Стандарты и системы качества. Как стандартизировать управление качеством продукции

В этой статье Вы прочитаете

  • Почему по мнению экспертов стандарты качества товаров не должны строго регулироваться
  • Как добровольные государственные стандарты качества товаров помогают повысить конкурентоспособность
  • Сложности в применении ГОСТов
  • Современные стандарты качества товаров и услуг: какими они должны быть

Реформы в сфере контроля качества товаров и услуг идут уже десять лет. Нужны ли бизнесу стандарты качества товаров? Должен ли национальный стандарт регулировать качество продукции или только ее безопасность? Когда российские производители перестанут нуждаться в протекционизме властей? Эти непростые вопросы прокомментировали наши эксперты.

Стандарты качества товаров не должны строго регулироваться

Владислав Корочкин, Первый вице-президент общественной организации «Опора России», президент группы компаний «Русский огород – НК», Щелково (Московская область)

В нашей стране правовая база в области контроля качества развита, на мой взгляд, достаточно хорошо. Во всех сферах действуют техрегламенты, определяющие обязательные стандарты качества товаров табачной, молочной, соковой и любой другой продукции. Я не вижу смысла их ужесточать. Скорее, надо поступить наоборот, и вот почему.

Обязательные требования должны касаться только безопасности, но не качества товара. Качество – это рыночная категория, предмет договоренности между продавцом и покупателем. Потребитель должен сам определять, хочет он приобрести продукт предложенного качества или же будет искать что-то лучше по более высокой цене. Государство обязано обеспечить лишь безопасность товара. У нас же иногда пытаются сделать непреложными требования, которые напрямую к безопасности не относятся (например, жирность продукции). Некоторые вовсе спекулируют терминами, заявляя, что продукт более низкого качества – уже не продукт. Ничего подобного, он остается продуктом до тех пор, пока кто-то хочет его купить. Таков закон рынка.

  • Как привлечь покупателей, не вкладывая ничего: 11 способов, которых Вы не знали

Излишне жесткие требования мешают развитию рынка и появлению новых продуктов. Ситуация доходит до абсурда: иногда производители не могут предложить российскому потребителю новый продукт, потому что он не вписывается в действующий регламент. Например, вступил в силу стандарт «О безопасности игрушек», под действие которого попало детское лакомство «Киндер Сюрприз»: раз в шоколадном яйце находятся маленькие игрушки, это уже не еда, а игрушка. И теперь, по мнению контролеров, то, что много лет благополучно продавалось, попало под полный запрет. Во всяком случае, с нынешними сертификатами. Нарушение регламента влечет штраф от 300 тыс. до 1 млн руб. А по всему миру «Киндер Сюрприз» реализуется свободно.

Какие проблемы в области контроля качества действительно заслуживают внимания. На мой взгляд, вместо ужесточения стандартов качества товаров и услуг нужно заботиться о том, чтобы потребителя не вводили в заблуждение. На упаковке товара (так же, как и в договоре об оказании услуги) должна быть изложена вся правда о нем, а потребитель сам решит, устраивает его качество или нет. Два года назад Роспотребнадзор провел несколько проверок, которые выявили несоответствия между информацией на упаковке и реальным положением дел (см. рисунок).

Добровольная сертификация – надежный механизм контроля качества товаров на развитом рынке. Каждый производитель может сам выбрать систему сертификации, то есть определить требования, которым соответствует его продукция. Скажем, будет стандарт экологически чистых продуктов, который предъявит очень жесткие (даже по европейским меркам) требования к продукции и значительно превысит обязательные требования по безопасности, установленные техническим регламентом. Реальную добавочную стоимость любого товара (маркированного соответствующим знаком) должна определять мощная информационная кампания сообщества производителей. Потребитель сам решит, купить ли ему дорогой продукт со стопроцентной уверенностью в его экологической чистоте или какой-то другой, более дешевый (но безопасный!) товар без такой гарантии. Это по-настоящему рыночный механизм контроля качества.

