Урок по зарубежной литературе. В.Шекспир

Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна.

Тема:

Тип урока: урок закрепления изученного.

Форма урока: урок-исследование.

Цели:

образовательные: обозначить «вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира, познакомиться с образом Гамлета, проанализировать его значимость в литературе.

развивающие: развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся.

воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.

Задачи:

Методы и приёмы: фронтальный опрос, развитие критического мышления, работа в группах, эвристический метод, минутка воображения, синкан (синквейн), микрофон, словарная разведка.

Образовательные технологии: использование ИКТ (мультимедийное сопровождение - презентация), проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления.

Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, эвристическая беседа.

Оборудование: презентация, текст произведения «Гамлет», текст монолога, музыкальное сопровождение (в презентации), фрагмент монолога Гамлета.

Ход урока

Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко: это жизнь человеческая; это человек, это вы, это я, это каждый из нас...

(Иоганн Вольфганг фон Гёте)

I. Организационный момент (2 мин).

Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы успели отдохнуть, потому что для этого урока потребуется ваша смекалка и запас знаний. Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.

II. Актуализация опорных знаний (3 мин).

Цель: актуализировать знания учащихся, создать ассоциативное мышление.

Учитель. Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности.

Ассоциативный ряд.

На экране иллюстрация, звучит мелодия.

Посмотрите на иллюстрацию и послушайте мелодию, какие у вас возникли ощущения? (Ребята говорят о своих ощущениях).

III. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).

Цель: мотивировать учащихся на работу.

Учитель. Какие 3 глагола вы бы применили к понятию «трагический герой»?

(выживать, бороться, сопротивляться)

I V . Определение темы и целей урока. Целеполагание (4 мин).

Цель: сформулировать тему и цель урока вместе с учащимися.

Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших

рассуждений.

(Ребята высказывают свои предположения).
Тема сегодняшнего урока –
У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.

На доске записывается число и тема урока.

Учитель. Запишите в тетради Третье мая и тему урока. Сегодня мы уделим особое внимание образу Гамлета.

Теперь давайте сформулируем цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные фразы, написанные на доске.

Учащиеся определяют вместе с учителем тему урока и цели.

Познакомиться с образом …

Проанализировать творчество…

Уметь высказывать…

Научиться вдумчивому…

Наши задачи на этот урок:

    Определить литературоведческое понятие «вечный образ».

    Задуматься над местом и ролью Гамлета в современном мире: как воспринимается Гамлет современным читателем.

V. Работа над темой урока. Изучение нового материала (10 мин).

Цель: проанализировать образ героя, определить значение творчества писателя и его произведения в литературе.

1. Слово учителя (1 мин).

В творчестве У. Шекспира можно выделить 2 этапа: ранний – оптимистический. Это в основном комедии, в которых свобода личности должна привести к гармонии в мире. Поздний этап творчества – трагический (кризис иллюзий о свободе личности, беспорядочный мир, игра тёмных сил). Что же происходит в душе шекспировского трагического героя, мы постараемся сегодня понять.

2. Эвристическая беседа (3 мин).

Что было взято за основу при создании трагедии?

Ответ: При создании трагедии «Гамлет» драматург взял за основу сюжет легенды о принце Датском. Легенда давно забыта, но образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить до тех пор, пока существует человечество.

В чем же причина этого феномена?

Что означает понятие «вечный образ»?

3. Словарная разведка (Запись в тетради) (2 мин).

Учитель. Давайте обратимся к справочной литературе.

Вечный образ – содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов; высокая художественная, духовная ценность; способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность.

4. Фронтальный опрос (4 мин).

Какие еще герои литературы могут считаться такими?

(Дон Кихот, Мцыри).

Учитель: Хорошо. Ребята, эта информация пригодится Вам при написании сочинения на ГИА.

Ответы учащихся:

Гамлет – вечный образ. У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейная драма для него – портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери приводит к выводу, что все женщины вероломны. Череп Йорика наводит на понимание бренности всего земного.

Гамлет – вечный образ. Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.

VI . Физкультминутка. Минутка воображения (1 мин).

Цель: настроить учащихся на положительный результат работы.

VII . Закрепление изученного материала (16 мин).

Цель: закрепить и обобщить изученное.

1. Работа в группах. Наблюдения (4 мин).

Группа 1.

Что определяет движение сюжета?

(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)

Группа 2.

Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?

(В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)

2. Монолог «Быть или не быть» (5 мин).

Учитель: Итак, сейчас мы с Вами просмотрим фрагмент монолога «Быть или не быть». (Просмотр фрагмента в исполнении Иннокентия Смоктуновского). Перевод: Борис Пастернак

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженья века,

Неправду угнетателей, вельмож

Заносчивость, отринутое чувство,

Нескорый суд и более всего

Насмешки недостойных над достойным,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала! Кто бы согласился,

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться!

Так всех нас в трусов превращает мысль,

И вянет, как цветок, решимость наша

В бесплодье умственного тупика,

Так погибают замыслы с размахом,

В начале обещавшие успех,

От долгих отлагательств. Но довольно!

Офелия! О радость! Помяни

Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Учитель:

Ребята, ещё одним ярким исполнителем роли Гамлета в советском пространстве был Высоцкий. Высоцкий Владимир Семёнович - талантливый советский поэт, прозаик, певец, актёр театра и кино. Считал своей лучшей театральной ролью исполнение роли Гамлета. Образ, созданный актером-поэтом на сцене знаменитого Театра на Таганке, безусловно, является значимым феноменом в сокровищнице мирового театра.

3. Эвристическая беседа. Работа над идейно-художественным содержанием монолога (2 мин).

Что для Гамлета означает вопрос «быть» и «не быть»? Учитель вместе с учащимися пытаются ответить.

Быть – это для Гамлета оказать сопротивление, отомстить за смерть отца. Не быть – для героя означает терпеть позор, покоряться судьбе, затаить обиду и молчать. Гамлет думает о том, что будет, если забыться сном – то есть умереть, покончить жизнь самоубийством.

Тогда почему люди долго терпят и не оказывают сопротивление злу? Гамлет приходит к выводу, что «трусами нас делает раздумье/ Так решимости природный цвет/ Хиреет под налетом мысли». Разум мешает делать безрассудные поступки.

4. Глубокая мысль (2 мин).

Учитель.

Вопрос: Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?

(Учащиеся размышляют над поставленными вопросами).

Учитель: таким образом, мы выяснили что?

Вывод: ( отвечают учащиеся ).

Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но долг сына – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия.

Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом состояла его миссия.

5. Вывод (проблемный вопрос) (2 мин) .

Так в чем же сущность «гамлетизма»?

Давайте обратимся к справочной литературе и попробуем сформулировать понятие «гамлетизм» - это символ состояния, характеризующийся пребыванием кого-либо в постоянных противоречиях и сомнениях.

6. Синквейн (синкан)(1 мин).

Учитель: А теперь давайте попробуем составить синквейн (5 строк) по группам.

( Учащиеся составляют синквейн, читают по группам ).

Молодцы! А теперь подведём итоги нашего урока.

VII I . Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин).

Цель: подведение итогов урока.

Микрофон

Меня удивило на сегодняшнем уроке...

Я понял (-а), что...

Мне понравилось это произведение тем, что...

Учитель: Мы живём в XX I веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников и нас самих. Образ Гамлета – «вечный образ», символ сыновей любви и мести. Гамлет в каждом из нас.

IX . Подготовка к домашнему заданию (2 мин).

Цель: организовать и объяснить учащимся домашнее задание.

1. Выучить монолог «Быть или не быть» (в переводе Б. Пастернака).

2. На дополнительный балл: Написать эссе 7-10 предложений на тему «Есть ли выбор у Гамлета?».

X . Оценивание.

Шекспир В.

«Гамлет»

Вопросы к уроку

Гамлет!.. понимаете ли вы значение этого слова! -- оно

велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это

вы, это я, это каждый из нас, более или менее, в высоком

или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…

Шекспир сделал историю ничем не примечательного легендарного Гамлета одной из самых глубоких трагедий человеческого духа, наделил героя мыслями и чувствами, общими для многих людей.

В жестокую средневековую легенду о кровавой мести Ш. вложил богатейшее содержание, наполнил ее глубокими раздумьями о жизни и смерти, о добре и зле, о силе и слабости человека, о борьбе разума и справедливости против зла, царящего в мире.

Личные впечатления от прочитанного.

1. К какому роду литературы принадлежит это произведение?

2. Что такое драма?

3. Как в драме проявляются характеры?

4. О чем это произведение?

5. Только ли судьбу Гамлета раскрывает действие?

