Старик хоттабыч фильм 1956 актеры где снималась. История создания фильма «старик хоттабыч

Надо сказать, что автор «Хоттабыча» окажется не чужд искусству кино. В 1960-е годы он напишет сценарии к нескольким мультфильмам, преимущественно сатирически-пародийного жанра («Шпионские страсти», «Жил-был Козявин», «Происхождение вида» и др.). При этом экранизацией своей сказки Лагин остался крайне недоволен.

Наталья Лагина:
«Папа был категорически против, чтобы по „Хоттабычу“ снимали кино. Вообще не хотел фильмов по своим книгам. И мне внушил, чтобы с лестницы спускала, если приходят с киностудий. „Я пишу для читателей, а не для зрителей!“. Он полагал, и правильно, как мне кажется, что нельзя передать мысли автора посредством киноэкрана. Что в итоге и получилось.
…Ему сказали: не связывайся с „Ленфильмом“, там не умеют работать с детьми. Папа участвовал в отборе, но там дети были деревянные и алкоголик-режиссер. Папа попросил было не ставить его в титры… К счастью, Хоттабыча играл замечательный актер Николай Волков. И папа махнул рукой: Волков один вытянет фильм».

Как вы уже знаете, зрители оценили фильм совсем иначе. Не знаю, насколько алкоголиком был Казанский, но этому же режиссёру принадлежат такие замечательные фильмы, как «Человек-амфибия», «Снежная королева», «Новогодние приключения Маши и Вити».

Конечно, многое в экранизации «Хоттабыча» пришлось сократить. В нём нет ни брата Хоттабыча, ни мистера Вандендаллеса, ни гражданина Пивораки, ни поездки в Италию и Арктику, но это отнюдь не делает фильм хуже. Если в конце книги Хоттабыч становится радиотехником, то в фильме занимает более подходящую должность — циркового иллюзиониста. Также в исполнении Николая Волкова джинн вышел намного добрее, чем в оригинале, где он постоянно угрожал окружающим.

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»:
«- Пожалуйста, две бутылки лимонной воды, — сказал Волька.
Официантка кивнула головой и пошла к стойке, но Хоттабыч сердито окликнул ее:
— А ну, подойди-ка поближе, недостойная прислужница! Мне не нравится, как ты ответила на приказание моего юного друга и повелителя. …На колени! Или я превращу тебя в пыль!.. …Все три немедленно на колени и молите моего юного друга, чтобы он вас помиловал!
С этими словами он вдруг стал расти в размерах, пока не достиг головою потолка. Это было страшное и удивительное зрелище. Кассирша и вторая официантка упали в обморок от ужаса, но первая официантка, хоть в побледнела, спокойно сказала Хоттабычу:
— Стыдитесь, гражданин! Ведите себя, как полагается в общественном месте… И если вы порядочный гипнотизер…».

Компьютерной графики в те времена не было, поэтому в фильме много комбинированных съёмок. Подвешенный в павильоне ковёр-самолёт впоследствии был наложен на фон пролетающего пейзажа, а облака создавались с помощью дыма. Именно дымом были вызваны слёзы исполнителя роли Жени, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Но это было так к месту, что сцену режиссёр оставил.
Кстати, о бананах. В те далёкие времена не все советские люди имели правильное представление о настоящих бананах. Вот и создатели муляжа тропических плодов покрасили их в… неаппетитный зелёный цвет. Так что правильно Женя их выкинул…

Одной из самых «волшебных» сцен фильма, лично для меня, всегда был футбольный матч между командами «Зубило» и «Шайба». Хоттабыч, поначалу не понимающий, зачем «двадцати двум приятным молодым людям бегать, падать и толкать друг друга только для того, чтобы несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик», вскоре становится заядлым болельщиком и заколдовывает ворота противника.

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»:
«- Егорушка, ты только не вздумай, пожалуйста, надо мной смеяться, — сказал вполголоса вратарь „Зубила“ одному из запасных игроков, когда игра на короткое время перешла на поле „Шайбы“, — но я готов поклясться, что штанга моих ворот подыгрывает шайбовцам…
— Температуру мерил? — спросил запасной игрок.
— Чью — штанги?».

В фильме заколдованные ворота были сделаны раздвижными, штанга — резиновой, а под всей этой конструкцией находилась тележка на рельсах. В результате, штанга, когда нужно, изгибалась и пропускала мяч, а ворота ездили по полю.

Ещё сложнее оказалось достать экзотических животных. Если слонов и караван верблюдов смогли снять в Одессе, где как раз гастролировал цирк Корниловых, то верблюда, на котором Волька и Хоттабыч едут по столице, пришлось ехать-покупать аж в Сталинградскую область.

Наверное, многие посмотревшие фильм ещё детьми недоумевали, как исполнитель роли Хоттабыча мог так быстро и в таком количестве заглатывать эскимо. Конечно, это были не эскимо, а, замаскированные под мороженное, глазированные сырки. Впрочем, съесть подряд дюжину сырков — тоже дело нелёгкое, поэтому Николай Волков ещё долго не мог смотреть на этот вид продукции без тошноты.

Прошло время. Умер 16 июня 1979 года Лазарь Лагин. Распался Советский Союз. В фильме «Хоттабыч» 2006 г. уже нет идейных бессеребреников, а джинн — прожжённый и брутальный циник. Но хочется надеяться, что приключения советского Хоттабыча не закончились с советской эпохой. Книга-то всё равно интересная.