Приведу в пример Белоруссию. Там на многих предприятиях действуют высокие внутренние стандарты качества товаров, сходные с нашей добровольной сертификацией. В результате эти компании (многие из них принадлежат государству, что не мешает им использовать рыночные механизмы) конкурентоспособны и активно завоевывают не только белорусский, но и российский молочный и мясной рынки.

Добровольные государственные стандарты качества товаров помогают повысить конкурентоспособность

Виктор Клюшников, Начальник управления технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва

В советское время все стандарты качества услуг и продукции носили обязательный характера. Сегодня обязательны для выполнения лишь технические регламенты, которыми устанавливаются минимальные необходимые требования к безопасности продукции. Остальное регулируют добровольные стандарты, которых много в каждой отрасли. Каждое предприятие само решает, будет ли оно следовать национальным добровольным стандартам (ГОСТам), международным стандартам или самостоятельно разработает технические условия для выпускаемой им продукции (ТУ). При этом все риски такого решения целиком ложатся на предприятие.

Почему нельзя отменять ГОСТы. Нередко малые и средние предприятия жалуются на неспособность выполнять жесткие требования ГОСТов. Однако это не повод их отменять. Приведу в пример стандарт на сильфоны (гофрированную оболочку, которая используется при производстве трубопроводов). Мы отменили его в конце девяностых годов в результате борьбы за снятие всех административных барьеров для развития бизнеса. Однако через некоторое время обрушился шквал писем с просьбой вернуть стандарт, поскольку он позволял предпринимателям использовать лучшую технологию производства сильфонов и максимально снижать риски. Кроме того, потребители сильфонов знали, что соблюдение производителем требований ГОСТа гарантирует им качество продукции. Представьте, что кто-то захотел выпускать сильфоны по своей вновь разработанной технологии. Количество испытаний, которые необходимо провести, обернулось бы существенными финансовыми и временными издержками. Вряд ли сегодня малый и средний бизнес могут себе это позволить. Поэтому стандарт был возвращен, но уже в качестве добровольного (после 2003 года).

Преимущества ГОСТов перед ТУ. В ГОСТе аккумулированы знания и опыт разработчиков, производителей, а также заказчиков и контролеров. Этот опыт не защищается патентом, и его может использовать любой производитель. ГОСТ обеспечивает стабильное качество материалов и комплектующих (металла, герметиков, клеев и пр.). Если ТУ меняются приказом директора или главного инженера предприятия, то изменения ГОСТа согласовываются со всеми заинтересованными лицами. Мне приходит много обращений от руководителей компаний, в которых они жалуются, что их поставщики изменили ТУ, не уведомив их об этом.

Сложности в применении ГОСТов. Чтобы помочь производителю в конкурентной борьбе, нужно гармонизировать национальные и международные стандарты. Проблема в том, что предприятиям сложно следовать этим новым, отвечающим мировому уровню стандартам: нет денег на модернизацию производства, не хватает квалифицированных кадров. Конечно, все необходимое для производства можно купить за границей, однако это сильно увеличивает себестоимость. Например, мы приняли стандарт Международной электротехнической комиссии в качестве национального. В ответ директора заводов пишут, что у них нет нужных комплектующих, а если закупить их за рубежом, то конечная цена на продукцию окажется вдвое выше цен на аналогичные китайские товары.

Конкуренция с китайскими товарами ставит отечественных предпринимателей в тяжелое положение. Однако уже ясно, что простой запрет и прямой протекционизм не помогут. Лучшее средство борьбы за рынки – выпуск конкурентоспособной продукции. Конечно, государство должно поддерживать своих производителей, но не надо надеяться, что оно решит за них все вопросы.

Кто должен разрабатывать стандарт, который обеспечит нашим производителям конкурентоспособность. Представьте автопроизводителя, который выполняет только обязательные требования техрегламентов по безопасности, а из добровольных стандартов выбирает самый мягкий. Его автомобиль никто не купит, потому что помимо безопасности потребитель хочет получить надежность, малое потребление топлива, современную эргономику. А эти критерии отсутствуют в обязательных технических регламентах, но содержатся в добровольных стандартах.

