Тема урока: «Владимирская вышивка. Конспект урока по технологии на тему "владимирская вышивка"

Гладь это разнообразие приемов выполнения вышивки. Гладь бывает одноцветная и многоцветная, с настилом выпуклая и гладкая без настила. Гладью вышивают обычно растительные мотивы по , состоящему из цветов и листиков.

Владимирская гладь выполняется белыми или цветными нитками, но всегда мотивы состоят из цветочков и листиков, это могут быть букетики, ягоды и трава. Белой владимирской гладью вышивают мелкие растительные рисунки.

Владимирская гладь – цветная предназначена для вышивания крупных мотивов, на которых есть птицы, рыбы, крупные цветы и листья. Вышивка выполняется владимирскими швами нитками мулине в 8-12 сложений, нитками ирис или шерстяными нитками.

Основной цвет вышивки – красный, редко сочетается с синим, зеленым или желтым, которых бывает очень немного. Стежки кладутся не плотно, друг к другу и располагаются по направлению листика, лепестка.

Владимирская гладь состоит из различных швов – это односторонний шов, который создает гладь, «верхошов», накладные сетки, шов «козлик», и другие.

Таким швом хорошо вышивать крупные схемы вышивки гладью с цветами, листьями и стеблями на наволочках для подушек, на покрывалах, скатертях и дорожках. Гладью вышивают листья растений, накладывая стежки косо в двух направлениях от центра листа начиная с острого конца.

Как гладью вышить лист цветка. Первый длинный стежок (1) выполняется от контура листа к центру. Вышивкой заполняется одна половина листа, затем вторая, начинается вышивка от верха листа к низу. Цветок владимирской гладью вышивается стежками от контура к центру (2). Стебельки веточки и усики растений и цветков вышивают с наклоном стежка (3).

Стежки цветов могут быть разной длины по контуру схемы и выходить за него. Контур узора при этом становится зубчатым, это позволяет получить плавный переход от узора к фону вышивки.

Гладь – владимирский односторонний шов, образует вышивку на лицевой стороне мотива, при этом на изнанке его почти не заметно. На изнанке вышивки проходят лишь небольшие мелкие стежки в виде пунктира, поэтому и имеет название односторонняя гладь.

Сердцевины крупных цветов при вышивке гладью, не заполняют гладью, а вышивают накладными сетками или различными швами в виде полосок, треугольников или квадратиков, вышитых гладью или козликом. Сетку и прикрепы выполняют нитками одного цвета. Длинные стежки, в серединке цветка выполненные в вертикальном и горизонтальном направлениях, закрепляются в местах скрещивания. Закрепление делается в виде крестика, и это в центре цветка получается очень красиво. Крести должны ложиться ровно и иметь одно направление, как и при вышивке крестом.

Шов козлик при вышивании гладью используется для заполнения серединок крупных листьев и цветков и для вышивки мелких узоров. Если гладью не вышивают, то контуры мотива вышитого козликом обрамляют тамбурным швом.

Интерес к традиционным видам рукоделия.

Задачи:

Образовательная:

font-size:14.0pt;font-family:Symbol"> Освоить принципы цветовой композиции на основе цветовых ритмов;

color:black">Освоение новых видов художественных швов – верхошов, шов «за иголку», стебельчатым швом, шов «шнурок», шов «козлик», петельным швом, тамбурным швом, накладные сетки.

Развивающая:

развивать внимание, память,

Развивать творческие способности учащихся.

расширять кругозор, развивать эстетический вкус,

font-size:14.0pt;font-family:" times new roman>Воспитательная:

формирование положительной мотивации к предмету,

формирование умений четко организовать свою практическую деятельность,

развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы – словесные, наглядные, практическая самостоятельная работа по вышивке владимирскими швами.

Место проведения : кабинет технологии.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией. М., 2011 год; Сычева. Ручная вышивка. Челябинск, 1992 – 144, журнал «Вышивка Владимирскими швами, «Вышивка простейшими швами» – М. 1998 год., презентация «Владимирская вышивка».

Материально-техническое обеспечение: образцы вышивок владимирской гладью, технологические карты, ткань для вышивания с заранее переведенным рисунком, пяльцы, нитки мулине красного цвета, иглы для вышивания, ножницы; компьютер, видеопроектор, экран.