Жанр: детский фильм, приключения, семейное кино, сказка
Фантастическая комедия снята по одноименной сказке Лазаря Лагина.
12-летний московский школьник Волька, купаясь в Москва-реке, находит какой-то древний запечатанный сосуд. Мальчишеское любопытство настолько сильно, что при первом же удобном случае Волька вскрывает его, и из сосуда появляется сказочный джинн — Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. За то, что Волька спас его от двухтысячелетнего заточения, джинн, прозванный мальчиком Хоттабычем, становится его верным слугой. Он пытается задарить мальчика, пригнав к его дому целый караван верблюдов с несметными сокровищами. Вместе они совершат увлекательный полет в Индию на волшебном ковре-самолете…

В фильме снимались: Николай Волков (старший), Алексей Литвинов, Геннадий Худяков, Лева Ковальчук, Ольга Черкасова, Майя Блинова, Ефим Копелян, Александр Лариков, Вера Романова
Режиссёр фильма :Геннадий Казанский
Сценарист: Лазарь Лагин
Оператор: Музакир Шуруков
Композитор: Надежда Симонян
Художники: Исаак Каплан, Белла Маневич
Премьера фильма состоялась 12 июля 1957

Для середины 50-х годов фильм «Старик Хоттабыч» — это прецедент по количеству и качеству спецэффектов. Прецедент во всем советском производстве. Негласная задача была догнать и перегнать Голливуд.

Производство картины потребовало особых огромных усилий от всех цехов Ленфильма. Денег при этом не жалели. Самая большая нагрузка легла на цех комбинированной съемки. Специально для этого фильма, даже, изобретали новую технику.

В НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру, специальную пленку и специальную проявочную машину. Самыми сложными были, невероятные по тем временам, съемки полета на ковре-самолете. Эти фантастические съемки собирали в четвертом павильоне «Ленфильма» толпы народу.

Работу над фильмом «Старик Хоттабыч» начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи мамаш со своими чадами.

Затем этих школьников пригласили на киностудию. Надо было выяснить, кто из ребят сможет сделать всё, что требуется в фильме, кто сможет сыграть Вольку, Женьку, Гогу. Поэтому ребят просили прочитать стихи.

Кто читал с выражением, с настоящим чувством, того приглашали придти ещё раз. Следующие задания были посложней: предложили разыграть сценку. Пионерам ставились условия, например: они гуляли в лесу, пошёл дождь; ручей, через который необходимо перебраться на обратном пути, стал бурливым и глубоким. И школьники должны были представить, как они идут в мокрой одежде, как тяжелы корзины с грибами, как трудно переходить через ручей.

В этих сценках всё условно - нет ни дождя, ни ручья, ни мокрой одежды. Только сильное воображение могло превратить пустую комнату студии в дремучий лес. И вот тем, кто лучше других исполнял эти сценки, поручили роли пионеров в новом фильме.

Этими школьниками оказались Лёша Литвинов - шестиклассник 82-й школы, Геня Худяков - из 7 класса 96-й школы и Лёва Ковальчук - ученик 6-б класса 71-й школы. Ребята хорошо учили уроки, примерно вели себя в классе, и поэтому учителя не возражали, чтобы они снимались в кино.

Распределили, кому кого играть, Лёва Ковальчук больше всего похож на Гогу - ему и дали эту роль. Гене Худякову подошла роль Женьки - серьёзного рассудительного мальчика. А Лёша Литвинов прямо-таки был настоящим Волькой, таким же шаловливым, доверчивым. Но вот беда: Волька должен быть блондином, а у Лёши волосы черные. Думали, думали и придумали: надо покрасить Лёшины волосы в светлый цвет. Но согласится ли мама Леши?

Когда ее спросили об этом, она долго не решалась: вдруг её сын станет некрасивым? Не будут ли Лёшины одноклассники обижать его и дразнить «рыжим»? Но всё-таки она согласилась. И тогда мастер-гримёр Василий Васильевич Горюнов сделал Лёшины волосы белобрысыми. А когда Василий Васильевич завил ему на макушке задиристый хохолок, - Лёша рассмеялся - так ему понравился этот непослушный вихор на голове.

Мальчики ещё раньше читали книжку про старика Хоттабыча, поэтому им легко было учить роли. Правда, юным артистам всё время помогали автор сценария Лазарь Иосифович Латин и режиссёр Лев Вениаминович Махтин. На репетициях они подсказывали мальчикам, как и что надо говорить, объясняли, какой характер должен быть у того или иного героя. Ребята слушали очень внимательно и старались делать именно так, как им говорили. Киноработники были довольны своими «артистами».

– На тот момент я уже был в картотеке «Ленфильма», – вспоминает Геннадий Иванович Худяков (Женька). – Просто снялся совсем еще маленьким в эпизоде фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер», вот меня по фотографии и пригласили на пробы. Перед камерой я и другие кандидаты играли эпизоды из сценария, так нас и отбирали.