Во всем мире стандарты качества товаров разрабатывают сами производители, потому что только бизнес способен скрупулезно просчитать допустимое соотношение между требованиями, установленными в стандартах, и затратами на их реализацию, техническую и технологическую подготовку производства. Хорошие стандарты появятся только благодаря развитию реального сектора экономики – они будут фиксировать технические достижения, предлагая всем желающим ими пользоваться.

Нужно избавиться от протекционизма и обеспечить конкуренцию на равных

Алексей Каневский, Президент компании «Интерпортфолио», Москва; кандидат химических наук

Главную задачу в области стандартов качества товаров и услуг я вижу в синхронизации нормативов разных стран, входящих в одну экономическую зону, например в Таможенный союз. Актуальными остаются проблемы неконкретности формулировок во внутреннем российском законодательстве и протекционизма (преимущества российского производителя перед иностранными поставщиками). Поясню на примерах.

Неконкретные формулировки в российском законодательстве. Не так давно пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, были приравнены к алкогольной продукции (см. Федеральные законы от 18.07.2011 №218-ФЗ и от 25.12.2012 №259-ФЗ). С одной стороны, теперь пиво нужно хранить как крепкий алкоголь. С другой – оно не горит и, кроме того, не является лицензированным товаром, то есть создавать для него специальные условия на складе нет смысла. Официальных разъяснений по поводу хранения пива пока нет, поэтому остается рассчитывать только на здравый смысл проверяющих.

Федеральный закон №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» вышел еще в 1995 году. Предполагалось, что его дополнят различными техническими регламентами. Однако они до сих пор не утверждены, да и в самих проектах содержится много противоречий. Так, в регламенте по производству пивной продукции говорится о необходимости специальных счетчиков, измеряющих количество спирта. Но пиво не содержит спирта как такового – он образуется в результате брожения. Следовательно, счетчики, используемые при производстве крепкого алкоголя, не подойдут – понадобятся какие-то специальные приборы. Однако об этом в регламенте ничего не сказано.

Чтобы нормативные акты сделать работающими, нужен серьезный диалог чиновников с участниками рынка. Сегодня в большинстве случаев он ведется формально, для галочки. И хотя ситуация постепенно меняется и бизнесменов все чаще привлекают к обсуждению разных профессиональных вопросов, этот процесс идет медленно.

Протекция местным производителям, продукция которых часто уступает импортным товарам по качеству. На свободном рынке продукция европейских производителей должна конкурировать с местной продукцией на равных – дороже окажется более качественное пиво, а не то, которое дальше везти. Если бы импортеры могли снизить цены, то местные производители были бы вынуждены выпускать более качественную продукцию, повышать свои стандарты качества. Сейчас же российским производителям алкоголя (и не только) власть дает искусственное преимущество. Такой подход никогда не приведет к повышению качества отечественных товаров.

Контроль безопасности и качества продукции на российском рынке

Технические регламенты пришли на смену многочисленным ГОСТам, СанПиНам и СНиПам в 2003 году. Они контролируют безопасность продукции (производства). Обязательны для выполнения. Всего действует 29 национальных стандартов и 21 регламент Таможенного союза.

Стандарты качества контролируют качество товаров и услуг и носят добровольный характер. Бывают трех типов: ГОСТ (государственный стандарт), ИСО (международный стандарт), ТУ (технические условия, разработанные предприятием). После вступления в силу регламентов Таможенного союза (2012–2013) производитель вправе выбрать стандарт, предусмотренный регламентом (межгосударственный или национальный любой страны-участницы). Так, российское предприятие имеет право производить продукцию по стандартам Белоруссии.

Подготовлено редакцией по материалам открытых источников

Справка

Владислав Корочкин окончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. Работал врачом в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Президент Евразийского союза семеноводов, член Общественной палаты Московской области, член межведомственной правительственной комиссии по проведению административной реформы. Председатель редакционного совета журнала «Настоящий хозяин». Лауреат национальной премии «Дарин» Российской академии бизнеса и предпринимательства и конкурса «Предприниматель года» (2006), проводимого компанией «Эрнст энд Янг».

