Скачать презентацию на тему мертвые души. Презентация - Н.В

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ История замысла поэмы и его реализации. Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Жанровое своеобразие. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы.

Слайд 3

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин:«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю«свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 4

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

Слайд 5

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведениена эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Перваячасть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второйчасти (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю».Законченным оказался только 1-й том.

Слайд 6

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

Слайд 7

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. НоА. Герцентак писал о названии поэмы:«Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 8

Конфликт поэмы «Мертвые души» Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Слайд 9

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. 1 глава Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. 11 глава 2-6 главы 7-10 главы

Слайд 10

Жанровое своеобразие «Мёртвых душ» Л.Н.Толстой:«Мёртвые души» - это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении. Задача Эпической части Лирической части Показать «Хотя с одного боку всю Русь». Показать положительныйидеал автора.

Слайд 11

Цель «негоции» (оптовой скупки)Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономическиеоснования. Он предполагал получить«двести тысяч капиталу»от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самымидешевыми оказались «мертвые души»-умершие крестьяне, еще непопавшие в ревизские сказки(официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную засвоих крестьян). Перепись проводилась раз в10-15 лет. Памятуя о недавней эпидемии холеры, в1830 году,Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако,без землисделка была бы юридически незаконной, поэтомув его разговорах с городскими чиновниками появляется слово«навывод»:заселение и освоение земель в южных губерниях Россиивсячески поощрялось, ипереезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Слайд 12

Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Н. В. Гоголь. Последовательность в изображениидеградации помещиков в поэме. Деградация!Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Слайд 13

МАНИЛОВ Черты характера Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

Слайд 14

КОРОБОЧКА Черты характера Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость доскупости).

Слайд 15

НОЗДРЕВ Черты характера Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

Слайд 16

СОБАКЕВИЧ Черты характера Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.


  • « И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов, все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

  • Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе) Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием. И.А.Гончаров. Репецкая З.И. учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия г.Обнинска

    Cлайд 2

    Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

    Cлайд 3

    Цели: - Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - Повысить интерес к литературе. Задачи: - Развивающие: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию. - Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

    Cлайд 4

    План урока: - Сатирическая направленность поэмы. - Образы помещиков и ваш взгляд на них. - Уроки Гоголя. - «Замашистый» язык Гоголя. - Традиции Гоголя и литературные аналогии.

    Cлайд 5

    Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку. Так над чем же смеётся, что критикует Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души»?

    Cлайд 6

    «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Манилов

    Cлайд 7

    Манилов «Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»

    Cлайд 8

    Манилов Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ? Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии?

    Cлайд 9

    «Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Коробочка

    Cлайд 10

    Настасья Петровна Коробочка «Иной и почтенный и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

    Cлайд 11

    Коробочка Как характеризует Коробочку ее рассказ о «сгоревшем изнутри» кузнеце? В чем для нее заключается печальный смысл произошедшего?

    Cлайд 12

    «Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Ноздрёв

    Cлайд 13

    Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

    Cлайд 14

    Ноздрёв и Чичиков Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

    Cлайд 15

    «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Собакевич

    Cлайд 16

    Собакевич Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме», опытный хозяин, внешне похожий на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).

    Cлайд 17

    Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…». Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины? Собакевич за едой

    Cлайд 18

    «Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Плюшкин

    Cлайд 19

    Плюшкин Самое печальное, мрачное место – некогда богатое имение помещика Плюшкина, разоренное патологической скупостью хозяина. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

    Cлайд 20

    Плюшкин у сундука «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».

    Cлайд 21

    Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

    Cлайд 22

    Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем. Чичиков

    Cлайд 23

    Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

    Cлайд 24

    Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности. Не уходя от оксюморона, заключённого в названии – «Мёртвые души»,- скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи;

    Cлайд 25

    Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?

    Cлайд 26

    Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

    Cлайд 27

    Губернатор Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседне вные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

    Cлайд 28

    Иван Антонович «кувшинное рыло» Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

    Презентация на тему "Н.В.Гоголь «Мертвые души»" в формате powerpoint по литературе. Презентация для школьников рассказывает об истории создания, композиции и смысле заглавия произведения Н.В. Гоголя "Мертвые души".

    Фрагменты из презентации

    В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», - призывал он.

    Какую цель ставил перед собой Н.В. Гоголь?