Но и во время съёмок Лёша и Геня оставались школьниками. Везде с ними ездила воспитатель Мария Александровна Смыслова. Она следила за тем, чтобы ребята строго выполняли распорядок дня, тщательно готовили уроки. Их день был заполнен до отказа - съёмка, репетиции, занятия. Даже побегать, побаловаться мальчикам не всегда удавалось. Ведь они работали. Рано вставали, без опоздания приходили на съёмку, отвечали уроки учителю…

На главную сказочную роль – самого Хоттабыча – тоже был большой конкурс. Шутка ли – на эту роль пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин! Но утвердили все-таки артиста из Одессы Николая Волкова. Когда его загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!»
Кстати, во время съемок Николаю Николаевичу приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима, и дело вовсе не в его бороде: ему долго лепили нос из специального гримерного пластилина.

Директором картины «Старик Хоттабыч» была Тамара Ивановна Самознаева. Это очень важная должность. Тамара Ивановна заботилась о том, чтобы съёмочная группа была снабжена всем необходимым: киноплёнкой, аппаратурой имела бы помещение, транспорт, тысячи всевозможных вещей. И одной из главных её обязанностей было - достать животных, которые нужны для фильма. А нужны были и слоны, и верблюды, и лошади, и ослики.

Ещё перед тем, как группа выехала в Сочи, Тамара Ивановна позвонила известному дрессировщику, заслуженному артисту РСФСР Александру Николаевичу Корнилову. В это время его зверинец находился в Сочи. Они договорились, что слоны и верблюды Александра Николаевича примут участие в съёмках.

Но, как оказалось, это не так уж просто сделать. Особенно много пришлось повозиться со слонами. Эти огромные животные послушны в привычной обстановке. А привыкли они к цирку, к небольшой арене.

Снимать же слонов надо было в эпизоде, где прибывает караван. Помните, Хоттабыч хочет подарить Вольке целый караван с драгоценностями и пряностями. Слоны, верблюды, лошади и ослики входят во двор, их погоняют рабы. Так вот в этом эпизоде слоны вдруг стали непослушными. Они никак не хотели повиноваться. Взрослая слониха Ранга всё время придиралась к маленькой и без того пугливой Зите.

К сожалению, снять в Сочи всё, что нужно было, не удалось. Зверинец Александра Николаевича Корнилова должен был выехать на гастроли в другой город, и съёмку прекратили. Что делать? Пока решили поехать в Москву, там надо было снять эпизод, как Волька, Женька и Хоттабыч едут на верблюде по городу.
Верблюда взяли в знаменитом уголке Дурова. На нём и должны были проехать Лёша Литвинов, Геня Худяков и Николай Николаевич Волков по Манежной площади и Охотному ряду. Но тут случилось непредвиденное.

Верблюд вышел из своего помещения спокойно. Но на месте, где должна была состояться репетиция, он вдруг начал брыкаться, плеваться, никого к себе не подпускал. За несколько лет своей «артистической» жизни верблюд очень сильно привязался к слону. Один без другого не ел, не спал, никуда не выходил. Верблюд забеспокоился, взбунтовался.

Как его ни удерживали дрессировщик и его помощники, он пошёл обратно, к слону. Друзья встретились очень трогательно: слон что-то нежно трубил, гладил своего приятеля хоботом, верблюд прикасался к нему толстой отвисшей губой.
Киноработники поняли, что этого верблюда в кино не заснять, детей и артиста на него не посадить. Пришлось отказаться от съёмки.

Тамара Ивановна стала срочно искать других верблюдов - ведь надо закончить съёмку эпизода с караваном. В колхозах Сталинградской области верблюды выполняют работу лошадей. И Тамара Ивановна поехала туда.

В поисках верблюдов она проехала четыреста километров по Сталинградской области. Надо было покупать не первых попавшихся, а таких, которые похожи на корниловских, чтобы зрители не заметили подмены.

В сталинградском колхозе имени М. И. Калинина Тамара Ивановна нашла таких верблюдов. Она их купила и повезла в Ленинград. Кстати, в будущем эта незапланированная в бюджете фильма трата здорово повлияла на работу: в эпизодах, когда Хоттабыч показывает фокусы в цирке (помните, у него на руке акробаты выступают?), на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда, поэтому пришлось ограничиться акробатами.

Однако съёмочную группу и здесь постигла неудача. Прошлое лето в Ленинграде было холодным, пасмурным. А для съёмки нужна жаркая погода, так как рабы-погонщики должны быть одеты легко, по-южному. Двадцать дней ждали, когда в Ленинграде станет теплее, не дождались и поехали в Одессу.

В Одессе съёмки прошли хорошо. Верблюды очень привыкли к артистам и слушались их во всём. Лошадей вместе с наездниками дал одесский колхоз-миллионер имени Карла Либкнехта.
Знаменитую сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, на самом деле снимали в Сочи. В момент съемок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Этот караван шел по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов были даны дома московские, например знаменитые «высотки».

Съемки начались в Ленинграде и, как водится в кино, вовсе не с начала сценария. Первыми снимали сцены в павильонах студии «Ленфильм», где выстроили комнату Вольки, Гоги, лестничную площадку и даже… цирковую арену. Помните эпизод, когда Волька, Женька и Хоттабыч приходят в цирк? Там бедный старый волшебник объелся мороженым и здорово простудился.

