Синквейн про аркадия отцы и дети. Образовательный портал

Методическая разработка

Урок-мастерская по литературе в 10-м классе

«Странный человек. Евгений Васильевич Базаров»

МКОУ «Ершовская СОШ Усть-Илимского района Иркутской области»

Цель урока: создать целостный портрет личности сложного человека Базарова, увидеть странности и ошибки во взглядах Базарова, которые повлияли на его жизненную позицию и определили трагичность образа.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Знать, что образ главного героя вызывал и вызывает множество споров, которые выражают совершенно противоположные точки зрения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст романа и критических статей. Учиться сопоставлять разные мнения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные – содействовать формированию чувства хозяина своей судьбы, самокоррекции и самовоспитанию, формированию собственной точки зрения на себя и свою жизнь, развитие духовных качеств личности.

    Развивающие – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Ход урока

Тургенев не имел притязания и дерзости
создать роман, имеющий

всевозможные направления;

поклонник вечной красоты,

он имел гордую цель во временном
указать на вечное

и написал роман не прогрессивный

и не ретроградный, а,

так сказать, всегдашний.

Н. Страхов

I . Вступительное слово учителя

Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

II . Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте поставить задачи и цели урока. К чему мы должны прийти в конце урока?

1.Понять характер главного героя Евгения Базарова.

2. Создать какой-либо словесный или графический продукт, показывающий наше восприятие главного героя романа «Отцы и дети».

3. Соотнести жизненную позицию Базарова со своей и извлечь из романа жизненные уроки.

Чтобы достичь этих целей, необходимо настроить себя на определённый лад. На какой диапазон вы настроите себя?

    Быть предельно откровенным.

    2)Спорить в уважительном тоне.

    3)Выслушивать выступающих.

    4) Помогаем, если кто-то в чём-нибудь затрудняется

    5) Ещё можем хвалить друг друга аплодисментами.

III Итак, начнём с объяснения словосочетания «Странный человек».

Напишите, какого человека можно считать странным. Были ли у вас встречи со странными людьми? Какое впечатление они произвели на вас и какие чувства вызвали? О чём думаете вы, вспоминая их?

У меня была встреча со странным человеком. Он оставил в моей душе глубокий след, но мне он остался непонятен, потому что его поступки были необъяснимы

Для меня странный человек – Григорий Александрович Печорин. Умный, волевой, загадочный. Он принёс окружающим его людям много страданий и даже стал причиной смерти Грушницкого и Бэлы

Вывод : странные люди чаще всего остаются непонятыми и страдают сами или заставляют страдать других.

IV . Можно ли Базарова назвать странным человеком? В чём его странность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание романа и прослушаем выступления. Мы внимательно слушаем и составляем свой портрет странного Базарова.(15 мин.) Домашнее задание по темам: «Базаров и его интересы», «Базаров в дружбе», «Базаров в любви», «Базаров и родители», «Базаров и народ»

После выслушиваем каждого из уч-ся. Благодарим за мнение.

V . Работа в группах с цитатами и афоризмами из текста , которые позволят сделать свои выводы о Базарове. (Приложение № 1) Группы представляют свой продукт по темам: «Жизненный кодекс Базарова», « Базаров в восприятии окружающих его людей», «Базаров – трагическая личность», «Мировоззрение Базарова».

VI .Положительный или отрицательный герой Базаров? Запишем в две колонки положительные и отрицательные человеческие черты.(учащиеся выходят по одному и пишут, затем подчёркиваем наличие этих черту Базарова и делаем вывод.)

Добрый, силь ный, честный, благородный Эгоистичный, жадный, самолюбивый,

Отзывчивый, мудрый, решительный, вели- высокомерный, грубый, пустой, равно-

кодушный, душевный, справедливый, смелый, душный, пошлый, завистливый, заносчивый,

романтичный, красивый, аккуратный, само- угрюмый, подлый, наглый, жестокий,

стоятельный, смелый, уравновешенный, язвительный, ленивый, бесчувственный,

доброжелательный, отзывчивый, чистый подлый, самовлюблённый, высокомерный,

душой, образованный, гордый и т.д. беспардонный, раздражительный и т. д.

