Сочинение на тему: "Печорин - герой своего времени".

При создании романа «Герой нашего времени» Лермонтов хотел показать особенности людей своего времени. Главным персонажем он поставил Печорина. Его мы относим к «лишним» людям. Подобный прием использовали и Пушкин, и Грибоедов. Но Герой Лермонтова стал уникальным.

Печорин явно выделяется из толпы. Он много думает и анализирует. Герой вспоминает прошлые времена. Его вдохновляют прошлые победы подвиги.

И теперь он скитается, так как чувствует обреченность. Он говорит о современниках, как о людях, которые больше не способны на великие дела.

Главный герой восхищается декабристами. Он видит в них идеал людей, которые ради великой цели идут на жертвы. О своем поколении он подобного не может сказать. Много Печорин говорит и об эгоизме. Он утверждает, что современные люди стали заботиться о своем благе, а не об общем.

Почему Печорин так размышлял? Дело в том, что жил в эпоху нравственного распада. Люди стали трусливыми и пошлыми. И это мы говорим о высшем обществе, а не о каких-то низах. Печорин убивается тем, что исчезает чистота и скромность. Вокруг лишь лукавство, разврат, недоверие и насмешки. Герой не верит ни в любовь, ни в дружбу. Так как теперь он видит в этом лишь эгоизм. Один человек пользуется другим, пока не станет скучно.

И хоть Печорин часто думает о плохом, он идеалист. Он размышляет о добре и зле, о высоком, возвышенном. Герой полностью отрицает высшее общество, ставит себя выше. Лемонтов называет Печорина героем времени, так как выделяет его и целый круг людей, которые в сложную эпоху смогли устоять в развращенном обществе. Они жаждали подвигов, но не могли делать то, к чему их влекла душа.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Вечный герой своего времени Григорий Печорин
Роман Лермонтова, написанный в 30 – е годы, поистине величайшее произведение на все времена. Многие критики отмечали, что Печорин недостоин такого высокого звания, его безнравственность нетипична для того времени и образ героя в лице всей молодежи России совершенная выдумка. Как считал сам писатель, в Печорине были собраны все недостатки молодого поколения тех времен. После выхода романа читатели отнеслись к нему спорно. Высшее общество и литераторы посчитали его весьма негативным. Многие критики считали также, что главным героем романа был сам Лермонтов. Но поэт, недолго думая, написал в предисловии ко второму роману, что это совершенно нелепое сравнение. Повествование о герое происходит из разных источников, вначале о нем рассказывает Максим Максимыч, потом мы узнаем о нем от автора, а затем от самого героя. Лермонтов старался самым объективным методом раскрыть внутреннее состояние героя и присущие ему черты характера. Для этого в каждом отдельном рассказе, Печорин оказывается в различных обстоятельствах и сталкивается с разными людьми.
Печорин выступает в роли персонажа дворянского происхождения, который находится в центре событий в переломное время после поражения декабристов. Молодой и веселый парень был бесконечно увлечен светскими приемами, пока они ему не надоели. Занимался наукой, но, к сожалению, тоже не очень долго и пришло время непробудной скуки. Осознание того, что занятий больше нет, разочарование в жизни и отсутствие цели приводило не только его одного в то время в замешательство. Практически вся молодежь в те времена металась от одного дела к другому, так и найдя своего пути.
Ни один герой в романе по характеристикам не похож на Печорина. Хотя с кем бы ему ни приходилось общаться, у него всегда получалось произвести впечатление на человека без особого труда. Грушницкий же наоборот очень старается, чтобы привлечь внимание на себя. Поэтому он так и раздражал Печорина. Ведь наш герой влюбил в себя Мэри лишь для того, чтобы Грушницкий поволновался. Впоследствии эти скандалы привели к дуэли, на которой трагично погиб Грушницкий.
Печорин понимает, что от него нет пользы для общества, он ощущает себя ничтожным и ненужным. Ему нравится то, что он может всегда и везде делать то, что ему хочется, при этом никому не помогая и не мешая. И только когда он остается совсем один – он понимает всю трагичность в его жизни. Главная мысль романа в том, что человек сильного ума и таланта не смог найти применения своим возможностям, не сделал никакого вклада в развитие общества.У Печорина достаточно непростой характер, все мы осуждаем его за отношение к Мэри, Бэле, Грушницкому. Но в то же время к нам приходит поддержка и понимание в его изречениях об аристократах и "водяном обществе."
Он скептически относится к жизни. В нем находятся как будто бы две личности та, что совершает необдуманные поступки и та, которая над ними размышляет и судит его. Он причиняет много страданий людям – все же из-за него умирает Бэла, Грушницкий. Возникает вопрос: способен ли этот человек любить кого-то кроме себя? Столько боли и страданий внес в жизнь Бэлы, недолгая влюбленность в Веру испугала его настолько, что он убежал от этого чувства. Герой олицетворял людей с чувством внутреннего неудовлетворения, стремления во всем к идеалу. У него множество недостатков – эгоизм, равнодушие к людям. Но этот герой, почему-то волнует читателей, за него переживают.
Лермонтов понимал, что человек без цели, без действий и с множеством сомнений обречен на смерть. В своем романе поэт не осуждал и не выводил на чистую воду героя за его поступки. Этим занимался сам герой. Общество в рассказе выставляется как пустое, бесчеловечное и лицемерное. Самые лучшие качества в человеке поддаются высмеиванию. Лермонтов стремился показать нам, что такое общество не может выдвинуть на поступки настоящих, вечных героев. Для них чуждо понятие о героизме и жизненных ценностях. Даже если появляются люди, которые обладают большими возможностями и талантом, общество их тут же губит.
И все-таки вечный герой своего времени Григорий Печорин существует и в наши дни. Произведение глубокое и вечное, к сожалению, в человеке всегда будут присутствовать: стремление познать бытие, незнание как проявить свой талант не только во благо себе, но и обществу. Автор старался показать, как это отражается на личности - человек уходит в себя, замыкается. Эгоистические качества натуры приносят страдания не только человеку владеющим ими, но и тем людям, которые его окружают. Лермонтов прекрасно смог заглянуть в самые потаенные уголки души, оказался психологом и реалистом, описав общество не только своего времени, но и нашего тоже. А героические качества, которые все же запомнились читателям в Печорине, были: бесстрашие, непокорность судьбе и чувство гордости. Именно такими чертами, по мнению людей и должен обладать герой своего времени.