Виктор Клюшников окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана. Работал в ракетно-космической отрасли. С 1981 года – в Госстандарте СССР (ныне – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

Алексей Каневский окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина (ныне – РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина), там же защитил диссертацию. С 1995 года – коммерческий директор группы компаний «Кентавр». С 1996-го работает в компании «Интерпортфолио» (импорт эксклюзивных брендов пива). Председатель комитета по экономике московского городского отделения общественной организации «Опора России».

В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция".

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д.

В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

1. ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов.

3. ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.



4. ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положения.

5. ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

· обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

· обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

· обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

· основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;

· положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

· государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);

· отраслевые стандарты (ОСТ);

· технические условия (ТУ);

· стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);

· стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

· стандарты основополагающие;

· стандарты на продукцию, услуги;

· стандарты на процессы;

· стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:

1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

4. ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.

Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия,

Швеция и др.).

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и образовании прямых хозяйственных связей, в нашей стране стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого использования в виде следующих трех Государственных стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.

На уровень качества продукции значительное влияние оказывают местные, случайные и субъективные факторы. Для предупреждения их влияния и обеспечения требуемого уровня качества в течение всего периода изготовления продукции необходима система управления им. Управление качеством достигается посредством организации работы соответствующих подразделений предприятия.

Система качества создается и внедряется на предприятии для достижения поставленных целей в области качества и представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процедур и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества документируется. В документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для их выполнения разрабатываются соответствующие инструкции.

Процесс обеспечения качества состоит из следующих этапов:

  • - оценки уровня качества имеющихся па рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей;
  • - прогнозирования и планирования уровня качества;
  • - разработки стандартов;
  • - проектирования качества в процессе конструирования изделия и разработки технологии изготовления продукции;
  • - контроля качества исходных сырья и материалов;
  • - контроля в процессе производства изделия и его приемочного контроля;
  • - контроля качества изделия в условиях эксплуатации;
  • - анализа отзывов и рекламаций покупателей. Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях, а также адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль - организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработке соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы.

Одной из основных процедур, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация.

Стандартизация - деятельность, направленная на формирование системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Объектом стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Областью стандартизации именуют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы изделий, безопасность продукции и т.д.

Стандартизация осуществляет функцию нормирования. Цель стандартизации - разработка норм, требований, правил, характеристик, касающихся объекта стандартизации, обеспечивающих безопасность продукции для жизни и здоровья людей, совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство измерений, экономию всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов.

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием). В стандарте установлены нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объектов стандартизации. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции. Стандарт устанавливает параметры качества.

Стандарты признаются средством управления производством и разрабатываются как техническая документация. Они основаны па обобщенных результатах науки, техники и практики и направлены на достижение оптимальных результатов общественной деятельности.

Национальная стандартизация осуществляется на разных уровнях: на государственном, отраслевом, производственном в рамках фирмы, предприятия и учреждения.

Нормативные документы по стандартизации в России подразделяются на следующие категории:

  • - государственный стандарт РФ - ГОСТ Р;
  • - отраслевой стандарт - ОСТ;
  • - технические условия - ТУ;
  • - стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений) - СТП;
  • - стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных объединений) - СТО.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты следующих видов.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки. Эти документы, как правило, используются либо как стандарты, либо как методические документы, па основе которых могут разрабатываться другие стандарты.

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге), обеспечивающие соответствие продукции ее назначению.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Система стандартов:

  • - обеспечивает защиту интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения;
  • - гарантирует техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции;
  • - создаст условия для рационального использования ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов;
  • - служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов;
  • - предусматривает стабильный выпуск продукции заранее определенного уровня качества.