Вывод : В Базарове положительных качеств больше, чем отрицательных.

VII .Мнение критиков о романе. (Приложение №2) Учащиеся читают и анализируют материалы критических статей, составляют вопросы и готовят выступление-опровержение или выступление-согласие.

Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”(работа в группах)

Примеры полученных вопросов.

Почему Антонович увидел в Базарове карикатуру на молодое поколение?

Почему Писарев восславил Базарова?

На что не обратил внимание Писарев?

Что свято для Писарева в Базарове?

В чём Писарев усматривает источник силы Базарова перед лицом смерти?

Почему смерть Базарова Писарев считает подвигом?

Что увидел Антонович в нигилизме Базарова?

Что, по мнению Страхова, противопоставляет автор нигилизму Базарова?

1-я группа работает с отрывками и з статьи Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся .

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

2 группа работает с отрывками по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

VIII Инсценировка «Смерть Базарова »

Письменная работа. «Наконец-то я слышу сердце Базарова»

IX Ассоциации. Нарисуйте сердце Базарова или самого Базарова. Обсуждение рисунков.

(Каждый из учащихся представляет защиту своего рисунка).

Приложение №3)

XI Самокоррекция. Продолжить предложения, соотнеся свои собственные представления о мире и о связях с ним.

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило меня задуматься о…

X Проблемы романа . Записать их. Высказывание Н. Страхова:

«Тургенев не имел притязания и дерзости создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной красоты. Он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».

Отцы и дети.

Самовоспитание

Проявление любви

Дружба

Родители и дети

Отрицание и жизнь

Подведение итогов урока :

«Отцы и дети» - это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких, бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, но убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

XI Синквейн.

Базаров,

Протестующий, гордый,

Увлекался, презирал, любил.

Человек сам себя воспитать должен..

Бунтующее сердце.

XII Рефлексия.

Уходя с урока, я хочу сказать…

Уходя с урока, я хочу всем пожелать…

Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить…

Было бы хорошо, если бы…

Мне очень жаль…

К жизни надо относиться…

Домашнее задание : сочинение по одной из проблем романа.

Литература к уроку:

    И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987

    Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.

    Антонович М.А. “Асмодей нашего времени”

    Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Точка зрения

Взгляды Базарова

«Всякий человек сам себя воспитывать должен»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

«Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения.»

«2*2=4, а остальное пустяки…»

«В теперешнее время полезнее всего отрицание…»

«Необходимо все сломать и разрушить, а строить будут другие…»

Об аристократии: «вот вы уважаете себя и сидите сложа руки, вы бы не уважали себя и делали тоже самое», «аристократизм, либерализм - русскому человеку даром не нужны…»

«Рафаэль гроша медного не стоит, любой химик в двадцать раз лучше поэта»

  • : Базаров - нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень - сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало - это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень - нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало - отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень - это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна - это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало - это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате - совершенно другое отражение действительности.
  • Написание синквейна НИГИЛИЗМ .

Базаров - нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.

Базаров сначала все отрицал,

Не верил, не признавал.

Был один против всех, словно загнанный зверь,

Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.

Источники

Разделы: Литература

Цели:

  1. Познакомиться с понятием «нигилизм».
  2. Сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
  3. Развитие навыков сравнения, критического мышления, творческого письма
  4. Ввести учеников в процесс познания.
  5. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  6. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

Оборудование:

  1. текст романа
  2. таблица «Взгляды Базарова (таблица заполняется учащимися на предыдущих уроках)
  3. презентация к уроку.
  4. компьютер, проектор.
  5. камень, зерно, ростки пророщенной пшеницы или другого зерна, зеркало.