Время: 40 минут.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Проверка готовности к уроку

Техника безопасности" href="/text/category/tehnika_bezopasnosti/" rel="bookmark">технике безопасности

II . Изучение нового материала:

1. Вступительное слово учителя.

2. Просмотр презентации «Владимирская вышивка» с комментариями учителя

3. Изучение технологических карт и практическое выполнение вышивки

4. Уборка рабочих мест

III

IV . Подведение итогов

V . Выдача домашнего задания

Организационный момент:

Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

Повторение правил техники безопасности:

Учитель: Прежде, чем приступить к практической работе, мы с вами повторим правила техники безопасности:

1. Сидеть нужно на стуле со спинкой, слегка наклонившись вперед.

2. Свет должен падать с левой стороны.

3. Расстояние от глаз до работы – 25-30 см.

4. Иглы и булавки вкалывать только в игольницу.

5. Не подносить иглу с рабочей нитью близко к лицу.

6. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя

7. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

8. По окончании работы убрать рабочее место.

II . Изучение нового материала:

На доске висит плакат «Владимирская вышивка» учитель сообщает учащимся тему урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из видов русской вышивки – владимирской вышивкой и научиться выполнять разновидность владимирских швов.

В этом нам поможет презентация.

Просмотр презентации с комментариями учителя.

Комментарии учителя к презентации:

Вышивала мама, вышивала,
создавая счастье и уют.
Вечерами так она певала,
как теперь, пожалуй, не поют.
Бегает проворная иголка
и мелькает розовая нить.
Вышивала мама долго - долго,
в песню душу силилась вложить.

Вышивка – один из старинных видов рукоделия, который до сих пор считается самым распространённым и любимым всеми. Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно широко распространено у всех народов нашей Родины. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приёмы вышивки, мотивы узоров и композиции.

Основой для возникновения Владимирской вышивки послужили несколько образцов цветной вышивки с крупным растительным орнаментом, хранящиеся в коллекции Музея народного искусства в Москве, Владимиро-Суздальском историко-художественном музее-заповеднике и во Мстёрском музее. Вышивка на этих небольших кусках ткани, либо на больших полотенцах значительно отличается по характеру своего узора от всех остальных русских народных вышивок и слегка лишь напоминает вышивку «списом» Орловской области . Но зато в ней есть значительное сходство с вышивками полтавскими, харьковскими, киевскими рушниками.

После многочисленных экспериментов и поисков по использованию наследия владимирских швов, со второй половины 40-х годов эта вышивка завоёвывает себе прочное место. Владимирские швы выполняются, так называемыми, верхошвами. Внешне основной владимирский шов похож на гладь: тот тоже плотно покрывает собой поверхность ткани. Однако нитки тут проходят лишь по её поверхности, зацепляя по линии контура мотива по две-три нитки и возвращаясь обратно.

Владимирские швы выполняются толстыми нитками (пасмой мулине), стежки ложатся по форме цветка или лепестка как бы лепя их форму. Границы мотивов приобретают своеобразную пушистость, что придаёт вышивке особую живописность. Середины крупных мотивов, а некоторые мотивы и целиком, заполняются -«атласниками», более редкими декоративными швами, которые образуют более мелкие геометрические узоры в виде шашечек, клеток, зигзагов, треугольников и т. д. Они выполняются швами «набор», «счётная гладь», а так же при помощи настила ниток в двух противоположных направлениях, скрепляемых в местах пересечения небольшими крестиками - «накладные сетки». Швы «козлик» и «косичка» употребляются не только в качестве дополнительного окаймления к основной композиции, но и вводятся в структуру узора. Яркий красный цвет вышивок, как и на музейных образцах, - узорных полосах на концах полотенец - оживляется небольшими вкраплениями синего, жёлтого, зелёного, горящими, как вставки перегородчатой эмали.

Узоры обычно строятся на ритмическом повторе свободно расположенных, почти одинаковых по масштабу некрупных форм, плотных по заливке, сопровождаемых лёгкими перистыми веточками. Так же лёгкими как бы ажурными, делаются и дополнительные полоски, вышитые швом «роспись» и другими линейными швами, окаймляющие основной узор и разбивающие плоскость скатерти или дорожки на квадраты или прямоугольники.