(Нет, но и судьбу окружающих лиц. У каждого своя история, полная драматизма. Т. о. трагедия - сплетение многих чел. судеб и характеров. Не только Гамлет, но и каждый второстепенный персонаж обнаруживает себя в действии. Это создает ощущение жизненности происходящего)

Живость и жизненность действия обусловлена богатством реакций персонажей на все происходящее . Герои реагируют не только поступками или словами, но и немыми реакциями.

# сц. Мышеловки: мы следим не столько за тем, что происходит на сцене, но и за реакцией короля и королевы.

# сц. Поединка между Гамлетом и Лаэртом - за реакцией всего двора: короля и королевы, Горацио.

Какова атмосфера трагедии?

Разнообразна и атмосфера трагедии: страх от встречи с потусторонним, юмор, страсть, тревога, напряжение, т. е. нет единства атмосферы, присущего др. произведением Шекспира.

Но самая главная черта «Гамлета» - наполненностьтрагедии мыслью. Ее носителем является прежде всего сам Гамлет. Т. о. Шекспир создал образ мыслителя.

6. Чем объясняется наше представление о высокой интеллектуальности героя?

(Тем, как остро он реагирует на драматизм ситуации, сразу одной фразой определяет существо дела, срывает маски, обнажает истинное положение вещей, испытует, осмеивает, осуждает. Каждую ситуацию трагедии именно Гамлет оценивает вернее всего и яснее всего. Это и показывает его как умнейшего человека.

7. Перечислите темы трагедии.

(Семья, любовь, дружба, общественные отношения, долг, месть, верность)

8. Можно ли назвать произведение политической трагедией?

(борьба за власть)

8. нравственная проблематика?

9. Социальные проблемы?

10.Философская?

(ставятся коренные проблемы Бытия)

10. Какая из проблем главная?

(социальная, т. к. главное - «порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить»)

11. Что является движущей силой действия? Что такое конфликт? Каков конфликт в произведение?

(Внешний и внутренний: не столько месть, сколько переживания героя. В средневековой саге главным было, как поступит герой. У Шекспира - что думает герой.

Поэтому трагедия Шекспира справедливо считается одной из самых философских трагедий во всей мировой литературе.

Но философия выражена в борьбе и переживаниях героев.

12. Смерть царит в этой трагедии. Кто умирает?

(Король, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн, королева Гертруда,

Лаэрт, король Клавдий, Гамлет)

13. Как умирает отец Гамлета?

14. Что еще потрясло героя?

(отец умер от руки брата, мать поспешно выходит замуж за убийцу мужа)

Чтение монолога Г. «Быть или не быть».

15. О чем он?

(Это не перечисление своих бед, а рассуждение о страданиях, выпавших на долю людей простого звания)

Эти три факта стали для Гамлета страшным откровением о жизни, поколебали прежние представления о ней. Смысл его жизни - в вере в прекрасные идеалы и прежде всего в человека. Эту веру разрушили мать и дядя. Т. к. у Гамлета философский склад ума, то, когда он увидел зло так близко с собой, то вывод - «время вышло из колеи».

Гамлет осознает разлад между идеалами и действительностью, его охватывает острое чувство несоответствия между тем, какой жизнь должна быть и какою она является на самом деле.

Главный сюжетный мотив трагедии - месть.

17. Кто еще из героев оказывается в такой ситуации?

(Гамлет, Лаэрт и Фортинбрас)

18. Как ведут себя другие герои?

(Лаэрт - кровь за кровь; Фортинбрас - отказывается мстить за смерть отца.

Два противоположных отношения к закону мести.)

19. Как поступает Гамлет?

20. Одним из обвинений в адрес Гамлета является медлительность. Действительно ли Гамлет медлителен?

(Нет, он одно из самых действующих лиц пьесы)

21. Почему Гамлет не убивает Клавдия сразу? Во второй раз? В третий?

Главное, что мешает Гаслету - мысль о бесплодности бытия . Стоит ли бороться, если человек лишь «квинтэссенция праха»? Особое место в рассуждениях Гамлета занимают наблюдения над человеческой природой. Если его окружают люди, подобные Клавдию, Гертруде, Полонию, даже Офелия становится невольной пособницей Клавдия, то для кого же тогда бороться?

22. Каков идеал человека у Гамлета?

23. Одного достойного человека он все же видит. Кто это?