Структура урока

  1. Вступительное слово Мастера. (Налаживание взаимоотношений с классом)
  2. “Индукция”.
  3. “Разрыв”.
  4. “Самоконструкция”.
  5. “Социоконструкция”.
  6. “Афиширование”.
  7. “Рефлексия”.

Работа во время мастерской ведется в группах.

Ход занятия

1. Налаживание взаимоотношений с классом.

Учитель : Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.

Смоделируем ситуацию: вы просите меня о чем-то, а я отвечаю вам: «нет». Почему я так поступаю? (ответы учащихся: «так хочется учителю; вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель»). Я отвечаю так в силу определенных правил и принципов, которыми я руководствуюсь. Вот и сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И тема сегодняшней мастерской «Базаров – нигилист!?». Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два; то есть нам предстоит решить каждому, каким же был нигилизм Базарова?

2. Индукция.

А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.

Учитель : Кем считал себя Базаров?

Ответ учащихся : нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.

Учитель : Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.

Нигилизм – это…

  • (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» (Толковый словарь В.Даля)
  • «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
  • «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра!... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял нигилизм к скептицизму» (М.Катков)

Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.

Учитель : Попробуем их объединить. Что из этого получим?

Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм . (Слайд 3. Приложение 1 .)

Учитель : центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?

Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.

(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.

Звуки: скрежет, скрип, гром.

Цвет: черный, серый, вишневый).

Учитель : А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.

Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.

(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)

В) Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).

Учитель : Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Ответы учащихся.

Учитель : В этой же таблице напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:

  • + согласен с позицией автора
  • - не согласен с мнением автора
  • ! восхищаюсь мыслями автора
  • ? не понимаю автора.

Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.

(На данном этапе урока может возникнуть небольшой спор между учащимися, т.к. позиция и точка зрения на взгляды Базарова у учащихся разная. Почти все ребята были не согласны с отрицанием героя любви и искусства. В доказательство своей позиции учащиеся приводили свои аргументы. Основной из них « Отрицание любви и искусства противоречит развитию всей человеческой жизни, взаимоотношениям людей, т.к. основа жизни – любовь людей друг к другу.»)

Учитель : Базаров – нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».

Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории и объяснить свою позицию.

(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать все и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)

Учитель : Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?

Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.

3. Конфликт.

Учитель : У меня в руках несколько предметов: камень и проросшие зерна пшеницы. (Учитель давит камнем ростки зерен) В этих предметах и действии и заключается, на мой взгляд, все мировоззрение Базарова. Если же мы добавим к этим предметам зеркало, то увидим и всю суть нигилизма Базарова, и проблематику романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попробуйте объяснить мой выбор и действия относительно мировоззрения Базарова и всего романа в целом.

(Учащимся дается в помощь схема «Творческий замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Слайд 6. Приложение 1)

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень – сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало – это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень – нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало – отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень – это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна – это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало – это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате – совершенно другое отражение действительности.

4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ . (Слайд 7. Приложение 1)

(Использование этого приема позволяет учителю проверить уровень понимания изучаемого материала.)

Прочтение синквейнов.

Примеры написанных синквейнов учащимися.

Нигилизм.
Отрицающий, отвергающий, низкий.
Отрицает, губит, калечит души.
Как будет жить человек с нигилизмом?
Это утопия.

Нигилизм.
Противоречащий, ломающий, испытывающий.
Отвергает, испытывает, проверяет.
И это называется нигилизмом?
Камень.

5. Социоконструкция. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему мастерской. «Базаров – нигилист?!»

Учитель : попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

Написание эссе.

6. Афиширование.

Учащиеся читают вслух свои работы.

7. Рефлексия.

Учитель : Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились и почему?

(Ответы учащихся).

Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.

Пример миниэссе, написанного на уроке.

Базаров – нигилист?