– На самом деле Николай Николаевич вместо мороженого, которое в кадре он глотал целиком, ел глазированные сырки, – делится тайной Алексей Литвинов (Волька). – А поскольку дублей было много, то и съел артист их столько, что после последнего дубля еле дышал и все причитал, что больше никогда в жизни на эти сырки смотреть не будет.

Там же, в Ленинграде, снимали знаменитую футбольную игру команд «Зубило» и «Шайба». Причем съемки этих эпизодов проходили в несколько этапов. Сначала на маленьком ленинградском стадионе «Светлана» снимали игру (кстати, в кадре играли профессиональные футболисты).

Ворота для матча были специально изготовлены в столярных цехах «Ленфильма». Например, штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота изготовили раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше. На футбольном поле была установлена и катапульта, при помощи которой забивали «девятки» в ворота.


Там же, на стадионе «Светлана», сняли эпизод, когда с неба на игроков падает множество мячей. Перед съемками режиссер каждому игроку дал по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх. Камера снимала на фоне неба летящие мячи, а потом уже при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи действительно летят сверху.

Вы помните, как Хоттабыч помогает футболистам команды «Шайба»? Он передвигает ворота «Зубила», приподнимает штангу, и мяч всё время попадает в сетку. Сделано это очень просто. На поле установили ворота.

Под ними расположили тележки и рельсы. Когда понадобилось, чтобы ворота «побежали» навстречу мячу, их потянули за тросы. Когда мяч летел в штангу, ее приподнимали сидевшие внизу, в яме, рабочие, и штанга выгибалась.

Чтобы мяч посылался точно, применили особую машину. Её изобрел заслуженный мастер спорта
Б. Филиппов для тренировки футболистов. Сейчас эта машина находится у команды «Трудовые резервы».

Другие же «чудеса» сотворила в фильме кинотехника. Но вот фокусы, которые показывает иллюзионист Сидорелли, настоящие. Их можно увидеть на сцене Ленинградской эстрады в исполнении артиста Степанова. Он вытаскивает изо рта бесконечные цветные ленты, из пустого и маленького ящичка достает петуха, собачку, шары. Кино здесь уже не при чём. Это секрет самого артиста, и мы не можем раскрывать чужой тайны.

Как вы видели, Хоттабыч оказался сильнее Сидорелли. Старик-волшебник вытворял в цирке такое, что зрители только ахали. Да и вы, вероятно, тоже восхищались волшебной силой Хоттабыча.

Однако знайте и помните, что в жизни всё достигается с помощью знаний, смекалки и умелых рук. Вот именно такое хорошее знание своего дела, такие трудолюбивые руки и создали увлекательный фильм «Старик Хоттабыч», который вы полюбили и смотреть который вы, наверное, пойдёте ещё не раз.

Но, поскольку стадион «Светлана» очень мал, пришлось при монтаже «дорисовывать» на общих фонах трибуны, табло и большие прожекторы. А крупные планы сидящих на трибунах зрителей доснимали уже на стадионе имени Кирова.

В сочинском санатории имени Ворошилова снимали сцены, когда старик Хоттабыч с юными друзьями попадают в пансионат. Помните, во дворе этой лечебницы бил шикарный фонтан? Оказывается, до этих съемок много лет фонтан не работал, и лишь по настоянию директора киногруппы его починили и запустили. Там же была снята сцена, когда Хоттабыч, Волька и Женька падают на ковре-самолете в бассейн.

– Сам полет на ковре снимали в студии, – продолжает рассказ Геннадий Иванович. – Мы сидели втроем, а за нами экран, на котором шли кадры с уже отснятым ранее небом и самолетами. Помню, снимали сцену, когда мой Женька с жалостью кидает вниз связку бананов и кричит: “Эх, прощайте, бананчики!” А у меня в этот момент от дыма, который специально напустили в студии, глаза защипали и потекла слеза.

Строго говоря, накладка на весь фильм была только одна-единственная, да и то анекдотическая, в кадре — бананы зеленого цвета. И знаете почему? Потому что мастера реквизиторского цеха, которые делали эти бананы из папье-маше, спелыми эти заморские фрукты не видели никогда в жизни. Те из вас, кто постарше, конечно, помнят, что в советских магазинах бананы продавались, в лучшем случае, раз в год. И обязательно незрелыми, того самого, ярко-зеленого цвета.

Режиссер так и оставил в кадре эту слезу: мол, так мне этих бананов жалко стало. А меня похвалил за хорошую игру… Потом там же выстроили трамплин, и наш ковер вместе с нами скатывался по этому трамплину. На экране же получилось, что мы просто падаем вниз с неба.

А когда снимали в Сочи, мы с Лешей (Волькой) пошли купаться, и так ныряли, что исцарапали лица о подводные камни. Режиссер, увидев это, страшно ругался и объявил нам настоящий выговор. Для съемок нам эти царапины тщательно замазывали гримом.

– Поскольку все съемки в фильме проходили летом, школу мы не пропускали, – рассказывает Алексей Литвинов (Волька). – Только в Одессе, где были в сентябре, мы с Геной ходили в местную школу учиться. Днем учимся, а вечером снимаемся. Самые последние съемки проходили в Москве, где работали уже над началом фильма. Например, именно в Москве-реке Волька и Женька находят бутылку с джинном. И потом с ребятами начинают происходить настоящие чудеса!