В зависимости от масштабности распространения стандарты бывают:

  • национальные - стандарты, принятые национальным органом и" стандартизации одной страны;
  • региональные - стандарты, принятые региональной международной организацией по стандартизации;
  • межгосударственные - стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно;
  • международные - стандарты, принятые Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Основное назначение международных стандартов - создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации для обеспечения международной торговли, ликвидации барьеров, возникающих в силу различия национальных стандартов, изданных правительствами разных стран законов и правил. Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов серий ИСО 9000, ИСО 14 000, ИСО 16 000 и др., принятых Международной организацией по стандартизации. Эти стандарты представляют собой набор требований, охватывающих определенные направления деятельности на предприятии: определение требований к качеству продукции, се безопасности, ведению документации, контролю выпускаемой продукции, мерам корректирующего воздействия и др.

Производитель добровольно принимает решение о внедрении системы качества и сертификации ее на соответствие требованиям этих международных стандартов.

Стандарты серии ИСО 9000 устанавливают требования к системам менеджмента качества продукции; серии ИСО 14 000 - к системам менеджмента по защите окружающей среды и безопасности продукции. Стандарты серии ИСО 16 000 устанавливают требования, относящиеся к измерению содержания загрязняющих веществ в воздухе замкнутых помещений. Международные стандарты установили единый признанный в мире подход к оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции на основе строгого соблюдении культуры производства.

Соответствие фактических характеристик продукции установленным требованиям нормативных документов подтверждается при проведении сертификации продукции. Сертификация основана на проведении испытаний продукции, оценке условий производства сертифицируемой продукции, надзоре за выполнением процедур по обеспечению качества продукции независимым органом. Обязательной сертификации подлежат те продукты или показатели качества изделия, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду. Так, обязательной сертификации подлежат продукты питания, газовые приборы, строительные материалы, автомобили, электрооборудование, самолеты и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.

Продукция, прошедшая сертификацию, маркируется знаком соответствия, заносится в сертификационных центрах в список изделий, разрешенных к продаже, на нее выдается документ - сертификат соответствия.

Добровольная сертификация проводится только по инициативе ее изготовителя. В этом случае производитель вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром но сертификации, служит лучшей рекламой продукции. Данный вид сертификации применяется с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Стандарты по данному направлению представлены в следующих системах:

1) стандарты технической подготовки производства (группы 2,3,9,14,15.25);

2) стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации (группа 27);

3) стандарту на системы качества (группа 40).

4) системы стандартов по управлению и информации (группа 34).

Вопрос 3.17. Системы стандартов технической подготовки производства.

Техническая подготовка производства складывается из конструкторской и технологической деятельности. В совокупности с научно-исследовательской работой эти этапы формируют качество изделий. Системы конструкторской (ЕСКД) и технологической (ЕСТД) документации определяют структуру документов и правила их оформления, что обеспечивает взаимопонимание при подготовке документации в различных организациях, исключает затраты на переоформление, позволяет широко использовать при разработке современную компьютерную технику. И системы автоматизированного проектирования (САПР). Например, при использовании ЕСКД производительность труда ИТР возрастает на 25-30%.

Показатели качества машин во многом определяются совершенством методов расчета (системы стандартов 25 группы), а технологичность конструкции различных изделий (детали сборочные единицы) можно оценить на стадии проектирования (стандарты ЕСТПП), что обеспечит конкурентоспособность создаваемых машин и оборудования.

Конструкторская и технологическая документация – это интеллектуальная документация и на ее долю, по оценкам экспертов, приходится от 30 до50% стоимости промышленного предприятия.

В стандартах системы СРПП (15 группа стандартов) регламентирован порядок работы на двух этапах технической подготовки:

При создании образцов и технической документации для организации промышленного производства;

При постановке продукции на производство промышленной партии изделий.

Значение вышеуказанных систем стандартов на этапе технической подготовки производства видна из данных Европейской организации по качеству: при оценке причин отказов выявлено правило «70- 20- 10», согласно которому 70 процентов отказов происходят из-за недостатков проектирования, 20% – из-за некачественного изготовления и 10% – из-за нарушения правил эксплуатации.

Необходимо отметить, что применение систем стандартизации на предприятии реализуется по соответствующему приказу (распоряжению) директора (управляющего) организацией, т.е. предприятие само решает, применять стандарты систем или нет. В ряде случаев организация разрабатывает свой «ограничительный» стандарт, в котором с учетом специфики производства определяются совокупность требований для данной организации. Обязательным для исполнения требований стандартов в организации остаются лишь требования определяющие безопасность и только до выхода соответствующего регламента.

Стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации.

В эту группу входят стандарты на эксплуатационные документы, (ЭД) руководства по эксплуатации, паспорта, этикетки. Основополагающим является стандарт ГОСТ 2.601-95 «ЕСКД. Эксплуатационные документы». В нем определяются требования к структуре и содержанию документов на изделия сложной техники. Так, стандарт рекомендует разрабатывать раздел «Указания по технике безопасности», а в самом разделе акцентировать внимание на выполнение отдельных операций по эксплуатации путем предостерегающих указаний типа «Запрещается», «Помните».

Доступность для понимания требований при эксплуатации обеспечивает качества на стадии эксплуатации, поскольку, как указывалось выше, примерно 10% преждевременных отказов техники происходит из-за нарушения правил эксплуатации. В дополнении к ГОСТ 2.601 разработан ГОСТ Р51772-2001. «Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Эксплуатационные документы. Виды и правила выполнения».

Вопрос 3.19. Стандарты на системы качества

Требования к системам качества были установлены впервые в 1987 г. четырьмя стандартами ИСО серии 9000-9004. В 1994 г. после доработки и внесения изменений появилась вторая версия стандартов.

ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения»

ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества» Требования.

ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности.

Стандарты третьей версии ИСО 9001 и ИСО 9004 полностью взаимоувязаны между собой и называются «согласованной» парой. Требования, содержащиеся в ИСО 9001 применимы для всех организаций независимо от вида выпускаемой продукции или оказываемых услуг и ориентированы для использования при сертификации. Стандарты ИСО 9004 организационно-методического направления для целей улучшения качества деятельности организации в целом.

Стандарты - это что такое? Какое значение они имеют? Для чего разрабатываются и создаются? Какую цель они преследуют? Обо всём этом мы поговорим в рамках данной статьи.

Общая информация

Для начала давайте дадим обозначение такому слову, как стандарт. Это образец или норма, которая рассматривается в качестве эталона или шаблона, модель которого используется в качестве основы для сравнения с иными объектами или свойствами. Но это не единственное значение этого слова. Так могут называть и определённый нормативный документ, где определён основной комплекс норм, требований и правил. Причем подразумевается, что они могут быть использованы неоднократно.

Как пример можно рассмотреть стандарты качества. Так, они разрабатываются уполномоченным органом, который и определяет общие принципы, характеристики и особенности использования правил, что касаются определённого вида деятельности или же его результата. Кроме этого, стоит упомянуть и про специальная денежная система, при которой данный драгоценный металл выступает в качестве основного эквивалента и расчетной единицы. Нечто подобное собой представляет и золотовалютный стандарт. Так называют положение дел, при котором валюта страны свободно может быть конвертирована в этот драгоценный металл.

Как происходит формирование?

Итак, мы уже знаем, что представляют собой стандарты. Это позволяет задаться вопросом о том, как же они формируются. Они базируются на обобщенных результатах научных данных, изучении практического опыта, совершенстве техники. Главная цель, которую они преследуют - это достижение самой большой выгоды для всего общества.

Давайте рассмотрим процесс их формирования в рамках РФ. В качестве исследуемого субъекта будут федеральные стандарты. Возможно, что эта информация когда-то пригодится. Итак, первоначально создаётся предварительный стандарт. Он представляет собой документ, который принял соответствующий орган на определённое время. Для дальнейшей разработки его доводят до сведения пользователей, чтобы получить опыт применения. После этого создаётся проект стандарта. Это наработки, которые представляются для обсуждения всех сторон, которые он затронет, с последующим утверждением устраивающего варианта.

Какие виды существуют?

Различных стандартов великое множество. Они различаются по тому, что является для них же субъектом влияния. Существуют такие стандарты:

  1. Международные.
  2. Региональные.
  3. Национальные.
  4. Государственные.
  5. Отраслевые.
  6. Стандарты организаций, промышленных консорциумов, инженерных сообществ и научно-технических предприятий.