Базаров – нигилист? В конце этой фразы я ставлю знак вопроса. Он с самого начала все отрицал, и даже такое светлое чувство как любовь. Евгений Базаров знакомится с Одинцовой. Он горячо полюбил её. Полюбил и нарушил свои принципы, и тогда можно ли утверждать, что он нигилист? Герой оказывается в сложнейшей ситуации, но ведь сердцу не прикажешь.
Базаров сначала все отрицал,
Не верил, не признавал.
Был один против всех, словно загнанный зверь,
Никогда он не осознавал потерь.

Алимова Мерует.

I. РеализацияД/З.

1. Синквейн «Любовь Базарова».

А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? (слайд 2 )

II. Слово учителя.

Начиная с 21 главы в романе «Отцы и дети» полностью повторяется цикл странствий Базарова: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых. (слайд 3 ) Домая просила вас ещё раз проследить этот путь.

Зачем Тургенев показывает этот второй круг, случайно ли? Тот же это Базаров во втором круге или другой, изменившийся? (сначала показано превосходство над всеми, значимость его характера. Теперь – другой, изменившийся, сама жизнь заставила его признать «романтику»)

III. Беседа.

Внутреннее изменение Базарова влияет как-то на его отношение к окружающим? Рассмотрите, например, отношения с Кирсановыми. (гл.22,23) (Павел Петрович так же ненавидит Базарова и прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – к дуэли. А Базаров, признавая глупость такого «феодального» способа, всё же не отказывается от него. И хотя он выходит победителем, после дуэли он видит в Павле Петровиче не противника, а старика, в которого он только что стрелял ).

Как изменились отношения Аркадия и Базарова? (Аркадию с Базаровым «Точно было скучно». Базаров занят своими проблемами. Да и раньше-то нигилистические взгляды были не его, не Аркадия, а как бы «с чужого плеча». Вёл себя несвойственным ему образом в угоду нигилизму.)

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову автор? Какие они, Кирсановы, скорее положительные, или скорее отрицательные? Как вы их расцениваете? (Это лучшие представители дворянства. «…если сливки плохи, то что же молоко?»)

Выдерживает ли Базаров испытание любовью? (как нигилист – нет, как человек – да. Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем ) (слайд 4 )

IV . Анализ 27 главы.

Итак, перед лицом смерти Базаровостался один (подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).

И все-таки настолько ли одинок Базаров? (Нет, рядом родители). (слайд 5)

Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.

Прочтитеслова Чехова (слайд 6 )"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”

Согласны вы с Чеховым? (Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще свойственно людям. Видны сила и мужество героя).

Остается ли Базаров верен своим принципам? (и да, и нет. Возможна дискуссия)

- Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

Давайте перечитаем сцену прощания. (слайд 7 )

Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (умирающая лампада; Лампада- свеча – символ жизни; метафора). (слайд 7 )

Прочитайте слова Д.И.Писарева (слайд 7) "Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Как вы поняли эти слова? (благородно)

Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)

Что значит благородный? (1 уч-сяпо словарю Ожегова работает:Благородный – 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.2. Исключительный по своему качеству).

Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?

V . Итог урока.

Чтение отрывка из романа "Есть небольшое сельское кладбище…” (слайд 8 )

- О чем говорят цветы на могиле Базарова? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»)

- Примирил ли нас Базаров? (Смерть дала ему право быть таким, каким он, может быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить ).

- Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виновен и не достиг своей цели”.

А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?

I. Домашнее задание:

1) Подумать, какие вечные проблемы можно выделить в романе «Отцы и дети»;

Сочинение-рассуждение «Что помогает Базарову мужественно принять смерть?»

Объясните слова “либерализм, либерал”, “нигилизм”,“принцип ”.

1 урок " А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?"-- первая встреча с Базаровым.

ИЗ Расскажите историю жизни Николая Петровича Кирсанова (1 гл.) Вспомните, что вам известно о В.Г. Белинском. Как вы полагаете, почему Тургенев посвятил роман памяти критика?

