Тихо, идёт тестирование. Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития

С начала пятидесятых годов XIX века в России резко возрос интерес ко всему национальному. Толчком послужило снятие запрета на строительство домов по свободным проектам. Специальным распоряжением правительства в 1858 году разрешалось возводить постройки, в которых не копировались установленные образцы. Сразу же во многих городах страны - Томске, Иркутске, Тамбове -появляются целые улицы, состоящие из домов, построенных с учетом традиционной русской архитектуры. Новые сооружения напоминали терема и крестьянские избы.

Но утверждение русского стиля произошло на двух промышленных выставках, состоявшихся в Москве и Петербурге в 1877 году (заметка сайт), которые были приурочены к 40-летию со дня гибели А.С.Пушкина. На выставках было представлено множество проектов, где использовались элементы древнерусской архитектуры, применялись древние, традиционно народные приемы внутренней отделки зданий. Представленные на выставках образцы мебели, домашней утвари и внутреннего убранства зданий (изразцы, резные изделия) стали тиражироваться на многочисленных предприятиях. Они определили новый облик зданий различного назначения, которые на протяжении последующих двадцати пяти лет строились по всей России. Своеобразной эмблемой русского стиля становятся две постройки - храм Христа Спасителя, строительство которого было завершено в 1883 году, и храм Воскресения па крови, построенный в Петербурге в 1882-1884 годах. Оформленные в русском стиле строения определили впоследствии художественный облик целых районов.

Во время выставок впервые заявили о себе архитекторы В.Гартман, В.Каминский, И.Монигетти, М.Преображенский, В.Шервуд, которые выступили за возвращение архитектуры к древнерусским традициям.

После закрытия выставок в Москве и Петербурге было организовано три музея, в которых разместили экспонаты, демонстрировавшиеся па выставках. Эти экспозиции стали хранилищами образцов, на которые в последующие годы ориентировались многие архитекторы и художники. Впервые в русской культуре произведения народных мастеров стали фактом искусства, определившим развитие общественного вкуса.

Традиционные элементы русского зодчества проникают в театрально-декорационное искусство, книжную графику, станковую живопись, музыку. Восстанавливаются и такие приемы в наружной отделке зданий, как цветная изразцовая мозаика и яркая роспись. На фасадах зданий появляются резные украшения, на крышах - башенки, стены и балюстрады. Они придают постройкам неповторимость и праздничность.

Во время Парижской выставки 1880 года в оформлении павильонов России преобладает русский стиль. К концу XIX - началу XX века он доминирует в живописи, графике и театральном искусстве. По степени распространенности с ним не может сравниться ни одно другое художественное направление

АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX - XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки - церкви, погосты, колокольни русского Севера.

Памятники X - XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА - страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI - XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью.

Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце ХIIв. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII - XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). Об­разцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома - палаты Поганкиных, дом Лапина XVI - XVII вв).

Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России.

Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль - комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.

Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя - «посадских людей». В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей - резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т.п. (так называемое «нарышкинское барокко»). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.

На протяжении XVI-XVII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения - ОСТРОГИ в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем.

С конца XVII в. начинается новая эпоха в истории России и её культуры, связанная с преобразо­вательной деятельностью Петра I.

Ансамбль Московского Кремля

Искусство конца 15 – 16 в.в.

Сложение Русского централизованного государства.

Столица – Москва, оплот православия, центр культурного наследия, «3-й Рим»

Государственное устройство – самодержавие, опора – дворянство.

Главная задача искусства – прославление Русского государства.

Конец 15 – начало 16 в.в.

I. Архитектура – строительство Московского Кремля, инженер Пьетро Солари; русские + итальянские традиции; красота, величие, прочность.

1. УСПЕНСКИЙ СОБОР (арх.Аристотель Фиорованти ),1475-1479 г.г.; древнерусские традиции + традиции итальянского ренессанса (внешний вид: 5 глав, (просторный, светлый интерьер перспективные порталы) светского характера).



2. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР «Златоверхий»

(арх.Марко Фрязин и Пьетро Солари ) 1484-89г.г, древнерусские традиции (подклет – высокий цокольный этаж, галерея, аркатурно-колончатый пояс на фасаде и апсиде);

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА (арх. М. Фрязин и П.Солари ) – часть великокняжеского дворца; одностолпный зал S=500кв.м, h=9м.

3.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР (арх.Алевиз Новый ), 1505-1508г.г. – усыпальница московских государей (52 погребения); в стиле ренессансных 2-х этажных палаццо (пышный декор: аркады, резьба, роспись, позолота).

4. ХРАМ-КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО (арх. Бон Фрязин ), 1505-1508 г.г.; изящество и величие; толщина стен=5м., h=81м., 21колокол – вес – 4 тысячи пудов.