Вгоды узоры владимирских швов и характер расположения несколько меняются. Орнамент становится более плотным и компактным, так же, как и сопровождающая его кайма.

Особенности характерные для Владимирской вышивки.

Владимирские швы - это декоративная вышивка крупными стежками односторонней глади (гладь-верхошов).

Выполняют её толстыми цветными нитями - мулине в нитей (самые мелкие элементы - в 3 нити) на плотных тканях: полотне, бортовке, сукне и т. д.

Основной цвет этих вышивок - красный, с небольшим добавлением синего, зелёного, жёлтого. Благодаря тому, что каждый цвет даётся не одного, а нескольких тонов достигается гармоничный колорит, не смотря на сочетание в общем сильных и ярких цветов. Чтобы вышивка выглядела красивой и гармоничной не рекомендуется использовать в одной работе синий и зелёный цвета.

Техника вышивки
Гладь «верхошов» заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Так вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки. Стежки глади располагают по форме детали: в цветах от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур мотива при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче. Седцевины крупных цветов и детали мотивов заполняют накладными сетками или различными фигурами: квадратами, треугольниками, ромбами, зубцами, ровными и зигзагообразными полосками, которые выполняют двусторонней гладью.

Накладную сетку и прикрепки вышивают нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку. Сетку прикрепляют к ткани разными приёмами: крестиком, стежком, лапкой (3 стежка). При этом соблюдайте определённую последовательность. Сначала выполняйте все стежки сетки в одном направлении, например, вертикальном, затем все горизонтальные, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. Первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков. Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Середину крупных листьев и мелкие листочки вышивают швом «козлик»:

Узоры, выполненные владимирскими швами, окаймляют цветной тесьмой, узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками. Владимирскими швами украшают наволочки на диванные подушки, полотенца, панно, одежду. Вышитые изделия следует гладить только с изнаночной стороны на очень мягкой подстилке.

Сегодня мы с вами постараемся освоить технику владимирской вышивки.

Изучение технологических карт:

Учитель: Мы с вами должны освоить технику владимирской вышивки. В законченном виде эта работу вы оформите в рамочку. Все необходимое для оформления у вас есть.

А сейчас положите перед собой технологические карты. Работу вышиваем только красными нитями, с небольшим добавлением синего. Зеленого и желтого. Работу вышиваем в 6 нитей. Начинаем работу с закрепления нити. Во владимирской вышивке нить закрепляется без узелка.

Незаконченные работы после определенного времени (примерно за 7-10 минут до конца урока) предлагается закончить дома и оформить в рамочку.

Для тех, кто захочет самостоятельно выполнить салфетку или сумочку, предлагается вариант обшить края и пришить декоративную ленту или вьюнок.

III . Закрепление изученного материала

Вопросы на закрепление изученного материала:

1. Как выглядит вышивка владимирскими швами с лицевой и изнаночной сторон?

2. Какие цвета преимущественно используются во владимирской вышивке?

3. Во сколько ниток вышивают владимирскую вышивку?

4.

IV . Подведение итогов.

Итак, сегодня мы познакомились с очень красивым видом вышивки – владимирская вышивка и освоили основные приемы этой вышивки. Благодарю вас за внимание и хорошую работу, желаю успешно завершить ее дома!

V . Выдача домашнего задания.

Домашнее задание: завершить работу и оформить её.

Примечание: если девочки в 9 классе выбирают сдачу экзамена по технологии, то к своей работе «Владимирская вышивка» они выполняют творческий проект.

Список использованной литературы и ресурсов Интернета

Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. - ЭКСМ 1997.

Каплан художественные промыслы. - М.«Знание» 1984. Емельянова журнал «Вышивка Владимирскими швами

Т. Д., Щетинина. М.: Ростехиздат, 1960.

Еременко узоров для вышивки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией. М.: Вентана-Граф, 2011 год.

http://www. *****/vladimirskaja-glad. html – описание владимирских швов, приемы выполнения

http://www. *****/house/2875.htm – описание владимирских швов, приемы выполнения накладных сеток

http://www. *****/vishivka. htm – история владимирских швов

Владимирский шов. Описание. Схема подушки и панно.

