Робототехника .

Инструментальная промышленность .

Оборудование легкой промышленности .

Оборудование пищевой промышленности .

Промышленность бытовых приборов и машин .

Приборостроение .

Радиотехническая и электронная промышленность .

Электротехническая промышленность и др.

Среди стран можно выделить основных лидеров в машиностроении в целом: США, Китай, Францию, Японию, Германию, Мексику, Индию, Бразилию. Кроме того, выделяют четыре главных машиностроительных региона: Северная Америка (США, Канада), Зарубежная Европа (Германия, Франция, Италия, Испания), Восточная и Юго-Восточная Азия (Китай, Республика Корея, Япония, Индонезия, Малайзия), СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан). В Японии, Индонезии, Малайзии, Сингапуре более 60% производимой машиностроительной продукции идет на экспорт.

Теперь более подробно разберем основные подотрасли машиностроения.

Автомобильная промышленность (автомобилестроение). Автомобилестроение, как отрасль машиностроения, зародилась в 80 - 90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX - начале XX веков в Англии, Италии, США, Бельгии, Канаде, Австро-Венгрии, Швейцарии и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой степенью монополизации. В настоящее время автомобилестроение является ведущей подотраслью машиностроения, одним из главных покупателей различного вида продукции (стали, каучука, пластмасс и др.).

Производство автомобилей растет с каждым годом. Примерно 4/5 всех выпускаемых автомобилей - легковые, и 1/5 - грузовые.

Страны-лидеры по количеству выпускаемых автомобилей в тысячах единиц.
(Список основан на данных OICA за 2000 - 2010 годы)

Место

Страна/Регион

Евросоюз

Германия

Южная Корея

Бразилия

Великобритания

Крупнейшие компании-производители автомобилей (ТНК) на 2010 год.
На основе данных OICA.

Toyota (Япония) - 8,56 млн шт.

General Motors (США) - 8,48 млн шт.

Volkswagen (Германия) - 7,34 млн шт.

Hyundai Motor (Южная Корея) - 5,76 млн шт.

Ford (США) - 4,99 млн шт.

Nissan (Япония) - 3,98 млн шт.

Honda (Япония) - 3,65 млн шт.

Рис. 1. Завод концерна Toyota

Рис. 2. Сборка автомобилей на заводе Volkswagen в Калуге

Электронная промышленность. География электронной промышленности - новейшей отрасли машиностроения - складывалась в послевоенные годы. На процесс ее создания повлияли:

Технические и экономические особенности электронных производств;

Новые принципы организации отрасли на всех уровнях - от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами;

Возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров;

Сложившиеся специфические внешнеторговые связи между всеми продуцентами электронной продукции.

Электроника представляет собой «сплав» современной науки, техники и технологии, она приобрела сегодня исключительное значение.

Основные группы производства электроники :

1. Электронные средства обработки информации.

2. Средства связи.

3. Бытовая аппаратура.

4. Электронные компоненты.

Крупнейшие производители электроники: IBM, Apple, BBK, SONY, Intel, Fujitsu , Microsoft , Nokia и многие другие. Главные регионы электронного машиностроения: Северная Америка, Восточная и Юго-Восточная Азия, Западная Европа. Страны-лидеры в электронной промышленности: Япония, США, Китай, Индонезия, Малайзия, Германия, Республика Корея, Франция, Сингапур и другие.

Рис. 3. Предприятия электронной промышленности в Силиконовой долине, США

Станкостроение - отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.Страны-лидеры: Япония, Германия, Республика Корея, США, Китай.

Роботостроение. Главный лидер - Япония.

Рис. 4. Робот Asimo Honda

Судостроение. Страны-лидеры: Япония, Китай, Республика Корея, Франция, США.

Авиационная промышленность (авиастроение). Страны-лидеры: США, Франция, Германия, Россия. Крупнейшие корпорации: Airbus S.A.S, Boeing, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация).

Рис. 5. Airbus A380 - крупнейший авиалайнер

Остальные направления машиностроения также играют огромную роль в современном мире, продукцию их производства активно применяют, начиная от бытового пользования и заканчивая стратегическим назначением.

Домашнее задание

Тема 5, П. 1

1. Какую роль играет машиностроение в современном мире?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

2. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

4. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

6. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

7. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

8. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

9. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

10. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

11. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

12. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

13. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

14. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. - 160 с.

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от .

Решающие факторы

Одним из основных в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно. Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

В состав тяжелого машиностроения входят металлургическое, горнорудное машиностроение, вагоностроение, судостроение и другое производство, отличающееся большим потреблением металла, не очень энерго- и трудозатратное. Оно так и называется .