    • Еще с лицейской поры думал Н.В. Гоголь о службе на благо России. Он искренне и беззаветно любил ее и писал, что молится о спасении Русской земли.
    • Достойный сын своего Отечества и истинный христианин, Гоголь не только верил, что Россия - страна истинно христианская.
    • «Дружно докажем всему свету, что в русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому все должно служить на земле, несется туда же, кверху, к Верховной вечной красоте», но и вдохновенно призывал к служению России.
    • «Нет выше звания, как монашеское, - писал он. - Монастырь Ваш - Россия. Облеките же себя умственно рясой чернеца и всего себя умертвите для себя, а не для нее, ступайте подвизаться в ней...»

    В чем видел свой долг Н.В. Гоголь?

    • Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».
    • Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года).
    • И это дело -работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! - писал он. - Вся Русь явится в нем!»

    Почему А.С.Пушкин отдал сюжет своего произведения Н.В. Гоголю?

    Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, но русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

    Замысел произведения

    • В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855 г.) читаем: «Он (Пушкин) уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако же, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»
    • Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому».
    • Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

    Каков замысел произведения?

    • Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».
    • Почему Н.В.Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
    • В процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.
    • Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой.
    • Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» - представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.
    Почему Гоголь не смог найти положительного героя среди господствующих в то время слоев?
    • Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете»,- писал он.
    • Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно не типичны, жизненно не убедительны.

    Что представляет собой композиция поэмы?

    • Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
    • Центральное место в первом томе занимают пять помещиков «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.

    Гоголь даёт главы в определённом порядке

    • Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава)
    • сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава),
    • безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава)-
    • прижимистый Собакевич (V глава).
    • Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший своё имение и крестьян дополного разорения.

    Каков идейный замысел поэмы?

    Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства.

    Какими были отзывы критиков на выход поэмы?

    Вокруг первого тома сразу же разгорелись жаркие споры. Вопрос о книге Гоголя, по словам Белинского, был «столько же литературным, сколько и общественным». «Между восторгом и ожесточенной ненавистью к «Мертвым душам» середины решительно нет...», - писал Прокопович Гоголю в октябре 1842 года. Одни обвиняли автора в клевете на Россию, другие, напротив, увидели в поэме апофеоз Руси.