Почему Лермонтов назвал Печорина героем нашего времени? Каждое поколение имеет своих героев. Печорин - герой тра­гического поколения 30-х годов XIX столетия, вступившего в жизнь после подавления восстания декабристов и наступления реакции. О молодых людях этого времени А, И Герцен писал: «… в десять лет они не смогли состариться, но они сломились… окруженные обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобо­страстным».

Судьба Печорина волновала Лермонтова потому, что она была отражением судьбы многих. Рисуя Печорина, автор создавал пор­трет, составленный «из пороков всего… поколения в полном их развитии». Но эти пороки - не внутренняя сущность Печорина, а отпечаток времени. Нельзя не увидеть под маской холодного эго­иста живую страдающую душу.

Печорин - человек незаурядный, с самобытным характером. Он отличается от большинства окружающих его людей душевной силой И независимостью суждений, глубоким аналитическим умом, не принимающим ничего на веру, наблюдательностью.

Печорин критически относится ко всему, что его окружает. Но эта критичность распространяется и на самого себя, выражается в трезвом анализе собственных поступков и ощущений. Постоян­ный самоанализ, суд над самим собой - таково состояние Печо­рина, и далеко не каждый человек способен выдержать такое на­пряжение мысли. Это качество и делает его героем, безотноситель­но к какой-либо эпохе. Нельзя не видеть высокой культуры, ши­рокого кругозора и разносторонней образованности Печорина. В его дневнике постоянно встречаются имена писателей, поэтов, исторических деятелей, научные термины, философские понятия, показывающие интерес Печорина к гуманитарным наукам, харак­терный для передовой молодежи 30-х годов.

Печорин - человек сильной мысли и сильной воли. Поэтому он не может довольствоваться пассивной ролью созидателя жиз­ни, хотя на словах он и ограничивает себя этими рамками. Актив­ность Печорина проявляется в каждом его поступке, чувствуется, что это - одна из главных черт его характера. Он постоянно вме­шивается в жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, чтобы он привел к взрыву, к столкновению. Так было в «Бэле», когда он круто изменил судьбы девушки, Азамата, Казбича, сплетя их пути в немыслимый клубок. Так было в «Тамани», где он вмешал­ся в жизнь «честных контрабандистов», в «Княжне Мери»…

Конечно, эта активность никому не приносит радости, она не нужна ни ему, ни окружающим. Печорин ищет действия, но нахо­дит лишь его подобие, Нет в его жизни цели, потому действия его случайны, активность бесплодна, а сам Печорин несчастлив. Скрытая печаль и глухая боль слышатся в кажущихся циничными словах героя: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий челове­ческих, мне, странствующему офицеру, да еще и с подорожной по казенной надобности».

Действительно, Печорин чужд всем окружающим. Ему нужны не «тихие радости и спокойствие душевное», а тревоги и битвы.

Он чувствует свое «назначение высокое», это ощущение требует выхода. Но время, в которое он живет, не дает Печорину возмож­ности действовать, лишает его жизнь высокой цели, и герой по­стоянно чувствует свою ненужность.

Образом Печорина Лермонтов остро ставил вопрос о судьбе незаурядной личности в эпоху безвременья. Печорин - это герой, которому выпала судьба жить в негероическое время.

В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”
“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени - Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Почему же так получилось?
Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума...”
Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого... Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...”
Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны - это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин - это и “злой гений” и в то же время жертва общества.
В дневнике Печорина мы читаем: “...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви - это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.
Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда - Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.
Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, - говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин...
В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?
Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин - это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого...

    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...