Другой подход

Предыдущая классификация направлена на определённые характеристики или процессы. В зависимости от этого выделяют таковые стандарты:

  1. Качества.
  2. Образовательные.
  3. Социальные.
  4. Терминологические.
  5. Технические.
  6. Безопасности труда.
  7. Документации.
  8. Экологические.
  9. Пород животных.

Каково положение дел в Российской Федерации?

В РФ существуют многочисленные государственные стандарты, а также большое количество норм внутри определённых предприятий или организаций. Некоторые из них являются обязательными для всех, кто действует в определённой области. Иные разрабатываются отдельными структурами и предназначаются только для внутреннего использования. В качестве примера тех, что распространяются на всю страну, можно привести образовательные стандарты. Они распространяются на всех людей, которые получают знания согласно заранее подготовленным программам и под покровительством государства. После окончания учебы они смогут получить официальный документ об этом как стандартам. А это уже, в свою очередь, даёт определённые преимущества в плане трудоустройства. Конечно, если человек занимается самообразованием для себя или же с целью открытия своего дела, то образовательные стандарты для него не являются предметом первой необходимости. Тогда наиболее весомыми являются именно настоящие знания, которые можно применять на практике и в качестве основания для творческой деятельности.

Деление по объектам стандартизации

Давайте рассмотрим ситуацию, существующую в Российской Федерации, несколько более детально. Итак, они могут быть следующими:

  1. Основополагающими.
  2. На продукцию производства.
  3. На процессы работы.
  4. На методы испытаний (анализа, измерений, контроля).

Что собой представляют основополагающие стандарты? Они создаются для того, чтобы обеспечивать понимание и взаимосвязи в науке, производстве и технике. В качестве примера можно привести международные стандарты экологической безопасности. Или же использование USB-разъемов. Большое количество стандартов общей направленности объединяется в один комплекс. Это осуществляется для удобства оперирования информацией. Стандарты на продукцию предъявляют определённые требования к производимым товарам и оказываемым услугам. Они затрагивают общие технические условия и требования. Как правило, интерес предоставляют основные параметры, классификация, требования к качеству конечного продукта, виды маркировки, требования безопасности и экологичности, методы хранения, условия транспортировки. Кроме этого, могут оговариваться особенности эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации. Все эти разделы не являются обязательными и вносятся только при надобности.

Стандарты на процессы работы занимаются определением требований к определённым задачам, что выполняются на различных стадиях создания товара или оказания услуги. Чаще всего разрабатываются непосредственно предприятиями, на которых в последующем и применяются. Стандарты на методы контроля сообщают о том, что нужно использовать и как, для того чтобы получить наиболее точную оценку выполнения предъявленных требований.

В зависимости от направленности, выполняемых задач и масштабов группируют и по-другому стандарты. Это могут быть такие разновидности:

  1. Государственные.
  2. Отраслевые.
  3. Предприятий.
  4. Общественных объединений.

Государственные стандарты направлены на услуги и продукцию, в которых потребность испытывает значительное количество людей. Их утверждением занимается Госстандарт России. Единое исключение: если они относятся к архитектуре, стройматериалам и строительству, тогда ими занимается Госстрой. Если дополнительно они признаются ещё и в других странах (после определённых переговоров и иных моментов), то это уже международные стандарты. В таких случаях они могут приниматься правительством иного государства или же подкрепляться отдельными договорами.

Отраслевые стандарты регулируют, что и как производится в рамках одного направления развития народного хозяйства. Они должны соответствовать требованиям охраны труда и правилам промышленной безопасности. Их утверждают отраслевые органы государственного управления. же разрабатываются непосредственно на них. Объектами в данном случае обычно выступают различные вопросы управления производством и организационные аспекты. Хотя могут они регулировать и качество/создание продукции. Стандарты общественных объединений создаются для современных методик испытаний, новейшей продукции, инновационных технологий, процессов руководства различными организационными структурами.

Заключение

Вот мы и разобрались, что собой представляют стандарты. Это довольно интересная тема, и если хорошо разобраться в ней, то можно уверенно защищать свои права на качественную продукцию и товар.