Премьерный показ фильма состоялся в Ленинграде в конце августа 1957 года. После выхода фильма в прокат его ждал ошеломляющий успех, аудитория за первые полгода – 40 миллионов человек. Актеры почти год поодиночке и группами ездили по стране, встречались со зрителями. К концу этого длиннющего марафона героям уже откровенно хотелось домой: к маме и в школу.

Прошли годы. Сегодня, словно перелетев на ковре-самолете на 50 лет, мы можем узнать какими стали мальчишки из «Старика Хоттабыча». Каждый из них мечтал посвятить свою жизнь кино. Их фотографии лежали в актерском отделе «Ленфильма», иногда их даже вызывали на пробы, но артистом так из них никто и не стал.

Волька – Алексей Александрович Литвинов, закончил электромеханический техникум, ходил в море, долгие годы работал в метро и на железной дороге.

Гога – Лев Васильевич Ковальчук, окончил электрофизический факультет ЛЭТИ, занимался лазерами, сейчас руководит научно-производственной фирмой.
Женька – Геннадий Иванович Худяков, тоже окончил ЛЭТИ. Он всю жизнь проработал в НИИ телевидения, прошел путь от рабочего до руководителя одного из научно-технических направлений. Он, кстати, никогда никому не рассказывал о своем киношном детстве.

В год выхода «Хоттабыча» на экраны американская картина «Вокруг света за 80 дней» получила сразу 5 статуэток «Оскара». Обидно и досадно, потому что эксперты по сей день уверены, что составить конкуренцию «80-ти дням» наш «Хоттабыч» мог, и запросто, но, к сожалению, чиновники Госкино решили «Хоттабыча» на «Оскар» не выставлять.
Голливуд в итоге раздавал призы сам себе, «Хоттабыч» остался без «Оскара», но это нисколько не умаляет достоинств картины, которой наш с вами Ленфильм может гордиться на все 100 процентов».

По материалам журнала «Костёр»: № 3, март 1957 г.
По материалам документального фильма «Как снимали фильм «Старик-Хоттабыч»


Замечательная киносказка "Старик Хоттабыч" радует не одно поколение отечественных зрителей. Этот добрый фильм смотрят с удовольствием до сих пор, хотя он вышел на экраны более полувека назад, в далёком 1956 году.

По сюжету действие картины происходит в Москве, но в столице снимали лишь панорамы города и Москву реку, где Волька нашел кувшин. Караван со слонами и верблюдами - в Сочи, когда там гастролировал цирк под управлением дрессировщика Корнилова. В Сочи же находится и санаторий имени Серго Орджоникидзе, в фонтан которого упали герои фильма на ковре-самолете. Поездка на верблюде снималась в Одессе (московские высотки в этих кадрах - нарисованные). Большая же часть сцен снималась в павильонах "Ленфильма", и несколько эпизодов - под небом Ленинграда. Но какие же это эпизоды и где именно они сняты? Чтобы ответить на этот вопрос, я вооружился скриншотами, фотоаппаратом и отправился на поиски...


Эпизод первый. Возвращение из школы.

После провала на экзамене по географии Волька возвращается домой. Во дворе его нагоняет Гога-Пилюля. Мы видим ухоженный дворик с детской площадкой, сталинские четырехэтажные дома. Вообще сталинская архитектура - ненавязчивый фон всего фильма. Но где же находится этот двор? Актеры рассказывают в инервью, что снимали где-то в Новой Деревне. Значит, искать надо там. Мои поиски начались от станции метро "Черная речка". Интуиция подсказывала, что искать следует в домах между Приморским проспектом и улицей Савушкина. И действительно, через десять минут неспешной прогулки я нашел этот двор, запечатленный на кадрах кинопленки. Конечно же, за полвека разрослись деревья, и сфотографировать фасады зданий сейчас крайне проблематично, а в летний период - почти невозможно. Благо, ранней весной нет зелени и кое-что запечатлеть все-таки удалось.


На экране мы видим, как Пилюля бежит откуда-то со стороны Приморского проспекта между домами 26 корпус 2 и 28 корпус 2, числящимися по улице Савушкина.


Слева в кадре появляются первые корпуса этих домов. Вобщем, двор изменился сильно, но кое-какие детали сохранились: и пожарные лестницы, и металлический навес над входом в подвал.


Но главное, сохранилось одно из деревьев - живой свидетель киносъемок. Мальчишки стоят в кадре меж тонких стволов черёмухи. Одно деревце выжило, и сейчас это красивое раскидистое дерево.

После разговора Пилюля скрывается в подъезде. Так выглядит эта дверь сегодня.


К сожалению, в наше время кодовых замков и домофонов сталинская "столярка" почти исчезла. Эту фотографию я сделал у соседнего дома.

Поскольку Пилюля и Волька живут в одном подъезде, можно с уверенностью сказать, что домашний адрес Вольки ибн Алёши - ул. Савушкина, д. 30.

Эпизод второй. Телефонная будка.

Вернувшись из тёплых стран, Волька собирается позвонить по телефону. Но к двум таксофонам стоят очереди. Хоттабыч наколдовал третью будку. Оказывается, герои нашли телефонные будки прямо посреди сквера площади Революции (в наши дни она вновь именуется Троицкой) - на заднем плане хорошо различима большая клумба, сохранившаяся до наших дней.