    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

Роман «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы . Он продолжает оста-ваться современным и в наши дни, хотя с момента его написания прошло уже более ста шестидесяти лет. Но особенно велика роль этого произведения была в лермонтовскую эпоху. И чтобы лучше понять это, нужно хорошо представлять себе социально-политическую обстановку России в тридцатые годы девятнадцатого века.

Восстание декабристов как бы разделило жизнь то-гдашней России на «до» и «после» него. Время, после-довавшее за 1825годом, было мрачное и жестокое, и это связано было с усилением реакции со стороны цар-ского правительства. Сложившийся в стране казар-менный распорядок жизни отнимал всякую надежду большей части молодых образованных людей на воз-можность каких-либо перемен к лучшему, рушил веру в необходимость служения добру, в обязательное его торжество. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Именно поэтому рассматриваемая нами эпоха стала временем глубо-ких сомнений во всех нравственных ценностях. Не-удивительно, что судьбы большинства мыслящих лю-дей государства оказались чрезвычайно сходными. Каждое время рождает свой господствующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно таких, которые длились долго и отличались тяжелой мрачностью, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской обществен-ной мысли грустное название «лишний человек».

Григорий Александрович Печорин является ярким представителем этой категории людей. Перед нами — молодой двадцатипятилетний человек, дворянин по происхождению. Но он вовсе не гордится своим родовым именем и принадлежностью к высшему свету, его мало привлекает привилегированное положение в об-ществе, свойственное аристократии. Печорин — «че-ловек, ставший на путь откола от своей социальной среды. Для его судьбы и жизненного положения ха-рактерно расхождение между тем, что он представля-ет собою по признакам формальным, и тем, что он есть на самом деле»,— отмечает литературовед Е. Михай-лова. Он богат, щедр и расточителен, разменивает бес-цельно свою жизнь в «страстях пустых и неблагород-ных», задающий себе один мучительный вопрос: «...зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, вер-но, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не-объятные; но я не угадал этого назначенья...»

Лермонтов отправляет своего героя на Кавказ. Это был типичный путь для неуживчивой дворянской мо-лодежи того времени. Е. Михайлова в критической статье, посвященной данному роману, отмечает, что «это было как бы двойным испытанием: выдержит ли этот новый, реальный Кавказ... проверку требования-ми действительности, не поставленного на ходули «героя времени». И наоборот, сам герой, лишённый романтического грима, кем окажется он в сопоставле-нии с «детьми природы», какие стороны личности вы-ступят яснее в нем от этого соседства? ».

Печорин всегда остается верен сам себе. Он офицер, служит, но не выслуживается. Скромный чин прапор-щика вовсе не тяготит его и свидетельствует об отно-шении нашего героя к военной службе. Да и на Кавказ то он попал в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями».

«Лишние» люди не смогли найти достойного при-менения своим силам, своим способностям. М. Ю. Лермонтов поставил перед собой задачу — по-казать в романе современного ему человека таким, каким он является на самом деле, не скрывая его пороки и недостатки. При этом автор сам и себя причисляет к числу тех, кого собирается подвергнуть тщательному анализу и обсуждению: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте... чтоб автор этой книги имел... мечту сделаться испра-вителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать совре-менного человека, каким он его понимает, и... слиш-ком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Печорин истинный сын своей эпохи — времени со-мнений и поисков, напряженной работы мысли, под-вергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. Он постоянно нахо-дится в состоянии раздвоенности духа, каждый его шаг сопровождается тщательным самоанализом: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

Печорин всегда отдает отчет в своих поступках, и сам формулирует программу своего жизненного пове-дения: «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддержи-вающую мои душевные силы». Он вполне сознательно идет по этому пути лишь ради того, чтобы хоть на вре-мя забыть об одолевающей его скуке, о гнетущей пус-тоте своего существования. Печорин «ничем не жерт-вует» ради других людей, даже для тех, кого любит, потому что любит-то он тоже для себя, для собственно-го удовольствия. Наш герой смеется над всем на свете, для него не существует никаких святынь, нет веры, нет идеала. Но не будем забывать о том, что Печорин сам страдает от этого. И как ни безнравственны его по-ступки, в них нельзя не заметить последовательности избранного им принципа. Он не станет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих поступков, не станет унижать себя лицемерием, не свалит своей вины на кого-то или на неудачно сложившиеся обстоятельства. В этом есть что-то действительно ге-роическое, заставляющее испытывать к герою уважение.

Почему же М. Ю. Лермонтов называет Печорина «героем нашего времени»? Ответ на этот вопрос дает сам автор романа: «Эта книга испытала на себе... не-счастную доверчивость некоторых читателей... к бук-вальному значению слов. Иные ужасно обиделись... что им ставят в пример такого безнравственного чело-века... другие же... замечали, что сочинитель нарисо-вал свой портрет...

Герой Нашего Времени... портрет, но не одного че-ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ».

Таким образом, автор сам нас приводит к истинно-му пониманию «героизма» своего персонажа: Печо-рин — вовсе не образец для подражания, он только яр-кий представитель своей непростой эпохи, в этом смысле, пожалуй, он и является настоящим героем своего времени.