Сформировать представления о том, что Москва была не только политическим центром возрождения Руси, но и средоточием формирования общерусской культуры; развитие культуры опиралось на владимирское наследство; шедевры архитектуры - Успенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Теремной дворец, стены и башни Кремля являются синтезом художественных приемов зодчества Руси и итальянского Возрождения. Познакомить с легендой возникновения города. Рассмотреть старинный чертеж с изображением плана Московского Кремля XVI века.

Посмотреть документальный фильм «Московский Кремль». Обратить внимание на антропоморфный характер башен, напоминающих своим обликом богатырей в русских доспехах. Рассказать о том, что Кремль и его здания стали образцом, которому стремились подражать другие города Московского княжества.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение об истории и святынях одного из соборов Московского Кремля.

Своеобразие русской архитектуры

Глава, Крест

Главы в соответствии с русской православной традицией имеют, как правило, шлемовидную или луковичную форму. Количество глав, как правило, должно быть не менее количества престолов в храме. В традиции православного храмостроительства количество глав принимается равным 1, 3, 5, 7, 13 и т.д., что объясняется числовой символикой: 1 - единая глава Церкви - Христос; 3 - число лиц Святой Троицы; 5 - Христос и четыре Евангелиста; 7 - семь чинов ангельских, семь Таинств, семь Вселенских Соборов; 13 - Христос и 12 Апостолов и т.д.

Глава должна быть увенчана православным Крестом, ориентированным на запад. В русском православии принят 6-8-конечный Крест, который отличается от "латинского" наличием верхней и нижней косой перекладин. "Греческий" четырехконечный Крест - равноконечный. Размер и рисунок Креста определяются архитектурой храма..

Окна, решетки

Окна, устанавливаемые, как правило, в верхней зоне каменных стен храма, традиционно имеют полукруглые завершения и снаружи украшаются фигурными наличниками с завершениями в виде кокошников или иными в соответствии с архитектурным стилем фасадов.

На окна храмов, как правило, устанавливаются решетки, часть из которых должна иметь возможность открывания наружу помещений в целях пожарной безопасности. В рисунках решеток часто используется крестообразный мотив. Примеры решеток приведены на рис. 21.

В недавней статье мы рассказали о том, . В основном это разные типы классики, либо пришедшей к нам еще с античных времен, либо ее английский вариант. Так или иначе, назвать эти стили "родными" затруднительно. А ведь в истории России было создано и преобразовано из зарубежных множество архитектурных направлений, которые до сих пор влияют на строительство, а иногда и полностью воспроизводятся в загородных домах.

И начнем бы обзор с основных факторов, которые повлияли на особенности застройки в России, чтобы впоследствии не упоминать их по отдельности.

Особенности национальной застройки. Исторические.

Камень и дерево

В виду доступности дерева, камень и кирпич были малопопулярными материалами в России. Из "частников", только бояре, купцы и зажиточные крестьяне могли позволить себе дом из камня. Остальные постройки подобного типа регулировались на государственном уровне: замки, общественные заведения, церкви. Соответственно, архитектурное разнообразие индивидуального домостроения развивалось большей частью в рамках деревянных построек. Это оставило свой след как на ранней архитектуре Руси, так и на более поздней - и даже современной - манере строить дома.

Деревянная резьба

Связь этой особенности с предыдущей самоочевидна: при зодчие декорировали дома, но так как камень был совсем не "в ходу", активно развивалась художественная резьба по дереву.

Храмовые постройки

По сути своей, русский народ всегда был склонен скорее к функциональности, чем к декору - хотя любители "показать лицо" найдутся всегда. Потому основная часть архитектурных изысков развивалось в рамках храмовых построек - отрасль, в которой зодчие не жалели ни сил, ни вдохновения. Потому все "модные нововведения" доходили до индивидуального домостроения далеко не сразу и не в полном объеме - а то где ж это видано, чтобы купеческий дом напоминал часовню?

Особенности крыш

Эту черту нельзя назвать строго национальной и она встречается во многих странах. Но припомните, как выглядят крыши древних построек в южных странах? Плоскими. Причина в типе осадков: там, где выпадает снег, отделаться плоской крышей в лучшем случае сложно, а в худшем невозможно. Потому вытянутые силуэты даже самых ранних построек обусловлены именно этой совершенно бытовой особенностью.

История русских стилей

Когда речь идет об истории формирования у нас архитектурных традиций, принято вести речь о замках и храмах - индивидуальные постройки всегда оставались в тени. Это продлилось вплоть до XVII-XVIII веков, когда началось активное строительство усадьб дворян и зажиточных представителей иных сословий.

Но и до этого периода есть множество интересных находок индивидуальных домов, которые до сих пор находят отражение в нашей архитектуре.