Однако радость мальчишек быстро сменяется разочарованием - телефон сделан из цельного куска мрамора.
А когда камера снимает Хоттабыча с мальчишками в будке, кадр сменяется, и - о, чудо! - за спиной Вольки возникает... двор в Новой Деревне.

Третья будка исчезает... На заднем плане хорошо различим роскошный сталинский дом. Знатоки города без труда опознают в нем здание института Ленпроект - генерального проектировщика социалистического Ленинграда.



Герои фильма явно ходят кругами, поскольку в следующем кадре они идут вдоль бокового проезда площади Революции от улицы Куйбышева к Неве. Еще немного и они вновь смогут оказаться напротив того места, где только что стояли телефонные будки. Похоже, Хоттабыч был родственником Ивана Сусанина.


Мало того, лишь только кинокамера начинает снимать Хоттабыча с другой стороны, огромный сквер площади Революции сужается до размеров тротуара...

Кстати, в этом небольшом эпизоде на заднем плане в кадр то и дело попадает разнообразный автотранспорт, а в самом конце эпизода по улице Куйбышева проносится грузовой трамвай с прицепом.


Эпизод третий. Стадион.

Один из самых запоминающихся эпизодов фильма - матч футбольных команд "Шайба" и "Зубило", который не обошелся без чудачеств старика Хоттабыча. Но мало кто обращает внимание, что матч проходит... сразу на двух ленинградских стадионах, расположенных в разных частях города.
На тех немногих кадрах, где появляются зрительские трибуны, мы видим всем известный стадион имени С.М.Кирова.

Но большую часть игры футболисты бегают по зелёному газону небольшого стадиона "Светлана", расположенного напротив одноименного завода на Светлановском проспекте.



А в части кадров, снятых на стадионе "Светлана", зрительские трибуны вообще оказываются нарисованными!!!

Эпизод четвертый. После матча.

Хоттабыч, Волька и Женя в толпе болельщиков возвращаются со стадиона ("Светлана" имени Кирова) через... Московский парк Победы!!! Но это же на другом конце города! Далеко позади - дома Кузнецовской улицы. В наши дни с этого места за разросшимися деревьями их не видно даже в зимний период. И идут герои в направлении от Московского проспекта к проспекту Юрия Гагарина. Ну откуда ж Хоттабычу знать, что через четверть века построят спортивно-концертный комплекс имени Ленина, и болельшики будут возвращаться с матчей ровно в противоположном направлении!



Герои переходят на другой берег пруда по мосту. Отмечу, что на противоположном берегу пруда ещё не видно летней эстрады - она будет сооружена через год после съёмок фильма.


И вот здесь - ко всеобщему изумлению! - режиссёр фильма проявил топографическую точность. Персонажи приходят на детскую площадку. Ещё идёт строительство дома на Кузнецовской улице (архитектор Б.Н.Журавлёв). Детская площадка на этом месте и сейчас, вот только скульптуру И.Варшаковой "Приём в пионеры" развернули на 180 градусов. По свидетельству жителей соседних домов, статую несколько раз сбрасывали с постамента. Это объясняет, почему за 50 лет скульптура сменила ориентацию (в пространстве).


Собственно говоря,

Жарким летом 1957 года миллионы советских мальчишек и девчонок штурмом брали кинотеатры. На экраны вышел новый цветной фильм «Старик Хоттабыч». Он был снят на киностудии «Ленфильм» в 1956 году по мотивам одноимённой книги. Автор книги о старике Хоттабыче – писатель Лазарь Гинзбург, взявший творческий псевдоним Лагин…

В конце 30-х годов прошлого века Лазарь Иосифович был в длительной командировке на острове Шпицберген, где и родился замысел этой сатирической сказки. Лагин почерпнул идею из книги английского писателя Томаса Гарти «Медный кувшин», в которой молодой лондонский архитектор выпускает из медного кувшина на волю джинна, заточенного туда царем Соломоном.

В 1938 году «Старика Хоттабыча» опубликовал журнал «Пионер». Отдельной книгой повесть вышла в 40-м; а в 1955 году издательство выпустило вторую «версию», где не только заменены были многие эпизоды и персонажи, но и сама книга значительно выросла в объеме.

На основании второй редакции Лагин написал одноименный киносценарий, по которому режиссер Геннадий Казанский и снял фильм. Между прочим, на счету Казанского такие замечательные кинокартины, как «Человек-амфибия», «Снежная королева», «Новогодние приключения Маши и Вити».

Для середины 50-х годов «Старик Хоттабыч» — это прецедент по количеству и качеству спецэффектов. Прецедент во всем советском производстве. Негласная задача была догнать и перегнать Голливуд. Производство картины потребовало особых огромных усилий от всех цехов Ленфильма. Денег при этом не жалели.

Компьютерной графики в те времена не было, поэтому в фильме много комбинированных съёмок, в том числе передовой по тем временам метод «блуждающей маски». Самая большая нагрузка легла на цех комбинированной съемки. Специально для этого фильма даже изобретали новую технику.

В НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру, пленку и проявочную машину. Самыми сложными были невероятные по тем временам съемки полета на ковре-самолете. Подвешенный в павильоне ковёр-самолёт впоследствии был наложен на фон пролетающего пейзажа, а облака создавались с помощью дыма.