    Николай Васильевич Гоголь 1809-1852г.г. В 1821 году определен в Гимназию Высших наук в городе Нежине. В 1828 году приезжает в Петербург. В 1829 году публикует свои первые творения. Весной 1831 года познакомился с Пушкиным. Вечера на хуторе близ Диканьки» «Миргород» Петербургские повести «Мертвые души» В 1836 году писатель покинул Россию. В 1848 году возвращается на Родину. Дом, где прошли детские годы писателя, в имении его родителей в Васильевке Полтавской губернии Дом в Москве на Никитском бульваре, где умер Н.В. Гоголь 21 февраля 1852 года Сначала он похоронен в Свято-Даниловском монастыре В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем Кладбище. Словарь: Поэма – большое стихотворное произведение на историческую или возвышенную лирическую тему. Система образов – определенный порядок в расположении и связи действий. Экспозиция – вступительная часть произведения. Негоция- коммерция «Мертвые души». Н.В. Гоголь Построение поэмы. Система образов 1 глава - вступление в поэму, приезд Чичикова П.И. в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры 2-6 главы ----помещиков. изображение жизни российских 7-10 изображение губернского города и мира чиновников. 10 глава – «Повесть о капитане Копейкине». 11 глава - повествование о жизненной судьбе героя поэмы Чичикова Уже сама фамилия создает впечатление о его характере. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». По натуре этот помещик обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Сплошные разговоры, пустые мечтания, глупые проекты делают этого человека смешным. Это бесцельно – беззаботное эгоистическое существование сформировало у Манилова слащавую сентиментальность и бесхарактерность. Этот человек совершенно не знает жизни, реальность у него подменена фантазией. На все он смотрит сквозь «розовые очки». Это единственный человек, подаривший Чичикову умерших крепостных. Коробочка, одна из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящичкам комодов». Коробочка не претендует на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков являются товаром. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Она говорит Чичикову; «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников». Нищая духом и разумом. Гоголь выразил метким определением: «дубинноголовая» Образ Ноздрева Этот человек «на все руки» Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим» человеком. Безудержная болтовня, хвастовство, откровенное вранье сопровождает эту личность. По оценке Чичикова, Ноздрев – «человек – дрянь». Он держит себя развязно и имеет «страстишку нагадить ближнему». Но деятельность Ноздрева так же бесцельна, как мечты Манилова. Его разгул и бесцельность ведут к духовному омертвлению. Почему автор называет его «историческим человеком»? Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, Связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич является кулаком по натуре, хитрым и умным помещиком. Гоголь безжалостно разоблачает его сущность жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Цель жизни Собакевича состоит в материальном благополучии и вкусной еде. Через внешний облик, через сравнения с предметами достигнута яркость в описании характерных черт этого помещика. В образе его торгашество и выгода, которое все больше проникали в общество того времени. Собакевич сразу же вникает в суть представляющегося дельца, заламывает за мертвую душу по «сто рублей за штуку» и покупечески расхваливает свой товар. Плюшкин В образе этого помещика сочетается ужасная мелочность, ничтожность взглядов и пошлость, которые достигают предельного выражения. Дикая скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его чудовищному уродству. Плюшкин отказался от общества, никуда не ходит и в гости к себе никого не приглашает. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди «мрут как мухи», многие крепостные числятся в бегах. До предела доводится духовное омертвление этого человека. Жадно стерегущий свои гниющие богатства, Плюшкин превращается «в какую-то прореху на человечестве» Губернское общество В этой поэме тема крепостного права сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. На это Гоголь обращает внимание в 1 главе, рассуждая о толстых и тонких. Губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. Помещики и чиновники не обременяют себя и заботами о государственных делах. Те и другие живут праздно. В обществе чиновников царит «подлость, чистая подлость». Управители города стремятся пожить за счет «сумм нежно любимого ими государства. Чиновники грабят государство и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные. Полиция держит народ в страхе Люди, обличенные власти помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его. Повесть о капитане Копейкине Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года отправляется в Петербург просить помощи. Но законные просьбы не имели успеха. На страже закона стоят мошенники и бездушные люди Какова концовка этой повести…. Предприимчивый с детства, с детства он усвоил наставления отца: изворотливость, железную выдержку и низость души. Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть. Да и внешний вид –как бы сама текучесть и неуловимость. В отношениях с людьми многолик, подобен хамелеону, он постоянно меняет свой облик Сейчас нет помещиков, но черты героев Гоголя остались по сей день. Они рассыпаны в бессчетных количествах пороков огромной части общества. В этом произведении показана картина разобщенности человеческого коллектива, где человек потерял свое лицо. А это не смешно, а страшно. Страстное желание Гоголя пробудить сонное сознание людей созвучно любой эпохе. Значение: выход поэмы вызвал большое количество мнений. Дворяне-крепостники, узнавшие себя в поэме, поспешили осудить автора.. Они обвиняли его в том, что он не любит Россию, что он насмешка над русским обществом. Но прогрессивные писатели понимали, что это есть сатира на тот строй, который давно стал изживать себя в России. Гоголь не сомневался в великом будущем России, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, способные изменить облик страны. Гоголь писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Домашнее задание: Прочитать с 1-6 главы. Рассказать об одном из героев по плану: описание поместья и дома, портрет, диалог о продаже мертвых душ, расставание с героем. Почему автор называет Ноздрева «историческим человеком»? Знать концовку повести о «Капитане Копейкине».

    краткое содержание презентаций

    Характеристика «Мёртвых душ»

    Слайдов: 39 Слов: 3489 Звуков: 1 Эффектов: 166

    Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Назначение проекта. Проблемный вопрос. Цели проекта. Задачи. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). 1829 г. – выход в свет первого печатного произведения. 1836 г. – отъезд за границу. История создания поэмы. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Жанровое своеобразие « Мертвых душ». Построение поэмы. Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Расположение помещиков в поэме не случайно. Поэма Н. В. Гоголя. С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города. - Характеристика «Мёртвых душ».ppt

    Характеристика поэмы «Мёртвые души»