(Горацио)

24. Почему Гамлет не просит его о помощи?

(Не хватает способности к действию. Это мудрый созерцатель жизни, но не герой дела)

26. У кого из героев есть это качество?

(У Фортинбраса)

27. Как к нему относится Гамлет?

(Восхищается его решительностью и энергией, но он тоже односторонен: он человек действия, а не мысли. После его рассуждений Гамлет действует)

28. Анализ системы образов.

Можно ли назвать трактовку образов Шекспиром однозначной?

Клавдий;

Гертруда;

29. В чем, на ваш взгляд трагедия Гамлета? Можно ли его сравнить с Дон Кихотом?

(Гамлет не страдал безрассудством Дон Кихот, но поступил по-донкихотски, решив один на один сражаться со всеми несправедливостями общества. Эта задача непосильна ни для какого человека, как бы велик он ни был.)

Истинная проблема характера Г. связана не с его медлительностью, а с тем, что, живя в мире, где царит зло, он сам каждый миг находится в опасности подвергнуться всеобщей заразе. Даже когда он собирирается совершить акт справедливого возмездия, он попутно совершает и неоправданные жестокости.

30. Какие поступки Гамлета вы могли бы назвать жестокими и несправедливыми?

Как остаться чистым в обстановке, где зло неизбежно, - вот одна из больших человеческих проблем, возникающих в трагедии. Жизнь Гамлета трагична не только потому, что он окружен массой зла, о еще и потому, что перед ним все время идеал подлинной человечности, а он ощущает, что сам далек от него.

Это трагедия великих душ, трагедия людей высокой честности и требовательности к себе. Никто так не беспощаден к себе, как Гамлет. Все другие персонажи заняты самооправданием, только Гамлет предается самообвинениям.

Он стал для всего мира образцом человека великой совести, искателя истины и борца за справедливость.

Письменная работа:

Можно ли назвать Гамлета современным героем?

o Какого человека можно назвать Гамлетом?

o Есть ли такие герои в наше время? Если нет, то как изменился бы мир, если бы они были?

o Против чего они сейчас борются?

o С чем могли бы бороться?

o Есть ли смысл в их борьбе?

o Как их воспринимают окружающие?

o Какова их судьба?

o Действительно ли в мире всегда есть место подвигу?

ОБРАЗ КЛАВДИЯ

1. Можно ли назвать Клавдия злодеем?

2. Есть ли в нем положительные черты?

3. Что заставило его пойти на преступление?

4. Испытывает ли он угрызения совести? Раскаивается ли?

5. Можно ли оправдать его преступление?

6. Что вызывает особую ненависть к нему Гамлета?

ОБРАЗ ГЕРТРУДЫ

1. В чем двойственность характера Гертруды?

2. Была ли она причастна к смерти мужа?

3. Знала ли о преступлении?

4. В чем проявляются лучшая и худшая сторона характера Гертруды?

5. Какие ее поступки вам особенно не нравятся?

6. Как повлиял ее поступок на Гамлета?

ОБРАЗ ОФЕЛИИ

1. Каким вам представляется характер Офелии?

2. Какие хорошие черты проявляются в ней?

3. Почему Гамлет предлагает ей идти в монастырь?

4. Какие испытания пришлось ей пройти в жизни? Что стало причиной ее сумасшествия?

5. Остается ли Офелия прекрасной в своем безумии?

6. Что хотел сказать В. Шекспир образом Офелии?

7. В чем трагедия Офелии?

Цели урока:

1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета;

2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя, его идеи;

3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой литературе».

Эпиграф к уроку:

«Время слипшихся век, пустота

Пробудившейся ночи, -

Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман

Многоточий?..»

(Ю. Благовещенский)

Слова и понятия

· фабула;

· катарсис;

· гуманизм;

· гамлетизм;

· «гамлетовские ситуации»;

· «вечный образ».

Ход урока

1. Вступительное слово:

Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного.

Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало слово «Прекрасный».

Эпоха Возрождения, Ренессанс… Это расцвет культуры, научно-технические открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов. Человек является центром мироздания. Ведущий принцип – гуманизм – утверждение человека как высшей ценности.

Величайший гуманист эпохи английского Возрождения – Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях – его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.

« » - главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.

2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю ( 1). Как он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю определить составные части драмы:

· Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по законам вероятность или необходимости);

· Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или в вражде лиц);

· Страдание (действие, причиняющее гибель или боль).