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники , оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Общее машиностроение

К этой группе относятся отрасли, которые отличаются средним энергопотреблением, невысоким потреблением металла, однако нуждаются в специальных видах сырья, рабочей силе и близости рынков потребления.

Заводы этой отрасли – одни из самых многочисленных и производят 25 % продукции машиностроения.

Сельскохозяйственное оборудование и машины производят в Ростове-на-Дону и Красноярске (комбайны), Рязани, Туле (картофелеуборочные машины), Люберцах (силосоуборочное оборудование).

Предприятия по производству оборудования для химической промышленности сосредоточены в Ижевске и Пензе.

Среднюю промышленность представляют предприятия, которые отличаются узкой специализацией, большой вовлеченностью в кооперирование, невысоким потреблением металла, но энергоемкие и требующие наличие трудовой силы. Продукция этих предприятий массовая.

Ведущая отрасль среднего машиностроения – автомобилестроение, которое представлено более чем 200 заводами (помимо производства машин, включается производство автомобильных агрегатов). Для автомобилестроения важен также такой фактор, как наличие транспортного соединения, поэтому основные предприятия сосредоточены близ крупных магистралей.

Легковые автомобили сходят с конвейеров в Тольятти, Москве, Ликино-Дулёво, Серпухове, Ижевске. Среднетоннажные грузовые автомобили – в Нижнем Новгороде, Москве. Большегрузные автомобили выпускаются в Набережных Челнах. В Энгельсе выпускают троллейбусы, а в Кургане, Голицыне и Краснодаре – автобусы.

Тракторная промышленность России занимает весомое место в мире. Производятся все виды тракторов, от садовых культиваторов до тракторов для промышленных нужд. Изначально тракторостроение создавалось в сельскохозяйственных районах, но постепенно начало перемещаться и в зоны, богатые сырьем. Производство тракторов налажено в Санкт-Петербурге, Челябинске, Липецке. Трелевочные трактора для лесной промышленности выпускают в Петрозаводске.

К среднему машиностроению относятся предприятия оборонной промышленности.

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

1) создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем

самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной

металлургии, а также целого ряда других отраслей;

3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

4) выступает как районообразующий фактор;

5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;

6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Современное состояние общего машиностроения, подотрасли машиностроительного комплекса, достаточно точно отражает нынешнее положение предприятий всего машиностроения. Сегодня, после неудачного процесса приватизации в нашей стране наблюдается снижение объемов производства в общем машиностроении,вследствие чего с каждым годом усиливается зависимость от импорта по многим

видам продукции.

Для решения этой проблемы необходимо подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И прежде всего продуманную систему

структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.

Основным конструкционным материалом в машиностроении является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью,определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие,наукоемкие,нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе –достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий,

сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

Размещение отрасли

Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение,является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация

облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования,повышению производительности труда. Одной из

наиболее характерных, в плане широкого развития специализации икооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

Место и роль общего машиностроения в народном хозяйстве РФ.

Промышленность состоит из целого ряда отраслей, тесно взаимосвязанных междусобой.

Отрасль промышленности - это исторически сложившаяся совокупность предприятий,характеризующаяся рядом признаков: выпуск продукции одного экономического

назначения, однородность сырья и материалов, общность технической базы и технологических процессов и т.д.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

Машиностроение как самостоятельная отрасль общественного производства возникло в конце XVIII - начале XIX вв. на текстильных мануфактурах Англии, где зарождались первые производственные участки по созданию и изготовлению

прядильных и ткацких станков, окрасочных и отбелочных машин, паровых машин.

Однако производство этих машин постепенно пришло в противоречие с низкой технической базой. С ростом потребности фабрик и заводов в текстильных и

паровых машинах производство их из сферы текстильной отрасли промышленности выделяется на отдельные предприятия и в связи с охватом сельского хозяйства,

промышленности и транспорта машинным производством вскоре становится самостоятельной отраслью промышленности.

В России первые металлообрабатывающие заводы мануфактурного типа возникли в начале XVIII в. в первую очередь для удовлетворения военных нужд (например,

судостроительная Адмиралтейская верфь в Петербурге, 1704 г.; Тульский оружейный завод, 1712 г.; Сестрорецкий оружейный завод, 1724 г.). До 1790 г. существовали

только государственные механические заводы.