    Слайдов: 29 Слов: 1456 Звуков: 0 Эффектов: 68

    Николай Васильевич Гоголь. Василий Афанасьевич Гоголь. Мария Ивановна Косяровская. Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей. Детские годы. Гимназия в Нежино. Первый литературный опыт. Псевдоним Алов. Слава. Написание "Ревизора". Гоголь оставляет университет. Отъезд из Парижа. Душевный кризис. Мертвые души. История замысла поэмы и его реализации. Письмо Гоголя. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера. Приезд Чичикова в губернский город. Смысл названия. Конфликт поэмы «Мертвые души». Композиция поэмы «Мертвые души». Персонажи поэмы. - Характеристика поэмы «Мёртвые души».ppt

    Анализ «Мёртвых душ»

    Слайдов: 47 Слов: 3316 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Одна из главных задач исторической поэтики. Виды анализа. В центре внимания - проблема литературных влияний, традиций. Исстари замешенные образы. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты. Рецепция одного и того же литературного объекта. Тип рецепции задает формально-содержательную программу анализа. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Поводы к сравнению «Мертвых душ» и «Божественной Комедии». Авторское определение «Мертвых душ». К.С. Аксаков не сомневался в правоте авторского определения. С. П. Шевырев о «Мертвых душах». - Анализ «Мёртвых душ».ppt

    История создания «Мёртвых душ»

    Слайдов: 29 Слов: 2278 Звуков: 0 Эффектов: 50

    История создания поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809. Пушкин. Вся Русь явится в нем. Документированная история создания произведения. Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ». Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором. Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной. Значение произведения. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года. Списки второго тома распространились ещё до его издания. - История создания «Мёртвых душ».ppt

    «Мёртвые души» в иллюстрациях

    Слайдов: 45 Слов: 2051 Звуков: 0 Эффектов: 7

    Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век). XIX век. Иллюстрации Агина не статичны. Естественные, но точные, отработанные жесты. Внимательный и умный читатель. Петр Михайлович Боклевский. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. Как правило, все они статичны. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Гоголевские «типы». Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Работы Владимира Маковского. Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели. - «Мёртвые души» в иллюстрациях.ppt

    Образы в «Мёртвых душах»

    Слайдов: 14 Слов: 461 Звуков: 1 Эффектов: 10

    Николай Васильевич Гоголь. Чичиков. Эссе. Отсроченная отгадка. Чичиков – беда России. Контрольно-подготовительный этап. Русская пословица. Павел. Чичиков – надежда России. Сотворчество. Манилов. Предприниматель. Павел Иванович Чичиков. Домашнее задание. - Образы в «Мёртвых душах».ppsx

    Помещики в поэме «Мёртвые души»

    Слайдов: 10 Слов: 1532 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Галерея помещиков. Н. В.Гоголь «Мертвые души». Помещик Манилов. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Помещица Коробочка Настасья Петровна. Боязнь обмана продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город. Помещик Ноздрев. Помещик Собакевич Михаил Семенович. Помещик Степан Плюшкин. Спасибо за внимание. - Помещики в поэме «Мёртвые души».pptx

    Образы помещиков в «Мёртвых душах»

    Слайдов: 33 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 80

    Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. История замысла поэмы. Сюжет. Писатель. Кусочек яблочка. Конфетка. Продулся в пух. Свинтус. Маятник. Плесень. Пестрядевые мешочки. Распоротый салоп. Вековое стояние. Крепкий дуб. Мертвые души. Построение поэмы. Композиционные звенья поэмы. Изображение жизни российских помещиков. Изображение губернского города. Повествование о жизненной судьбе. Общность героев. Помещик Манилов. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Помещик Ноздрев. Помещик Михаил Семенович Собакевич. Помещик Плюшкин. Гоголевские помещики. Манилов. Сочинение. - Образы помещиков в «Мёртвых душах».ppt

    Образы помещиков поэмы «Мёртвые души»

    Слайдов: 13 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 42

    Личностные качества. Образы помещиков поэмы «Мёртвые души». Мёртвые души. Павел Иванович Чичиков. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Спасибо за внимание. Новая экономическая политика. Тип героя. Социальные условия. - Образы помещиков поэмы «Мёртвые души».ppt

    Образ Чичикова

    Слайдов: 10 Слов: 612 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Образ Чичикова П.И. Чичиков Павел Иванович. Воспоминание. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Деньги. Мертвые души. Зло. Чичиков тих и малоприметен. Надежда. - Образ Чичикова.pptx

    Плюшкин в «Мёртвых душах»

    Слайдов: 10 Слов: 556 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Плюшкин. Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мёртвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. -