В посёлке Мстера Владимирской области в середине 19 века возник местный тип вышивки цветной гладью - так называемый "владимирский шов" , выполняемый крупными рельефными стежками...

Владимирский шов, или верхошов - это односторонняя гладь, образующая застил только на лицевой стороне ткани, а на изнаночной видны лишь мелкие стежки по контуру узора (рисунок 1). Вышивают, как правило, мулине в 6-12 ниток; ирисом, синтетикой, шерстью. Основной цвет для шва - красный в разных оттенках, возможно небольшое добавление синего, зелёного, жёлтого. При выполнении узора очень важно не допускать перекручивания нитки, пушистые стежки должны ложиться не плотно, а только чуть-чуть касаться друг друга.

Некрупные листочки выполняют параллельными стежками верхошва в поперечном или косом направлении, а большие - заполняют косыми стежками в двух направлениях с наклоном от края к середине (рисунок 2). Чтобы форма листочков получилась красивой, начинают вышивать с вершины. Первый стежок делают длинным от контура к центру и сначала заполняют левую часть листа до основания, а затем от вершины вышивают правую сторону. Середины крупных листьев и мелкие листики выполняют швом "козлик".

Вышивая цветы, стежки глади укладывают по радиусу, при этом стежки по внешнему контуру получаются разреженные, а по внутреннему - плотные (рисунок 3). Иногда, чтобы выдержать правильное направление, часть стежков, направленных к центру, делают короче, но иглу выводят на лицевую сторону всегда на внутреннем контуре мотива, после чего делают длинный стежок до внешнего.

Большие закруглённые мотивы лучше вышивать, перекрывая каждый длинный стежок коротким, по принципу выполнения полтавского шва (рисунок 4). Перекрывающие стежки должны располагаться на одинаковом расстоянии от внешнего контура, при этом край мотива становится зубчатым, что делает переход от узора к фону ткани плавным, размытым. Такой же зубчатый край у цветов и листьев можно получить, если чередовать стежки, укладывая один до внешнего контура, один короче (рисунок 5). Зубчатые края придают крупным мотивам лёгкость и изящность.

Стебли цветов выполняют по контуру узким швом односторонней глади. Стежки верхошва кладут косо, и чем тольше стебель, тем длиннее стежок (рисунок 6).

Узоры верхшва дополняют и украшают декоративными накладными сетками, которыми натягивают длинными стежками в пределах контура (рисунок 7). Сетки бывают прямые и косые. Каждая проложенная верхняя нить в местах пересечения с нижней закрепляется крестиком последовательно одна за другой. Можно прикрепы выполнять одинарными стежками, а сетку заполнять различными разделками: двойным крестиком, тамбурной петелькой, узелками, лапкой (три стежка) и т.д. Контрастируя с плотными частями узора, сетки вносят большое разнообразие в фактуру вышивки.

Декоративне возможности красочных владимирских швов, своеобразный характер узоров широко используется для панно, скатертей, портьер, диванных подушек, а также для одежды, выполненной но народным мотивам. Утюжить такие вышивки можно только с изнаночной стороны на мягкой подстилке.


Подушка и панно.


Подушка

Вам понадобится: нитки мулине 3-ёх тонов красного, бордового, жёлтого, ярко-зелёного цвета и суровое полотно.

Выполнение работы.

Узор выполнен гладью "верхошов" в 6 ниток мулине. Середины крупных швов заполнены швом "козлик" в 4 нитки ярко-зелёного цвета. Косая накладная сетка и вертикальные скрепляющие стежки выполнены бордовым мулине в 4 нитки. Клеточки заполнены узелками в 3 оборота двойной нитью мулине жёлтого цвета. Тонкие веточки бордового цвета вышиты стебельчатым швом в 4 нитки. Этими же нитками выполнены тамбурные петельки впикреп. Дополняет вышивку полоса, выполненная швом кисточка (рисунок 8). Этот двухсторонний шов вышивается, как роспись. Сначала намечают швом "вперёд иголку" зигзагообразную линию. Обратным ходом перекрывают пропущенные стежки и одновременно выполняют кисточки из пяти стежков: средний, потом крайние и последними - промежуточные. По окончании работы вышивку нужно отутюжить и обрезать лишнюю ткань. Для задней части наволочки раскроить две детали, каждую размером, равным половине передней вышитой части плюс 1,5 см - припуски на средний шов. Сложить эти детали лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, стачать, оставив в середине нестачаный участок для "молнии". Припуски шва обметать и разутюжить. Втачать "молнию". Сложить вышитую и заднюю части наволочки изнаночными сторонами внутрь, уравнять срезы и обшить с 4 сторон красной тесьмой или косой бейкой.