Изба или сруб

Одной из самых первых построек, появившихся на Руси, была изба: небольшой дом из рубленых деревьев, с покатой крышей и минимумом декоративных украшений, а то и вовсе с их отсутствием. "Отрывались" строители разве что на оконных рамах - ну, когда те уже появились и не в виде бычьего пузыря, натянутого на проем.

Скучно, скажете вы? Как бы не так! Эта древняя и славная традиция нашла реализацию и в современности. Невзрачные одноэтажные постройки превратились в настоящих красавцев под влиянием новых архитектурных веяний. Конечно, многие отдают предпочтение кирпичным домам, но и из дерева сейчас создают настоящие произведения искусства - массивные, впечатляющие срубы.

Или вот такие - небольшие и уютные домики, которые будто бы сами по себе растут из земли, но на деле: внутри удобный и современный интерьер:

Шатровый стиль

Назван этот стиль в честь манеры завершать здание церкви не куполом, а многогранным шатром. Зародился этот стиль в рамках храмовых построек, но настолько подходил нашему климату, что сначала крепко обосновался в барских домах, а потом во времена Ивана Грозного, перешел и на каменные постройки. Именно ему мы обязаны высоким, "псевдоготическим" очертаниям сохранившихся до наших дней памятников архитектуры.

И если вы считаете, что эта традиция канула в веках и не находит реализации в современности - спешим разуверить. Например, наши архитекторы создали дизайн-проект уютного и современного жилища по мотивам шатрового типа:

Хоромы и палаты

Это крупные, часто общественные постройки, где проживали как господа, так и обслуживающие их холопы. Отличие одного от другого в том, что хоромы строились из дерева, а палаты были уже каменными. Стили их бывали самыми разными: шатровым, упрощенной классики, прослеживались веяния и европейских стилей - часто архитекторы приглашались из-за рубежа.

Так как стилистически хоромы следовали за "трендами" той моды, нельзя сказать, что конкретно они повлияли на современное домостроение. Но благодаря ним популяризировалось

Усадьба

Усадьба пришла на смену хоромам в XVII. Под этим термином часто понимается не только жилое здание, но и весь комплекс построек на участке: дома для слуг, беседки, конюшни, всевозможные дополнительные строения и усадебный сад. Впрочем к тому истерическому периоду архитектура - в том числе и индивидуальных домов - почти потеряла яркие национальные черты: в большинстве своем русские усадьбы придерживаются классической стилистики или стилистики барокко, в зависимости от того на какой период приходилась постройка.

Впрочем, говорить о полной потере русской стилистики нельзя. Иногда дело было в простой нехватке финансов, иногда в сохранившимся утилитарном отношении к жилью, но русское барокко купеческих домов не такое помпезное и тяжелое, как итальянское. Также нельзя не упомянуть и о эклектическом сочетании классики, ампира и барокко, которое сформировалось в нашей стране.

Во что это вылилось сейчас? Многие, кто желает продемонстрировать свой достаток, но не хочет впадать в безмерную пестроту барокко, черпают вдохновение в более скромной усадебной эстетике - которая не только близка нам по менталитету, но и "обтесана" годами использования.

Вологодское деревянное зодчество

Удивлены, обнаружив эту категорию, как отдельную? Зря - ведь в Вологде сформировалась своя, острохарактерная манера постройки домов. Классическая вологодская усадьба возводилась из дерева, имела два этажа (второй иногда нависал над первым) и обязательная лоджия, нависающая над крыльцом.

Конечно со временем этот стиль разбавила классика: появились четырехскатные крыши, стали активно использовать колонны.

Влияет ли вологодский стиль на внешний вид сегодняшних ? Несомненно. Он отличался большой компактностью, что до сих пор ценится нашими соотечественниками: когда с практической точки зрения, а когда и с эстетической.

Например, проект особняка, которые наследует основные идеи вологодской стилистики:

Сельский стиль

Нельзя упомянуть и об этом стиле, появившимся относительно недавно - в советские времена. По статистике, редко кто сам строит такие дома, но они занимают парадоксально большой объем от всех построек загородного типа. Некоторые были возведены еще в советские времена, какие-то продолжают строиться в отдаленных деревнях. Чтобы понять о чем речь, просто вспомните классическую русскую деревушку.

В остальном, его характерные черты: использование дерева, резные оконные рамы; четырехскатная крыша со слуховыми окнами (более простой вариант - мансардная или двускатная крыша без каких либо ухищрений); один или полтора этажа в зависимости от типа крыши. И если взглянуть на форму, становится ясно, что вдохновением служили классические русски избы, но это бюджетная и очень скромная калька с усадебного стиля, со свойственной тому симметрией, элементами декора и особенностями оформления крыш.

Заключение

Как можно увидеть, помимо достаточно ярких и самобытных стилей, которые зародились в России, существует достаточно вариаций зарубежной классики или барокко, которые выглядят для нас ближе и роднее, чем их исходный вариант.