К концу XVIII в. появились частнокапиталистические металлообрабатывающие предприятия. Всего в первой половине XIX в. в России было построено около 20

металлообрабатывающих предприятий. Среди них чугунолитейный завод Огарева в Петербурге, Ижорский орудийный и сталелитейный завод, Александровский

чугунолитейный и Механический заводы под Петербургом. Однако объем металлообрабатывающего производства был весьма незначительным. С развитием капитализма возрастают масштабы и темпы производства машиностроения и

металлообработки. Развивается промышленность,расширяется внутренний рынок, развертываются железнодорожное строительство и судоходство. Создаются крупные

машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. В 1857 г. Основывается Семянниковский литейный завод; в 1849 г. - Сормовский завод; в 1856г. - Балтийский завод; в 1859 г. - завод братьев Бромлей.

После поражения России в Крымской войне (1853 - 1856 гг.) и крестьянской реформы 1861 г. начался период бурного развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. Возникают паровозо- и вагоностроительные заводы,

строятся новые судостроительные верфи, увеличивается производство сельскохозяйственных машин, оборудования для текстильной, пищевой и легкой

промышленности.

Гражданская война, разразившаяся после Октябрьской революции, нанесла значительный урон всем отраслям машиностроения, поэтому после завершения войны

потребовались огромные усилия для восстановления всей экономики страны.

К началу Великой Отечественной войны существовало мощное машиностроение, по объему машиностроительного производства Советский Союз занимал второе место в

мире после США.

В годы войны машиностроительные отрасли производили в основном продукцию военного назначения.

После окончания Великой Отечественной войны машиностроительная промышленность значительно повысила темпы и уровень производства. Вообще машиностроение за

годы Советской власти развивалось более быстрыми темпами, чем народное хозяйство в целом. Средств производства производилось больше чем товаров народного потребления.

Несмотря на высокие темпы развития, уже в конце 70-х и в середине 80-х годов машиностроение не обеспечивало в полной мере потребности народного хозяйства

ни по количеству, ни по качеству своей продукции.

Структура отрасли.

Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение).

Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность,производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику,ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и

наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения,производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей

народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса,с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы

концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.

Автомобильная промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также

автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий,горношахтного, горнорудного, крупного

энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков икузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).

2. Общее машиностроение (18% продукции).

3. Среднее машиностроение (15 % продукции).

Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью.

Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации.

Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов

и пластмасс.

Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним

из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного хозяйства, оно

реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.

Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее

количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли

народного хозяйства.

Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.

Технико-экономические особенности размещения отдельных отраслей машиностроения и их учет - необходимые требования при экономическом обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий. Развитие и

размещение общего машиностроения базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторах, оказывающих влияние

на развитие и размещение отраслей этого комплекса.

Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей -

транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства,

сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения)

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург). Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее производство локомотивов

имеется в следующих районах: тепловозов - в Центральном (Коломна, Брянск,Калуга, Людиново, Муром), электровозов - на Северном Кавказе (Новочеркасск).

В тех же районах и по аналогичным причинам было создано вагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с границами локомотивостроения.

Близость к металлургическим базам для производства вагонов хотя и желательна,но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения.

Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его развития благоприятны в тех районах,

которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном

(Брянск, Калинин, Мытищи) районе, на Северо-Западе (Санкт-Петербург), на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав) и в Западной Сибири (Новоалтайск).

В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при невысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. Оно переместилось в страны Азии, где выделяются Япония (до половины судов в мире), Республика Корея и КНР. Эти азиатские страны стали экспортерами судов мирового значения.

Производство железнодорожного оборудования - старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Почти всю продукцию общего машиностроения выпускают лишь немногие государства мира: США, Германия, Япония, до 1991 г. - СССР. Однако и они специализируются на отдельных видах продукции: страны Зап. Европы - на станкостроении и оборудовании для легкой пром-сти. США, Япония, Германия - на энергетическом, химическом оборудовании. Крупное станкостроение создано в Японии, КНР. Атомное и металлургическое оборудование выпускают в США, Японии, Германии, Франции.

Урок по теме: «Машиностроение».

Урок разработан: Ложечевской Светланой Викторовной, учителем первой категории МКВСОУ «ОСОШ № 9» города Саратова

Цель: изучить факторы размещения и особенности географии машиностроения, продолжить формирование умения давать характеристику отрасли, используя типовой план.

Литература и оборудование: политическая карта мира, настенная карта машиностроение мира, атласы, поурочное планирование Жижиной стр. 108-109, поурочное планирование стр.91-102, Элькин.стр. 136-137

Ход урока.

  1. Изучение нового материала

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Все достижения НТП внедряются прежде всего в этой отрасли. Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии.