Охарактеризуйте Базарова: происхождение, образование, род деятельности, политические и религиозные взгляды. Почему герой представляется по-простонародному “Евгений Васильев”?как выглядит Базаров и как ведёт себя при знакомстве с родными Аркадия? О чём свидетельсвуют его поведение и внешность? Почему не сразу подаёт руку при знакомстве с Николаем Петровичем?

Ø Выпишите и прокомментируйте высказывания Базарова о природе, искусстве, аристократии, науке, любви. Заполните «двойной дневник». В правой графе объясните, с чем у вас ассоциируется то или иное высказывания Базарова, какие чувства вызывает, на какие мысли наталкивает. Разделяете ли вы мнение Базарова или нет? Объясните.

2урок «А чудаковат у тебя дядя !»: образ Павла Петровича Кирсанова в романе.

ИЗ Расскажите историю жизни героя (cм. 7 главу). Как он выглядит и как ведёт себя при знакомстве с Базаровым? Сравните Павла Петровича и Базарова: различие и сходство.

Х глава Спор о принципах. С чего начался спор? Охарактеризуйте поведение героев. В форме кластера выделите основные темы спора . Какие ценности защищает Павел Петрович в споре с Базаровым? Почему? За что старший Кирсанов ненавидит “лекаришку”? В чём герой схож со своим оппонентом Базаровым? (см.VI и X гл.) Какой “принцип ” Базарова представляется вам самым радикальным? Чья точка зрения вам ближе? Кто, по-вашему мнению, победил в споре аристократа и нигилиста?

3урок Образы Ситникова и Кукшиной: их значение в романе. 12-13 гл. Что общего в поведении Ситникова и Кукшиной? Как к ним относится Базаров и чем можно объяснить такое отношение? Зачем он общается с этими посредственностями?

Урок 4 Испытание любовью в романе «Отцы и дети».

Как Базаров относиля к любви до встречи с Одинцовой? Приведите цитаты. 14-15гл. Какова история жизни Одинцовой? Как она ведёт себя на балу? Чем она привлекает внимание Базарова? Как ведёт себя гордец Базаров в присутствии Одинцовой? Чем объяснить это поведение? 16гл . О чём беседует с прекрасной Одинцовой Базаров, утверждавший, что свободно мыслят между женщинами только уроды»? А какое впечатление произвёл Базаров на Одинцову? Каким образом отношения с Одинцовой сказались на поведении Базарова? Сравните полюбившего Базарова с Обломовым. В чём различие? Кто из героев вызывает у вас большее сочувствие и понимание?17гл . Проанализируйте разговор Базарова с Одинцовой. Как они раскрываются в этом разговоре?18гл . Сцена признания в любви. Как повлияла любовь на взгляды Базарова? Изменился ли сам герой и ваше отношение к нему? Кто вызывает ваше сочувствие: полюбивший Базаров или «снежная королева» Одинцова?

· Составление синквейна на тему «Любовь Базарова к Одинцовой».

Урок 5 БАЗАРОВ И ЕГО РОДИТЕЛИ.

Приведите цитаты Евгения и Аркадия, характеризующие родителей Базарова. Составьте синквейны о родителях Базарова. Как родители относятся к сыну? ИЗ Расскажите историю жизни отца Базарова--Василия Ивановича и матери -- Арины Власьевны (20 гл.)

Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? Почему Базарову скучно у родителей? В 21гл . найдите ключевые фразы.

Урок 6 ДУЭЛЬ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ».

24гл .Что стало поводом для дуэли? Почему Базаров стал ухаживать за Фенечкой? Что особенно тяготит Базарова в происходящем? Каково состояние героя перед дуэлью? В чём смысл снов перед дуэлью? Каково значение пейзажа перед дуэлью? Какую роль в сцене дуэли играет нелепая фигура Петра?