Панно "Птица"

Вам понадобится: мулине 3-4 тонов красного, бордового, 3-х тонов жёлтого и ярко-зелёного цвета и суровое полотно.

Выполнение работы.

Кроме глади "верхошов" в вышивке использованы и другие швы. Середины крупных листьев заполнены швом "козлик" в 4 нитки ярко-зелёного цвета. Накладная сетка (2 нитки бордового цвета) натянута в косом направлении и скреплена мелкими горизонтальными стежками. Клеточки заполнены тамбурной петелькой вприкреп с переходом от светло-жёлтого к тёмно-жёлтому цвету. По контуру птица обшита стебельчатым швом в 4 нитки мулине бордового цвета. Хохолок птицы и тонкие веточки также вышиты стебельчатым швом, но в 2 нитки. Травка выполнена швом "ёлочка" в 4 нитки мулине бордового цвета.

Законченную тщательно отутюженную вышивку уложите на оргалит или плотный картон, обогните его запасом ткани и наклейте бустилатом или другим клеем с обратной стороны панно. Дайте клею высохнуть, придавив чем-нибудь тяжёлым. Удачно подобранная рамка завершит Вашу работу.



Владимирская гладь или «верхошов», так называется вышивка, зародившаяся во Владимирской области. Это одностороннее шитьё с небольшими стежками. Она применяется и при вышивке крупных элементов и достаточно небольших стебельков и веточек. В вышивке в основном растительный орнамент. Листья и цветы вышиваются гладью, стебли-стебельчатым швом, серединки крупных цветов заполняются различными сетками.


Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Дело в том, что история её уходит вглубь веков и тесно связана с , когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка. Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Если вам придётся вышивать нитью в несколько сложений, то расстояние между стежками будет практически незаметно. Вышивая Владимирской гладью, экономия ниток получается максимальная.





Вышивается «верхошов» большими стежками – от центра к краю или от края контура к центру.


Стежки глади располагают по форме элементов: в цветах – от края к центру, в листьях, стеблях и веточках – с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Если цветы или листья крупные, их сердцевины заполняются различными сетками или фигурами: квадратами, ромбами, треугольниками, зубцами, зигзагами, швом «козлик».


Все эти фигуры выполняются двухсторонней гладью, иногда сетки выполняются накладными с прикрепом. Сетку прикреплять можно крестиком, стежком, лапкой (три стежка). Правильно заполнять накладную сетку так, – сначала укладываем стежки в одном направлении, допустим в вертикальном, а затем в другом (горизонтальном), при этом закрепляя их в местах пересечения. Большие закругленные элементы вышивают гладью «восьмерка».


Всю вышивку окаймляют узкими орнаментальными полосками, например состоящими из крестиков, «козликов», «лапок», кустиков, кисточек и т.д.




Владимирскими швами вышивают наволочки на подушки, полотенца, скатерти, салфетки, дорожки, одежду, панно. Эта вышивка хороша как ручной работы, так и машинной.


Выполняется вышивка толстыми нитками - шерстяными, ирисом, мулине в несколько сложений и синтетическими. Основные цвета - красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным. Но это те цвета, которые издавна применялись во Владимирской глади. Схемы узоров для этой глади имеют свои определённые мотивы, которые удобно вышивать именно в такой технике. А что касается цвета ниток, наверное, каждая из вас представит свою вышивку по своему индивидуальному стилю.


Уход за изделиями простой . Стирать можно в машине на деликатном режиме, поместив изделие в наволочку. Гладить только с изнаночной стороны, подстелив мягкую ткань.


Владимирская гладь очень увлекательное занятие. Вашими руками будет созидаться красота русских узоров, которые несут в себе позитивный настрой. И если заняться ею всерьёз, то никакие осенне-зимние депрессии не страшны.