Кульминация – монолог Гамлета. Узнавание – встреча с призраком, страдание – смерть Полония, Офелии, – гибель героев.

Художественная цель пьесы – трагедия должна быть осознана как мистическая реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.

3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».

Какая теория вам близка? Почему?

4. «Гамлет – вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон Кихот, ). В этом ряду находится и Гамлет. Появилось понятие «Гамлетизм» - преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» - выбор практически сделать невозможно.

В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков». Этой темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она ознакомит нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1).

5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная жизнь» помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией других авторов. Блок и , Пастернак и , Волошин, Самойлов… многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносит в трактовку этого образа что-то свое, личное.

6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда, независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы. Эти вопросы поднимали и русские поэты.

Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак, Цветаева (см. приложение 2).

7. Творческая работа. Реализация домашнего – анализ монологов. Сопоставление монолога «Быть или не быть…» с 66-м сонетом Шекспира в разных переводах.

8. Перевод с английского 66-го сонета Шекспира на ученицей 10 «а» Гыргеновой А.

9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке «Размышления о Гамлете» - Мархакова Т.

10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?» учениками (см. приложение 3).

11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам свободный и славный мастер, сформировал себя в образе который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души и высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Написать сочинение – размышление «Мой Гамлет».

    Учебник/литература:

    Оборудование:

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания

    Опрос.

    1. Объяснение нового материала

    2. Слово учителя.

    1. Закрепление материала

    Работа с текстом.

    Ты впрямь любил когда—нибудь отца,

    Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

    Вывод:

    1. Домашнее задание:

    1. Выучить монолог наизусть.

    2. Стр. 68, вопросы 6-10.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему:" У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии" »

Тема урока: У.Шекспир «Гамлет». История создания трагедии.

Цель: Познакомить учащихся с личностью и биографией драматурга, историей создания трагедии «Гамлет».

Задачи урока:

    Формирование знаний об особенностях эпохи Возрождения, искусстве и литературе того времени, особенностях жанра классицистической трагедии. Помочь учащимся понять сложный духовный мир людей эпохи Возрождения.

    Прививать интерес к творчеству художников и драматургов эпохи Возрождения.

    Развивать навык самостоятельной работы с текстом, критической литературой, умение работать над рефератом, развивать речь, логическое мышление.

Учебник/литература: Учебник литературы, Аникст А. «Трагедия Шекспира «Гамлет».

Оборудование: Репродукции с картин художников эпохи Возрождения, текст трагедии.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

Опрос.

Что означает термин «Возрождение»?

Каковы основные особенности культуры Возрождения?

В эпоху Ренессанса, опираясь на античность, гуманисты выдвинули идеал свободного, всесторонне развитого, гармоничного человека. Культура Возрождения открыла в человеке личность, имеющую право на свободное проявление своих качеств.

Что означает понятие «гуманизм»?

Какие новые жанры появились в литературе?

    Объяснение нового материала

1. Выступления учащихся с рефератами по биографии Шекспира.

2. Слово учителя.

Почти все творчество Шекспира является подтверждением тому, что исторические реалии, которые мы находим в произведении, являются лишь фоном для описания человеческой драмы. В трагедии в качестве сюжета использована легенда о принце Датском, которая давно забыта, а образы, созданные Шекспиром, живут и будут жить. В чем же причина этого феномена? Наверное, в том, что герой мучительно старается понять, в чем смысл существования человека, если мир устроен так несправедливо.

    Закрепление материала

Работа с текстом.

Где происходит действие трагедии? (Дания, королевский замок Эльсинор)

Чем объясняют Горацио Марцелл появление призрака? (Приближение войны с норвежским королем Фортинбрасом).

Ради чего явился призрак? (Коварный Клавдий лишает его всего, призрак взывает к отмщению).

Ты впрямь любил когда-нибудь отца,

Отомсти за подлое его убийство

–Отчего Гамлет симулирует сумасшествие? Как эта сцена повлияла на дальнейший ход событий?

Можно ли во всем винить Гамлета? Прочтите монолог «Быть или не быть…»

Вывод: Гамлет попал в ситуацию, когда нужно убивать из мести, а ему претит убийство вообще, а тем более из мести.

    Домашнее задание:

1. Выучить монолог наизусть.

2. Стр. 68, вопросы 6-10.

    Подведение итогов урока, оценивание