Именно дымом были вызваны слёзы исполнителя роли Жени, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Но это было так к месту, что сцену режиссёр оставил. Эти фантастические съемки собирали в четвертом павильоне «Ленфильма» толпы народу.

Хоттабыч, поначалу не понимающий, зачем «двадцати двум приятным молодым людям бегать, падать и толкать друг друга только для того, чтобы несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик», вскоре становится заядлым болельщиком и заколдовывает ворота противника.

Ворота для матча команд «Зубило» и «Шайба» (кстати, в кадре играли профессиональные футболисты) были специально изготовлены в столярных цехах «Ленфильма». Например, штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота изготовили раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше.

Под воротами на поле расположили тележки и рельсы. Когда было нужно, чтобы ворота «побежали» навстречу мячу, их тянули за тросы. Когда мяч летел в штангу, ее приподнимали сидевшие внизу, в яме, рабочие, и штанга выгибалась.

На маленьком ленинградском стадионе «Светлана» сняли эпизод, когда с неба на игроков падает множество мячей. Перед съемками режиссер каждому игроку дал по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх. Камера снимала на фоне неба летящие мячи, а потом уже при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи действительно летят сверху.

Но, поскольку стадион «Светлана» очень мал, пришлось при монтаже «дорисовывать» на общих фонах трибуны, табло и большие прожекторы. А крупные планы сидящих на трибунах зрителей доснимали уже на стадионе имени Кирова.

Работу над фильмом «Старик Хоттабыч» начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи мамаш со своими чадами.

Затем этих школьников пригласили на киностудию. Надо было выяснить, кто из ребят сможет сделать всё, что требуется в фильме, кто сможет сыграть Вольку, Женьку, Гогу. Поэтому ребят просили прочитать стихи. Кто читал с выражением, с настоящим чувством, того приглашали придти ещё раз. Следующие задания были посложней: предложили разыграть сценку.

Пионерам ставились условия, например: они гуляли в лесу, пошёл дождь; ручей, через который необходимо перебраться на обратном пути, стал бурливым и глубоким. И школьники должны были представить, как они идут в мокрой одежде, как тяжелы корзины с грибами, как трудно переходить через ручей.

В этих сценках всё условно — нет ни дождя, ни ручья, ни мокрой одежды. Только сильное воображение могло превратить пустую комнату студии в дремучий лес. И вот тем, кто лучше других исполнял эти сценки, поручили роли пионеров в новом фильме.

Этими школьниками оказались Лёша Литвинов — шестиклассник 82-й школы, Геня Худяков — из 7 класса 96-й школы и Лёва Ковальчук — ученик 6-б класса 71-й школы. Ребята хорошо учили уроки, примерно вели себя в классе, и поэтому учителя не возражали, чтобы они снимались в кино.

Распределили, кому кого играть, Лёва Ковальчук больше всего похож на Гогу — ему и дали эту роль. Гене Худякову подошла роль Женьки — серьёзного рассудительного мальчика. А Лёша Литвинов прямо-таки был настоящим Волькой, таким же шаловливым, доверчивым. Но вот беда: Волька должен быть блондином, а у Лёши волосы черные. Думали, думали и придумали: надо покрасить Лёшины волосы в светлый цвет. Но согласится ли мама Леши?

Когда ее спросили об этом, она долго не решалась: вдруг её сын станет некрасивым? Не будут ли Лёшины одноклассники обижать его и дразнить «рыжим»? Но всё-таки она согласилась. И тогда мастер-гримёр Василий Васильевич Горюнов сделал Лёшины волосы белобрысыми. А когда Василий Васильевич завил ему на макушке задиристый хохолок, — Лёша рассмеялся — так ему понравился этот непослушный вихор на голове.

Мальчики ещё раньше читали книжку про старика Хоттабыча, поэтому им легко было учить роли. Правда, юным артистам всё время помогали автор сценария Лазарь Иосифович Лагин и режиссёр Лев Вениаминович Махтин. На репетициях они подсказывали мальчикам, как и что надо говорить, объясняли, какой характер должен быть у того или иного героя. Ребята слушали очень внимательно и старались делать именно так, как им говорили. Киноработники были довольны своими «артистами».

– На тот момент я уже был в картотеке «Ленфильма», – вспоминает Геннадий Иванович Худяков (Женька). – Просто снялся совсем еще маленьким в эпизоде фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер», вот меня по фотографии и пригласили на пробы. Перед камерой я и другие кандидаты играли эпизоды из сценария, так нас и отбирали.

Ребята оказались просто образцовыми актерами. Юные артисты старательно выполняли все требования режиссера, а вне съемок вели себя скромно и совсем не капризничали. Во время съёмок Лёша и Геня оставались школьниками.

Везде с ними ездила воспитатель Мария Александровна Смыслова. Она следила за тем, чтобы ребята строго выполняли распорядок дня, тщательно готовили уроки. Их день был заполнен до отказа — съёмка, репетиции, занятия. Даже побегать, побаловаться мальчикам не всегда удавалось. Ведь они работали. Рано вставали, без опоздания приходили на съёмку, отвечали уроки учителю…

На главную сказочную роль – самого Хоттабыча – тоже был большой конкурс. Шутка ли – на эту роль пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин! Но утвердили все-таки артиста из Одессы Николая Волкова. Когда его загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!»