Сейчас они несправедливо отставлены в сторону, хотя многие элементы в современной интерпретации выглядели бы очень неплохо. Конечно, воспроизводить их один в один не имеет смысла - если вы выросли и живете в России, все эти здания вам наверняка уже приелись, но разумная эклектика вдыхает новую жизнь в привычные формы.

И если вам что-то приглянулось, или вы желаете себе уникальный, эстетичный и максимально русский дом - наши дизайнеры и архитекторы с радостью вам помогут. Команда профессионалов не только умеет, но и любит свое дело, потому выполнит ваши пожелания максимально бережно и изящно, оформив их в стильный архитектурный дизайн.

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления.

В псевдорусском стиле есть много элементов, заимствованных из европейской архитектуры и культуры. Можно сказать, что национальными здесь являются только творческие мотивы. Именно поэтому стиль имеет такое название.

Возникновение

В середине 19 века, когда начинается мода на национальные мотивы и течения, многие художники и архитекторы России принимают решение создать определенный «сплав» из старых народных форм, но при этом не жертвовать современными (для того периода) достижениями. Так появляется псевдорусский стиль. Он предназначается для того, чтобы возродить использовать его не только в мелких игрушках, ремесленной деятельности или, например, мебели, но и в более масштабных проектах.

На самом деле псевдорусского стиля как такового не существует. Это название условное. Оно объединяет в себе несколько течений, иногда с противоречивыми мотивами. Поэтому сегодня происходит некая путаница, когда архитекторы объединяют два совершенно разных по своим формам, линиям и декору здания в один псевдорусский стиль.

Самое главное отличие заключается в стилизации. Псевдорусский стиль настолько гибок, что его можно сочетать с другими архитектурными направлениями, включая модерн и романтизм.

Развитие

Псевдорусский стиль включает в себя несколько течений. Они появлялись по мере его развития:

  1. Русско-византийский. Возникший в 1830-х годах, данный стиль широко практиковался при строительстве религиозных христианских зданий (храм Христа Спасителя, Вознесенский собор, Большой
  2. Романтизм и славянофильство. На самом деле стиль, который появился чуть позже предыдущего, не имеет названия. Но на него повлияли перечисленные архитектурные течения. Ярким примером является Погодинская изба.
  3. Ропетовщина. Направление появляется в 1870-х годах, оно перенасыщено народной культурой и крестьянским зодчеством (Терем, Типография Мамонтова). Именно это течение получило широкое распространение из-за пропаганды известного критика Стасова.
  4. Официальный. Пузатые колонны, фрески с национальным орнаментом, низкие потолки в виде сводов - все это характерные черты направления. Здесь также отдается предпочтение традициям и народному творчеству. Примеры - Верхние торговые ряды, здание Исторического музея.
  5. Неорусский. Он появляется в начале 20 века. Архитекторы склоняются к монументальной простоте, поэтому они объединяют элементы древних памятников и традиции северного зодчества. Многие замечают сходство с модерном (церковь Спаса Нерукотворного).

В последнее время историки отделяют неорусский стиль от псевдорусского, рассматривая его в качестве самостоятельного архитектурного течения. Но остались и те, кто их объединяет. Здания псевдорусского стиля широко распространены по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы.

Особенности появления

Как и в любой другой стране, в России был период заимствования. Различные мотивы и течения перенимались у Европы, восточных государств и Запада. И настало время нехватки национальных элементов. Поэтому псевдорусский стиль в России, равно как его появление, можно считать закономерным.

Особенности данного архитектурного направления заключаются во многом. Преобладающие цвета - бежевый, белый и красный.

Можно отметить и способности стиля к слиянию. Не было четких разграничений. Он легко сочетался со многими другими стилями, например готикой, псевдоготикой или модерном.

Характерные черты

Псевдорусский стиль в архитектуре имеет свои отличия, по которым его определяют. Характерные черты можно просмотреть в таблице.

Очень часто при строительстве использовался декор крыши в виде крутящегося петушка или флага.

Многие здания в России, дошедшие до современности, подходят к описанию и характерным чертам псевдорусского стиля.

Заключение

В начале 20 века псевдорусский стиль и тяга к соответствующему строительству постепенно начинают угасать. Фасады многих зданий со всеми башенками, высокой кровлей, частыми небольшими окнами перестают подходить для архитектурного и административного назначения строений.

К примеру, Большие залы в Думе, возводящиеся во время господства направления, уже строятся при использовании новых достижений как в архитектуре, так и в технологиях (применение оборудования, больших машин). Потребности современных зданий не соответствую псевдорусскому стилю. Назначения архитектуры обновляются. А стиль уходит в прошлое, оставляя за собой множество памятников и уникальных строений.