На размещение отраслей машиностроения влияют разные факторы. Вспомните из курса 9 класса и найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение. (Работа у доски)

В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Соответственно и темпы их роста очень различаются. Зарисовать схему в тетради. Пока рисуют учитель поясняет. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке. Новые отрасли , как правило, обнаруживают некоторый рост производства, например, автомобилестроение. Новейшие растут быстрыми темпами.


Какой можно сделать вывод , исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод : Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий. Поэтому в разных странах развиты разные отрасли машиностроения.

Работая с картами атласа, слушая мои пояснения и ваши сообщения давайте определим лидеров в разных отраслях машиностроения, а ответ оформим в виде таблицы.Слайд 3

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры
в производстве

Факторы размещения

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия

Потребительский сырьевой

Лидерами в станкостроении являются развитые страны.

(пример с немецким станком на механическом заводе)

Военно-промышленная электротехника

США, ФРГ, Великобритания

Научный трудовой

Лидеры - развитые страны

Электроника

Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай, страны западной Европы.

Трудовой

По стоимости продукции вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная.

Электронная промышленность - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. Очень велика экспортность всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, о. Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Зап. Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика

Сырьевой, Потребительский

В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при невысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. В настоящий период они перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты).

Судостроение переместилось в страны Азии. Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором. Республика Корея и КНР стали экспортерами судов мирового значения.

Авиастроение

США, ФРГ, Франция, Россия

Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах. Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах (Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились в консорциум. Очень развитую авиационную промышленность прежде имел СССР, где, как и в США, производились все виды продукции отрасли, особенно ракетно-космической. С распадом страны мощная АРКП сильно сократила производство, не обеспечивая даже собственные потребности.

Боинги по статистике падают чаще всего.

Железнодорожное машиностроение Слайд 9

Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика

Сырьевой

Производство железнодорожного оборудования - старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Автомобилестроение

Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский

Автомобилестроение . В мировом выпуске автомобилей устойчиво сохраняется высокая доля легковых автомашин (около 75 %). Велика доля грузовиков малой грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских, пожарных, полицейских и т. д.).

Производство автомобилей концентрируется в немногих компаниях мира. Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота») выпускают почти половину всех автомобилей в мире, а вместе с пятью другими меньшими - более 3/4. Продуцентами автомобилей организован их выпуск в нескольких десятках стран. Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа, Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются Германия, Франция, Испания. Этот регион отличается четко выраженной экспортной специализацией: на вывоз идет 3/4 всех автомобилей. Мировым лидером автомобилестроения среди отдельных стран остается США (12 млн штук). Однако на экспорт поступает не более 4 % продукции, и страна является самым крупным их импортером (ввоз автомобилей в 6-7 раз больше, чем вывоз). Япония - вторая страна мира по уровню развития отрасли.

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

    Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

    Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

    В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

    В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.

    В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

Работа с атласом стр.19

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона.

    Первый - Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция.

    Второй регион - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли.

    Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии.

    Четвертый регион - страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В целом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.

  1. Закрепление нового материала
Все страны также можно разделить по уровню развития машиностроения. Выполните задание №9 в учебнике, заполните таблицу. Слайд 11

Какое значение имеет машиностроительный комплекс?

    По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

    Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.

    Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

    Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.

  1. Д/з: стр.134-137

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.В последние десятилетия США и Япония сохранили свое лидерство в автомобилестроении, производя вместе почти 22 млн автомобилей в год. Германия и Франция выпускают на рынок 8,5 млн. Но сегодня к ним начинают приближаться страны Латинской Америки, которые установили собственный рекорд – 2,5 млн автомобилей в год.Машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах. Самый старый из них – западноевропейский. Позже образовался второй – США, к которому перешла роль лидера. Третий регион – Япония, которая в последнее десятилетие стала второй страной мира по производству продукции машиностроения, а по некоторым показателям обогнала США и другие передовые государства мира. Еще одним регионом развитого машиностроения являются страны Восточной Европы. По многим показателям ведущие позиции начинает занимать Китай.Основные изменения в отраслевой структуре машиностроения связаны с возникновением новейших высоких технологий. Это прежде всего электронная промышленность, робототехника, авиаракетное машиностроение. Традиционные базовые отрасли машиностроения все больше перемещаются в развивающиеся страны.Изменяется география машиностроения и в пределах одной страны. Наблюдается ускоренное развитие отдельных районов, где сосредоточены высокотехнологические предприятия. К таким районам относится, например, Калифорния, а также Токийский и Осакский, Лондонский и Парижский районы.Вместе с тем старые промышленные районы в некоторых странах переживают упадок, их развитие затормозилось. Например, районы Саара и Лотарингии в ФРГ, Аппалачский в США.