Во время съемок Николаю Николаевичу приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима, и дело вовсе не в его бороде: ему долго лепили нос из специального гримерного пластилина.

Съемки начались в Ленинграде и, как водится в кино, вовсе не с начала сценария. Первыми снимали сцены в павильонах студии «Ленфильм», где выстроили комнату Вольки, Гоги, лестничную площадку и даже… цирковую арену. Помните эпизод, когда Волька, Женька и Хоттабыч приходят в цирк? Там бедный старый волшебник объелся мороженым и здорово простудился.

На самом деле Николай Николаевич вместо мороженого, которое в кадре он глотал целиком, ел глазированные сырки, – делится тайной Алексей Литвинов (Волька). – А поскольку дублей было много, то и съел артист их столько, что после последнего дубля еле дышал и все причитал, что больше никогда в жизни на эти сырки смотреть не будет.

Директором картины «Старик Хоттабыч» была Тамара Самознаева. Она заботилась о том, чтобы съемочная группа была снабжена всем необходимым: кинопленкой, аппаратурой; имела бы помещение, транспорт и еще тысячу всевозможных вещей. И одной из главных ее обязанностей было доставать животных, которые нужны для фильма: слонов, верблюдов, лошадей, осликов для каравана с драгоценностями.

В поисках верблюда Тамара Ивановна проехала четыреста километров по Сталинградской области. Купила его в колхозе и повезла в Ленинград. Кстати, в будущем эта незапланированная в бюджете фильма трата здорово повлияла на работу: в эпизоде, когда в цирке на руке Хоттабыча выступают акробаты, на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда!

Сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, на самом деле снимали в Сочи. В момент съемок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Этот караван шел по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов вставили дома московские, например знаменитые «высотки».

Экранизацией своей сказки Лагин остался крайне недоволен. Наталья Лагина: «Папа был категорически против, чтобы по «Хоттабычу» снимали кино. Вообще не хотел фильмов по своим книгам. И мне внушил, чтобы с лестницы спускала, если приходят с киностудий. «Я пишу для читателей, а не для зрителей!».

Он полагал, и правильно, как мне кажется, что нельзя передать мысли автора посредством киноэкрана. Что в итоге и получилось. …Ему сказали: не связывайся с «Ленфильмом», там не умеют работать с детьми. Папа попросил было не ставить его в титры… К счастью, Хоттабыча играл замечательный актер Николай Волков. И папа махнул рукой: Волков один вытянет фильм».

Как вы уже знаете, зрители оценили фильм совсем иначе. После выхода фильма в прокат его ждал ошеломляющий успех. Актеры почти год поодиночке и группами ездили по стране, встречались со зрителями. К концу этого длиннющего марафона героям уже откровенно хотелось домой: к маме и в школу.

В первые полгода проката фильм посмотрели 40 миллионов человек. Бюджет фильма составил 3 млн. руб. Для Алексея Литвинова исполнение роли Вольки Костылькова стало единственной работой в большом кино, его гонорар составил 2400 рублей.

Фильм получил несколько призов: Поощрительный диплом на 1-м ВКФ (1958), Почётную грамоту на Международном кинофестивале в Ванкувере (1958), Почётный Диплом на 1 МКФ детских фильмов в Панаме (1971).

В фильме много отличий от книги:

— Убрана вся сюжетная линия с братом Хоттабыча: герои не путешествуют ни в Италию, ни в Северный Ледовитый океан.

— Отсутствует жадный американский делец Гарри Вандендаллес.

— В фильме при колдовстве Хоттабыч не использует заклинаний. При вырывании волоска лишь раздаётся писк.

— По книге в квартире Вольки Хоттабыч жил в виде рыбки в аквариуме, а в фильме сидел невидимый на шкафу.

— В книге Хоттабыч с Волькой и Женей добираются до футбольного стадиона на метро, в котором джинн до смерти был напуган приближением поезда. В фильме этот момент пропущен.

— В книге Хоттабыч заглушил двигатели у ледокола, а в фильме — у самолёта.

— В конце фильма Хоттабыч становится не радиотехником, как в книге, а цирковым иллюзионистом.

— Джинн в исполнении Николая Волкова вышел намного добрее, чем в оригинале, где он постоянно угрожал окружающим.

Прошли годы. Сегодня мы можем узнать, какими стали мальчишки из «Старика Хоттабыча». Их фотографии лежали в актерском отделе «Ленфильма», иногда их даже вызывали на пробы, но артистом так из них никто и не стал.

Волька – Алексей Александрович Литвинов, закончил электромеханический техникум, ходил в море, долгие годы работал в метро и на железной дороге.

Гога – Лев Васильевич Ковальчук, окончил электрофизический факультет ЛЭТИ, занимался лазерами, сейчас руководит научно-производственной фирмой.

Женька – Геннадий Иванович Худяков, тоже окончил ЛЭТИ. Он всю жизнь проработал в НИИ телевидения, прошел путь от рабочего до руководителя одного из научно-технических направлений. Никогда никому не рассказывал о своем киношном детстве. Ушел из жизни 5 марта 2013 года.

Те, кто хочет узнать, как повел себя в похожих обстоятельствах не советский пионер, а лондонский молодой архитектор, может прочитать сказку Томаса Гарти «Медный кувшин».